Красных Татьяна : другие произведения.

Об агрессивности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Об агрессивности
  
   Вспомним, что по современным представлениям,
   кроманьонцы жили вместе с неандертальцами.
   Пока точно неизвестно, произошли ли люди от них или был общий предок,
   в данном контексте совершенно неважно.
   А важно то, что неандертальцы превосходили людей практически во всем.
   Они были сильнее, умнее (исходя из объема мозга) и социальнее.
   То есть дрались друг с другом (предположительно) реже
   и может даже вовсе не убивали себе подобных.
   А вот человек разумный был неудачником (эволюционно), эмоционально неуравновешенным и
   социально неустойчивым приматом и убийцей, а также каннибалом.
   Последнее в общем в животном мире не редкость, а вот первые три качества
   помогли нашему виду не только выжить, но и достаточно быстро превзойти неандертальцев,
   а потом и полностью вытеснить этот вид с планеты.
   <...>
   И случилось страшное. Особенности устройства психики, которые для любого порядочного вида
   (в том числе разумного) являются чистой воды социопатией
   и социально-половым отбором безжалостно отбраковываются,
   закрепились как способствующие выживанию вида.
   <...>
   Война, кстати, как организованная форма насилия тоже закрепилась и в подсознании,
   и в культуре, и в самом строении социума как такового...
   <...>  
   Если вышесказанное верно, то это означает, что наша цивилизация не только сейчас,
   но и в обозримом будущем сохранит:
     
   а)конфликтность, не обязательно требующую физического уничтожения противника,
   но в любом случае некую форму победы над ним в ходе какой-то борьбы
   (хотя бы и на бирже, на игровой доске и т.п.)
   б)ксенофобию и неспровоцированную ненависть, в лучшем случае сублимированную или
   направленную на абстрактные "грех и невежество"
   в)асоциальность, причем независимо от формы социума
   (опять же, хотя бы в форме отшельничества или показного нонконформизма)
  
   (Мамлиев Булат Ханифович "Агрессивность человечества")
   ----------------------------------------------------------
  
   Интервью с Юрием Козыревым (фрагменты)
  
   Пишет ir_ingr
   2010-08-10 10:28:00
  
   Интереснейшее менее известное интервью с Юрием Козыревым - 2
  
   (Выкладываю только вопросы и ответы о войне - ir_ingr)
  
   - Вы ставите перед собой какую-то сверхзадачу?
   Ведь не просто фотографией ради фотографии занимаетесь.
   Чувствуете за собой какую-то миссию?
  
   - Вы знаете, нет. Я точно не собираюсь мир менять.
   То, чем я занимаюсь, мне интересно. Это образ жизни.
   Я могу быть свидетелем событий, и это круто!...
   В общем, это страшно завидное занятие быть свидетелем революций, переворотов, войн.
   Не наблюдать через скучные новости в телевизоре, а находиться там, на земле,
   что называется, и всё самому оценивать.
   Это дорогого стоит.
  
   Дело в том, что у каждого поколения были свои события.
   Кому-то повезло больше, кто-то увидел больше.
   Я пришел в фотографию случайно и мое познание мира через фотографию -
   это было социологическое исследование.
   Но уже в процессе изучения, понимания и встреч с совершенно удивительными людьми,
   обращения к их опыту, просматривания их фотографии у меня совершенно
   точно сложился мой иконостас.
   И эти люди - в основном военные репортёры. Не то, что мне лишь бы на войну.
   Просто на войне ты видишь всё по-настоящему...
   Так вот, я предпочитаю находиться там, мне нравится,
   что вокруг меня происходят события.
  
   Хотя у меня был очень грустный опыт, который мог бы меня остановить.
   Как намёк свыше: больше не делай этого. Афганистан, 1991 год.
   С Валерой Нистратовым нас забрали моджахеды. Мы сидели в тюрьме три дня.
   И страшно было, и не было понятно, что с нами будет.
   Но там всё как-то, слава Богу, разрешилось.
   У Валеры украли тогда всю аппаратуру, правда, потом через полгода
   он получил её обратно. Но я отношусь к этому как к опыту.
   Следующая поездка в Афганистан в 2001 была уже более осмысленной,
   более продуманной.
  
   В:- Получается, Вы снимаете молниеносные, скоротечные события.
   Некогда ждать красивого света и т.д.?
  
   - Да, там много ограничений. Во-первых, безопасность, потому что,
   это может звучать банально, нельзя снимать летящую пулю.
   Там, где война, ты во многом зависишь от своих провожатых...
   Но если говорить про миссию, то фоторепортёру очень важно видеть и ту,
   и другую сторону.
   И если военные делают что-то не так, надо постараться снять,
   чтобы обывателю было понятно, что его соотечественники делают что-то неправильно.
   Так вот, я нахожусь там, где всё время происходят не самые приятные вещи,
   и реагировать, и снимать надо быстро.
  
   Ситуации разные бывают. На войне не всегда снимаешь бой.
   Вот Ирак - там военные действия продолжались шесть лет,
   люди жили и выживали в этой среде. Там можно, например, снять рынок, как люди живут.
   Но, находясь в этой среде, я понимаю, что здесь может что-то произойти.
   И моё присутствие может что-то изменить.
   Ведь журналист - это своего рода приманка. Журналистов крадут, убивают и т.д.
   Поэтому, оказавшись в ситуации азиатского рынка, нужно очень быстро работать,
   понимая, что у тебя нет много времени.
   И провожатые, которые не могут ходить вокруг тебя как охрана, просто дают знать,
   что пора уходить, что пора прыгнуть в машину и уезжать.
   Съёмка может длиться всего десять минут, но она дорогого стоит.
  
   В:- Фотограф может как-то повлиять на ход событий? Были такие случаи?
  
   - Были. Много раз. Фотограф может спровоцировать ситуацию, а может ее остановить,
   если примет правильные решения. Самый яркий пример - Джеймс Нахтвей...
  
   У меня во вторую Чеченскую войну с морпехами было много ситуаций,
   когда они чего-то не сделали, потому что рядом был я. И это очевидно.
   А были и другие ситуации с теми же морпехами, когда говоришь, что надо на линию фронта,
   а они отвечают, что нельзя.
   Нельзя, потому что очень опасно, что мы не пройдём.
   И вот канючишь, упрашиваешь, и они соглашаются. Рано утром выезжаем.
   Туман, совершенно фантастическая картина.
   Но когда потом через 20 минут нас начинают обстреливать под Центороем,
   и двое ранено, один убит. И мы уходим, а я снимаю всё это....
   <...>
   Ещё вот какая странная штука на войне - скучно с военными. Идёшь с ними.
   Они совершают совершенно бессмысленные действия: вышибают двери, проверяют вещи,
   ищут врагов, как они говорят. Но это их работа. И внутренне они тоже ждут,
   что может что-то произойти, и готовы к этому.
   И когда они расслабляются, и ты расслабляешься, потом вдруг БАМ!
   Серьезный такой "Бам", как в хорошем профессиональном боксе, в настоящем бое -
   всё происходит мгновенно - раз, раз...
   Это минута. У тебя есть минута на понимание того, надо тебе выжить,
   надо ли тебе помочь, надо ли тебе не помешать.
   Это три фактора. Потому что в любом случае фотограф - лишний там человек.
   Он точно провоцирует нападающих, потому что выглядит белой вороной...
  
   В:- В действующей армии опытные бойцы учат молодых, только что прибывших на фронт,
   навыкам выживания, а Вас кто-нибудь обучал этому?
  
   - Да, передача опыта - это принципиальная вещь.
   Дело в том, что существует некое товарищество людей, которые освещают события.
   Это очень маленький круг и мы всегда делимся своим опытом,
   знаниями и пониманием ситуации.
   Потому что если человек едет в Афганистан в первый раз, ему жизненно необходима
   информация бытового плана, и получить её лучше всего у тех, кто там уже был:
   что из вещей брать с собой, какие таблетки спасут от поноса...
   Допустим, можно приехать в шортах, а это глупо.
   Кажется, там же +40 градусов, но это не значит,
   что можно ходить в шортах в мусульманской стране.
  
   Что касается других знаний - с кем стоит работать...
  
   В:- Проявляются ли какие-то национальные черты в том,
   как русские солдаты реагируют на человека с камерой, американские и другие?
  
   - Это зависит от конкретно взятой ситуации. Но есть какие-то общие тенденции.
   Я единственный русский фотограф, который работал в Ираке шесть лет.
   Поэтому если вы приедете в Ирак, и там скажут, что есть такой Козырев Юрий,
   и что он почти что иракец, то не удивляйтесь...
  
   И это хорошая реакция, когда тебе говорят: Русский - классно! Это помогает.
   Русский для иракцев - тоже хорошо...
  
   Иракцы - народ любознательный. Они хоть и говорят, что не образованные,
   замученные режимом Саддама, но на самом деле это не совсем так.
   Потому что при долгом режиме Саддама почти каждый пятый иракец учился в Европе,
   в основном в Англии. У них прекрасное образование.
   Это единственная арабская страна, где так внимательно относятся к образованию детей.
   А вот сейчас всё худо, потому что в школы опасно ходить.
   Всякие шариатские штучки начинаются - разделение девочек и мальчиков.
   Хотя раньше это было светское государство.
  
   В:- Не пытались ли военные использовать Вас в своих целях,
   дать задание какое-то или попытаться выудить информацию?
   Вы же по обе стороны от линии фронта бываете.
  
   - У меня были курьезные ситуации, когда я очень долго сопротивлялся самой идее
   быть с военными. Я освещал оккупацию Ирака американскими войсками,
   будучи в Багдаде с иракцами - это был мой выбор. И когда бомбили, я с ними был...
  
   В:- Многое из того, что происходит на войне - ужасно.
   Как определить грань между тем, что можно снимать и тем, что нельзя?
  
   - Я очень многие вещи не снимал. Видел, но не снимал.
   Многое просто нельзя показывать....
   <...>
   Вопрос этики существует и по отношению к солдатам.
   Иногда что-то снимаю, но не показываю, ведь родные люди у каждого солдата есть,
   а значит, есть вероятность, что они могут это увидеть.
   А не факт, что им нужно видеть, как их сын погиб...
  
   В:- Контраст условий жизни людей на Земле Вам, наверное, очень заметен.
   Одно дело город, цивилизация, Интернет, а другое дело война...
  
   - Да. Это просто часть профессии.
   Везде, где идёт война, очень сложные бытовые условия. Если довоенный Ирак жил бедно,
   но всё же там были хоть какие-то условия, главное что было чисто,
   то сейчас после оккупации страны, когда в восьмимиллионном городе нет света, это кошмар.
   Представьте, в Москве вырубить свет хотя бы на час. А там электричества нет месяцами.
   И мы приспосабливаемся, начинаем использовать генераторы.
   Когда температура +45 градусов, это тоже очень тяжело.
   В Афганистане другие проблемы - просто бедность. Бедные люди вокруг,
   живёшь с ними в тех же мазанках и это нормально.
   Эту особенность профессии надо либо принимать, либо ты просто не увидишь того,
   что там на самом деле происходит.
  
   В:- Нет ли у Вас ощущения, что люди не хотят воевать,
   что политики навязывают им эти войны?
   Встретились два парня - один из Ирака, другой из Америки,
   какой смысл им друг друга убивать?
  
   - Да, есть некоторая абсурдность и она понятна многим и с той и с другой стороны.
   Но у людей там шок происходит. Представляете, первый раз в жизни парень из техасской деревни
   перелетел океан и оказался в совершенно другой среде.
   Нужно время, чтобы понять, что это другая страна, другая культура.
   Среди американских солдат много людей образованных и многим абсурдность войны
   была понятна, просто для кого-то это работа, некоторыми людьми движет чувство долга.
   Если ты подписал контракт в 2000 году на пять лет,
   а потом досрочно хочешь его разорвать, то это подсудно.
   <...>
   - А не по работе, просто так для души фотографируете?
  
   - У меня нет такого. Моя работа - это и есть для души, это и есть моя жизнь.
   И не было никогда разделения. Были этапы жизни..
  
   В:- Когда пришло понимание того, что, взяв в руки фотоаппарат,
   вы можете дать людям какую-то важную информацию, какой-то посыл?
  
   - Да, у меня был такой опыт. Первую Чечню снял неряшливо - где-то был не совсем точен,
   плохо организован. Но я понимал, что будет вторая Чечня, был к этому готов...
  
   В:- Сейчас довольно сложная обстановка в мире.
   Вы много где бываете и многие события видите изнутри.
   Насколько всё накалено, насколько опасно.
   Тот же кризис - его могут спустить на тормозах, а могут начаться глобальные войны,
   Третья мировая война...
  
   - Она уже началась, Антон!...
  
   (Добавить комментарий)
  
   glamurtroll
   Спасибо
  
   hungarez
   спасибо. очень интересно.
  
   shwy_13
   Общее впечатление, конечно, от интервью - сильное. Настоящий мужик.
  
  
  
   Пишет ir_ingr
  
   2010-02-14 12:46:00
  
   Джеймс Нахтвей, фотокорреспондент журнала Time, основатель агентства VII, Нью-Йорк
  
   1. Если честно снимаешь войну, получается антивоенная фотография.
  
   2. Правду не нужно приукрашивать. Ее надо просто сказать,
   и часто бывает достаточно сделать это один раз.
  
   3. Страх - это настолько фундаментальное чувство, что ему трудно дать определение.
   Но я могу сказать вам, что он делает с людьми.
   Если он вас парализует, он может вас убить. Но если он заставляет вас лучше видеть то,
   что происходит вокруг, он может спасти вам жизнь.
  
   4. Конечно, я никогда не считал себя неуязвимым для пуль и снарядов.
   У меня в ногах полно осколков.
  
   6. Человечество, конечно, сильно продвинулось вперед.
   Но во многих отношениях мы еще стоим на очень низкой ступени развития,
   когда инструментом для достижения тех или иных целей становится насилие.
   Не знаю, когда мы от этого избавимся... если вообще избавимся.
  
   9. Если в какой-то момент повлиять на исход событий могу только я,
   то я ненадолго перестаю быть репортером и помогаю людям.
   Несколько человек, которых собирались линчевать, уцелели, потому что я вмешался. Однажды....
  
   10. Мне кажется, причиной большинства конфликтов, о которых я делал репортажи,
   была не религия. Территории - да. Или власть. Или еще что-нибудь.
   А религия - только русло, в котором они развиваются.
  
   11. Сейчас на мне серо-голубая рубашка, но я никогда не надел бы ее
   в зоне военных действий. Она может показаться армейской.
   Вызвать вопросы. Я люблю носить белое, потому что в нем прохладно,
   а я бываю в очень жарких местах. Кроме того, это нейтральный цвет.
   В нем больше сливаешься с окружающим.
  
   12. Если вы хотите войти в контакт с людьми, у которых большое горе,
   которые боятся, которые в отчаянии, это нужно делать особым образом.
   Я двигаюсь чуть замедленно. Говорю чуть замедленно.
   Я даю им понять, что отношусь к ним с уважением.
   По тому, как вы смотрите на людей, они видят, насколько добрые у вас намерения.
   Все эти мелочи подмечают те, в чью жизнь вы хотите проникнуть.
  
   13. Побывать в бою, слышать, как пули свистят у твоей головы,
   как вокруг рвутся снаряды, и выйти оттуда целым и невредимым - это, конечно,
   в каком-то смысле очень волнующе. Испытываешь мощный прилив адреналина.
   Но я занимаюсь своим делом не ради этого...
  
   14. В честолюбии самом по себе нет ничего плохого.
   Но в опасной ситуации оно может повлиять на твою способность здраво соображать.
  
   15. Я наполовину глухой. У меня плохие нервы и постоянно звенит в ушах,
   а бывает, я и вовсе ничего не слышу. Наверное, я оглох из-за того,
   что не вставлял в уши затычки...
  
   16. Мои работы дают очень слабое представление о том, что это такое - быть там.
  
   17. Голод и болезни - это самые древние орудия массового уничтожения.
   Когда жгут поля и убивают животных, люди становятся уязвимыми.
   В Сомали такими методами были убиты сотни тысяч людей.
  
   18. Чаще всего мои сны связаны не с тем, что я видел в разных местах,
   а с чувствами, которые я там испытывал.
   Больше мне не хотелось бы ничего говорить о моих снах.
  
   19. Не думаю, что в нашей профессии можно уйти на покой.
  
   20. Я никогда не выигрывал в лотерею, да и как фотограф я не слишком удачлив.
   Но мне везет в главном: я до сих пор жив. Ведь я рискую каждый день.
   По сравнению с этим любое другое везение - ерунда.
  
   21. Как мне удается сохранять оптимизм? Очень просто.
   Люди, которые попадают в подобные ситуации, все равно не перестают надеяться.
   Если у них остается надежда, почему я должен ее терять?
  
   (Добавить комментарий)
  
   synthesizer
   сильно сказано. тут есть над чем задуматься. спасибо, что познакомили.
  
   pound_sterling
   Очень вдохновляющий текст, спасибо. Записал для себя несколько цитат.
   Великие слова.
  
   schutze
   Войны по сути своей практически не меняются.
   Вряд ли когда-нибудь будет так, что погибать будут исключительно
   для этого предназначенные.
   Раньше мирное население рассматривался в качестве источника добычи и тех же рабов,
   сейчас гибнет по причине возросшей огневой мощи и ошибок в наведении,
   а также нервных срывов комбатантов.
   В области уничтожения и разрушения человеческая природа
   обладает завидным постоянством и это вряд ли изменится.
   По крайней мере, при нашей жизни.
  
   ir_ingr
   Огневая мощь, урбанизация, дистанционные удары,
   удары по объектам экономики и быта и т.д.
   Причин много, но факт то всё равно есть.
  
   Плюс можно сказать, что противник всё больше демонизируется,
   т.е. это не просто достойный конкретный враг, которого надо остановить или уничтожить,
   это всё больше какие-то мифические непонятные злые люди,
   виртуальные для западного мира.
  
   С другой стороны, весь это пафос о гуманизме, прогрессе, правах и свободах,
   всё больше вызывает когнитивный диссонанс у людей,
   которые вдруг видят последствия боевых действий.
  
   Это я всё к чему: не вижу изъяна в логике журналиста. Он во многом прав.
  
   shamanka
   "Правду не нужно приукрашивать. Ее надо просто сказать" -
   вот это понравилось больше всего.
  
   Пишет ir_ingr
   2010-02-28
  
   Интервью с военным фотографом Юрием Козыревым
  
   В:...Вы про себя говорите, что вы всегда там, где новости.
   Там, где новости, - это что: снять горячее, получить деньги?
   Или все-таки у вас есть такой внутренний гражданский голос - "не могу этого не делать"?
  
   - Если я скажу, что это миссия, я буду вторичен,
   потому что это уже сказал фотограф Джеймс Нахтвей
   Но он имеет на это полное право, потому что он доказал своей жизнью.
   Он действительно посвятил этому жизнь - быть там, где тяжко,
   чтобы пытаться это как--то рассказать.
  
   В: Я еще про адреналин спрошу.
  
   - Адреналин - это в экстремальном туризме.
   У нас бывает страшно, бывает невыносимо, то есть жуть.
   Беслан вспомните - невозможно же к этому быть готовым.
   И для меня сейчас все понятнее становится, я перестал искать красивые кадры,
   я занимаюсь очень простой съемкой, я просто констатирую факт.
  
   ...Одному мальчику из Чечни помогла моя фотография - он потерял ноги,
   причем это было до второй чеченской. Я оказался там, русские пробомбили поле футбольное,
   где были 11 детей, из них практически все погибли, один мальчик выжил, но потерял ноги.
   Опубликовали фотографию в голландской газете - и сразу же нашлись люди, которые сказали:
   "Мы хотим помочь". И вот мне надо было найти мальчика Али, вернуться к нему,
   довезти до Москвы, в Москве найти больницу, которая его примет на время.
   И потом отправить его в Амстердам.
  
   В: Это часть работы журналиста или нет? Или это часть душевной работы?...
  
   - Для меня деньги очень вторичны, я об этом вообще не думаю.
   Все происходит само собой.
  
   В: Да, наверное, научить этому невозможно.
   Не линейкой же измерять человеческие качества?!
  
   - Есть ремесло, и ему необходимо научиться. Это важный процесс, но важнее другое.
   Технические ошибки - это неизбежно.
   Но если это связано с этикой, с моралью - тогда труба.
   Если человек может себе позволить попросить кого-то стрельнуть из пушки,
   чтобы больше было драматизма это уже преступление. Такие случаи были.
  
   В: Ну а вот вы сидите, пьете кофе и думаете: что-то нигде не бомбят.
   Что тогда?
  
   - Ужас состоит в том, что все время бомбят где-то, понимаете?
   Дело в том, что есть социальная история и всегда будет.
  
   В: Социальная критика?
  
   - Да, всегда можно найти свою историю, она может быть в коммуналке московской,
   а может быть в каком-нибудь шахтерском поселке, где все туго и про них забыли,
   это могут быть детки, которые были рождены в тюрьмах.
   Список этих историй бесконечен...
   <...>
   ...Это очень важно, нужно доверять своей интуиции.
   Если вдруг начинает подводить - это беда, поверьте мне, половина из того,
   что удается сделать, - только потому, что есть такая, волчья интуиция.
   Ведь мы же, как правило, одиночки и в окружении, как правило, не очень приятных людей.
   Незнание языка, иногда вообще непонимание ситуации, этому быстро набираешься,
   там ведь каждая ошибка дорого стоит.
   Поэтому интуиции надо доверять, выруливать в любой ситуации.
   И иногда ты можешь оказаться там намного раньше, но это тоже полезно.
   Я в Ираке просидел, прочувствовал ситуацию, я, наверно, больше других понял про страну,
   про культуру, традиции - все это на простом, бытовом уровне.
  
   В: А вот про страх расскажите. Как управлять страхом в сложной ситуации?
  
   - На войне скучно, всегда скучно. Очень часто вообще ничего не происходит.
   И если вдруг что-то происходит, то со страхом ты справляешься,
   потому что сразу много других мыслей. Первая - не помешать.
   Вторая - не умереть. Может, мы по-разному осознаем, что такое страх...
  
   (Добавить комментарий)
  
   ir_ingr
   Один в один, мне в Ираке тоже люди (кто бывал в России) говорили,
   что "как вы там живёте в Москве, это же ужас, преступность, неискренность
   и сплошное озлобление всех на вся?".
  
   Как по-разному воспринимается мир.
  
   mynameisanonym
   Так и есть,это ощущается физически, кожей.
   Прямо на выходе из самолёта чувствуешь,что что-то в воздухе висит .
   Злоба-не злоба, но очень давит. Взгляды людей, нервное напряжение,
   поведение людей в транспорте, на улице. Очень неприятно это.
   На искреннюю улыбку и участливое поведение реакция просто не однозначная.
  
   sab_ak
   в городе и стране, в котором люди крутятся как волчок, выживают,
   по другому и не может быть...
  
   starorusets
   Спасибо за интервью.
   Настоящий человек, репортер не утративший чувств.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"