Красных Татьяна : другие произведения.

Свободна!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предлагаю вашему вниманию беседу А.Д.Данилина о романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Александр Данилин - врач, психотерапевт, писатель и радиоведущий. Автор проекта "серебряные нити". Беседы о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Беседа 20 Свободна!


   Самопознание по А.Г.Данилину Мастер и Маргарита - 20
   Свободна
   Ну что ж, добрый вечер. Я -- психотерапевт Александр Данилин, и почему я стараюсь, несмотря на непопулярность этой темы, продолжать разбирать свои фракталы к роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", я, наверное, попробую объяснить потом. Потому что в тех главах, в которых мы застряли, собственно говоря, и идет об этом речь. О чем? В общем о свободе. Если мы в юности прочитали роман, мы всегда всю жизнь помним этот крик Маргариты "свободна, свободна!". И по-моему, для Булгакова здесь важно то, что же все-таки такое свобода?
  
   0x08 graphic
  
  
  
   Это не Маргарита. Вы помните, это любимый мною художник Ремидиос Варо.
   Мы оставили Маргариту в полете, если хотите, разогретой. Чем разогретой? Да в общем чем-то понятным и человеческим. Гневом на критика Латунского, который погубил Мастера и его роман, мстительностью, жаждой крови.
   Весь вопрос в том, достаточно ли этого, чтобы освободиться из плена реальности, из этих призрачных фигур типа критика Латунского, которые выглядывают из-за стен, и которых наверное проще всего сжечь или наверное разбить им морду.
   Однако, как это чувствует Булгаков, этого мало. И надо сказать, что к концу романа текст его становится невероятно плотным. И вообще он очень насыщен метафорами и переживаниями. Он очень насыщен по семантике, и поэтому каждый конечно может обнаружить в нем что-то свое.
   Это огненная Маргарита. Маргарита на щетке -- возможно ведьма, но человеческая. Отомстить, разбить, разнести, пролететь со свистом, ошарашить соседа, или что-то еще подобное. Хорошо знакомая и никуда не выходящая за пределы нашей повседневной жизни. Нужно что-то еще, ради чего она улетает на щетке из Москвы и летит куда-то
  
   0x08 graphic
  
  
   Конечно, это тоже не Маргарита. Это, между прочим, один из самых любимых мною художников 20 века, человек, над картинами которого я много и часто думаю. Его зовут Эрнст Фукс. И это на самом деле античность. Похищение Елены. Между прочим, этот гомеровский миф в основе Илиады - тоже миф о похищении души, похищении ее подлинности. И куда-то в страшную даль несется Маргарита. И там, в этой дали, первое, что происходит
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
   вы помните, наверное, это купание. Надо сказать, что купание Маргариты очень мало рисуют, это вот румынская художница Марина Тераудс. Это совершенно замечательная работа. Работа про то, как раскаленная человеческими страстями ведьма остывает.
   Цитата
   "Маргарита прыгнула с обрыва вниз и быстро спустилась к воде. Вода манила ее после воздушной гонки. Отбросив от себя щетку, она разбежалась и прыгнула в воду вниз головой. Легкое ее тело, как стрела, вонзилось в воду, и столб воды выбросило почти до самой луны. Вода оказалась теплой, как в бане, и, вынырнув из бездны, Маргарита вдоволь наплавалась в полном одиночестве ночью в этой реке.
   Рядом с Маргаритой никого не было, но немного подальше за кустами слышались всплески и фырканье, там тоже кто-то купался.
   Маргарита выбежала на берег. Тело ее пылало после купанья. Усталости никакой она не ощущала и радостно приплясывала на влажной траве. Вдруг она перестала танцевать и насторожилась. Фырканье стало приближаться, и из-за ракитовых кустов вылез какой-то голый толстяк в черном шелковом цилиндре, заломленном на затылок. Ступни его ног были в илистой грязи, так что казалось, будто купальщик в черных ботинках. Судя по тому, как он отдувался и икал, он был порядочно выпивши, что, впрочем, подтверждалось и тем, что река вдруг стала издавать запах коньяку.
   Увидев Маргариту, толстяк стал вглядываться, а потом радостно заорал:
   -- Что такое? Ее ли я вижу? Клодина, да ведь это ты, неунывающая вдова? И ты здесь? -- тут он полез здороваться.
   Маргарита отступила и с достоинством ответила:
   [Обратите внимание - с достоинством советского человека ]
   -- Пошел ты к чертовой матери. Какая я тебе Клодина? Ты смотри, с кем разговариваешь, -- и, подумав мгновение, она прибавила к своей речи длинное непечатное ругательство. Все это произвело на легкомысленного толстяка отрезвляющее действие.
   -- Ой! -- тихо воскликнул он и вздрогнул, -- простите великодушно, светлая королева Марго! Я обознался. А виноват коньяк, будь он проклят! -- Толстяк опустился на одно колено, цилиндр отнес в сторону, сделал поклон и залопотал, мешая русские фразы с французскими, какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара, и про коньяк, и про то, что он подавлен грустной ошибкой."
  
   Дальше выяснится, что ему надо всего лишь слетать на Енисей и он быстренько туда слетает.
   Надо вам сказать, что есть загадка. Это большая загадка. Никто толком так и не расшифровал. Кто же он, этот толстяк. Франсуа Гессар, которого он называет своим другом, это издатель переписки королевы Маргариты де Валуа, о которой мы говорили в прошлый раз. Жил он в 19 веке. А Клодина -- это фрейлина покойной Маргариты де Валуа, супруги французского короля Генриха IV. Соответственно жила она аж на 350 лет раньше, чем друг Гессар. По всей видимости толстяк может путешествовать не только в пространстве, но и во времени. Какую-то связь с Маргаритой де Валуа он чувствует.
   Кто же он такой все-таки, этот толстяк? Вот интересно, никому из присутствующих не приходили в голову размышления на эту тему? Я думаю, что все очень просто и очень сложно. Для того, чтобы избавиться от этой повседневности, которая представляет собой практически сплошные обиды, зависть, месть, нужно вернуться к воде. Т.е. к истокам, к чему-то изначальному. И толстяк этот, как мне кажется, куда более древний, чем времена Клодины. Хотя Булгаков все тщательно маскирует.
  
   0x08 graphic
  
  
   Думается мне, что толстяк всем хорошо знаком. Это Вакх. Он же -- Бахус. Он же -- Дионис. Древний бог вина и экстаза. Его традиционно, со времен Древней Греции всегда изображали веселым толстяком. Конечно, тут, в далеком-далеком заповедном девственном краю он нацепил вместо венка -- цилиндр, заломленный набок. И если вы вглядитесь в этот портрет Вакха кисти Рубенса, то скажете, что похоже чем-то это на цилиндр.
  
   0x08 graphic
  
   Вот, если хотите, Вакх помоложе. Это полотно Гвидо Рени. И он - все толстяк, веселый, пьяный, который никогда не говорит прямо, а на что-то намекает, только открывает возможности для переживаний, а не дает указаний, как и этот толстяк. Там, где-то, в заповедном краю, где танцуют русалки.
  
   0x08 graphic
  
  
  
   Это Яцек Малчевский, к которому я обещал возвращаться. Польский мастер того, что гораздо позже чем он жил, назвали фантастическим реализмом. Кстати, именно в этом жанре работал Эрнст Фукс. Умер он совсем недавно, в 2015 году. И все работы, которые связаны с фантастическим реализмом, они конечно кажутся иллюстрациями к Булгакову, хотя бы частично.
   Опять же -- нарисовал ли кто-нибудь достойно этот танец русалок? Хоровод, который окружил Маргариту, когда она вышла из воды. Я не нашел. Поэтому думается мне, что Булгаков опять маскируется и маскируется, как бы желая, чтобы мы задумались об этом сами. Потому что у него в тексте -- танец русалок. Но дело в том, что за русалками и за их танцами не надо так далеко лететь. Согласно отечественным мифам, которые, как известно, Булгаков изучал, русалки -- это девушки, которые умерли до замужества, и смысл их танца заключается в привлечении мужчин. Они привлекают мужчин, и если мужчины следует за ними, они живут с ними семейной жизнью на дне рек. Похищают и живут. Поэтому русалки -- это такая нечисть, которая водилась невдалеке от населенных мест. И надо рушиться куда-то в ближнее Подмосковье для того, чтобы обнаружить тех самых мужчин, за которых после смерти можно выйти замуж под водой.
   И как мне кажется, правы те переводчики, которые переводили булгаковских русалок ка нимф, или наяд. Я думаю, что на самом деле это они и есть. Опять же -- древние и замаскированные духи природы.
   Маргарита окунается в изначальную природу мира и мифа. И она должна, как ни странно, перед балом и перед встречей то, что чуть позже Булгаковым будет названо звериным оскалом. Она должна стать свободной от этой коросты человеческих чувств, посылания друг друга. Она должна стать королевой. А для этого нужно встретиться со стихией Диониса, пройти что-то вроде элевсинских мистерий, танцевать в круге нимф, почувствовать живую жизнь реки, источника. Ну и конечно, дальше Маргарита встретится, и это тоже, по всей видимости, обязательный процесс, она встретится с кем-то козлоногим.
   С этим немного проще. Это, конечно, пан. Пан, или сатир. Я не буду вам напоминать врубелевского пана, козлоногого бога, который неизвестно откуда взялся и как проник на Олимп. Есть огромное количество античных версий, и между прочим порочная версия. Потому что Дурид доказывал, что он родился у Пенелопы от ее сожительства со всеми женихами сразу. Он сохранился в образе русских чертей. Есть сведения, что он -- сын Пенелопы и Аполлона. И так до бесконечности. Стоит ли тревожить этот образ? Он повелитель плодородия, стихийных духов природы. Он -- сама изначальная дикая природа, ее гармония. Потому что у него в руках всегда...
  
   0x08 graphic
  
  
  
   На картинках ее нет, но так и просится в руки флейта, его атрибут. Он -- призрак ужаса и гармонии природы. Автор картины Виктор Ефименко.
   Когда я читаю булгаковские коротенькие строчки о танцах нимф, я вспоминаю не только пана, но и "Весну" Боттичелли.
  
   0x08 graphic
  
  
   Здесь же тоже есть место стихийным духам и духам природы.
  
   "Весна" - об изначальной природе женственности. Маргарита должна ее принять и понять, прежде чем улетать.
   Помните, в одном из коротких роликов я пытался говорить о древнем античном принципе синхронизации с природой. Я позволю себе напомнить об основных принципах мышления мы говорим сейчас по понедельникам и четвергам. На этих занятиях всегда есть что-то, связанное с искусством. И ни к одному из них не поздно присоединиться.
   Почему я говорю об этом? Потому что вместо человеческого оскала ненависти, обиды.. Для того, чтобы фактически стать богиней, душой, она должна научиться чувствовать и понимать природу. Поскольку Маргарита собственно сама природа и есть. Она -- королева. Помните русскую пословицу о том, что бывают люди с царем в голове и без царя в голове.
   Так вот Маргарита, встречаясь с древними богами, и синхронизируясь с потоком изменений, с ощущением природы и королевского начала в себе, обретает подлинную свободу, которая на самом деле невозможна без заботы. Заботятся о ней -- спокойней и уверенней становится она. Нам все время кажется, что эта горящая Маргарита и есть демонстрация уверенности в себе. На самом деле -- нет. Уверенность в себе -- это покой, позволяющий событиям течь как водный поток и шелестеть листьями как природа. Маргарите что-то нужно в себе отпустить. И сделать это королеве помогают Дионис, бог внутреннего освобождения и Пан, бог природы, и нимфы, и наяды, живые души деревьев и водных источников.
   Без этого некоторого ощущения внутренней гармонии с собой свобода невозможна, без этой странной медитации на двух началах -- на началах экстаза Диониса и началах гармонии, которую, как ни странно, являет собой козлоногий Пан. Они делают ее королевой. Они пытаются сделать так, чтобы она вспомнила свою природу. Потому что реальность, то, что она переживала в Москве, в этом Иерусалиме наизнанку, наоборот, лишила ее ощущения собственной божественности. Здесь она приобретает его вновь. И поэтому когда она улетает,
  
  
   0x08 graphic
  
  
   на поданном Грачом-водителем роскошном лимузине, (это элегантные и простые иллюстрации Виктора Смирнова), она в общем больше не гневная Маргарита. И хотя она начинает подозревать, куда она летит, она абсолютно спокойна.
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот мне очень нравится - сеть огней внизу, черный профиль автомобиля. Автор Мария Романова.
   Почему Грач? Они красавцы, с сине-черным оперением, крепким телом и клювом. Вообще эта птица всегда считалась, как и вороны, медиатором. Медиатором между миром живых и миром мертвых. Помните - "Грачи прилетели". Для москвичей это, конечно же, был когда-то один из первых признаков весны. И грач наверное поэтому у Булгакова один из признаков весеннего полнолуния.
   Конечно, не только грачи, но и вороны являются таким медиатором. А в славянской мифологии грач считался спутником бога Варуны, верховного правителя справедливости и вершителя человеческих судеб. А то, что он умеет пародировать человеческую речь, во многих мифах считается, что вороны и грачи в первую очередь приносят послания из мира духов.
   Так что Маргарита уже сейчас преодолевает грань, барьер между солнечным и лунным миром, между миром земным и миром за пределами смерти.
   В общем, всю оставшуюся передачу можно говорить только о грачах и воронах.
   Что же дальше? Дальше, вы наверное помните, грач сажает машину на кладбище, по всей видимости, это было Дорогомиловское кладбище. Там сейчас Кутузовский проспект, что, как мне кажется, тоже очень симптоматично. Там было большое кладбище, и еврейское маленькое кладбище в начале века. И это, наверное, тоже символично. Там Маргариту встречают, и она оказывается в той самой нехорошей квартире, в доме N 50.
   Цитата
   "Когда, под мышкой неся щетку и рапиру, спутники проходили подворотню, Маргарита заметила томящегося в ней человека в кепке и высоких сапогах, вероятно, кого-то поджидавшего. Как ни легки были шаги Азазелло и Маргариты, одинокий человек их услыхал и беспокойно дернулся, не понимая, кто их производит.
   Второго, до удивительности похожего на первого, человека встретили у шестого подъезда. И опять повторилась та же история. Шаги... Человек беспокойно оглянулся и нахмурился. Когда же дверь открылась и закрылась, кинулся вслед за невидимыми входящими, заглянул в подъезд, но ничего, конечно, не увидел.
  
   0x08 graphic
  
  
   Третий, точная копия второго, а стало быть, и первого, дежурил на площадке третьего этажа. Он курил крепкие папиросы, и Маргарита раскашлялась, проходя мимо него. Курящий, как будто его кольнули, вскочил со скамейки, на которой сидел, начал беспокойно оглядываться, подошел к перилам, глянул вниз. Маргарита со своим провожатым в это время уже была у дверей квартиры N 50. Звонить не стали, Азазелло бесшумно открыл дверь своим ключом"
  
  
   0x08 graphic
  
  
   Караулящие подъезд атланты в замечательно точных иллюстрациях Уве Шрамма, которые я вам показывал.
   Я хочу сказать, что это, наверное, один из главных символов свободы. Свобода от этих атлантов, поддерживающих порядок. Свобода от постоянного наблюдения. Свобода - возможность остаться без этого внешнего взгляда с чем-то важным для самого себя. И эта вертикаль, эта лестница, оказывается для Маргариты лестницей в небо. И вы помните, наверное: первое, что ее поражает, это темнота, в которую они попали.
  
   0x08 graphic
  
  
   Это иллюстрация Калиновского.
   Цитата
   "Первое, что поразило Маргариту, это та тьма, в которую они попали. Ничего не было видно, как в подземелье, и Маргарита невольно уцепилась за плащ Азазелло, опасаясь споткнуться. Но тут вдалеке и вверху замигал огонек какой-то лампадки и начал приближаться. Азазелло на ходу вынул из-под мышки Маргариты щетку, и та исчезла без всякого стука в темноте. Тут стали подниматься по каким-то широким ступеням, и Маргарите стало казаться, что им конца не будет. Ее поражало, как в передней обыкновенной московской квартиры может поместиться эта необыкновенная невидимая, но хорошо ощущаемая бесконечная лестница. Но тут подъем кончился, и Маргарита поняла, что стоит на площадке. Огонек приблизился вплотную, и Маргарита увидела освещенное лицо мужчины, длинного и черного, держащего в руке эту самую лампадку. Те, кто имел уже несчастие в эти дни попасться на его дороге, даже при слабом свете язычка в лампадке, конечно, тотчас же узнали бы его. Это был Коровьев, он же Фагот."
   И тут мы попадаем в целую бесконечность этого простого фрагмента. В тот самый вопрос, как же все-таки помещается в этой квартире та самая почти бесконечная лестница, с которой мы еще столкнемся. И конечно, все трансформации квартиры N 50 тесно связаны с одной книжкой, которую в те времена читали абсолютно все мистики. Это была книжка П.Д.Успенского "Четвертое измерение". Эта книжка была очень популярна среди мистиков. И надо вам сказать, что в ней таится секрет, который тоже не очень сложен, этой бесконечной лестницы и раскрывающегося пространства квартиры N 50.
   Надо сказать, что лестница, как и все у Булгакова, это множество фракталов, и они очень разные. В первую очередь это, конечно, "Четвертое измерение" Успенского, поскольку в нем есть то самое бесконечно раскрывающееся пространство куба. А кроме того, мне кажется, вообще эта глава навеяна П.Д.Успенским. Поскольку в 1916 году вышел его сборник фантастического реализма, его оккультной прозы, который назывался "Разговоры с дьяволом". Где в том числе есть повествование о том, как раскрывается в 4-е измерение любое помещение в любом месте дня или ночи.
   Вы это все можете прочитать в интернете. А мне в свое время приходилось разыскивать подлинники, для того чтобы понять для себя, откуда вообще взялось это удивительное булгаковское чудо.
   Так вот первое, о чем я хочу сказать, это конечно
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот эта бесконечная лестница в одной из возможных разверсток геометрической фигуры.
   Конечно, если я попробую передать П.Д.Успенского просто, то собственно пафос его мистики тех лет был направлен на то, что человек, находящийся в любом материальном трехмерном пространстве, всегда может научиться проводить перпендикуляр к этому пространству. Эта книга о том, что у нас есть дар раскрывать кубы и квадраты наших домов и квартир, и насыщать их четвертым измерением, измерением духа. Мы всегда можем провести перпендикуляр к своему состоянию, и может быть то, ради чего я все это говорю, это всего-навсего попытка всегда проводить перпендикуляр к тому, что происходит в реальности, к подлости с пенсионной реформой. Но самое важное в человеческой жизни -- это вопрос, сможем ли мы провести перпендикуляр к суете, перпендикуляр к тому, что с нами происходит. Вот в чем мистика Петра Успенского.
  
   Они потом с Гурджиевым назовут эту мысль о перпендикуляре всегда присутствующим одной из таблеток к раскрытию некоего присутствующего измерения в себе. Потому что в этом пространстве всегда кроме самого пространства есть наша мечта, есть наша свобода. И поэтому мы по-разному насыщаем это пространство. Я оглядываюсь вокруг в собственном кабинете и говорю "ты как хочешь это назови". Но это конечно же моя попытка построить перпендикуляры, выбраться в это четвертое измерение, из которого с этой бесконечной лестницы всегда можно смотреть вниз, на суетящиеся там организованные фигурки этих самых стерегущих атлантов.
   И это далеко не все, и это не единственная мысль. А еще, конечно же, лестница, на которую ступила Маргарита, с ее поворотом, там она сейчас встретится с Воландом,
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
   это, конечно же, масонская лестница. Лестница масонского посвящения. Что на этой лестнице? Давайте я сейчас не буду об этом подробно, потому что вы прекрасно это можете посмотреть сами. Но на этой лестнице достоинство и науки, которые помогают масону подниматься вверх, строить этот самый перпендикуляр.
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот так она выглядит в реальной масонской ложе.
   А еще эта лестница может быть и скорее всего является, потому что вот тут, я так думаю не один, каким-то далеким прообразом "Мастера и Маргариты" может являться единственная женщина, которой довелось подниматься по этой лестнице масонского посвящения, создательница собственной ложи, я не знаю, знаете ли вы о ней,
  
   0x08 graphic
  
  
   это Екатерина Дмитриевна Кускова. Почему она и Маргарита? Наверное, в первую очередь потому что она была уникальным человеком, который посвятил свою жизнь свободе. Она была членом кадетской партии. Речь идет о первом десятилетии 20-го века. Сначала она создала особую внепартийную группу, которую она назвала "Без заглавия". И целью этой группы, которая стала издавать одноименный политический журнал, была критика и правой и левой политической партии. За что? За зависимость. Правых -- за готовность сотрудничать с правительством. Левых -- за экстремизм и сектанство.
   Конечно же, эта ее задача, которую она сформулировала во время революции 1905 года, и придерживалась ее всю жизнь, была -- научить народ свободе. И поэтому конечно же я вспоминаю и говорю о ней, потому что я надеюсь, что хоть самую маленькую толику, но все-таки наши с вами разговоры и эти мои тексты способствуют той же самой задаче. А т. к. "Группа без заглавия" осталась абсолютно маргинальной, никто ее не поддержал, и после наступления столыпинской реакции журнал был закрыт, группа прекратила свое существование, то Кускова выбрала масонство как древнюю для России форму свободной мысли. Так это было с 18 века.
   В 1912 году была создана особая организация "Великий Восток народов России", которая ставила не столько мистические, сколько политические, а может точнее психологические цели бороться за свободу и свободную мысль в России. Еще раз: там не было почти никаких ритуалов, никакой мистики, но эту лестницу Кускова признавала.
   Так вот я вам хочу сказать удивительную вещь. Об этом политическом масонском движении вездесущему департаменту полиции не было известно почти ничего. Там не было ни одного агента-осведомителя. Об этом настаивал генеральный секретарь "Великого Востока народов России" А.Ф.Керенский. Именно на квартире у Кусковой проходили совещания, на которых вырабатывались планы политического освобождения России. И будущий состав Временного правительства был намечен именно там, на заседании этой тайной ложи.
   В 1922 году ее, считавшую Ленина и большевиков безответственными авантюристами, прямо на том самом знаменитом философском корабле выслали из России.
   Цитата
   "Ленин вреден. Ленин действует на несознательные головы. Ленин вносит сумбур и разложение в армию. Ленин приглашает к захватам. Лениных в России множество. Одни ленины кругом. Ленин -- это безответственная демагогия. С Лениным, т. е. со стихией, не знающей земли, надо бороться убеждением. "
   Это и вправду была удивительная женщина. Конечно, и в эмиграции она продолжала заниматься все тем же. Но там, где была идея масонства как способа научить людей быть свободными, Кускова вспоминается в числе первых. И когда Маргарита вступает на эту бесконечную с поворотами лестницу в темноте, она конечно же в некотором роде символически, метафорически вступает на путь удивительной Кусковой.
   Ну и во времена нашей текущей несвободы ее, конечно же, тоже вспоминать не принято. Хотя с точки зрения того, как же все-таки добиться свободы и что она такое, то, что писала и говорила Кускова, и по сей день может иметь колоссальное значение.
   0x08 graphic
  
  
   Что происходит дальше? Дальше происходит встреча при свечах. Это гравюра художника Александра Федорова.
   Цитата
   "Они пошли между колоннами [вы обратили внимание, что там обязательно есть колонны?] и наконец выбрались в какой-то другой зал, в котором почему-то сильно пахло лимоном, где слышались какие-то шорохи и где что-то задело Маргариту по голове. Она вздрогнула.
   -- Не пугайтесь, -- сладко успокоил Коровьев, беря Маргариту под руку, -- бальные ухищрения Бегемота, ничего более. И вообще я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна, никогда и ничего не бояться. Это неразумно. Бал будет пышный, не стану скрывать от вас этого. Мы увидим лиц, объем власти которых в свое время был чрезвычайно велик. Но, право, как подумаешь о том, насколько микроскопически малы их возможности по сравнению с возможностями того, в чьей свите я имею честь состоять, становится смешно и, даже я бы сказал, грустно. Да и притом вы сами -- королевской крови.
   -- Почему королевской крови? -- испуганно шепнула Маргарита, прижимаясь к Коровьеву.
   -- Ах, королева, -- игриво трещал Коровьев, -- вопросы крови -- самые сложные вопросы в мире! И если бы расспросить некоторых прабабушек и в особенности тех из них, что пользовались репутацией смиренниц, удивительнейшие тайны открылись бы, уважаемая Маргарита Николаевна. Я ничуть не погрешу, если, говоря об этом, упомяну о причудливо тасуемой колоде карт. Есть вещи, в которых совершенно недействительны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами. Намекну: одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке, надо полагать, очень изумилась бы, если бы кто-нибудь сказал ей, что ее прелестную прапрапрапра-внучку я по прошествии многих лет буду вести под руку в Москве по бальным залам. Но мы пришли!
   <...>
   . Дверь раскрылась. Комната оказалась очень небольшой. Маргарита увидела широкую дубовую кровать со смятыми и скомканными грязными простынями и подушкою. Перед кроватью стоял дубовый на резных ножках стол, на котором помещался канделябр с гнездами в виде когтистых птичьих лап. В этих семи золотых лапах горели толстые восковые свечи. Кроме этого, на столике была большая шахматная доска с фигурками, необыкновенно искусно сделанными. На маленьком вытертом коврике стояла низенькая скамеечка. Был еще один стол с какой-то золотой чашей и другим канделябром, ветви которого были сделаны в виде змей. В комнате пахло серой и смолой, тени от светильников перекрещивались на полу.
   <...>
   Нагая ведьма, та самая Гелла, что так смущала почтенного буфетчика Варьете, и, увы, та самая, которую, к великому счастью, вспугнул петух в ночь знаменитого сеанса, сидела на коврике на полу у кровати, помешивая в кастрюле что-то, от чего валил серный пар.
   Кроме этих, был еще в комнате сидящий на высоком табурете перед шахматным столиком громаднейший черный котище, держащий в правой лапе шахматного коня.
   Гелла приподнялась и поклонилась Маргарите. То же сделал и кот, соскочивши с табурета, шаркая правой задней лапой, он уронил коня и полез за ним под кровать.
   Все это замирающая от страха Маргарита разглядела в коварных тенях от свечей кое-как. Взор ее притягивала постель, на которой сидел тот, кого еще совсем недавно бедный Иван на Патриарших убеждал в том, что дьявола не существует. Этот несуществующий и сидел на кровати.
   Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый -- пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец, всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар."
  
   Вы, наверное, помните. Я не могу отказать в удовольствии перечитать эти строки. Хотя в действительности
  
  
   0x08 graphic
  
  
   мне все время хотелось понять: так кто же он, ясно названный дьяволом? И как сказано у Гете, вечно хотящий зла. Кто он такой? И зачем ему понадобилась Маргарита? Так до конца и не ответили на этот вопрос.
   Помните, я говорил, что Сатана, Сатанаэль -- князь-обманщик. Он разделяет. Он противостоящий. Согласно гностическим представлениям н -- старший сын Бога. Да, он и есть тот самый Демиург, творец материального мира. Блудный сын, сбившийся с праведного пути. В общем по сути гностики и мистики думали именно так.
  
   Он создал тело Адама, а Бог вдохнул в него душу. Затем он создал Еву, а Бог, в свою очередь, свою душу. Знаете, что это означает? В том числе это означает, что они с Иешуа родные братья. Он отказался ценить Адама, воспитывать его , поклоняться ему. И заявил, что он, Адам, сделан из праха. А Сатана -- из огненной материи. Поэтому он выше Адама. И за это был низвергнут с высот.
   В общем, дело же тут не в деталях. Я их могу продолжать до бесконечности.
   Видите, у нас есть две реальности - реальность Иерусалима и реальность его изнанки, коммунистической Москвы. В этих двух реальностях ими как бы управляют повествованием о них два брата -- дьявол и Иисус.. И мне кажется, что в последней сцене романа будет такая ревностная нелюбовь братьев друг к другу.
   Очень важно научиться понимать. Для гностиков они две стороны одной монеты. Они не могут друг без друга, как свет и тьма. И так происходит в тексте романа -- они как бы дополняют друг друга. А Маргарита оказывается ровно на том самом гностическом месте, она оказывается медиатором, посредником между ними. Богиней, которая из тьмы и света ткет реальность. Богиней, как всякая женщина на земле, не осознающей этого, не чувствующей себя богиней, и поэтому не чувствующей своей ответственности за жизнь вокруг. Ведь для того, чтобы она поняла свою причастность, Булгаков отправляет ее туда, в античные заповедные места, для того чтобы она почувствовала себя вокруг древней природной магии. Маргарита-медиатор между Иешуа, который видит добро, и Воландом, который... Наверное поэтому Булгаков использует одно из имен Мефистофеля, такое незначительное, проходящее в "Фаусте". И придает ему самые разные черты. Там есть элементы Люцифера, дьявола. Но он тот самый гностический Бог-творец. Который не Бог. И поэтому совершает ошибку. Пытается заключить человеческую душу в разделенный мир. Не в природный, а в разделенный. "Разделяй и властвуй".
   Любовь Маргариты к Мастеру, который почувствовал подлинную суть и подлинный облик Иешуа Га-Ноцри, соединяет их. И сейчас, прямо сейчас. Она ведь проявит заботу
   Цитата
   "-- Гелла, пора, -- сказал Воланд, и Гелла исчезла из комнаты. -- Нога разболелась, а тут этот бал, -- продолжал Воланд.
   -- Позвольте мне, -- тихо попросила Маргарита. Воланд пристально поглядел на нее и пододвинул к ней колено.
   Горячая, как лава, жижа обжигала руки, но Маргарита, не морщась, стараясь не причинять боли, втирала ее в колено."
  
   0x08 graphic
  
  
  
  
  
  
   Мне очень нравится Ширвиндт в образе Воланда. Фотоиллюстрация Елены Мартынюк
   Цитата
   "-- Приближенные утверждают, что это ревматизм, -- говорил Воланд, не спуская глаз с Маргариты, -- но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в тысяча пятьсот семьдесят первом году в Брокенских горах, на Чертовой Кафедре.
   -- Ах, может ли это быть! -- сказала Маргарита.
   -- Вздор! Лет через триста это пройдет. Мне посоветовали множество лекарств, но я по старинке придерживаюсь бабушкиных средств. Поразительные травы оставила в наследство поганая старушка, моя бабушка! Кстати, скажите, а вы не страдаете ли чем-нибудь? Быть может, у вас есть какая-нибудь печаль, отравляющая душу, тоска?"
  
   Я вот что хочу сказать. Я хочу сказать, что эта ассоциация с чертовой бабушкой -- это ведь отсылка к еще чему-то более древнему. Более древнему чем Дионис, чем Воланд. К какой-то первичной богине-матери, которая когда-то была сильнее и значимее всех остальных мужских богов. Какова роль Маргариты? Зачем она понадобилась отвергнутому творцу, который так и не смог из справедливости создать гармонию.
   0x08 graphic
  
  
   Наверное, вы знаете. Сейчас это популярная тема. Это опять Рубенс. Знаменитый мифологический сюжет, который называется "Геракл и Омфала". И это совершенно потрясающая история. В чем история? В том, что однажды Геракл совершенно случайно, в гневе (с ним это часто случалось) убил ни в чем не виноватого Ифита. Ифит сгоряча обвинил Геракла в воровстве. Делать этого было нельзя. И чтобы очиститься, поскольку убийство невиновного человека, тем более гостя, который вообще находился под покровительством Зевса, его отца, - дельфийский оракул приказал Гераклу продать самого себя в рабство на три года.
   Не желая быть опозоренным в Элладе, он отправился в Лидию и выставил сам себя на продажу. Вот так бывает. Цену он назначил немалую -- три таланта серебра -- это очень много. 1 талант -- 67 кг. Почти 200 кг серебра захотел за себя Геракл. И в конце концов купила его сама лидийская царица, которую звали Омфала.
   И вот тут-то начинается самое интересное. Потому что Геракл расстался со своей львиной шкурой, дубиной, и вместо этого стал носить ожерелья, золотые браслеты, и женский тюрбан. Поселился на женской половине дворца. И вместе с распутными ионийскими рабынями он расчесывает и прядет шерсть. Если вы присмотритесь, это у него прялка. Вздрагивает при каждом окрике грозной Омфалы, которая может заехать ему его же дубиной и за ухи оттаскать, и оплеуху отвесить. Так стал самый сильный человек на земле и самый грозный воин рабом лидийской царицы.
   Правда, в оправдание Геракла надо сказать, что родила она ему 4-х сыновей за это время. И как-то умудрилась еще двоих принести одна из ионийских рабынь. Мало того, он еще избавил Малую Азию от 20 шаек разбойников, которые не давали житья торговцам и земледельцам. Захватил и сравнял с землей город Итоны, жители которого совершали набеги на Лидию. Убил огромного змея, который требовал человеческих жертв.
   В общем, он в это время еще умудрялся и подвиги совершать. Это загадочная история, но абсолютно необходимая. Почему? Потому что она -- Омфала.
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот еще замечательная картинка на тот же сюжет. Автор Теодор ван Тюльден. Здесь лучше видна прялка, и как она его за ухо таскает, и львиная шкура.
   А суть в том, что самый грозный, самый сильный человек на свете не может без женского начала, потому что эта вся травестийная комедия вводит его в ту самую заботу, без которой на самом деле не бывает свободы. Геракл все время попадает в рабство. Впрочем, вообще цикл мифов о Геракле и его 12 подвигах на службе у царя Эрисфея -- на самом деле это о приключениях человеческой души. И как эта душа становится подлинной и настоящей.
   Когда-нибудь, когда мы закончим рассуждения о Мастере и Маргарите, я попробую сделать такой же цикл передач о просветительских мифах, о том, как достичь просветления ума с помощью мифов о Геракле. И как почувствовать свою жизнь подлинной. Есть такая история, и я надеюсь, что у меня хватит сил ее сделать. А вы меня поддержите.
   Так что делает эта голая страшная мужественность Геракла без женственности? Она не только совершает справедливые подвиги, но и разрушает ради того чтобы разрушать. Она вспыльчива, как только что такой была Маргарита. Ее пришлось охватить стихией воды и античности. А Маргарита -- богиня, королева, призвана охладить горячий нрав Воланда. Потому что конечно же он может не только приветствовать гостей на балу, но и порвать на части. Чем, собственно и займется через некоторое время. Правда, не по отношению к гостям.
   Без соприкосновения с женским началом в себе, - посмотрите, как это все прямо показано, в лоб, как это чаще всего и происходит в античности. Реальность погибнет, будет разрушена. Омфала... В храме Аполлона стоял камень, который назывался омфалос. Он был пупом земли, центром мира. Это мифологическое имя царицы (опять царицы, обратите внимание) как бы намекает на то, что она -- пуп земли, центр реальности. Потому что если этого центра не будет, если не будет этой сетки заботы, наброшенной на человечество, то тогда оно погибнет. Реальность будет разрушена.
  
   0x08 graphic
  
  
   Это Тинторетто. Есть такая версия, что вот это помутнение рассудка Геракла, из-за чего он одел женскую одежду, взял в руки прялку. Этот морок на него навел Пан. Тот самый Пан, о котором мы говорили в самом начале. И Геракл однажды обнаружил Пана в постели Омфалы, и на картине отражена эта сцена.
   Так что все гораздо интереснее связано одно с другим, чем это кажется.
   Но имея только ярость, без этой гармонизации, синхронизации с природой, без проявления заботы сначала о Воланде, а потом и о гостях, душа не может быть свободной. Потому что подлинная божественная природа, она в гармонии, а не в ярости. Она в гармонии, а не в справедливости. А Геракл всегда приходит в ярость, ну казалось бы справедливо. Он убил как-то своих детей, и жену, влекомый праведным справедливым гневом.
  
  
   0x08 graphic
  
  
   Вот, видите? Эрнст Фукс. И это тоже темный ошибающийся творец, которому необходима женственная природа для того, чтобы его власть, или его могущество были действительно справедливыми. Иначе как-то абсолютно невозможно.
  
   0x08 graphic
  
  
   Это не Маргарита, опять же. Это Фукс. Это Ева в неглиже -- так называется эта работа. Но наверное как-то так перед балом расположилась восхитительная Маргарита, смягчая гневный взгляд Воланда.
   0x08 graphic
  
  
   Эти древние боги -- это все Эрнст Фукс. Эти древние боги не могут ожить, пока на них не ниспадет женское начало. Оно, а не мужские решения, залог любви и проводник света, позволяющий душе освободиться.
  
   0x08 graphic
  
  
   Это самый загадочный бог гностиков -- Абраксис. Я не буду сейчас рассказывать о нем. Но -- видите, - без присутствия Евы, без присутствия женщины он и его власть абсолютно нереальны. И мир вокруг него рушится.
   И как-то я очень долго сегодня говорю. О шахматах, глобусе, и, надеюсь, бале, мы с вами поговорим в следующий раз. Простите за занудство. Суть свободы в женственной заботе о мире, и даже о тех началах в нем, которые кажутся на первый взгляд злобными. Без этого не существует реальность. Она либо разрушается, либо становится абсолютно пустой, что в общем-то одно и то же. Мы просто как-то стесняемся женственного начала. Спасибо, что выслушали. Пока.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"