Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

В.Ф.Савельев - заслуженный... арестант

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пролетарий-железнодорожник и царский офицер. Колчаковец и начальник авиации Восточно-Сибирской Советской армии. Работал в секретных военных КБ - и трижды арестовывался "органами". Хлебал лагерную баланду и проектировал висячие мосты...

   [] Читая биографию этого человека, мне неоднократно приходилось чесать затылок и повторять: да, были люди в ВАШЕ время!
  
  Здесь, на Самиздате, сотни аффтаров сидят и из пальца высасывают перипетии похождений их выдуманных героев. Простые смертные перипетиями называют результаты вчерашнего перепИтия. До которого еще тоже докатиться надо. А сто лет назад некоторые вроде сами ничего не искали - однако их биографии хватит на три романа. Впрочем, не каждому такое придется по вкусу - так никто тогда и не спрашивал...
  
  

***

  
   Наш герой, Владимир Фёдорович Савельев, родился в Саратовской губернии, в 1889 г, в семье железнодорожника. Закончил ремесленное училище. В 19 лет уже работал слесарем на постройке трамвая в г. Саратове. Но хотелось большего. В следующем году перебрался в Петербург и устроился... авиамехаником на один из первых в России авиазаводов. Это покруче чем сейчас на Байконур попасть - космодром-то уже больше полувека стоит.
  
  Параллельно поступил в электротехнический институт. Учится у талантливого инженера-авиастроителя М.Я. Гаккеля - и одновременно работает вместе с ним. Соответственно, на заводе уже не только гайки крутит, но и участвует в разработке новых аэропланов.
  
  1912 год. Первая Балканская война. Сербия закупила у России несколько аэропланов. Для их сдачи на Балканы отправились пилот Агафонов и механик Савельев. Облетали и сдали заказчику несколько аппаратов. А вот попытка перелета на захваченном у турок самолете REP завершилась аварией - на счастье, все остались живы. И это при том что надо было за три дня преодолеть расстояние в 200 км...
  
   []  []  []
  
  Вернувшись в Россию, Владимир устраивается на "Руссо-Балт" - один из наиболее современных заводов Российской Империи. Он выпускал моторы, корабли, автомобили, самолеты, сельхозтехнику и много чего ещё. Савельев устроился в авиационное отделение, где принимал участие в строительстве и испытаниях первых русских самолетов, в том числе легендарного аэроплана "Илья Муромец" (конструктор Игорь Иванович Сикорский).
  
  

***

  
  В Первую Мировую В.Ф.Савельев С 03.07.1914 по 25.04.1917г.г. "состоял на службе во 2-м Авиационном парке по вольному найму в должности старшего механика (...) Все обязанности по означенной должности исполнял аккуратно и добросовестно, службу оставил по собственному желанию..."
  
  Владимир он не только обслуживал самолеты. Вместе с другим механиком, Залевским, он в 1916 г построил ЧЕТЫРЕХПЛАН собственной конструкции. Со стандартным 100-сильным мотором "Gnome-Rhone" машина показала скорость около 140 км/ч. Но главное - непревзойденная маневренность, ради чего и городили лишние крылья.
  
  Вооружение - 3 пулемета. Два неподвижных спереди и подвижный у летнаба. Машину облетал сам командир дивизиона капитан Юнгмейстер. Отзыв положительный. Было заказано еще 20 самолетов, но революция 1917 года положила конец этому безобразию. В апреле наш герой увольняется из авиапарка.
  
   []  []  []
  
  

***

  
  Дальше непонятно. Известно что в 1919 году он служил в армии Колчака. Подробностей никаких. Когда и к кому поступил на службу, в какие войска, чего добился - неизвестно. Во всяком случае среди колчаковских авиаторов его не упоминают, ну так он же просто механик...
  
  Сама по себе служба у белых - еще не приговор. Мало ли как обстоятельства после революции складывались. Многих, по обе стороны фронта, не спрашивали - просто ставили в строй, и сулили пулю в случае чего. Тот же Говоров тоже у Колчака служил.
  
  Тем более это касалось Восточного фронта, где против красных воевали, казалось бы, совершенно несовместимые силы: беспогонная эсеровская "Народная Армия" Комуча и бешеный барон Унгерн, демократская Сибирская директория и свергнувший её монархист Колчак, чехи и атаман Семёнов...
  
  Собственно, именно эта несовместимости и стала одной из причин поражения Белого дела в Сибири. И к тем кто это вовремя увидел, одумался и перешел на "правильную" сторону, Советская Власть пока (пока!) претензий не имела. Воюй, а там посмотрим...
  
  Уже в январе 1920-го В.Ф.Савельев назначен Начальником Воздушного Флота Восточно-Сибирской Советской Армии. Собственно этот "флот" и состоял из бывших колчаковских авиачастей, после расстрела Верховного Правителя присоединившихся к красным.
  
  

***

  
   [] Уже с 1921 года Савельев вновь обращается к конструированию. Предлагает построить большой пассажирский четырехплан на 25 человек. Начальник Главвоздухофлота К.В.Акашев поддержал его. Но ресурсов не хватало, и пока был построен двухместный четырехплан-разведчик, аналог машины 1916 года. Впрочем, техника за эти годы ушла вперед, и тягаться с современными "Дэ хэвилендами" конструкция пятилетней давности не могла.
  
  В 1924 году Савельев с инженером М.М. Шишмаревым работали над созданием управляемого по проводам снаряда. "При испытании в Кунцево - дал хорошие результаты" - так написано В.Ф.Савельевым в "Кратком перечне произведенных работ..." (есть упоминание этого факта и в письме на имя Л.П.Берия).
  
  С 1923 по 1930 он работает начальником КБ вооружения самолетов. Под его руководством были разработаны и внедрены системы авиационного вооружения: синхронизаторы для пулеметов "Виккерс" и ПВ-1 (Пул-3, -5, -9), турельные установки для пулеметов ДА и ДА-2 (Тур-3, -4, -5, -6), бомбодержатели (Дер-3, -4 ... -16), фотоустановки для самолетов-разведчиков Р-1, Р-3, многоцелевого Р-5, истребителя И-4, учебного У-2, первых советских бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3.
  
   []  []
  
  

***

  
  Во время очередной чистки в 1930 году, видимо, всплыло колчаковское прошлое, и наш герой был уволен с характеристикой: "К работе относится формально. Имел связь с вредительскими элементами. Вредил... Снять по 1 категории". Долго ждать не пришлось - 19 декабря того же года он был арестован и по постановлению Особого совещания на основании ст. 58 п.10 УК РСФСР выслан в Новосибирск сроком на три года. Вегетарианские были времена...
  
  Там его уже ждали в недавно организованной "шарашке" - в Особом Проектно-Конструкторском Бюро No 14 при ОГПУ. Бюро было создано для решения производственных проблем бурно развивающейся угольной отрасли Кузбасса. Контингент - около 100 зэков плюс вольнонаемные. Занимались шахтным и промышленным оборудованием. Какой был бы простор для настоящего вредителя ! А вместо этого...
  
  "...совместно с товарищем Страховым приступили к проектированию висячего моста через р. Абу. В тот же день был приглашен в Араличево в качестве консультанта американский инженер фирмы "Флейн" г. ГЛЭН, который эскиз проекта моста одобрил, а именно: 1. Тип моста - висячий на 2 канатах с каждой стороны... ". Темпы строительства были очень высокими и, вероятно, через месяц-другой мост был пущен в эксплуатацию. Так в Кузбассе появился оригинальный висячий цельнодеревянный мост. Длина его составляла 75, а ширина 5 метров, что немало для такой конструкции.
  
  Простоял мост до 1953 года, что следует из письма Н.А.Чинакала к В.Ф.Савельеву от 12.11.1957 года: "Подвесной мост в Араличеве, Вами спроектированный как временный, только четыре года назад заменен новым".
  
   []
  
  

***

  
  В 1932 году шарашку закрыли, а Савельева сотоварищи... не реабилитировали, но поменяли срок на условный. Он вернулся в Москву и снова занимается авиационным вооружением. Одной из разработок его СКБ была Тур-8 - авиационная турель кругового обстрела с непрерывным ленточным питанием, под новый скорострельный пулемет ШКАС. Конструктор - Николай Токарев (младший).
  
   []   []
  
  За эту и другие разработки Савельев был награжден автомашиной, часами, денежными премиями... Но от внимания НКВД всё это не спасало. В очередной раз им заинтересовались в 1938 году, возможно из-за связей с Орджоникидзе. Не посадили, но перевенели с секретного военного производства в Промышленность Моссовета (местная промышленность). Его завод "Красный штамповщик" выпускал кухонную утварь. А с началом войны перешел на производство гранат !
  
  

***

  
  В третий раз за ним пришли в 1944-м. На сей раз всё было серьезно. Приобщили к делу запись "пьяных бесед" (а за словом в карман наш герой не лез), заявление бывшей жены (развелся в 1942), припомнили колчаковщину - в итоге 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Срок он отбывал в Горьковской области, в поселке Сухобезводное - там до сих пор "зона"...
  
  Там Владимир встретил свою очередную, третью по счету жену. По окончании срока уехали на Украину, в город Ладан, где он устроился на местный завод инженером-конструктором, а затем начальником опытного цеха.
  
  В 1955 году судимость с него сняли, но вернуться в Москву не разрешили. Пенсию тоже начислил по минимуму как бывшему зэку. Он обратился к авиаконструкторам, с которыми вместе работал - Яковлеву и Туполеву - с просьбой оказать содействие. Яковлев не ответил. А Туполев, сам в свое время баланду хлебавший, написал министру Авиационной Промышленности П.В. Дементьеву:
  
  "Направляю справку о деятельности инженера Савельева Владимира Федоровича, составленную сотрудниками нашего ОКБ, хорошо знающими работу т. Савельева с 1923 г. Лично зная тов. Савельева В.Ф., подтверждаю, что тов. Савельев В.Ф. является крупным конструктором и организатором, внесшим существенный вклад в дело развития авиационного вооруженияв нашей стране, вполне заслуживающим право на получение персональной пенсии. Тов. Савельеву В.Ф. в настоящее время 68 лет, он проживает в пос. Ладан, Прилукского района Черниговской области ул. Калинина д.130 и вынужден работать. Прошу Вашего ходатайства о назначении т. Савельеву Владимиру Федоровичу персональной пенсии. Генеральный Конструктор Туполев"
  
  

***

  
  Савельев стал персональным пенсионером республиканского значения в 1958 году. А в следующем... сорвался и уехал работать в Новосибирск. В 70 лет ! Н.А.Чинакал, бывший вместе с ним в "шарашке" в 1931-32 гг, пригласил старого знакомого к себе на завод, начальником СКБ.
  
  Но всё хорошо быть не может. Савельеву назначают операцию на желчном пузыре. Что-то пошло не так... Вряд ли виноваты врачи-вредители. Просто 70 лет, и жизнь полная лишений и выгоняний...
  
   []
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"