Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Ролан Гаррос - человек и стадион

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:


   [] Трудно сейчас найти человека, который бы не слышал про "Ролан Гаррос" - открытый чемпионат Франции по теннису, неофициальное первенство мира. Так же называется и стадион - точнее, огромный теннисный комплекс, на западной окраине Парижа. А вот в честь кого он назван - вопрос более интересный, не все сразу вспомнят.
  
  Тем более что это был совсем не теннисист! Один из пионеров авиации, поднявшийся в воздух в 1909 году. Установил несколько рекордов. В Первую мировую стал военным летчиком. Погиб в бою. Но обо всем по порядку.
  
  

Понаехавший

  
   Ролан Гаррос родился в 1888 г на острове Реюрьон - это в Индийском океане, где-то рядом с Мадагаскаром. Совсем не Франция, надо сказать. Когда мальчику было 4 года, семья переехала вообще к черту на рога, а именно в славный город Сайгон, столицу Французского Индокитая. Насколько эта столица была развита, можно судить по тому, что там не нашлось ни одной французской школы ! Мать, насколько хватало знаний, обучала сына сама. Но заменить среднюю школу она не могла. Поэтому пацана в 11 лет посадили на пароход... и одного отправили во Францию учиться. Предоставленный сам себе, он просто обязан был либо пуститься во все тяжкие, либо стать великим человеком. Он выбрал второе.
  
  Учился в колледже в г.Канны. Занимался спортом, в частности футболом и регби. Окончив учебу, поступил в престижную парижскую бизнес-школу. Мог бы стать успешным коммерсантом. Но в 1909 г впервые увидел самолет, и понял, что торговец из него уже не получится...
  
   [] Авиашкол в современном понимании тогда не было. Ему пришлось за свои деньги... купить собственный аэроплан, и самостоятельно учиться летать. У него была некая сумма (учиться в бизнес-школе и не иметь собственного дела - как-то нелогично). Но ее хватало только на самый дешевый самолет - "Демуазель". Эта устаревшая модель была очень хрупкой и пользовалась дурной славой "убийцы пилотов". Зато она стоила вчетверо дешевле сравнительно современного и относительно надежного "Блерио XI". На следующий год, еще даже не получив официальной лицензии пилота, он уже участвовал в церемонии по случаю Дня Взятия Бастилии.
  
  Чуть позже, имея в летной книжке всего три часа официального налета, он был приглашен для демонстрационных полетов в Америку. Там он устроился в "летающий цирк", с которым исколесил США, Мексику, Канаду, Кубу. "Мечтайте осторожнее - мечты иногда сбываются !". Теперь он делал каждый день по нескольку вылетов, на неплохих самолетах, накапливал бесценный опыт, получал за это вполне приличные деньги, а также немерянное обожание публики. Чего еще желать ?... Да просто отдохнуть, дух перевести от этой работы на износ! Но это удалось сделать только по окончании контракта...
  
  Вернувшись во Францию в 1911 г, Ролан участвовал во всех основных гонках того года: Париж-Мадрид, Париж-Рим, Париж-Лондон-Париж, и Евротур. В результате получил у газетчиков кличку "вечно второй". Зато познакомился в это время с Шарлем Вуазеном - конструктором и летчиком. При его поддержке Ролан взялся за рекордные полеты. Благо техника тогда развивалась быстро, и рекорды обновлялись по нескольку раз в год.
  

Рекорды

  
   [] Ролан Гаррос в 1912 г установил рекорд высоты - 5 км с копейками. В том же году он наконец стал чемпионом, выиграв Гран При на кольцевом маршруте Анжер-Шоле-Сомюр на собственном "Блерио". Правда, и тут всё интереснее: из-за плохой погоды гонку закончил он один, остальные просто не добрались до финиша в положенное время. А Гарросу помог новый форсированный мотор, установленный на его машине по спецзаказу. Поэтому он и имел возможность противостоять сильному ветру. В этом году он стал шеф-пилотом фирма "Моран-Солнье", и в этом качестве совершил несколько перелетов, в том числе из Рима через Сицилию в Африку - впервые в мире. Пока что Средиземное море пересекалось в самом узком месте - над Сицилийским проливом. Заодно впервые пролетел и над Везувием...
  
   А на следующий год он перелетел через все Средиземное море, стартовав с французской территории, недалеко от Тулона, и меньше чем через 8 часов приземлился в районе Бизерты, в Тунисе. Итого 780 км. Средняя скорость - 101 км/ч. А ведь только 4 года назад подвигом считалось пересечение по воздуху Ла-Манша (39 км) !
  
  Интересное тогда было время. Авиация делала первые шаги. Правительства и крупные компании уже заинтересовались новой диковинкой, но еще не вошли во вкус. Всё держалось на энтузиастах, которые сами и определяли пути развития своих этажерок. Этих фанатиков было немного, и большинство были знакомы лично. И не играло роли, кто из какой страны - собравшись вместе, авиаторы понимали друг друга независимо от национальности. Постоянно проводились разные конгрессы, открытые чемпионаты и прочие мероприятия для широкого круга. Так, уже традицией были ежегодные парижский и венский авиафестивали.
  
  Ролан Гаррос познакомился с Гельмутом Хиршем - ведущим конструктором и пилотом-испытателем германской фирмы "Альбатрос". Как шеф-пилот "Моран-Солнье", предолжил коллеге осмотреть французские авиазаводы. А вскоре получил приглашение нанести ответный визит в Германию. Дело было в июле 1914, Фердинанда уже шлепнули - но далёкие от политики летчики даже не думали, чем это может кончиться. О, добрые старые времена !
  

Война

  
   [] ;Начало войны застало Ролана Гарроса в Берлине. Минимум что ему светило - это интернирование. Дальше версии разнятся. Русские источники пишут, что летчик смог без помощи немецких механиков запустить мотор своего самолета, взлететь в темноте и перелететь во Францию. Скорее всего - бред, ибо от Берлина до французской границы 600 км, и для такого почти рекордного перелета нужна была специальная подготовка. Французы пишут проще - уехал в последний момент на своем скоростном "Бугатти" вместе с механиком по имени Жюль Ю (Jules Hue), и успел пересечь границу буквалально перед ее закрытием.
  
  То что знаменитый французский летчик встретил войну в Германии, породило массу слухов. Самый известный утверждал, что Ролана пытались арестовать, но он успел взлететь на своем "Моране", и протаранил германский цеппелин. Уничтожил его и погиб сам. Слух был опровергнут самим Роланом Гарросом, живым и невредимым вернувшимся во Францию.
  
  Как уроженец заморской территории, он не обязан был служить во французской армии. Но он записался добровольцем и был направлен в 23-ю эскадрилью. Там он почти ежедневно летал на разведку, доставку донесений, а позже и на бомбардировку.
  
  Интересно, что в начале немецкие и французские летчики по-прежнему относились друг к другу по-приятельски. Встретив в воздухе аэроплан другой стороны, приветствовали его дружеским взмахом руки. Ведь буквально вчера они вместе осваивали небо! Но подлая война заставит озвереть кого угодно. Даже невооруженные разведчики приносили своей стороне крупные преимущества, делая известным всё, что творится у противника. Именно сообщение французского летчика, что фон Клюк отвернул, и больше не угрожает Парижу, привело к битве на Марне. Чуть позже летчики догадались брать с собой гранаты, бомбы или еще какую гадость, и бросать это всё на головы врага. Что, конечно, не нравилось пехоте, которая все громче требовала от своей авиации утихомирить супостатов.
  
5 февраля 1915 года самолет "Моран" L из 3-й английской эскадрильи, с пилотом лейтенантом Ведхемом и наблюдателем лейтенантом Бартом, вступил в бой с германским "Авиатиком" близ города Менвиль. Немецкий летчик первым заметил противника и стал уходить, а его наблюдатель открыл огонь из карабина. Ведхем, искусно маневрируя, нагнал врага и подошел к нему сзади-сверху на дистанцию 100 метров. Барт начал стрелять из своего карабина. "Моран" подлетел совсем близко к неприятелю, расстояние между противниками сократилось до 20 метров. Было ясно видно, как пули рвут полотно на немецком самолете. Еще несколько удачных выстрелов, и поврежденный "Авиатик" садится на вынужденную. "Моран" во время этого боя также получил пробоины в винте, фюзеляже и в плоскости.
   Поэтому изначальное добродушное отношение летчиков к коллегам-противникам постепенно сменялось всё большим ожесточением. Пока сами самолеты не были вооружены, авиаторы пытались воевать обычными револьверами, или (у летнабов) карабинами. Толку от этого было мало, хотя отдельные случаи упоминаются. От безысходности русский летчик Нестеров 8 сентября 1914 протаранил австрийский "Альбатрос", и погиб при этом сам.
  
  Французы нашли другое средство. Менее чем через месяц после подвига Нестерова, двухместный "Voisin III" одержал первую воздушную победу. Этот совершенно невоенный двухместный самолетик с толкающим винтом был интересен тем, что пилот в нем сидел вторым, а место наблюдателя спереди имело отличный обзор (пропеллер-то не мешает). Там установили обычный пехотный "гочкис", и 5 октября 1914 г Жозе Франц и Луи Кено сбили из него первый самолет - германский Aviatic B.II. Англичане, услышав об этом, выпустили специальную модификацию аэроплана "Vickers F.B.5.", тоже с пулеметом в передней кабине. Но ни "Вуазен", ни этот "Виккерс" не отличались скоростью - от них легко уходили даже двухместные самолеты обычной схемы, уж не говоря про более легкие одноместные.
  
   []
  
  

Стрелять сквозь винт

  
   [] Требовалось другое решение. Собственно, еще до войны пробовали установить неподвижный пулемет на одноместный аэроплан с тянущим винтом. Но мешал этот самый винт. Ставить пулеметы вне его радиуса, на крыльях, не позволяла прочность тогдашних самолетов. То есть поставить-то было можно, но легкая конструкция аэроплана в полете изгибалась, "дышала", и пулемет "уводило" хрен знает куда. А поставить на фюзеляже по центру - придется стрелять сквозь винт. Пытались сделать механизм (его потом назовут синхронизатором), задерживающий стрельбу на тот момент, когда лопасть винта закрывает ствол пулемета. Но опытный образец работал плохо, постоянно "пропуская" выстрелы. Задолбавшись менять винт после каждой неудачной пробы, тупо укрепили на лопастях винта стальные пластины, дабы случайные пули ударяли в них и не портили винт.
  
  И вот Ролан Гаррос, вспомнив эти неудачные эксперименты, предложил установить такие же пластины на винт своего "Морана". Без всякого синхронизатора. По его расчетам, до 7% пуль будут попадать в эти пластины. Но остальные полетят куда надо. Да, постоянные удары не полезны ни винту, ни мотору. Ну, так война и без того - одно сплошное разорение ! В апреле 1915 года Ролан на модернизированном самолете за три дня сбил три немецких аэроплана ! Ему помогло то, что немцы просто не видели угрозы в его машине. Но уже через две недели сам Ролан Гаррос был подбит огнем с земли. Пуля пробила топливопровод, пришлось сесть на занятой немцами территории. Он поджег свою машину, но она сгорела не полностью. Немцы исследовали ее остатки, в том числе пластины на винте. Поразились, как грубо и примитивно всё сделано (но ведь помогает!). Фоккер ускорил работу над своим синхронизатором, нормальной системы.
   []
  
  А сам Ролан Гаррос оказался в плену. Он несколько раз пытался бежать - через подкоп, по морю на лодке, даже на самолете - но безуспешно. После очередного побега он оказался в лагере г. Магдебурга. Там он встретился с лейтенантом Ансельмом Маршалом - не менее знаменитым французским летчиком. В 1916 году он из Нанси (Лотарингия) долетел до Берлина, и разбросал над ним 5000 листовок. Немцы, считавшие вражеские налеты на столицу невозможными, были в панике. Ансельм планировал приземлиться у русских, но немного не дотянул: из-за отказа мотора пришлось сесть на австрийской территории. Общая длина маршрута - 1300 км. Новый мировой рекорд ! Но кто их тогда считал, рекорды...
  
  

Снова в строю

  
   [] Наступил 1918 год. В России революция уже произошла, в Германии вот-вот могла начаться. Пользуясь ослаблением железного орднунга, два французских летчика где-то добыли немецкие офицерские мундиры. По одной из версий - сшили сами, пытаясь достичь максимальной похожести. В феврале при помощи этого маскарада скрылись из лагеря. На этот раз им удалось через нейтральную Голландию и Британию добраться до своих.
  
   "И он уже не тот, что был вначале..." Три года плена сказались на здоровье, особенно на зрении. Но даже сам Клемансо тщетно пытался удержать Гарроса в качестве советника Генерального штаба. Тот рвался в бой. Поэтому же отказался от должности летчика-инструктора в летном училище. В конце концов его направили в ту же эскадрилью, где он начинал воевать.
  
   Техника далеко ушла вперед. Теперь французы летали на SPAD S.XIII, который превосходил "Моран" 1914 года по скорости - вдвое, по потолку - в полтора раза, по мощности двигателя - в 2.5, по вооружению - два пулемета "Виккерс" с лентами по 500 патронов вместо кустарно установленного "Гочкиса 1909" с магазинным питанием. Изменилась и тактика, и сами летчики. Закаленные циничные ветераны 1918 года совсем не походили на наивных полугражданских романтиков 1914-го. Фактически наш герой мало отличался от "попаданца", которого неведомая сила перенесла на три года вперед. Всего на три, но каких !
  
   Это было тяжело. Оставшись в душе довоенным "вольным парителем", Ролан с трудом принимал жесткие тактические требования - кому где лететь, кого прикрывать, как поворачивать... Опыт трех лет воздушных боев прошел мимо него, и сейчас он пытался экстерном освоить то, что его новые товарищи выучили на собственной шкуре. Конечно, было нелегко. Но Гаррос старался. После упорных тренировок к нему вернулась былая легкость пилотирования.
  
   В сентябре 1918 он уже участвует в боевых вылетах. 2 октября Ролан Гаррос одержал свою четвертую и последнюю победу. Он в паре с комэском капитаном Ксавье де Севеном вел бой с тройкой "Фоккеров D.VII", и сбил один. 5 октября пятерка "Спадов" вновь встретилась с "Фоккерами". В этом бою Гаррос оторвался от основной группы - и был немедленно сбит. В 1918 году таких ошибок не прощали. А вот о причине отрыва спорят до сих пор. Одни ссылаются на самовольство летчика, не до конца принявшего групповую тактику, и все еще чувствующего себя бойцом-одиночкой. Другие во всем обвиняют его ведомого, который должен был следовать за ведущим и прикрывать его, но отстал. Кто прав - а не все ли теперь равно ?...
  
Он был убит в октябре 1918 года, в один из тех дней, когда на всем фронте было так тихо и спокойно, что военные сводки состояли из одной только фразы: "На Западном фронте без перемен".
Эрих Мария Ремарк.
  

Память

  
   [] Самолет Гарроса упал на занятой немцами территории. Через несколько дней наступающие войска союзников нашли в районе Вузье (100 км к востоку от Реймса) могилу с надписью "Ролан Гаррос". Позже на этом месте поставили обелиск.
  
  Имя Ролана Гарроса сейчас носят два аэропорта - один на Реюньоне (остров, где он родился), другой в Шоле, Франция - когда-то тут проходили авиационные состязания, именно здесь наш герой впервые завоевал Гран При.
  
  Полет Гарроса через Средиземное море отмечен памятниками как в начальной точке (Фрежюс, Франция) так и в конечной (Бизерта, Тунис).
  
  В честь него названы площадь в Париже, и колледж в Ницце, в котором он учился.
  
  Но главным памятником пилоту стал, конечно, знаменитый теннисный турнир.
  
   Чемпионат Франции в начале XX столетия не имел постоянной прописки и до 1928 года проводился на кортах различных клубов. В 1925 году объявлен 'Международным', после чего, стал считаться, как неофициальное первенство мира на грунтовых кортах. Кортов на существующих теннисных базах стало не хватать. Французская федерация лаун-тенниса поняла, что пришло время строить теннисный стадион с большим количеством кортов с трибунами.
  
   В 1928 году владелец клуба 'Stade Francais' Эмиль Лесьер согласился безвозмездно передать часть своей территории (3,25 гектара), но с одним условием ‒ стадион должно носить имя Ролана Гарроса, с которым он вместе учился в бизнес-школе 'HEC Paris' (1906-1908), а во время Первой Мировой войны они оба были лётчиками. Условие было принято. И не только стадион получил название "Ролан Гаррос", но сам чемпионат Франции (Internationaux de France, French Open) стали наименовать этим же именем.
  
             Теннисная энциклопедия Игоря Ивицкого
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"