Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Товарищ Горх Фок

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Святочная история

  Эту историю стоило бы поберечь до святок. Так мало в нашей жизни случаев, когда долгая и драматичная история в конце концов завершается реальным happy end"ом !
  
  

Писатель

  
   [] В начале XX в Германии был весьма популярен писатель Горх Фок. С 1904 года он публикует стихи и прозу на морскую тематику. Всё это он знал не понаслышке - скрывавшийся под псевдонимом Иоганн Кинау сам был сыном рыбака, родом из пригородов Гамбурга. Причем рыбака настоящего - это не который с удочкой на речке сидит, а который на небольшом паруснике чуть не до Шпицбергена ходит.
  
   [] Свои рассказы ("Шрулленгипер и Тунгенкнипер" (1911 год), "Хейн Божий Ветер" (1911 год), "Странники" (1914 год)) он писал как на литературном немецком языке, так и на нижненемецком диалекте. Вышли также драмы: "Цилли Корс" (1914 год) и "Доггер-банка" (посмертно, 1918 год). Однако, подлинную славу принёс ему написанный в 1912 году роман "Плавать необходимо!" ("Seefahrt ist Not!"), воспевающий тяжёлую и героическую жизнь рыбаков в дальних морях.
  
  Два слова о названии. Это калька с латинского изречения - "Navigare necesse est - vivere non est necesse". Плавать по морю необходимо [- а жить не обязательно]. Приписывается Помпею. Прежде чем стать прописной истиной, она долго была выражением мужества, граничащего с дерзостью.
  
  Краткое содержание. Действие происходит в рыбацком поселке конца 19-го века недалеко от Гамбурга - в таком родился и сам автор. Клаус Меуэс (по кличке Стортбекер), сын рыбака "дальнего плавания", тоже мечтает море. Он преодолевает множество препятствий, чтобы наняться юнгой на шхуну к отцу. Теперь он может вместе с отцом ловить рыбу в Северном море. В одном из таких выходов отец погиб, на глазах у сына. Многие после такого списались бы на берег - но не Клаус. Он остался верен морю, и в конце концов добивается невиданного успеха в устричном промысле...
  
  Взрослеющий Клаус стоит в центре конфликта. С одной стороны, он хочет стать как отец, который является моделю для подражания, и жить, как все рыбаки в море. С другой стороны, мать - потеряв мужа в море, она возненавидела всё что с морем связано - опасность, боль, смерть - и пытается удержать сына на берегу...
  
  Горх Фок живо описывает реальную жизнь рыбаков. Автору удается создать плотную атмосферу моря, страсти к путешествиям, местного колорита и повседневного быта рыбаков. Диалоги на местном диалекте ("платт дойче") добавляют произведению особую специфику.
  
  Роман имел большой литературный успех. Первоначально считавшийся чисто приключенческим чтивом для подростков, позже он стал использоваться в пропагандистских целях. Хотя никаких намеков на национальную исключительность мы там не найдем - герои борются с природой и обстоятельствами, а не с иноплеменниками. Но нацисты сочли, что роман вполне относится к литературе "крови и почвы". То бишь утверждает, что лишь ихняя нация способна на такие подвиги, на какие у всех прочих кишка тонка. Гюнтер Беньас, биограф писателя, свидетельствует, что Горх Фок, несомненно, действительно был националистом, но не расист или антисемит.
  
  Если кто-то думает, что это только немцы с ума сходили, перечитайте хотя бы нашу "Повесть о настоящем человеке". В ответ на все сомнения героя - один аргумент: "Но ты же советский человек !". Это еще не призыв уничтожать всех прочих, но уже уверенность в их неполноценности...
  
  

***

  
  Писатели бывают разные. Вот тут, на Самиздате их пруд пруди. И у каждого - свои идеи. Их герои с легкостью поправляют глупого Сталина и его безмозглых полководцев, рисуют на бересте автомат Калашникова, наизусть диктуют аборигенам химическую формулу ракетного топлива и в результате в очередной раз спасают цивилизацию. Беда в том, что в жизни этим товарищам похвастать как правило нечем, разве что тиражами своих бредней.
  
  Авторы мемуаров - посерьезнее. Но с ними история как с теми дельфинами: пишут только те, кто остался жив, кому есть что рассказать, кому хочется рассказывать и при этом не стыдно. При невыполнении любого условия - просто молчание. Так что полной картины мы здесь не видим.
  
  С нашим же героем ситуация обратная. Он 10 лет писал о море, о приключениях, о славе. Буквально перед войной выпустил свой главный роман "Seefahrt ist Not!". И вот она, война. Что сделает нормальный литератор ? Устроится в какую-нибудь газетенку и будет пописывать духоподъемные статейки. Заметим, ему уже 35, и он признанный мастер слова, ему пойдут навстречу. А что делает наш Горх Фок ?
  
  Поступает на службу на общих основаниях. Рядовым. Просится на флот - но теперь уже он один из миллионов рекрутов, кого интересует его мнение ? Попадает в пехоту, на Восточный фронт. Потом Сербия. В начале 1916 его часть перебрасывают под Верден, и он участвует в первой попытке взять эту крепость. Потом короткое затишье. То ли кто-то наконец обратил внимание на его рапорты, то ли что другое - но весной 1916 года Иоганн Кинау переводится на флот и зачисляется в экипаж только что построенного легкого крейсера "Висбаден".
  
  
  

Крейсер "Висбаден"

   []
  Легкий крейсер "Висбаден" был спущен на воду уже во время войны, и являлся одним из самых современных кораблей Германии. Водоизмещение 6 тыс. тонн, скорость 27 узлов, 8 х 150-мм орудий. Две носовые пушки стояли на баке бок о бок. Такое расположение, вообще-то, встречается достаточно редко. Но, к примеру, на нашем "Варяге" было именно так. Командовал крейсером капитан Фриц Рейсс.
  
  В ходе Ютландского сражения "Висбаден" входил в состав 2-й разведывательной группы. Она входила в состав передовых сил адмирала Хиппера, по сути вынесших на себе всю тяжесть боя. Задачей легких крейсеров было круговое наблюдение, чтобы противник не подошел незамеченным.
  
  В первой фазе боя "Висбаден" был лишь зрителем. Линейные крейсера Хиппера сначала отходили на юг под давлением англичан, а затем получили поддержку и погнали их обратно. Около 17:30 корабли Хиппера вели преследование и стреляли по отходящим крейсерам и линкорам отряда Битти, когда далеко на севере показались дредноуты основных сил Гранд Флита. Но и это не все ! С востока подходил отряд линейных крейсеров адмирала Худа, грозя отрезать передовые силы Хиппера от их кордебаталии. Если бы это удалось, линейным крейсерам Хиппера грозило полное уничтожение.
  
  Но этого не случилось: ровно в 17:30 "Висбаден" первым доложил о вражеских кораблях с востока. Сначала увидели легкий крейсер "Честер", а затем и три линейных крейсера. Хиппер был вовремя предупрежден, и его крейсера смогли избежать этой ловушки. Чьи зоркие глаза первыми обнаружили опасность ? Мы не знаем. Но это вполне мог быть и наш знакомый Иоганн Кинау - по боевому расписанию он числился сигнальщиком на фок-мачте, по-простому - впередсмотрящим.
  
  "Висбаден" предупредил остальных, но сам уйти не успел: "Инвинсибл" адмирала Худа первым же залпом попал ему в машинное отделение. В 17:55 крейсер потерял ход. Немцы, заметив это, направили тяжелые корабли ему на помощь. Но и англичане отреагировали, так что вокруг беспомощного крейсера до самого заката кипели схватки. Английский эсминец "Онслоу" поразил "Висбаден" торпедой - но тоже получил от крейсеров Хиппера снаряд в машину, и закачался на волнах недалеко от своего противника. То же произошло с эсминцем "Акаста". К счастью для англичан, добивать их было некому, и оба эсминца, в конце концов, дошли до базы на буксире.
  
  Чуть позже "Висбаден" атаковали 4 броненосных крейсера адмирала Арбетнота. Но вместо одного подбитого легкого крейсера получилась горячая встреча со всеми линейными крейсерами Хиппера. Старые "рыцари королевы Виктории" не имели никаких шансов в этом бою.
  
  Флагманский "Дифенс" взорвался, остальные получили тяжелые повреждения. "Уорриор" не затонул прямо тут лишь потому, что линкор "Уорспайт" прикрыл его от огня своим корпусом, так что повреждения оказались не фатальными. Но до базы корабль все равно не довели...
   []
  Через 8 минут после "Дифенса" недалеко от "Висбадена" взорвался "Инвинсибл" - флагман адмирала Худа. Это был первый в мире линейный крейсер. В боях у Доггербанки и Фолклендских островов он топил "Блюхера" , "Шарнхорста" и "Гнейзенау"... В сегодняшнем сражении именно он с первого залпа поразил "Висбаден" в машину. А сейчас пришел и его черед . Это, кстати, был сегодня уже третий линейный крейсер, погибший от взрыва со всем экипажем. Всего в бою их участвовало 9. Один из трех - вполне себе русская рулетка...
  
  Все это время "Висбаден" не просто жил - он продолжал сражаться. Утверждают, что были выпущены все его восемь торпед - но мимо... Уцелевшие пушки продолжали вести огонь. Корабль, не смотря на новые повреждения, не терял плавучести и остойчивости - то есть борьба за живучесть велась, как положено. Пожары то затухали, побежденные аварийными партиями, то разгорались опять от новых попаданий.
  
  Вечером его обстреляли еще легкие крейсера адмирала Гудэнафа. Но именно в этот момент немецкий адмирал Шеер приказал снять с "Висбадена" экипаж. Немцам и так было нелегко - уступая противнику вдвое по силе, и несколько узлов по скорости, они тем не менее пытались свести бой хотя бы к "ничьей". Но при этом не забыли и про геройский легкий крейсер. Отогнали от него английские эсминцы, но сами к "Висбадену" подойти не смогли - главные силы англичан оказались слишком близко...
  
  Еще одна попытка была сделана уже в сумерках, но эсминцы не нашли поврежденный крейсер. А затонул он уже ночью, около двух часов. Норвежский пароход на следующий день спас одного матроса из экипажа "Висбадена". Остальные 589 остались со своим кораблем...
  Позже тела погибших море выбросило на берег - в Норвегии, Дании, Швеции, даже Англии...
  
  Останки Иоганна Кинау были найдены на берегу к северу от Гетеборга, и похоронены вместе с другими немецкими и британскими моряками на необитаемом шведском острове Stensholmen на небольшое военном кладбище, 2 июля 1916 г. На могиле установлен якорь.
  
  

Парусник "Горх Фок"

  
  Как уже было сказано, книги Горха Фока были признаны полезными для воспитания молодежи, хотя ничего нацистского в них быть не могло. Да, так может быть. Вспомните, разве в СССР кому-то приходило в голову запрещать к примеру Джека Лондона, хотя он писал только про капиталистов ? Сильные, отважные люди нужны любой стране и любому режиму. А чтобы такими стать, нужны соответствующие примеры.
  
  Но, понятно, одних книжек мало. Германия, как и Россия, страна в основном сухопутная, но моряки ей требовались. А моряка можно воспитать только в море. Поэтому Германия - разбитая, ограбленная, обкусанная со всех сторон - еще до прихода Гитлера начала строить себе учебный корабль. Парусный ! Трехмачтовый барк водоизмещением 1354 тонны был заложен в начале 1933 года на гамбургской верфи Blohm und Voss. Значительная часть стоимости проекта была покрыта средствами, собранными "Флотским союзом немецких женщин" и "Немецким флотским обществом". 3 мая 1933 года парусник спустили на воду, присвоив имя "Горх Фок".
   []
  Все довоенные годы барк использовался для учебных целей. Ежегодно он совершал несколько коротких рейсов по Балтике и Северному морю, и ещё один дальний - через Атлантику. Постоянная команда - 60 человек, плюс 180 кадетов. "Корабль мечты" - так его называли не только в Германии, но и за границей. По его образцу в 1936-38 гг были построены еще три таких же парусника.
  
  Современная война оказалась несовместима с парусами. С 1939 "Горх Фок", как и его систершипы, служил как блокшив в Киле и Свинемюнде. В конце войны был затоплен у о.Рюген на Балтике. По договору о репарациях достался СССР. Который приказал немецким же фирмам (ибо наши этим не занимались) поднять и отремонтировать судно и приспособить его для учебных целей. Присвоили новое имя - "Товарищ" - в память черноморского барка, не пережившего войну.
  
  

Парусник "Товарищ"

   []
  В 1950 году барк приняла советская команда. Беда в том, что знакомы с парусами в ней были лишь единицы, и судно несколько раз с трудом избежало крушения. Но опыт постепенно набирался. В 1951 перешел на Черное море, был причислен к Херсонскому мореходному училищу. В 1957 г состоялся первый дальний поход - вокруг Африки, до Индонезии и обратно.
  
  В 1974 "Товарищ" впервые участвовал в Балтийской регате. В своем классе он пришел первым, оставив позади даже собственную копию "Горх Фок II", построенную немцами по тем же чертежам уже в 1958 г. В дальнейшем многократно участвовал в различных международных мероприятиях - гонках, регатах, праздновании всякой всячины...
  
  За советский период своей жизни, барк проплыл 500 тысяч миль, побывал в 102 портах 86 стран. На нём прошли обучение морскому делу свыше 15 тысяч курсантов морских учебных заведений, в том числе из 12 иностранных государств. Советским гражданам он был знаком не только по репортажам о походах и победах в морских регатах, но и по фильмам "Алые паруса", "Максимка", "Ветер Надежды", "Мятежный Орион", "Дом, который построил Свифт" и многим другим картинам.
  
  После 1991 года парусник достался Украине. В 1993-м он по какому-то хитрому контракту был отправлен на ремонт... в Англию. Там насчитали бешеную сумму (смена двигателя и много еще чего), а грошей, естественно, не было. Долги оплатило немецкое общество друзей парусного флота.
  
  Даже в таком плачевном виде парусник продолжал покорять сердца. Прижимистые немцы платили по сто марок за право побывать на старом корабле. Англичане предлагали сделать ремонт бесплатно - с условием что "Товарищ" будет регулярно посещать Ньюкасл и брать на борт местных школьников. Вроде договорились, но при ближайшем рассмотрении цена ремонта возросла чуть не в 8 раз ! Никто таких денег платить был не готов, и Украина в первую очередь. Парусник до 1999 года находился в Англии. Состояние все ухудшалось. Оставшаяся команда (10 матросов и капитан Юрий Кущенко) выживала исключительно за счет английских и немецких общественников - Украина денег не присылала.
  
  

Снова в роднной гавани

   []
  Наконец, немцы решили рискнуть. Понимая, что иначе парусник просто развалится, они решили перегнать его в Вильгельмсхафен. Но "Товарищ" уже давно просрочил все сертификаты безопасности, ему просто запрещено было выходить в море ! А пофиг ! Плавать по морю необходимо, жить не так уж нужно... На буксире барк худо-бедно дотащили до Германии и поставили на ремонт.
  
  Но, уточним, на поддерживающий ремонт. Хозяином парусника оставалось министерство образования Украины. Хотя денег оно не присылало, но в дела "Товарища" регулярно вмешивалось. И в таких условиях делать что-либо серьезнее, чем латание дыр, немцы просто не имели права... Наконец, городские власти Штральзунда предложили выкупить судно. Киев поупирался, но в 2003 году за полмиллиона евро таки согласился.
  
   29 ноября 2003 г. барку официально было возвращено его прежнее имя Gorch Fock ("Gorch Fock I"), с которым он под номером 3675 был зарегистрирован в Немецком морском Регистре. В несколько этапов (вплоть до 2010 г) производился ремонт и реставрация судна. С 2005 г. Gorch Fock размещен в качестве плавучего музея в гавани города Штральзунд, который и был его первоначальным портом приписки.
  
  

Happy End...

 []
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"