Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Судьбы кораблей - финский "Гангут"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Минный заградитель "Riilahti"

  Почти вся информация, приведенная здесь, есть также в статье обо всём финском флоте. Но вот попросили вытащить в отдельный очерк...
  
  Здесь речь пойдет только об одном финском корабле - минном заградителе "Riilahti". Почему именно о нем ? Не потому, что это один из немногих кораблей, построенных финнами перед войной. И не потому, что он такой уж результативный, были и покруче него. И даже не потому что это самый крупный финский корабль, потопленный в бою Советским флотом. Тогда почему ?
  
  

Имя

  
   []Всё дело в имени. Само название "Riilahti" нам вроде ничего не говорит. Погуглив, обнаружим, что так финны называют залив к северу от полуострова Ханко, а главное - то сражение 1714 года, которое происходило в этом заливе, и у нас именуется Гангутским. Это где галерный флот Петра захватил шведский прам "Элефант" и 9 более мелких калош.
  
  Как это ни покажется удивительно, финны считают Гангут и своей победой тоже. И не потому, что среди гребцов на галерах, возможно, было несколько местных чухонцев. Главное - были биты шведы ! Их финны не любят еще хуже чем "рюсся" (правда, только в историческом контексте: на ныне живущих в стране шведов это никак не распространяется). Соответственно, если на финской территории русские когда-то побили шведов - это повод не только выпить, но и назвать в честь этого боевой корабль.
  
  Особенно примечательно, что это имя кораблю дали в 1940 году - когда только что кончилась Зимняя война, и вроде бы ненависть ко всему русскому должна зашкаливать. Но финны умеют отделять мух от котлет. "Molotovin hujarit" - это плохо, а победа Петра над шведами на Риилахти - по-прежнему хорошо!
  
  Другой корабль этой серии был назван "Ruotsinsalmi", по нашему "Роченсальм", ныне город Котка. Тоже знаменитое местечко. В этой бухте в 1789 принц Карл Генрих Нассау-Зиген (на русской службе) разгромил шведский флот, уничтожив до 40 кораблей (сам потерял 2) и взяв в плен свыше 1200 чел. А через год тот же принц в той же бухте был наголову разгромлен, потеряв 19 кораблей потопленными и 22 взятыми в плен, людские потери превысили 7 тыс. чел. Это вообще было самое крупное поражение России на море вплоть до Цусимы. В общем, в одном и том же месте то Зиген, то Нассау. Что имели в виду финны, называя в честь него свой корабль, неизвестно.
  
  

Проект

  
Минный заградитель "Riilahti"
  • Спущен на воду в 1940 г
  • Вступил в строй в 1941 г
  • Водоизмещение: 310 т.
  • Основные размерения: 50.0 х 7.9 х 1.5 м
  • Силовая установка: 2 вала,
    2 дизеля Rateau по 560 л.с.
  • Скорость: 15 уз.
  • Запас топлива: 20 тонн соляра
  • Дальность плавания: 1700 миль
  • Вооружение:
    • 1 - 75/50-мм орудие Канэ
    • 1 - 40-мм зенитка "Бофорс"
    • 2 - 20-мм зенитки "Мадсен"
    • Глубинные бомбы
    • Тральное оборудование
    • Дымогенераторы
    • 100 мин.
  • Экипаж 45 человек.
 [] Финляндия - страна небогатая. И флот ей, честно сказать, нужен во вторую очередь - судьба страны всегда решалась на суше. Но совсем без кораблей как-то неприлично, соседи засмеют. Поэтому менее чем через 10 лет после обретения независимости, 30 октября 1927 года был принят первый закон о флоте. Согласно ему, следовало построить 2 броненосца береговой обороны, 4 подлодки, 4 торпедных катера и учебный парусник. Видно, что эскортные корабли (эсминцы, сторожевики, тральщики) даже не планировались: не было денег.
  
   От "проклятого царского режима" финнам досталось немало кораблей, из которых были введены в строй два древних минных крейсера типа "Казарский" (1892 г), два тральщика типа "Ударник" (1917 г), два сторожевика типа "Водорез" и два типа "Пингвин", достроенных уже финнами в 1918 г. Вот на эти корабли и приходилось пока рассчитывать.
  
  Однако ввод в строй в 1933 г броненосцев "Вяйнемяйнен" и "Ильмаринен" снова обострил вопрос с эскортом. Для сопровождения новых кораблей только-только хватало имеющихся сторожевиков и тральщиков. "Казарские" окончательно развалились от старости, да и остальные корабли после 15 лет службы уже не полностью отвечали современным требованиям. Моряки требовали хоть пару новых эскортных кораблей.
  
  Парламент осознал проблему и в начале 1937 г выделил деньги. Но им нашли более лучшее применение, направив на ремонт одной из береговых крепостей. Так что заложить два новых корабля удалось только со второй попытки, в 1939 г. Планировались универсальные корабли для сопровождения броненосцев, водоизмещением около 300 тонн. Они должны были "уметь" многое:
  
  "Риилахти", второй корабль в серии, был построен во время Зимней войны на заводе 'Крейтон-Вулкан' в Турку (заводской номер 760). Он отличался от головного "Руотсинсалми" слегка измененной формой корпуса и усовершенствованной двигательной установкой. Спущен на воду 14 декабря 1940, вступил в строй весной 1941 г.
   []
  
  

Служба

  
   [] Капитан-лейтенант Осмо Кивилинна принял корабль при постройке и командовал им до самого конца. В июне 1941, сразу после объявления войны, "Риилахти" вышел на минные постановки. До конца года он поставил в Финском заливе 850 мин и около 100 минных защитников, в основном в заграждении "Юминда" восточнее Таллина. Кроме этого, за ним числится захват некой советской баржи (подробности отсутствуют) и траление советских мин южнее полуострова Ханко.
  
  21 ноября 1941 г оба заградителя участвовали в проводке небольшого, но важного конвоя, состоявшего из двух немецких буксиров и одного большого транспорта. Их надо было провести на запад мимо всё того же советского заграждения у базы Ханко (все-таки немало она противнику крови попортила !). Ночью конвой отклонился от протраленного маршрута, и должен был остановиться. Утром, возвращаясь на правильный курс, один из буксиров налетел на мину и затонул. Но транспорт и второй буксир были успешно проведены куда следует.
  
  В июне 1942 "Риилахти" ставит минное заграждение у острова Гогланд. А 8 июля он вместе с "Руотсинсалми" спешно направляется к о. Соммерс, где советские моряки высадили десант. К сожалению, корабли Балтфлота поддержать десантников не сумели. Финны и немцы быстро сосредоточили свои корабли, не столь уж и многочисленные, у острова, в то время как наше командование выделяло силы "в час по чайной ложке". Советская авиация делала всё что могла, но ситуацию не изменила. Десант не удался. Бой на острове затих днем 10 июля. По финским данным, погибло 128 советских бойцов и 149 захвачены в плен. Было потеряно 8 катеров и около 20 повреждены. Финны в кораблях потерь не имели.
  
  В этом бою наш знакомый "Риилати" отбивал многочисленные атаки авиации (финны насчитали 56 самолетов), вел бой с советскими катерами - но об уничтожении кого-то не заявлял. Напротив, его систершип записал на свой счет два торпедных катера типа "Г-5".
  
   8 марта 1943 г командир минзага "Риилахти" капитан-лейтенант Осмо Кивилинна был награжден Крестом Маннергейма - самой почётной боевой наградой Финляндии.
  
   В некоторых русских источниках пишут, что 26 мая 1943 года "Риилахти", в паре с немецкой баржей типа МFP, потопил подводную лодку Щ-406. Финская Вики, кстати, про этот эпизод ни слова не говорит. Видимо ошибка, так как Щ-406 только вышла в поход 29 мая, и последняя радиограмма от нее была 1 июня 1943 г. Лодка была обнаружена в 2017 г на дне у о.Большой Тютерс. Судя по повреждениям, подорвалась на мине. В любом случае "Риилахти" у Тютерса быть не могло. Из других советских субмарин, потерянных в конце мая - только Щ-408, геройски погибшая 24 мая после боя в надводном положении с минзагом "Руотсинсалми" и катерами.
  
   Всего за свою карьеру минзаг поставил 1733 мины 599 минных защитников.
  
  

Конец

  
 []
Командир торпедного катера ТК-94
Герой Советского Союза (1944)
ст. лейтенант Жильцов Василий Маркович
 
 []
Командир минзага "Риилахти"
кавалер Креста Маннергейма (1942)
капитан-лейтенант Осмо Кивилинна.
 
Но то что "Риилахти" летом 1943 г использовался в основном как противолодочный - это факт. Вот и в ночь 23 августа он стоял с выключенными дизелями недалеко от о.Тийскери (полпути между Коткой и Хельсинки), давая возможность акустикам вести поиск. Почему он в таком режиме прозевал появление советских торпедных катеров, непонятно. Возможно, финны действительно не ожидали надводного противника так далеко на западе.
  
   В группу советских катеров входили ТК-124, ТК-134 и ТК-94 (тип Г-5), под командованием капитан-лейтенанта Гуманенко. Задача: произвести поиск в районе Оррегрунд - Западно-Гогландский плес, с целью обнаружения и уничтожения кораблей противника. Отряд вышел с базы Лавенсаари, и пошел к Южно-Гогландскому проходу между островами Гогланд и Большой Тютерс. Уклоняясь от финских и немецких береговых прожекторов, скрытно преодолели проход и вскоре приступили к поиску целей.
  
  В 02.38 обнаружили черные точки на горизонте. Пошли на сближение на скорости 12 узлов. Вскоре с 10 кабельтовых опознали цель как немецкий сторожевик типа F-1 и катер у него по носу. Гуманенко сообщал: "Сторожевой корабль водоизме-щением не менее 600 тонн лежал в дрейфе. Я отчётливо рассмотрел две трубы, орудийную башню, мостик и мачты." Дело было ночью, видать приглючилось.
  
  Первым вышел в атаку ТК-124 ст.лейтенанта Глушкова. Он выпустил торпеду с правого борта "на расстоянии 5 кабельтовых, при скорости 32 узла, с упреждением 0. Точка прицеливания - между труб корабля". Напомню, у "Риилахти" - ОДНА труба и одна мачта. Взрыва не последовало, ТК-124 лег на циркуляцию для повторной атаки. В 02.47 ТК-124 вышел вторично на дистанцию 3 кабельтовых, но торпеда с левого аппарата не вышла. Как потом выяснили, командир по ошибке нажимал кнопку пуска правой торпеды, а не левой.
  
  Тогда в 02.48 командир отряда открытым нецензурным текстом приказал атаковать ТК-94. Тот с дистанции 2,5 кабельтова произвел залп двумя торпедами, прямой наводкой. В это время сторожевике 'проснулись' и открыли автоматно-пушечный огонь. В 02.51 сторожевой корабль взорвался. Когда дым рассеялся, советские катера увидели отдельно плавающие нос и корму корабля, которые приняли за два сторожевых катера, которые "стояли у борта и также были потоплены".
  
  Так потом и доложили начальству: утоплен немецкий сторожевик типа F-1 в 700 тонн, а также два катера. То что реально это был один "Риилахти" в 310 тонн, узнали уже после войны. Он действительно разломился на двое после взрыва. 23 человека экипажа погибли, катер VMV-1 вытащил из воды 11 моряков, в их числе был и раненый командир, Осмо Кивилинна. Но спасти его не смогли, он позже умер на операционном столе. Это была большая потеря для финского флота - Кивилинна был известным и заслуженным офицером, одним из первых кандидатов на адмиральское звание.
  
   []
  
  Не все финны, кстати, согласны с вышеизложенной версией: многие считают что "Риилахти" был потоплен субмариной. Как бы то ни было, но о.Тийскери установлен памятный знак, а место крушения объявлено воинским захоронением.
  
   []
   []
   []
   []
   []
   []
   []
   []
   []
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"