Немудрено, что как-то случайно наткнувшись на определение теодицеи - ("Божественное право", т.е. привилегия всемилостивого и справедливого Бога поражать невинных и сокрушать тех, кому это предопределено, и все же оставаться любящим и справедливым божеством; в богословии - тайна.(1)) - в Теософском словаре Е.П.Блаватской, испытал испуг, посреди которого вдруг остановился и уж не позволил далее душе угнетаться, поскольку вспомнил распятого на кресте Сына Человеческого. Чтобы сделать перемену психического состояния более ясной для читателя, подкреплю ее картой, показывающей соотношение, как я его в своей голове сию минуту воспринимаю, повседневной реальности и всего, что, не войдя в категорию первую, объединяется в понятие трасцедентального. Вообразите себя двигающимся, живущим в черном кубе пространства с прозрачными, сливающимися с чернотой космоса плоскостями стен. Вообразите, что при обращении мыслями к богу, вы желаете увидеть его и подходите к противу вас находящейся грани, так как знаете, что за ней находится область пребывания Существа, "бегущего от человеческого постижения"(2), и, после нескольких, делаете, наконец, критический шаг, который оказывается сигналом кубу вкруг оси повернуться и вперед вас пространство вашего обитания вынести. Таким недвусмысленным образом вам показывают, что ни выглянуть, ни ступить за формирующие мир бесконечные эти плоскости никак не удастся, и если духовная жажда сим не удовлетворится, то вы попытаетесь совершить перемещающий прыжок в собственной голове.
Помните ли вы трансцедентальное видение Святого Хуана де ла Круса(3) в абстрактном беззвездном мраке, отделяемом в итальянском стиле картин на религиозную тему волокнистыми шкурками облачков, набросанными художником гораздо ниже огромной висящей фигуры Христа ради эффекта завесы, приглушающей дыхание отовсюду отверстой на человечество бездны, где противовес гладкой апостольской лодки и двух братьев, возящихся с неводом на фоне гематитового моря и стеклянного зеленоватого неба, выпутавшегося из облачной кудели на горизонте над тонким слоем в холмы растянутых гор, сюда же заботливо привлеченный, как бы предупреждает крик, иначе вырвавшийся бы из ничтожного - против ветров мироздания - паруса человеческой груди, будучи порожден ныне разумно неоткрытой, но святым людям заслуженно ведомой, полнотой внутреннего зрения при абсолютной в настоящем неподготовленности сердца?
Не соглашавшийся, чтобы его называли благим, Иисус Христос, этот негасимый ни в какое время суток морской маяк, лучом, заряжающимся от вечного двигателя Вселенной, с равными промежутками пробегает темноту нашего невежества, выхватывая лица, и те из них, кому случается, оторвавшись взглядом от борозды, над которой с лопатою, так сказать, трудятся, оказаться полностью на миг освещенными, начинают постепенно чувствовать, и чем далее, тем острее, что с каждым кратковременным попаданием божественного луча в сердце, оно радостно вспыхивает малой толикой дополнительного понимания. И как за окнами после ночи наступает сияющий день, так должно и с душою человеческой произойти на земле, где каждый является учителем другого, но для этого внутреннего позволения быть, как школьнику, за партою без тайных обид обучаемым, и самый упертый в заблуждениях человек, как правило, ужасными несчастьями собственной жизни приводится к совершенному отказу от порождений самоуверенности, ибо они сгрудились поистине в непреодолимое препятствие на пути (развития). Вообще же, неуклонность и постепенность в обучении укрощают и самых в этом отношении торопыг при условии, конечно, что когда-нибудь в центре повторяющихся и усугубляющихся провальных ситуаций делаются выводы.
Иногда по имеющейся у меня привычке открываю я какую-нибудь книгу наугад. И в одно из таких непредсказуемых по результатам погружений со дна чудесного сосуда, наполненного нетленным словом Augustinus Sanctus (354-430г.г.: подумать только, как старо и мудро уже воскрешающее вино христианства!), удачливо выловилось в остове рыбы вот что: "Ты же, Господи, правящий миром по всей справедливости, тайно внушаешь - спрашивающие и отвечающие об этом и не подозревают - дать спрашивающему такой ответ, какой надлежит ему услышать по тайным заслугам его души, - ответ, идущий из глубины праведного суда Твоего. Пусть же не отвечает на него человек: "что это?", "как это?"; пусть не отвечает, пусть не отвечает: он только человек."(4) То же верно и в отношении жизненных советов, которые все, умудряясь годами в практике смиренного жития Высшим соизволением, раздают друг другу.
25 марта 2014
Примечания:
(1) - См. Блаватская Е.П., Теософский словарь. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 640с., илл. (Великие посвященные).;
(2) - слова молитвы о явлении Духа Святого Симеона Нового Богослова;
(3) - картина Сальвадора Дали;
(4) - Августин Аврелий "Исповедь"/ пер. с лат. М.Е.Сергеенко. - СПб.: Издательский Дом "Азбука-классика", 2008 - 400с.