Не всё то музеи, что в Москве и Питере. И в глубинке есть на что посмотреть. Например, в Нижегородской области есть такой хороший городок Чкаловск. А в нем, как не трудно догадаться - музей знаменитого летчика В.П.Чкалова.
Конечно, в реальности все не так как на самом деле. Чкалов родился не тут, а в Василёвой слободе - это там где сейчас Горьковское море. Но надо отдать должное - при затоплении не забыли про музей (существовавший с 1940 года) и всё перенесли в новый город Чкаловск.
Музей состоит из двух частей:
* деревенский дом, типа копия того в котором жила семья Чкаловых. Фото, картины, вещи...
* ангар где выставлены самолеты, в том числе легендарный АНТ-25.
Всего было построено два экземпляра самолета АНТ-25, отличавшихся между собой формой воздухозаборников, остеклением кабины и др. мелочами. На первом летел в Америку Чкалов, а на втором Громов.
Обратно и экипажи и самолеты добирались "малой скоростью" - по воде. Оба экипажа возвращались на знаменитом лайнере "Нормандия", самолеты в разобранном виде так же везли на транспортах.
И Чкалов, и Громов за эти перелеты получили орден Ленина. Героями Советского Союза они уже были по итогам других перелетов, а традиции
дважды- и трижды-геройства тогда еще не было.
Считается, что сохранились оба экземпляра АНТ-25. Один находится под Москвой (авиамузей Монино), другой - в музее В.П.Чкалова в Нижегородской области. В обоих экскурсоводы Вам скажут, что Чкалов летел "именно на этом". Кто прав - не знаю.
На базе АНТ-25 было построено 20 дальних бомбардировщиков АНТ-36 (ДБ-1). Но оказалось, что к 1937 году они уже устарели как класс: малая скорость не давала им никаких шансов против современных истребителей.
Вообще-то конечной точкой маршрута для Чкалова намечался Сан-Франциско, но при пересечении канадской границы оказалось, что топлива до него не хватит. Пришлось садиться на первый же подходящий аэродром. Им оказался Ванкувер - небольшой городок в штате Вашингтон, США. Многие (в том числе и Вики) до сих пор смешивают его с канадским Ванкувером.
В июле того же года экипаж в составе М.Громова, А.Юмашева и С.Данилина повторили перелет Чкалова. Более того, они долетели аж до Сан-Джасинто (Калифорния, западнее Лос-Анжелеса), покрыв 10.148 км по прямой, установив мировой рекорд. Но основная слава досталась Чкалову: первый есть первый.
Более того - топлива Громову могло хватить аж до Панамы, но поскольку не было договоренности с Мексикой о пересечении ее границы (никто просто не думал, что это реально), полет пришлось прекратить.
Возвращаясь к городу Ванкувер: АНТ-25 был отнюдь не первым советским самолетом, приземлившимся там. В 1929 году там же сел АНТ-4 "Страна Советов" (переоборудованный бомбардировщик ТБ-1, экипаж С.А. Шестаков, Ф.Е. Болотов, Б.В. Стерлигов Д.В. Фуфаев) в процессе перелета Москва - Дальний Восток - Сиэтл - Нью-Йорк (естессно не беспосадочного - более того, как раз в Ванкувере самолету двигатель меняли).
Фотки прилагаются.
Памятники Чкалову и Ленину. Как положено. Справа - сам дом-музей.
Дом-музей. Справа - фото землечерпалки и парохода "Баян" где Чкалов работал кочегаром.
Дом-музей.
Дом-музей.
Дом-музей. Слева - знаменитое фото с мамой в кабине "кукурузника".
Дом-музей. В центре: форма в которой разбился Чкалов.
Ангар. В центре - АНТ-25. У него под крылом И-16, И-17 (опытный) и МиГ-15.
Они же вблизи
Элементы снаряжения при перелете через Полюс: примус, посуда, фонарь, палатка. Рядом - автомашина М-1 подаренная Чкалову.
Самолет По-2, подаренный Чкалову. На нем он катал свою маму над Волгой.
Здешний дом культуры и памятник перед ним.
Просто крысота.
Для сравнения: АНТ-25 в Монино.
АНТ-25 в Ванкувере (1937) и АНТ-4 в Ванкувере (1929).