(*) "вещам присущая полярность" - т.е противоположности, встречаемые нами в мире во всем, как например, Добро и Зло, Север и Юг, правая и левая рука, огонь и лед, плюс и минус и т.д.;
(**) "поля прошли в природу неживую" - представляется, что как бы все с полей убрано, и, вспаханные, оные как бы исчезают из жизни до весны;
(***) "топка в ней поленьями печей" - т.е. в перспективе - топка печей в избах; "царство Божье" - т.е. красоты снежной зимы;
(****) "борозды застыл ручей" - получается, что поле как бы совершенно замерзшее, но еще без снега, посему каждая оледенелая борозда метафорически как бы изображаема руслом ручья, но без воды и снега;
(*****) "взор, оторопев" - ибо оный взор как бы спотыкается о смерзшиеся комья, ибо есть в душе некое интуитивное чувство, что, вобщем, не очень-то это по природе хорошо, что земля промерзает насквозь, не защищенная, не утепленная снежным покровом;
(******) "как Ван Гог" - оный замечательный художник бродил по полям, как известно, практически постоянно, например в Арле, занося пейзажи в альбом, нимало не сообразуясь с тем, печет ли ему голову солнце; здесь же автор говорит как бы просто, что погода не очень располагает к продолжительному пребыванию на воздухе в виду совершенного своего неуюта, т.е. к "замечательности" Ван Гога автор никак не имел намерения себя каким-либо образом эгоистически подсоединить;
(*******) "роясь в тучах" - глядя в небо; "норд" - север, т.е. при взгляде на Север, в метафорическом же смысле, на Зиму; здесь в последней строфе как бы подразумевается пожелание или некая надежда, чтобы снежные зимние бури не наводили уныние на душу и сердце, то бишь, как бы Господь чтобы ниспосылал радость какую-то в трудные для души времена человеку в виде, например, красот чисто природных, пейзажных, или же каких-то счастливых событий, может быть, даже и удач что ли