Красильников Олег Юрьевич : другие произведения.

Судьбы кораблей - H.M.S.Exeter

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:


  Что такое Вторая Мировая война на море ? Сразу вспоминаются сражения авианосцев, "волчьи стаи" субмарин, налеты пикировщиков и торпедоносцев. И мины, мины везде, где только можно! Такое впечатление, что старым добрым артиллерийским кораблям осталась лишь одна роль - быть движущейся мишенью для всей этой новомодной адской машинерии.
  
  В какой-то степени оно так. Классических, артиллерйских морских сражений "в стиле Первой Мировой" было не так и много, и понесенные в них потери не сравнятся с уроном от авиации, подлодок и мин. Но ведь они были!
  
  Сегодня мы вспомним об одном из английских крейсеров, прожившем на этой войне короткую, но яркую жизнь, и участвовавший именно в таких боях. Это - Корабль Его Величества "Exeter".
  
   []
  
  

Постройка

  
  
  Он был заложен в 1928 г. Никто тогда не знал, что он окажется ПОСЛЕДНИМ британским тяжелым крейсером. Подписанное в 1921 г Вашингтонское соглашение лимитировало суммарный тоннаж строящихся линкоров и авианосцев. А крейсера ограничивались только в водоизмещении одной единицы (10кТ стандартное) и калибре орудий (тяжелые - 8 дюймов). Логично, что в 1920-е годы все страны-участники усиленно строили такие корабли. Настолько усиленно, что Британии... просто перестало хватать денег ! Поэтому ей пришлось отказаться от закладки очередного запланированного тяжелого крейсера типа "Лондон", и подумать над чем подешевле.
  
  Начатый постройкой "Йорк" представлял собой "урезанный" вашингтонский крейсер. Водоизмещение всего 7.5-8 кТ. Поэтому только три двухорудийных башни главного калибра, вместо обычных четырех. Зато крейсер нес чуть более толстое бронирование по сравнению с предшественниками. Надо сказать, что она все равно не спасала от снарядов своего же 8-дюймового калибра на любой дистанции. Но что поделаешь, все "вашингтонцы" были в той или иной степени картонными...
Ограничения Лондонского морского договора 1930 г.
ТипМакс
калибр
орудий
Макс
тоннаж
1 ед.
США
суммарный
тоннаж
Англия
суммарный
тоннаж
Япония
суммарный
тоннаж
тяжелые крейсера*203 мм10 000 т180 000146 800108 400
легкие крейсера 155 мм10 000 т143 500192 200100 450
эсминцы** 130 мм1 800 т150 000150 000107 500
подлодки*** 130 мм2 000 т52 70052 70052 700
* Максимальное количество тяжелых крейсеров: для США - 18, для Великобритании и её доминионов - 15, для Японии - 12.
** Не более 16% от всех строимых эсминцев могли иметь стандартное водоизмещение более 1 524 тонны.
*** Разрешено сохранить (или построить) каждой стороне по три подлодки, не укладывающихся в ограничения.
  
  Через год, в 1928 г, начали строить однотипный "Эксетер". И почти сразу же поползли слухи о новой международной конференции, и новых ограничениях на крейсера. Поэтому новых кораблей больше пока решили не закладывать. Действительно, Лондонский морской договор 1930 года вводил ограничения на суммарное водоизмещение.
  
  По каждому из пунктов Англия и США получили примерно равные лимиты, а Япония - 70% от английской доли. Но если на тот момент США имели в строю всего 25 крейсеров, Япония - и того меньше, то Британия, по старой памяти мнившая себя Владычицей Морей - свыше 50. Они, как считалось, были необходимы угасающей Империи для защиты своих интересов по всему миру. Поэтому если для прочих держав Лондонский договор был ограничением на объем строительства новых кораблей, то Британии приходилось думать о сохранении хотя бы существующих.
  
  Британские дипломаты с трудом настояли на увеличении своей доли в легких крейсерах - до 192 кТ суммарно, против 143 кТ у США. Но за это пришлось уступить в тяжелых крейсерах. Их разрешенное водоизмещение снизили со 180 до 146 кТ. Конечная цифра с точностью до запятой равнялась тоннажу всех 15 имеющихся британских "вашингтонских" крейсеров, включая строящиеся. Последним из которых был "Эксетер". Отныне Британия строила только легкие крейсера (с орудиями в 6" и меньше) - сначала из-за договорных ограничений, потом по финансовым, а также тактическим соображениям. А после войны исчез и сам класс тяжелых крейсеров...
  
   []
  
  Крейсер "Эксетер" имел шесть 8" орудий главного калибра в трех башнях - двух носовых и кормовой. Зенитная артиллерия первоначально включала 4 4" орудия, стоявших по обе стороны передней трубы. Там же располагались и два одноствольных "пом-пома" - 40-мм автоматических пушки. Вооружение дополнялось двумя трехтрубными торпедными аппаратами, стоящими побортно. Кроме того, на крейсере предполагались две катапульты и два штатных гидроплана Fairey IIIF. Но к началу войны они уже считались устаревшими.
  
   Броневой пояс напротив машинных и котельных отделений не превышал 76 мм, в других местах уменьшаясь до 38 мм. Погреба боезапаса - до 140 мм. Башни главного калибра и их барбеты имели броню всего 25 мм, зенитки не бронировались вообще. Максимальная скорость составляла 32 узла - норма для британских тяжелых крейсеров (при том что французские и итальянские "вашингтонцы" в тепличных условиях Средиземного моря развивали до 37 узлов).
  
   []  []
  
  

Служба

  
  Крейсер вступил в строй на 1931 г. Он был назван в честь главного города графства Девоншир, на Корнуэльском полуострове. Это был уже четвертый корабль Королевского флота, носящий такое имя - но с момента службы предыдущего прошло уже около 100 лет.
  
  Первые два года "Эксетер" служил в Атлантическом флоте, после чего был слегка модернизирован:
   После модернизации "Эксетер" был зачислен в 8-ю крейсерскую эскадру Американо-Вест-Индской военно-морской станции. В 1935 г, перед тем как итальянцы вторглись в Эритрею, Англия пыталась "давить" на Муссолини, для чего сосредоточила в зоне напряженности семь линкоров, два авианосца, восемь тяжёлых и 13 легких крейсеров, 70 эсминцев, 20 подводных и четыре канонерские лодки. Однако Дуче просто плевал на эту армаду, и начал войну с негритосами по собственному плану. Англичане, столь ревностно надувавшие щеки до драки, теперь почли за благо не вмешиваться. Так что не Мюнхеном единым...
  
  "Эксетер" совместно с легким крейсером "Аякс" (тоже Вест-Индской станции) также участвовал в этой так сказать демонстрации. После того как война 3 октября все-таки началась, оба крейсера несолоно хлебавши вернулись на свою базу на Бермудах. Вплоть до начала большой войны они несли рутинную службу мирного времени, периодически посещая с визитами порты Латинской Америки. Их собратья у берегов Испании уже успели всерьез понюхать пороху, а в Западном полушарии войны пока не было. В 1938 г командиром крейсера был назначен коммодор Генри Харвуд (коммодор - звание на ступень ниже контр-адмирала, соответствует бригадному генералу).
  
   []  []
  

Землетрясение

  
   Не было войны - еще не значит, что всё было спокойно: в январе 1939 г. чилийский город Консепсьон был почти полностью разрушен землетрясением силой 8.3 балла. Погибло до 28 тысяч человек. На помощь попавшим в беду пришел флот - как чилийские корабли, так и иностранные, оказавшиеся в этом районе. Одним из первых к месту стихийного бедствия подоспели "Эксетер" и "Аякс", находившиеся с визитом в Чили. На их борту прибыли из столицы врачи и спасатели, были доставлены самые необходимые грузы. Пострадавшие были эвакуированы на корабли, и далее в Вальпараисо. И, конечно, команды крейсеров немедленно включилась в разборку завалов и спасение уцелевших.
  
  Помнится, в похожей ситуации отличились в 1909 г корабли Гардемаринского отряда Балтийского флота - броненосцы 'Цесаревич' и 'Слава', крейсера 'Адмирал Макаров' и 'Богатырь', когда случилось не менее катастрофическое землетрясение в г.Мессина на Сицилии. Награды для них, кстати, позже ходил получать крейсер "Аврора". И чилийское правительство тоже подготовило специальные золотые медали всем участникам спасательной операции. Но тут началась война, стало не до церемоний. Ни "Аякс", ни "Эксетер" больше в Чили не заходили. А потом, за новыми потрясениями, об этом эпизоде просто забыли.
  
   [] 
  
  Уже в 1990-х документы о награждении были обнаружены в чилийских архивах. Двое из оставшихся в живых ветеранов получили свои медали в начале 1990-х годов, в том числе Джим Лондон, HMS Exeter. А в марте 2017 еще два ныне здравствующих участника этих событий - Франк Буртон с "Аякса" и Бэзил Тротт с "Эксетера" - были награждены чилийскими медалями. Оба ветерана были явно взволнованы, получив свои давно забытые медали, и гордились тем, что помогли народу Чили так много лет назад. Бэзил вспоминает:
  
   "Команда отдыхала на берегу после долгого перехода. Я сам сидел в баре с кружкой пива, и она вдруг внезапно запрыгала по столу. Я подумал: что происходит ? Это и было то самое землетрясение - в Вальпараисо оно ощущалось достаточно слабо. Наши морские пехотинцы обошли улицы города и срочно собрали всех гуляющих моряков. Уже на рассвете оба крейсера взяли курс на юг. Там на борт были приняты сотни пострадавших, мы их отвезли обратно в Вальпараисо."
  
  В скобках заметим - если матросам пришлось ждать награждения 78 лет, то командир крейсера "Эксетер", коммодор Генри Харвуд, в 1940 г. получил от правительства Чили и специальную "Gold Medal of Concepcion", и чилийский Орден Заслуг ранга "Grand Officer".
  
   []
  
  

Я охочусь за серым призраком...

  
 [] Коммодор Генри Харвуд. Родился в 1888 г в Лондоне. На службе в Королевском флоте с 1904 г. В Первую Мировую служил на линкорах, в частности на "Роял Соверен". Участвовал в Ютландском бою. В 1919 г награжден орденом Британской империи.

В 1929 г получил звание кэптен (к1р) и должность командира эсминца "Варвик" (тип V/W). В 1931-32 командует крейсером "Лондон", исполняя обязанности флаг-капитана при командующем 1-й эскадрой крейсеров. С 1934 по 1936 преподает в Королевском Военно-Морском колледже в Гринвиче.

С сентября 1936 г командует крейсером "Эксетер" и одновременно руководит Южно-Африканской дивизией Вест-Индской станции. В январе 1939 оказывает помощь пострадавшим от землетрясения в чилийском городе Консепсьон, награжден медалями Чили.

С началом войны передал командование крейсером капитану Беллу, оставшись командующим дивизией. Занимался поисками "Шпее", перехватил его у Ла-Платы, вступил в бои и вынудил отойти в Монтевидео, где немецкий рейдер и был взорван своей командой.

За это Харвуд был повышен в звании до контр-адмирала и награжден орденом Бани. С 1940 по 1942 г служил помощником начальника Морского Генштаба. Позже назначен на Средиземное море, командующим военно-морскими силами в Леванте - обеспечивал морской фланг 8-й Британской армии в Египте.

В 1944 назначен командующим в ВМБ Скапа-Флоу, Оркнейскими и Шетландскими островами. После завершения войны в Европе ушел в отставку по болезни. Умер в 1950 г.
  6 октября 1939 г "Эксетер" вместе с крейсером "Кумберленд" был включен в Южно-Американскую Дивизию во главе с коммодором Генри Харвудом. Задача - поиск рейдеров в Южной Атлантике. Там в это время действовал карманный линкор "Адмирал граф Шпее". Выйдя в океан еще до войны, он с 25 сентября начал охоту на одиночные транспорты. За месяц было потоплено 5 судов, только одно из них успело подать условный радиосигнал "RRR" - "Атакован надводным рейдером". Это был первый по счету - "Климент". Кроме того, его команда была оставлена в шлюпках в прямой видимости берегов Бразилии. Так что о появлении карманного линкора англичанам, конечно, стало известно.
  
  Для операций против немецких рейдеров англо-французами было выделено 8 боевых групп, в состав которых вошли 3 линейных крейсера, 3 авианосца, 9 тяжёлых и 5 лёгких крейсеров. Непосредственно против 'Адмирала графа Шпее' действовали 3 британских соединения: крейсерская эскадра коммодора Хэрвуда (группа 'G'), прикрывавшая южноамериканские воды (тяжёлые крейсера 'Эксетер' и 'Камберленд'), группа 'Н', базировавшаяся на Кейптаун (тяжёлые крейсера 'Сассекс' и 'Шропшир'), и группа 'К' под командованием контр-адмирала Уэллса, наиболее сильная из всех (линейный крейсер 'Ринаун' и авианосец 'Арк Ройял').
  
  Чтобы замести следы, "Граф Шпее" обогнул мыс Доброй Надежды и потопил следующий транспорт у берегов Мадагаскара. Не задерживаясь в Индийском океане (пусть его там ищут), он вернулся в Атлантику и в начале декабря в юго-восточном "углу" океана перехватил рефрижератор "Doric Star". Тот успел передать "RRR", прежде чем снаряд с рейдера разбил ему радиорубку. Коммодор Харвуд получил таким образом ценнейшую информацию о местонахождении рейдера.
  
  Его группа была усилена двумя легкими крейсерами - старым соплавателем "Аякс", и однотипным "Ахиллес". Каждый имел восемь 6" орудий в 4 башнях, 4х4" зенитки, 3х4 12.7мм зенитных пулемета и два трехтрубных торпедных аппарата. Один гидросамолет на катапульте. Скорость 32 узла. Против "карманного линкора" как-то несерьезно, но выбирать не приходилось. "Кумберленд" теперь патрулировал в районе Фолклендских островов, а"Эксетер" с легкими крейсерами держался ближе к устью реки Ла-Плата в Южной Америке. Эта область интенсивного судоходства в любом случае нуждалась в прикрытии.
  
   К тому же Харвуд пытался понять мысли командира рейдера. Куда он пойдет с места потопления "Дорик Стар" ? На месте не останется - радиосигнал выдал его. Вернуться в Индийский океан ? Маловероятно, он там всех только что поднял на уши. На север ? Там его ждут не одна поисковая группа, а минимум три, с линкорами и авианосцами. А вот на юго-западе он еще не был, да и место это "рыбное" - в Буэнос-Айрес, Монтевидео или мимо них много кто ходит... И "Адмирал граф Шпее" действительно пошел к Ла-Плате, где и ожидал его Харвуд.
  
  По пути без лишнего шума были потоплены еще два судна. На втором были захвачены секретные документы, подтверждающие - в районе Монтевидео ждет богатая добыча. Рейдер двинулся туда. 12 декабря, при посадке после рутинного разведывательного полета, его гидроплан "Арадо-196" получил тяжелые повреждения и больше летать не мог. "Граф Шпее" лишился своих "глаз и ушей" - и кто мог знать, что они позарез ему понадобятся буквально на следующее утро !
  
  

Бой у Ла-Платы

  
  
 [] Капитан цур зее Ганс Вильгельм Лангсдорф. Родился в 1894 г на о.Рюген. В 1912 г закончил военно-морское училище. В 1916 лейтенантом на линкоре "Гроссер Курфюрст" участвовал в Ютландском бою, и заслужил Железный Крест II класса. Линкор тогда получил 8 попаданий, 15 человек было убито.

C 1917 г и до конца войны Лангсдорф командует тральщиком в Северном море. За эту опасную работу был награжден Железным Крестом I класса. После войны командовал полуфлотилией миноносцев. Закончил курсы при морском Генштабе.

С 1936 г. состоял флаг-офицером при адмирале Бёме - командующем морскими силами в Испании. В 1938 произведен в ранг капитан цур зее (капитан 1 ранга) и назначен командиром новейшего "карманного линкора" "Адмирал граф Шпее".

С началом войны, потопил за два месяца 9 торговых судов. После боя с английскими крейсерами у Ла-Платы увел корабль в Монтевидео (Уругвай). Получив прямой приказ от Гитлера, взорвал корабль. Завершив все необходимые формальности по интернированию экипажа, застрелился.
Утром 13 декабря 1939 года около 6 часов утра противники обнаружили друг друга. Силы, надо сказать были неравными. Немецкий "карманный линкор" имел шесть 11" орудий. Длина ствола 52 калибра, вес снаряда около 300 кг, скорострельность 2.5 выстрелов в минуту, дальность 22.7 миль (36.5 км). Главным калибром управляла превосходная ПУАО, с тремя командно-дальномерными постами и только что смонтированным новейшим радаром. Вспомогательный калибр - 6х150-мм пушек, правда система управления была попроще. Зенитки, торпедные аппараты. Броня 100 мм борт и 140 мм башни. Скорость 28 узлов.
  
  Англичане против этого имели 6х8" (вес снаряда 116 кг, дальность 17 миль) и 8х6" (51 кг) орудий ГК. Таким образом, в весе залпа они уступали более чем в полтора раза (1800 кг против 1100). Броню вообще лучше не сравнивать. Было разве что мизерное преимущество в скорости (31 уз против 28). Принимать ли бой на таких условиях, вопрос непростой. Но коммодор Харвуд решил его заранее, дав подчиненным понятные инструкции:
  Что на самом деле планировали немцы, мы так и не узнаем. Капитан Лангсдорф мертв. А официальное английское описание действий рейдера напоминает игру в поддавки: обнаружил корабли, принял за крейсер и два эсминца. Вместо того чтобы использовать преимущество в дальности стрельбы - пошел на резкое сближение. Почему - теперь уже никто не скажет. Однако стреляли немцы отлично.
  
  6.18 - "Адмирал граф Шпее" открыл огонь
  6.20 - "Эксетер" дал первый ответный залп
  6.22 - открыли огонь "Аякс" и "Ахиллес"
  6.23 - первое попадание в "Эксетер". Погибла вся команда торпедистов правого борта, повреждены оба гидроплана. Чуть позже их пришлось сбросить за борт, чтобы избежать пожара.
  6.26 - крейсер получает еще несколько попаданий. Разбита вторая носовая башня, разрушен командирский мостик, нарушена связь и выведены из строя механизмы управления рулями. Управление перенесли в кормовую рубку, команды на аварийный ручной штурвал передавались по цепочке голосом. Удивительно, но и сам "Эксетер" добиться двух попаданий в "Графа Шпее", в частности выведя из строя радар.
  6.30 - немцы вынуждены перенести огонь на легкие крейсера, которые подошли на 120 кабельтовых и добились уже нескольких попаданий. Их 6" снаряды не пробивали брони, но наносили урон небронированным надстройкам, и главное - вводили в замешательство команду. Для большинства из матросов это было первое плавание, и они были уверены в неуязвимости своего корабля. Неожиданно попав под обстрел, увидев рядом раненых и убитых, некоторые дрогнули.
  6.37 - "Граф Шпее" уворачивается от торпед, выпущенных чуть раньше "Эксетером". "Аякс" в это время запускает гидроплан, который до конца боя будет наблюдать за "карманным линкором" и корректировать огонь.
  6:43 - вторая торпедная атака "Эксетера". Также безрезультатная. Но немец вновь перенес огонь на "Эксетер". Выведена из строя первая башня. Сквозь пробоины в корпус поступает вода. Повреждена система управления огнем. Но машины в порядке, и капитан Белл, сам раненый в лицо, решает идти на сближение и при возможности таранить неприятеля. Это могло плохо кончиться для "Эксетера" - он уже имел крен на правый борт, а скорость после повреждения труб и затопления отсеков не превышала 18 узлов.
  6:50 - крен "Эксетера" увеличился. Тем не менее он ведет огонь из последней оставшейся башни, и добивается попадания в систему очистки топлива "Графа Шпее". Очередной близкий разрыв обрушил водопад на палубу "Эксетера". Водой закоротило схему управления стреляющей башней. Пока проблему исправили, ее снарядный погреб был затоплен... "Эксетер" остался без оружия.
  7:30 - капитан Белл, видя что корабль не приносит пользы, и рискует вскоре затонуть, все-таки вышел из боя и направился к Фолклендским островам на ремонт.
  11:07 - обследованы повреждения. В донесении Харвуду сказано, что крейсер имеет 1-8" и 1-4" боеготовых орудия на ручной наводке (ПУАО разбит), и может держать скорость 18 узлов. В корабль попало 7 снарядов калибра 283 мм. Убито 61 и ранено 23 человека.
  
   Сам "Эксетер" добился трех попаданий в противника. Причем последнее оказалось тем самым "золотым выстрелом": без работающей системы очистки нефти, рейдер не мог пройти нескольких тысяч миль до Германии. Починить ее без захода в порт шансов не было.
  
  Но это стало ясно чуть позже. А около 7:00 "Эксетер" имел все шансы быть потопленным, благо стрелять в ответ он уже не мог. Но "Аякс" и "Ахиллес", понимая ситуацию, подошли к "Графу Шпее" на неприлично близкую дистанцию (6-7 миль) и продолжили "поливать" его шестидюймовыми снарядами. В 7:20 немец был вынужден оставить недобитый "Эксетер" и развернуть башни на новых обидчиков. После этого тем пришлось плохо: через 5 минут "Аякс" получил попадание, разрушившее обе кормовые башни. Легкие крейсера тотчас отскочили на более почтительную дистанцию.
  
  Тем временем на "Графе Шпее" выяснили объем повреждений топливной системы. То что часть горючего через пробоины утекала за борт, еще пол-беды. Можно потом пополнить. Но выход из строя системы очистки ставил крест на дальнейших действиях. Поэтому Лангсдорф принял решение выйти из боя и следовать в ближайший нейтральный порт, Монтевидео. "Аякс" и "Ахиллес" преследовали его, но близко старались не подходить...
  
  Дальнейшее известно: "Граф Шпее" прибыл в Монтевидео, но получил только два дня на ремонт. Тем временем к Харвуду присоединился тяжелый крейсер "Кумберленд", а английская разведка организовала слухи, что немцев на выходе из Ла-Платы дожидается целая эскадра с линкорами и авианосцами. А тут еще Гитлер прислал категорический приказ: корабль уничтожить...
  
  
 []  []
  
  

Альтернатива

  
   [] Сейчас без попаданцев нигде не обходится. А если представить, что один такой оказался в Монтевидео 14 декабря 1939, встретил капитана Лангсдорфа и сказал ему всего одно русское слово: "ИХТАМНЕТ". Ну, или кто-то из сотрудников МИ-6 прокололся, и немцы узнали, что все разговоры про авианосцы - чистая лажа. Или даже проще: командир корабля оказался достойным последователем погибшего адмирала графа фон Шпее, в честь которого был назван "карманный линкор". Более того. Я уверен, что лично капитан цур зее Ганс Вильгельм Лангсдорф был готов сражаться до конца. Но против него были и приказ фюрера, и настроение команды, и совершенно естественная усталость после первого боя. И старый морской волк просто не выдержал такого давления. А ведь всё могло быть по-другому...
  
  Приказ фюрера. Но на месте-то все равно виднее. Да и связь в наших тмутараканях сами знаете как работает. В подобных случаях лорд Нельсон просто приставлял подзорную трубу к незрячему глазу...
  
  Технические проблемы. Да, топливный фильтр и в Монтевидео починить не удалось. Но если на выходе "Графа Шпее" действительно ждут линкоры и авианосцы, эта проблема отпадает. Сколько-то движки проработают, а далеко уйти все равно не дадут... Ну а если "ихтамнет", и прорыв удастся - то не зря же немца называют "сумрачным гением". Неужели в процессе не придумают хоть что-то ? В конце концов, на корабле восемь дизелей, можно идти на одних и одновременно перебирать другие... Конечно, гарантии успешного исхода все равно никто не даст - но где вообще на войне гарантии ?
  
   Настроение команды. Ну, а кто как не командир должен им управлять ? Понятно, что экипаж сам по себе не может много месяцев находиться в состоянии безудержного энтузиазма. Опасность становится рутиной, усталость побеждает жажду подвигов. Да и жить все хотят, чего уж там. Но ведь нашел же русский командир Руднев в похожей ситуации слова, которые дошли до самого забитого и несознательного матроса на крейсере "Варяг". С тех пор прошло всего 35 лет. И не кто иной, как немцы первыми откликнулись на весть об этом подвиге - написали стихи, ставшие потом бессмертной песней...
  
  Да, я в курсе что не всё там было так радужно. Что тот же Руднев (не имевший кстати вообще боевого опыта, в отличие от Лангсдорфа - участника Ютланда) наделал немало ошибок. Но даже самые строгие его критики не могут не признать - он смог вдохновить команду и повести ее в бой. Зная о том, что их ждет многократно превосходящая эскадра. Некоторые недоумки скажут - "это могут только русские". Оставьте эти фашистские бредни при себе. И немцы, и англичане, и австрийцы, и испанцы, и японцы, и даже антиподы - чилийцы с перуанцами - давали образцы того, что "в безнадежном бою - кто погиб, тот и прав...". Экипаж "Графа Шпее" мог бы стать в их ряду. Но не стал...
  
  

В Южных морях

  
   [] На Фолклендах "Эксетер" подлатали - ровно настолько, чтобы смог дойти до Англии. В феврале-марте 1940 г. крейсер уже капитально ремонтировали в доках Девонпорта. Заодно поставили более современный командно-дальномерный пост (КДП), вообще усовершенствовали систему управления огнем, устаревшую за 10 с лишним лет. Одиночные 4" зенитки заменили спаренными того же калибра, на тех же местах. На корме поставили два восьмиствольных "пом-пома", а на двух башнях (B и Y) разместили одиночные установки "эрликонов". Полые мачты сменили на трехногие, на них установили антенны новейших радаров - тип 279 (общего обзора) и тип 284 (управления огнем).
  
  Накануне окончания ремонта пришло нежданное сообщение - командир крейсера капитан Беккет, сменивший раненого Белла после боя, умер в госпитале от вскрывшихся старых ран. Нехорошее предзнаменование перед новым походом... Командиром был назначен капитан Оливер Гордон. В мае крейсер включили в конвой WS-8B, шедший из Англии в Сингапур. Как раз в это время в Атлантику вышел "Бисмарк", и чуть не весь Гранд Флит участвовал в охоте на него. Теоретически, и WS-8B мог с неожиданно встретиться с немецким линкором. Но пронесло. Потом было полтора года конвойной службы в относительно мирном Индийском океане.
  
  После объявления Японией войны США, Англии и Голландии, крейсер "Эксетер" включили в состав ABDACOM - многонационального флота, главной задачей которого была оборона голландской Вест-Индии и соседних островов. В состав его входили корабли США, Британии, Голландии и Австралии. Основной базой была Сурабайя.
  
  Война с японцами для союзников началась примерно также, как для СССР - с Германией. Вроде все предчувствовали, как-то готовились. США так откровенно играло на нервах у джапов, требуя от них уйти к примеру из Китая (какое дело янки до разборок узкоглазых ?), блокируя им банковские счета и запрещая поставки нефти. Но когда японцы открыли боевые действия - оказалось что никто этого не ждал. Операторы РЛС на Гавайях приняли армаду из двухсот японских самолетов за свои (и даже не подумав, откуда бы им взяться в таком числе). Американские аэродромы на Филиппинах были атакованы только на следующий день - но они так и жили по мирному времени, как будто и не получали вестей из Перл-Харбора.
  
  Сейчас, постфактум, известно, насколько незначительными силами располагали японцы. Вся их сухопутная армия к тому моменту увязла в Китае. Для действий в Южных морях оставался флот, его силы специальных операций (морская пехота), и несколько пехотных дивизий, которые армия отдала лишь по личному указанию Императора. С авиацией, правда, было получше: многочисленная и отлично подготовленная, она на голову превосходила и американцев, и тем более англичан с голландцами, для которых Дальний Восток был до сих пор третьестепенным ТВД, и больших сил там не держали в принципе. Тем не менее, японские силы были растянуты буквально "в нитку". Ни одного корабля и ни одного батальона в резерве. Отряды крейсеров одновременно "прикрывают" по нескольку разных конвоев. Или делают вид, что прикрывают - надеясь, что все равно никто не нападет. За недостатком авианосной авиации, на полный радиус работает береговая. Именно она потопила британские "Рипалс" и "Принс оф Уэльс". Она же поддерживала наступление в Малайе.
  
  К концу января был захвачен весь Малаккский полуостров, и армия генерала Ямасита вышли к британского острову-крепости Сингапур. Его обороняли 70 тыс солдат и офицеров генерала Персиваля, плюс 15 тысяч административного и тылового персонала базы. Бетонные укрепления, тяжелые батареи, многомесячные запасы провианта и боеприпасов. От материка крепость отделял пролив Джохор, игравший роль крепостного рва. И против этой силищи - 36 (тридцать шесть) тысяч японцев, с ограниченным запасом снарядов и патронов. Усталые, голодные и злые...
  
  8 февраля 1942 начался артобстрел объектов Сингапура. В ночь на 9-е высадился десант, которого англичане... не ждали (после суток канонады!). Поэтому британская артиллерия молчала, а дивизия австралийцев, попавшая по удар, держалась недолго. Наутро на острове было уже 10 тыс японцев. Наступление продолжалось. Не имевшие боевого опыта, обленившиеся в тропическом раю, колониальные войска британцев не могли противостоять японцам, закаленным длительной войной с Китаем. 12-го был захвачен главный резервуар с питьевой водой. 14 февраля губернатор Сингапура доложил, что положение безнадежно. 15-го крепость капитулировала.
  
  

Сражение в Яванском море

  
  
 []

 []

 []
В это время южнее Сингапура, на острове Ява, тоже готовились к обороне и ждали вторжения. 13 февраля 1942 г разведывательный самолет союзников доложил, что японский конвой с десантом движется в сторону о.Бангка (восточнее Суматры). Голландский адмирал Доорман повел на перехват свою эскадру (3 голландских крейсера, один австралийский, и "Эксетер", плюс 9 миноносцев). По пути они были атакованы японской авиацией - торпедоносцами "Кейт" с авианосца "Рюдзё" и бомбардировщиками "Нелл" и "Бетти" с береговых баз. На "Эксетере" близким разрывом повредило гидросамолет, но прямых попаданий не было. После нескольких отбитых авианалетов Доорман приказал повернуть обратно. Это было боевое крещение "Эксетера" на новом ТВД.
  
  Известия становились все тревожнее, японцы высаживались то здесь то там. Может, это была и неправда, но попробуй уточни, когда у японцев господство в воздухе, и разведчики союзников летают как правило в один конец... Флот ABDA не был разбит, даже не понес потерь - но в такой обстановке боевой дух неуклонно падал, росло ощущение безнадежности. Где тот боевой задор, который когда-то позволял атаковать сильнейшего противника ?...
  
   19 февраля корабли ABDA (без "Эксетера") атаковали один из японских конвоев в проливе Бадун (Badung). Не смотря на подавляющее превосходство (три легких голландских крейсера и 7 эсминцев - против 4 японских эсминцев и двух транспортов), союзники потерпели позорное поражение: один эсминец потоплен, крейсер "Тромп" сильно поврежден, японцы высадили десант как и планировали. И без того низкий боевой дух упал до нуля. "- Братцы, что все такие невеселые ? - Мы с Бадуна..."
  
  26 февраля Доорман собрал всё что мог в Сурабайе: Получив сведения, что японский флот находится в 90 милях от Сурабайи, Доорман повел свои силы им навстречу. Для японцев это не было сюрпризом - их разведывательные гидросамолеты отслеживали каждый шаг союзников. Силы японцев включали:
  Таким образом, имея на один крейсер больше, союзнику уступали противнику в огневой мощи, а также в скорости. Про мораль уже говорилось. Дополнительное преимущество японцев было в непрерывной корректировке огня гидросамолетами. В начавшейся около 16:00 перестрелке "Эксетеру" дико не повезло: он первым получил попадание, причем в кормовое котельное отделение. Скорость резко упала, и держать строй крейсер больше не мог. Ему был дан приказ возвращаться в Сурабайю.
  
  Британский эсминец "Электра" (4х120-мм), прикрывая отход потерявшего скорость "Эксетера", вступил в перестрелку с крейсером "Дзинцу" и эсминцем "Асагумо" (6х127-мм). Результат был очевиден - вскоре на "Электре" бушевал пожар, все пушки вышли из строя. Командир приказал экипажу покинуть корабль... Удивительно, что ответным огнем англичане успели настолько повредить "Асагумо", что он единственный из всей эскадры был вынужден досрочно уйти на базу.
  
  Тем временем японцы выпустили по колонне союзников два торпедных залпа - всего 92 "длинных копья". Крейсера сумели увернуться от торпед, был потоплен только один эсминец. Остальные скрылись в дымовой завесе - Доорман решил выйти из боя и попробовать прорваться к колонне транспортов с другой стороны, когда стемнеет.
  
  Но ночной бой был как раз козырем японского флота, они в отличие от моряков других стран уделяли ему главное место. Не имея радаров, они разработали весьма качественные ночные бинокли, которые вкупе с отлично тренированными наблюдателями позволяли обнаруживать противника первым. Не стала исключением и эта ночь. Одни торпедным залпом японцы поразили оба голландских крейсера. Последний сигнал, поданный адмиралом Доорманом с мостика тонущего "Де Рёйтера", гласил: "Перт" и "Хьюстон" - возвращаться на базу, никого не спасать. Это было разумно - уцелевшие крейсера были бы потоплены следующим залпом. Но как же тяжело было выполнить такой приказ...
  
  

Последний бой

  
   [] Придя в Сурабайю, командир "Эксетера" понял что ремонтироваться ему не судьба. Местная база и раньше особо мощной не была, а теперь шла эвакуация и было вообще не до ремонта. Однако какие-то самые срочные работы выполнить удалось, в том числе силами команды. Скорость с половиной работающих котлов достигла 23 узлов. Пробоины были заделаны. А вот восстановить поврежденную систему управления огнем не вышло. Без нее крейсер не представлял никакой ценности, ибо вести точный огонь просто не мог.
  
  Тем временем "Перт" и "Хьюстон" получили приказ прорываться в Австалию, через Зондский пролив (между островами Ява и Суматра). Вечером 28 декабря они вышли в море, и уже на подходе к проливу случайно наткнулись на японские транспорты, которые высаживали здесь очередной десант. Можно себе представить, что значил для крейсеров этот случай ! Появилась возможность отплатить - за всё ! Оба крейсера атаковали японцев. Несколько транспортов и минзаг пошли ко дну. Но японские силы прикрытия находились поблизости, и уже через несколько минут крейсера союзников сами попали под удар. По ним было выпущено 87 (!) торпед. Увернуться шансов не было. "Перт" затонул сразу, "Хьюстон" некоторое время еще продержался на воде...
  
  "Эксетер", из-за ремонта, покинул Сурабайю позже. 28 февраля он в сопровождении двух эсминцев вышел по тому же маршруту, к Зондскому проливу, еще не зная что его товарищей больше нет. За ночь одолел лишь половину расстояния до пролива. А утром он был перехвачен японцами. Два тяжелых крейсера с парой эсминцев показались с севера, еще такая же группа подходила с юго-запада (именно она недавно потопила "Перт" и "Хьюстон"). "Эксетер" был взят в клещи. Его скорость не оставляла ему шансов уйти, а отсутствие ПУАО делало стрельбу бесполезной. Как не вспомнить "Варяга", у которого первым же попаданием был снесен дальномерный пост ! После чего, по словам японцев, "русские открыли сильный огонь, но их расстояния были неточны...". Примерно в такой ситуации оказался сейчас и "Эксетер".
  
   В 10.20 крейсера северной группы с дистанции 124 каб. открыли огонь. Эсминцы пытались прикрыть "Эксетер" дымзавесой, но это мало помогло - стрельбу корректировал японский гидроплан, которому дым не мешал. В 11:00 крейсер выпустил торпеды. Но дистанция была слишком большой, японцы без труда уклонились. Зато его артиллерийский огонь, вопреки ожиданиям, оказался довольно точен, и повредил один из японских эсминцев. В 11:15 стрелять начала и южная группа. Через пять минут очередной снаряд угодил в носовое котельное отделение. Кормовое было разбито еще в предыдущем бою. Крейсер полностью лишился пара. Встали турбины и генераторы. Остановились водоотливные насосы и системы подачи снарядов. Всё было кончено. Капитан Оливер Гордон, как командир отряда, приказал обоим эсминцам уходить, а экипажу крейсера - приготовиться покинуть корабль.
  
  Тем временем японцы ускорили развязку. Эсминец "Инадзума" выпустил по "Эксетеру" две торпеды. Одна из них попала в середину корпуса. Крейсер вскоре перевернулся и затонул. Японцы подняли из воды около 652 человека, включая капитана Гордона. В ходе боя 4 японских крейсера выпустили 1459 203-мм снарядов. Из них северная группа 1171, а южная соответственно 288 снарядов. Крейсера также выпустили 24 торпеды, но все они прошли мимо.
  
   Эсминец "Энкаунтер" ненадолго пережил своего флагмана: уйти ему не удалось, и через несколько минут, получив несколько попаданий 8" снарядами, он потерял ход, был оставлен командой, а через полчаса пошел ко дну. Второй эсминец, "Поуп", смог укрыться в дождевом шквале и выйти из боя. Но через несколько часов его атаковали шесть пикирующих бомбардировщиков "Кейт" (японские "лаптежники") с авианосца "Рюдзё". Корабль получил тяжелые повреждения и вскоре тоже затонул.
   []
  
  

R.I.P.

  
  В свое время командир "карманного линкора" "Адмирал граф Шпее" отказался от прорыва из устья Ла-Платы, смущенный просто слухами о превосходящих силах неприятеля. Была ли такая возможность у поврежденного "Эксетера" ? Ну утопился бы в Сурабайе. Зато экипаж цел. А коробка - вон их сколько сгорело/утонуло/взорвалось. У короля много, не так ли ? Формально доводов за утопление достаточно: явный перевес японцев на море и в воздухе, невозможность исправить повреждения.
  
  Довод против по сути один: традиция Королевского флота. Еще с XVI века британские корабли получили репутацию "несдающихся". Как это ни странно, в XX веке следовать этой традиции стало даже проще: дистанции боя увеличились, скорости возросли, и никто теперь не предлагает противнику сдаться - сразу открывают огонь. Но благоразумный человек все равно найдет, как до этого не доводить, не так ли ? Дело только в том, что такое благоразумие было у британцев как-то не в чести.
  
  Странное дело. В Первую Мировую, в которую Британия вступила на пике могущества, мы практически не видим каких-то особо ярких поступков британских моряков. Они делают свое дело (и неплохо делают), опираясь на свое неоспоримое численное и техническое превосходство. Противопоставив вражеской пушке еще бОльшую пушку, а одному дредноуту - сразу два. Личный героизм тут не нужен, он при хорошей организации просто излишен. Это не значит что героев не было вообще - но они себя проявляли именно в тех редких случаях, когда организация отказывала. Примерно такой же стиль сейчас исповедуют США. Он возможно некрасив, но ужасно эффективен. Беда лишь в том, что далеко не все могут его применять.
  
  Во Вторую Мировую Британия вступила, имея лишь тень былого могущества. Давить врага количеством больше не было возможности. Наоборот, ресурсов не хватало, и Империя просто разрывалась, пытаясь по старой традиции поспеть везде и всюду. Более того, в начале войны положение Британии было незавидным, и речь могла идти уже о поражении. Старая организация, основанная на численном превосходстве, отказала. Стоит ли удивляться, что офицеры и матросы Королевского Флота именно в это тяжелое время проявили свои лучшие качества ?
  Конечно, даже на Солнце есть пятна. И у Королевского флота во Вторую Мировую были не только славные страницы, а совсем даже наоборот. Но мы сегодня не не о них. Мы вспоминаем лучших - и к таким, в частности, с полным правом можно отнести Корабль Его Величества "Эксетер".
    []

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"