Кознев Андрей Осипович : другие произведения.

Лабиринт отраженных

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Главный герой отправляется в Лабиринт отраженных. Место, откуда нет обратной дороги мертвым и куда нет входа живым. Но любовь способна преодолеть многие преграды. Вопрос, справится ли она с гнетом тысячелетий?.." Дата написания: 2018 г. Дополнительно: написано специально для конкурса ФЛР-15.

Лабиринт Отраженных



Здесь мне снится один сон. Кошмар из далекого прошлого. Воспоминание из раннего детства. Будто б мне снова десять лет. Отец ведет меня на городскую ярмарку. На ней много заморских диковинок и красочных чудес. Но лишь одно из них вызывало у меня не радость, а откровенный ужас. Комната кривых зеркал, где меня окружали извращенные и страшные отражения самого себя. Отец объяснил мою реакцию бурной фантазией. Но я знал правду. Знал, что все эти уродливые существа могут быть реальными здесь. Во Дворце Отраженных.

Меня зовут Йозеф Зухац, и я перестал считать дни среди отражений.

***

Мой дедушка был раввином. Слишком эксцентричным, инакомыслящим и в следствии одиноким человеком. Впрочем, неоднозначное положение в общине не мешало ему быть отличным дедушкой. Я любил оставаться с ним на шаббатах и слушать его истории. Как мне казалось долгое время, лишь красивые сказки.

Дедушка рассказывал о древних героях, которые совершали подвиги задолго до рождения Христа. О загадках прошлого. В основном это были истории из Пятикнижия. Но порой дедушка пересказывал или читал мне сказания из Истинной Торы. Объемистого фолианта с пожелтевшими ветхими страницами, которые меня завораживали. В нем говорилось о мироустройстве Вселенной и природе самого Бога, о правдивой истории моего народа и сути Творения. Творения отражениями Историй.

***

Во Дворце у человека небольшой выбор занятий. Основное и главное из них - хождения по своему Лабиринту в поисках желанной Вариации. Другие варианты деятельности вторичны. Например, можно отдыхать от бесконечно долгого шага. Стоять или лежать, сидеть или упражняться. Можно спать, если вас не выведет из себя вечный мотив одного и того же сна. Можно наблюдать за своими отражениями в стенах, потолках и полах Лабиринта. Можно неимоверно долго созерцать Вариации своей Истории в Зеркалах. Но со всеми этими "можно" необходимо и нужно помнить.

Я понял это, когда не смог вспомнить имя лучшего друга, автора любимого романа, дату своего рождения и многие другие вещи. Я даже потерял в воспоминаниях первый поцелуй с Розой. Боясь, что я вовсе ее забуду, потеряю цель своего пребывания во Дворце и самого себя - просто сойду с ума - я решил тренировать память. Воспроизводить вслух те оставшиеся крупицы меня, которые и были моей Историей.

***

Однажды отец узнал, что дедушка читал мне Истинную Тору. Он сильно разозлился на него. В тот день они поссорились, а после долго не общались. Тогда папа сказал мне:

- Твой дедушка очень давно был как я. Работал и преподавал в университете. Верил в знание и прогресс. Но потом он изменился. Встретил какого-то бродячего сумасшедшего. Тот оказался религиозным фанатиком, повернутым на восточном мистицизме и оккультизме. Из-за него твой дедушка оставил науку и подался в религию. Изучал Тору и прошел смиху. Но даже став раввином, он продолжал быть один. Идеи об отраженных мирах и проповеди Истинной Торы заставили других раввинов отречься от него. Как он отрекся от науки. Поэтому не верь его словам - они приносят лишь одиночество.

Я не верил деду. Тогда мне казалось, что я уже слишком взрослый для этих мифов Бронзового века. Но не особо верил я и отцу, который зачитывал мне социалистические прокламации и водил меня на партийные сборища. Последний раз я видел папу перед мобилизацией. Уходя, отец сказал мне, что рад сражаться как гражданин Германии за ее социал-демократическое будущее. Он погиб на Восточном фронте в 1916 году.

***

Думаю, люди еще в далекой древности с особым трепетом относились к своим отражениям в водной глади. Еще задолго до того, как они научились полировать металлические диски и выплавлять стекло. Но заметить сакральность в подвижных потоках ручья предкам было сложно. Их мысль тогда не могла успеть за столь динамичной материей. Но с появлением статичных отражений все изменилось. Люди стали познавать Истину в них.

***

Когда я не знал о Каббале и мистическом иудаизме, дедушка через Истинную Тору погружал меня в их таинственный мир. В крайне своеобразную интерпретацию замыслов Господних и Его самого.

- Когда-то, - читал дедушка, - были лишь безмерное ничто и бесконечно идеальная История. Эта История всех Историй есть Адонай, Владыка и Господь наш. И решил Он рассказать самого Себя, отразить в безмерной пустоте. Тогда Он через цимцум создал Дворец Отраженных. И поместил Адонай Себя в центр его, и стал рассказывать Себя сквозь Лабиринты во все уголки пустоты. Но передавалась Его История через бесконечно долгие ряды отражений. Поэтому произошел швират ха-келим - космическая катастрофа. Появились искажения Его Истории. Родились Множественные Миры, в числе которых наша Вариация. И будут множатся они, пока через тиккун Миры не вернутся к первоначальному состоянию Его. Тогда единство и чистота Восстановленной Истории разобьет Дворец Отраженных.

***

Как измерять дни в тусклом нескончаемом коридоре из собственных отражений? Это риторический вопрос, потому что ответ ему один. Это невозможно. Но я чувствую, что прошли десятилетия с момента моего появления во Дворце. Десятилетия пешей прогулки в бесконечность, тишину и отчаяние, в которых есть лишь искра надежды. И та угасает вместе с человеческой памятью, которая имеет свойство меркнуть.

Поэтому долгие дни и месяцы, в течение которых я сидел и пел песни из юности, выкрикивал имена своих близких, диктовал самому себе каждую черту и изгиб тела Розы, каждое ощущение мной ее кожи, в конечном счете перестали приносить плоды. Я забыл свои годы в университете, своих учеников в гимназии, физические формулы... Я стал забывать идиш и некоторые слова из немецкого.

Тогда я оторвал от своей робы небольшой лоскуток и достал свое единственное богатство - маленькую булавку. Проткнув ей кожу, из выступившей крови я принялся переносить клочки памяти на мою лагерную униформу.

***

После смерти отца я активно учился и старался зарабатывать на жизнь в обедневшей от войны Германии. С дедушкой я практически не общался, хотя его истории все еще будоражили мой ум. Поэтому свои силы я направил на понимание истинных механизмов и природы реальности. Я хотел стать физиком. В итоге именно этой науке я учил детей в городской гимназии, где встретил Розу. Она работала учительницей немецкого языка. Невысокая, слегка смуглая, с прямыми каштановыми волосами и глубокими карими глазами, мягким голосом и белоснежной улыбкой, Роза с самой первой встречи заворожила меня. Мы довольно быстро сдружились. Скоро стали встречаться, а потом поженились. Даже в те времена после Версаля мы жили счастливо, пусть и скудно. Думали вскорости завести детей. Но настали более тяжелые и страшные дни.

***

В палаты царей нельзя заходить без щедрых даров. В Замок Господень и Обитель Его, ко Творцу всего сущего и Царю всех царей необходимо явиться с должными приношениями. Чтобы попасть во Дворец Отраженных нужно отдать главную свою ценность - жизнь.

Обряд Вхождения в Лабиринты состоит из написания тетраграмматона, Истинного Имени, в его зеркальном отображении. Но написать его надо собственной кровью из заранее разрезанных вен на руке. Когда имя Его будет написано, нужно пролить несколько капель из раны на зеркальную поверхность. Стекло или любой другой отражающий предмет. Лишь совершив этот ритуал, символически повторив рассказ Истории Иеговы через отражение, вы сможете очутиться в Его Дворце.

Но вход в Лабиринт означает окончание существования вас в собственной Вариации. Вы навсегда покинете ее. Умрете для всех живущих там. Именно поэтому в измерение между Множественными Мирами входят лишь из крайней нужды. Из безысходного отчаяния.

***

Дедушка рассказывал, что многие великие из нашего народа оказывались во Дворце и возвращались оттуда. Находили ту Вариацию, к которой стремились. Более лучшее отражение своих Историй. Так Авраам, убив своего сына, Исаака, ради Иеговы, получил от Него великий дар. Обряд Вхождения во Дворец Отраженных. Именно он первым пролил кровь для написания Зеркального Тетраграмматона, блуждал по Лабиринту и нашел желанное. Вариацию, в которой Исаак был жив. Нашу Вселенную. Именно Авраам высек первые строчки Истинной Торы и открыл правду Множественных Миров. После него другие Пророки и обычные страждущие также прибегали к Вхождению. Более прочих прославился Моисей. Выведя предков из Египта, он сорок раз оказывался в Лабиринте. Сорок раз умирал и возрождался в других Вариациях, пока не оказался в нашей. Только здесь он смог провести Сынов Израиля через пустыню в Землю Обетованную. Сказывают, что Моисей провел во Дворце тысячелетия, пока не нашел способ сохранить свой народ. Также есть легенды о Ное, который спас человеческий род во Дворце. Об одном из десяти потерянных колен, бежавших из плена ассирийского в Лабиринты.

Теперь среди этих библейских имен оказался и я.

***

Дедушка никогда не говорил о том человеке, который подарил ему Истинную Тору и раскрыл тайны мироздания. Наверное, особого значения его личность не имеет. Особенно теперь, когда моя Вариация утеряна навсегда. Но он делился с ним знанием, которое нельзя было получить даже из абзацев Истинной Торы. Мне кажется, что он тоже бывал здесь, в своем Лабиринте Отраженных.

Я предполагаю это из-за фразы, которую часто произносил дедушка. Все его рассказы сводились именно к ней, особенно когда он заставлял меня запоминать начертания Зеркального Тетраграмматона:

- Йозеф, ты должен его помнить. Ты должен знать его лучше, чем собственное имя. Ведь грядут ужасные времена. Твой отец считает, что это Мировая революция, но нет. Будет нечто гораздо худшее. Это будет самое страшное, что когда-либо переживал наш народ за всю его историю. Лишь эти символы смогут спасти тебя. Но уразумь и то, что чертить Имя Его следует из самой тяжелой и безвыходной необходимости.

Для него она настала в 1938 году. Всеобщий еврейский погром добрался и до дома моего деда. Я пришел слишком поздно, чтобы спасти его. Я потерял дедушку и лишь тогда познал кошмарную реальность его пророчества. В его разграбленной комнате я отыскал разбитое настенное зеркало, один из осколков которого был бордовым от засохшей крови. На полу им были вырезаны кровавые линии тетраграмматона.

***

Смерть - это не самое страшное, что может произойти. Я ее уже прошел, поэтому могу заявлять подобное уверенно. Тяжелее то, что следует после. Ведь избавление от жизни не забирает боль, тоску, голод, жажду и страх. Мое тело все еще нуждается в еде, воде и отдыхе. Проблема лишь в том, что ни одну из этих потребностей я не могу утолить. Дворец - это сплошные Лабиринты. Лабиринты - сплошные зеркальные галереи и Зеркала. А в них не водится животных и растений. И других людей.

Я чувствую голод, который длится многие десятилетия. Я ощущаю жажду, которая не оставляет меня уже век. Я испытываю боль моих износившихся конечностей, которые даже не могу поглотить и хоть на время удовлетворить порыв чревоугодия. Мне нужны ноги, чтобы ходить. Мне нужны руки, чтобы писать эти строки. И самое ужасное, что поглощает меня изнутри, это предчувствие того, что я никогда больше не дотронусь до Розы.

Так что не верьте страшилкам о загробной жизни. Она гораздо ужаснее.

***

Я успел увидеть разнообразные Вариации в Зеркалах. Миры с Историями меня и Розы, которые в чем-то отличались от моей родной Вселенной. Где-то мы были аристократами времен войны Алой и Белой розы. Где-то мы оказывались индейскими аборигенами в эпоху колонизации. Где-то мы жили в утопическом мегаполисе, который окутывался во мрак оружия Страшного Суда. В одной из Вариаций я оказался русским мальчиком, а она сербской девочкой, которые обитали в полуразрушенной больнице под оккупацией немцев. У меня были переломаны ноги, у нее серьезно поврежден череп и глаза... И во всех этих многочисленных Вариациях Роза погибала. Умирала, при том же страшной смертью. В одной из них ее убил я сам. Был солдатом, который изнасиловал и потом задушил ее.

Я не представлял, сколько еще земных экваторов мне надо пройти, чтобы увидеть желанную версию нашей Истории.

***

Мне часто хотелось встретить кого-нибудь в Лабиринте. Я знал, что у каждого он свой, как и История, но несколько раз я сталкивался с вещами, которые опровергают эту дедушкину мысль.

Некоторое время назад я разглядел на одном участке стены надпись, сделанную кровью. Видимо, основными чернилами Дворца. В ней содержалось следующее:

Я иду по лабиринту бродяг,
В надежде счастье отыскать,
А встретил там тоску да мрак.
Все дело в жизни, ведь та
У отражения Ада главный враг;
Потому душа лишь в теле отлита,
А не в Зазеркалье чудака.

Встретив эти неумело срифмованные строчки, которые пронзили мое сердце, я долго бегал и кричал неведомому гостю. Но так никого и не нашел. Лишь спустя долгое время, успев забыть про откровенные стихи, мне повстречался одиноко лежащий человеческий череп. Я не стал беспокоить его и с грустью двинулся дальше.

***

Мы с Розой продержались некоторое время после первой волны погромов. Но потом до нас тоже добрались нацисты. Мы оказались в концлагере Терезиенштадт. В разных блоках. От случая к случаю виделись. В лагере мы стали до ужаса изнеможенными, но держались. Среди заключенных было много учителей и преподавателей, поэтому иногда наши умения удавалось обменять на некоторые привилегии. У одного надзирателя был мальчик с проблемами в школьной математике. Мы договорились за уроки с ним о встречах с Розой. Я старался как можно дольше растягивать свой курс, чтобы не переставать хотя бы изредка видеться с ней. Но однажды я не застал Розу на прежнем месте. Я увидел, как ее и еще три десятка человек заводят в грузовик солдаты. Тут же я сорвался со своего места и понесся туда. Роза увидела меня и, вцепившись зубами в руку одного из немцев, выбежала ко мне на встречу. Перед тем, как на меня накинулся знакомый надсмотрщик, я успел в последний раз увидеть Розу. Она продолжала бежать, пока летевшая пуля не пробила ее затылок навылет. Упав на пыльную землю, ее глаза навсегда покинул блеск жизни.

Тогда я понял, что настала крайняя необходимость. Моя История в этой Вариации оборвалась.

***

Я перестал жить после убийства Розы. Мое пребывание в Терезиенштадте походило на блуждание живого трупа. Поэтому я решил прекратить его. И мне было безразлично, окажется ли Истинная Тора ложной. Какая разница между бесконечным пустым Лабиринтом и нескончаемой бессознательной тьмой? Розы все равно нет.

***

Для обряда я тщательно спрятал случайную находку из лагерной земли - булавку, кем-то позабытую. После искал другой компонент для своего перехода в мир иной.

Момент настал, когда из детского барака вывели всех маленьких заключенных для переезда в другой лагерь. От надзирателей-"правдолюбцев" мы знали, что такие отправления в один конец. И люди там умирают никак здесь. Не от голода и даже не от пуль. Поэтому совесть меня не мучила за то, что я собирался сделать.

У маленького Марка, с которым я порой играл, был секрет. Он с другими ребятами забавлялся со спрятанным в своем тайничке зеркальцем - единственной игрушкой в лагере. Делал солнечных зайчиков и строил рожицы в отражениях. Теперь Марк отправлялся в Освенцим. Зеркальце вряд ли могло пригодится ему там.

Проникнув в опустевший барак и изрядно порывшись в постели ребенка, я смог найти маленькое треснувшее зеркало. Прямо там я разрезал вдоль свои вены булавкой, а потом стал вычерчивать ею же тетраграмматон. Солдаты подошли как раз в то время, когда я выжимал из пореза руки кровь на стекло. Мое сознание начинало тускнеть, а охрана подобралась совсем близко. Но я очнулся уже во Дворце.

***

Мне кажется, что я провел здесь уже столетие. Быть может, и гораздо дольше? Не знаю. Я успел осмотреть тысячи Зеркал с тысячами Вариаций, где сюжет нашей с Розой Истории был одинаковым в финале. Она безвозвратно умирала.

***

Боль и страдание могут быть настолько сильными, что в конце концов перестают ощущаться. В какой-то момент я уже не мог вспомнить не только вкуса любимых блюд, но и ощущения самого голода. Оно как будто пропало. Вполне возможно, что мои желудок и прочие внутренние органы просто растворились в мертвецком теле. Спустя какое-то время у меня не получилось вспомнить лица Розы. И мои чувства к ней. Лишь по этим кровавым разводам, которыми исписана вся одежда и исцарапано тело, я могу понять, что любил ее. Но что такое любовь?

***

Я начинаю понимать. Все. Впервые за долгие годы во Дворце я оказался перед разветвлением в Лабиринте. Один коридор был таким же, по которому я шел все это время. Бесконечно долгий, зеркальный. Но другой... Тьма. Непроглядный мрак. Абсолютное молчание. И во всей этой черноте что-то было. Не живое, не мертвое. Что-то иное. Когда я понял, почувствовал, что это, я убежал в другой Лабиринт.

Я точно знаю, что видел. Почему наши Истории такие пустые? Почему наши жизни пропитаны тоской и грустью, страданиями? Почему наши судьбы мрачны и беспросветны? Потому что Он, История всех Историй, Первоначало таково. Он - это пустота. Он - это одиночество. Он - это нескончаемая печаль. А мы созданы по образу Его. Мы Его отражения.

***

Всяк сюда входящий, забудь себя! В итоге ты станешь лишь отражением своим. Надеюсь, что ты будешь достойным продолжением Истории себя. Тебе предстоит долгий путь. Лабиринт нескончаем. Он никогда не прервется. Ведь он, наверное, никогда и не начинался. Как мы не можем уловить своего рождения и застать мгновения собственной смерти, так же и Дворец.

Смотри в Зеркала. Я верю, что тебе повезет, и ты найдешь искомое. Не забудешь цены своего Вхождения и цели твоих поисков. Я оставляю эти дневники на лохмотьях тебе. Мне наконец встретилась иная Вариация. Именно ее я искал. Я вижу Терезиенштадт. Я вижу там Розу. Замечаю и себя. Роза смотрит на того меня. Его уводят солдаты. Он кусает и отрывает от одного из них кусок кожи, вырывается к ней. Он почти подбегает к Розе, но...

Эта История прекрасна. Ее концовку трудно забыть.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"