Много лет назад, в школе на уроке труда, нам было велено сделать какую-нибудь игрушку с электромотором. Мы с товарищем полистали "Технику-Молодежи" и решили сваять броневик БА-27. Почему именно он ? Самая простая форма корпуса, ни одной гнутой детали - мечта лодыря ! Спаяли, показали учитэлу. Он похвалил, велел на полочку поставить и подписать "С этого броневика выступал Ленин !" Мы аж охренели.
- Это вообще другой броневик, Ленин тут ни при чем.
- Как другой ? Как ни при чём ? Чего вы мне тут умничаете - я сказал, значит пишите !
Подозреваю, что он был не одинок. Очень для многих, во всяком случае в те времена, броневик мог быть только один - с которого Ленин говорил. Точно так же как многие тетеньки из кораблей раньше знали только "Аврору" и "Титаник", а теперь наверное вообще ничего.
Так вот, о ленинском броневике...
Памятник перед Мраморным дворцом - при Советской Власти и сейчас...
Что должен был знать советский человек.
При Советской Власти самым информативным источником была книга Н. Григорьева "Ленинский броневик". Написана живо и интересно, но современный читатель вправе усомниться: не лечился ли автор у психиатра ? Отдельные пассажи и нестыковки достойны просто отливания в гранит...
Итак, 1927 год. При огромном стечении народа торжественно открыт памятник Ленину у Финляндского Вокзала. Вождь изображен, как обычно, с протянутой рукой, стоящим на башне броневика - как он стоял здесь в апреле 1917-го, вернувшись из эмиграции. Молодой человек с говорящей фамилией Домокуров, сотрудник Музея Революции, вскоре получил коллективное письмо от рабочих: вот, памятник открыли, прекрасно, но где же сам ленинский броневик ? Взглянуть бы хоть одним глазком. Домокуров и сам не знал. Но принял меры...
"Меры вот какие. Взял я на кухне свечечку и иконку..."
В нашем случае - обзвонил все 40 питерских музеев, включая Почвоведческий и Театральный. Облазил все подвалы (!) заброшенного тогда Зимнего Дворца. Отчаявшись, позвонил лично коменданту Московского Кремля (!!) и наглым тоном потребовал вернуть броневик. Был послан. Опросил множество рабочих, встречавших Ленина на вокзале. Все как один вспоминали Ленина, и никто естественно не обратил внимания на броневик. Обратиться к военным (у которых тогда старые броневики еще состояли на вооружении) видимо полномочий у нашего героя не хватило. Так всё ничем пока и закончилось.
Следующее обострение случилось через 10 лет, в ноябре 1937-го. Домокуров теперь возглавлял только что созданный Музей Ленина в Мраморном Дворце. Его вызвали в Смольный на совещание, где было принято решение - срочно найти броневик ! Напомню, на дворе стоял 1937 год, и не выполнить это постановление было чревато. Поэтому к поискам подключили всех - от заводских рабочих до пионеров. Обшаривали весь Ленинград и его окрестности. За 10 лет у Домокурова накопилось несколько "примет" броневика, примерно в таком духе:
Приметa 1: бaшня со щиткaми.
Приметa 2: под броней двa руля (второй, дополнительный, перед зaдней стенкой).
Приметa 3: мaшинa aнглийскaя, фирмы "Остин".
Приметa 4: снaружи нa борту цифрa "2" (крупно белой крaской).
Приметa 5: броневик имел две башни по диагонали
Про задний пост управления некий инженер рассказал, как сам монтировал его в 1915 году на одном-единственном броневике - "том самом", разумеется. Угадайте, для чего ? Чтобы ускорить обучение шоферов: один ведет машину вперед, другой - назад. А некий Вася в процессе встречи Ленина умудрился заглянуть (!!) внутрь броневика и увидел этот второй руль. Впрочем, оговорился потом инженер, в дальнейшем такие задние рули ставили на многие броневики.
Тот же инженер уточнил, что броневик был сделан в России. От фирмы "Остин" - шaсси и двигaтель. А конструкция корпусa, формa и рaсположение бaшен - русское. Как это сочеталось с его же словами "Году в пятнaдцaтом..., цaрское прaвительство зaкупило в Англии aвтомобили под броней. Это былa боевaя новинкa. Постaвки броневиков для русской aрмии выполнялa по преимуществу фирмa "Остин". Новинку освaивaли в Петрогрaде." - пусть разбираются психиатры.
По этим приметам и искали. Нашли один в Ленобласти, очень похожий. Но автор честно пишет: "признaть ли броневик подлинным ленинским - тaкое в Смольном решaть." Собралась целая комиссия, ощупали и облазили машину, долго спорили, ругались - наконец обнаружили, что башни стоят не диагонально ! Как в анекдоте:
"Бледнолицые заперли нас в сарай. Но на третий день Соколиный Глаз увидел, что у сарая нет задней стены !"
В процессе поисков эти ебанатики находили стволы пушек, лaфеты, зaрядные ящики и более мелкое, поломaнное в боях вооружение грaждaнской войны, a порой и петровских времен - русское и шведское. И без всяких угрызений совести тащили всё в металлолом - это же не ленинский броневик, в самом деле.
Наконец, в 1939 году опять что-то нашли !!! Собрали комиссию. Все приметы сходятся - но они, как мы потом увидим, подошли бы для большинства броневиков того времени. А дальше - опять пассаж для психиатров:
Фaтеев (тот самый инженер) рaскрыл зaписную книжку:
- Добaвьте, мaльчики, в пaспорт, - кивнул он комсомольцaм, - еще одну примету: номер двигaтеля... - И рaстерялся. Пропaлa стрaничкa.
Фaтеев - к Быкову (командиру бронеотряда в начале 1918-го), и тот отчекaнил:
- Двигaтель у броневикa был зa номером тристa двaдцaть семь дробь шестьсот восемьдесят три.
Комсомольцы кинулись в мaшину - и оттудa громоглaсно:
То есть ценнейшая, уникальная информация, о которой якобы знали два главных участника поисков - и никому за два года не сообщили !! Или они и сами узнали задним числом ?
Откуда-то, как в истории с ленинским бревном, всплыли десятки ветеранов, которые сами это броневик водили, или чинили - в том числе и некий Вася - "участник штурма Зимнего". Он бегло пересказал содержание фильма "Ленин в Октябре", примерно как Шура Балаганов, и добавил что самолично таранил те самые ворота, потом застрял, его окружили юнкера с гранатами - но матросы не дали пропасть...
А потом во время ремонта под слоем старой краски обнаружили надпись "ВРАГ КАПИТАЛА", сделанную якобы еще в декабре 1917-го, но уже по новой орфографии - без "Ъ". А говорите, чудес не бывает...
Вот такое пособие для психиатров. На его основе Л.Куликовская уже в 1986 году написала брошюрку "Броневик Враг Капитала", где без лишних подробностей перепела ту же песню...
Критика чистого разума.
Попробуем переварить прочитанное. Итак, мы знаем что 3 апреля 1917 года Ленин выступал у Финляндского вокзала с башни броневика. Это неоспоримый факт. Никто броневик не запомнил - это тоже факт. Все прочие данные получены от троих: инженера Фатеева (про задний руль), красноармейца Быкова (командира бронеотряда) и чудесным образом нашедшегося шофера Васи, который и в 1915-м с Фатеевым работал, и Ленина у Финляндского встречал - причем сумел в броневик заглянуть (!), и в октябре 1917 совершенно случайно оказался у Зимнего, помог штатному шоферу броневика завести мотор и в конце концов повел машину на штурм . Чтобы увидеть, насколько бессовестно лгали все вышеперечисленные, коротко вспомним историю броневиков в России.
Первый броневик в России появился благодаря грузинскому князю Накашидзе. Будучи энтузиастом автомобильного дела и дилером французской автофирмы "Шаррон", он во время Русско-Японской войны предложил царскому правительству закупить броневой автомобиль этой фирмы. Один экземпляр привезли уже после войны и провели испытания, но машина восторгов не вызвала. От дальнейших закупок отказались, а опытную машину через несколько лет разбронировали. Накашидзе пытался предложить новые, более совершенные модели. Если раньше он ссылался на военные нужды, то теперь упирал на использование броневиков для разгона демонстраций. С этими предложениями он пришел в приемную Столыпина на Аптекарском острове 12 августа 1906 года, и был в числе прочих посетителей убит бомбой террористов во время очередного покушения на премьер-министра.
Бронеавтомобиль "Шаррон" князя Накашидзе.
В начале Первой Мировой Россия броневиков не имела. Но необходимость таких машин осознали быстро - тем более что немцы применили бронемашины уже в ходе Восточно-Прусской операции. Первыми боевыми машинами стали бронированные "Руссо-Балты" - машины представительского класса, малыми сериями (практически вручную) изготавливавшиеся до войны Рижским заводом. Бронировку производил Ижорский завод. Для упрощения конструкции от башен отказались, вооружение (3 "максима") располагалось в амбразурах спереди, сзади и сбоку. Уже в августе 1914 года был утвержден штат броневой роты, а в октябре все 8 машин отправились на фронт. Больше их не выпускали. Броневики без потерь прошли Первую Мировую и активно использовались в Гражданской войне. В РККА до 1922 года числилось три "Руссо-Балта". Но восемь броневиков - это капля в море.
Броневик "Руссо-Балт"
В начале 1915-го из Англии были доставлены первые 48 броневиков "Остин". Их нельзя спутать с другими: характерная крыша "домиком" над водительской кабиной, две стоящие рядом (не диагонально) башни, без заднего поста управления. Все практически сразу отправлены на фронт, где выявилась куча недостатков. На всех машинах усилили броню, на многих кустарно установили задний руль - не для того чтобы учиться, катаясь взад-вперед, а чтобы в бою не разворачиваться при необходимости отхода. Более того, "учиться" на заднем месте было невозможно, так как там кроме руля и тормоза ничего не было - жать на газ и переключать скорости все равно должен был передний водитель.
"Остин" 1-й серии
Весной 1915 были заказаны броневики 2-й серии - с плоской крышей кабины, чтобы не мешать стрельбе вперед, и с более мощным двигателем. В 1916-м прибыла третья серия - на усиленном шасси и со штатным задним постом управления. Тогда же была заказана партия из 60 таких же шасси без брони - бронекорпус решили изготавливать сами, по образцу ижорских "Фиатов" - с диагональными башнями. В феврале 1917 шасси прибыли в Россию. В марте завод докладывал:
"В настоящее время на Путиловском заводе стоят шасси "Остин", готовящиеся к бронировке, из которых к июлю должно быть выпущено 60 штук. Ни одно из них не забронировано и ничего не делается".
"Остин" 3-й серии
Дело сдвинулось с мертвой точки только в августе, и к марту 1918 года было забронировано два шасси и три находились в полузаконченном виде. В 1919 году бронировку этих машин передали Ижорскому заводу, который, используя имевшийся задел, изготовил 33 обычных "Остина" и 12 на приспособлениях Кегресса. Таким образом, суммарный выпуск броневиков этой марки составил 50 машин.
Мы видим, что ни в апреле, ни в октябре 1917-го ни одного русского "Остина" просто не существовало. Всё что рассказывают выше перечисленные товарищи - лишь от нежелания пополнить ряды врагов народа вследствие излишней грамотности. Партия велела - комсомол ответил есть !
Видимо, престарелый инженер Фатеев смешал в одну кучу броневик первой серии (совсем не такой как в музее), для коего он возможно делал задний руль, и самые массовые в РККА русские "Остины", которые успели примелькаться в послевоенные 20 лет. Прочие же "эксперты" откровенно брехали.
Ну ладно, "Остинов" не было. Но ведь могли его с чем-то спутать ? Безусловно. Попробуем прикинуть, с чего все-таки мог выступать вождь Мирового Пролетариата.
Первое что приходит на ум - ижорские "Фиаты". В том же 1916 году были заказаны 90 шасси у американского филиала фирмы "Фиат". Сборка опытного образца началась в сентябре, а в декабре 1916-го он вышел на испытания. Конструкция корпуса разработал Броневой отдел Военной автошколы. Особенностью были как раз диагональные башни. Фактически и "Остины" строили по тому же образцу. На 4 октября 1917, состояние работ по бронированию "фиатов" на Ижорском заводе выглядело следующим образом: "Заводом получено 50 шасси, из которых одно сдано Кегрессу для его приспособлений и 8 Английскому дивизиону. 41 имеется на Заводе, из них: 16 шасси закончены бронировкой...; 25 шасси - работа по бронировке движется к концу..."
Броневик "Фиат" Ижорского завода.
То бишь и во встрече Ленина, и в Октябрьской революции мог участвовать только единственный опытный экземпляр - отличить его от "Остина" мог только специалист. Если же не буквоедствовать, то трибуной для Ленина мог послужить вообще ЛЮБОЙ броневик.
За месяц до приезда Ленина, 6 апреля 1917 года "В Запасном бронедивизионе в Петрограде находилось 6 броневых автомоби лей "Армстронг-Уитворт-Фиат" без задних рулевых управлений, и один "Остин" с двухрулевым управлением". Так что мог быть и "Остин" - естественно, 1..3 серии. А мог у "Армстронг" - он тоже двухбашенный.
Броневик "Армстронг-Уитворт"
Петроградский Запасной бронедивизион был организован как депо для формирования боевых отрядов (автоброневзводов) для фронта. Поэтому броневики там в общем не задерживались. Царское правительство оценило новое оружие и поспешило закупить у союзников всё что можно. Наряду с вполне годным "Остинами" к нам попали десятки броневиков других марок - "Армстронг-Уитворт", "Шеффилд-Симплекс", "Арми Мотор Лоррис", "Ланчестер", а также множество полукустарных машин. Большинство из них были явно перегружены, некоторые вообще не могли ходить по грунтовой дороге. Понятно, что на фронте от таких машин толку не было. Поэтому они постепенно оседали в Запасном дивизионе - по мостовой они худо-бедно ездили.... Не исключено, что одну из них и пригнали к Финляндскому вокзалу.
Броневик "Шеффилд-Симплекс"
Касаемо штурма Зимнего, это даже обсуждать неприлично. Теперь вроде бы даже закоренелые коммуняки признали, что сие действо было совсем не похоже на фильм "Ленин в Октябре". Что убитых было всего два человека. Что женский батальон понес потери исключительно изнасилованными. Что фактически всё свелось к нудным переговорам, в процессе которых толпа просто просочилась и заняла почти неохраняемый дворец. Если там и были броневики, они оказывали исключительно моральную поддержку.
Так что же стоит в Артиллерийском музее ?
Стоит там "Остин" русской бронировки, изготовленный в августе 1919 года. Весьма вероятно, что воевал с Юденичем. К описанным выше событиям отношения не имел. Чем занимался дальше, неизвестно. Зимой 1939 года был найден на Выборгской Стороне Ленинграда, в учебном городке Осоавиахима, всеми немедля опознан как "ленинский" и торжественно доставлен в музей. После ремонта занял место во дворике Мраморного Дворца (там где теперь памятник Александру III). Во время блокады, как и большинство памятников, был обложен мешками с песком и зашит в дощатый "футляр". В годы перестройки чуть не загремел в частную коллекцию. Но к счастью обошлось. Сейчас стоит на 1-м этаже Артиллерийского Музея Санкт-Петербурга.
Причем это единственный сохранившийся экземпляр броневика времен Гражданской Войны. Наплевательское отношение к истории характерно не только для красных. Те же аккуратные и бережливые финны отправили после Второй Мировой на переплавку несколько десятков скопившихся у них трофейных танков, в основном как раз все редкие и малосерийные. То, что сейчас находится в музее Парола - лишь жалкие остатки былой коллекции. У нас единственный сохранившийся паровоз дореволюционной серии "С" смогли восстановить, только соврав, что именно на нём В.И.Ленин бежал из Петрограда в Москву от немецких оккупантов. Так что хоть за броневик с паровозом спасибо дедушке Ленину...
И еще пара слов, про памятник "Ленин на броневике". Стоит перед Финляндским вокзалом Ленинграда, был открыт 7 ноября 1927 года, в десятую годовщину революции. Во всяком случае, до недавних пор считался чуть не единственным в мире памятником "человек на автомобиле" - хотя автомобилем там, прямо скажем, даже не пахнет. После войны, по проекту реконструкции площади Ленина, его переместили в центр южной части площади, на сто восемьдесят метров ближе к Неве. Работы по перемещению монумента были сложными: вес памятника составляет около двухсот тонн.
1 апреля 2009 года неизвестные взорвали небольшое взрывное устройство... хм... с тыльной стороны Вождя. В результате взрыва образовалась сквозная дыра диаметром около метра. Памятник был срочно помещен в деревянный футляр, а позже демонтирован и восстановлен. А 1 апреля 2015 года ему "всего лишь" приклеили яркий стикер на ширинку. Обошлось без демонтажа... Как бы то ни было, несмотря на смену общественно-политического строя в России, памятник В.И. Ленину у Финляндского вокзала по прежнему остается одним из символов города на Неве.