Вообще, чехи - отличные солдаты. Люди со славянским сердцем и немецким умом, способные и сложную техническую задачу под огнем решить, и на амбразуру если надо броситься. Вот именно - если надо. А война в честь престарелого Франца-Иосифа не была особо популярна. Поэтому чехи не считали за позор сдаться в этой войне в плен. Да, не по-имперски. Но что было, то было. В плену чехи массово записывались в национальный полк (позже бригаду), чтобы воевать на стороне русских. В "наступлении Керенского" , где Чехословацкая бригада впервые участвовала как самостоятельная оперативная единица, она успешно прорвала фронт, взяла более 3 тысяч пленных, потеряв до 200 чел. убитыми и до 1000 ранеными.
На радостях решили создать сразу целый чехословацкий корпус (ЧСК) из 2 дивизий и запасной бригады, всего до 50 тыс человек. Осенью 1917 он формировался в районе Полтавы. С пришедшими к власти большевиками чехи поддерживали нейтралитет, а в феврале-марте 1918 даже совместно с Украинской советской армией сдерживали натиск немецких войск. А раз после заключения Брестского мира воевать с немцами уже не требовалось, чехи потребовали отправки на Родину. Посчитали оптимальным перевезти чехов по Транссибу во Владивосток, а там посадить на пароходы союзников. Более близкий вариант через Мурманск/Архангельск отвергли из-за боязни немецких подлодок.
В марте 1918 было заключено соглашение: "...Чехословаки продвигаются не как боевые единицы, а как группа свободных граждан, берущих с собой известное количество оружия для своей самозащиты от покушений со стороны контрреволюционеров... Совет народных комиссаров готов оказать им всякое содействие на территории России при условии их честной и искренней лояльности..." Определялся порядок использования этого "известного количества оружия": "В каждом эшелоне оставить для собственной охраны вооружённую роту численностью в 168 человек, включая унтер-офицеров, и один пулемёт, на каждую винтовку 300, на пулемет 1200 зарядов. Все остальные винтовки и пулемёты, все орудия должны быть сданы... "
К концу мая отдельные эшелоны чехов были рассеяны от Самары (8 тыс) до Владивостока (14 тыс). Но под давлением немцев, не желавших присоединения подкреплений к союзникам (война-то не кончилась), красные стали чинить препятствия перевозке чехов. 25 мая в Мариинске произошло первое вооруженное столкновение советских войск с ЧСК. 29 мая Л. Д. Троцкий отдал приказ "о немедленном и безусловном разоружении всех чехо-словаков и о расстреле тех из них, которые с оружием в руках будут противиться мероприятиям Советской власти"; эта телеграмма была перехвачена командованием чехов. Отразив первые нападения на свои эшелоны (Марьяновка, Иркутск, Златоуст) и перейдя в наступление, ЧСК овладел всей Сибирской дорогой. Во многих городах их поддерживали местные повстанцы (бывшие офицеры и прочие, не принявшие Советскую Власть).
Противостоявшие им красные гарнизоны состояли как правило из необученной молодежи, рабочих-большевиков и прочих идейных, но невоенных товарищей. Вернувшиеся с фронтов крестьяне пахали землю и воевать (пока) категорически не хотели. Поэтому небольшие команды чехов при поддержке местных белогвардейцев смогли почти без боев захватить ¾ России - от Поволжья по Приморья. Никаких глобальных целей чехи перед собой не ставили. Они хотели домой, а большевики помешали. Тем хуже для большевиков.
Расположенная в Поволжье Гуситская дивизия поддержала частью своих сил войска Каппеля и вместе с ними двинулась на Саратов и Казань... На самарском аэродроме чехи обнаружили несколько аэропланов из числа эвакуированных с русско-германского фронта. Два из них, 'Фарман-30' и 'Вуазен', они решили забрать себе. Из этих машин сформировали разведывательный авиаотряд Чехословацкого корпуса под командованием подпоручика Мелча. Но, поскольку чешских авиаторов в России было мало, на службу в отряд пригласили русских добровольцев - пилота прапорщика Дедюлина и летнаба подпоручика Арбузова. Отряд был придан 1-й чешской стрелковой дивизии, воевавшей под Симбирском. До 20 августа, когда из-за полного износа матчасти его отправили в тыл, 'чешско-русский' разведотряд совершил более 40 боевых вылетов.
Аэроплан "Фарман-30" с лейтенантом Мелчем, в Уфе.
Бои за Казань стали первым серьезным сражением Гражданской войны. Интересно, что там чехословакам противостояли в том числе и их бывшие соотечественники - интернациональный батальон имени Карла Маркса (составленный из пленных австрийцев и венгров). Собственно только они, да еще латыши, действительно стойко сражались. Местные татарские и башкирские красные отряды разбегались при малейшей опасности. Командовавший Восточным фронтом И. И. Вацетис писал, что красноармейцы "... в своей массе они оказались к бою совершенно неспособными вследствие своей тактической неподготовленности и недисциплинированности". Только личное вмешательство Л.Д. Троцкого со своим бронепоездом позволило красным в конце концов вернуть город обратно.
Но это было уже осенью, когда чехословацкие части стали отводиться с фронта и двигаться на Владивосток. Там их ждал сюрприз (а точнее, свинство союзников): вместо посадки на транспорты им предложили... сначала вернуться на запад и помочь белым добить большевиков. Но на это никто не подписывался ! Суда находились в руках Антанты, спорить было бесполезно. Чехи развернулись и поехали назад. Но понятно, ни о каком боевом духе речь больше не шла. Обманутые и оскорбленные, чехи просто хрен забили на службу, а свои обиды вымещали... на белогвардейцах, больше не на ком.
Мотоброневагон "Заамурец" построенный в России в 1916 и захваченный чехами в Симбирске в июле 1918. Переименован в "Orlik" и использовался чехами до конца, позже попал в руки японцев, был угнан в Китай, где и сгинул.
Импровизированная пулеметная платформа бывшего советского бронепоезда "Ленин". Захвачена чехами и присоединена к "Орлику".
После весьма формального и эпизодического участия в весеннем наступлении Колчака, чехи заявили что они устали ("вспотели") и стали постепенно сниматься с фронта. На призыв сделать хоть что-то они, так и быть, согласились охранять Транссиб (не в последнюю очередь для себя любимых). У Колчака, конечно, и без них было достаточно желающих торчать в тылу, но спорить с представителями Антанты (!!!) было не с руки. Через несколько месяцев эта охрана будет стоить Колчаку головы.
Но и без того от чехов теперь было больше вреда чем пользы. Захватив власть на железной дороге, они забрали "под себя" неимоверное число вагонов. Паровозы тоже брали "по потребности", не заботясь об их обороте. В результате воинские перевозки срывались, и даже та мизерная помощь союзников, которой смог добиться Колчак, оседала во Владивостоке, Иркутске и Омске, не доходя до фронта. И это все при том что отдельные представители чехов (генерал Гайда к примеру) заняли высокие посты и откровенно третировали русских. Колчак молча взирал на это - то ли обманутый болтовней того же Гайды, то ли просто не зная, как поправить дело.
Броневик ЧСК
Тем временем чехи - гулять так гулять - организовали при корпусе собственные ВВС, закупив в Америке на русские деньги 25 самолетов. Аэропланы оказались неудачными - в первый же день один разбился, летчик лишился ноги. Летать сразу расхотелось, да никто и не настаивал. Из оставшихся самолетов 18 продали (с наценкой) колчаковцам, а 6 передали в собственную авиашколу - которая, конечно, ни одного пилота не подготовила. Так и жили - не тужили.
В осенних боях 1919 года Колчак был окончательно разбит и приказал отступать в Сибирь. Чехи по-прежнему контролировали "железку", и никаких резонов даже от самого главкома не слушали. Поступиться "своими" вагонами и паровозами, как-то облегчить белым отступление ? Даже не почешемся... Не зря тот же Каппель рассматривал Транссиб, захваченный чехами, как путь недоступный для эвакуации, и выбрал для отхода другие дороги.
А вот Колчак понадеялся на бывших союзников, а зря. Когда он в своем вагоне добрался до Иркутска, оказалось, что в городе восстание, и революционный комитет перекрыл железную дорогу. Ехавшие в соседних поездах чехи немедля заявили о своем нейтралитете, и попросили пропустить их на восток. А чтобы красные были сговорчивее, просто выдали им головой бедолагу-адмирала. Чай, не своё - не жалко. Много наверное хороших слов сказал им на прощание Колчак, но поздно.
Там же, в Иркутске, чехи официально заключили перемирие с Красной Армией. 2 марта 1920 года последние эшелоны чехов беспрепятственно покинули город. Всего в Европу из Владивостока на 42 кораблях было переправлено свыше 72 тыс человек - помимо чехов, также польский и сербский легион, а также "русские жены" отдельных Швейков, и прочие примазавшиеся... Потери чехов за все время "сибирской одиссеи" составили около 4 тыс. человек.
Так вышло, что чехов после войны проклинали и красные и белые - красные за то, что те захватили ¾ страны, а белые - за чисто-формальное участие в войне и последовавшее за тем прямое предательство. Что тут скажешь... сами чешские солдаты не выбирали, где и с кем воевать. За них решили верхи. И с фронта уходить, и Колчака продавать - на всё были конкретные решения отдельных уродов. Но и массу чехов как-то не получается представить эдакими ангелочками - прижелезнодорожные селения они грабили не хуже никого, вагоны и паровозы у русских отнимали, чтобы по 4 жопы в одной теплушке ехать (это лучше чем в СВ !), да и вообще к местным как к дикарям относились... Все немного грешны, чего уж там...