Красносельский Сергей Александрович : другие произведения.

Холоп Никитка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Так уж повелось на Руси - цари и шуты


Холопство на Руси. Холоп Никитка

Что ж вы, братцы, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин ее души!

   Как часто бывает в русской песенной традиции, здесь целая пьеса. Трагедия. И древним грекам и даже Вильяму, нашему - Шекспиру бы хватило на пять действий. И характеры выпукло показаны.
   Сам Степан Тимофеевич здесь выступает очень грамотным руководителем бандитского коллектива. Как умело гасит он назревающий конфликт! Как бы поступил слабенький руководитель среднего звена? Отпустил бы княжну к родственникам... Ну и коллектив бы единогласно назвал его "дураком". Или дал бы попользоваться кому-то приближённому. А то и всей шайке? Тоже урон авторитету. Вроде бы испугался, поддался толпе - прецедент создал.
   Нет, он во-первых воздействовал на воображение. Дело не в смерти - души губить они обвыкли. А красавицу, княжну редкий русский мужик так бы вот, широко размахнувшись кинул, в волну... -бесхозяйственно!
   - А мне для вас, пацаны, ничего не жалко! - Очень грамотный жест.
   С другой стороны, Степан Тимофеевич, как бы и туземец, приносящий человеческие жертвы. Но - православный туземец- гуманист, про "помин души"не забыл. Конечно, отдаёт это более поздним цинизмом и глумлением.. Ну да Бог ему не судья - разбойничку.
   Хотя, кто разберёт загадочную славянско-казацкую душу? Может надоела она ему, не удовлетворила его богатых духовных запросов. А куда денешь, чай "не рукавица, с белой ручки не стряхнёшь и за пояс не заткнёшь". И реализовал он много позже озвученную формулу -"Так не доставайся ты никому!". Или другую -"Нэт человэка - нэт проблемы". Хотя может и не было у донского казака столь хитромудрых мыслей кавказской национальности.
   В целом же повторил он старую как наша Русь историю - про взаимоотношения бар и холопов. Это ведь про нашу Родину Великий Вождь её, товарищ Ленин сказал, послушно повторил за Чернышеввским - "Нация рабов. Сверху донизу - все рабы".
   Что? И сам Степан Тимофеевич? Так это он в народных сказаниях и песнях по имени-отчеству величается. А вообще-то он - Стенька. Царский холоп, как и все на Руси.
   А поскольку он сбежал, - то холоп беглый. Холопство его проявляется во взаимоотношениях. Он помыкает, но и патакает. Душегубство совершил, шайка его и то смущена, а он командует - "Ну-ка Филька, чёрт - пляши! Грянем песню удалую, на помин её души!" Всё это на наш современный взгляд выглядит цинично и хамски -пляски на гробах, любимое занятие душегубов. Может и Фильке не нравится, не до плясок. Может он в неё уже и втюрился по-молодости, как Петюнька в Гюльчатай. Однако - пляши, коль атаман велит! Ведь это он им урок дал - Ах вы так - падлы, бурчите за спиной у атамана! Так нате вам - полюбовницу не пожалел. И так же любого из вас своей рукой зарублю. И вот веселье это - последний необходимый штрих в его воспитательном сюжете.
   Спросим себя, откуда у вольного донского казака эти барские замашки? А всё оттуда. Казачество - это воинский клан, жёсткая иерархия. А без этого нельзя - проверено, - разброд и шатания. Та же демократичная Польша с её сеймом и вольностями шляхты не раз была бита менее культурными казачками. А потом и Русью.
   На Руси организация имела строго пирамидальную структуру. Наверху был царь. Вот и Стенька в своём минигосударстве установил иерархию. Почему Пугачеву надо было непременно себя за царевича выдавать? Да для того чтобы ему раскачать мощное имперское строение, нужно было царём сделаться. Иначе нельзя. Иначе слушаться не будут. "Почто мы власть такого же холопа терпеть над собой должны?"
   Ведь так же и сама царская власть выражалась в полном произволе, по отношению к холопам своим. А холопами для царя были все. Вон как у Ивана, названного Грозным (хотя психиатры написали бы иной диагноз) головы самых именитых летели горохом. А это он утверждался в своём Великодержавии.
   Или отечественный просветитель и преобразователь ПётрN1, развлекался совершенно по-хамски, с безудержным пьянством, хамством и извращениями.. То есть из Европы он вывез технологии и политесы, а привычки оставил азиатские, от орды заимствованные.
   Долго шла Россия к адекватной культуре. Дошла почти. Но холопская натура одолела. Когда, "кто был ничем", попросту сказать - навозом - те "стали всем", - всё возвратилось на круги.
   И снова при дворе кремлёвского владыки пиршества для узкого круга. И Никитке приказывают -Пляши гопака!- И пляшет, сердешный после жбана выпитого - Куда денешься - приказ. Это Никитка, от рыка которого сотрясалась республика и дрожали командармы на войне. А тут он - холоп Владыки ("батоно" на его родном языке)
   Вот что значит - иерархия по нашему, по-русски! Это вам не американские -ноги на стол. Это Вам не европейская гнилая демократия. Когда Черчилля, -настоящего спасителя Англии и Де Голле, спасителя Франции - раз, и забаллотировали. Народ, на выборах. Да товарищ Сталин такой народ вовсе бы под корень извёл. И остался бы с одной охраной и челядью.
   Но есть божий суд.
   Потом?... да всё так и осталось. Только может бывший холоп Никитка, сделавшись "Дорогим Никитой Сергеевичем", припомнив тот гопачёк (не забывается такое никогда) и взялся разоблачать "Культ личности". Хотя, слово изреченное, как известно, ложь. То же и с "Культом личности". Скажем, культ личности того же Степана Тимофеевича, или, к примеру, Джона Леннона, или Мерилин Монро, или Аллы Пугачёвой, или самого Никиты Сергеевича на культ личности Сталина походят до обидного мало. То есть - наоборот.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"