Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Адмирал Райдзо Танака

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Менее известный, чем Ямамото или Нагумо, он тоже сыграл свою роль в той практически неизестной у нас войне, которая шла на Тихом Океане.

 
 
 
 
  Сегодня рассказ еще об одном японском адмирале. Менее может быть известный, чем Ямамото или Нагумо, он тоже сыграл свою роль в той практически неизестной у нас войне, которая шла на Тихом Океане.
 
  Райдзо Танака закончил Военную Академию Императорского флота (так у них называется нормальное военно-морское училище) в 1913 году. Всю Первую Мировую прослужил на крейсерах и линкорах, но в боях не бывал: участие его страны в мировой бойне было чисто символическим. Окончил торпедно-артиллерийскую школу, после чего продолжал службу в основном на легких кораблях. В 1930 г впервые получил в командование эсминец, позже - крейсер, а в 1939 году - линкор "Конго".
 
  В 1941 году получил звание контр-адмирала и был назначен командующим миноносной эскадрой в составе флагманского крейсера "Дзитцу" и 8 эсминцев. Участвовал в захвате Филиппин и Голландской Ост-Индии. В сражении в Яванском море его корабли торпедными атаками дезорганизовали строй англо-американско-голландско-австралийской эскадры, в результате она потерпела поражение в артиллерийском бою с японскими крейсерами. В сражении у атолла Мидуэй эскадра Танаки входила в прикрытие Флота Вторжения, и соответственно в бою участия не принимала. Но главное ждало эту эскадру и ее командира у богом забытого острова Гуадалканал...
 
  Гуадалканал
 
  Результат сражения у Мидуэя оказался неожиданным для обеих сторон. Американцы словно не могли поверить своей удаче, но развивать успех пока не спешили. Да и нечем особо было: ведь силы противников стали более-менее равными, не более того. Японцы были обескуражены поражением, но тем не менее как бы по инерции продолжали наступление в Южных Морях. В частности, на безвестном острове Гуадалканал архипелага Соломоновы Острова было начато строительство передового аэродрома. Он должен был усугубить блокаду Австралии, позволяя контролировать ее восточное побережье, и поставить под угрозу чуть не единственную базу наземной авиации США в том районе - острова Эспириту-Санта.
 
  В начале июля 1942 разведывательные самолеты США обнаружили строительство ВПП на острове. Допустить появление новой вражеской базы было для США смерти подобно. Ситуация осложнялась тем, что аэродром следовало захватить быстрее, чем на нем появились бы японские самолеты, иначе дело резко осложнялось.
 
  Победа должна была достаться тому, кто быстрее окажется на Гуадалканале - японская авиация или американские десантные силы.
 
  К счастью для американцев, японцы все еще не воспринимали противника всерьез, и на острове кроме 3000 корейцев-строителей находится только комедантский батальон в 400 человек - скорее для охраны внутреннего порядка, чем для серьезной обороны. Правда, на расположенном вблизи острове Тулаги был гарнизон в 1500 солдат. Американцы мелочиться не стали: к операции привлекли все 3 авианосца, линкор, 14 крейсеров, 35 эсминцев и до 300 самолетов берегового базирования. Они должны были прикрывать высадку 4 полков морской пехоты (19.5 тыс. человек). 7 августа после мощной бомбардировки на Гуадалканал высадились 11 тысяч морпехов во главе с генералом Вандегрифтом. Японцы были захвачены врасплох, и организовать оборону просто не успели. Большая часть бежала в джунгли. На Тулаги же бои шли более суток, но результат был немного предсказуем.
 
  Уже через два дня (9 августа) японская эскадра адмирала Микавы под покровом ночи пыталась атаковать десантные транспорты. Хотя пехота была уже на берегу, выгрузка вооружения и прочих грузов не была закончена. Оставшись без всего этого, американцы попали бы в тяжелейшее положение. Транспорты прикрывала группа в составе 6 тяжелых крейсеров и 6 эсминцев. Недостатком этой эскадры была ее "несплаванность" и неопытность большей части экипажей. Например, на кораблях были новейшие радары, но никакой пользы в бою они не принесли. Напротив, японцы (5 тяжелых крейсеров, 2 легких и 1 эсминец) считали ночной бой своим козырем. В этот раз они смогли захватить врасплох американцев и не понеся потерь, потопили 4 тяжелых крейсера и повредили пятый. После этого Микава повернул обратно на базу, за что был позже подвергнут критике: не смотря на разгром американской эскадры, транспорты десанта остались целы, и американцы укрепились на Гуадалканале !
 
  К концу августа Гуадалканал стал непотопляемым авианосцем, который можно было захватить только изнутри. Американцы достроили аэродром, обладание которым отдало им господство в воздухе, а следовательно, и на море вокруг Гуадалканала в дневное время. Но с наступлением темноты обладание морем переходило к японцам. Это был совершенно новый и непривычный вид морской войны.
 
  Одной из первых к Гуадалканалу была направлена эскадра адмирала Танаки. Ночью 18 августа она высадила два передовых отряда численностью в 1500 человек, которые атаковали противника, не дожидаясь подкрепления. Вполе предсказуемо они были скоро уничтожены американской морской пехотой. Получив сообщение о гибели десанта, адмирал Ямамото направил на помощь силам Танаки авианосцы "Секаку", "Дзуйкаку" и "Рюдзе". Как минимум они должны были оттянуть на себя американскую авиацию. 24-25 августа у Соломоновых островов разыгралось новое морское сражение. Американцы потопили легкий авианосец "Рюдзе", японские самолеты, в свою очередь, сильно повредили авианосец "Энтерпрайз". Расстановка сил не изменилась.
 
  В этот же день эсминцы Танаки конвоировали транспорты с войсками для очередной высадки. Поскольку отвлечь от них внимание не получилось, транспорты были атакованы американской авиацией. Один транспорт и один эсминец погибли, флагманский крейсер "Дзинцу" тяжело поврежден. Убито 24 человека, сам Танака был контужен. Конвою пришлось повернуть назад. Высадка не состоялась.
 
  Японцы упорствовали в решении высадить на Гуадалканал контрдесант и очистить его от противника. При этом, совсем как Красная Армия в 1941 году, для этого почему-то выделяли настолько смехотворные силы, что непонятно - всерьез ли они воевали или имитировали бурную деятельность. Первый эшелон - 1250 человек, второй - 750 человек, третий - еще 1000 человек. Четвертый эшелон - 650 человек и генерал-майор Кавагути, нового командующий войсками на Гуадалканале. Затем намечалась пятая и последняя высадка - 1080 человек. Все высадки намечалось производить с эсминцев Танаки. Освободившись от пассажиров, эсминцам следовало обстрелять аэродром. Напомню, что американцы только в первый день высадили 11 тысяч.
 
  Высадка прошла успешно, но силам Кавагути конечно было невозможно очистить остров от противника. Война стала позиционной: американцы выстроили оборонительный периметр на подступах к аэродрому, а углубляться в непролазные джунгли желанием тоже не горели.
 
  Токийский экспресс
 
  Снабжение высаженных японских войск тоже, конечно, легло на эсминцы Танаки. По ночам они совершали броски с передовой базы Шортленд к мысу Тайву на Гуадалканале, выгружали солдат, вооружение, боеприпасы и продукты, обстреливали аэродром Гендерсон и стремительно мчались назад в базу. Тех, кто не успевал, утром множила на ноль американская авиация.
 
  Тем не менее эти опасные рейсы продолжались с такой регулярностью, что американцы прозвали эсминцы Танаки "Токийским экспрессом". Только благодаря ему Япония смогла вести бои на Гуадалканале в течение почти полугода. Вечером, получив доклад разведки об очередном появлении в проливе Слот японских кораблей, американские офицеры говорили с ноткой невольного уважения: "Ого, он опять идет... Танака упорный !"
 
  Впрочем, особого благодушия не было. Эскадра Танаки не только доставляла солдат и грузы. При случае она показывала острые зубы. Так, в начале сентября японские эсминцы столкнулись у острова с двумя американскими эсминцами "Литтл" и "Грегори", и в скоротечном бою потопили оба.
 
  Только в октябре к японцам пришло понимание, что малыми силами на Гуадалканале ничего не сделать. Сразу нашлось свыше 20 тысяч подкрепления - правда, американцев на острове к тому времени было уже 23 тысячи. Войска были высажены эсминцами и эсминцами-транспортами (переоборудованные устаревшие корабли) к 16 октября. Одновременно американский аэродром был подвергнут мощнейшему обстрелу с японских линкоров. Взлетные полосы повреждены, много горючего и других запасов уничтожено. Американские бомбардировщики вынуждены были покинуть Гуадалканал и перебазироваться на Новые Гебриды. 24 октября японцы предприняли крупное наступление на острове, но на вторые сутки, потеряв более 2000 человек, вынуждены были отступить.
 
  Апогеем затянувшейся борьбы за остров стало яркое и непредсказуемое по своим итогам сражение линкоров, крейсеров и эсминцев, произошедшее у Гуадалканала 12-14 ноября. В результате его японцы, неся тяжелые потери, сумели все же доставить к острову 11 транспортов, на которых находились силы очередного десанта численностью до 13,5 тысяч человек. Но авиация с вовремя подошедшего к району высадки американского авианосца "Энтерпрайз" затопила 7 транспортных судов, и высадка стала невозможной, а дальнейшее ведение боевых действий приобрело явно фатальный характер для Японии, чьи силы постепенно таяли.
 
  Американцы же, наоборот, усиливались. Для борьбы с "Токийским экспрессом" были привлечены торпедные катера, которые патрулировали по ночам побережье Гуадалканала. На одном из таких катеров, кстати, служил младший лейтенант Джон Кеннеди - будущий не самый счастливый президент США. Уже после боев за Гуадалканал, в августе 1943, его катер был протаранен японским эсминцем. Джон с большей частью команды чудом спасся, и через 15 часов(!) вплавь добрался до необитаемого острова. Только через 5 дней их обнаружили, а до этого успели послать семье "похоронку". Говорят, те кого "отпели" по ошибке, жить будут долго. С Кеннеди эта примета не сработала. Хотя... Его до сих пор вспоминают чаще, чем многих других президентов США (кроме может Вашингтона с Рузвельтом). Может быть, это и есть обещанная долгая жизнь ?... Но мы отвлеклись.
 
  Тассафаронга
 
  30 ноября 1942 года 8 эсминцев Танаки вышли в очередной рейс к Гуадалканалу. На сей раз груз у них был необычный. Ввиду усиления опасности при подходе к острову, японцы решили "грузить апельсины бочках". Серьезно - все необходимы грузы разложили по обычным бочкам, герметично их закрыли и связали тросами.
 
  Теперь не было нужды подходить вплотную к берегу, можно было выбросить груз в море, а на берег его отбусируют лодки и катера десантников. Но проверить новую систему в тот день не удалось. Американцы по данным радиоперехвата узнали о рейде Танаки и выслали на перехват мощную эскадру. В ночь на 1 декабря пролив Железное Дно к северу от Гуадалканала, у мыса Тассафаронга, патрулировали 4 тяжёлых крейсера, 1 легкий и 6 эсминцев. Кстати, пролив назвали так совсем не зря - в предыдущих боях в его окрестностях уже погибло немало кораблей с обеих сторон.
 
  С одной стороны - 4 тяжелых "вашингтонских" крейсера и один так называемый легкий - такого же водоизмещения (10 кТ) но с 15-ю 6-дюймовыми орудиями. Плюс 6 эсминцев в полной боевой готовности. На крейсерах - новейшие радары. С другой - 8 эсминцев, с палубами заваленными бочками и прочим грузом. У кого преимущество, за кем победа ? Вроде бы логично - бой должен был свестись к расстрелу слабейшей стороны. Он и свелся к расстрелу...
 
  Американские радары засекли противника за 11 миль. Техника у них была отличной, но на этот раз подвели люди. По непонятной причине (большинство участников погибли, спросить не у кого) уже подготовленный торпедный залп по японцам запоздал - контр-адмирал Райт жевал сопли несколько минут, а когда наконец разрешил стрелять, японцы ушли за предельную дальность. Три эсминца все же выпустили торпеды, но без толку. Одновременно адмирал приказал открыть и артиллерийский огонь.
 
  В общем-то японцев выручила случайность: их головной эсминец "Таканами" вырвался вперед и фактически шел отдельно от остальной колонны. Хотя американские радары засекли и остальные корабли Танаки, но огонь был открыт по самой "жирной" засветке - головному. К тому же (видимо из-за неопытности американских экипажей) после открытия огня данные радаров уже не использовались. В результате все внимание было сосредоточено на "Таканами". Тот в ответ тоже открыл огонь и даже успел выпустить все свои восемь торпед, но затем его буквально измолотили снарядами. Через 4 минуты всё было кончено, но на это время американцы потеряли остальные эсминцы Танаки. Все стреляли по несчастному "Таканами", и каждый крейсер не преминул доложить адмиралу о потоплении вражеского корабля, а то и двух. Когда число "уничтоженных", к радости адмирала Райта, перевалило за десяток - стали рваться японские торпеды...
 
  Танака быстро оценил ситуацию. Скомандовал поворот 16 румбов все вдруг, и торпедную атаку. 44 мощных японских 650-мм торпеды, лучшее в мире оружие этого рода, широким веером были выпущены по американским крейсерам, ярко обозначившим себя вспышками выстрелов. Такое трудно представить даже днем, на всякого рода показательных стрельбах: одним торпедным залпом были поражены все 4 тяжелых крейсера из 4 ! У двух при этом полностью оторвало носы. Еще два получили торпеды ближе к корме и потерял ход. "Длинные копья" (Long Lances), как называли европейцы японские торпеды, в очередной раз показали себя смертоносным оружием.
 
  Не зная американских сил, Танака скомандовал своим эсминцам выйти из боя и отходить на север. Груз остался не сброшенным, японским солдатам на острове пришлось затянуть пояса еще туже. За это адмирал был подвергнут критике, не смотря на выдающийся успех в ночном бою: как выяснилось позже, один американский крейсер затонул, а три оставшиеся с трудом добрались до базы и больше года находились в ремонте.
 
  Последние попытки.
 
  Танаку не зря прозвали упорным. Но и американцы отступать не привыкли. Не смотря на понесенное поражение, противодействие "Ночному экспрессу" всё возрастало. Через пару дней эсминцы доставили к острову 1500 бочек с грузами, но с рассветом американские самолеты уничтожили большую часть. Японцы смогли выловить не более 300. Причем Танака доложил командованию, что пехотинцы не смогли до рассвета вытащить на берег все бочки по причине полного физического истощения. Голодавшие несколько месяцев люди просто были не в состоянии тянуть канаты... Следующий конвой был встречен у мыса Эсперанс торпедными катерами и вынужден был повернуть обратно.
 
  Последняя попытка была предпринята 11 декабря. 11 эсминцев Танаки снова были встречены торпедными катерами. На сей раз адмирал не имел права отступить. В суматошном ночном бою флагман Танаки "Тэрудзуки" получил торпеду. Адмирал был ранен и вынужден был перейти на другой эсминец. Поврежденный корабль пришлось бросить. Тем не менее остальные эсминцы прорвались к Гуадалканалу и сбросили свыше 1200 бочек с грузами. Но и этот подвиг оказался бесполезным: по уже известным причинам солдаты на острове смогли выловить лишь 220 бочек, остальное утром расстреляла авиация...
 
  Раненого Танаку в качестве руководителя "Токийского экспресса" заменил адмирал Хасимото. Но и его попытки были мало успешными. В конце концов японское командование приняло решение эвакуировать остров, и доложило об этом Императору. 14 января на Гуадалканал был доставлен приказ об эвакуации и свежий батальон для ее прикрытия. За неделю (1..7 февраля) эсминцами было вывезено более 10 тысяч японских солдат. В процессе американцы и японцы потеряли по одному эсминцу в ночных стычках.
 
  Возникает вопрос, почему эта операция прошла почти без противодействия, в то время как раньше подойти к острову было почти невозможно ? Официальная американская версия: они приняли высадку упомянутого выше батальона за подготовку японцами нового наступления. А поскольку оно как правило сопровождалось поддержкой тяжелых кораблей, американский флот и авиация готовились к очередному морскому сражению с главными силами, и не обращали внимания на мелочь типа эсминцев.
 
  Есть и другое мнение. Американцы знали или по крайней мере догадывались об эвакуации. Но еще древние говорили: "Если враг отступает - не только построй ему мост, но и позолоти его !". После полугода тяжелейших боев в убийственном климате острова, у большинства была видимо только одна мысль: "Уходят - ну и пусть побыстрее уходят, слава Богу !". Американцы потеряли на Гуадалканале около 7 тыс. убитыми. Флот лишился 27 кораблей, авиация - 610 самолетов.
 
  Японцам тоже досталось: всего погибло до 20 тыс человек (из них в бою 8.5 тысяч, остальные от болезней и голода), потеряно свыше 30 кораблей и не менее 800 самолетов. Для обеих сторон Гуадалканал стал непрекращающимся кошмаром. Так что в успешной эвакуации возможно были заинтересованы обе стороны. Но вряд ли это когда-нибудь официально подтвердят.
 
 
Потери                        США    Япония   Примечание

Линкоры                         0       2     - / "Хиэй", "Киришима", 
Авианосцы                       2       1     "Уосп", "Хорнет" / "Рюдзё"
Крейсера                        8       4
эсминцы                        13       9
Транспорты                      4      15
Самолеты                      610     880 
Потери сухопутных войск      1492   14800
Потери л/с флота             4911    3543
Потери л/с авиации            430    1900
 
  P.S.
 
  Принято считать, что японцы своих солдат ни во что не ставили. К концу войны в общем так оно и было. Но там и война-то уже была ненормальная: катастрофически уступая США как в количестве так и в качестве вооружения, японцы могли продолжать сопротивление только ценой большой крови. "Это не баг, это фича...". Когда целые дивизии со штыками и чуть ли не с копьями (за неимением патронов) шли в "банзай-атаки", когда десятки тысяч жителей городов гибли в ходе "ковровых бомбежек", когда воздушные и морские "камикадзе" оставались чуть не единственной ударной силой, когда немногие уцелевшие корабли стояли на приколе без топлива - ни про какую эвакуацию, понятно, речи не было. Гарнизоны удаленных островов, так и не атакованные американцами, постепенно вымирали с голоду, либо сидели там на "подножном корме" до окончания войны. Атакованные - стояли до последнего человека, не думая об отступлении.
 
  Но в 1942 году всё еще было по-другому. Промышленность США еще не раскочегарилась, и по линкорам и авианосцам Япония пока что даже превосходила противника. Высокая подготовка японских солдат и их самоотверженность пока что могла скомпенсировать количественное превосходство янки. Многочисленные эсминцы и корабли помельче позволяли не только снабжать удаленные острова, но и эвакуировать их гарнизоны при необходимости. Даже Гуадалканал, с его аэродромом, торпедными катерами и мощной поддержкой флота, не стал исключением. Флот пришел и спас всех, кого еще можно было спасти. Генерал Хякутакэ покинул остров одним из последних. Когда же времена изменились к худшему, и слово "эвакуация" пришлось забыть, командиры гарнизонов само собой оставались со своими солдатами до конца. Вспомним того же Нагумо...
 
  Но это всё у диких нецивилизованных тогда японцев. Белые люди такой фигней не занимаются. Пример показал американский генерал МакАртур, руководивший обороной Филиппин. В марте 1942 года он на подводной лодке покинул крепость Коррехидор, бросив войска на произвол судьбы. Даже лишившись начальника, войска на Филиппинах держались до 8 мая, а некоторые группы вели партизанскую борьбу и позднее. Сам же МакАртур, как в насмешку, был 1 апреля 1942 г (в день Дурака) награжден Медалью Почета Конгресса США - да, той самой CMOH, которую и ныне дают в основном посмертно. Позорище... Но что делать, семья МакАртуров - из первопоселенцев с "Мэйфлауэр", они всегда были равнее других... Да и сам он подсуетился (не за это ли наградили ?) - сразу по прибытии в Австралию выступил с речью, где грозил японцам кулаком и заявлял: "Я вернусь !". В результате стало политически неудобно снимать этого деятеля (иначе как же он вернётся ?!), и он до конца войны занимал высшие посты, хотя военным гением себя мягко говоря не проявил. Тем не менее японскую капитуляцию на "Миссури" принимал именно он...
 
  Впрочем, у него нашлись верные ученики в СССР. 1 июля того же проклятого 1942 года "подвиг" МакАртура повторили руководители обороны Севастополя - генерал Петров, адмирал Октябрьский. Из сошек поменьше - полковник Жидилов. Но они сделали еще интереснее: не только сбежали сами, но предварительно отозвали из частей в тыл всех офицеров от майора и выше. Тоже якобы для эвакуации - которой, правда, никто и не планировал. Тот же Октябрьский на вопрос о кораблях для вывоза людей ответил чётко: "Кораблей не дам, а то их все перетопят". И не дал. В результате старшие офицеры, собравшиеся на 35-й батарее на мысе Херсонес, в большинстве там и остались, а их оставшиеся без командиров войска, естественно, долго продержаться не смогли...
 
  Ну да мы отвлеклись.
 
  Судьба адмирала
 
  Сам адмирал Танака при эвакуации уже не присутствовал. 29 декабря он был отстранен от командования и переведен в береговую службу. Сентябрь 1945 года он встретил в богом забытом гарнизоне в Бирме, до которого война так и не докатилась. Фактически эта "ссылка" спасла ему жизнь - шансов уцелеть у моряков Императорского флота к концу войну было немного...
 
 
   []
 Адмирал Райдзо Танака.
 
   []
Карта южной части Тихого Океана. Щелкните мышью чтобы увеличить.
 
   []
 Соломоновы острова
 
   []
 Остров Гуадалканал
 
   []
 Места основных морских сражений у Гуадалканала
 
 
 []
 Сражение у мыса Тассафаронга
 
   []
 Корабли погибшие в проливе Железное Дно.
 Список неполный, отмечены только корабли реально обнаруженные на дне.
 Щелкните мышью для увеличения.
 
 
 

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"