Торстен Норденфельт родился 1 мая 1842 г в Швеции, в семье полковника. Окончил Технологический институт в Стокгольме в 1861 году. Еще будучи студентом, в каникулы работал на железнодорожном строительстве (и явно не шпалы таскал). Позже продолжил эту деятельность. Под конец в его подчинении было 1200 рабочих. При его участии была построена основная сеть шведских железных дорог.
Позже в 1862-66 гг работал в Англии, в компании, торговавшей шведской сталью, считавшейся тогда лучшей в мире. В 1867 г женился. В том же году с братом жены создали свою компанию, поставлявшую шведскую сталь для английских железных дорог. Обратно в Швецию вывозились готовые рельсы. Также массовые поставки шли в Россию (рельсы и свыше 500 вагонов) и США. Великое Княжество Финляндское закупало у его компании паровозы. Фирма существовала 7 лет.
Картечницы
В 1874 Торстен познакомился с Карлом Пальмкранцем - изобретателем многих интересных вещей, в числе которых картечницы, винтовки, сенокосилки, игрушки и даже калькуляторы. Как многие люди такого склада, он не отличался практичностью и деловой хваткой, частенько "витал в облаках". И тут прожженный торгаш Норденфельд оказался рядом с ним очень кстати. Он подталкивал мысль своего друга-изобретателя в нужную сторону. Так, он предложил на базе картечницы под винтовочный патрон сделать такую же, но калибром 1 дюйм. Это позволило бы использовать ее против недавно появившихся миноносок - а также вооружать сами миноноски. Конкуренты - "Гарднер" и "Гатлинг" - тоже работали над чем-то подобным, но орудие Пальмкранца-Норденфельта появилось чуть раньше, и поэтому отхватило немалую долю рынка флотских скорострелок. Их массово заказывали флоты Англии и Швеции, а малыми партиями - чуть не все страны тогдашнего мира.
Технически, это был не пулемет и даже не картечница, а система залпового огня. Четыре ствола (при винтовочном калибре от 5 до 10). Четыре скользящих затвора, управляемых одним рычагом. При ходе назад - выброс гильз. При ходе вперед - загрузка патронов в стволы из "гравитационных" магазинов. Поскольку один патрон весил свыше полкило, подача под воздействием силы тяжести работала гораздо надежнее, чем для мелких калибров. При дальнейшем движении рычага до упора - производились один за другим 4 выстрела. Для поражения катеров и миноносок это было наверное оптимально. За счет естественного рассеивания (качание корабля, несоосность стволов, различные навески пороха...) вылетевшие снаряды создавали "сноп траекторий", типа картечного залпа, накрыть которым мелкую надводную цель проще, чем одним снарядом. Для массового производства орудий была создана компания "Nordenfelt Guns and Ammunition Company limited". Имени Пальмкранца тут не было. Просто запомним... Собставенно, через 5 лет Пальмкранц по неизвестной причине скоропостижно умер. После его смерти Норденфельт продолжал расширять ассортимент и наращивать производство. Филиалы фирмы работали в Швеции, Англии, Испании.
В 1885 году Артиллерийский комитет Российцской Империи утвердил программу испытаний 'скорострельных пушек' ружейного и артиллерийского калибра - от 4,2 линии до 1,65 дюйма. Участвовали 5- и 1-ствольные картечницы Гарднера, 2-ствольная Пратт-Уитни, 5-ствольная Норденфельда, выполненные под русский 4,2-линейный патрон, 37- и 47-мм 5-ствольные револьверные пушки Гочкиса. Испытывали их в сравнении со штатными артиллерийскими орудиями, 'деятельность которых по роду службы подходит в некоторых случаях к деятельности скорострельных пушек' - полевой конной 4-фунтовой пушкой, стреляющей шрапнелью, и 9-фунтовой бронзовой пушкой, которая использовалась в крепостях 'для фланговой обороны рвов картечью'.
Внимание, которое комиссия уделила картечницам Норденфельда, не случайно. Норденфельд предлагал их в различных модификациях - от 1 до 12 стволов, на различных станках. В России для испытаний выбрали 5-ствольную модификацию. Отчет о дополнительных испытаниях картечниц Норденфельда в 1886-1887 гг. гласил: 'Картечница Норденфельда в настоящем ее виде вполне удовлетворяет требованиям прочности и простоты механизма, а также безостановочности и безотказности стрельбы. Обращение с орудием вполне удобно и не требует особо подготовленных людей'.
Картечницы были в общем одобрены и даже закуплены в небольшом количестве. Но предыдущий опыт с орудиями Гатлинга, в основном негативный, заранее делал широкое использование "норденфельтов" затруднительным. Напомню, "гатлинги" сняли с вооружения в 1876 г, как раз накануне Турецкой войны. Основная причина - ни артиллерия, ни пехота не признали их "своими". Слишком слабые для пушек. Слишком тяжелые и сложные для пехотного оружия. Картечницы остались только в крепостях (как противоштурмовые орудия) и на флоте, против миноносок. Туда же в основном попали и закупленные "норденфельты".
Больших войн на их время не выпало. Соответственно, и боевое применение почти не упоминается. В 1893 году Памирскому отряду передали для усиления 'три 4-линейных пулемета (два 5-ствольных Норденфельда и один 1-ствольный Максима)'. Были случаи использования картечниц во время Русско-японской войны. Так, например, на исходе неравного боя русского миноносца 'Страшный' 31 марта 1904 г. недалеко от Порт-Артура лейтенант Е.А. Малеев отстреливался от японских кораблей из последнего исправного орудия - картечницы Норденфельда, снятой, кстати, с японского брандера и установленной на миноносце перед его последним походом.
В Первую Мировую картечницы (в том числе "норденфельты") состояли на вооружении крепостей и тыловых гарнизонов.
Пушки
Помимо картечниц, фирма "Nordenfelt Guns" производила обычные пушки сравнительно малого калибра (37..57 мм), опять же в основном для нужд флота. Они дополняли картечницы, компенсируя меньшую скорострельность значительно большим могуществом снаряда. Самым известным являлось 57-мм орудие, выпускавшеесе как корабельное, береговое и крепостное (противоштурмовое). В 1885 году 57-мм пушка Норденфельда была принята в Великобритании в качестве корабельной и береговой. Производством и продажей орудий занималась лондонская компания 'Максим-Норденфельд Ганз энд Аммунишн Компани'.
В начала 90-х годов на Главном Артиллерийском Полигоне проводились сравнительные испытания капонирных пушек: 57/26 мм/клб Норденфельда и 57/30 мм/клб Грюзона. Военное министерство отдало предпочтение пушке Норденфельда. 28.02.1892 г. вышло Императорское повеление "ввести в крепостную артиллерию стальные 57-мм скорострельные береговую и капонирную пушки (Норденфельда) с лафетами и снарядами". На 1899 год имелось и было заказано 184 береговые 57-мм пушки.
Особенности конструкции орудия
Пушка имела ствол - моноблок. Орудие состояло из тела, механизмов - запирающего и выбрасывающего, и предохранителя на случай затяжных выстрелов.
Нарезы прогрессивной крутизны, но на протяжении последних 6,5 клб (у дула) крутизна их постоянна.
Затвор клиновой, но выдвигается не в бок. а откидывается назад и вниз. Затвор снабжен ударным приспособлением.
Прицельное устройство состояло из мушки и неподвижной прицельной стойки, рассчитанных на стрельбу только на самые короткие дистанции.
Прислуга - 3 номера. Прислуга средних качеств давала 12-16 выстрелов в минуту
57-мм пушки Норденфельда вели огонь унитарными выстрелами с цельнотянутой металлической гильзой. Выстрелы несли стальную или чугунную гранату с донной ударной трубкой, шрапнель с диафрагмой и 8-секундной трубкой двойного действия, картечь. Боевой заряд поначалу составлялся из дымного пороха, но 1890-е годы были временем введения бездымных порохов, и боевые 57-мм выстрелы стали выпускать с бездымным порохом. Масса выстрела составляла около 5,28 кг.
В 1902-1904 гг. были проведены испытания возкой по крепостной железной дороге подвижной башни для 57-мм капонирной пушки. Башню с трудом везли 1 лошадь и 20 нижних чинов, катки ее часто сходили с рельсов. По проекту башня должна стрелять с рельсов при применении подкладок. Санкт-Петербургский арсенал должен был сделать к башне новые катки. Башню в арсенал хотели перевезти на осадных колесах.
В Порт-Артуре к началу русско-японской войны 1904-1905 годов 57-мм пушек на береговых батареях стояло 28 - ряд средне- и крупнокалиберных батарей имел по две 57-мм пушки для пристрелки и ближней обороны, были и отдельные временные батареи по четыре 57-мм пушки. Как 'пристрелочные' они оказались не слишком нужны, вести борьбу с миноносцами уже не могли из-за их возросших размеров, но пригодились на сухопутном фронте крепости при отражении штурмов. К середине 1906 года на вооружении в России оставалось 192 береговые 57-мм пушки.
В апреле 1908 г. ГАП предоставил результаты испытаний башенной установки 57-мм капонирной пушки возкой по мостовой и по 75-см железнодорожному пути. По мостовой возка девятью лошадями удовлетворительна. По 75-см железнодорожному пути по прямому направлению требовалось 8 нижних чинов, а на закруглениях приходилось добавлять еще четверых. Схода с рельсов не было. Испытания решено было продолжить.
В августе 1912 г. происходила передача 57/40-мм пушек Гочкиса из Морского ведомства в сухопутные крепости для установки вил иметь боекомплект на одно такое орудие в 250 картечей и 50 гранат, снаряженных порохом. Картечи в морском ведомстве для 57-мм пушек не было, и АК решил изготовить к ним картечь и подобрать к картечи заряд. 57-мм тротиловые морские снаряды в крепостях АК решил не использовать.
На февраль 1913 г. на вооружении крепостей было положено иметь 1066 57-мм капонирных пушек, а состояло 570. Береговые пушки Норденфельда после снятия их с вооружения береговых крепостей направлялись в сухопутные крепости для использования в качестве капонирных и для обороны рвов. На 1915 г. в пяти европейских крепостях было 311 57-мм капонирных пушек.
С началом первой мировой войны за неимением специальных зенитных орудий в крепостях и мастерских началась переделка 57-мм капонирных орудий в зенитные. Под вертлюг ставился добавочный клин. Штатный винт в подъемном механизме заменялся удлиненным винтом В результате модернизированная установка имела угол вертикального наведения -10*; +60*. В начале 1915 г. профессором Н. Г. Петровичем были составлены таблица зенитной стрельбы для 57-мм капонирной пушки.
Пожалуй, дольше всего 57-мм береговые пушки Норденфельда оставались на службе в Финляндии. 57-мм пушки Норденфельда использовались в ходе гражданской войны 1918 года в Финляндии, потом оставались на вооружении до 1950-х годов.
Подлодки
Как уже было сказано, главным качеством нашего героя были даже не технические познания (хотя без них тоже никуда), а умение распознать интересную разработку у других, и "монетаризировать" очередной бред сумасшедшего ученого. Таким ученым стал англичанин Джодж Гаррет, между прочим священник. Его первая лодка обр. 1878 г напоминала "велосипед" Джевецкого: веретенообразная, одноместная, с ручным приводом, с башенкой для наблюдения.Из оружия - мина, которую следовало вручную (!) прикрепить к кораблю противника. Лодка плавала, погружалась и даже всплывала. Но автору хотелось большего. Его вторая модель была в 6 раз тяжелее, корпус держал давление до 15 метров. Двигателем служила паровая машина Ламма, типа той что тогда использовали в лондонском метро: перед погружением поднимали давление в котле на максимум, герметизировали топку и дымовую трубу. Двигатель работал за счет накопленного пара и горячей воды. Лодка могла идти под водой до 4 часов со скоростью 2-3 узла.
Норденфельт заинтересовался этим чудом. Лодку на буксире у парохода решили перегнать в Швецию. Но по пути она разгерметизировалась и затонула, к счастью без экипажа. Тем не менее, Норденфельт решил вложиться в новую субмарину. Гаррет, потерявший все сбережения, согласился предоставить шведу все идеи, в обмен на долю в компании. Дальше лодки конструкции Гаррета выпускались под маркой "Норденфельт".
Первая модель была заложена в 1882 г и вышла на испытания в 1885. Водоизмещение надводное 60 т. Размеры: длина 19,48 м, ширина 2,74 м, высота с рубкой 3,36 м. Глубина погружения -15 м. Двигатель: паровая машина типа 'компаунд', мощность 100 л.с., скорость надводная/подводная - 6/4 уз. Вооружение: 350-мм торпедный аппарат в носу и 25,4-мм картечница Норденфельта. Экипаж:
3 человека.
Главным торговым представителем Норденфельта с 1877 г был Базиль Захарофф - еврей, конечно, но не русский, а греческий. А по сути, чистейший космополит безродный. Он в свое время поставлял оружие туркам против своих соотечественников греков (и наоборот). В японо-китайской войне он "честно" снабжал оружием обе стороны. В общем, свинья еще та. Но коммерческий нюх имел феноменальный. Аферу с подлодками считают вершиной его достижений. На упомянутые испытания он пригласил несколько десятков наблюдателей со всей Европы и Америки.
И на этом сборище он провернул гешефт, достойный войти в учебники по челночной дипломатии. Сначала уговорил греков "за недорого" купить ту подлодку, которая есть. И немедленно после заключения 'совершенно секретного соглашения' - допустил необходимую утечку информации к туркам. Те, впечатленные даже не самой лодкой, а речами Захароффа, прониклись "греческой плодводной угрозой". Мелочиться не стали, и заказали сразу две лодки (которые еще надо было построить). В цене они не скупердяйничали, так что скидку сделанную грекам Базиль "отбил" не отходя от кассы.
Чтобы ускорить процесс, лодки заказали в Англии, фирме "Barrow ShipYard". В мае 1886 года первая прибыла в Турцию в трюме транспорта в разобранном виде. Собирать его прибыл сам Гэррет. Хотя водоизмещение лодки возросло до 250 тонн, конструкция сильно не изменилась: та же паровая машина с "аккумуляторами" тепла. Тот же (уникальный) принцип удержания глубины: два вертикальных винта по бокам, "утягивающие" лодку вниз, при небольшой положительной плавучести самой лодки. Правда, 350-мм торпед теперь было две, и две 25-мм скорострелки Норденфельта (кого же ещё) на палубе. Дальность под водой - до 15 миль на 4 узлах.
В процессе испытаний (в общем прошедших успешно) впервые в мире был сделан выстрел торпедой из подводного положения. Было успешно потоплено старое судно, стоявшее на якоре. Лодкой управлял Гэррет, сдаточная команда состояла из европейцев. Однако есть нюанс. После выхода торпеды нос лезко облегчился и начал всплывать, корма пошла вниз. Никаких средств борьбы с дифферентом предусмотрено не было. Лодка кормой вниз погрузилась до дна, благо там было неглубоко. Хваленые вертикальные винты в таком положении, конечно, не действовали. Чудом Гаррету удалось заставить лодку всплыть.
Турки лодку приняли и зачислили в свой флот под названием "Абдул Хамид". Беда пришла откуда не ждали: наглядевшись на испытания, славные наследники Хайреддина Барбароссы наотрез отказывались служить на этом шайтанском гробу. Командир вроде нашелся, а вот шесть человек команды так и не набрали. Лодка мирно стояла у стенки до 1914 года. С началом войны в Стамбул прибыли немецкие крейсера адмирала Сушона. Моряки осмотрели подлодку и констатировали, что из-за сильной коррозии ее использовать нельзя, даже для обороны гавани, так как она не сможет даже от причала отойти. О лодке забыли до 1921 г., когда ее пустили на металлолом.
Вторая лодка, "Абдул Месид", была собрана позднее первой. Энтузиазм уже сдулся, англичане уехали, и работы велись долго, нудно и так и не закончились. Оказалось, что часть оборудования пропала (как в России - "с3.1415здили !"). Поскольку чудес от лодки не ожидали, просто прекратили работы до лучших времен. Кои так и не наступили. Потом ее разобрали вместе с первой.
А что с греческой лодкой ? Да то же самое. Она была доставлена на военно-морскую базу Саламин в 1886 году. После приемочных испытаний больше не использовалась, и была списана в 1901 году. Судя по всему, у греков самоубивцев тоже не нашлось.
Но это, конечно, проблемы заказчика. А фирма Норденфельта, получив денежки с турок, стала окучивать их злейших врагов, а именно Россию. Громкая реклама, сопровождавшая турецкий заказ, не прошла даром: сам Император Александр III озаботился усилением вражьего флота, и повелел заказать такое же "чудо". В Англию была направлена комиссия во главе с главным инспектором минного дела адмиралом Диковым. Они договорились о покупке очередной лодки Норденфельта, улучшенной версии турецкой. Лодка была построена и направлена своим ходом в Россию.
Но при проходе Датских Проливов лодка села на мель. Кто там виноват (и вообще из кого состояла перегоночная команда), дело темное. Факт тот что русские воспользовались этим форс-мажором, и вообще отказались от покупки. Перечислили кучу (вполне реальных) проблем: плохая управляемость, трудности при погружении, жара и теснота внутри лодки, малый запас подводного хода. Почему об этом вспомнили только сейчас, теперь не спросишь.
В результате фирма Норденфельта осталась без денег, но с никому больше не нужной лодкой. Продать ее кому-то еще не получилось. В 1888 г решили перегнать в Швецию, поближе к своему заводу. По пути она выскочила на камни. Это окончательно подкосило "подводную" часть фирмы. Больше Норденфельт подлодок не строил. Гаррет, назначенный чуть не главным виновником провала, ушел из фирмы практически без денег, позже уехал в США, служил в армии во время войны с Испанией, а вскоре умер от тропической лихорадки. А страховка за лодку, так уж вышло, пошла большей частью Захароффу. Учитесь составлять договора...
Пригревший Максима
Уже упоминавшийся Базиль Захарофф торговал, конечно, не только подлодками, но и картечницами Норденфельта. Он один из первых оценил перспективы пулемета Максима. Как представитель фирмы-конкурента, он сначала немало ему нагадил, совершенно не стесняясь в средствах. Так, однажды он просто подкупил механика, обслуживавшего пулемет, чтобы тот вывел его из строя перед важной демонстрацией. Другой раз и того интереснее: на очередном конкурсном состязании Захарофф смешался с толпой, и убедил народ что "вон та система в углу, которая лучше всех стреляет - это новейший Нортефельт, а Максим еще вчера сломался". Хотя дело было ровно наоборот.
Тем не менее, поближе познакомившись с конкурентом, Захарофф не мог не оценить его перспективы, и предложил хозяину... скупить Максима на корню. В выигрыше казалось были все. Максим получал заводы для производства своих пулеметов (у него кроме голых идей тогда ничего не было). Нордефельт устранял конкурента и расширял ассортимент. А Захарофф получал комиссионные с обоих. Фирма с 1888 г стала называться "Maxim-Nordenfeldt Guns and Ammunition Company Limited", и расположилась в Лондоне.
Но, впустив к себе молодого зубастого конкурента, Торстен сам быстро отказался "оттерт" от руководства фирмой. Уже в 1890 г он потерпел личное банкротство и вынужден был покинуть компанию. А та вскоре соединилась с "Виккерсом" как "Vickers, Sons and Maxim". Имя Норденфельта исчезло - так же, как раньше он сам "забыл" Пальмкранца и Гаррета. Впрочем, есть в мире справедливость. Прошло еще сколько-то лет, и теперь уже сам Максим исчез с вывески "Виккерса". Впрочем, его "ушли" по хорошему, и изобретатель в дальнейшем не бедствовал. Успел даже позаниматься разработкой аэропланов.
А Норденфельту после банкротства в 1890 г пришлось начать всё заново, во Франции - основав в Париже "Société Nordenfelt". Помимо прочего, именно инженеры Норденфельта разработали уникальный эксцентрический орудийный замок для знаменитой французской 75-мм пушки обр 1897 г. Не в последнюю очередь благодаря этому замку, soixante-quinze показала свою рекордную скорострельность. Сам Тонстен Норденфельт в 1903 г отошел от дел и переселился обратно в Швецию, где и жил без особых происшествий до 1920 г. Интересная фраза есть в английской Вики:
In 1902 a public house named after Thorsten Nordenfelt was built ... just along from the Gun and Carriage works of Vickers.
К сожалению, в честь изобретателя назвали не бордель, а классическую английскую пивнушку напротив заводов Виккерс. Что тоже, конечно, неплохо. Будь это в Америке - там "public house" и вовсе означает библиотеку...