Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Судьбы кораблей: Три "Светланы"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:


  

Как Вы яхту назовёте...

  
  Имя играет немалую роль в судьбе корабля. Вот услышишь - "Новик" - и сразу вспоминаешь геройский корабль, неважно будь это корвет времён Американской экспедиции, крейсер Русско-Японской или эсминец Первой Мировой.
  
  Иногда бывают имена вроде бы внушительные, но... несчастливые. Вот взять "Орёл". Отличное имя. Но не для русского флота.
  Другие имена, особенно данные "на злобу дня", с течением времени теряют смысл. К примеру "Свердловец", "Молотовец" или "Сунь Ят-Сен". Кто теперь вспоминает этих деятелей ? И уж во всяком случае передавать такое имечко другим кораблям никому и в голову не придет.
  
  Или вот "Иван Рогов". Серия больших десантных кораблей. Имя на слуху и у нас, и у буржуев. Как бы символизируетЪ брутального русского Ивана, идущего напролом. И мало кто вспомнит, что назвали корабль в честь бессменного начальника политуправления РККФ в 1941-45 - то бишь главного флотского комиссара - И. Рогова. Характерно, что до назначения на эту должность он ни дня не служил на флоте. Сам он ничем не прославился. Корабли прославили его.
  
  Была еще одна проблема. Страна у нас, что бы где ни писали, православная. Попы освящают что ни попадя, включая космические ракеты. А уж корабли - сам Б-г велел. Но с середины XIX века русский флот был поражен духом язычества и богохульства. Вступали в строй "Русалка" и "Чародейка", "Колдун" и "Вещун", "Разбойник" и "Абрек". Каково было попам крестить такие богомерзкие посудины ?! А разве лучше языческие богини - "Аврора" и "Паллада", "Диана" и "Веста" ? В это же веселое время в состав русского флота вступил и парусно-винтовой фрегат "Светлана". Почему так назвали - точных свидетельств нет. Утверждают, что в честь героини одноименной поэмы Жуковского. Которая кстати тоже занималась гаданием и прочими богопротивными вещами. Но Государь Император утвердил...
  
  

Фрегат "Светлана" (1858)


 []  []  []  []  []  []  []
  40-пушечный парусно-винтовой фрегат "Светлана" был заложен на верфи Колло и К в Бордо (Франция). Спущен на воду в 1858.
Водоизмещение       3200 т.
Силовая установка:  1 горизонтальная машина прямого расширения завода Шнейдер/Крезо, 1 винт
Котлы               6 огнетрубных котлов локомотивного типа 
Мощность машины:    450 номинальных л.с. или 1110 индикаторных л.с. 
Скорость хода:      10.5 узла

Вооружение на 1859: 2  - 60-фунт. длинных (196 мм/15)  - на поворотных платформах на палубе
                    24 - 60-фунт. коротких (196 мм/13) - 20 в закрытой батарее и 4 на палубе
		    4  - 36-фунт. (173 мм)             - в закрытой батарее, погонные/ретирадные
                    10 - 30-фунт. (164 мм)             - на палубе

           на 1870: 10 - 203 мм нарезных орудий обр. 1867 - 6 в закрытой батарее и 4 на палубе
                    1  - 152-мм нарезное орудие обр. 1867 - на палубе 

           на 1877: 6  - 203 мм нарезных орудий обр. 1867 - в закрытой батарее 
		    6  - 152-мм нарезных орудий обр. 1867 - на палубе 

Экипаж:             24 офицера и 414 матросов
  Первым командиром фрегата был кавторанг Чихачев - будущий адмирал. Путь от Тулона до Сингапура фрегат "Светлана" проделал за 86 дней.
  
  Спешили не просто так: как раз в это время в Пекине особая миссия во главе с графом Н. П. Игнатьевым вела переговоры о границе. Китайцы незадолго до того одержали ряд побед над англичанами и французами во "Второй Опиумной", а потому почувствовали себя уверенно. Но появление в Таку (морских воротах Пекина) русской эскадры в составе "Светланы", корвета "Посадник" и нескольких клиперов сделало их сговорчивее. Граница была утверждена по рекам Амур и Уссури, где она проходит и в настоящее время.
  
  Дальше - Нагасаки, бухта Посьет - и долгий путь обратно в Кронштадт, с заходом даже в Австралию. В 1862 году первая кругосветка "Светланы" была завершена.
  
  Отрывок из газетной заметки тех времён:
 
  
  Фрегат "СВЕТЛАНА" в Австралии в 1862 году
  
  ...Русский фрегат "Светлана" (водоизмещение 3000 тонн, вооружение - 40 орудий, 25 офицеров и 373 человека команды) вошел в воды Залива Хобсон и оставался незамеченным на протяжении 12 часов. Это был первый русский военный корабль, пришедший в Мельбурн, и, в лучших традициях Викторианской страсти к зрелищам, стал центром притяжения для местных граждан. За моряками ходили толпы народа, а капитан Бутаков открыл корабль для посетителей, и все категории жителей хлынули на борт корабля. Некоторые молодые леди даже проникли в каюту Бутакова и спели под свой собственный аккомпанимент на его пианино! Позднее они изумили хозяев, забравшись для развлечения на такелаж. Это был дружеский визит и комментарии в прессе, хотя и слегка приглушенные, в целом, были хвалебными. Тем не менее, сравнение "Светланы" с флагманом местного флота HMS "Pelorus", с которым она обменялась салютами при входе в последнего в бухту по возвращении из плавания, было дано не в ее пользу.
  
  Визит "Светланы" вызвал некоторую обеспокоенность у Мистера Лоудера, члена Дома Собраний, который через неделю после отплытия русских появился в Доме и направил запрос Главному Секретарю в остутствие Военного Министра:
  
  ...в отношении визита русского фрегата "Светлана" в Залив Хобсона... в настоящее время сообщают, что русским разрешили войти в этот залив без получения салюта от него, и был получен ответ, что если бы такой салют и был дан, то ответить на него было бы нечем, так как на береговых батареях не было пороха. [Смех]
  
  Мистер Лоудер хотя и признал вначале шутливый характер выступления, теперь без всяких смешков спросил, что случилось бы, если бы "Светлана" пришла не как друг, а как враг?
  
  Всего за свою жизнь "Светлана" трижды обошла "вокруг шарика". Для кораблей тех времен это было в порядке вещей. Но второе плавание "Светланы", как и первое, вошло в историю. В 1871 году на ней в должности старшего офицера отправился в кругосветное путешествие великий князь Алексей Александрович, будущий генерал-адмирал Российской Империи. В мае 1873 года фрегат встал на рейд Владивостока.
  
  Визит члена императорской фамилии стал для города (которому исполнилось всего 12 лет) значительным событием. В память о нём главная улица Владивостока, прежде Американская, стала именоваться Светланской.
  
  В 1876 году, когда обстановка в Европе в очередной раз накалилась, русские корабли (в т.ч "Светлана") были как обычно отправлены в океан. Предполагалось в случае войны с Англией начать крейсерскую войну. Поэтому перед выходом фрегат в очередной раз перевооружили - пушки в те времена устаревали стремительно, за 30 лет пройдя путь от гладкоствольных дульнозарядных орудий времен Ушакова до близких к современным нарезных систем образца 1877 года. Но до войны в тот раз дело не дошло, и "Светлана" вернулась в Кронштадт, завершив свою третью кругосветку.
  
  Фрегат был исключен из списков флота только в 1892 году, прослужив свыше 30 лет. Для деревянного корабля - это огромный срок. Вспомним "Орел", построенный почти одновременно и разломанный на дрова уже через 8 лет.
  
  
  

Крейсер I ранга "Светлана" (1896)


 []  []  []       []  []  []
  В 1893 году "главный начальник всего флота и Морского ведомства" генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович пожелал иметь в своем распоряжении вооруженную яхту, которая могла бы "сопровождать императорскую яхту для следования в Копенгаген". Имя кораблю было выбрано быстро: "Светлана" - в честь фрегата, на котором великий князь в молодости совершал "кругосветку". Что же касается его боевого назначения, то для главы военно-морского флота России это не имело существенного значения, поскольку корабль "мог служить и для других целей".
  
  Морской Технический Комитет утвердил требования к великокняжеской яхте, квалифицировав ее как крейсер в 4000 т водоизмещения. Был объявлен конкурс, выиграла который французская компания "Forges et chantiers de la Mediterraine". Эта фирма много и успешно сотрудничала с русским флотом, и часто упоминается в нашей околокорабельной литературе. Но, что характерно, даже маститые авторы часто обзывают ее "Форж и Шантье" - как будто две фамилии, хотя на самом деле это "кузницы и верфи". Как бы то ни было, и первая и вторая "Светланы" были родом из Франции.
  
  В 1895 крейсер был заложен в Гавре, в 1896 спущен на воду, в 1898 был сдан флоту. В процессе постройки первоначальный проект не подвергался существенным изменениям, как это обычно практиковалась в России. Связано это было, во-первых, с высокой культурой производства на французском заводе и, главное, с особым статусом этого корабля. Новый крейсер обладал важнейшим преимуществом - он не был перегружен и имел большие возможности по размещению дополнительных запасов и приему на борт большего числа команды, чем это было оговорено в контракте. Так, вместо запланированных 270 матросов можно было разместить до 400. Впоследствии это очень пригодилось.
  
  Офицеры корабля располагались в одиннадцати (без учета каюты командира) одноместных каютах на батарейной палубе. Для офицеров адмиральской свиты предназначалось шесть одноместных кают, меблированных более роскошно, чем для офицеров экипажа, причем две свитские каюты состояли из нескольких помещений. Изысканно отделанные апартаменты генерал-адмирала занимали пространство батарейной палубы за кормовыми бортовыми 152-мм орудиями. Они включали в себя находящиеся посередине корабля прихожую и приемный салон и побортно: гостиную; рабочий кабинет; спальную каюту, сообщающуюся с большой уборной.
  
  Из шести 152-мм орудий два установили по оконечностям на верхней палубе, а остальные четыре - в расположенной ниже закрытой батарее с ограждающими орудия с тыла круговыми полупереборками, чтобы создать эффект просторной по-яхтенному верхней палубы. Низкое расположение бортовых орудий ограничивало возможности ведения огня в условиях сильного волнения. Еще один недостаток заключался в установке, вопреки требованиям живучести, всех динамо-машин в одном месте - на носовой платформе, подальше от "великокняжеских" апартаментов. Это обстоятельство в Цусимском бою сыграло для корабля роковую роль.
Водоизмещение      3900 тонн  (в 1905 до 4700 тонн)
Силовая установка  2 вертикальные четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения
Котлы              18 водотрубных котлов Бельвиля в 3 отделениях (6 кочегарках)
Мощность машин     8500 л.с. при частоте вращения машин 128 об/мин; давление пара 12 атм.
Скорость хода      20 узлов (в 1905 не более 18).
Вооружение 1896:   6 152-мм пушки Канэ, 10 47-мм пушек Гочкиса, 4 381-мм тропедных аппарата
           1905:   6 152-мм пушки Канэ, 4 75-мм пушки Канэ, 8 47-мм и 2 37-мм пушки Гочкиса  
Бронирование       горизонтальная палубная броня - 25 мм; на скосах - до 50 мм; 
                   глассисы машинных люков толщиной 120 мм и высотой 300 мм; 
                   стенки боевой рубки - 100 мм; 
                   орудийные щиты - 25 мм;
Экипаж             12 офицеров и 270 матросов (в 1905 20 офицеров 11 кондукторов 426 матросов)
  Крейсер был зачислен в 5-й флотский Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала Алексея Александровича экипаж. Официально он не был Гвардейским, но по воле светлейшего шефа матросы 5-го экипажа тоже имели "георгиевские" ленты на бескозырках. Да и служба у них мало отличалась от гвардейской: в мирное время - бесконечные парады и визиты, в промежутках - перманентные приборки, подкраски и вообще борьба за "яхтенную" чистоту. Ну, а в военное...
  
  После испытаний "Светлана" направилась в Средиземное море. Оттуда - в Лиссабон, отмечать 400-летие плавания Васко де Гама. Оттуда в Киль... Везде к ней был огромный интерес - все стремились посмотреть "личный" боевой корабль морского министра России. Наконец 10 июня 1898 года она бросила якорь на Малом кронштадтском рейде. Началась ее беспокойная "яхтенная" служба. Сопровождали в Копенгаген яхту Наследника Престола. В Екатерининской гавани (Кольский полуостров) основали порт Александровск (ныне Полярный) в присутствии Великого Князя Владимира Александровича. Заодно "застолбили" остров Медвежий, ничейный на тот момент. И так далее вплоть до начала русско-японской войны. Более того, для облегчения придворной службы сняли 6 47-мм пушек и все торпедные аппараты.
  
  2 марта 1904 года генерал-адмирал принял решение о включении "Светланы" в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. На корабль установили дополнительно четыре 75-мм и четыре 47-мм орудия, смонтировали оптические прицелы на 152-мм и 75-мм артиллерию, дальномер Барра и Струда, радиотелеграф системы "Телефункен". Покинув Либаву, "Светлана" составе эскадры отправилась на Дальний Восток. Прошли через Суэцкий канал в составе отряда контр-адмирала Д.Г.Фелькерзама.
  
  "Светлана" была назначена флагманом разведывательного отряда. В него также входили крейсер II ранга "Алмаз" (тоже бывшая яхта) и вспомогательный крейсер "Урал" - огромный пассажирский пароход, слабо вооруженный и с наполовину "штатской" командой. То ещё воинство... Но даже разведкой им заниматься не пришлось. Во время всего дальнейшего перехода разведотряд держали в пределах видимости сигналов с броненосцев.
 
  ...Корабли выходили один за другим
  Из густого морского тумана.
  Видишь крейсер ? - в колонне идет головным,
  На борту, русской вязью - "Светлана"
  Мы сегодняшний день проживем вместе с ним...
  
  А перед самым боем разведочный отряд получил задачу... охранять собствнные транспорты. Адмирала Рожественского много за что ругают. Где-то может и зря. Но связать эскадру тихоходными транспортами, в общем-то больше не нужными - явный промах. Отправить ВСЕ крейсера на их охранение - тоже наверное не идеальное решение. Однако приказ есть приказ.
  
 
  ... И когда горизонт потемнел от дымов
  И взревели на мостиках горны,
  Шел недавний дозорный отряд крейсеров
  Рядом с грудою транспортов черных,
  Вместе с ними - на скорости девять узлов.
  
  "Светлана" с отрядом присоединяется к транспортам. С началом сражения главных сил она фактически одна вступает в бой с японским 3-м боевым отрядом адмирала Дева - знаменитыми артурскими "собачками". Четыре легких крейсера, каждый по артиллерии не сильнее "Светланы",но зато быстроходнее. Плюс, их экипажи были закалены годичной боевой службой у Порт-Артура. Там они первым начинали любую операцию японцев и последними выходили из боя. Что и говорить, противник серьезный. В то же время от "Алмаза" с его малокалиберными пушками толку не было никакого, а с "Урала" команда дезертировала после первого же попадания. Тем не менее, первый натиск был отбит.
  
 
  Неприятель заметил судов караван,
  Их не спрячешь от вражьего глаза.
  Можно только прикрыть - не боясь своих ран,
  Что же, будем стоять - по приказу.
  Эти девять узлов - как петля, как аркан...
  
  Но вскоре к атакующим присоединились 4-й отряд крейсеров адмирала Уриу и 6-й отряд адмирала Того-младшего. В каждом еще по 4 легких крейсера. Свою роль - навести флот Того на русскую эскадру - они выполнили, и теперь их бросили против транспортов. В ходе перестрелки "Светлана" получила подводную пробоину в отделении динамо-машин, и через незадраенные люки вода залила носовые погреба. Несколько человек не успели покинуть затопленные отсеки...
  
 
  Да, мы сделали всё, чтобы крейсер спасти !
  Мы закрыли своими руками
  Кремальеры у наших друзей на пути.
  Не смогли они выскочить с нами,
  И остались там мертвыми вахту нести.
  
  Крейсер осел носом и потерял скорость. К счастью, в этот момент подоспел отряд крейсеров адмирала Энквиста - "Олег", "Аврора", "Донской", "Мономах". "Светлана" присоединилась к ним. Стало полегче.
  
 
  Но затих ненадолго грохочущий бой,
  И осколков не слышится свиста.
  Это раненый крейсер прикрыли собой
  Корабли адмирала Энквиста
  Их орудия грянули смертью стальной...
  
  Как бы то ни было, до 18:00 японские легкие крейсера не смогли ни разгромить русские крейсера, ни захватить или уничтожить транспорты (не считая "Урал"). Более того, в итоге три японских крейсера вышли из строя, другие тоже имели повреждения. С наступлением ночи корабли Энквиста увеличили ход. Шедшая им в кильватер "Светлана" стала отставать.
  
 
  ... Все изранены. Снова в сраженье вступать -
  Ничего, кроме плена позора.
  Был приказ - уходить. Отстающих не ждать.
  Вот исчез и последний - "Аврора".
  И "Светлана" одна в южном море опять.
  
  Командир крейсера капитан 1 ранга Шеин принял решение идти во Владивосток самостоятельно. Состояние корабля не радовало: нос затоплен, включая динамо-машины и погреба. В кормовых погребах осталось около 100 снарядов. В 7 ч утра 15 мая корабль был обнаружен крейсерами "Нийтака" и "Отова". Всё те же "собачки" из 3-го отряда, но, в отличие от "Светланы", повреждений не имевшие. Стало ясно, что от преследования не уйти. Собранное командиром совещание офицеров единодушно решило вступить в бой, отстреливаться до последнего снаряда, а затем затопить корабль: взорвать его, при пустых кормовых и затопленных носовых погребах, уже не представлялось возможным.
  
 
  Боевая Тревога ! Японцев кляня,
  Кое как замотав свои раны,
  По традиции старой - рубахи сменя,
  Выходили матросы "Светланы":
  Мы для этого жили последнего дня !
  
  В 8 ч 30 мин на "Светлане" пробили боевую тревогу и с дистанции 55 кб открыли огонь 152-мм ретирадным и левым кормовым орудиями. Тем временем японские крейсеры, ведя огонь по "Светлане", продолжали сокращать с ней дистанцию. Один снаряд пробивает борт в каюте командира, второй - в каюте механика. Вскоре закончился весь боезапас, "Светлана" по-прежнему пыталась уйти, но вскоре японским снарядом пробило защиту машинных люков и разорвало главные паровые трубы. Крейсер остановился. Тотчас, по приказу командира, открыли клапаны затопления, люки, а также двери в переборках и выгородках.
  
 
  Вот пустили последний снаряд по врагу.
  Их немного вчера оставалось.
  Командир посмотрел: Что еще я могу,
  Чтоб "Светлана" врагу не досталась ?
  Все кингстоны открыть... Документы сожгу...
  
  Японцы подошли к неподвижной "Светлане" и стали расстреливать ее в упор - число попаданий и погибших резко возросло. Один из снарядов через дымовую трубу попал в среднюю кочегарку левого борта - откуда никто не спасся. От взрыва снаряда на батарейной палубе погиб старший офицер корабля капитан 2 ранга А.А. Зуров, погиб и все время находившийся на мостике капитан 1 ранга С.П.Шеин. К 11 ч крейсер с большим дифферентом на нос лег на левый борт. Со сбитыми стеньгами и задней трубой, но поднятым кормовым флагом, "Светлана" в 11 ч 08 мин в точке с координатами 37 гр с.ш. и 129 гр 50' в.д. погрузилась на глубину 600 м. Японские крейсера, не задерживаясь, погнались за видневшимся вдали миноносцем "Быстрый".
  
 
  А японский корабль тем же курсом идет.
  В груду тонущих - с полного ходу.
  Всё стреляет - в кого ? Кто его разберёт.
  Кровь героев окрасила воду,
  И проклятия крик заглушил пулемет...
  
  Через два часа подошел вспомогательный крейсер "Америка-мару", который и занялся спасением экипажа "Светланы"; последних замеченных моряков поднимали из воды уже в темноте. Но многие, не дождавшись помощи, погибли от переохлаждения и упадка сил.
  
  "Величайшее мужество и самоотвержение" экипажа "Светланы" отметила комиссия по разбору обстоятельств Цусимского боя. Он стоил жизни 167 ее морякам. В память об их доблести имя "Светлана" получил головной корабль новой серии крейсеров.
  
  

Легкий крейсер "Светлана" (1913)


 []  []  []  []  []       []
  Русско-японская война заставила русское адмиралтейство сделать хоть какие-то выводы. Разнотипность кораблей была осуждена как сугубое зло. Так же как и разнокалиберность артиллерии на них. Планы об океанской крейсерской войне были наконец-то оставлены. А появление в Англии "Дредноута" потребовало создания не только подобных линкоров, но и крейсеров, способных с ними взаимодействовать.
  
  Новый крейсер должен быть в полтора раза быстрее - вместо привычных для начала века 20-23 узлов теперь требовалось 30-32. А это означало, что необходимо использовать паровые турбины. Беда в том, что в России их пока не выпускали. В турбинном производстве на тот момент было два лидера - Англия и Германия. Французы тоже вроде бы выпускали их - фирма "Rateau" (Рато'), но даже у себя в стране они особо популярны не были. Да и название (Rateau - "грабли") вызывало неприятные ассоциации. Так что механизмы новых крейсеров делали с помощью англичан (черноморские крейсера) и немцев (балтийские).
  
  А Обуховский завод приготовил для "Светланы" особый подарок. Новейшие 130-мм пушки, более легкие чем привычные шестидюймовки Канэ, но при этом более дальнобойные и скорострельные. Эти орудия в свое время станут основным оружием легких сил Красного Флота. Они будут стоять на всех советских эсминцах и лидерах новой постройки, на многих крейсерах (включая "Аврору"), на канонерках и минных заградителях, на бронепоездах и береговых батареях. Но изначально они предназначались именно для "Светланы". 15 таких пушек составляли практически всё вооружение крейсера. Кроме них были только 4 зенитки. Каков контраст с "зоопарком" калибров времен русско-японской !
Год закладки       1913
Водоизмещение      6800 т. (в 1941 до 8100 т.) 
Мощность машин     На переднем ходу 50 000 л. с. На заднем ходу 20000 л. с.
Скорость хода      29.5 узлов 

Вооружение 1913:   15 130-мм пушек, 4 63-мм зенитных пушки, 4 пулемета "Максим", 2 450-мм подводных ТА

           1927:   15 130-мм пушек, 9 75-мм зенитных пушек Меллера, 4 пулемета "Максим"
                   2 450-мм подводных ТА, 3х3 450-мм палубных ТА, 2 гидросамолета

           1940:   15 130-мм пушек, 3х2 100-мм зенитных уст. Миннизини, 4 45-мм зенитки, 4 пулемета ДК
                   2х3 533-мм палубных ТА, 100 якорных мин, 2 гидросамолета 

           1942:   15 130-мм пушек, 3х2 100-мм зен. Миннизини, 10 37-мм зениток, 7 пулеметов ДШК, 
                   2х3 533-мм ТА, 2 бомбомета, 30 глубинных бомб, 100 якорных мин, 2 гидросамолета

Бронирование       бортовой пояс - 76 мм
                   палуба - 25 мм
                   рубка 76 мм
                   орудийные щиты - 25 мм;

Экипаж             По проекту: 630 ч.  В 1941: 852 ч 
  
  Было предложение даже о башенном размещении артиллерии. В этому случае "Светланы" были бы впереди планеты всей, ведь такое размещение стало стандартным для лёгких крейсеров лишь к концу 20-х годов. Но ограниченные возможности заводов и опасение превысить заданное водоизмещение заставили отклонить этот вариант. Пушки разместили в палубных установках на верхней палубе и полубаке, а 4 - в бортовых казематах. Пусть это и не последний писк моды, но все-таки такое расположение орудий отвечало основному назначению корабля - поддержке своих миноносцев и борьбе с легкими силами противника.
  
  В 1912 был выдан заказ на 4 крейсера для Балтики - "Светлана", "Адмирал Грейг", "Адмирал Спиридов" и "Адмирал Бутаков", и 4 практически однотипных для Черного моря. К сожалению, ни один из них не был достроен до конца войны. "Светлана" была спущена на воду в ноябре 1915 и достраивалась на Адмиралтейском заводе. К 1917 году она была в готовности 81%. Прочие балтийские крейсера значительно от нее отстали. Корпуса двух из них позже достроили как танкеры, а "Бутакова" не достраивали вообще.
  
  На Черном море уже при Советской достроили два крейсера: "Червона Украина" по изначальному проекту и "Красный Кавказ" по переработанному. Фактически, "Кавказ" превратили в плавстенд для испытаний первых советских пушек (не перелицованных чьих-то, а действительно спроектированных с нуля) - 180-мм Б-1-К. Как и следовало ожидать, первый блин оказался комом. Само орудие имело неудачный затвор и ничтожную живучесть (30-50 выстрелов). Еще больше недостатков имели башенные установки МК-1-180. Слабо защищенные. Тесные. Ненадежные. Отсутствовали какие-либо приборы управления огнем. Неудобное заряжание ограничило скорострельность 2 выстрелами в минуту вместо 6-8 по проекту. Сам крейсер, явно перегруженный четырьмя башнями, тоже потерял и в скорости, и в мореходности, и в остойчивости. Воистину, это был плавстенд а не боевой корабль. Но его опыт не пропал даром: с учетом этих ошибок, следующая версия орудия Б-1-П для крейсеров типа "Киров" вышла гораздо более удачной.
  
  Сама же "Светлана" была достроена в 1924-28 гг с незначительными изменениями от изначального проекта. В 1929 году на нее был установлен гидросамолёт. Катапульты не было, самолет должен был стартовать с воды.
  
  В 1929 году "Светлана", переименованная в "Профинтерн", вместе с линкором "Парижская Коммуна" вышла в заграничный поход. Планировали дойти до Неаполя и вернуться. Но в Бискайском заливе крейсер получил тяжёлые повреждения. Досталось в шторм и линкору. Оба корабля ремонтировались в Бресте, после чего все-таки дошли до Гибралтара и далее до Неаполя. Учитывая полуживое состояние кораблей, решили не выпускать их еще раз в Атлантику, а направить в Чёрное Море, благо отношения с Турцией на тот момент у нас были отличные. В январе 1930 года линкоры и крейсер прибыли в Севастополь. Было решено включить их в состав ЧФ. Теперь все "светланы" собрались в одном море...
  
  В 1935-38 годах "Профинтерн" прошел очередной капремонт. Полностью сменилось зенитное вооружение. Теперь оно состояло из :
  В 1939 году "Профинтерн" был переименован в "Красный Крым". Войну он встретил в очередном ремонте, в Севастополе. В августе работы завершили и крейсер вступил в строй. Поскольку "Красный Крым" и "Червона Украина" были самыми старыми крейсерами на Черном Море (не считая "Коминтерна" - бывшего "Очакова" - который вообще в минзаги разжаловали), командование их особо не жалело и использовало достаточно активно, в том числе там куда новые крейсера ("Ворошилов", "Молотов" и даже "Красный Кавказ") посылать не решались. Так, в первое военное лето основной задачей бывших "светлан" стала поддержка Одессы. Обстрел войск противника, перевозка подкреплений и грузов, конвоирование транспортов... В сентябре "Красный Крым" и "Красный Кавказ" поддерживали высадку десанта у Григорьевки.
  
  В ноябре 1941, когда немцы вышли к окраинам Севастополя, основные силы флота ушли в Новороссийск. Поддерживать армию остались только "светланы" - "Червона Украина" и "Красный Крым". Для "Украины" эта задача стала последней. 12 ноября, стоя у Графской Пристани, она подверглась мощному авианалёту и затонула. "Красный Крым" же продолжал поддерживать защитников - как огнем, так и доставкой необходимых грузов и эвакуацией раненых. В конце ноября, в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции, "Красный Крым" высаживал и поддерживал десант в Феодосии, получив при этом более 10 попаданий снарядами и минами (!). Через месяц крейсер участвовал в высадке десанта в районе Судака. В дальнейшем, вплоть до падения Севастополя, крейсер поддерживал его защитников огнем и совершил несколько десятков транспортных рейсов в осажденный город.
  
  18 июня 1942 года за проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава экипаж крейсера "Красный Крым" удостаивается звания "гвардейский".
  
  В дальнейшем корабль участвовал в обороне Кавказа. В феврале 1943 он прикрывал высадку морского десанта в районе Станичка-Южная Озерейка. Основной десант тогда провалился, а вот из отвлекающего получилась знаменитая в советское время "Малая Земля". В дальнейшем, после скандальной гибели в октябре 1943 лидера "Харьков" и эсминцев "Беспощадный" и "Способный", на действия всех крупных черноморских кораблей был наложен запрет.
  
  5 ноября 1944 года крейсеру "Красный Крым" была оказана высокая честь возглавлять эскадру боевых кораблей Черноморского флота, возвращавшихся в Севастополь. А по-русски говоря, с учетом высокой минной опасности первым шел тот, кого не жалко...
  
  После войны крейсер стал учебным кораблем, а в 1952 был исключен из состава флота, прослужив без малого 30 лет.
  
  

Эпилог

  К сожалению, революция нарушила преемственность в наименовании кораблей. Эпидемия переименований, начавшаяся в 1917, не оставляла Советский флот до самого конца, достаточно вспомнить судьбу ТАВКР "Адмирал Кузнецов", который когда-то назывался "Советский Союз" (проект), "Рига" (закладка), "Леонид Брежнев" (спуск на воду), "Тбилиси"... Исчезли из списков флота "Новики" и "Светланы". Но кто сказал, что навсегда ? Возродились же "Варяг" и "Стерегущий", "Адмирал Ушаков" и "Слава"...
  
Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"