Адмирал Дзисабуро Одзава был последним командиром Объединенного Флота Японии. С легкой руки Сергея Переслегина Одзава считается самым талантливым японским главнокомандующим. Не знаю, правда, на какое место при этом ставить Исироку Ямамото, который хотя бы первые полгода войны добивался того, чего хотел. Одзава же принял командование тогда, когда воевать было уже поздно. Все его усилия, все хитроумные планы никаких результатов не приносили. Безусловно, всех до сих пор поражает тончайший узор плана сражения в заливе Лейте, в разработке которого Одзава играл главную роль. Классический шахматный гамбит, жертва нескольких тяжелых фигур в обмен на проходную пешку... Безумно красиво. Но, как мы помним, этот план все-таки не сработал. Собственно, в этом весь Одзава: хороший замысел - и такая реализация, что лучше бы и не связывались. Но обо всем по порядку.
Закончил Императорскую Военно-Морскую Академию (так японцы зовут военно-морское училище) в 1909 году. Служил на учебном крейсере "Сойя" (бывший "Варяг"), броненосном крейсере "Кассуга", легендарном броненосце "Микаса". Как и большинство японских моряков, никак не участвовал в Первой Мировой. В 1919 получил в командование первый корабль - вопреки традиции, новейший эсминец "Такэ". В 1934 командовал крейсером, а через год - линкором. Перед войной был директором Академии ВМФ и дослужился до вице-адмирала.
Сингапур
В начале войны был назначен командующим силами Южно-Китайского моря. В его отряд входили 8 крейсеров, 16 эсминцев и 16 подлодок. Авианосцев не было, но ему подчинялась авиация берегового базирования на территории Индокитая. Основной задачей была поддержка армии при захвате Малайи и нейтрализация Сингапура. Там находилось английское "соединение Z" включавшее линейный корабль "Принц Уэльский", линейный крейсер "Рипалс" и четыре эскадренных миноносца. Авиационная поддержка соединения по сути отсутствовала - хотя самолетов в Сингапуре было достаточно, представители RAF и Royal Navy просто не смогли договориться. Поэтому когда корабли адмирала Филипса вышли 9 декабря на перехват идущего к Малайе десантного конвоя, никто их не прикрывал. Англичане были обнаружены подводными лодками Одзавы, и он поднял в воздух всю береговую авиацию. 85 самолетов (34 бомбардировщика G3M "Nell" и 51 торпедоносец G4M "Betty") по наводке подлодок вышли на эскадру. В "Рипалс" попало около 14 торпед. "Принцу Уэльскому" хватило 10. Потери японцев - 3 самолёта. Когда оба корабля пошли на дно, ведущий группы просигналил английским эсминцам: "Мы сделали свое дело, делайте и вы своё" - то есть, подбирайте тонущих. Война еще только начиналась, озверения пока что не было ! И только через 40 минут после потопления обоих кораблей над местом боя появились 8 английских истребителей. Очень вовремя...
Разгром "соединения Z" вызвало панику в Сингапуре и Малайе. Последняя надежда рухнула. И без того не слишком стойкие войска (долгая колониальная служба на краю света все-таки расслабляет) окончательно пали духом. Огромная территория Малайи была сдана за два месяца. Причем японцев задерживали не бои, коих по сути не было, а бездорожье. В начале февраля 1942 года войска генерала Ямаситы вышли к Сингапуру. Была взорвана дамба, связывавшая остров с материком. Гарнизон Сингапура состоял из 85 тыс солдат, в то время как японцев было около 30 тыс. Правда, разведка обеих сторон оказалась не на высоте: японцы считали, что англичан всего 30 тысяч, а англичанам померещилось, что у Ямаситы вдвое больше войск (60 тыс.), чем на самом деле. В результате японцы решились штурмовать крепость с втрое превосходящим их гарнизоном - а англичане, соответственно, еще больше упали духом.
8 февраля японцы форсировали пролив Джохор, предварительно подвергнув обстрелу (весьма хилому, по причине недостатка снарядов) территорию крепости. "Внезапно" оказалось, что Сингапур готовили только к обороне с моря, и все его жизненно важные объекты (склады, нефтехранилища, госпитали, убежища, водяные резервуары) расположены подальше от берега - а значит рядом с проливом. Всё это было либо разрушено, либо захвачено японцами в первые же дни. Огромная мощная крепость оказалась лишенной всех средств обороны. Дальше была уже агония. 15 февраля 1942 года генерал Персиваль подписал капитуляцию. Надо сказать, что японцы к тому времени понесли немалые потери и остались без боеприпасов. Настаивая на немедленной сдаче, они откровенно блефовали. Но на этот раз сработало. В плен попало 80 тысяч англичан - больше чем когда-либо в истории.
Индийский Океан.
В рейде Первого Авианосного Соединения Нагумо по Индийскому Океану участвовали и силы адмирала Одзавы. Его эскадра в составе шести крейсеров и легкого авианосца "Рюдзё" нанесла первый удар по торговому судоходству англичан (потоплено 23 транспорта), в то время как тяжелые авианосцы основных сил Нагумо на мелочи не разменивались и готовились к бою с кораблями эскадры Соммервилла, который так и не состоялся. Точнее, из всей эскадры японцам попался один английский авианосец и два крейсера.
Командир авианосцев.
В ноябре 1942 Оздава назначен командовать Третьим Флотом, сменив адмирала Нагумо. Флот включал уцелевшие после Мидуэя авианосцы "Сёкаку" и "Дзюйкаку", причем первый находился в ремонте после недавней "пирровой победы" под Санта-Крус, а на втором был некомплект летчиков. Хорошее наследство, нечего сказать.... Весь 1943 год флот фактически отстаивался в гаванях. Одзава пытался как мог повысить подготовку своих подчиненных, но не всё зависело от него. Стране уже не хватало горючего, самолетов, да много чего еще. Свежеобученные летчики в подметки не годились "старой гвардии" Нагумо, погибшей под Мидуэем и Санта-Крус. Доучивать их прямо на авианосцах было почти невозможно - нет горючего, нет самолетов на замену разбитым в неизбежных авариях... 3-й флот по сути бездействовал, пока легкие силы японцев вели тяжелые бои в Южных Морях, постепенно сдавая один остров за другим.
Список авианосцев постепенно пополнялся: летом 1943 вышел из ремонта "Дзюйкаку". Добавились примерно равные ему "Дзюнъё" и "Хиё". В марте 1944 вступил в строй огромный "Тайхо", ставший флагманом Одзавы. На треть больше остальных, защищенный броневой полетной палубой, способный нести до 82 самолетов, он был отличным кораблем. Но еще неопытный экипаж не успел освоить свою могучую технику. Это же касалось и летчиков. Спешно укомплектованные к лету 1944 года молодыми летчиками, авианосцы представляли собой лишь тень былой мощи.
Но формальные цифры зачаровывали штабных мечтателей. С добавлением четырех легких авианосцев под командованием Одзавы оказалось 9 таких кораблей - самое мощное соединение в истории войны. Даже у Нагумо больше семи никогда не было. 450 самолетов - против 414 при налете на Перл-Харбор. Проблема была только в качестве. Особенно всё грустно обстояло на флагмане "Тайхо", который вступил в строй за пару недель до своего первого и последнего сражения.
Битва над Марианами.
Захватив острова Гилберта к началу 1944 года, американцы нацелились на Марианские острова: Сайпан, Тиниан, Гуам.... Отсюда их "сверхкрепости" B-29 могли уже долететь до собственно Японии. Японское командование это понимало, и навстречу 5-му флоту США помимо 1000 самолетов наземного базирования были брошены и авианосцы Одзавы.
Одзава не повторил ошибок адмирала Нагумо. Американский флот (а им командовал все тот же адмирал Спрюэнс) был своевременно обнаружен и атакован всеми силами. Но даже это не помогло. Времена изменились - теперь янки практически во всем превосходили своего противника. Новые истребители "Хеллкет" на 100 км/ч превосходили более ранние "Уайлдкеты", которые когда-то на равных дрались с японскими "Зеро". А у японцев ничего не изменилось. Американские летчики имели минимум год боевого опыта, большинство японских летчиков были только из училища. И наконец, с 1943 американцы приняли на вооружение радиолокационные взрыватели, позволявшие вести просто убийственный зенитный огонь.
В результате первая ударная волна японцев потеряла 42 самолета, добившись лишь одного попадания в линкор "Саут Дакота" и сбив один "Хеллкет". Из 109 самолетов 2-й волны только 6 прорвалось к авианосцам, а назад вернулось лишь 12. Столько же уцелело и из 82 машин третьей волны. Часть из них пыталась сесть на о.Гуам, но по большей части безуспешно. Американские корабли, кроме "Дакоты", не пострадали. Один из американских летчиков сравнил массовое истребление неопытных японских пилотов с охотой на индюшек.
Положение усугубили подводные лодки. Они в тот же день торпедировали сначала флагманский "Тайхо", а потом "Сёкаку". Оба затонули, причем огромный "Тайхо" погиб от единственной торпеды - в основном из-за слабой подготовки экипажа, по сути, не успевшего освоить свой корабль.
На следующий день Спрюэнс нанес ответный удар. Оздава на тот момент имел лишь 150 самолетов, из них 35 истребителей. Армада из 550 американских машин почти беспрепятственно нанесла удар, потопив "Хиё" и тяжело повредив еще четыре авианосца и линкор. Но и янки этот удар обошелся недешево: потеряв в бою лишь 20 самолетов, они разбили еще 80 при возвращении, так как к моменту посадки уже стемнело. Погибло 38 летчиков.
Впрочем, Одзаве от этого было не легче. У него осталось два легких авианосца ("Титосе" и "Дзуйхо") и всего 47 самолетов. Потери были больше, чем у Мидуэя. Во второй раз авианосный флот был помножен на нуль. Если к этой битве его смогли восстановить хотя бы количественно (при негодном качестве), то позже и это стало невозможно: через три месяца в заливе Лейте Одзава командовал авианосцами почти без самолетов ! Прямым следствием поражения Одзавы была беспрепятственная высадка американского десанта на о. Сайпан.... Одзава, понимая бессмысленность дальнейшей борьбы с фактически неуязвимым противником, подал в отставку. Она не была принята.
Сражение в заливе Лейте.
Замысел.
После Марианских островов американцы вторглись на Филиппины. Наступление шло с двух направлений: с юга действовали силы генерала Мак-Артура, с востока - флот адмирала Нимица. Да и сам этот огромный флот состоял из нескольких частей, взаимодействие между которыми было не тривиальной задачей. На этом и решили сыграть японцы.
17 октября 1944 года американцы высадили десант на острове Лейте. Его прикрывали огромные силы флота под общим командованием адмирала Хэлси. Эти силы состояли из двух частей:
авианосное соединение Task Force 38 - имело задачу уничтожение авиации и флота японцев. Состояло из 16 авианосцев (1200 самолетов), 6 линкоров, 15 крейсеров и 50 эсминцев.
соединение поддержки Task Force 77 - непосредственная поддержка десанта. 18 эскортных авианосцев (свыше 300 самолетов), 6 линкоров, 8 крейсеров, эсминцы и множество десантных кораблей и транспортов.
Японцы могли всему этому противопоставить 4 авианосца с 108 самолетами, 9 линкоров, 19 крейсеров и 34 эсминца. Надеялись также на помощь наземной авиации с Филлиппин, но она практически вся была заранее уничтожена самолетами Хэлси (уцелело менее 100 машин).
Одзава, автор плана операции, пошел на нестандартный ход. Катастрофически уступая противнику в авианосцах, но имея примерное равенство в линкорах и крейсерах, он решил сделать ставку именно на эти корабли. Со времен Перл-Харбора авианосцы считались главной силой - а он использовал их только для отвлечения внимания противника, как приманку.
Общий замысел был таков:
авианосное соединение самого Одзавы наступает с Севера и отвлекает на себя часть сил противника.
Два старых линкора и несколько крейсеров адмирала Нисимуры появлялись с юга, тоже служа лишь в качес тве приманки.
5 линкоров (в т.ч. "Ямато" и однотипный "Мусаси") и 11 крейсеров адмирала Куриты наносили главный удар с запада. Пользуясь тем, что основные силы противника заняты другими соединениями,Курита должен был прорваться к десантному соединению и разгромить его.
Операция выходила изящной и красивой - даже слишком красивой, слишком сложной и отчасти даже фантастической. Но более прямые действия при таком соотношении сил не сулили успеха вообще.
1. Крестный путь адмирала Куриты.
Соединение Куриты было обнаружено раньше всех, 24 октября, в море Сибуян. Наземная авиация пыталась его прикрыть, и даже чудом потопила один американский авианосец - но остальных было более чем достаточно для продолжения операции. Свыше 250 самолетов атаковали японцев. Получив 20 торпед и 17 бомб, затонул гигант "Мусаси". Остальные корабли получили лишь небольшие повреждения ("Ямато" - 2 бомбы). Американские летчики доложили о потоплении нескольких линкоров и крейсеров - обычная в общем ошибка в горячке боя. Но когда пришло донесение, что "остатки" отряда Куриты повернули на запад, Хэлси действительно поверил, что противник разгромлен и может быть сброшен со счетов.
2. Жертва адмирала Нисимуры.
"Соединение С" адмирала Нисимуры (оно же "Южная группа") было обнаружено 24 октября южнее пролива Суригао. Атака авианосной авиации нанесла некоторые повреждения, но потопленных не было. На перехват японцев вышел отряд из 6 линкоров и 8 крейсеров адмирала Олдендорфа, до того осуществлявший непосредственную поддержку сил десанта. Еще до него японцы были атакованы сначала торпедными катерами, а затем эсминцами. Один из линкоров погиб. Другой был чуть позже расстрелян в ночном бою шестью американскими дредноутами. Был также смертельно поврежден крейсер "Могами" и потоплены три эсминца. Американцы имели один эсминец поврежденным, и то "дружественным огнем".
3. Приманка адмирала Одзавы.
В тот момент, когда Хэлси доложили об отступлении отряда Куриты, на севере было обнаружено авианосное соединение адмирала Одзавы. Оно состояло из 4 авианосцев (ударный "Дзуйкаку" и легкие "Дзуйхо", "Титосэ" и "Тиёда"), плюс два старых линкора, переоборудованных в авианосцы. С них сняли по 2 кормовые башни (из 6) и оборудовали взлетную палубу и ангар на 10 самолетов. Но самолетов не хватало и "нормальным" авианосцам, поэтому линкоры исполняли только роль приманки. Впрочем, и остальные были по сути не боеспособны.
Но американцы, понятно, этого знать не могли. Обнаружив авианосцы, азартный Хэлси бросил против них все силы Task Force 38 - все 15 авианосцев, все линкоры, крейсеры и эсминцы. В проливе Сан-Бернардино, через который отряд Куриты мог прорваться к месту высадки десанта, не оставили даже занюханного тральщика. Видимо, Хэлси понадеялся, что ближнее прикрытие десанта обеспечит Олдендорф, но все его шесть линкоров в это время расстреливали единственный дредноут адмирала Нисимуры. Придуманная Одзавой ловушка сработала ! Рядом со скопищем десантных судов не осталось боевых кораблей, если не считать флотилии эсминцев и нескольких эскортных авианосцев (наскоро переделанных из сухогрузов, не рассчитанных на серьезный бой и даже не имевших торпед в боекомплекте самолетов).
Но самому Одзаве от этого было не легче. Он поднял все свои самолеты. Большинство летчиков не умели даже садиться на палубу - поэтому им было приказано атаковать американцев, после чего садиться на берегу. Впрочем, садиться оказалось почти нЕкому...
В ответ американцы нанесли несколько ударов по отряду Одзавы. В конце концов были уничтожены 4 последних японских авианосца. Эта жертва могла иметь смысл только в случае успеха отряда Куриты...
Как раз когда большинство самолетов были подняты в воздух, Хэлси получил радио от десантного отряда с просьбой о помощи. Но авианосцы были уже в 500 милях от десанта, а их самолеты уже получили другую задачу. Хэлси развернул часть сил обратно, но помочь своим они могли только через несколько часов - слишком поздно...
4. Чуть-чуть не считается.
Адмирал Курита был близок к триумфу. После того как Хэлси списал его отряд со счетов, он опять развернулся и через пролив Сан-Бернардино направился к острову Самар, где высадился десант. Он шел незамеченным до тех пор, пока не встретился с группой эскортных авианосцев адмирала Спрэгга. Это была легкая добыча: небронированные, тихоходные, почти не вооруженные, сами по себе эскортники вообще за противника не считались. Летчики их авиагрупп никогда не учились бороться с кораблями - их задачей всегда был берег или подлодки. В боекомплекте, как уже говорилось, почти не было торпед и бронебойных бомб. Столкновение с линкорами Куриты означало быстрый расстрел эскортников, а в пределах прямой видимости от них находились и прочие десантные суда, столь же уязвимые...
Адмирал Спрэгг быстро оценил ситуацию. Приказал авианосцам уходить на восток. Передал Хэлси призыв о помощи. Поднял все самолеты и приказал атаковать противника, буквально, чем попало и как попало. Послал в атаку все 7 своих эсминцев. Три из них погибли под ураганным огнем, остальные были тяжело повреждены. Но их торпедами был подбит тяжелый крейсер, а остальные японцы временно отвлеклись от расстрела авианосцев. Впрочем, ненадолго. Японские крейсера, зайдя с фланга, взяли авианосцы "в два огня". Все 6 получили повреждения, а один затонул. Но поднявшиеся с них самолеты атаковали японцев бомбами, торпедами, ракетными снарядами и даже пулеметным огнем. Один крейсер затонул, два были повреждены. Японцы были уверены, что их атакуют летчики с тяжелых авианосцев Хэлси.
Неожиданно Курита приказал прекратить бой и отступить. Почему - не знает никто. Сам он даже после войны об этом не говорил. С формальной точки зрения, при наличии 4 линкоров (в т ч "Ямато" !) потеря двух-трех крейсеров еще не повод для отступления. Но это мы рассуждаем в спокойной обстановке, сидя на диване. Сам Курита, после нескольких дней бомбежек, уверенный, что против него действуют тяжелые авианосцы, не знающий точно, далеко ли находятся американские линкоры (как 38-го, так и 77-го соединения), принял другое решение. Кто был в его положении, пусть подскажет, как надо было сделать.
Итоги
Если ругать Куриту как-то язык не поворачивается, то спокойно без эмоций констатировать, что план Одзавы не сработал, все-таки придется. Он был страшно близок к успеху - но не срослось... С другой стороны, понятно что даже полный успех Куриты (то есть разгром десантного соединения) мог разве что слегка задержать наступление американцев, но никак не переломить ход уже проигранной войны.
Сам Одзава уцелел, не смотря на гибель всех его авианосцев. Более того 29 мая 1945 года он был назначен командующим Объединенным флотом - пост, который когда-то занимал Ямамото. Впрочем, командовать ему было нечем - "Ямато" погиб за месяц до того, а уцелевшие корабли стояли без капли горючего. После капитуляции Японии он сохранил часть полномочий, координируя демобилизацию флота. Только в октябре 1945 был уволен. Допрашивался представителями США, в основном о сражении в заливе Лейте. Никаких обвинений ему предъявлено не было. Американцы высоко отзывались о нем как об умном и вдумчивом собеседнике.
Возможно, отсюда и пошли разговоры об Одзаве как о великом стратеге. Не спорю, план сражения у Лейте оригинален, возможно даже гениален. Но "по плодам узнаете их", как сказано в Писании. Операция ничего не принесла Японии, кроме новых потерь. Даже если представить, что план удался - на исходе войны это бы никак не отразилось. Предыдущее крупное сражение, над Марианнами, тоже ничего хорошего Японии не принесло. Так что, по формальной логике, особо славить Одзаву вроде не за что. Но, говорят, боги любят тех, кто желает невозможного...