Крамер Александр Юрьевич : другие произведения.

Реформа образования: историческая логика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Историческая канва для понимания того, что происходит с образованием (причем во всех сферах и на всех уровнях).
  
  (1).
  
  21 мая 1964 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О сроках подготовки и улучшении использования специалистов с высшим и средним образованием". Там много интересного, но в данном случае смотрим 7-й и 8-й пункты.
  
  "7. Установить, что специалисты с высшим и средним специальным образованием обязаны работать после окончания обучения не менее трех лет в соответствии с назначением комиссий по распределению молодых специалистов и заключенными контрактами с предприятиями или учреждениями.<...>
  8. Запретить руководителям предприятий, учреждений и организаций принимать на работу молодых специалистов, не проработавших трех лет после окончания ими учебного заведения, без путевок о направлении на работу или документов о предоставлении права поступать на работу без распределения".
  
  (2).
  
  6 марта 1990 принят закон "О собственности в СССР", установивший разнообразие форм собственности.
  19 октября 1990 появляются "Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике". Интересно, что в нем точно обозначены приоритетные для государства профессии и специальности - рабочие, крестьяне (фермеры), инженеры, предприниматели и организаторы производства. Прелюбопытнейший документ, особенно в свете уже наших знаний о путче 1991-го и его последствиях...
  
  19 декабря 1990 года вышло Постановление Совмина СССР Љ1311 "О мерах по развитию договорных отношений в подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием". Уже в первом пункте сказано:
  
  "...правительства союзных республик, министерства и ведомства СССР, имеющие в своем подчинении высшие и средние специальные учебные заведения, самостоятельно определяют начиная с 1991 года объемы и структуру подготовки и порядок распределения молодых специалистов исходя из сложившихся связей и заключенных договоров между учебными заведениями и предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности, с учетом общегосударственных нужд и перспектив развития регионов и отраслей".
  Обязательное распределение по факту отменено; это "приглашение" к профессиям предпринимателя и частного собственника, как единственная альтернатива в ожидании "оздоровления экономики".
  
  (3).
  
  16 февраля 2001 года подписано Постановление Правительства РФ Љ119 "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена".
  Положение о проведения ЕГЭ утверждено Приказом Минобразования РФ от 27.02.2001 Љ645.
  
  Приплюсовать сюда (возможно, в качестве исходного) следует и Закон СССР от 24.12.1958 "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", работавший до начала 1974, когда ввели в действие Закон СССР от 19.07.1973 Љ4536-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании".
   Как мне представляется, тезис "укрепления связи школы с жизнью", которым обосновывалось введение ЕГЭ, может быть системно подкреплен лишь наличием четкой перспективы: средняя школа - высшая школа - "жизнь". То есть внятно и обоснованно прогнозируемого личного пути на ближайшие как минимум 10 (а с учетом раннего выбора пути, так и все 20) лет. То есть, ты знаешь, чем ты будешь заниматься, и у тебя есть четкое представление - где и когда ты сможешь этим заниматься. Помимо всего прочего, обязательное распределение институционально подкрепляло прогнозируемость последствий личного выбора пути, буквально на уровне алгоритма. Срыв этой предсказуемости, цепная реакция, запущенная в 1990-1991-м, привела к обрушению всей системы образования: потерялась основа, ради чего большего человек учится и на какой основе возводить эту "архитектуру знаний". Как мне кажется, и ЕГЭ, и новые стандарты образования возникли от разрушения всяческих перспектив, они были приняты для того, чтобы хоть что-то вразумительное было, хоть какое-то основание для возможной перспективы, так, как авторы эту перспективу понимают. Я не оправдываю создателей ни ЕГЭ, ни образовательных стандартов, - их действия оказались подчинены безжалостной логике последствий системного разрушения перспектив, при отсутствии внятной - системной же - альтернативы разрушаемому.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"