Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Конструктор танков Алексей Сурин

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.97*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Нам не дано предугадать, чем наше слово отзовется...

  Конструктор Сурин ? Нет, не слышали.
  
   [] А про резуновские "38-тонные танки", надеюсь, слышали все. Если без глупостей, то речь идет про чешские легкие танки LT vz.38, более известные под немецким обозначением Pz.Kpfw.38(t). Созданные фирмой ЧКД в 1938 году, они так и не успели послужить своей стране, зато исправно несли службу в панцерваффе Гитлера. Так к сожалению тоже бывает.
  
  

Вольноопределяющийся

  
  А конструктором этих танков, и не только их, был русский белоэмигрант Алексей Михайлович Сурин. Он родился в 1897 году в Харьковской губернии. В 17 лет он окончил гимназию в городе Ахтырка, и поступил в Киевский Политехнический. Но учебу не довелось даже начать - грянула Первая Мировая, и студенты-первокурсники практически поголовно вступили добровольцами в армию.
  
  Для лиц с образованием в царской армии существовал особый статус - вольноопределяющийся. Основным их отличием была возможность упрощенной сдачи экзамена на чин прапорщика или подпоручика - только военные дисциплины. Но экзамен ещё когда будет, а пока грамотных добровольцев с руками отрывали всё более множащиеся технические войска - артиллерия, авиация, саперы, связисты...
  
  Алексей Сурин попал в артиллерию, на Юго-Западном фронте. В офицеры вышел не сразу - не до экзаменов было. Служил сначала рядовым, потом был произведен в унтер-офицеры. Позже закончил Высшую артиллерийскую школу и был произведен в чин подпоручика. В 1916 году участвовал в наступлении 9-й армии ген.Лечицкого (одновременно с "Брусиловским прорывом" под Луцком). Потом был переброшен в Румынию, где русские войска спасали своего новоявленного союзника от полного разгрома. Там, в Румынии, и встретил А.Сурин революцию.
  
  

Белоэмигрант

  
  Вначале он мыслил аполитично. Ни за красных, ни за царя - пропади всё пропадом, а с него хватит. Бросил свой полк, добрался до Киева, надеялся продолжить учебу в политехе. Но разве там было до учебы! Власть менялась каждую неделю, каждая старалась своей дуростью превзойти предыдущую. Было на что посмотреть, над чем подумать... Главное живым остаться.
  
  И потому когда в августе 1919 в Киев вошли части Добровольческой Армии (корпус генерала фон Бредова), Алексей без колебаний присоединился к ним. Сначала вступил в известный добровольческий Киевский Офицерский полк, потом был переведен по специальности, в один из артдивизионов. Участвовал в боях в районе Чернигова и Житомира - как против красных, так и против петлюровцев. На этом вроде бы не главном направлении тогда тоже происходило много интересного. В октябре добровольцы сначала в очередной раз по глупости потеряли Киев, а потом через три для снова взяли его у петлюровцев... И так до декабря, пока отступление Деникина на Московском направлении не заставило оставить и Киевскую губернию...
  
  Алексею повезло: основная масса белых из-под Киева отошла к Одессе и была отрезана красными. Но его часть смогла прорваться в Крым - чтобы позже эвакуироваться. Никаких подвигов на крымской земле они не совершали: безнадежность Белого Дела была очевидна, речь шла лишь о том, как это всё поскорее закончить.
  
  

Конструктор.

  
  Алексей Сурин высадился в Константинополе. Технические навыки и здесь не дали пропасть - вскоре он устроился автомехаником в гараж при французской военной миссии. По тем временам редкое везение. Но услышав, что в далекой Чехословакии русских эмигрантов разрешили принимать в учебные заведения - бросил насиженное место и в 1921 году приехал в Прагу. Сразу же поступил в Технический институт (СVUT), быстро справился с новой обстановкой, учебой и чешским языком. Экзамены сдавал досрочно, и быстро получил диплом инженера-машиностроителя и электротехника.
  
  С 1924 года Алексей работает на фирме ЧКД - одной из двух (наравне со "Шкодой") ведущих фирм чешской военной промышленности. Когда-то эти фирмы снабжали оружием всю Австро-Венгрию. Сейчас маленькой Чехословакии столько вооружения не требовалось - и поэтому оба предприятия ориентировались в основном на экспорт. Но и свою армию не забывали.
  
  

Колесно-гусеничный танк KH-60

  
   [] Первой работой молодого инженера стала модификация корпуса колесно-гусеничного легкого танка KH-50. Это была своеобразная комбинация немецкого гусеничного трактора "Hanomag" и ходовой части грузовика (старомодные высокие колеса со сплошными грузошинами). Двигатель 50 л.с. Два экземпляра были построены для чешской армии, один вооружен 37-мм пушкой, другой - пулеметом "Шварцлозе".
  
  По результатам испытаний А.Сурину была заказана новая модель - KH-60. Помимо увеличения мощности мотора до 60 л.с, новый танк получил новую 4-ступенчатую КПП и другую форму корпуса. В увеличенной башне можно было установить 47-мм пушку или спарку пулеметов. Скорость достигла 45 км/ч на колесах и 18 км/ч на гусеницах. Оба изготовленных в 1927 году опытных образца были закуплены... Советским Союзом.
  
  Таким образом, уже самое первое изделие конструктора-белоэмигранта Сурина досталось его злейшим врагам-коммунякам. То ли ещё будет !
  
  В 1929 году вышла еще одна модификация этого танка - КН-70. Она имела более мощный мотор, повышенную скорость и более совершенный механизм смены колес на гусеницы. Впрочем, она тоже осталась в одном экземпляре - его закупила Италия...
  
  

Танкетка

  
   [] Танкетками увлекался не только Тухачевский, и не просто так. Если известный всем по Первой Мировой "угрюмый танк" действительно был тяжелым и тихоходным, то произведение фирмы "Карден-Ллойд" просто рвало все стереотипы. Их модели 1929-30 года развивали скорость до 45 км/ч, лихо преодолевали канавы, косогоры и прочие препятствия. При этом базировались на хорошо освоенных автомобильных и тракторных агрегатах, а по весу и по стоимости не сильно отличались от обычного автомобиля.
  
  Казалось бы, идеальная машина будущей войны. Против сотен и тысяч таких бронированных латников не устоит никто ! Не зря эти танкетки закупались в 15 странах, а лицензии на их производство приобрели семь - от СССР до Франции и от Швеции до Чехии.
  
  Дьявол, как всегда, крылся в деталях. Предельно облегченная конструкция не допускала усиления брони. А та, которая была - пробивалась вблизи из винтовки. Никаких средств связи и даже места для них. Завидная надежность (в английском исполнении) базировалась на лучшей в мире металлургии и вековых традициях фирмы "Виккерс". Попытка воспроизвести ту же конструкцию в местных условиях давала самые разные результаты. То же касалось и брони, стойкость которой могла различаться в разы, в зависимости от производителя.
  
  

Танкетка vz.33

  
   [] Сами англичане рассматривали танкетку в основном как пулеметовоз и подвозчик патронов. В атаку на ней ходить никто в здравом уме не собирался. Тем более - бодаться с орудиями ПТО. В Англии, даже в худшие времена имевшей кроме танкеток и "нормальные" танки, не требовали от "Карден-ллойдов" невозможного. В малых же странах танкетки считались основной ударной силой, и на них порой возлогались совершенно неподъемные задачи...
  
  В Чехословкии фирма ЧКД на основе английской танкетки выпустила свою - vz.33. Главным конструктором был Сурин. Основным отличием от прототипа было наличие двух пулеметов ZB vz.26 - у стрелка и у водителя. Видимо считали, что у мехвода в бою будет достаточно свободного времени... В 1933 году танкетка была принята на вооружение под наименованием Tancik vz. 33. Всего было выпущено более 70 штук.
  
  

Танкетка АН-IV

  
   [] На ее основе Сурин создает более совершенную модель - АН-IV. Компоновка осталась та же, но стрелок теперь сидит во вращающейся башне и вооружен тяжелым пулеметом ZB.vz.35 с ленточным питанием. Справа от водителя сохранился курсовой пулемет ZB.vz.26, но теперь его можно закрепить в фиксированном положении и вести огонь с помощью тросика Боудена (как тормоз на велосипеде). А ходовая часть впервые получила по четыре катка большого диаметра - в будущем такой же вид будут иметь и 38(t), и "Хетцеры"... Однако чешское руководство не проявило интереса к новой модели.
  
  Пришлось обратиться за рубеж. Там желающие нашлись. Примерно по 50 машин закупили Швеция и Иран. Румыны заказали 37 машин, получили (до ликвидации Чехословакии) около 30. Под обозначением "R-1" эти танкетки были распределены (по 4-6 штук) по 6 румынским кавбригадам и использовались ими вплоть до конца 1942 года для разведки, охранения, поддержки кавалерии и т д.
  
  

Танк LT vz.34

  
   [] Параллельно с экспортной танкеткой, Алексей работал над проектом более тяжелой машины. В 1933 году танк был принят под именем LT vz.34. Это был, подчеркну, первый танк, произведенный и принятый на вооружение в Чехословакии. Весь предыдущий опыт составляли вышеназванные танкетки - поэтому и танк вышел, конечно, не идеальным.
  
   Он был вооружен откровенно слабой 37-мм пушкой А3 и двумя пулеметами ZB 53. Дальность стрельбы из пушки по бронеобъектам - 75 (семьдесят пять) метров, дальше она становилась неэффекивна из-за низкой точности. Башенный пулемет имел отдельную от пушки установку (как у нас на Т-28/Т-35) и мог наводиться независимо. Курсовой пулемет устанавливался между водителем и радистом и мог обслуживаться либо тем либо другим.
  
   Броня, сделанная с оглядкой на прототип (английскую танкетку) тоже оказалась слабовата (лоб 15 мм, борт 12, прочее 10). А вот ходовые качества оказались вполне на уровне: 30 км/ч по шоссе, 15 км/ч по проселку. Подвеска опять же напоминала танкетку (та же характерная горизонтальная балка, соединяющая все мелкие катки), но была пересчитана согласно возросшей нагрузке.
  
   В общем получился бы вполне достойный аналог английского "Виккерс Мк Е", он же Т-26 - если бы не пушка ! Всего была выпущена 51 машина. Из них 27 позже оказалась в словацкой армии, где использовались для обучения водителей. Во всяком случае в боевые части они не включались и территорию страны не покидали.
  
   Весной 1944 года, когда в Словакии началось народное восстание, большинство танков LT vz.34 ещё находилось в ограниченной эксплуатации. Часть этих машин была вкопана в землю и использована в качестве неподвижных огневых точек у города Зволен. Десять других LT vz.34 были захвачены немцами в Турчанске Святом Мартине (Turciansk Svaty Martin) и после ремонта отправлены в Пльзень, где использовались для 'наведения порядка'. Впоследствии эти изношенные боевые машины планировалось передать армии Хорватии, но хорватские военные представители оценили LT vz.34 как безнадежно устаревшие и отказались от такого 'подарка'. Последние танки LT vz.34 закончили свою карьеру в качестве бронированных огневых точек, причем их вооружение состояло из двух тяжелых пулеметов. Войну 'пережили' две машины - к концу 1945 года от них остались только корпуса и башни. О восстановлении этих раритетов тогда никто не позаботился, поэтому начале 1950-х гг. LT vz.34 отправили на переплавку и до наших дней ни один танк этого типа не сохранился.
  
  Остальные 24 танка были отправлены на пункты сбора трофейной техники. По официальным данным, на вооружение они (в отличие от 35(t) и 38(t)) не принимались и в боях не участвовали. Максимум - использование для первоначальной подготовки водителей. К концу войны все LT vz.34 числятся сданными в металлолом.
  
  

Опытный танк P-II-a

  
   [] Вскоре после начала производства vz.34 стали очевидные его слабые стороны. Правительство выдвинуло новые требования к легкому танку поддердки пехоты. В техническом задании оговаривались следующие условия: бронирование лобовых бронелистов 25 мм, бортовых - 15 мм, максимальная скорость - 30 км\ч, вооружение - одна 37-мм пушка и два 7,92-мм пулемета.
  
  Надо сказать, что отношения правительства Чехословакии с ее двумя главными оружейными фирмами - "ЧКД-Прага" и "Шкода" были весьма сложными. Обе требовали свой кусок бюджетного пирога, ни одну нельзя было всерьез обидеть и оттолкнуть - иначе вторая, став монополистом, совсем потеряет совесть. Поэтому крупные выгодные заказы давались фирмам попеременно, иногда даже вопреки техническим и военным резонам.
  
  В таких условиях и проходил конкурс на легкий танк. Одни авторы откровенно пишут, что "Шкоду" выбрали заранее и конкурс был лишь формальностью. Другие сравнивают ТТХ представленных машин и находят, что ЧКД из-за спешки все-таки не совсем выполнила условия, в частности по толщине брони. Как бы то ни было, победу одержал танк фирмы "Шкода" - LT vz.35, он же 35(t). Но при этом, из тех же политических соображений... половину заказа на новые танки получила ЧКД ! Так что борьбу нанайских мальчиков придумали не вчера, и совсем не нанайцы...
  
  В некоторых публикациях, Алексея Сурина называют конструктором ВСЕХ чешских танков, включая LT vz.35. Последнее явно неверно, хотя бы потому что Алексей на "Шкоду" никогда не работал. Но кто сейчас будет копаться в таких "мелочах" ! Точно так же в той же Чехословакии изобретение первого "УЗИ-образного" автомата "Samopal.23" вместо Я.Холечека приписывают Вацлаву Холеку - разработчику пулеметов, а фирму "Зброевка Брно" путают с CZ. "К черту подробности, на каком я континенте ?..."
  
  
  

Экспортный танк TNH

  
   [] Тем временем Алексей Сурин разрывался между конкурсной моделью описанной выше - и несколькими экспортными заказами: для Ирана, Перу, Швейцарии и Литвы. Основной изюминкой этих танков стала новая ходовая часть из 4 больших катков на борт. Почти как у Кристи ? Нет, здесь вместо индивидуальной свечной подвески - обычная рессорная на каждую пару колес. Но в общем вышло достаточно компактно, прочно и надежно - не зря эту подвеску использовали до самого конца войны...
  
  50 танков ушло в Иран - они там служили практически без модернизации до 1957 года.
  
  Перу закупила 24 машины. Первым делом, как водится, они приняли участие в очередном государственном перевороте. А в июле 1941 года, когда всем было совсем не до проблем Южной Америки, армия Перу нанесла мощный удар по соседнему Эквадору. В результате продолжавшейся 3 месяца войны перуанцы вернули себе обширные земли в верховьях Амазонки, "исконно" им принадлежавшие. Танки показали себя отлично - в бою не была потеряна ни одна машина. Армия осталась ими настолько довольна, что даже после Второй Мировой Войны пыталась разыскать и купить уцелевшие танки этого типа, считая "чехов" гораздо лучше, чем американские "Стюарты" военного выпуска. Но ничего не нашлось... Оставшиеся машины служили аждо 1988 года.
  
  Швейцария тоже заказала 24 машины - с усиленной броней и вооружением в виде 24-мм пушки "Эрликон". Танк LTH в Швейцарии получил обозначение Panzerwagen 39. Этими машинами были вооружены танковые роты в трех легких бригадах альпийской республики. Танки эксплуатировались вплоть до 1950 г.
  
  Наконец, Литва заказала в 1940 году 21 танк, но по понятным причинам не получила ни одного. Эти танки позже были переданы в армию Словакии, где использовались на равне с 38(t) - от которых они, собственно, и мало чем отличались.
  
  

Легкий танк LT vz.38

  
   [] [] Глядя на экспортные танки ЧКД, которые с каждой партией становились все совершеннее, армия Чехословакии поневоле сравнивала их с принятым недавно "шкодовским" LT vz.35. Вроде и неплох танк, но постепенно отставал от требований времени. Фирма ЧКД, учуяв куда ветер дует, заказала А.Сурину модификацию его "иранского" танка под местные требования.
  
  В первую очередь, усилить броню и при этом сохранить подвижность. Лоб корпуса и башни получил броню 25 мм, борт - 15. Для обеспечения подвижности на танке устанавливался лицензионный бензиновый двигатель Scania-Vabis 1664 (Praga-EPA) и планетарная коробка передач Praga-Wilson, также выпускавшаяся по лицензии британской фирмы Rolls-Royce.
  
  Танк TNHPS был срочно принят на вооружение в 1938 году под индексом LT vz.38. Был выдан заказ на выпуск 150 машин. Но выполнить его не успели - Чехословакия перестала существовать.
  
  

Легкий танк Pz Kpfw.38(t)

  
  Немцы, захватив Чехию, не могли не оценить нового танка. На тот момент он не уступал по ТТХ их основной машине - "тройке" моделей E-F. И рядом был завод, способный эти танки выпускать ! Неудивительно, что захватив предприятие в свои руки, немцы пустили танки LT vz.38 в серию практически без изменений, разве что радиостанцию заменили на FuG5. Броня-пушки-пулеметы остались как было.
  
  Только через год, по результатам боев во Франции, на 38(t) стали усиливать бронирование, доведя лоб до 50 мм, а борт до 30. В таком виде танки выпускались до 1942 года включительно.
  
  

Судьба конструктора

  
  А что же Алексей Сурин ? Да врагу такой судьбы не пожелаешь. Человек 15 лет честно работал на свою новую родину. Видимо, пришелся ко двору - непонятно кому танки строить не доверят. После стольких лет поиска нашел-таки достаточно оптимальное соотношение характеристик - по русски говоря, ему наконец повезло создать удачный танк. Победил в конкурсе. Подготовил завод к производству. Лег спать победителем - проснулся по сути рабом в чужой стране. Правительство за него решило, с кем дружить и на кого работать... Те же проблемы, что у Вацлава Холека.
  
  Что далеко ходить - многие еще помнят 1991 год. Немного тогда оставалось настоящих, убежденных коммунистов - но они были. И вот представьте, каково им было одним махом оказаться в проклятом буржуинстве, да еще не самого лучшего пошиба. Идти воевать ? Против кого и за что, если сама верхушка всё слила ?... И если уж мы сами не пошли партизанить против Чубайса с Гайдаром, то вряд ли будем осуждать того же Сурина, который тоже примирился с новой властью...
  
  Тем более что трудовых подвигов от него не требовали. Ходишь на работу, и ладно. А улучшать танк будут в частности ребята из фирмы ВММ. Они кстати и понадежнее будут, чем все эти чехи... По сути фирма ВММ получила в управление заводы бывшей ЧКД, и если на производстве почти все осталось без изменений, то управленцев и конструкторов поменяли. Новое руководство постепенно вошло в курс дела и в 1942 году предложило улучшить выпускаемый танк.
  
   [] [] Так появился TNHnA (TNH neue Art). Новая башня, новый двигатель, новые катки... Вот только выпускать его так и не начали - от чертежей в КБ до серийного производства дорога неблизкая, особенно если идти нога за ногу. То же случилось с Aufklarungpanzer 38(t), разработанным той же фирмой ВММ в 1944. Большая скорость, хорошие приборы наблюдения, мощная рация, 20-мм автоматическая пушка - отличный разведывательный танк. Но в серию, увы и ах, не пошел... Единственное что удалось этой самой BMM - освоение выпуска самоходки "Хетцер". Но участие в этом деле чехов было минимально...
  
  Как-то в 1943 конструктора посетил сам Гейнц Гудериан. Анализируя результаты "Цитадели", он захотел обсудить с Суриным сильные и слабые стороны немецкой бронетехники. Что ему ответить ? Просто врать - бессмысленно, оппонент знает тему не хуже тебя. Сказать что думаешь ? А где гарантия, что среди словесного мусора не выскочит бриллиант, что собеседник в потоке банальных рассуждений не поймает один единственный факт, фразу, слово - которого ему пока не хватает ? За которым он, собственно, сюда и пришел ? В результате Сурин, как говорят, "включил дурака" и по сути сорвал беседу. Некрасиво. Но на войне как на войне.
  
   В конце 1944 Сурин был представлен к Ордену Германского Орла, однако решил избежать позора и, с помощью своего двоюродного брата-врача, симулировал приступ стенокардии и до конца войны остался 'на больничном'.
  
   После прихода Красной Армии он три дня допрашивался НКВД и был признан невиновным в сотрудничестве с нацистами. И это при том, что тогдашние "органы" в излишнем гуманизме замечены не были. Нашлась бы хоть малейшая зацепка - сидеть ему не пересидеть... Однако выпустили !
  
  После войны конструктор продолжил работу на ЧКД. В том числе по выполнению еще довоенных заказов на его танки - 20 штук в Абиссинию, сколько-то в Перу... Но вскоре СССР "танковую самодеятельность" прекратил, оставив "странам народной демократии" для утешения только разработку легкобронированных машин. Да и та из Чехии переезжает в Словакию - подальше от границы с НАТО.
  
   Тем не менее, вплоть до конца 1960-х Алексей Михайлович работал в качестве консультанта в области производства тяжелой военной техники и часто ездил в Словакию в Дубницу над Вагом и Мартину. Будучи пенсионером он еще несколько лет работал в Праге как конструктор газотурбинных двигателей для военной техники, а также и систем силовых передач. Умер в 1974 году.
  
   [] Когда министр обороны Чехии Мартин Стропницкий вручал медаль Золотой Липы сыновьям А. М. Сурина Владимиру и Александру, он сказал, что Т-35 является лучшим танком чехословацкой истории, созданным русским конструктором. Что vz.35 к Сурину отношения не имел, мы уже выяснили. Ну так медаль и называется соответственно - "липа"...
Оценка: 3.97*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"