Аннотация: Невеселая дата - 12 августа 1840 года...
12 августа близ станции Царское Село произошла первая железнодорожная авария в России. Столкнулись два пассажирских поезда, погибло 7 человек, 78 было ранено. Официальное открытие дороги на участке Петербург - Царское Село состоялось 30 октября (11 ноября) 1837 года. К 1838 году была готова вся дорога, 30 января по ней начали пускать состав с конной тягой, а 4 апреля прошел состав под паровозом. Постоянное паровое движение открыли 22 мая 1838 года. Дорога работала исправно и давала своим хозяевам значительный доход. Средняя скорость поезда составляла 33 км в час, а максимальная была достаточно высокой по тем временам - около 60 километров в час. От Санкт-Петербурга до Царского Села поезд проходил за 35 минут. Плата за проезд до Царского Села составляла 2 р. 50 к. в карете 1-го класса, 1 р. 80 к. в дилижансе 2-го класса и 80 коп. - в открытой повозке. Повозки были около 15 м длиною, предназначались для перевозок строевого леса, но на них при желании были места для 100 человек.
11 августа в 11 часов вечера поезд из Царского Села (18 повозок), ведомый паровозом "Богатырь" под управлением англичанина Роберта Максвелла, двинулся в путь по Царскосельской железной дороге. Согласно распоряжению начальства, объявленному Максвеллу с утра и повторно оглашённому непосредственно перед отправлением, ему приказывалось остановиться у Московского шоссе и ожидать поезда, отправленного в 11 часов из Петербурга. Роберт Максвелл в этот день, как утверждают историки, был пьян, и забыл об этом распоряжении. Поезд, не останавливаясь на станции, проехал объездную дорогу, на которую въезжают для того, чтобы дождаться там проезда поезда из Петербурга. На 7-й версте поезд из Царского Села и поезд из Петербурга, ведомый паровозом "Лев", встретились. Оба предприняли попытку остановиться, но тщетно. Максвелл остановил пары, и успел соскочить, но паровозы столкнулись, и 3 из 18 повозок Петербургского поезда были смяты, а 3 вагона Царскосельского - сильно повреждены. После этого случая главноуправляющий путей сообщения граф К.Ф. Толь издал приказ, предусматривающий замену склонных к пьянству машинистов-англичан трезвыми немцами (!), а паровозные бригады доукомплектовали вторыми машинистами.