Аннотация: /Великий критик В.Г.Белинский писал Анненкову 27 февраля 1848г.: ""Малиновая вода" мне не очень понравилась, потому что я решительно не понял Степушки"./
ОПЫТ ХРИСТИАНСКОГО ТРАГИЧЕСКОГО МИФА
("МАЛИНОВАЯ ВОДА" И.С.ТУРГЕНЕВА)
Живущий под кровом Всевышнего под сенью
Всемогущего покоится, говорит Господу:
"прибежище мое и защита моя, Бог мой,
на Которогоя уповаю!"
ПСАЛОМ 90[Хвалебная песнь Давида]
Не предвосхищая в невозмутимом сне, кто есть перехвативший дрожащую от полуденного зноя сосновую ветку с привязанным к ней тургеневским письмом(1), Аполлон, Дионис или вчитается неизбежный по преимуществу силы современной эры с вымершими по вступлению в нее темно-светлыми натальными эллинскими правариантами трагических исполинов Софокла и Эсхила нормального роста третий, Пост-Сократ и Пост-Еврипид, диалектический человек прикладного научного времени, одним словом, кто ни есть получатель препровождается мастером к мелким хозяйственным службам христианнейшего собора охотничьих Записок(2). Со скамьевидного берега Исты на шум спускающихся в овраг шагов оглядываются тени теней Туман, Степушка и Влас, причем кто-то из троих продолжает читать через плечо, не подглядывая в текст: "Из уцелевших бревен на скорую руку сколотили избенку, покрыли ее барочным тесом(3), купленным лет за десять для построения павильона на готический манер, и поселили в ней садовника Митрофана с женой Аксиньей и семью детьми."
Апокрифические евангелисты, темноликие иконописные простецы, увлеченные актуализацией с листа в пространство движения беседы. С возвращением мастера их становится четыре, пришедшихся не по нраву высокому трезвеннику Белинскому. Представления мира, дионисически снедаемые жаждой жизни, присущей мастеру, они воссоздают его и себя, как иллюзию, циклическим чтением вслух классической танки, на тревожащую неопределенность которой подошедший Пост-Сократ не должен чересчур поторопиться с отрицательным отзывом. В форме форм православного собора ни ветерка; движение, вызванное из небытия искусством, не в счет; истинной реальностью обладает отмета Исты с Малиновым ручьем. Разборная грузовая барка, пересекающая алтарь природы по следу, оставленному молнией Зевса, игрой которого создается мир несправедливостей! Тебе даруется короткий цикл нирманакаи(4) среди вещей: укрывать семью садовника от непогоды.
Из стога зелено-золотистых эллинов Фалес Милетский с объединяющей все и вся физической причиной воды первый зашевелился в ясельные христиане. За ним, снежно-встряхиваясь, на прочь-прроочь-прроочь(5) нудящее крыло в три широкополосных, шаманского убора, сверкающих метелями, сложения, издалека приметно поднялся птицеглазый Анаксимандр Дедал, мрачновеющий стратосферой на пораженно-параллельные оной лица, затылками прилежащие к по-за скифским вотчинам: "А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются, согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время"(6). Сокола альбиносный взмах увенчался заполнением пространства перьями, активно мешающими атрибутировать первичную субстанцию, что, в противном случае, не дало бы Причине замкнуться в непрекращающемся существовании.
Относительно чего-то, какого-то события на берегу апостолов, времени осталось разве что оторваться от овсяного пятна по ту сторону реки и потянуться за дубовым отростком в овраге, - было бы к чему прикрепить начальную строфу танки. Кожаные вавилонские суда, сбрасывая форму с ивовых прутьев в тюки, увлекаемы домой на купцовских ослах(7); они дольше остаются живыми в кругообращении и стоят на более высокой ступени инженерной эволюции, чем тульская барка, с которой мастером плетется русский трагический миф о простеце, решительно не поддающемся пониманию пост-Сократа, что навеяно отсекающими атрибуты его сущности характеристиками. Но именно неопределенность в центре есть залог непрерывного становления августейшей церкви "Малиновой воды" с небесным телом апостола Власа, обращающимся где-то на периферии: "Мужик рассказывал нам все это с усмешкой, словно о другом речь шла; но на маленькие и съеженные его глазки навертывалась слезинка, губы его подергивало.
- Что ж ты, теперь домой идешь?
- А то куда? Известно, домой. Жена, чай, теперь с голоду в кулак свистит.
- Да ты бы... того... - заговорил внезапно Степушка, смешался, замолчал и принялся копаться в горшке.
- А к приказчику пойдешь? - продолжал Туман, не без удивления взглянув на Степу".
Медиум, коим, безусловно, не может не быть мастер, шопенгауэровски безволен на момент волеизъявления через него русского христианского мира, поскольку таковы условия проявления мифа, как "universalia ante rem"(8); и, как проявленная "universalia ante rem", маленькая трагедия не обращает внимания на жреческий жезл Ницше "ибо только как эстетический феномен бытие и мир оправданы в вечности"(9), скорбя и утешаясь танкой 90 "Живый в помощи"(10).
26 мая 2013
Примечания:
(1) - способ обмена письмами в Японии хэйанской эпохи (IX-XII вв.); см. "Записки у изголовья"/ Сэй-Сенагон; [пер. с яп., предисл. и коммент. В.Марковой]. - М.: Эксмо, 2010. - 480с. - (Pocket book).;
(2) - аполлоническое и дионисическое начала в искусстве широко рассматриваются в первом вышедшем в свет произведении Ф.Ницше, см. "Рождение трагедии из духа музыки" / Пер. с нем. Г.А.Рачинского. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 208с.; кроме того, можно заглянуть в кн. Рассел Б./ История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: В трех книгах. Изд-е 5-е, стереотипное. - М.: Академический Проект, 2006. - 1008с. - (Серия "Концепции").;
(3) - барочный тес - доски от барки, сплавного грузового судна, ходившего с грузом лишь один раз в весеннюю путину; см. И.С.Тургенев, Сочинения в двенадцати томах, т.3, "Записки охотника", Изд-во "Наука", М., 1979.;
(4) - нирманакая (санскр. nirmanakaya). Это есть форма того адепта или йога, который вступает в, или выбирает, это post mortem состояние, предпочтя его дхармакае, или абсолютному нирваническому состоянию. Он поступает так потому, что эта последняя "кая" разъединяет его навсегда с миром форм, даруя ему состояние эгоистического блаженства, в котором не может участвовать ни одно другое живое существо, и адепт, таким образом, лишается возможности помогать человечеству, или даже дэвам. ...вместо вступления в эгоистическое блаженство он избирает жизнь самопожертвования, существование, которое кончается лишь с жизненным циклом, чтобы иметь возможность помогать человечеству невидимым, но все же наиболее действенным образом. См. Блаватская Е.П., Теософский словарь. - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 640с., илл. (Великие посвященные).;
(5) - джойсовское звукодвижение; см. "Улисс" Дж.Джойса/ Пер. с англ. В.Хинкиса, С.Хоружего. - СПб.: Издательский Дом "Азбука-классика", 2007. - 992с.;
(6) - см. Рассел Б./ История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней: В трех книгах. Изд-е 5-е, стереотипное. - М.: Академический Проект, 2006. - 1008с. - (Серия "Концепции").;
(7) - см. "История" Геродота, часть I Клио; см. издание АСТ, Хранитель, Москва, 2006, пер. и примеч. Г.А.Стратановского.;
(8) - "universalia ante rem" = универсальность до вещей (лат.), почетное место, отводимое А.Шопенгауэром музыке;
(9) - см. Ф.Ницше "Рождение трагедии из духа музыки" / Пер. с нем. Г.А.Рачинского. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 208с..;