(*) "точку Иоанна Богослова" - конечною фразою каждого Евангелия является "Аминь", темою же стиха является как бы взгляд на Апостола, который завершил свой вариант Благой Вести на острове, на берегу моря, который закрыл страницу и как бы еще раз сверяется, сверяет текст, вообще, память свою, с событиями жизни христианского Учителя на земле, которых Иоанн был свидетелем, потому и видит Святой Апостол в море, в воде, символизирующей Время, кстати, и в аналоге песочных часов, клепсидре, как бы сменяющиеся картины, скажем, Нагорной проповеди, хождения по водам Геннисаретского озера и т.д., вплоть до Рождества, каковому событию Апостол свидетелем хотя и не был, но Время как бы по воле Бога и встречу Иосифа и Марии с пастухами и волхвами, пришедшими взглянуть на Младенца, показывает, дабы житие Иисуса изображалось полным;
(**) "компас" - стрелка компаса вблизи железной руды начинает крутится, ибо силовое поле от ископаемых влияет на компас больше, как бы перекрывая поле Северного Полюса;
(***) "отнимал Христа у рыб Забвенье и Искаженье Истин" - речь именно о сверянии памяти Апостола, перетекшей в текст Евангелия, ибо, ведь, задачею Святые Апостолы поставили себе, побуждаемые Богом, конечно, донести до будущих поколений Свет Истины, каковая не должна была быть затерянной в море, скажем, событий, т.е. во Времени; метафорических "рыб" же сиих как бы следует увидеть по ущербу, каковой оные могут принести, как бы гигантскими, вроде касаток;
(****) "звезды вдруг исчезни" - в конце времен как бы считается, что спадут с неба звезды, но народы не останутся без Бога и в такой момент, ибо, т.к. Христос родился, то и Мессия придет непременно;
(*****) "стигмат" - тут как бы соотнесение точки после "аминь" с раною в руке Христа, и, далее, с раною в руке Иоанна Богослова, ибо, когда Апостол писал свой труд, то страдания, испытываемые Иисусом как бы ожили и причинили боль Иоанну;
(******) "назвавший "Словом" Христа" - см. начало Евангелия Святого Апостола Иоанна Богослова: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог"; кстати, здесь можно вспомнить и буддистов и индуистов, ибо звук "Ом", с которого началось, согласно великой восточной религиозной традиции, как бы разворачивание Вселенной, как бы впрямую соотносится с тем, что говорится в указанном Евангелии; потому, кстати, и слово "музыка" часто употребляется в сочетании "музыка сфер";
(*******) "ветр тщится молвить в роще: верь" - как бы сие "верь" говорится не столько Иоанну, ибо тот, понятно, и так верит, для того и пишет, для того и проповедует Христа, а, вообще, всему: камням, горам, ручьям, озерам, кустам, деревьям, птицам, зверям, людям, ибо сие уже как бы апостольский ветер, здесь как бы убежденное присоединение природы к событиям, случившимся на земле обетованной, ибо все, вообще, все вещи, ситуации, накладывают свой отпечаток на дальнейшее бытие человечества на земле, и, словом, вот тут уже ветер, задувающий увереннее, как бы умудреннее в роще масличных деревьев, как бы уже совершенно изменившийся, другой, ибо стихия как бы, в глазах Апостолов, верующих, уже стремится перенести в небесные обители Господа, Всевышнего и Иерусалим, и оливы, сквозь которые светит звезда, которая всегда теперь возникает в ассоциации с рождественской звездой и никак иначе