Алмаз - самый дорогой драгоценный камень высшего 1-го класса, одна из кристаллических полиморфных модификаций углерода - основы жизни; самый твёрдый природный минерал, прозрачный, бесцветный.
(энциклопедия)
Наделяет счастьем, врачует от болезней, защищает от колдовства и злых духов, даёт победу над врагами, придаёт и сохраняет остроту ума, одаривает любовью. Никакой зверь не осмелится напасть на владельца алмаза...
Купленный алмаз пользы не принесёт, его нужно получить в подарок или найти...
(народные поверья)
Предисловие
Человек, которого вытолкнула судьба или который отправился на поиск неведомого, чудесного по наитию сам, напоминает мне сейчас отставшего от взрослых маленького ребёнка, который, едва научившись ходить, попадает в большой, шумный, непонятный и опасный, столичный город: скоростные магистрали, густое уличное движение, преступные элементы, соблазн, искушение, притоны и растление малолетних, юных душ... Ребёнок заблудился, но всё окружающее для него выглядит притягательно-интересным. Без взрослого провожатого ему не найти дорогу домой. А "домом" для духовного искателя может быть только одно - его собственное сердце. Путь к сокровенной Любви пересекает и уводит в сторону множество тёмных тропинок и путаных, ложных дорог.
Итак, в этой автобиографической книге - о трудной дороге "домой".
Жил-был я...
Собственно, как видится мне сейчас, в этом утверждение есть одна значительная натяжка. А, однажды, мне и вовсе доверительно открылось, что я до некоторой поры никогда и не жил ранее и даже, с позволения сказать, - не был...
Праздник жизни. Жизнь - удивительная штука!
Жизнь, безусловно, где-то существует. Она бурлит, кипит, клокочет. Она беспощадно разбрасывает свои жизненные дары направо и налево. Она бесконечно делится. Её очень много. Она дышит, танцует, веселится и поёт.
Кто-то упивается, наслаждается жизнью на полную катушку.
Люди, потребители жизни, не могут и не хотят упускать своего. Рви, хватай, набирай! Чем больше, тем лучше! Жизнь одна! Они пьют сладкое вино жизни и радостно пьянеют. Они сладострастно купаются в сексуальном удовольствии. Они набирают, копят, напрягаются, напрягаются. Они зарабатывают деньги, деньги, деньги...
Людям надо очень много денег. Чем больше денег, тем больше возможностей, тем больше удовольствий можно получить от жизни.
Деньги наделяют свободой, уверенностью, безопасностью.
Где-то существует счастье. Где-то фонтанируют потоки восхищения, любви, восторга и творчества.
Где-то там дорогие, шикарные автомобили, изящные и богатые мужчины, особняки, бассейны, острова, яхты.
Где-то красивые женщины в изысканных, сногсшибательных платьях. Жемчуга, золото, бриллиантовые колье и диадемы. Роскошные пятнистые меха. Рестораны для миллионеров, изысканные блюда и деликатесы.
Всё где-то там и будто бы рядом, но тебя в этом Восхищении нет.
Жизнь извечно торжествует и звучит! Накатывающая, захлёстывающая, страстная, жизненная волна. Тебя она отчего-то не достаёт. Она неведома. Жизнь почему-то по-прежнему остаётся непознаваемой и закрытой.
Тебя нет на этом празднике жизни...
Как хочется ворваться в жизнь. Проникнуть глубоко в центр, в самую её сердцевину. И пить, пить её неспокойный, бушующий, сладкий ветер. Хочется любить, побеждать, наслаждаться... Хочется волноваться и остро переживать жизнь во всех её необъятных и неуловимых оттенках и нюансах. Хочется понять жизнь!
Итак, я не жил и не был когда-то. И поступал и думал как все. То есть: сначала учился, а потом работал и зарабатывал деньги... И, конечно же, мечтал.
Мечтал в юности, как и все, быть богатым, сильным, здоровым, знаменитым. Желал быть хозяином жизни. Мечтал достичь, преуспеть, очаровать, покорить...
Но к среднему возрасту все мои буйные мечтания как-то сами собой утихомирились, потускнели, покрылись ржавчиной и пылью. И к своим тридцати трём стало полностью очевидным, что я уже никогда не стану богатым, здоровым и счастливым. Останусь никем.
Всё отшумело, промчалось как-то быстро: мелкие радости, заурядные события, приобретения, мимолётное, "обыденное", серенькое, семейное счастье, как и у всех... Без крыльев и взлётов. Без горения и дерзновенного поиска. Всё осталось далеко за бортом, за плечами, позади.
К этому времени я работал в неплохом, "тёплом" местечке и зарабатывал довольно прилично (по тем горбачёвским временам). Но тоска.
Какая-то неуемная тоска и глубокая неудовлетворённость терзала изнутри мою душу. Как дикий лесной зверёк, как подвальная крыса, тоска с хрустом грызла мою живую плоть. Постепенно я вошёл в длительный период психологического кризиса. Жизнь, а жизненный опыт у меня уже был приличный, - всё больше стала разочаровывать меня. Она всё больше стала мне казаться пресной, монотонной, скучной и бессмысленной...
- Какой во всём этом прок, ведь всё равно все умрут!, исчезнут бесследно, и я вместе с ними. К чему напрягаться, чего-то добиваться, достигать?... Какая бессмысленная круговерть и глупая штука эта жизнь!
Дни, похожие один на другой, текли вяло. Они лениво и монотонно тянулись своей чередой. Внешне на людях я был обыкновенный: работал, общался. Но внутренние, душевные терзания сменялись оцепенением, оцепенение - недоумением, недоумение периодически перерастало в необъяснимые страдания. Бессмысленный круг замыкался. Дух мой спал. Спали и мои сновидения. Я, как и большинство людей, считал их нестоящими внимания, несущественной частью жизни человека. Не вспоминал, презирал (за мелкотемье) - подавлял.
И вот, однажды, начали стучать. Я стал периодически слышать какой-то непонятный стук.
Никогда прежде у меня не было ни галлюцинаций, ни видений, ни голосов. Сознание моё всегда было устойчивым, стабильным, а здесь - стук. Мне стали стучать из мира сновидений!...
При пробуждении или при засыпании - в том самом загадочном переходе от сна к яви - мне отчётливо слышалось, как будто чья-то маленькая, детская ручонка упрямо и долго молотит в несуществующую дверь. В стуке одновременно угадывался и призыв, и предупреждение, и настойчивая попытка сообщить о себе...
Кем был этот таинственный, маленький "стукач"?!
К этому времени я уже начал интересоваться эзотерической литературой и с удивлением и недоверием воспринимал и обдумывал многие оригинальные идеи, которые она собой несёт.
А некоторое время спустя на фоне периодического стука, на грани сна и бодрствования, я стал чётко улавливать и Голоса... Это был зов. Меня звали по имени. Чаще голос был женский. Он удивлял меня. Внутренним мысленным взором я "вглядывался", вслушивался в этот зов и пытался понять, какова его интонация: тревожная, остерегающая или напутствующая? Голос был бесстрастный, но одновременно нежный и добрый. Потом несколько раз по имени меня звал мой отец, который жил в другом городе. А ещё позже как-то в полночь отец пришёл ко мне в комнату в облике воинствующего, беспощадного, бесплотного призрака, и я в страхе не мог пошевелиться и встать с кровати. Я даже подумал, что так реализует себя телепатическая связь с близким человеком на момент его смерти. Но мой отец был, слава богу, жив и этот грозный фантом, как призрак умершего отца в "Гамлете", целиком относился к моей жизни. К будущей жизни.
Таковы были странные, непонятные знаки. Знаки крупных жизненных перемен. Меня ждали - перемены!
Постепенно от философского погружения в различные духовно-религиозные и магические концепции я перешёл к практике. Я стал экспериментировать с различными духовными упражнениями в рамках тех или иных эзотерических традиций, знаний, учений. Нечто странное, необычное, непривычное стало постепенно входить в мою жизнь. То были свежие, новые ощущения, очень приятные, иногда пугающие своей непохожестью на старые. То были острые, порывистые, краткие или длительные переживания, приводящие в изумление и восторг. Какое же это чудо и драгоценность моё сознание! Какое это увлекательнейшее путешествие под названием самопознание! И как я раньше от всего этого был далёк! Жизнь была серой и скучной, а теперь!...
Стали оживать и расцветать мои сновидения. Я стал их запоминать, к ним присматриваться.
Мои сны стали пахнуть свежими, острыми запахами и сверкать яркими красками. В них появился буйный, прохладный ветер. Я стал летать...
Чудесное, восхитительное ощущение парения! Но я парил и наяву! Состояния вдохновения, лёгкости, открытие чудесного, предвосхищение ещё более невероятного сопровождали мою бодрственную жизнь. Ведь я был всего лишь только на пороге понимания себя...
Пришло знание того, что сновидения и явь неразрывно связаны между собой, тесно переплетены. Они представляют единое целое.
А, однажды, наслаждаясь полётом во сне, я попал в какой-то очень могучий, волевой, воздушный поток.
Ветер мягко поднял меня и, как в сказке, бережно понёс. Сначала неспешно, но потом всё быстрее и быстрее, со скоростью ракеты: подо мной мелькали улицы, города, континенты, планеты - сквозь пространство и время!
Влияния ветра из сна не заставили себя долго ждать. Мне неожиданно открылся...
Нет! Всё-таки попытаюсь реконструировать всю линию своих духовных блужданий в относительной временной последовательности. Относительной?
Сознание, это удивительное сознание, которым обладает каждый человек - вне времени! И это мне было дано понять. И ещё многое...
Мне пришлось плыть, идти под полными парусами, погружаться глубоко и тонуть! в очень многих потоках неведомого, незнакомого обывателю духовного сознания.
Часть первая: Случайные встречи
Кришна
Привет, Кришна!
Совсем не представляю, как можно не влюбиться, не полюбить Кришну?! Говорят, что он синий. Это неправда. У него очень юная, восхитительная, розовая кожа и чувственные губы. Я встретил Кришну случайно на одной из московских улиц. Он воплощал собой шествующую группу странных молодых людей. Они были в сарафанах, бритые наголо и со смешным торчащим пучком волос на макушке. Лица испачканы цветной, пыльной краской. Молодые люди колотили в маленькие барабаны и распевали: "Харе Кришна!". Кстати, они ещё говорили о какой-то оконной Раме...
Приглядевшись внимательно, я увидел подле них и самого Кришну. Для многих он был невидим, но мне он поспешил открыться. Это был очень красивый и весёлый юноша с тёмными, бездонными глазами. В этих глазах можно потеряться. В них опасно смотреть: можно утонуть. Одновременно в его глазах играли хитрые огоньки. Он был Богом-подростком и радостно танцевал.
Здравствуй, Кришна!
Кришна смеялся чистым, беззаботным смехом и зазывающе кивал мне. Сразу было видно, что он, этот парень, был шаловлив. Бог имел способность совокупляться одновременно! сразу с каким-то невероятным количеством женщин. Известно даже предельное число сексуальных одновременных связей Кришны - 16 108! Впрочем, такая любвеобильность Бога никак не могла быть половой распущенностью, а была символична и связана одновременно с устремлённостью человеческих душ к слиянию с ним. Кришна изливал на людей свою сладкую любовь и заражал радостью. Как можно не полюбить Кришну?
Позже я узнал о райской планете Кришналоке, месте внеземного пребывания самого Бога и о вечном наслаждении там. Кришналока из синего космоса в виде туманной сферы подмигивала мне своими голубыми звёздочками. Но мне почему-то так и не довелось познакомиться с Кришной поближе. Кришна танцевал рядом, он мелькал тенью за моей спиной. Он соблазнял своей экзотической, жаркой страной: тропики, лианы, индийские храмы, величественные, многорукие Боги, райские птицы, обезьяны, древние города, змеи, охраняющие старинные сокровища... Чудеса сознания, глубина блаженства.
Все далёкие, экзотические страны так привлекательны! Они воплощают человеческую мечту. Кришна сулил мне блаженство. Всё далёкое и оригинальное имеет особое, романтическое очарование. То, что доступно и близко, кажется таким скучным и неинтересным. Что интересного может быть в скучном христианстве, набившем оскомину в нашей стране?! А вечно юный и всегда весёлый Бог куда лучше страдающего, распятого Христа! И меня, конечно же, волновала, будоражила и манила Индия, страна факиров, йогов и чудесных божественных воплощений - аватар. Одновременно мне не нравились утомительно-скучные и неизменно двухсерийные индийские фильмы. Меня не трогали индийские музыкальные, растянутые мотивы-завывания. Быть может, потому что я - человек русский, для которого индийская маска оказывается чужеродной... Отдавало от кришнаизма в России и проамериканским снобизмом, вычурной модой. Участники группы "биттлз", как известно, были поклонниками Кришны. А Джон Леннон имел сексуальные связи с маленькими девочками-подростками - явные наводки Кришны. Кришнаизм, вообще, связан с движением грязных хиппи и с наркоманией. К тому же мне претила всяческое групповое действо, как, например, "киртана", - совместное распевание индийских имён Бога. Толпа всегда возбуждает в человеке низшие психические проявления и занижает индивидуальность личности. Нет, не полюбил я Кришну. Любить юношу?...
Не полюбил, быть может, потому, что нужных вибраций во мне не оказалось. Я был одиноким путником, ступившим в неведомое. Одиночество - это свобода выбора. Коллективное мнение не диктует, что тебе надо делать и куда тебе двигаться нельзя. Не оказалось во мне и педофилических наклонностей - мы говорим о психологических зачатках, о зёрнах таковых. Впрочем, любовь даже к юному Богу - это всегда больше, чем просто человеческие, любовные чувства...
Да, Кришна мелькал на моём горизонте, я видел его, но не задел, не зацепил.
Слишком оригинально, слишком экзотично, приторно, сказочно. Слишком ирреально оказалось для меня его духовное учение. Тем не менее, Кришна обратил на себя моё внимание.
Я стал почитывать Прабхупаду, учителя и распространителя современного мирового кришнаизма, и рассматривать цветные картинки его толстых книг. И тут я неожиданно столкнулся с невероятной идеей: оказывается, все люди перерождаются! Они вновь и вновь приходят на нашу землю. Их Дух воплощается во всё новые и новые человеческие тела. Более того, не только в человеческие... Но даже в зверей, насекомых, растения, в деревья и в птиц! А это означает, что и я жил когда-то прежде!... Многим позже я детально разберусь с этим самым сложным и трудным в понимании духовным вопросом - идеей реинкарнации, но тогда...
Такого моё материалистическое мировоззрение в ту пору выдержать не могло. И я отнёсся к Кришне, как к выдуманной, красивой, экзотической, индийской сказочке. Хотелось же чего-то более реального, ощутимого, доступного.
Но в эзотерике всё гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд... Именно сказка и манит людей. Она претендует на то, чтобы стать былью...
Привет Кришна!
Привет Кришна. И до свидания. Утомительными для меня оказались и сложные, мифические описания про тебя. Они были длинными, примитивными и скучными, как индийские фильмы, как многие религиозные описания...
Почему мне не захотелось на Кришналоку, ведь я обожаю блаженство? Почему я не пошёл за Кришной, ведь мне по вкусу разного рода наслаждения?
Теперь мне понятно почему. Кришна был моей самой первой встречей, пробой незнакомого пирога. А эзотерические знания, подготовленная почва для его восприятия отсутствовали: зерно брошено не было, росток не пророс, и верить "первому попавшемуся" индийскому божеству было затруднительно. Я имел ум трезвый, рассудительный, критический. Бога, в ту пору в моём сознании вообще не было, и быть не могло! Бастион материальной картины мира, который выстраивался всю мою жизнь, разрушить не так просто.
И вообще, Кришна всё-таки синий, тёмный. И тёмный не только по цвету кожи... В описаниях Прабхупаты в книге "Учение Шри Чаитании" я обнаружил следущие признаки духовного транса:
- катание по полу;
- вздымание волос на теле дыбом;
- громкие крики;
- тяжелое дыхание;
- обильное отделение слюны;
- полное пренебрежение всеми социальными условностями;
- кашель и ноющая боль;
- дрожь, побледнение тела, дрожание голоса;
- конвульсии;
- безумие (в контексте учения, конечно же, не просто умопомешательство, а трансцендентальное безумие, при котором человек думает, что он сам стал Богом и имитирует Кришну)
- гнев, т. е. агрессия!
В ту пору я был убеждён, что Бог и Дьявол не существуют, но подобные признаки "божественного экстаза" и "духовной продвинутости" стали для меня не просто сомнительными, - происхождение духовных энергий было для меня столь явным и очевидным! Я слышал, что в христианстве такое "развитие" именуется одержанием бесами или злым духом.
Прабхупада неоднократно утверждает: Кришна может убить человека. И если он захочет это сделать, ничто и никто его не остановят! А можно ли в состоянии Любви убивать и что это такая за любовь?! Прощай, индийский Бог! Но всё-таки он такой сладкий и привлекательный этот Кришна, чёрт побери!
Порфирий
Сейчас, когда я описываю свои самые первые встречи с неведомым мне духовным сознанием, я стараюсь избегать критических самооценок, исходя из своего настоящего духовно-энергетического уровня. Мне интересно проследить, какие чувства и порывы я переживал на заре своих хаотических поисков, чем и как меня привлекали, задевали те или иные духовные учения, эзотерические идеи. Кришна простирал свои энергии на меня, когда я был, так сказать, с нуля - "закоренелый" и непробиваемый материалист с известной жёсткой картиной мира и мировоззрением, не допускающим в себя чудесное, а возводящее последнее в ранг фантазий и надуманных сказок. С Порфирием было уже по иному...
К встрече с русским йогом и необыкновенным человеком Порфирием Ивановым я был уже подготовлен, прочитав несколько трактатов по индийской йоге и трудов по восточной религиозной философии, и, надо сказать, весьма привлекательных для моего ума...
Громадный человек с бронзовой кожей в одних неизменно больших, семейных трусах, седоволосый и длиннобородый, активно размахивая руками, шагал босыми ногами по голой земле. От него веяло природным естеством, раскрепощённостью и знанием жизни. Он являл собой мудрого, но крепкого, сильного старца, перед которым жизнь распахнула свои тайны.
Как это здорово - природа, естество, природные силы, энергия, здоровье, чудесное, запредельное...
Вкусить существование в её самобытном и обнажённом виде. Слиться с природой. Раскрыть все свои духовные потенции через жизнь в природе. Человек ушёл, отдалился от живого, родного, природного и окружил себя искусственным, мёртвым, и он тоскует, страдает, чувствует себя несчастным, не осознавая причины...
Аскет, отшельник и русский йог Порфирий Иванов произвёл на себе удивительный опыт. На живом теле земли он закалил себя до необыкновенного состояния и получил столь же необыкновенные, чудодейственные способности: силу, энергию, небывалое здоровье, предвидение будущего, контроль, управление погодными условиями, возможность путешествий сознанием вне тела... Последняя идея и возможность была для меня в ту пору ещё совсем непонятной и сомнительной. Иванов достиг небывалого качества бытия. Свою идею закалки в природе он выстрадал, пройдя по своей долгой жизни через многие лишения, унижения, непонимание, сквозь боль, физическую, душевную...
Долгая жизнь Порфирия - это духовный подвиг. И на склоне своих лет Учитель, а так именуют его люди, дарит этим людям свою духовно-оздоровительную систему (под названием "Детка"), в которой в очень простых и понятных положениях фиксируются наработанные приёмы и способы, как обрести здоровье и силу. Маленький свиток Порфирия содержал бесценные знания...
Мудрый старец задел во мне какую-то очень чувствительную жилку. Этот скрытый в моём теле нерв начал пульсировать и дёргаться, когда я стал погружаться в жизнь и учение Иванова. Учение было в самой значительной степени практичным! В нём крайне мало теорий, концепций, хитросплетения идей, но от главной идеи - отшельничества в природе - отдавало знакомым и близким мне очарованием, предвосхищением чудесного, которое внутри самого познающего. Это отвечало моим устремлениям ко всему необычному, оригинальному - жить ни как все и искать истину не во внешнем, а в себе самом... Ожил и мой внутренний ребёнок. Он существует и в каждом взрослом. В ранние детские и школьные годы я ни разу не был в пионерских лагерях, а уезжал на всё лето к бабушке и дедушке в милую моему сердцу русскую деревню, которую искренне полюбил, и с которой потом, повзрослев, связь разорвал, вытеснил...
Все эти чувства (к природе) пробудились во мне очень живо и, словно под напором некого вихря, я не пошёл, а побежал вслед за Великим старцем! Я поверил ему и в него...
Меня обуяли состояния преданности, страстности, самоотверженности и ощущение того, что я нащупал, где и как надо искать смысл своей жизни. Иванов стал моим духовным идеалом. Эзотерически по всем признакам меня уже накрыл сформированный "эгрегор" Порфирия - специальный энергетический резервуар, и он же сонастроил моё индивидуальное сознание на нужный воздушный поток. И тот меня понёс, раскачивая и толкая под своим напором точку моего сознания, как воздушный шарик на длинной ниточке...
К этому периоду, а мне было немного за тридцать, я чувствовал себя относительно здоровым: вся накопленная "хронь" и воспаления в моём организме ещё дремали и открыто никак себя не проявляли в резкой форме. Однако, мне так недоставало жизненной энергии! Я часто проваливался в полудепрессивные состояния с отсутствием необходимых сил. Периоды слабости, приболезненности, уныния в сочетании с привычными и обязательными ежесезонными простудными и гриппозными заболеваниями были для меня нормой. Я не располагал энергией для жизни!, и от этого сильно страдал, завидуя здоровью других. Кроме того, я считал свой возраст критическим, с которого ещё возможно и не поздно будет начать капитальное оздоровление своего организма. Смысл жизни я видел в здоровье, долголетии и в получении от этого радости и удовольствия. В здоровом теле - здоровый дух!
Иванов предлагал мне не только силу, здоровье, но и чудесные возможности, и необычные состояния сознания. Он добро, ласково улыбался мне и приглашал взять силы у природы. Он поощрял - необходимо пробовать, делать. И я стал "делать".
Сначала я вышел на группу последователей Иванова. Все они занимались по его духовно-оздоровительной системе давно, периодически собирались по воскресениям в лесу и практиковали совместно. Интересное общение, новая, впечатляющая информация, свежие, оригинальные идеи, духовная общность и единение с незнакомыми мне людьми. В мою жизнь ворвалась свежая струя! Оказывается, мне всего этого ранее так не хватало!
Практика по Иванову была проста: голодать всухую более суток (без питья воды) раз в неделю, обливаться 2 раза в день холодной водой (или купаться в реке), и ходить босяком. Остальные положения "Детки" представляли собой некий упрощённый моральный кодекс поведения, в котором предписывалось любить природу, доброжелательно относится к другим людям и т. д.
Напор свежей струи, под который я подставился, рванул нитку и шарик моего сознания, потеряв управление, взмыл радостно вверх.
Мой самый первый облив холодной водой дома в ванне буквально свернул мне "башню". Я обезумел от восторга и ощущения неукротимой силы и энергии. Бешеная энергия требовала выхода. Тогда я врубил на всю катушку музыку и стал неистово двигаться и танцевать по комнате, изливая неожиданно полученную силу в физические движения.
Подключение ко столь мощному энергетическому источнику, неизвестно откуда появившемуся, произвёл на меня глубокое впечатление. Обретённый жизненный тонус столь сильно контрастировал с моим привычным состоянием слабости, бессилия и утомлённости, что я, не задумываясь, возвёл полученную на некий период силу и энергию в свой духовный идеал и сделал его своим ближайшим жизненным ориентиром. Энергия наделяет радостью существования, активностью, действием. Жизнь - это движение, а сила позволяет преодолевать любые трудности пути.
Я стал обливаться холодной водой строго два раза в день согласно учению. Сознание Иванова помогало мне. И вскоре произошло ещё одно маленькое чудо: я бросил курить! До сих пор, что я только не предпринимал, попытки мои оказывались безуспешными. А тут в самом начале своих практических занятий, казалось бы, не связанных с вредной привычкой, я покончил с табаком очень легко, а тяга к курению исчезла на удивление быстро и бесследно.
Другие эффекты не заставили себя долго ждать. Обливы холодной водой периодически стали сопровождаться непривычными, острыми ощущениями непередаваемого удовольствия от появившегося тепла и здорового жара в теле. Ожили, пробудились мои сновидения. Они стали вмешиваться в явь. Мне часто снились рыбы, вода, рыбы в воде, рыбы, рыбы, рыбы... В моей эго-структуре открылась какая-то энергетическая матрица человеческого рода, она выражалась духовным символом познания - рыбой. Ведь все живые существа на земле, как известно, вышли из первозданного океана, из воды... Это открылся и стал рабочим энергетический канал в глобальной ноосфере планеты Земля, доступ, к которому я получил посредством практического учения Иванова.
Восхищали меня и непривычные состояния, вызванные сухим голоданием: чувство небывалой лёгкости, энергетического подъёма, наслаждение от самого процесса обычного дыхания, когда открываются все поры в коже и дышишь не только носом, а разом всем телом - удивительное состояние; я - холотропный человек!... Столько новых удивительных и удивительных в своей простоте переживаний и впечатлений я открыл для себя!
Рядовой человек представляет собой скучное, ежедневное повторение одних и тех же позиций сознания - одни и те же эмоциональные реакции, модели поведения, позы, механические мысли... А тут такой шквал новых острых впечатлений во мне самом!
А босохождение я полюбил до самозабвения. Оказывается, ходить по живой земле босыми ступнями - это такое наслаждение! Трогаешь землю ногами нежно, мягко, бережно и чувствуешь, словно прикасаешься к живому телу. Чувствуешь ответную ласку. Земля, братцы, оказывается, - живая! Сливаешься с ней и ощущаешь себя крепким, сильным, здоровым. Начинают оживать и сами ноги - до этого они были бесчувственными, сухими, омертвелыми корягами... Помню, как в конце сентября, когда уже стало холодно, я возвращался в электричке с занятий в лесу по Иванову и не хотел надевать обувь. Я шёл по вагонам босым и, вдруг, ощутил, что обувь - это, вообще, нечто неестественное и ненужное человеку. Ноги горели живым теплом, а к своим ботинкам, которые я вытащил из рюкзачка, я испытал буквально самое настоящее отвращение, презрение, как к чему-то чужеродному и противному!
С трудом верилось, что черпаю разнообразное удовольствие и даже блаженство в столь простых, обыкновенных вещах. Стал приближаться к пониманию, что есть человеческая жизнь вообще.
- Глупые людишки! - думал я. - Они ищут счастье, радость, удовольствие во внешнем. И для этого горбатятся и бессмысленно тратят свои единственные жизни для бесконечного зарабатывания денег, с помощью которых обретают свои мелкие и преходящие бытовые радости. Но счастье - это целиком внутреннее состояние! Радость - внутри каждого человека! И она не зависит ни от какого количества денег, включая самое большое. Купить счастье - невозможно! Его можно - совершенно бесплатно! - открыть в себе самом...
Подобные озарения и открытия дополняли радость моего нового существования.
А однажды, я долго гулял босым в подмосковном лесу один. Золотилась листвой осень. Мягко светило солнышко. Земля была тёплой, а воздух - прохладным и свежим. Природа простиралась вокруг и нежно обнимала меня, вызвав изумительное чувство внутреннего уюта и комфорта. Я сел на пенёк и неожиданно испытал какую-то глубочайшую радость и сласть всего лишь от такого простого факта, что я просто - есть, существую! Радость отдалась в груди беззаботным, чуть слышным смехом и я понял, что нашёл то, что искал - смысл жизни в духовном развитии через природу... Капнула печаль о потраченном зря времени, но она сменилась чувством необъятной лёгкости и свободы, что привело меня в беспричинный восторг.
Я осознал всю глупость, тщету и бессмысленность своей прежней жизни: бесконечная, взмыленная гонка и погоня за деньгами, вещами, мелочными удовольствиями. Я ведь для счастья человеку нужно так мало! Ведь, вот он я, сейчас такой бедный, босой, в затёртых джинсах и дешёвой старой рубахе, - но бесконечно счастливый! Дух, внутренний, жизненный Дух пробуждался во мне...
Незаметно наступали холода и пришла зима. Я обливался холодной водой на улице, уже стоя в снегу босой в одних плавках. А вскоре я совершил и своё самое первое купание в проруби!
Вода обжигала всё тело! Она толкала к движению. Она производила с сознанием свои секретные манипуляции, вызывала невероятные и всё новые и новые ощущения. Впрочем, она, эта тёмная холодная вода, - всегда разная и ведёт себя по иному. Иногда ошпарит, в другой раз заставит трястись в холодных мурашках больше часа... В таких вибрациях, утверждают ивановцы, происходит усиленное духовное очищение. Перед обливанием или купанием всегда волнуешься, преодолеваешь себя, по-настоящему боишься...
Помню и своё первое хождение по снегу без обуви. Ноги буквально горели огнём - до чего приятное и сладостное ощущение!, а чувство радости от этого - безудержное! Прав оказался великий старец - чтобы стремиться к высоким и светлым идеалам любви и помогать другим людям, научись сначала быть здоровым! Сильный и здоровый человек - всегда добрый и великодушный. А когда тебе хорошо, ты этим "хорошо" делишься с другими...
Немаловажным в учении был для меня оригинальный стиль жизни. Некий вызов обществу. Зимой я ходил без шапки и удивлял соседей тем, что катаюсь по снегу во дворе раздетый, в одних плавках... В этом я видел своё духовное подвижничество, которое отличало меня от остальных людей. Я готов был к новым подвигам и жаждал всё новых и новых впечатлений и переживаний, но...
Постепенно моя практика потеряла всю остроту ощущений и стала, более или менее, привычной, а разнообразные приятные и необычные эффекты проявлялись всё реже и слабее. Были и негативы. Но главное, что меня никак не могло удовлетворить, заключалось в теоретической простоте учения. Мой интеллект жаждал знаний, ответов, информации, концепций, эзотерических идей. Я жадно хотел объяснений: как устроен человек, в чём заключаются его тайны, каким образом сознание может локализоваться вне тела, что такое сознание??? Вопросы росли в геометрической прогрессии, а ответов было очень мало. Порфирий Иванов, реализовавший высокий уровень сознания, был полуграмотным мужиком с неразвитым интеллектом. Он не смог оформить полученные сокровенные знания в красивую, стройную, теоретическую концепцию, дающую ответы на большинство вопросов по эзотерике.
Постепенно я стал разочаровываться в учении. Письмена в тайном свитке Иванова были мною разгаданы, а его содержание оказалось для меня слишком маленьким и невместительным. Он не смог насытить мой разум. И хотя свою практику я не бросал, нарастала неудовлетворённость и пришла внутренняя потребность дополнить свой опыт, обновить, освежить его положениями из других эзотерических учений и потоков сознания. Нужно было найти ответы на все мои неясные, многочисленные вопросы. Ум жаждал объяснений.
Передо мной нарисовался и забурлил новый духовный поток.
Меня ждала полная оригинальных чудес страна - Индия! Широкая и полноводная, священная река Ганг уже плескалась у моих ног. А с того берега мне дружески, призывно махали индийские йоги. И я, не задумываясь, с разбегу нырнул в этот неведомый поток сознания и поплыл к своим новым Учителям...
Шри Ауробиндо
(и другие)
Читатель прекрасно видит и понимает все те художественные штрихи, которые использует в своих записках-воспоминаниях автор. Понимает читатель и то, что герой этой книги встречается не с живыми, реальными, великими, духовными Учителями, а с их учениями и сознанием через описания, посредством других людей-носителей определённых эзотерических идей, через участие в групповой и индивидуальной духовной практике, через некоторых наставников. Тем не менее, и, скорее всего, читающий до конца не отдаёт себе отчёт в том, что в действительности та самая привычная объектно-предметная реальность в поле воспринимающего полностью отсутствует! Даже, встречаясь с живыми во плоти людьми, мы на самом деле вступаем в сложные взаимоотношения не с ними, а с собственными проекциями и субъективными образами, с представлениями об этих людях, - фактически с самим собой. Либо же, если это относится к духовным энергиям, мы сталкиваемся с тем сознанием: людьми, книгами, духовными упражнениями, - которые и представляют собой данное качество сознания. Мир эзотерики - это мир объективно действующих, разумных энергий, пространство коллективного сознания. Иной живой человек из нашего окружения не затрагивает нас ни своим поведением, ни в чувствами и мыслями. Наше внимание безразлично проходит, скользит мимо и сквозь него. А какой-нибудь литературно-художественный образ: всего лишь чей-то вымысел, идея, - так сильно разбередит душу, так глубоко вмешается в судьбу, что начинаем перекраивать всю свою жизнь основательно, кардинально, заново! Так, кто или что является более реальным и живым - какой-нибудь привычно-знакомый и близкий нам (во плоти) человек или бесплотная идея, способная перевернуть вверх дном всю твою жизнь?!
Реальным всегда остаётся сознание!, его живые светоносные потоки. Реален контакт сознанием. Вот только по-настоящему мало кто знает и понимает, что это такое... И окунаться в незнакомые - чистые ли, мутные ли? потоки - всегда рискованное дело. Закружат, завертят, унесут. Куда?!
Куда я плыл, работая активно руками и ногами, по священной реке Ганг? Куда ж нам плыть?
Я плыл за чудесным, волшебным. Мне грезились новые тайны. Иванов пробудил моё тело и так связанное с ним сознание. Он показал мне, что жизнь человека простирается внутри него самого...
У ваших ног, мой новый гуру!...
Я готов пребывать у ваших лотосоподобных стоп, господин Шри Ауробиндо!
В его индийском ашраме в Пондишери, в пространстве его сознания я очутился не сразу.
Сначала мне попалась увлекательная брошюра Бориса Сахарова, в которой описывается поход за необычными, духовными силами и эксперименты со своим сознанием в рамках индийской раджа-йоги, предпринятым человеком с (относительно) современным, сугубо западным, евопейским мышлением.
Я быстро взял на вооружение и освоил базовый приём всех йогов - концентрацию, и усвоил теорию и систему индийских чакр, которые объясняли многое, но далеко не всё...
Первые мои практические опыты заключались в ежедневной концентрации на кончике своего носа продолжительностью по сорок-сорок пять минут. Сахаров обещал мне способность воспринимать многие утончённые запахи, включая распознание таковых на значительном расстоянии - своеобразное яснонюхание. Мир чудесных запахов открылся мне незамедлительно. Представьте себе: целый, удивительный мир был до сих пор скрыт от меня тяжёлым, плотным занавесом и я его вдруг обнаружил! Можно жить как мелкий степной зверёк в своей узкой, тесной норке, и ничего, кроме этого, не знать, не переживать и не видеть, а можно, оказывается, владеть всё новыми и новыми пространствами сознания, видеть необъятное небо и всю панораму земли с высоты птичьего полёта. Сознание способно к расширению! Самым странным образом время от времени, стихийно в моё обоняние стали включаться запахи, которые я никак не мог почувствовать физически. Я стал чуять запах дальних мест по принципу: хорошо там или плохо, надо туда ехать или нет! Диапазон и глубина познания мира посредством запахов просто потрясает! Ведь недаром очень многие животные, которые отличаются великолепной интуицией и так точно ориентируются во времени и в пространстве, живут именно в соответствии со своим природным нюхом. Кроме того, по запаху я стал определять, как ко мне относится тот или иной человек. Например, звонит мне по телефону знакомая женщина, и вдруг с "её стороны" меня окатывает острый, приятный и нежный запах розы, - позвонившая была в меня влюблена!
Дальнейшие духовные упражнения по Сахарову относились к работе над "третьим глазом", развитию ясновидения и освоению сложного метода медитации. Однако мои концентрации на нюхательном центре стали давать пугающие результаты: горячие, нарастающие, мощные волны вибраций по всей голове. Меня охватил страх от возможных непредсказуемых и разрушительных последствий. Прервав свою духовную практику, я обратился к более масштабному, теоретическому изучению индийской йоги, включая её интегральную форму. Духовная реальность высветилась передо мной в иной форме.
Шри Ауробиндо - создатель интегральной йоги, величественно восседал на троне с совершенно прямой спиной и благосклонно, снисходительно взирал на меня.
Я перечитал всё, что только можно, о нём и его собственные труды. Мой интеллект торжествовал! Его оригинальные эзотерические идеи сыпались сверху и складно укладывались в моей голове, словно там их и ждали.
- Божественная Сила нисходит сверху, - говорил он мне, - надо только позволить ей вершить свою работу... Отрешиться от жажды жизни и тогда эта жизнь начнёт вливаться в тебя. Трансформировать своё тело и ум до бессмертного уровня. Мокша (мукти) является освобождением сознания от оков болезней, страданий и неминуемой смерти. И тогда тебя ожидает победа над самой смертью и ананда, или радость существования... Йога - это выбор сильных! Это быстрая эволюция в течение одной жизни!
И вновь меня пленила идея самоотречения и внутреннего ухода от жизни. Уйти, чтобы, проникнуть в тайные кладовые жизни, чтобы, вдруг, найти нечто потрясающее, сокровенное, великолепное в себе самом!
Мой интеллект, наконец-то, в книгах Шри Ауробиндо, обрёл радость эзотерического познания. Особенно привлекательна для моего ума была идея недвойственности: Дьявол и Бог - всего лишь продукты человеческого разума. Неизменно существует только сознание (подсознательное, сверхсознание); дьявол находится в Боге... Как это глубокомысленно и мудро! А как верно и точно излагается идея реинкарнации! Для неразвитого сознания обычного человека никакого перерождения нет и быть не может... Возможность не прерывать поток своего индивидуального сознания после биологической смерти остаётся духовной перспективой, но никак не данностью. Но эту удивительную, волшебную способность может реализовать при сильной устремлённости каждый человек!
Я с жадным любопытством кинулся в практику, - медитацию активную, пассивную..., внимая наставлениям самого основателя интегральной йоги и его верной духовной спутницы и подруги Матери. Мне помогали изданные дневниковые записи, в которых был запечатлён опыт учеников Ауробиндо. И среди них опыт духовной практики таких же, как и я, то есть людей не восточного, неиндийского происхождения и менталитета, как Павитра, Сатпрем и других.
Медитации я проводил, более или менее, регулярно в положении сидя на полу, скрестив ноги, в позе сукхасана.
Применяя различные подходы в медитации, я, не веря обнаруженному в опыте факту, вскоре убедился, что некая Сила на меня действительно сходит! Невероятно, но некая энергия реально спускается сверху, и я её ощущаю! Она, эта энергия, есть одновременно бесплотная, духовная Сила! Для меня, всё ещё материалиста, неопровержимо обнаруженный в личном опыте факт наличия и реальности каких-то там невидимых и разумных, живых Сил и энергий был слишком удивительным. Ум, мой старый ум, протестовал, а практика доказывала реальность пережитого!
Периодически в течение дня и почти всегда неожиданно я стал ощущать необычные состояния, которые точнее было бы назвать "провалами", глубокими "погружениями" или, остановкой-замиранием всей мыслительной деятельности. Подобные погружения сопровождались переживаниями незнакомого мне, какого-то глубочайшего, царственного, величественного покоя, удивительной умиротворённост и внутренней тишины. Я проваливался в этот покой, и там не было дна. Страшновато...
Подобные состояния вмешивались в мою повседневную жизнь и застигали меня врасплох: на работе, дома, в дороге. Впервые я стал познавать вкус духовного наслаждения, утончённого блаженства. Радость моя была беспредельной, а восторженность - настоящей, неподдельной! Мне действительно открылось нечто загадочное, от чего обычные люди очень и очень далеки...
Стимулировав духовные удовольствия, я даже на некоторое время научился их намеренно вызывать и управлять ими. Не надо никаких наркотиков, вина и табака! Всё естественное, природное и натуральное уже содержится в организме самого человека! А любые благостные состояния не только оздоравливают, но и омолаживают тело!
- Так значит божественная Сила, которую отрицают материалисты, всё-таки существует! - сладостно думал я, останавливаясь в блаженном замирании посреди шумной, активной московской улицы. - Какой глубинный покой! Меня совсем не затрагивает вся эта суетная толпа, скрип тормозов мчащихся мимо машин. Какое это блаженство - испытывать умиротворение, тишину и покой в самой гуще, в самом центре городской толчеи с её нервозностью и спешкой!... Но существует ли Бог и что Он такое?
И ещё я стал парить - до холодка "под ложечкой"! Как всё тот же воздушный шарик, меня дёргало, приподнимало и уносило куда-то ввысь, но удерживала совсем тонкая нить...
Если б не связь с землёй, не привязанность к телу... Оторвало бы и унесло высоко-высоко, далеко-далеко! Я - не тело и неограничен плотью! - осознал я внезапно. Вот я сейчас взлетаю, поднимаюсь, отрываюсь от земли. Тело моё остаётся на месте, а сам я - лечу, па-рю! Над собой, над землёй... Да земное притяжение просто перестаёт действовать на меня! А в моменты засыпания подобные переживания, вообще, сопровождались ощущением того, что я отрываюсь от плоскости постели даже вместе с телом! Кто знает? Может быть, я летал даже и в своём физическом теле! Голова идёт кругом от явленных чудес!...
Шри Ауробиндо радостно и добро улыбался мне.
- У тебя получается, - ласково говорил он мне. - Ты на пороге великих открытий и знаний.
И с чувством глубокого уважения и преданности я поклонился своему Учителю. Я готов был сидеть целый день у его ног и внимать его мудрым наставлениям...
А через год или полтора Божественная Сила стала снисходить более ощутимо, конкретно и всё так же неожиданно. В меня входила определённая вибрация. Она будто ввинчивалась в меня сверху, но на каком-то участке тела замедлялась, тормозилась и останавливалась. С каждым нисхождением она входила в меня всё дальше и глубже. Причём такое проникновение случалось совсем не в период медитации, а чаще тогда, когда я расслабленно лежал, засыпал или просто отдыхал.
Первое снисхождение меня очень удивило и даже напугало. Божественная Сила походила на воздушную дрель или буравчик. Она довольно ощутимо и болезненно просверлила мне макушку, спустилась в челюсть и там увязла, как будто у дрели отключили электропитание. Серия последующих вибраций сверху оказалась ослабленной и незначительной. А вот случившееся через несколько месяцев очередное проникновение духовной вибрации было подобно кинжалу. Энергетический, вибрирующий нож легко вошёл-вонзился в мою плоть и, через голову и шею, попал в грудь. Его лезвие застряло в районе поясницы. Я испытал несильную, терпимую боль и боролся со всё нарастающим страхом. На некоторое время удалось отстраниться от этого страха и оставаться спокойным. Но, когда в следующий раз очередное снисхождение своим мощным натиском выбило моё сознание из тела и даже остановило дыхание, я впал в транс. Бездыханный я застыл в положении полулёжа/полусидя на диване. В следующее мгновение меня вышвырнуло, и я оказался в сновидении с частичным сохранённым дневным сознанием. Во сне я увидел страшную, неприятную старуху в чёрном одеянии. Тело её было распухшим. Оно разлагалась. По наитию я приблизился к ней, нежно её обнял и покорно поцеловал. Это был... Впрочем, кто или что это было, я узнал позднее.
Я искренне радовался своему духовному прогрессу, одновременно испытывая неясные нехорошие предчувствия, смутные сомнения и подозрения. Шри Ауробиндо продолжал мне загадочно улыбаться с портретов своих книг. Однако переживания духовного наслаждения от медитаций стали терять свою остроту. Тем не менее, йога, по прежнему, оставалась для меня тем самым золотым ключом, который открывал мне тайны самопознания. Я активней и глубже изучал различные виды индийских йог и обращался к другим учителям и авторам.
Образ основателя интегральной йоги постепенно претерпевал изменения. В разное время он стал походить на Шри Чинмоя, Свами Шивананду, Парахамсу Йогонанду и великого и непостижимого Бабаджи! А позже приобрёл собирательный, обезличенный и абстрактный портрет индийского, длинноволосого Йога-отшельника, то есть великого, реализованного йога, обладающими всеми мыслимыми и немыслимыми, чудесными способностями и состояниями...
Я бежал от жизни, от её серых и повторяемых, скучных будней. Я жаждал волшебного, сказочного. Я примеривал на себе всё новые и новые духовные идеалы, маски, стили и образы бытия. Я искал смысл своей жизни... Ведь даже только в рамках индийской йоги оказалось очень много различных стилей и направлений познания. И ещё я понял, все сказки, оказывается, имеют под собой реальную духовно-энергетическую основу.
Продолжая активные эксперименты со своим сознанием в рамках индийских йог, я и не заметил, как обрёл покровительство нового духовного учителя. На меня смотрел уже не Шри Ауробиндо - в его чертах всё больше угадывалось темнокожее лицо Шри Чинмоя! Загадочный индиец в духовном экстазе закатывал глаза вверх со своего портрета.
Мягкость, любовность, нежность исходили и от его образа, и от его книг. Я бросился к сердечным медитациям и стал тонуть в воздушных, прозрачно-розовых тканях неведомой мне Любви. Теперь покой и умиротворение от медитации стал отдавать непередаваемой сладостью! Позже я неожиданно узнал, что Шри Чинмой продолжает линию знаний Шри Ауробиндо, является выходцем из его ашрама и фактически его учеником. Странно, что в своих книгах он почему-то умалчивает об этом очевидном факте. И вновь какие-то смутные и нехорошие подозрения закрались в мою душу...
Однако, любовь, как мягкое, воздушное убаюкивание на волнах тихой радости и проникновенная нежность, манила, очаровывала меня. Я готов был всем своим сердцем устремиться к этой любви, но мне мешало упорное внутричерепное давление в голове, вызванное практикой по Шри Чинмою. К тому же Шри Чинмой и привлекал меня и одновременно чем-то отталкивал. Он казался мне слишком "мягкотелым", "безвольным", слишком сахарно-липучим, подозрительно липким. Я ощущал некий смутный, пугающий дискомфт, когда медитировал на его портрет глубоко, с "погружением"... Кстати, о подобных ощущениях сообщали мне и несколько моих знакомых духовных искателей, - они также улавливали подозрительные, нехорошие вибрации.
К тому же, я приблизился к необходимости основательно поработать со своим физическим телом. В нём было слишком много энергетических пробок, блоков, зажимов. Именно потому, возможно, я чувствовал распирающее голову давление.
Шри Чинмой подёрнулся водной рябью, стал менять свои очертания и вскоре преобразовался в открытое и честное лицо Свами Шивананды. Шивананда приглашал меня в хатху-йогу со всеми её асанами, бандхами, мудрами, то есть специальными мышечными "замками" и позами, чистками, пранаямой или контроль дыхания, и здоровым, рациональным питанием. Свами Шивананда обещал мне быстрое оздоровление и очищение организма, получение особой силы и сиддх - необычных способностей.
Постепенно я втянулся в регулярную практику хатха-йоги, продолжая периодически медитировать. И снова меня поджидали новые, приводящие в восторг открытия.
Я с изумлением обнаружил насколько сильно, тесно, плотно сознание связано, склеено с физическим телом. Словно под напряжением от раздувающихся щёк Бога душа вдута, с силой втиснута в грубую плоть. Моё сознание было зажато, сплющено и неразвито именно потому, что было зажато и окостенело моё физическое тело! Моя физическая активность была скована всего лишь несколькими примитивными позами и монотипными двигательными реакциями! Такой бедной была и вся моя жизнь...
Я стал растягивать свои сухожилия, косточки. Я стал строить и составлять причудливые фигуры из своих конечностей, создавать всё новые и новые энергетические каркасы, паттерны и, о, чудо! - задвигались, зашевелились, запульсировали ручейки и потоки разнообразных энергий в моём ожившем теле! Оказывается, до сих пор я использовал едва лишь сотую, тысячную! часть своих двигательных возможностей. Жизнь - это движение... Да, я просто не жил ранее! С чем бы сравнить глубину этого моего нового открытия в самопознании?...Представьте себе, что вам подарили суперсовременный компьютер со всем прилагающимся к нему оборудованием: монитор, сканер, модем, принтер... А вы пользуетесь им только затем, чтобы резать колбасу или колоть орехи на поверхности одного из блоков... (Ко всему прочему глупость такого обладания заключается в том, что человек радуется этому обладанию)
Любой человек, даже самый несчастный, нет-нет, но иногда, периодически радуется, что живёт на земле. Всего лишь думает, что живёт...
Мои первые опыты в хатха-йоге - это сбрасывание физических оков, тесного панциря, цепей, вонзённых в тело верёвок. Это - чувство неописуемой раскрепощённости, лёгкости и радости - радости в физическом теле! Это - свобода сознания!
А каким непередаваемым удовольствием сопровождаются физические потягивания, растяжки ранее скованных и зажатых моих физических членов и суставов!... И как необъяснимо стало расширяться моё сознание через физическую активность! Я был маленьким, мелким, ничтожным, незаметным, а теперь становлюсь большим, сильным, осязаемым, объёмным, плотным, - я стал чувствовать себя; я стал жить...
Спасибо, индийские Учителя! Вы великолепны! Да, чего там, заходите в гости сразу все! И я стал впускать в себя все индийские учения, опробуя их в своём живом опыте, и организуя в свою интегрированную систему развития.
Индийские гуру толпились вокруг меня. Дверь в моё сознание была открыта и все они, многие из них, по очереди, гуськом, а реже целой толпой, врывались в мою голову и учили, шумели, наставляли...
Перед моим восхищённым взором явились Рамакришна, Вивекананда, Рамачарака, великий и непостижимый Бабаджи, Парамахамса Йогананда...; список можно было продолжить. Особняком стоял Шри Романа Махариш. Последний в 16 лет через потрясение от ужаса переживания собственной смерти вошёл в состояние глубокого самадхи. Его, пребывающего в глубоком экстазе, случайно нашли прохожие. Он был грязен с длинными нестриженными волосами и ногтями, его кожа была изранена в кровь от укусов впившихся в него насекомых. Но он, погружённый в необъятное, беспредельное духовное наслаждение в Боге, ничего этого не замечал и был вне этого мира...
Я не только жадно и страстно перечитывал указанных учителей, но и избранно следовал их указаниям практически.
Медитируя в различных потоках сознания, я убедился, что одна и та же медитация, а именно работа с мыслительным центром, является не одной и той же...
После Шри Ауробиндо с тех пор, как я поменял стиль йогической практики, изменился характер и моей медитации. Сидя в йогических позах, на этот раз я ощущал энергетическое движение не сверху, а снизу. Это было некое горячее дрожание, иногда даже я слышал, как оно сопровождалось "белым" шумом. Это было похоже на змеиное шипение. "Нижние" вибрации периодически усиливались, при этом тело содрогалось или неуправляемо раскачивалось. Я знал, что это! Это Божественная Мать Кундалини! Она дарует высшую богореализацию, высшее духовное наслаждение, высшее познание истины! Кундалини наделяет своих избранников удивительными, волшебными способностями.
Я стал спонтанно, мимолётно видеть внутренним взором энергетические тела других людей наяву. Все они были маленькими, капризными, неуравновешенными, эмоциональными детьми! Иногда по наитию я необъяснимо знал наперёд, что произойдёт в ближайшем будущем: например, появление неожиданного гостя, исход отношений с другими людьми. Вновь активизировались, стали яркими, сочными мои сновидения. И в их простой ночной символике я прозревал своё будущее на месяца и даже годы вперёд. В просоночных состояниях я наблюдал яркие видения, ощущал острые запахи, слышал голоса, чувствовал вкус. Все эти события были вещими и впечатляли своей остротой, силой и фатальностью. Всё чаще мне поступала информация не только о себе, но и об окружающих меня людях. Кундалини реально открывала мне чакру "третий глаз"!
Змеиная духовная Сила действовала скрытно, неожиданно, спонтанно. Нередко мощные вибрации застигали меня врасплох Они заставляли гудеть как провода на ветру, дрожать, закипать как чайник, чаще всего, в состояниях просоночных, в положении лёжа при засыпании, когда сон ещё не пришёл, но дневное мышление отброшено.
Однажды, действие Кундалини меня подвергло в почти шоковое и восторженное изумление. Я работал за компьютером днём. Задумавшись, я неожиданно в очень короткий момент немыслия ощутил сильный толчок в бок. По ощущениям это был упругий энергетический кулачок, похожий на маленькую плотно сжатую концентрацию воздуха. Сам толчок оказался явным, сильным. Я даже подпрыгнул от неожиданности. Какого же было моё удивление, когда я почти тотчас "распечатал", "раскрыл" этот энергетический сигнал или намеренный посыл. Сам не знаю, как такое случается, но подобная расшифровка происходит молниеносно и самым естественным образом. Меня ударила чужая мысль... Я увидел, почувствовал, воспринял мысль! Невероятно!
Один мой знакомый всего лишь вспомнил обо мне и решил мне позвонить. Я же в свою очередь "поймал" эту его мысль обо мне на расстоянии и, охраняя своё личное пространство от всех посторонних влияний, воспринял её как грубое вторжение. "Мысль" действительно была тяжеловесна, груба, с достаточно низкой вибрацией. Одновременно я мысленно увидел образ подумавшего обо мне. Через несколько секунд раздался телефонный звонок. Я поднял трубку с уверенным знанием того, кто со мной будет говорить и о чём. Всё так и произошло...
Внимательно отслеживая свои мысли, зарождение, возникновение и растворение их, я, вдруг, обнаружил, что некоторые мысли не принадлежат мне, не являются моими собственными...
Одна часть внедрена, индуцирована, вложена внутрь моего поля сознания другими людьми; другая часть падает в мой головной центр откуда-то сверху, а ещё одна наводится со стороны моих знакомых и близких мыслями обо мне. Всё же остальное мышление, слава богу, - моё собственное. Однако, мною в опыте открыта ещё одна закономерность. Многие или некоторые мысли механически и в разных формах без конца прокручиваются, повторяются в голове человека. Исчезая, они никуда не уходят, а оседают в поле сознания и при удобном случае вновь проявляют свою энергетику.
Все мысли - материальны! Они реальные, живые. Они несут собой направленный энергетический заряд определённой силы, определённой степени и количества сознания. Неразвитое индивидуальное сознание обычного человека не способно воспринимать духовные, разнообразно действующие реалии вневременных пространств, в которых проживают свои скучные, неинтересные жизни люди. Люди, которые проходят мимо удивительного, невероятного, волшебного внутри себя. Люди, которые не смеют заглянуть в настоящее чудо и сказку, имя которому великолепное разнообразие Жизни Сознания...
В дальнейшем восприятие тонкой субстанции "Мысль", оставаясь случайным или намеренным, стало для меня, более или менее, привычным. Но описанный выше пример живого "толчка"-приёма мысли был самым первым, и, потому наиболее впечатляющим...
И ещё один сокровенный, мистический опыт подарила мне Кундалини. Она показала, что такое чакры. Однажды, ночью на момент засыпания моя энергетическая, не телесная суть пришла в некое возбуждение, и я почувствовал в себе особые, горячие, локальные вихри, которые располагались крестообразно по всему телу. Это были двигающиеся, турбулентные, энергетические завихрения, по форме напоминающие конуса. Зная о большинстве из них теоретически, я с удивлением наблюдал их динамику на практике. Неожиданностью для меня стали энергетические конуса меньшего объёма в области ключицы, рук и ног, которым в теории уделяется очень мало внимания, акцентируя читателя-эзотерика на семи основных чакрах, расположенных на вертикальной оси тела.
Хатха-йога не терпит выборки, половинчатости. Она включает в себя широкий комплекс неотъемлемых и обязательных мер, в которые входят разнообразные физиологические чистки тела. Человек - единство плоти и сознания.
К таким чисткам, например, относятся: клизмы, очищение по утрам языка серебряной ложечкой, промывание подсолёной водой носовой полости (из чайничка), очистительная рвота (вамана дхоути), более сложная процедура промывания большим количеством воды всего желудочно-кишечного тракта в дополнении со специальными упражнениями или шанк пракшалана, а также дозированное голодание...
Выполняя указанные процедуры в течение нескольких лет, я окончательно разочаровался в них. Они не давали того оздоровительного эффекта, который рекламируется и обещается. К тому же я понял, что делать слишком большой акцент на плоти неправильно в принципе. Первично - сознание!
И уж слишком утомительными, тягостными и изматывающими оказались для меня многие из этих хатха-йоговских очистительных процедур!
Постепенно я устал от хатха-йоги морально и физически. Она меня измотала. Система стала напоминать самоистязания, или некий духовно-физиологический мазохизм. Настал тупиковый период моих духовных изысканий. Но ненадолго. Требовался новый прорыв в сознании. И уже за следующим жизненным поворотом меня поджидал...
Гурджиев
Росла моя духовная алчность. После неизбежных периодов неудач и разочарований в своей духовной практике, после очередного застоя, меня неизбежно настигала следующая волна, а впереди рисовался новый поток сознания. И он, как и все остальные, обещал мне новые открытия. Свежей духовной пищи требовал и мой ненасытный интеллект. Мне было нужно получить ещё очень много объяснений, ответов и понимания. Остановиться было невозможно! Ведь везде, сплошь и рядом мне мерещились и подмигивали своими зелёными и красными огоньками секреты, тайны...
И, однажды, меня всецело захватили идеи Гурджиева.
Лукавый, хитрый и непредсказуемый суфий, бритоголовый кавказец с громадными, как у таракана, усами, прищёлкивал пальцами, смачно причмокивал губами... Георгий Гурджиев очень быстро приворожил меня глубиной своего учения и стилем познания.
А моя духовная жадность в контексте его мистических знаний имела самый естественный и положительный аспект и называлась формированием "магнитного центра".
Я стал двигаться по следам ученика таинственного кавказца Петра Успенского. У чистого сознания нет временных связей, а потому переживания Успенского в далёком прошлом стали моими собственными переживаниями в моём настоящем. Как всякое сформированное эзотерическое учение, система Гурджиева-Успенского дала мне в разное время очень много оригинальных идей и толчков к дальнейшему духовному развитию. Но особенно сильно меня поразила такая очевидная и для большинства так трудно понимаемая центральная идея учения - САМОВОСПОМИНАНИЕ. Человек не помнит себя, не осознаёт, не вспоминает о себе...
Ну и что же, чего тут такого умного? Мы все, люди, живём в такой ситуации и это привычно-нормально.
- Конечно же, у всех у нас есть самосознание, ведь каждый человек - разумная социальная личность, и она существует..., - произнесёт обычный человек.
Но ситуация не нормальна!!! И вслед за Успенским, который когда-то очень поразился тому, что у человека отсутствует осознание, и разгуливал по улицам старого Петербурга, пытаясь сохранить это осознание, я с этой же целью отправился бродить по переулкам своего родного, подмосковного города Подольска.
Некоторое время мне удавалось помнить о себе, и этот период казался длительным. Но уже спустя несколько минут! я начинал думать совершенно о других вещах. Через пятнацать минут, поймав себя на мысли отсутствия осознания, я взял ситуацию под волевой контроль. Однако и он непрестанно нарушался всяческими бестолковыми и глупыми мыслями. Я попытался отогнать их, но, тем не менее, минут через двадцать я самым естественным образом отвлёкся на проходящую симпатичную девушку. Затем я неожиданно поймал себя на воображаемым разговоре со своим другом и на отсутствии самовоспоминания уже почти через целый час! Да, что же это такое???
Всё! Буду осознавать себя ещё более жёстко. Моя основная задача, цель, смысл моей жизни - самовоспоминание. Я зашёл в магазин, осознавая себя, и мысленно повторяя: - Я в магазине... Я осознанно внимал своему телу, своей походке, другим покупателям, осознавал пространство магазина. Я также осознанно вышел из магазина. - Очень странное ощущение! Кардинально меняется всё качество жизни! Существование непостижимым образом преображается. Оно приобретает невыразимую глубину!... Но приблизительно через полчаса я в очередной раз с досадой обнаружил, что вовсе не осознаю себя, а размышляю о самовоспоминании и темой с ним связанной. В это время я вошёл во двор своего дома. Как я попал сюда? И где я был всё это время после того, как вышел из магазина???
Разве это нормально, если человек вспоминает о себе всего несколько секунд за сутки! Или в действительности даже и не секунд, а их десятые доли! Никто себя не осознаёт и не помнит! И даже при намеренной волевой попытке осознания - это практически почти невозможно!
Я загорелся своим новым духовным открытием. Несколько недель я пытался работать с самовоспоминанием практически. Увы! Я и представить себе не мог, насколько это было трудным делом, и какой бесконтрольной была моя мыслительная деятельность, непрерывно пережёвывающая бесполезную, бестолковую, умственную жвачку и бесплодную информацию. Человеческому разуму свойственно работать и тратить ментальную энергию вхолостую!
Некогда мне попались дневники Льва Толстого, в которых отразились его мысли, философские размышления, настроения... На одной из дневниковых страниц я наткнулся на описание про то, как Толстой делал влажную уборку в своём кабинете. Он по кругу протирал мебель и вещи мокрой тряпкой. В какой-то момент он останавливается и не может вспомнить, убирал ли он уже ранее в этом месте? Далее он размышляет: - Если я об этом не помню, то в независимости от того, протирал ли я или нет на самом деле, этот факт отсутствует в моей памяти, то есть в моём сознании. А если это отсутствует в моём сознании, то, следовательно, для меня - этого не было!
Этого не было... Озадаченный фактически гурджиевской идеей самовоспоминания, Лев Толстой записывает свои размышления в дневник. Но дальше и глубже в своём познании литературный и философский гений не идёт. Вообще, многие гениальные и признанные историей люди подходят очень близко к сокровенным открытиям, но их же интеллект обычно их и путает, ведёт в интеллектуальный тупик. В дневнике Толстого приблизительно следующее: - О чём я сейчас думаю? - Я думаю о том, что я сейчас думаю. А вот сейчас какие мысли занимают мою голову? Я думаю о том, что подумалось о том, о чём я сейчас думаю. Далее... Нет, это невозможно, так можно сойти с ума! - заключает гений.
С тех пор, как я начал увлекательное путешествие внутрь себя, многие признанные гении, такие как Толстой, Кант, Вернадский, Менделеев, Фрейд, Леонардо да Винчи или Н. Бердяев, перестали быть для меня гениальными людьми. Они стали обыкновенными, и даже остались робкими, несмышлёными детьми, - все они умерли как самые обычные люди, так и не реализовав свою удивительную, неповторимую и уникальную возможность подлинной духовной трансформации. Духовное самопознание поднимает сознание человека на немыслимые высоты...
- Человек не помнит себя! - посмеивается бритоголовый Гурджиев, хитро покручивая свои гигантские, длинные усищи. Но что этот очевидный факт означает?!
Единственный оперативный инструмент, которым располагает каждый человек, - это его внимание. Оно может быть спонтанным, случайным, преходящим, а может быть волевым, намеренным, осознанным. Но что представляет собою внимание человека? Оно, безусловно, связано с сознанием. Внимание - единственный критерий человеческого существования. Если я обращаю внимание на что-то, то это "что-то" будь то предмет, идея, событие или объект, обретает в моих глазах реальность, достоверность, подлинность, обусловленную очевидность. Если же нечто не попадает в поле моего зрения, то это "нечто" полностью - отсутствует. Толстовское "этого не было"...
Значит, если я, погруженный в суету быта и в свои повседневные мысли, не обращаю внимание на окружающий меня внешний мир, то этого мира как бы и нет. А если..., в своё время эта идея меня просто ошпарила, взметнулась в голове яркой молнией озаряющего понимания, - если я не обращаю внимание на себя, на свою жизнь, то этот "Я" и эта моя жизнь - ОТ-СУТСТ-ВУЮТ! Я, как и все другие, в действительности не живу, не существую!!! И бродят живые галлюцинации и сонные сомнамбулы по Земле...
Самовоспоминание вырывает практикующего из иллюзий ума и возвращает его к реальности, к действительности, к переживанию жизни во всей её полноте, к настоящему всегда свежему мгновению.
Самовоспоминание дарует человеку - целую жизнь. Вдумайтесь! Не некое дополнительное ощущение или переживание, а натурально - ЖИЗНЬ, в своей фактической данности - как она есть! Но оно, осознание, наделяет ещё чем-то более ценным, сущим, непостижимым и волшебным...
После длительных опытов по самовоспоминанию под руководством Гурджиева я понял, что данная практика гораздо и гораздо сложнее, чем казалась на первый взгляд. Дело в том, что изначальное духовное состояние человека намного безысходнее и и трагичнее, чем представлялось ранее. Человек пребывает в глубокой духовной пропасти, в непреодолимой и бессознательной яме, дыре! Но не понимает этого и кичится тем, что будто бы он какой-то там царь зверей, повелитель природы, существо разумное...
На длительное, по возможности, непрерывное практическое осознание по системе Успенского-Гурджиева у меня не хватало ни сил, ни воли, ни терпения, ни энергии, ни искусства и умения духовной практики. Гурджиев оказался бесполезен. Я расстался с ним и кинулся к мудрым буддийским источникам. В этих писаниях изложено наиболее детально и хорошо сложнейшее искусство осознавания.
Морально устав от духовной практики самовоспоминания, я временно отпустил тормоза и погрузился в хлопотную суету своей обычной повседневной жизни, в бытовые проблемы. Через некоторое время самовоспоминание обнаружилось "само"...
Как-то вечером на кухне я пил чай с бутербродом, пребывая, конечно же, в самом обычном человеческом состоянии, то есть - в бессознательном. Фактически ничего не было: ни кухни, ни чая, ни бутерброда, ни меня самого... Как, вдруг!
Ох, это "вдруг"! Читатель ожидает, по меньшей мере, какое-либо неожиданное событие: рухнул потолок, грянул гром с молнией и градом за окном, автора хватил удар...
Но случилось нечто более значительное. произошло чудо. И оно сопровождалось и ударом, и громом, и молнией. - Самовоспоминание само нахлынуло на меня. Оно САМО стало проявляться, показывать себя без моего волевого контроля и намеренного участия! Я, вдруг, увидел-прозрел-ощутил-почувствовал, что НАХОЖУСЬ НА КУХНЕ И ЕМ колбасу с хлебом. Вы можете не поверить, но я ощутил неповторимый вкус продукта!.
Самовоспоминание "двинулось", накрыло меня и... Мгновенно высветился, обозначился, появился и мир вокруг меня, и "Я" сам, - всё вместе стало необыкновенно живым, реальным, достоверным! Это было похоже на то, как если б ты умер, а потом вдруг ожил! Ожил к новой и такой простой и в тоже время удивительной жизни! Уж если поражает сам "простой" и будничный факт своего пребывания на кухне, то какой же неописуемой и поразительной глубиной должно быть переживание познания божественного, высоких энергий, самого Бога?!
Трудно выразить словами явленный мне процесс настоящего самовоспоминания. Ведь оно, увы, случается, то есть, не намеренно происходит. Я не видел никаких ослепительных вспышек света, и в то же самое время всё вокруг будто преобразилось, высветилось моим внутренним духовным светом, всё стало ясным, видимым, отчётливым, контрастным, живым. Быть может, произошедшее со мной событие, неведомое, незнакомое прежде прозрение лучше будет сравнить с работой телевизора. Представьте себе экран со множеством помех: изображение в тумане, расплывчато, постоянно рябит. Таково обычное и привычное восприятия человека. И вдруг вы крутите ручку теленастройки, и изображение резко и чётко восстанавливается, и вы, - ВИДИТЕ ВСЁ!
Это первое духовное переживание самовоспоминания запомнилось мне ещё и тем, что я уловил эту самую настройку в своём сознании. Она ощущалась очень отчётливо как ДВИЖЕНИЕ... Это двигалась та самая точка сборки!, согласно учению толтеков, та самая точка локализованного света моего индивидуального сознания, которую я обнаружу нескольким позже. Обнаружу, выявлю и даже научусь её сдвигать. Сознание - реальный, живой, локализованный свет!
Как радостно рождаться и появляться в этом обновлённом, свежем мире! И как печально пропадать, исчезать в нём...
Отныне, после встречи с великим Гурджиевым, я буду непредсказуемо влезать, вторгаться в этот зачарованный и таинственный мир и также загадочно и бесследно в нём растворяться. Ну, что за чудесные и неожиданные метаморфозы?!
Будда и дзен-буддизм
Я уже читал всю эзотерику подряд. В разные периоды этой своей новой жизни и этого путешествия по лесу, густым зарослям и джунглям эзотерических идей, я хотел в духовной области познания то одного, то другое: то покой и равновесие, то сильные и острые переживания, то силу и энергию, то необыкновенные способности...
Очевидно, что я пробирался и осваивал духовную науку на ощупь, наугад, не обладая знанием того, что мне в действительности нужно и что я по-настоящему хочу. Но кто или что во мне должно об этом знать???
...Слышу негромкий скрип древней, ржавой оси громадного буддийского колеса Дхармы - закона, кармы, учения. Это колесо в бесчисленных мелких зазубринах. И каждая из них - мой очередной приход на землю, моё беспамятное воплощение. Миллионы лет бессмысленно проворачивается космическая ось, миллионы лет я оставляю бледно-голубую, едва заметную цепочку из вспышек-следов во вселенной. И в очередной раз, вновь гаснет эта ничтожная, маленькая точка, искорка моего сознания.
И слышится проникновенный голос в тиши:
- Но, что же такое, о монахи, благородная истина о страдании? Рождение есть страдание, старость есть страдание, смерть есть страдание; заботы, горести, боль, печаль, отчаяние - всё это страдание; соединение с нелюбимым есть страдание; несоединение с любимым есть страдание; недостижение желаемого есть страдание; короче говоря, пять групп привязанностей - суть страдание...
Всматриваюсь в лицо и фигуру говорящего - проникновенная внутренняя и спокойная сила, достоинство царя, абсолютная отрешённость, вдумчивость и совершенное равновесие. Ба! Так это же сам Будда!
- ...Усилие на пути внимательности о, монахи, необходимо, но что такое правильное усилие? Правильное усилие о, монахи, - это шагающий слон или черепаха. Слон или черепаха двигаются вперёд уверенно, безостановочно, с большим достоинством. Они не подвержены возбуждению. Они обладают всесторонним обзором пути, по которому идут. И хотя вследствие своей способности обозревать путь они серьёзны и медлительны, в их движении налицо чувство весёлости и разумности. Вот что такое о, монахи, правильное усилие...