Красносельский Сергей Александрович : другие произведения.

Плавать необходимо

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Древние римляне считали, что плавать необходимо. Нам необходимо летать, но надо ли летать в космос?


Плавать необходимо

Navig?re necesse est, vivere non est necesse

Плыть необходимо, жить нет необходимости.

  
   Вот так - необходимо и всё. Такой волевой, безальтернативный подход к решению проблем позволил Риму освоить половину известного им мира.
   Не только завоевать, а построить: дороги, мосты, акведуки и арены во всех концах ойкумены.
   Тогда не было самолётов и аэростатов.
   Теперь можем перефразировать - летать в небе необходимо.
   Но можно ли то же сказать о космосе?
   Латиняне были жёсткими прагматиками. Они плавали по морю для связывания воедино всех своих заморских провинций.
   А зачем нам нужен космос, кроме удовлетворения любопытства и поисков приключений?
   Существует много объяснений и обоснований. Мониторинг Земли, контроль загрязнений и катастроф, наблюдения за погодой, космическая связь. Исследование дальнего космоса, который лучше наблюдать в безвоздушном пространстве, изучение планет Солнечной системы. Существуют надежды на добычу полезных ископаемых на планетах и других космических телах. Только вот не могут договориться, то ли надо создавать базу на Луне, чтобы с неё летать далльше. То ли организовать экспедицию на Марс.
   Для всего этого летать в космос нет необходимости. Всё это лучше, проще, дешевле могут сделать автоматы. Токое мнение высказывал космонавт Феоктистов, который был не только космонавтом, но и разработчиков пилотируемых аппаратов
   По Марсу не спеша гуляет Опортьюнити и передаёт информацию о планете. Трудно представить, во сколько раз дороже обошлась бы та же информация, собранная научной группой. Дороже финансово. Но ведь аппараты там часто гибнут. Гибель нескольких экспедиций с людьми могла бы надолго прервать всякие полёты.
   Спасение человеческой Цивилизации - несравненной важности задача освоения космического простарнства.
   Подчёркиваю - не Земли, как небесного тела, не жизни на Земле - человеческой Цивилизации, как наибольшей из известных нам ценностей.
   Нуждается ли Цивилизация в спасении? Уже нуждается. Причин для её гибели гораздо больше, чем хотелось бы.
   Они все давно и хорошо известны. Недостаток продовольствия, энергетический кризис, глобальное потепление, исчерпание запасов полезных ископаемых, повышение рождаемости, межнациональные и межконфессионные конфликты, мировая война с применением оружия массового уничтожения. А могут быть и новые причины. Я например счита.ю одной из худших опасностей - огромный деятельностный потенциал человечесвта. Ведь при достигнутом уровне индустриализации люди, дай им волю попросту расплещут океаны и разнесут на куски шар земнлой. Слава богу активность сдерживается всякими видами развлечений, Обжарство и пьянство не последние факторы сдерживающие человеческую активность, направляющие её в сравнительно безопасное русло. Война тоже, конечно . удачныйспособ пассивации . Не случайно власти часто прибегали к этому способу, чтобы снизить социальный накал.Однако теперь война может привести к необратимым последствиям. Самая очевидная из них - столкновение с крупным небесным телом. Она же наименее вероятна и наиболее легко предотвратима. Во всяком случае механизмы предотвращения известны. Хотя нужной структуры пока не существует.
   Остальные менее отчётливы. Каждая из них имеет аналоги в человеческой истории и от того не представляется слишком страшной. Да, Цивилизации гибли, но Человечество продолжало существовать. Но мы живём в новой исторической формации, когда Цивилизация стала единой. Слишком плотно мы связаны друг с другом и гибель может грозить всем.
   Каждая опасность преодолима. Но все вместе могут погубить человечество. Или сделать жизнь настолько непривлекательной, что убежишь куда угодно
   Конечно, Цивилизация на Земле погибнет в конце концов. Я думаю, вряд ли кто-то усомниться в том, что Цивилизация погибнет. Весь вопрос в сроках. Нам желательно, чтобы это произошло возможно позже. Дело не в том, что -"после нас хоть потоп". Дело в том, что если Цивилизация просуществует хотя бы несколько тысяч или хотя бы одну тысячу лет, возможности её станут настолько значительны, что большинство угроз попросту перестанут сущенствовать.
   Но беда в том, что гибель может произойти и раньше. По прогнозам Римского клуба жить вообще осталось несколько десятилетий.
Есть множество охотников опровергать эти прогнозы. Но делается это по большей мере голословным отрицанием или дезавуаированием по остапу Бендеру. А ведь Римский клуб всё обосновал. Я не знаю ни одного серьёзного учёного, который сказал бы, например, человечесвто проживёт на земле сравнительно спокойно сто лет - мамой клянусь! Вот это обязательно. Уж очень много безответственных болтунов.
   Так ли неотвратима гибель Цивилизации? Я не говорю, что она неотвратима. Это неправильный подход. Правильный подход - насколько вероятно выживание Цивилизации? Какова надёжность системы? Какова вероятность выживания? Когда я собираюсь лететь на лайнере, я знаю, что вероятность его гибели равна 0, 00000001 или 0, 0000001. Это известно потому, что есть статистика. И на такую степень риска я согласен.. ТО есть вероятность выживания 0,99999. Представьте себе, если бы она была 0,9, всего то 10% возможность гибели, Вы бы на таком лайнере полетели? Я нет. Разве, что за очень большие деньги.
   .В отношении обитаемых планет такой статистики нет. Что делать?
   Повышать надёжность нашего КК. Или снижать вероятность гибели. Как ? Это делается. Только благодаря этому мы епщё живём на Земле. Рвазоружение. Снижение рождаемости. Совершенствование технологий и т.д.
  
   Какие есть возможности спасения Дублировать наш с Вами З.Ш. Расселить землян. Это не только снизит вероятность всеобщей гибели. Но, разгрузив Землю, позволит её восстановиться.
   Хорошо бы расселиться на мериадах планет... Не думаю, тогда на каждую пришлась бы нежизнеспособная популяция. Ну на десятках... Хотя бы на одной. Это уже повысит надёжность приблизительно в два раза. Может быть больше, чем в два. По другим параметрам - меньше. Но повысит.
  
   Какие есть варианты? Их не много: Луна, Марс, Венера, спутники Юпитера и Сатурна, искусственные небесные тела. Я утверждаю, что наилучшим Вариантом может сделаться планета Венера, если это вообще реальный вариант.
   Почему Венера? Она- "космическая сестра Земли"- близка по основным параметрам, значит, не потребует физиологической перестройки, получает много энергии от Солнца, обладает мощной атмосферой, совершенно не пригодной для земных организмов. Но эта атмосфера может рассматриваться как сырьё для переработки в нужный нам состав.
  
   Русская планета. История исследований Венеры. Знаковым стало открытие Ломоносовым атмосферы на Венере. Как удалось ему рассмотреть в несовершенный свой телескоп "тонкое, как волос сияние" на диске Венеры в момент прохождения по диску Солнца -загадка. И как он догадался, что Венера обладает "атмосферой знатною" - тоже загадка. На то он и гений.
   "Русской" назвали планету американцы ввиду больших наших успехов в её исследованиях.Почти 20 аппаратов было запущено к Венере начиная с 1961 года ещё до полёта Гагарина. Первые аппараты прошли мимо планеты. Когда пропал сигнал с "Венеры- 4" наблюдатели решили, что она достигла поверхности. Только академик Келдиш сказал - Погодите!" Действительно, через 2 дня американский "Маринер-5" пролетел мимо планеты и сообщил параметры атмосферы. Тут стала ясна причина, по которой замолкла наша "Венера". Её раздавило давление задолго до поверхности.
   На следующих "Венерах" корпус усилили и они стали долетать до поверхности планеты в целости. Тут и стало ясно, какие чудовищные условия на планете.
   Возможно ли это? То, что о расселении в космосе не говорят, как о реальной проблеме, объясняется прежде всего сложностью реализации этого. Едва ли не первыми в мире заговорили об этом основатель русского космизма Н.Ф. Фёдоров. И К.Е, Циолковский, который может считаться в известной мере учеником Фёдорова. С того времени, прошло больше ста лет.Теперь расселение в космосе сделалось не только актуальной задачей. Причём не на отдалённое в туманную даль будущее, а во вполне представимое и не очень далёкое. Оно приобрело и реальные черты. Теперь это не фантастика с коренной перестройкой человеческой природы. Это вполне конкретная техническая проблем, для которой можно представить механизмы реализации.. Первые важнейшие шаги для её решения уже сделаны. Но одновременно мы стали представлять и более реально препятствия на пути к цели.
   Конечно, до поселения в космосе ещё далеко. Но вот дальше ли, чем от идеи Фёдорова о приискании новых землиц или чертежа ракеты Циолковского, до полёта Гагарина и МКС?
   Можно считать, пожалуй, что главное препятсвтие на пути в космос всё же отсутствие решимости, волевого импулльса, подобного тому, который владел Королёвым и его сподвижниками. Ведь из чего может состоять решение проблемы. Рассмотрим на примере поселения на планете Венера, которую следует, пожалуй, считать наиболее приемлемым вариантом для поселения в космосе.
  

Порядок разработки этапов проекта освоения (терраформирования) планеты Венера.

      -- Земной этап. Производится лабораторная или натурная отработка всех элементов проекта. Например, эксперимент "Марс 500" является прототипом аналогичного эксперимента по моделированию на Земле полёта к Венере. Замкнутая СЖО ограниченного объёма моделирует СЖО на КК или орбитальном венерианском комплексе. Модели венероходов отрабатываются на земных полигонах и так далее.
      -- Околоземный этап. На околоземной орбите формируются КК для полётов к Венере. Отрабатываются системы для полёьтов людей и транспортировки грузов. Здесь же строятся орбитальные станции для Венеры и полный набор орбитальной инфрачструктуры: группировки спутников мониторинга, связи и т.д.
      -- Орбитальный этап. Жизнь на орбите. Постепенно совершенствуемые ОС всё большего комфорта. Искусственная гравитация, системы СЖО, обеспечивающие всё большее производство продуктов питания по составу и объёму. Команды персонала с пребыванием от года до нескольких лет.
      -- Атмосферный этап. Постепенное освоение атмосферного пространства Венеры. Начиная с необитаемых аппаратов - зондов, дрейфующих с частичным маневрированием на различных высотах в атмосфере для сбора данных, съёмки поверхности. Обитаемые лаборатории - зонды на набольшой экипаж 2-4 человека со временем пребывания до нескольких месяцев с задачей исследований и атмосферы и условий жизни . Решение проблем старта из атмосферы и возвращения на заданную высоту. Постепенно возрастание размеров и состава экипажей. Вполоть до огромных в сотни метров диаметром обитаемых дирижаблей со временем существованиядо десятков лет.
      -- Этап освоения поверхности. Об этом этапе говорить преждевременно. Только продолжиткелльные исследования на планете дадут возможность понять осуществимость его и сроки реализации.

Блоки проекта освоения планеты Венера.

   Это иной подход к пониманию состава проекта. Он заключается в определении основных составляющих -укрупнённых блоков проекта. Естественно, только в том вмде, как это можно представить сейчас.
      -- Межпланетные аппараты и корабли. Этот блок не представлякет для Венеры ничего исключительного. В любом сценарии освоения космического пространства будут присутствовать практически все его элементы. Необитаемые аппараты к Венере уже летали. КК пилоитруемые - прорабатывались. Есткественно, сейчас и в дальнейшем их ссхемы будут совершенствоваться с учётом новых "реалий". Но именно венерианские корабли принципиально не будут отличаться, скажем, от марсианских.
      -- Орбитальные станции. Прототипом для них будут существующие околоземные, естественно, с другой степенью комфорта и автономности.
      -- Оболочки и корпуса КК и ОС новых поколений. Требования долговременности работы, автономности и комфорта для больших по составу экипажей определят потребность в новых технологиях строительства корпусов. Возможно они будут изготавливаться по "надувным технологиям", что позволит получать корпуса с характерными размерами в десятки и сотни метров. Во всяком случае они уже не будут выводиться в космос в готовом виде, а будут достраиваться на орбите, подобно крупным морским судам.
      -- Системы СЖО. Принципиально будут отличаться от существующих составом и несравненно более высокой автономностью. Большая чачсть продуктов питания должна будет производиться на борту в космических С\Х блоках. Почти полностью регенирируемыми будут вода и воздух. Непременным условием будет создание искусственной гравитации. Основой разработки явятся наземные системы СЖО, которые будут отрабатываться в долговременных экспериментах на околоземных ОС.
      -- Атмосферные комплексы. Обширный набор или система атмосферных аппаратов, от малоразмерных шаров -зондов для постоянного мониторинга до крупных аэростатов и дирижаблей различного назначения и обитаемых атмосферных станций и жилых"плавучих островов". Их разработка и опробывание начнутся в атмосфере земли, для чего имеютсясе нобходимые предпосылки и прототипы. На Венере первоначально будут проведениы эксперименты с необитаемыми атмосферными аэростатическим системами, управляемыми с орбиты.
      -- Вход в атмосферу. Непременно придётся решить проблему ввода в атмосферу крупных оболочек в законченном или сравнительно готовом виде. Имеются теоретические обоснования и некоторые опытные подтверждения возможности входа в атмосферу по спирали с малыми скоростями, не приводящими к перегреву вводимых объектов. Эти процессы предстоит подробно изучить в земной атмосфере.
      -- Работа на поверхности планеты. Целью явятся детальные исследованиия и добыча и первоначальная переработка полезных ископаемых. Этап перехода к местным ресурсам станет необходимым по мере расширения присутсвия на планете. Придётся создать термостйкие механизмы, способные к продолжительной работе на поверхности при царящих там условиях.
      -- Транспорт с поверхности. Теоретически детально проработан в книге Г.М. Москаленко "Механика полёта в атмосфере Венеры". Потребует, как и остальные вопросы сложной инженерной проработки.
      -- Микробный блок. Перовначальная идея Карла Сагана состояла в возможности перобразованиясоферы планеты Венера в приемлемое для зем ной жизни состояние с помощью культур микроорганизмов. Этот вопрос при возможном его решении полностью оправдал бы выбор именно этой планеты в качестве дублёра Земли. Однако, его дажен предположительное решение сейчас не представляется возможным. Речь может идти о проведении комплексных исследований сначала на Земле в лабораторных установках, потом на Венере, также в лаббораторных условиях, но уже с натуральной атмосферой разных высот. И лишь потом возможен переход к натурному эксперименту непосредственно в атмосфере. При всей фантастичности идеи, представляется возможной переделка атмосферы в сроки соизмеримые с продолжительностью человеческой жизни. Но даже если это и так, начинать процесс следует лишь при тщательном изучении возможных последствий.
   Резюме. Перечисленными блоками не исчерпываются все стороны предполагаемого процесса. Понятно, что процесс "создания" новой планеты неимоверно сложен и фантастически многогранен. Мы пока в самом начале пути и поневоле упрощаем и обобщаем его.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"