Появление
Первые примитивные боевые машины на железнодорожном ходу появились еще в Американскую Гражданскую войну. Представляли они собой обыкновенные артиллерийские орудия, установленные на железнодорожные платформы. Никакого бронирования у них не было, и они не были рассчитаны на бой на небольшой дистанции: их тактика была простой - подкатил, отстрелялся, укатил. Изобретателем этих артиллерийских поездов был полковник Джон Турчин (Иван Турчанинов), русский эмигрант, воевавший в США на стороне северян. В Европе аналогичные артиллерийские поезда применялись во Франко-прусскую войну.
А в англо-бурской войне появились настоящие бронепоезда - то есть, железнодорожные составы с бронированными вагонами, несущие как артиллерийское вооружение, так и вооружение для прямого огневого контакта. Известно, что в 1899 году бронепоезд, на котором в числе прочих находился молодой военный корреспондент Уинстон Черчилль, попал в бурскую засаду и был захвачен. Черчилль попал в плен.
Опробованные в англо-бурской войне, они ограниченно применялись и в Первой Мировой: по нескольку штук на страну-участник. Однако настоящий расцвет бронепоездов пришёлся на Гражданскую Войну в России.
Гражданская война
Почему именно в ней ? Все дело в том, что характер военных действий очень способствовал их применению. Зыбкие и динамичные фронты, способные за сутки переместиться на сотню километров, слабая насыщенность артиллерией и высокая значимость железных дорог как стратегически важных коммуникаций - всё это сделало бронепоезд козырной картой в тактике и стратегии. Для противостояния этим бронекувалдам различные иррегулярные силы, участвовавшие в Гражданской войне, стали совершенствовать тактику рельсовой войны; в свою очередь, бронепоезда обзавелись штатными восстановительными поездами для быстрого ремонта путей (искусство, утраченное позднее).
По неполным данным, только в Красной Армии в 1918-20 действовало более 300 бронепоездов. А ведь были они и у "добровольцев", и у колчаковцев, и у казаков, и даже у опереточной Рады. Точных цифр не знает никто: поезда строились и шли в бой; гибли в схватках, летели под откос либо оставлялись командой в безнадежной ситуации; формировались из трофейных вагонов; отправлялись в ремонт - и в бой прямо из ремонта.
Даже трудно сказать, что такое "бронепоезд". Вагоны ? Но они за год боев менялись четырежды, да и бронепаровоз уже далеко не первый. Люди ? Так от первого экипажа осталась буквально пара человек. Но остается нечто, еще более неуловимое чем "душа корабля" - но тем не менее реально существующее. НАШ БРОНЕПОЕЗД. Будь он белым, красным или в крапинку. В любом случае на нем собираются бесстрашные люди, для которых идеи важнее жизни. Другим там не место.
Экипаж
С комплектованием экипажей были свои проблемы. В Первую Мировую бронепоезда принадлежали к железнодорожным войскам и комплектовались из их состава. Специалистов - артиллеристов и пулемётчиков - временно прикомандировывали из строевых пехотных и артиллерийских частей. Более того, зачастую они приходили со своим вооружением (откуда, в самом деле, у железнодорожников лишние пушки ?), а по окончании срока командировки забирали оружие обратно. Поэтому по мере возможности старались вооружать бронепоезда трофейным и прочим неучтенным оружием, благо австрийских пушек и пулеметов в начале войны захватили немало.
В Гражданскую и красные, и белые комплектовали бронепоезда исключительно добровольцами. "Наблизованные" мужички там были не только бесполезны, но и смертельно опасны. У красных лучшие экипажи состояли, как правило, из моряков - специфика службы на бронепоездах весьма напоминала морскую, а разобраться с паровозами и башнями после корабельных механизмов было несложно. Когда моряков не было, команду составляли, как в царское время, из железнодорожников и армейских специалистов по пушкам-пулеметам.
У белых (речь в основном о Добровольческой армии и Войске Донском) бронепоездов было меньше, зато их личный состав был действительно отборным. Как правило, около половины составляли офицеры - моряки, артиллеристы, пехотинцы, а порой и "безлошадные" авиаторы. Даже паровозами управляли поручики и капитаны инженерной службы. Остальную часть экипажа составляли либо казаки, либо "вольнооперы" и прочие кадеты. Агитировать их было не надо, все ненавидели Советы до печенок. По словам самих участников боёв, белые бронепоезда на голову превосходили "солдатские" красные, а вот против "матросских" устоять было тяжеловато...
Пьеса "Бронепоезд 14-69"
Советский писатель Всеволод Иванов написал в 1927 году пьесу "Бронепоезд 14-69".
В то время еще разрешалось искать (и находить) свою правду на каждой из сторон. Наряду с опереточными 'правителями Земли Гусской', ходульно-прямыми большевиками и карикатурно-злобными японцами, и у красных и у белых есть Люди с большой буквы. Но если на красной стороне это - неисчислимая масса, то у белых таких буквально два человека. Что, конечно, подчеркивает их (белых) историческую обреченность, но отнюдь не снижает уважения к конкретным людям, до конца выполняющим свой долг в безнадежной ситуации. Это командир бронепоезда, капитан Незеласов и его помощник прапорщик Обаб.
1922 год. Бронепоезд номер 14-69 'Полярный', последний бронепоезд Дальневосточной Директории, охраняет огрызок Транссиба между Спасском и Владивостоком - собственно всё, что еще контролируется оной Директорией, этим последним осколком Старой России. Правительство во Владивостоке строит какие-то планы, в то время как японцы хозяйничают в городе и окрестностях, большевики готовят восстание, партизаны собираются в лесах, а армия Дальневосточной Республики уже штурмует Спасск. Всем понятно, что конец недалек.
Командир бронепоезда, капитан Незеласов, получает задание - привезти подкрепления для борьбы с возможным восстанием во Владивосток. Это, конечно, лишь отсрочит падение Директории. И семья его остается на произвол судьбы во Владивостоке, в то время как более... хм... практичные его соратники уже устроились на японских или американских транспортах. Но капитан прощается с женой и идет в последний безнадежный рейс.
Дальневосточные крестьяне отнюдь не закоренелые большевики. Больше всего они хотят жить старым порядком. Но приходит японский отряд, жжет деревни, расстреливает жителей. Оставшимся один путь - в лес, к красным партизанам... А этим партизанам большевики ставят самоубийственную задачу - любой ценой остановить пресловутый бронепоезд 14-69, чтобы он не дошел до Владивостока. А у мужиков, заметим, кроме охотничьих ружей ничего нет. Так что 'любая цена' - это не фигура речи, уж поверьте.
Бронепоезд останавливают (по пьесе - специально выбранным и пристреленным человеком на рельсах, по фильму - сотней лежащих там же живых, одно другого мне кажется стОит). Потом его штурмуют в лучших традициях китайских человеческих волн. О потерях не спрашивайте. Когда красные все-таки врываются в штабной броневагон, капитан Незеласов из пулемета последней лентой крошит в капусту всех - и чужих и своих, после чего таки получает милосердную пулю в лоб. Безумству храбрых поём мы песню.
Конец традиционный - бронепоезд под красным флагом идет во Владивосток и фактически спасет восстание, но это уже совсем другая история...
Типы бронепоездов
Но хватит лирики. Бронепоезда Гражданской были двух типов: "самострой" и регулярные проекты. Первых было больше, и они могли быть любыми. Какая угодно платформа/вагон блиндируется чем попало и вооружается тем что есть. Как правило это были вагоны защищенные мешками с песком и с полевой пушкой в торце. Но попадались и экземпляры из морской никелевой брони, вооруженные 40-мм пушками Виккерса, знаменитыми "пом-пом".
Регулярные проекты строились серийно по утвержденным чертежам. В Сормове (Нижний Новгород) для красных. В Севастополе для Врангеля. В Ростове для казаков. Все они почему-то использовали максимальный вариант: 4-осная платформа с 2 башнями по краям и высоким казематом в середине. Выглядит грозно, но нагрузку на рельсы дает максимальную. Особенно грешили эти севастопольские площадки, имевшие еще и пулеметные башни. Как уже было сказано, в процессе боев они часто переходили из рук в руки - и в конце гражданской, натюрлих, уцелевшие оказались у красных.
Тактически, бронепоезда делились на 2 категории:
- самая многочисленная - штурмовые поезда. Вооружение - несколько трехдюймовок и пулеметы. Назначение - ближний бой с противником.
- поезда поддержки. несколько орудий калибра 100..155 мм. Броня и пулеметы по минимуму, только на случай самообороны.
В реальности бронеплощадки 1 и 2 категории по необходимости использовались как придется.
У союзников в Первую Мировую были еще тяжелые транспортеры. Одно орудие калибра 203 мм и выше, стрельба на большую дальность со стационарной позиции. Брони как правило нет. Ни у красных ни у белых таких не было.
Типовой состав бронепоезда
- Контрольные платформы - для предохранения состава от повреждений пути и мин. Ставятся по 1-2 в голове и хвосте поезда. На них же держат запасы путевых инструментов и материалов.
- Бронепаровоз с бронетендером - для движения под обстрелом. Бронепаровоз ставился в центре состава тендером к противнику.
- Броневагоны - собственно вагоны с пушками.
- Зенитные платформы - вагоны с зенитками.
- Штабные и десантные вагоны - в советских бронепоездах почти не применялись.
- "Чёрный" паровоз - обычный небронированный паровоз для движения вне боя, чтобы беречь ресурс бронепаровоза.
- База - пассажирские и грузовые вагоны для личного состава, складов, мастерских, кухни и т п. Тыл бронепоезда.
30-е годы
В межвоенное время количество бронепоездов сократили, но полностью от них не отказались. Оставшиеся поезда собрали в Брянске, на Военсклад No 60, который вплоть до войны и занимался бронепоездами. Фактически это была ремонтная база, апгрейдившая несколько бронепоездов в год. Ничего принципиально нового не изобретали, но как минимум переделывали откровенно неудачные варианты. В результате "ударные" броневагоны получали:
- надежные проверенные шасси, не гнувшиеся под броней и не сходившие с рельсов. Откровенно глючные модели ("Фокс-Арбель") изымались.
- нормальную броню. Не секрет что вагоны военной постройки бронировались абы чем, в том числе неброневой сталью либо тонкой броней с деревянной подкладкой.
- освещение, обогреватели, вентиляцию - вообще приличную обитаемость. Раньше было не до этого.
- стандартные пушки - 3-дюймовки обр. 1902/30 г с повышенным углом возвышения, вместо французских soixante-quinze, зениток Лендера, пушек обр. 1900/02, и чего угодно еще.
- соответствие железнодорожному стандарту и возможность перевода на европейскую колею. Ранее в стандарт вписывались не все.
- приборы наблюдения и связи, пусть пока и примитивные. Раньше и этих не было.
Но в целом броневагоны оставались все теми же громоздкими двухбашенными коробками в полтора человеческих роста, с максимально возможным для тогдашних рельсов весом - порядка 60 тонн.
Кроме ударных, были тяжелые вагоны той же конструкции, с одной 107-мм пушкой в башне. К концу 30-х разработали первую зенитную бронеплощадку - двухосную платформу со счетверенными "максимами". Но даже таких средств ПВО на все поезда не хватало.
С бронепаровозами поступали примерно как с вагонами: ремонтировали сам паровоз (серии "О"), меняли броню, проводили внутреннюю связь, освещение, ставили танковую рацию, на тендере оборудовали командирскую башенку, там же ставили зенитную установку, на сей раз из спаренных "максимов".
Конечно, воспроизводить конструкции 20-летней давности не есть хорошо. Но у Бронебазы не было ни возможностей, ни желания изобретать что-то новое.
Бронедрезины и мотоброневагоны
А в стране конечно разные "самоделкины" предлагали свои варианты.
Одним из самых известных разработчиков стал конструктор-самоучка Николай Дыренков. Вообще он много за что брался. Например, первыми легкими броневиками принятыми на вооружение РККА стали Д-8 и Д-12 Дыренкова: обычные легковые "Форд-А" с бронекузовом и пулеметом в лобовом листе.
У Д-12 дополнительно была еще зенитная установка пулемета "Максим". Построено несколько десятков, некоторые дожили до Финской войны.
По железнодорожной тематике Дыренков начал с небронированного мотовагона. Конструкция вышла удачной, вагон передали Наркомздраву, а он на той же базе стал проектировать броневагоны. Было несколько версий, отличавшихся размерами и вооружением.
Но компоновка была одинаковая: на концах платформы две башни с вооружением, в центре броневая рубка, под ней расположен двигатель. Передача на колеса - механическая. Броня 10-15 мм.
Один из вариантов - Д-2 - серийно производился (30 шт), прочие остались экспериментальными в 1-2 экземплярах.
Командование РККА считало, что броневагоны Дыренкова не отвечают требованиям армии. В числе главных недостатков называли неудобство работы в орудийных башнях, ненадежность механической установки и неудобную компоновку: для ремонта двигателя требовалось демонтировать сначала обе башни, а потом бронекорпус.
А вот начальники НКВД фатальными эти недостатки не посчитали, и заказали-таки серию броневагонов Д-2 для своих нужд. Каждый вагон был вооружен 2 3-дюймовыми пушками образца 1902/30 года и 6 "Максимами", плюс зенитная установка со спаркой тех же "Максимов". Экспериментальные дыренковские вагоны тоже использовались частями НКВД.
Типовой бронепоезд НКВД состоял из 3 вагонов Д-2 и бронепаровоза (который видимо компенсировал механическую ненадежность дыренковских вагонов).
Ленинградский Кировский Завод предложил конструкцию мотоброневагона МБВ-2 с 3 башнями от Т-28. Вооружение состояло из трёх 3-дюймовых пушек (вначале КТ-28, затем перевооружили на Л-11, а уже во время войны на Ф-34). Пулемёты: 4 "Максима" по бортам, 8 ДТ в башнях.
Испытания первых двух вагонов закончили перед войной. Результат в общем положительный. Но дальнейшему производству помешала война: танки всё-таки были нужнее. А оба построенных вагона прошли войну и уцелели. Что характерно, отдельный паровоз им не требовался, в отличие от Д-2. Один из них сейчас экспонируется в Кубинке.
На базе гражданских дрезин Уа и МЗ/2 строились бронедрезины, причём в 3 вариантах:
- боевая дрезина БДТ - с башней от БТ-5.
- штабной вагон ДШ с пулеметной башенкой.
- транспортер на 10 человек ДТР, также с пулеметом на крыше.
Их построили несколько десятков. В 1936 из них даже сформировали отдельный батальон, охранявший Транссиб.
5-й батальон бронедрезин изначально имел 10 боевых дрезин БДТ и 1 штабную ДШ. Но вскоре штат пересмотрели, и с 1937 до 45 г
в составе батальона было всего 4 боевых дрезины, 1 штабная, и 39 броневиков на железнодорожном ходу (30 БА-6жд/БА-10жд и 9 ФАИ-жд).
Но главный принцип сохранялся: в мало освоенных местах эксплуатация дрезины (или броневика) с автономностью 200..400 км была гораздо
проще, чем паровоза, которому нужна как минимум заправка водой через каждые 100 км. Батальон принимал участие в войне с Японией в 1945.
Также дрезины придавались по 1-2 шт. дивизионам бронепоездов либо отдельным бронепоездам.
В инициативном порядке было построено несколько других бронедрезин, в частности для частей ОГПУ/НКВД, но они так и остались в единичных экземплярах.
Практика показала, что обычные броневики, поставленные на железнодорожный ход, выполняют задачи не хуже дрезин специальной постройки.
Тяжелые железнодорожные транспортеры
При царе подобных установок в русской армии не было. При большевиках же тяжелые береговые транспортёры развивались достаточно активно, возможно чтобы скомпенсировать малочисленность Красного Флота.
- Самыми первыми (1931) были построены, как это ни дико, самые огромные: 6 установок ТМ-1-14 с 356-мм орудиями с непостроенного линейного крейсера "Измаил". Первые 3 были переведены на Дальний Восток, еще 3 остались под Ленинградом (пос. Лебяжье).
- Затем еще 6 ТМ-2-12 с 305-мм пушками длиной 40 калибров (изготовлены для додредноутов типа "Андрей Первозванный"). Все они к концу 30-х отправились на Дальний Восток.
- Наконец, ТМ-3-12, с 52-калиберными 12-дюймовками с линкора "Императрица Мария". Построено 3 шт, участвовали в Финской войне. После были переведены на базу Ханко. При оставлении базы были подорваны, но потом восстановлены финнами. После войны переданы СССР. Сохранилось все 3 экземпляра - находятся в Москве, Петербурге (Варшавский вокзал) и рядом с Питером на форту Красная Горка.
- ТМ-1-180 - менее внушительные, но куда более практичные. Вооружены 180-мм пушкой длиной 57 калибров. Всего построено 20, воевали под Ленинградом. Сохранилось не менее 3 экземпляров: Москва, Красная Горка, Севастополь.
Забегая вперед, скажем что во время войны было построено несколько десятков транспортеров с пушками 100..150 мм.
Великая Отечественная
На 22 июня в РККА числилось 24 легких и 11 тяжелых бронепоездов, плюс кадр для развертывания еще 10 поездов. Большинство были на Дальнем Востоке, а в западных округах - только 1 дивизион (2 легких + 1 тяжелый) в Киеве и 1 легкий в Ленинграде. Но чем бронепоезда и хороши, что могут быть переброшены на нужный участок за считанные часы. Порядка 20 поездов числилось за НКВД, но официальные данные по ним до сих пор не опубликованы.
На Брянской рембазе находились бронеплощадки и паровозы для формирования новых поездов. Согласно Мобплану-41, требовалось сформировать еще 70 поездов - 50 легких и 20 тяжелых. Но завод возражал, ссылаясь на то что большинство площадок еще требуют ремонта. План не был выполнен из-за эвакуации завода.
Так или иначе, пришлось вспоминать опыт Гражданской и начинать строительство бронепоездов на местах. Чтобы не повторять самых грубых ошибок, типовые чертежи бронеплощадок и паровозов (упрощенный вариант того что делали в Брянске до войны) разослали по заводам под названием "НКПС-42". Но этим чертежам следовали не все. Где-то местные ресурсы не позволяли следовать образцу, и бронепоезд "лепили из того что было". Где-то, наоборот, считали, что могут построить лучше.
Характерный пример - бронепоезд No 1 "За Сталина", построенный Коломенским заводом. Самая его отличительная черта - специальный бронепаровоз, перестроенный из маневрового паровоза серии "9Т" с учетом специфики работы бронепоезда. Все прочие бронепоезда в Великую Отечественную (как и большинство поездов в Гражданскую) использовали стандартные паровозы серии Ов или Од. Руководил перестройкой знаменитый инженер Лебедянский. Две бронеплатформы имели низкий силуэт (в отличие от всех довоенныых) и вооружались каждая двумя башнями от новейшего танка Т-34 (пушки Ф-34 с баллистикой дивизионного орудия). Броня платформ составляла 45 мм, как на Т-34. Было еще две зенитных площадки - одна с 37-мм пушкой и другая с 12.7-мм пулеметом ДШК. Вдвойне обидно, что такой мощный бронепоезд погиб в первом же бою, столкнувшись 11 октября 1941 под Гжатском с немецкими танками. Более того, немцы восстановили паровоз и одну бронеплощадку и использовали в своем бронепоезде. Что ж, судьба...
Наверное, самым знаменитым из советских бронепоездов стал "Железняков", защищавший Севастополь. Вооруженный 5-ю морскими 100-мм орудиями и 8 минометами, "Железняков" совершил более 140 боевых выходов. Немцы звали его "Зеленым призраком". Даже финал его был не как у всех - бронепоезд засыпало при обвале тоннеля, в самом конце обороны Севастополя.
Вроде негоже большевикам верить в мистику. Но имя ухаря-матроса, разогнавшего Учредилку, будто и впрямь помогало в бою. Речной монитор "Железняков" тоже прожил жизнь необыкновенную. Да и черноморскому эсминцу "Железняков" есть чем гордиться...
Другие бронепоезда были менее известны, но и они выполнили свой долг. К сожалению, времена изменились, и попытки выйти в ближний бой, как в Гражданскую, чаще всего кончались плачевно: авиация и противотанковая артиллерия не оставляли шансов громоздким "крепостям". А вот в качестве подвижных батарей бронепоезда были весьма эффективны до самого конца войны. И еще одна роль, зачастую вынужденная - прикрытие отхода. Сплошь и рядом железная дорога оказывалась перерезанной, и единственное что оставалось бронепоезду - подороже продать жизнь в последнем бою. Всего в 1941 г. было потеряно 42 бронепоезда: 21 - значившиеся в списках Бронетанкового управления, 21 - прочие (флотские, местной постройки, трофейные прибалтийские); потери поездов НКВД неизвестны. В 1942 - потери 45 (42 армейских и 3 флотских, включая "Железняков").
Перелом
В 43 были потеряны всего 2 бронепоезда. Оба из одного дивизиона (60-го), практически одновременно - 7 июля, в бою с авиацией у станции Прохоровка - примерно там, где через 5 дней состоится знаменитое танковое сражение. За 1944-45 потерь в бронепоездах не было.
На основании боевого опыта (и по образу БП "За Сталина") строились площадки для "Ильи Муромца" и "Козьмы Минина" из 31-го особого отдельного Горьковско-Варшавского ордена Александра Невского дивизиона броневых поездов. Это наверное самый заслуженный дивизион в РККА. Каждый поезд состоял из бронепаровоза, 2 низкопрофильных орудийных площадок (по 2 башни от Т-34) и 2 зенитно-реактивных площадок - на каждой 2 зенитки (На 'Минине' - 2 x 25-мм, на 'Муромце' - 2 x 76-мм пушки Лендера) и пусковая установка М-8-24 "Катюша", плюс 4 контрольные платформы.
Интересно что в 1942 году хотели организовать массовый выпуск бронеплощадок с "Катюшами", но после испытаний от этой идеи отказались - конструкция вышла неудачной, слишком велико было рассеивание. Почему это не мешало поездам 31-го дивизиона ?
На 'Минине' и 'Муромце' одиночные установки М-8-24 стояли на 4-осных бронеплатформах весом не менее 40 тонн. А построенные по постановлению ГКО No 924 реактивные платформы были двухосными, весом от силы 15 тонн - причем стояло на них по две М-8-36 либо одна М-13-24. Формально у 'катюши' отдачи нет, но ясно, что в процессе залпа установка неслабо раскачивается - и тем сильнее чем меньше масса системы.
Но боевой опыт показал, что не-массированный залп "Катюш" (менее чем дивизионом) малоэффективен, поэтому одна-две установки на поезд особой пользы не принесут. В истории 31-го дивизиона есть только один случай, и то не подтвержденный, когда "катюшу" использовали в бронепоездной дуэли. А мороки с "секретным оружием" огребали по полной. Возможно, поэтому бронепоездов с "катюшами" было только 6.
Тот же опыт войны показал, что двухбашенные броневагоны непрактичны: во-первых излишне тяжелы (что создает перегрузку пути и затрудняет подъем площадки в случае схода с рельсов), во вторых при их повреждении поезд лишается половины артиллерии. Сначала в 1942 предложили взамен площадку типа ОБ-3 - двухосную и с одной башней, впрочем всё такую же высокую и несуразную - фактически половину довоенного вагона (рассчитанную на полукустарное производство в железнодорожных мастерских). В 1943 создали бронеплощадку БП-43 с башней от Т-34, гораздо более компактную и соответственно лучше забронированную. Штатный бронепоезд теперь состоял из паровоза, четырех площадок ОБ-3 или БП-43 и зенитной площадки "ПВО-4" с двумя огневыми точками - это могли быть 25-мм или 37-мм пушки либо 12.7-мм пулеметы ДШК.
Помимо обычных бронепоездов, имелись специальные поезда ПВО. Каждый состоял из нескольких зенитных платформ, которые либо действовали совместно, либо "россыпью" прицеплялись к эшелонам с важным грузом. Организационно они входили в состав войск ПВО. К концу войны обеспечение ПВО поездов и станций стало чуть ли не главной задачей бронепоездов. Тем более что немцы, отходя, разрушали пути, и догнать их поездам было затруднительно.
Всего на конец войны в РККА числилось 140 бронепоездов. Многие из них были награждены орденами или почетными наименованиями, но гвардейским не стал ни один... В послевоенные годы они использовались для полицейских операций по борьбе с бандеровцами и им подобными антисоветскими партизанами. На 1950-е годы пришлось быстрое сокращение количества бронепоездов, вплоть до полного отказа от их содержания к концу десятилетия.
Железнодорожная артиллерия под Ленинградом
Так вышло, что почти все тяжелые артиллерийские железнодорожные транспортеры оказались в 1941 в районе Ленинграда и приняли активное участие в его обороне. Для управления столь специфическими пушками была создана 101-я морская железнодорожная артиллерийская бригада (да, почти как "эскадрилья конных водолазов" - впрочем, у немцев были и парашютно-танковые дивизии...). В ее состав вошли:
- 3 356-мм транспортера ТМ-1-14
- 10 180-мм транспортеров ТМ-1-180 (построено 20; 4 были оставлены на полуострове Ханко, 2 потеряны в боях в Прибалтике, 4 в начале войны отправлены на юг и там сгинули).
- 36 130-мм транспортеров с пушками Б-38 построенных заводом "Большевик" и Октябрьской железной дорогой.
- 4 152-мм транспортера
- несколько транспортеров с пушками 120 и 100 мм.
На момент формирования в бригаде было 28 батарей, 63 орудия.
Ни одна операция Ленинградского фронта не проводилась без участия железнодорожной артиллерии. Она участвовала в обороне Ленинграда, контрбатарейной борьбе, прорыве блокады, а также поддерживала наши войска при наступлении в Прибалтике и Финляндии. Заслужила гвардейское звание. Последние выстрелы произвела 9 мая 1945 года по порту Либава.
Финны смогли восстановить часть транспортеров, оставленных нашими войсками на полуострове Ханко. Все три 305-мм установки ТМ-3-12 были найдены после войны и переданы СССР. Но сведений об их применении финнами нет. А вот минимум два транспортера ТМ-1-180 также были отремонтированы и использовались, причем довольно активно.
Бронепоезда Германии
В начале войны Германия мало уделяла внимания бронепоездам. Но постепенно необходимость защиты ж/д линий потребовала вспомнить и про "панцерцуг". В наличии были 20 "бронепоездов" с цементной защитой постройки Вейнмарской республики, плюс трофеи - несколько столь же хилых чешских и 2 более мощных польских (доставшиеся ляхам в 1920 советские бронепоезда стандартной конструкции - легкий и тяжелый). Перед вторжением в СССР были созданы 6 импровизированных поездов - платформы с французскими танками S-35 плюс паровоз с бронированной рубкой. В процессе боев использовались также трофейные советские бронеединицы. Вообще до середины 1942 бронепоездами особо не занимались.
В дальнейшем были разработаны собственные броневагоны: артиллерийский (105-мм гаубица в башне) и зенитный (1 75-мм пушка и 20-мм "фирлинг"). К 1943 году бронепоезда имели до четырёх 76,2-мм или четырёх 105-мм орудий. Толщина брони составляла 15 - 33 мм. Была разработана новая платформа для крепления танка, которая позволяла быстро сгрузить технику (чаще всего, чешские 38(t)) и применять её вместе с пехотой или для разведки. Были созданы также платформы с бронеавтомобилями (по два Панар-178 на один бронепоезд). Широко применялись бронедрезины - как самостоятельно (обычно против партизан) так и в составе бронепоездов. Дрезина имела броню до 15 мм, скорость до 70 км/ч, экипаж 6 чел и вооружение 4 пулемета. На некоторых устанавливалась танковая башня с 75-мм орудием. Лёгкий (тыловой или разведывательный) бронепоезд мог состоять из десяти подобных дрезин. Их использование было весьма широким на оккупированной территории СССР и Балканского полуострова.
На 1943 год стандартный фронтовой тяжёлый бронепоезд выглядел так: командирский вагон (штаб, радисты, санитары), пехотный вагон (два пулемёта), два усиленных пехотных вагона (до шести пулемётов и два 80-мм миномёта), сапёрный вагон (до трёх пулемётов и огнемёт), тактический артиллерийский вагон (два пулемёта), четыре пушечных вагона (по одной башне - либо гаубичных 105-мм, либо от танков с 76-мм пушками, также использовались 80-мм и 120-мм миномёты), два зенитных вагона (20-мм "фирлинг", одна спаренная 37-мм зенитка). В конце состава присоединяли бронедрезины и платформы с танками (Pz.Kpfw 38(t) и бронеавтомобилями Панар 38(f)). Каждая платформа состава обладала мотором мощностью 76 л. с. и могла развивать скорость до 40 км/ч. Средняя толщина брони состава была равна 20 мм. Экипаж бронепоезда (технический и командирский состав) состоял из 21 человека, плюс 30-35 пехотинцев. Автономность бронепоезда составляла до 700 км.
В 1943-44 на Восточном фронте находилось до 30 тяжелых и 10 легких поездов. Со временем их число сокращалось: как и советские бронепоезда в 1941-42, немецкие теперь несли большие потери, прикрывая отход своих войск. В начале февраля 1945 года из оставшихся тяжёлых бронепоездов была сформирована последняя оперативная группа, основной задачей которой было удержание Берлинского направления. В состав группы вошли 4 бронепоезда и последний новый образец, модернизированный состав "Берлин", вооружённый башнями от танков "Пантера".
Наследниками первых поездов без брони, но с пушкой, дававших залп с безопасного для себя расстояния -
стали весьма многочисленные железнодорожные артиллерийские транспортёры немцев. Самой крупной, тяжелой и бесполезной была, разумеется, 800-мм Дора. А вот 280-мм транспортеры серии "Бруно" действовали достаточно эффективно. Что характерно, в качестве локомотива для тяжелых ж/д орудий немцы использовали исключительно тепловозы.
Реинкарнация
Впоследствии (в 1970-е годы) 4 бронепоезда построили на случай войны с Китаем. К делу подошли весьма серьезно, с использованием всей тогдашней техники.
В состав типового бронепоезда БП-1 входили:
- бронетепловоз - оборудован 4 пулемётами, двухъярусная рубка с отделением машиниста снизу и командирским местом в верхней части;
- штабной броневагон (командный пункт и узел связи) 1 23-мм счетверённая зенитная установка и 1 спаренная 23-мм зенитная установка ЗУ-23;
- зенитная бронеплощадка (1 ЗУ-23-4 и 1 ЗУ-23);
- 2 платформы с 2 танками ПТ-76 на каждой, с усиленными броневыми откидными бортами-аппарелями;
- 4 платформы с 2 бронетранспортерами БТР-40жд на каждой.
- 2 страховочные платформы (для перевозки ремонтных материалов и страховки от мин и фугасов);
- 5 бронелетучек БТЛ-1, которые могли использоваться самостоятельно или двигаться в общем составе бронепоезда.
Каждая бронелетучка включала бронетепловоз и 2 бронеплатформы. На каждой платформе по 1 танку (Т-54/55), бронеотсек для десанта и аппарель для съезда на насыпь. Экипаж летучки 22 чел.
Последний раз эти поезда видели в начале 90-х в Закавказье.
Вспомнили о бронепоездах также после распада СССР, в Чеченскую войну. Для боев с чеченскими боевиками строили импровизированные "спецпоезда" с бронированием из мешков с песком и старой бронетехникой, установленной на платформы, вместо классических броневагонов. Всего в чеченских войнах участвовало 6 таких спецпоездов.
Ракетные поезда стратегического назначения
Железнодорожные мобильные пусковые установки составляли важную часть РВСН. Их главным преимуществом была "неуловимость" - до поры до времени отличить его от обычного состава затруднительно, хоть со спутника хоть ещё как. Соответственно, район патрулирование непредсказуем.
|
|
Мы мирные люди, но наш бррронепоезд
Стоит на запaсном пути !
- Михаил Светлов
Железнодорожная артиллерия времен Гражданской войны в США.
Бронепоезд дореволюционной постройки "Заамурец". Позже был захвачен чехами, переименован в "Orlik"
Бронепоезд постройки 1916 г "Хунхуз".
Бронепоезд Добровольческой Армии "Единая Россия" - орудийная площадка
Бронепоезд Добровольческой Армии "Единая Россия" - пулеметный вагон
Бронепаровоз
Бронеплощадка довоенной постройки (Брянск)
Бронепоезд Брянского Военсклада No 60.
Мотоброневагон МБВ-2
Мотоброневагон Д-2 в составе бронепоезда НКВД номер 82
Бронедрезина БДТ
Транспортер ТМ-3-12 с 305-мм пушкой в ж/д музее Петербурга
Транспортер ТМ-1-180 со 180-мм пушкой в Севастополе
Площадка бронепоезда "Железняков"
Площадка бронепоезда "За Родину!". Имела три башни: от танка КВ-2, от Т-34 (но с 45-мм
пушкой) и штатную бронепоездную с 76-мм пушкой обр. 1902/30.
Бронеплощадка типа "ОБ-3" (1941)
Бронеплощадка типа "БП-43"
Зенитная площадка типа "ПВО-4"
Немецкая бронеплощадка c 75-орудием и счетверенной 20-мм зениткой
Немецкая бронедрезина c 75-орудием в башне Pz.IV
Немецкая бронедрезина на базе корпуса Т-34.
Французский броневик Panard-178. Немцы поставили его на железнодорожный ход и оборудовали радиостанцией дальнего действия с соответствующей антенной.
"Противокитайский" бронепоезд
Спецпоезд в Чечне
Спецпоезд в Чечне
Боевой железнодорожный ракетный комплекс РТ-23 УТТХ "Молодец" в ж/д музее на Варшавскоим вокзале СПБ
|
|