(*) Преподобному Серафиму Саровскому случалось переживать явления Божией Матери неоднократно, при сем же отличался он, как все наши великие святые, необыкновенным смирением и жил то в пУстыни в лесу, имея при себе икону Пречистой Девы "Умиление", то в келье, куда перебрался по состоянию здоровья много позже молодых лет своего монашеского подвига, перед каковою в сенях у него всегда стоял дубовый гроб, на коем он сиживал часто и особенно перед кончиною; кстати, имеется известная икона, на каковой батюшка изображается стоящим на коленях на камне перед иконою "Умиление", висящей на дереве сосны;
(**) "веры вор" = антихрист; вторая часть строфы призвана передать случай чудесного явления в Дивеевской общине батюшки Серафима, как бы прорубающего лопатою канавку в земле, еще при жизни святого, на попечении какового находились сестры оной, и куда батюшка попадал во плоти только один раз в жизни, избегая дальше до смерти всяких посещений оного места, дабы не было никаких двусмысленных мнений и разговоров. Дивеево - это место, каковое избрала себе четвертым жребием на земле Царица Небесная (кроме Иверии, т.е. Грузии, Киева и Афона). Участок земли, где Она прошла, батюшка повелел сестрам прорыть канавкою. См. напр. в кн. "Дивное Дивеево" Издательской группы Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря: "Об этой канавке вот что пишет отец Василий Садовский: "Много чудного говорил батюшка Серафим об этой канавке. Так что канавка эта - стопочки Божией Матери! Тут обошла Сама Царица Небесная. Эта канавка до небес высока! Землю эту в удел взяла Сама Госпожа Пречистая Богородица. Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит!" Рыли эту канавку сестры до самой кончины батюшкиной; к концу его жизни, по приказанию его, и зимою рыть не переставали; огонь брызгал от земли, когда топорами ее рубили. Но батюшка Серафим переставать не велел."; Небесный плотник - здесь, образно Иисус Христос, бывший, как известно, сыном плотника Иосифа;
(***) вообще, "сидеть на столе", (скажем, в Киеве) - говорили о князе, отсюда еще "стольный град Киев" или "стольный град Москва"; здесь обыгрывается функция князя, имеющего власть мирскую, и функция святого, имеющего власть духовную; широко известен подвиг тысячедневного стояния на столпе (камне) Преподобного Серафима Саровского; "русь" - народ, в оболочке сочетания "Великая Скифия" расшифровываемый "Повестью временных лет" таким образом: славяне, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты, дулебы, тиверцы; "не на живот" продолжается (по авторской задумке) читателем мысленно "а нА смерть"; "не щадя живота своего" = "не щадя жизни";
(****) "с Марией разговора" - батюшка говорил, что в своей жизни ничего не делал, кроме как только по воле Божией Матери, Девы Марии; всегда ждал и медлил, пока не поймет, что Она желает, чтобы было на земле сделано; батюшка сам начертил план строительства собора и оное - контролировал, сидя у себя в Саровской обители, т.е. дистанционно;
(*****) "пустынь между печкой и стеной" - как то церковное начальство посещало одно из мест, где жил батюшка, желая посмотреть, где и как свои духовные подвиги ведет Преподобный; сиим местом в тот раз было описываемое в строфе узенькое пространство, где можно было только стоять перед иконою.