То устною, а то письменною передачей доходят до нас слова "по вере вашей да будет вам", но по каким признакам возможно понять меру своего приближения к полному приятию и переделыванию себя под эту истину? Рассказывают, что изнуренному болезнью послушнику Прохору Мошнину, опухшему от водяной и предавшему себя "истинному врачу душ и телес, Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Его Матери", являлась в келью Пресвятая Богородица, удостоившая сказать "Этот нашего рода" и возложением руки с жезлом произвести исцеление, на память о котором во всю земную жизнь оставалась на теле старца Серафима Саровского вмятина от выхода вод.(1) Это ли не свидетельство истинного упования на Бога, открывающего человека благодатному действию невидимых сил!
Много, уже много теперь лет назад пришла к нам в дом маленькая книжечка о Серафиме Саровском с описанием духовных подвигов, на которые святой старец неумолимым течением долгого монашеского пути своего, подвижническою рекою к островам служения Православию последовательно был выносим, и коль скоро менялся внутренне он зримо единственно для ока, чувствительностью превосходящего наши щедрейшие в дерзновенных предположениях о неоспоримо чудесных познавательных качествах Небесного Иерусалима умозрительные представления, то возрастал от тонкой свечи до семиязычного пламени в непрестанном горении пред иконою Божией Матери "Радость всех радостей".(2)
Уныние есть состояние души, причисляемое к смертным грехам, а такою "ничтожной малостью", как радость удивительного человеческого сердца, побеждается. И поэзиею русской неминованная, живет в умилительном характере нескольких к народу нашему из пыли веков обращений, - у А.С.Пушкина:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
или в лермонтовском:
Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке
Сердце запрыгает...
Далекие от пустой, не имеющей внутренней силы житейской сентиментальности, оба примера проникновенны и живы тем, что произошли от чувства, в котором были написаны, что так все вокруг Отцом нашим небесным необыкновенно хорошо устроено, с заботою и о малых сих, что переполнил сердце восхищением и скользнувший по природе взгляд, и пересилилась мирская тревога принятием божественного. А.П.Чехов в рассказе "Святою ночью" устами монастырского паромщика Иеронима о том, как пишутся акафисты, передавал: "Нужно, чтоб все было стройно, кратко и обстоятельно. Надо, чтоб в каждой строчечке была мягкость, ласковость и нежность, чтоб ни одного слова не было грубого, жесткого или несоответствующего. Так надо писать, чтоб молящийся сердцем радовался и плакал, а умом содрогался и в трепет приходил."
Сколько же на пути христианина того, что рассудочным мышлением философа не постигается и к чему только с Символом Веры разрешено подходить. Истинная, ненапускная кротость, сквозящая в речах святого, означает, что он сделался иным, что одно и является наградой за неслыханный духовный подвиг, идя на который, проявляют окончательную готовность пожертвовать тем, что составляет человеческую суть, вначале чужую для Бога, "отвергнуться себя"; и Гефсиманским садом неоднократно душа, последовавшая за Ним, проверяется.
"И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое."(3)
28 марта 2014
Примечания:
(1) - см. Горбачева Н.Б. "Серафим Саровский" - М.: Олимп; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999. - 208с. - (Великие пророки, вып.4).;