Предупреждение: Данный текст не является рецензией на пьесу Е.Крамского "Офис 209". Любые совпадения случайны, параллели излишни, аллюзии глупы и бессмысленны.
Офис-вселенная. Офис-поток сознания. Офис как текст.
Конфликтная линия пьесы развивается на основе противопоставления сознания главного героя - человека во всех отношениях адекватного (хотя и кажущегося порой весьма эксцентричным) - и окружающих его Casual Thinkers - людей, мыслящих лишь время от времени или случайно. Иными словами - кретинов по убеждению, людей, уверенных, что возможность напрягать извилины нерегулярно - есть счастье и даже символ персонального успеха. Десегментатором разнообразия этих казуалов здесь и служит офис 209. Каждый персонаж (как внутри сцены, так и за ее пределами) прописан так, что создается эффект безусловной физической реальности. А социальный эксцентриситет главного героя становится ярко освещенным задником, своеобразным фоном перед которым вроде бы обычное течение существования мира вдруг начинает выглядеть как знакомый объект в непривычном контражуре.
В то же время, если составить некий характерный портрет каждого из героев пьесы, то можно заметить, что все они неуловимо похожи друг на друга - отношением ли к жизни, темпераментом, или чем-то еще. Судить сложно. Но совершенно определенно можно сказать одно - для того, чтобы назвать "Офис" по-настоящему яркой работой недостает именно контраста характеров. И вот что удивительно: контраста вообще в пьесе более чем достаточно: сочетание трагизма и фарса, стремлений и пассивного созерцания и т.д... Но слабым местом является отчего-то именно общая нивелированность характеров. Иногда кажется, что все резиденты и гости офиса - лишь фрагменты сознания одного человека - главного героя, подверженного болезненному дроблению личности.
Не совсем шекспировское построение линий сюжета "Офиса" лишний раз напоминает о том, что на дворе стоит эпоха постмодернизма, когда смыслообразующим полем современного произведения искусства становится не только сама идея автора, но и все, что окружает процесс создания текста произвольно или непроизвольно. Дискурс пьес - Крамского вообще, и "Офиса" в частности - основан на безусловном патологоантропоцентризме в весьма условной среде. Автор как бы погружает героев в некую игру: "А давайте посмотрим, что будет если...", и сам развлекается, наблюдая за развитием событий. Вообще социальная синергетика - тема, всегда требующая умения погружаться в виртуальность собственных героев и, более того, создавать эту виртуальность руками этих самых героев. Восприятие "Офиса" именно в постмодернистском ключе - обязательное, по моему убеждению, условие для того, чтобы пьеса смогла состояться, как постановка. Режиссеру просто придется осознать пьесу, как некий блок упорядоченных символов. Символов, которые несут однозначный информационный посыл. Так, например, лирический трассер - история любви главного героя - проходящий через всю пьесу, оказывается, в конце концов, гипертекстовой ссылкой на то самое чеховское ружье, висящее на сцене. Правда, здесь ружье, хоть и стреляет, но... дает осечку - куча песка спасает самоубийцу-жертву двух мужчин: невольного психотерапевта (главного героя) и неверного мужа (Георгия Љ**). Точно так же может дать осечку попытка осмыслить текст пьесы и старание поставить ее без учета вышеизложенного.