Аннотация: Азиатские культуры считают, что европейцам еще предстоит пройти путь познания мира, как издревле прошли его азиатские народы.
Кто совладает с прошлым,
тот управляет будущим.
Дж. Оруэлл
ПРЕДИСЛОВИЕ
Очерки носят в некоторой степени публицистический характер, вряд ли можно их читать как развлекательные. Одному интересен взгляд на далекие страны, другому интересно поразмышлять о процессах в них.
Сегодня мы являемся свидетелями лишь начальной стадии нового передела мира, на этот раз включая и арктические континенты, и космос. Этот передел сопровождается стремительным смещением экономических и силовых центров в недавние слабые регионы. Сегодня более влиятельным оказыва-ется не просто материальный ресурс, а инновационная политика, новые общественные регуляторы, примером служат Китай, Индия и др. Грядущий передел-вопрос выживания многих народов. Пока мы видим черты, схожие с послевоенным переделом, завершившимся распадом"соцлагеря" вместе с сис-темой "зон влияния" 1950-80 гг. по всему миру. Европу 20-летней давности сегодня не узнать. Скоро трудно будет узнать "притихшие" на десятилетия под прессом "крепких" вождей страны Ближнего и Среднего Востока.
В очерках на тему деколонизации и неоколонизации в эти годы автор, наряду с фактическим материалом при посещении разных стран, дает известное, также свое собственное видение событий, происходивших в странах Азии, Африки, Америки. Стремится подчеркнуть сопричастность своих сограждан, украинцев, показывая аналогии прошлых событий с сегодняшними, с т.н. "цветными революциями", проводя мысль о том, что чем раньше Украина выйдет из дурмана "майданов", тем лучшее положение будет у нее среди соседей и в мире.
Отмечены формальные черты недавних событий в Украине : организация "майданов", будто бы выборы президента, и с другой стороны -- неформальные черты: спецоперации иностранных спецслужб и националистических кругов украинской диаспоры за границей. А именно: выбор личности лидера через эту диаспору, правительственный переворот, смена "элит" на радикальные, насильственные меры в отношении большей части украинцев -это черты навязанного нам извне внутреннего колониализма, который до сих пор властями официально не признан. В итоге, Украина раздвоена, придав-лена своими же исполнителями чужой воли, в угоду тем, кто заплатил и указал нам место : Украина - рынок сбыта, и только !
Автор старался вести разговор в доверительном тоне, не претендуя на завершенность мнений с сознанием того, что завтра они могут измениться и быть уровнем выше.
СТРАНЫ - ОБЪЕКТЫ ДЕЙСТВИЯ
ТЕРРИТОРИЯ "ЛИБЕРТИ" -- так в обиходе называли бывшие колониальные и зависимые территории в cередине прошлого столетия, во времена послевоенного передела мира.
Конечно, история всегда пишется ретроспективно, скрытые многогранные события легче поддаются оценке издали. Безусловно, нашим сегодняшним событиям этого тоже не избежать.
Сегодня мы являемся свидетелями лишь начальной стадии очередного, нового передела мира, на этот раз включая и арктические континенты, и космос. Начался он с окончанием "хо-лодной войны", с распадом СССР, социалистического лагеря и системы "зон влияния". Набирающий обороты новый передел будет более длительным, всеобъемлющим для поколений, ни-кто не останется в стороне от спадов и подъемов, ни одна страна не будет в безопасности, если не сможет защитить себя.
ГРЯДУЩИЙ ПЕРЕДЕЛ МИРА - ВОПРОС ВЫЖИВАНИЯ
МНОГИХ НАРОДОВ
Блоки и союзы не будут гарантией для всех входящих в них стран. Карта мира претерпит значительные изменения. В конечной стадии передела обозначится переход к новой логике, наметится движение догм религий к живой единой философии, к представлению о мире, свободному от ханжества и нетерпимости "мудрецов", перетащивших в христианство страх перед жизнью на Земле, рабство перед Богом, чувство вины человека в этом мире. Страх им понадобился как оплот против других религий, и помещенный ними вместо смысла человеческой жизни--приобщения к Высшему разуму, Богу --по живой с древнейших времен философии (еще вернемся к ней в очерках об Индии, Китае, Въетнаме). Это не является неким предсказанием -- нет, сказанное является закономерным по древнейшей живой философии. Этому будет сопутствовать утверждение гуманных социальных отношений (не советского образца, конечно) в обществе социальной справедливости -- как единственно логичный, о котором помышляли во всех известных нам эпохах, и естественный результат эволюции человека. А в конце острой стадии передела, в новой логике -уменьшение агрессивного потенциала в общественном сознании ввиду технического и социального прогресса и новых возможностей.
Разумеется, новое обустройство-вопрос не одного десятилетия, сейчас можно видеть лишь предвестники следующей эры, например такие, как смещение силовых центров (без завоевания чужих территорий !), неизбежное новое геополитическое конструирование, намерения использовать космос как ресурс Земли. Да, это лишь предвестники. А ее признаки, возможно, будут уже видны сегодняшним юношам на склоне их лет.
С другой стороны, если верить, что прошлое также бесконечно, как и будущее, то это прошлое привлекательно тем, что, оглянувшись, невозможно не подумать о завтрашнем дне. История, разумеется, не роман. Зато история и занимает ум, и питает чувства - в этом может состоять оправдание перед читателем за стремление наложить сегодняшние события на прошлые. Читаем историю, потому что думаем о жизни и о своей стране, хотя порой с болью и горечью. Один из основоположников историзма, итальянский историк 18-го века Д. Ви-ко считал, что всем народам суждено пережить одинаковые состояния, рано или поздно, и что именно эти состояния достойны внимания. В одном из таких состояний находились многие народы в послевоенное время, во времена деколонизации и неоколонизации. Целый ряд из них не вышел из этого состояния до сих пор. Посмотрев на те прошлые события, яснее видишь сегодняшний день. Особенно наш, украинский...
Еще до тех событий политики разделили все страны на два типа: страны с так называемым "историческим статусом", и страны - "объекты действия". Можно ли сомневаться, к како-му типу относится сегодня наша страна Украина ?
БЕЗУЧАСТНОСТЬ - ОТКРЫТЫЕ ВОРОТА ДЛЯ ЗЛА
Украина является объектом действия через свой собственный, домашнего "разлива" колониализм, который позволил США и Западу овладеть рычагами влияния без особых усилий.
Внутренний колониализм - разрушитель нации.
Это самый жестокий вид колониализма, его отличительной чертой является угнетение большинства населения страны меньшинством, присвоившим себе эксклюзивное право пред-ставлять нацию.
Украинцы не отличаются любопытством, инициативой. Пословица : "...моя хата скраю" пошла с украинской земли. Но они отличаются лояльностью и терпимостью. Иначе как объяснить их долговременную терпимость к преступным действиям руководителей своего государства, и лояльность к откровен-ным недругам-чужеродцам в коридорах власти, и к которым как нельзя удачней подходят слова Ф.Ницше: "Все чистое люб-лю я: но не могу видеть морд с оскаленными зубами и жажду нечистых". Разумеется, конец этому настанет, но - время, время!
В послевоенной колонизации внутренний колониализм возникал в ряде стран Африки и Азии, в жестокой форме он сохраняется и сегодня в Руанде и Бурунди, в нескольких других африканских странах. Но в Европе в современной истории он возник в столь ярко выраженной форме впервые. Его разруши-тельная опасность для страны обычно велика, и эта опасность не осознается пока подавляющим большинством украинцев в той степени, которую она заслуживает. Точно также, как и зима 2004 года, превратившая страну в "майданы", которые лишили всю страну государственной власти вначале на целый месяц, затем и дееспособной власти на пять лет - тоже оказалась неожиданностью для подавляющего большинства обычных людей "с улицы", разумеется из-за головотяпства и безответственности прежней власти.
Свобода внешняя, внутренняя, также солидарность и социальная справедливость- это цели, которые мы должны достичь. Выбора нет.
ПРЕДВЕСТНИКИ и ОБСТОЯТЕЛЬСТВА большой
деколонизации и неоколонизации после Второй мировой войны
Как и должно после мировой войны, новый передел мира набирал обороты вскоре после ее окончания. В колониях общественные национальные движения различного толка при-знавались как национально - освободительные, независимо от того, какие силы их создавали, и Организация Объединенных Наций вскоре после войны оказалась перед фактом их бурно-го роста.
Декларация ООН "О предоставлении независимости колониальным странам и народам"(1960) подтверждала законность борьбы колоний всеми средствами, имеющимися в их распоряжении, в том числе и вооруженным путем. Последующие резолюции ООН призывали все страны оказывать этим наро- дам моральную и материальную поддержку, но в тоже время избегать каких-либо акций, которые могли бы содержать при-знаки оккупации.
Для большинства из нас, обычных людей "с улицы", знаковым событием того времени осталась именно эта Генеральная Ассамблея ООН (1960), на которой была принята упомянутая Декларация, и на которой Н. Хрущев обнимал молодого Фиделя Кастро, лидера недавно освободившейся Кубы, "первой свободной территории в Америке", как тогда принято было говорить. Наши СМИ уделяли большое внимание этой стра-не, принявшей социалистическую ориентацию нашего образ-ца, также из-за возникшего вскоре острого противостояния между СССР и США, приведшее к так называемому Карибско-му (ракетному) кризису, к реальной ядерной угрозе. Менее громкие, хотя и не менее значимые в том стремительно ме-няющемся мире процессы деколонизации и неоколонизации происходили во многих странах Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки. К нам доходила ску-пая информация, в основном лишь официальные сообщения о будто бы сплошном национально-освободительном движении в этих странах.
В 70-х гг. наша широкая общественность получила в популярной форме некоторое представление о механизмах этих процессов благодаря повести Ю. Семенова "ТАСС уполномочен заявить". Она была воспринята нами как приключенческая история, случившаяся в каком-то далеком, как бы условном мире. На самом деле более острые и масштабные со-бытия превратились в те годы в повседневность на всех колониальных аренах борьбы. Например, в Африке только в 60-х гг. произошло более 60 правительственных переворотов, с полной сменой власти, в некоторых странах не один раз.
Конечно, военные силы обеих конкурирующих сторон были расставлены на всех аренах -- например, США имели военно-морской флот и авиацию в Либерии, такие же наши воинские подразделения базировались рядом, в Конакри (Гвинея) и Кабо-Верде. И так везде, по всем океанам и континентам (за исключением арктических). Разумеется, все приме-нимые к моменту виды дипломатических и специальных служб присутствовали на всех аренах, с обеих сторон.
ФАКЕЛЫ "СВОБОДЫ"
Так в странах соцлагеря называли помощь СССР новым развивающимся странам в те годы.
Если жизнь - театр, а люди - актеры в нем, то ведущие политики, очевидно -- великие актеры, они играют по сценарию, творимого ими каждый день, задыхаясь и возносясь от види-мых результатов. Неважно, хороши для страны результаты или плохи, для них важны только их масштабы и кажущаяся значимость сегодня. Это особенно заметно во времена перемен.
Простому же человеку пафос освобождения всегда светит ярко и, как рефлектор, отражает те чувства, от которых захватывает дух, и когда обычному человеку на улице вроде неуместно задумываться, что будет после, и чем это закончится. Есть только уверенность, что сейчас хорошо, а будет еще лучше. В воздухе царит добродетель,и не допускается противоположное, непременно показывающее и другую сторону процесса. Но позже...
Сразу после войны СССР, естественно, в первую очередь обеспечивал становление молодого соцлагеря у своих западных и восточных границ. В то же время многие колонии становились на путь обновления.
Это был звездный час для СССР : мировая общественность приветствовала официальную деколонизацию зависимых стран, как противовес глобальным империалистическим и еще свежим нацистким идеям. Это благоприятствовало популяризации доктрины о международном освободительном движении, удачно вставленной коммунистическими партиями в начавшуюся деколонизацию. Разумеется, СССР видел большие перспективы в расширении и укреплении соцлагеря. Эти перспективы были реальными и требовали действий, и новая внешняя политика в плане расширения и углубления своего влияния в мире, начиная с 50-х годов, стала приоритетной поистине в глобальных масштабах для обеих противостоящих политических и цивилизационных систем.
Даже сегодня можно уверенно сказать, что было бы стран-ным, если бы СССР поступал в то время иначе. Сейчас можно задаться лишь одним вопросом -- не подводило ли по-рой чувство меры обе противостоящие силы?
То время подтверждало мысль, что великие события вовлекают все глобальные силы, какими бы железными занавесами ни оборудовались границы стран соцлагеря в то время. В эти го-ды к этому процессу оказались привлеченными не только политики и военные, но и многие люди мирных профессий: инженеры, строители, врачи, агрономы, преподаватели, ученые, управленцы, рабочие, трудившиеся в разных странах Азии, Африки, Латинской Америки. К этой категории специалистов принадлежали и мы, транспортники, т.е. к категории не очень посвященных, но участвующих.
О НЕФОРМАЛЬНЫХ ЧЕРТАХ СОБЫТИЙ
Для более ясной взаимосвязи тех событий надо вкратце от-метить некоторые неформальные их черты, которые были затененными и считались как бы второстепенными, на самом деле не являлись таковыми --их просто не принято называть своими именами в то время, когда они происходят. Как уже отмечено, именно так случилось на Украине в 2004-2005 г.г., а именно, спе-цоперацию внешних сил назвать "революцией".
Обе тогдашние противостоящие политические (или точнее - цивилизационные) системы 1950-х годов, как и каждая в отдельности метрополия, понимали процесс деколонизации по-своему, пытаясь добиться от нее желаемых для себя результов. Другими словами, обе стороны, говоря о деколонизации, фак-тически имели в виду новую зависимость, другими словами - колонизацию в новом ее проявлении, т.е. НЕОКОЛОНИЗАЦИЮ. Монополии естественно стремились сохранить свои до-ходы от колоний, для этого им нужно было сохранить административное, а значит и сильное политическое влияние. Но-вые колонизаторы, в свою очередь, добивались такого же влияния для себя.
Вот за это и шла борьба.
Наши соперники оказались в непростом положении. Предлагая социалистический путь развития, СССР и отчасти новые соцстраны оказывали разностороннюю, в большей части безвозмездную помощь: финансовую, военную, техническую, материальную, кадровую. На таких условиях тот социалистический путь развития, в его советском варианте, казался приемлемым для многих освобождающихся стран, потому что благодаря коммунистической риторике представлялся простым и надежным, не ущемляющим самоопределение и независимость, во всяком случае на начальных стадиях. Существенную роль в пользу СССР играло три фактора: недоверие колоний к метрополиям, военная мощь тогдашнего СССР и популярность во всем мире социалистических идей, которая совпадала с другими всплесками авангарда того времени (как-бы моды).
Словом, обе стороны ставили перед собой одинаковую по cути цель: предоставляя независимость или помогая обрести ее -- сохранить влияние в бывших колониях, или внедриться в освобождающиеся страны, и таким образом не позволить конкурентам обойти себя в новых странах. В тот переходный период их называли "зонами влияния".
Это был НОВЫЙ ПЕРЕДЕЛ МИРА. Прямое общее противостояние двух лагерей переросло в многочисленные региональные битвы по всему миру, вдали от своих границ, и соответст-венно, стимулировало новую гонку вооружений. Ибо это противостояние за уравнивание влияния в мире называлось сто-ронами "борьбой за мир", против угрозы ядерной войны.
С другой стороны, перед влиятельными национальными кру-гами колоний, кланами, племенами стояла по-своему непростая задача: в противостоянии с метрополиями и с внутренними конкурентами добыть побольше власти и материальных ре-сурсов.Этот приоритет часто отодвигал идею сохранения цело-стности страны на второй план, и возникали, уже после офици-ального провозглашения независимости, "национальные фрон-ты освобождения", старающиеся освобо- диться от действую-щих национальных фронтов, но уже поддерживаемые другой внешней стороной. В ряде стран Африки этот процесс до сих пор незакончен.Нередко соперни- чающие партии или кланы делали ставки одновременно как на своих бывших хозяев, так и на новых "добрых дядей", порой на нескольких сразу. Бы-ли такие, кто выбирал крупный капитал Запада или США, другие -- помощь соцстран. Третьи -- тех и других, и реально таких было немало.
БОРЬБА ДВУХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
На этом специфическом мировом рынке "разбора" образовалось три группы: продавцы-- местная знать колоний и руководство "фронтов"; покупатели-- правительства бывших мет-рополий, монополии, банки; и новые идеологи - "добрые дяди" с мессианскими проповедями светлого коммунистического будущего. Последняя за ценой не стояла, преобладала полити-ческая составляющая, и представляла собой советский идеологический фронт, развернутый по всему миру. Именно эта иде-ологическая составляющая давала основания противостоящим сторонам представлять борьбу за зоны влияния как борьбу двух противостоящих идеологий, а не как продолжение борь-бы двух цивилизаций, что на самом деле и происходило.
Советский Союз, разумеется, не мог действовать теми же методами, что и бывшие метрополии (т.е., через монополии, банки МВФ и МБ ввести страну вначале в финансовую зависи-мость, затем в политическую), и выступал на рынке со своей идеологией в роли проповедника справедливости, свободы, равенства всех народов, их независимости. Новым провозгла-шенным странам это служило мощным инструментом давления на претендентов Запада по принципу: если Вы не согла-ситесь с нашими условиями, мы примем предложение СССР.
В начальный период деколонизации бывшие метрополии попадали из-за этого в зыбкое положение в ряде регионов мира. СССР не требовал никаких материальных гарантий, при условии, если страна принимает социалистический путь развития.
Вцелом, задачей каждой из сторон было не упустить и не потерять на этом рынке, материальном и политическом. Коне-чно, немало стран приняли нашу сторону по убеждению, т.е., социалистическую идею, весьма популярную в то время. Но их позиции часто менялись, порой стремительно, и в итоге такие страны не составили большинства к затухающей стадии по-слевоенного передела в 1980-х годах.
НАШ "ТРУДОВОЙ ФРОНТ" ЗА ГРАНИЦЕЙ
Да, наряду с дипломатическим и военным корпусами, был и трудовой. Мы, тогда советские люди, работали во многих бывших колониях под броским лозунгом "факелов свободы". Нельзя сказать, что в этом не было доли правды в то время. Проекты доставки "факелов свободы" по своему охвату и уровню в формальном смысле позволяли развить экономику, построить государственность. Но советский вариант социа- ли-зма ставил все с ног на голову: фактически навязывал как непременное условие-политический строй, а экономика ока- зывалась дряхлой спутницей. Поставлялась современная техника,оборудование и материалы,строились промышленные предприятия, электростанции, порты и т.п., продукция кото-
рых была еще не нужна на этапе становления многих молодых государств.Все происходило в соответствии с Кратким курсом ВКП(б): государственный социалистический строй начинал индустриализацию с целью построения социализма, конечно же по образцу нашего "развитого".
Уже в то время все это выглядело, даже для нас, весьма упрощенно и туповато. Излишне распространяться, к чему это вело. Человек оставался забытым, было лишь стремление нарастить мощь государства, чтобы укрепить назначенную власть, и соответственно, свое влияние.
Прибыв в страну, где недавно появилась национальная власть, можно было еще видеть работающие рынки, магазины, транс- порт, ухоженные улицы, неплохо одетых людей, раскованных, уверенных. Мы тоже верили, что будет еще лучше. И прибыв в ту же страну "нашего пути" через несколько лет, со смущением отмечали обедневшие или закрытые магазины, какие-то запущенные кафе, где не было даже кока-колы, оскудевшие городские улицы, обшарпанный транспорт, и главное - поблекшие лица людей, напряженный взгляд, "отмо-роженный" (как мы тогда говорили) вид, какую-то
суетливость, озабоченность. Словом, беспокойная неуверен- ность, которая напоминает нашу сегодняшнюю в Украине, в известной степени. Исключение составляли местное военное и партийное руководство, с их неестественным энтузиазмом и знакомыми лозунгами, резавшими слух -- уже в то время, в том числе и нам (подобие наших сегодняшних депутатов).
Словом, не учитывались особенности и уровни развития, и вскоре даже нам, исполнителям, становилось понятно, что целесообразность наших поставок и строительства была явно не проработана, а забота о социальном положении людей вообще отсутствовала.
Конечно,наши высокопоставленные представители за грани- цей тоже все видели, но они признавались, что их доводы были бы расценены как попытка затормозить помощь развива- ющимся странам. А это повлекло бы за собой, как говорится, крест на карьере. Поэтому в целом ряде стран заброшенными оказывались не только люди, но и построенные объекты или доставленные дорогостоящие техника и оборудование. Неизменным спросом пользовались продовольствие, товары легкой промышленности и вооружение. Таких стран, к сожалению, было немало. Правда, были и совершенно иные.
В некоторых странах эти процессы начались еще перед Второй мировой: Монголия, Китай, Иран, и СССР участвовал в этом. До войны мир был разделен на две части: одно социали-стическое государство СССР, и с другой стороны - весь остальной мир. После войны мир менялся стремительно: соцлагерь пополнился одиннадцатью странами, мир стал состоять из трех сил: развитые капиталистические, социалистические и развивающиеся страны - бывшие колонии. Далее, после появления новых видов оружия очень скоро стала вырисовываться явная биполярность мира, и борьба за расширение сфер влияния развернулась, в основном, между двумя супер-державами: СССР и США.
ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВОЙНА ПРОИЗОШЛА (?)
Сегодня такое утверждение нередко мелькает как бы ненароком в прессе. Разумеется, не ядерная -- но и не "холодная", по их мнению. На самом деле границы СССР и Запада - США сошлись в Азии, Африке, Латинской Америке. Военные действия обеими сторонами велись силами местных соединений или посредников, в них участвовали мощные регулярные ар-мии и другие воинские подразделения всех бывших колоний Африки, Азии и отчасти Латинской Америки, как и самих ми-ровых держав в ряде регионов. По оценкам таких исследователей, в боевых действиях в 1950-70 гг. погибло около 20 млн. человек (т.е. примерно столько же, сколько в Первую мировую), и это без учета многочисленных локальных военных возмуще-ний. В то время в сознании людей была заложена "угроза ядерной войны", вполне реальная угроза, и военные действия на трех континентах трактовались, повторимся, как "борьба за мир" против угрозы ядерной войны, другими словами, за рав-новесие сил в мире. В данных очерках приведены лишь те страны, в которых военные действия велись длительное время, с определенным позиционированием противостоящих сил.
* *
*
Попытаемся применить метафору В. Набокова, состоящую в том, что если вспомнить прошлое--получится запоздалый рассказ, а если рассказать о том, чему не придавалось значение, о как бы затененном - т.е., вспомнить забытое, получается набор нитей типа обратной стороны ковра, по которому можно представить и сам орнамент. Результат поражает ясностью, отчего не получился тот орнамент, который задумывался .
Сейчас можно ответить: "все течет...". Но стоит ли так обед-нять себя, отказываясь присмотреться к тому, из чего возникает рисунок, доселе малознакомый.
Ведь говорят, весь смысл жизни состоит именно в том, чтобы за набором жизненных нитей увидеть сам рисунок.
А З И Я
Название произошло от древнесемитского "acu" -- восход солнца, восток. Это, вероятно, древнейшая, наряду с африканской, более-менее известная нам колыбель человеческой ци-вилизации.
Известно, что значительные перемены в сознании происходили в одно и тоже время у разных народов и культур, которые ничем не были связаны в то время, и не оказывали влияния друг на друга. Индия, Китай, Ближний и Средний Восток вместе с Африканским рогом, представляют собой само-стоятельные культурные целостности. Как пример, именно в 6-м - 5 -м веках до н. э. возникли цельные философские воз-зрения, которые, согласно легендам, принадлежат к одной и той же эпохе, и которые живы и сегодня: в Китае Лао Цзы и Конфуций, в Европе Фалес из Милета, Платон, Сократ, в Индии Будда, на Среднем Востоке Зороастр, Мойсей. В 15-м веке корабли европейских мореплавателей появились на не-известных до того землях и материках тоже не случайно, и не просто потому, что в Европе появились мануфактуры, а на кораблях пушки, а потому, что образовались цельные воззре-ния и новые отношения.
Как только турки захватили Константинополь (1453), о торговом пути по суше из Европы в Китай не могло быть и речи. Растущая капитализация Европы требовала выхода, и вскоре португалец Васко да Гама обогнул Африку и достиг Индии, за ним испанец Магеллан пересек Тихий океан и попал в Азию. Пришедшие за ними европейцы, бывавшие до этого только на Ближнем, Среднем Востоке и в Китае, уви-дели феодальную деспотию восточного типа, а там, где она еще не наступила - многочисленные племена кочевников, пе-риодически сметающих все на своем пути. Разница ментали-тетов европейцев и азиатов не дает шанса говорить о схожем понимании ими какой-либо системы ценностей, и азиатскую гармонию европейцы понимали не как единство многообра-зия, а всего лишь как унификацию (процессов). Этим можно объяснить изначально их брутальное отношение к народам на новых землях. В общем, феодальные устои Азии напоминали европейские пятью столетиями раньше, хотя в Азии они возникли намного раньше европейских (в Китае задолго до новой эры).
Второе, что удивило европейцев - неравномерность развития разных стран, порой несопоставимые уровни. Третье - покорность людей, их религии: буддизм, индуизм, восточные концепции христианства и ислама -- все обожествляли мо-нарха и освячивали верховную власть и ее собственность.
Европейцы в то время уже понимали, что эта верховная власть хорошо устроилась, и они, конечно, видели для себя хорошие, если не отличные перспективы.
* *
*
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ активизировала свои усилия в овладении и освоении сопредельных со своим государством тер-риторий позже, начиная со времен Ивана Грозного, затем Петра Первого, и продолжая их в течение следующих двух столетий. В острой борьбе с Севером, Османской империей и Ираном, в непрерывном соперничестве с Англией были подчинены своему влиянию или включены в свой состав значительные территории Сибири, Причерноморья, Кавказа, Сред-ней Азии и Дальнего Востока.
Отличием российского влияния являлось территориальное единство с новыми землями, государственное управление на принципах предложения лучшего на то время устройства для многих неведомых народностей Сибири. Можно сказать словами Н. Карамзина, справедливыми и сегодня, что русский народ "... смелостью и мужеством снискал господство над девятою частью мира, новые страны внес в географию и историю, ... без насилия, злодейств, употребленных другими ревнителями христианства в Европе и Америке, ... но единственно примером лучшего".
В первой половине 19-го столетия США заявили о своих ин-тересах в отношении всех стран Латинской Америки, в Африке купили землю и образовали собственное поселение Ли-берию, с Японией установили что-то вроде партнерских отношений с целью широкой экспансии в Китае и на Даль-нем Востоке.
Не все было осуществлено, как хотелось крепнущему мировому капиталу. Но многое удалось.
ИНДОНЕЗИЯ - наибольший островной мир на Земле
1964 год, Джакарта, остров Ява. К этому времени Индоне-зия уже семь лет строила социализм советского образца. Именно в это время ООН предложила ей помощь, но Прези-дент Сукарно заявил: "Мы не нуждаемся в помощи ООН, которая оказывается слаборазвитым странам".
Мы ехали по столице в машине наших советников. В полуденной жаре воздух, казалось, расплавился и дрожал как паутина. С некоторой завистью смотрели на множество плескавшихся людей, от мала до велика, в речке Чилитанг, пересекающей весь город. Там же стирали, мыли посуду, брали воду для пищи. Целые семьи, все больше многодетные, распо-ложились под куцой тенью высоких заборов жилых кварталов. Противоположная сторона, залитая солнцем, была пуста. Оказалось, они кочуют за тенью с одной стороны на дру-гую. Прибыли из провинций, и неизвестно, откуда они, чем занимаются, и сколько их в городе. Но они везде, по всему городу, и количество их огромно. И так же обстоит дело во всех городах ввиду того, что в провинциях, на островах занятость людей уменьшилась, и процесс прогрессирует. В преж-ние времена голландцы широко культивировали выращивание каучуконосов, сахарного тростника, индигоносных растений, составлявших большую долю экспорта. Они требуют квалифицированного ухода. После голландцев их плантации пришли в упадок. Кое где встречались небольшие группы белых людей, оказалось-- потомков голландских колонистов из тех, которые пытались вписаться в новый режим. Называли их "мадурцами".
Никакая сила в стране не заботится на деле о производстве, занятости людей, везде идут споры между разными силами, представленными в Конгрессе, о путях и методах развития. Нас просветили в этом наши представители, постоянно находя-щиеся в стране.
Положение армии было весьма привилегированным в Прави-тельстве. Наглядно убедиться в привилегиях можно было прямо на улице, где правила дорожного движения практически состояли лишь в том, чтобы во-время уступить дорогу военной машине, ибо военные не снисходили до соблюдения правил движения, как и всех других.
Где же следы того, что остров Ява является одним из центров формирования человеческого биологического вида и цивилизации, и что первые развитые государства возникли здесь еще в начале эры? В университете и двух историко-археологических музеях хранятся каменные орудия перво-бытных людей, живших здесь около двух миллионов лет тому. В шестом веке н.э. здесь образовались две могущественные империи с развитой торговлей и земледелием. До настоящего времени страну населяют 150 народов, говорящих на более чем тысяче языках и наречиях. Они находятся на несравнимо разных стадиях развития: от университетского уровня до общинно-родовых отношений многих племен внутри страны и на островах. Эти познания помогли нам в дальнейшем.
ВИД НА ВУЛКАН КРАКАТАУ С ОСТРОВА ЯВА
СПРАВКА. Это наибольший островной мир на Земле протяженностью более пяти тысяч километров, своей серединой как бы "подвешенный" к экватору. В сознании современно-го европейца заложено понятие, что европейцы несли в колонии более высокую культуру. С точки зрения народов Центральной и Восточной Азии, особенно Китая, Индии, Вьетнама и Японии, Европа конца 15-го столетия была в сравнении с ними примитивным, раздробленным, бедным и исторически отсталым обществом. Объективно именно так и было. На Востоке убеждены, что Запад -- это умные, они знают; а Восток - это мудрые, они понимают то, что знают. Но не может вызывать сомнений, что к концу 15-го века капиталистическое производство Европы дало возможность европейцам совершенствовать кораблестроение, освоить даль-ние плавания, продвинуться в артиллерийском деле. Этим начали поражать дальние страны. К таким странам относилась в то время и Индонезия.
"УПРАВЛЯЕМАЯ ДЕМОКРАТИЯ"
Сразу после окончания Второй мировой войны Индонезия провозгласила свою независимость, после 350 - летней гол-ландской колонизации. Четыре года Голландия пыталась удержать свои позиции, но в 1949 году ООН с помощью США и СССР вынудили голландцев признать независимость Индонезии. Под эгидой ООН ряд стран: США, СССР, Франция, Австралия, Канада приняли участие в развитии самостоятельного азиатского государства. За семь лет были достаточно успешно решены ряд территориальных, социальных задач, установлены отношения со многими странами.
Но в политике наблюдался рост спектра многочисленных партий самого разного толка, с патриотическими программами, все "за народ и страну" и ожесточенной борьбой за власть. Индонезийцы никогда не жили при демократии западного образца. Интересно заметить, что политикой почти всех колонизаторов, и голландцев тоже, было поддерживать в течение столетий все местные султанаты и княжества, их вековые монархические традиции, удерживать их на прежнем уровне, не пытаясь ассимилировать их культуру, языки. Поэтому многочисленные островные общества (исламские султанаты, начиная с 16-го века) не претерпели существенных изменений к моменту обретения независимости.
Президент Сукарно, основываясь на слабости многопартийного правительства и спаде развития, объявил в 1957 году, что они не могут в дальнейшем "ездить на треногом коне", начал вводить "управляемую демократию индонезийского образца" (практически копия такой "демократии" введена президентом, с его собственной вертикалью региональной вла-сти, у нас в Украине), и окончательно принял просоветскую ориентацию. Усилилась роль прокоммунистических партий. СССР, Северный Вьетнам, Северная Корея, Китай оказались основными партнерами в дальнейшем развитии. Далеко не все силы внутри страны и вне поддерживали эту политику Президента. Оппозиция, поддерживаемая извне США и другими странами, организовывала массовые митинги противостояния, схожие с нашим недавними "майданами", но до определенного времени не предпринимала радикальных акций для правительственного переворота. Компартия Индонезии имела весьма радикальную силовую программу завоевания соседних территорий, позже она жестоко поплатилась за эту свою политику. Но в то время позиции Индонезийской на-циональной партии и ее лидера - Президента казались еще достаточно сильными.
Итак, к этому времени (1964 год) СССР был для Индонезии "маяком" уже семь лет. В морском порту и на городских улицах скопилось очень большое количество нашей металло-продукции, техники, оборудования, тракторов, и даже автомобилей (это нас поражало более всего--у нас дома их было не густо). Все склады и причалы были уже заполнены, и прилегающая к порту обширная территория была также буквально завалена, весьма беспорядочно, такими же грузами. По их запыленному, заржавелому, распакованному состоянию можно было судить, что они находились здесь годами.
В том же порту выгружался рис в мешках с одного нашего теплохода. Весь причал был покрыт слоем риса. Грузчики делали короткий перерыв каждые 2 часа. Из-за складов высыпали десятки женщин и детей с метелками, и торопливо сметали рис в сумки. К концу этой операции из-за того же склада появлялся солдат на велосипеде, вскидывал карабин, стрелял один раз в воздух. Вся ватага быстро скрывалась за складом, солдат перекидывал карабин за спину и спокойно удалялся за тот же склад. Это напоминало нашу историю о "трех колосках", за которые в послевоенное время садили взрослых в тюрьму, а детей совестливый сторож гнал с поля, придерживая лошадь, и стрелял солью в воздух.
К тому времени наши спецы в Индонезии начали испытывать затруднения с продовольствием. Задачей нашей, транспортников, было доставить, сдать и убыть. Потому они всре-чали нас с нашими личными запасами как Деда-мороза. За-бирали все виды тушенок и пр., взамен потчевали нас лягушечьими лапками с огненными специями и другими местными яствами. Наши запасы раскрывались во всей полноте на пикнике на близлежащем "обезъяньем острове", одном из многих необитаемых. А "хозяев" острова было большое колличество. Это были в основном макаки. Крики "хозяев" раздавались уже на подходе к острову, переростали в сплошной разноликий шум и гам при высадке на берег, дань отдавалась сразу по прибытию, их агрессивность уменьшалась, затем они напоминали о себе отдельными резкими бросками плодов в нашу сторону. Никакого ощущения необитаемости не было. Посещение таких островов принято и сейчас, ведь страна расположена на более чем тринадцяти тысячах островов, половина из них не заселена. Правда, сейчас это небезопасно из-за разбоя и пиратства на некоторых из них.
Интересна современная трактовка этих местных особеннос-
тей. Борьбу с пиратством ведут не только местные, но и международные организации. По их данным, организационно пиратство можно погасить на этих островах. Но в данном случае преобладающим является менталитет и психологический фактор ввиду того, что немало народностей и племен находятся на общинных стадиях развития (по оценкам, около 10% населения). Именно они ходят в бойцах этих групп, и совершенно уверены в правомерности своих занятий на том основании, что эти занятия дают им пищу. Это единственн-ное основание, которое расценивается ими как достойное, и полностью оправдывает, по их мнению, смысл жизни... Да, это еще даже не "Чингачгуки", хотя их количество, как уже сказано, остается небольшим.
Ворота стадиона, построенного нами по проекту "Лужников", оказались распахнутыми, футбольное поле заросло высокой травой, на нем паслись несколько коз. Впечатление было та-кое, что стадион без присмотра.
В первые годы нашего влияния был осуществлен ряд проектов помощи по нефтегазоразведке, энергетике, добыче иско-паемых, по индустриализации экономики. Вероятно, позднее стало ясно и нашему руководству, что надо было бы все же учитывать национальные и местные особенности, а не осуще-ствлять плановое строительство, как на своей "целине", не-смотря ни на что. Т.е., учесть готовность государства и людей к этому, не оставлять без внимания текущее бедственное положение большинства народа, строящего "светлое будущее", также как и политическую борьбу внутри и вне. Ведь и тог-да были известны оценки ООН и Всемирного банка о том, что Индонезия в 1961-1965 г.г. относилась к беднейшим стра-нам мира, и что 60% населения жили в нищете.
Но, как говорится, задним умом все мы...
КОМНАТА КРИВЫХ ЗЕРКАЛ
Полученные за неделю впечатления оставили неприятный осадок, как будто попал в комнату кривых зеркал, в какую-то условную среду, где слышишь одно, а видишь другое. Впечатление было такое, что освободительное движение у них должно только начинаться, его надо еще вести. Но как-то не приходило на ум -- от кого, или от чего им надо освобож-даться? Сейчас можно сказать, что такие мысли не приходили и на самом верху, и очень трудно было поверить, что там было меньше информации, чем у нас, рядовых людей. В то время это было как бы загадкой - могло ли быть именно так?... Последующие события показали, что так оно и было.
Когда говорят, что будущее непредсказуемо, то это нормально воспринимается. Но если говорить о непред- сказуемости прошлого, груды которого мы пытаемся разбирать в последние десятилетия, то возникает неловкость от искажений очевидных процессов, правда о которых зависела напрямую от санкций власть имущих. Наверху далеко не всегда обладают достовер-ной, вернее добросовестной информацией, конечно по вине того же "верха". Официальная версия состояла в том, что прави-тельство и народ ведет борьбу за объединение всей страны, развитие всех национальностей, укрепление власти.
Вскоре произошли события, подтвердившие наши сомнения.
Через несколько месяцев (1965 год), находясь во втором по величине городе Сурабая, в пять часов утра мы были извещены нашим представителем о военном перевороте той ночью, и о том , что фактическая власть перешла к генералу Сухарто, Президент находится под домашним арестом в загородной резиденции, его сторонники арестованы или бежали вглубь острова в джунгли, и что наши представители и специалисты готовятся к отправке. Мы в тот же день убыли на советском теплоходе.
На этом закончился 20-летний поиск Индонезией своего пути.
Дальнейшие события известны. Жизнь Президенту Сукарно была сохранена, вскоре он был официально лишен всех властных полномочий, компартия Индонезии была разгромлена и поголовно уничтожена без арестов, суда и следствия, остальные партии просто разогнаны, в течение двух последующих лет в стране правил военный режим, затем Конгресс офи-циально избрал Президента (генерала Сухарто), но ведущая роль после и до настоящего времени принадлежит армии.
В Индонезии, как и во всех других новых странах , в кото-рых наше присутствие было желанным или возможным, нахо-дились, наряду с аккредитованными дипломатами также со-ветники по всем видам промышленности, по сельскому хозяй-ству, военному строительству и обороне, по общественным связям, другие представители разных специальных служб, также просто наемные специалисты и рабочие тех профессий, которые требовались по роду оказываемой помощи.
Никогда и никакой военный или правительственный переворот во времена неоколонизации не происходил (и, безуслов-но, не происходит сейчас) без согласования с иностранной сторо-ной, которая поддерживала или сама инициировала такой переворот. Конечно, Индонезия не являлась исключением. Ра-зумеется, внешним силам было понятно, что при полной бес-хозяйственности и очевидной бедности народа следовало какое-то время всеми средствами поддерживать непримиримую дискуссию и борьбу за власть между несколькими политичес-кими группами, зная, к чему это неизбежно приведет. Во всех но-вых странах, в которых складывалась похожая политическая и экономическая ситуация, последствия были такими же или похожими, и события происходили по примерно одинаковому сценарию.
Заметим, что в этой стране, несмотря на наше влияние, национализация промышленных объектов и земли не была проведена - это так называемый "восточный социализм". Но-вая военная власть провела реорганизацию экономики, управления, продолжила развитие промышленности и сельского хозяйства, разработку богатых месторождений нефти и газа. Конечно, в полной мере был использован наш немалый вклад, По статусу ООН страна была причислена к "новым индустриальным странам".
Основными торговыми партнерами стали: США, Синга-пур, Голландия.
Заметим, что в процессах деколонизации и неоколонизации середины прошлого века разные религии новых стран не являлись доминирующим мотивом событий того времени, поэтому не будем сосредотачивать на этом внимание, имея ввиду, что межрелигиозные распри имели место и в этот период, но они не были определяющими в этих процес-сах.
* *
*
ПОЗВОЛИМ СЕБЕ ЗАГЛЯНУТЬ НЕМНОГО ВПЕРЕД
-- и отметить черты, характерные и для нашего времени. По Индонезии и по многим другим странам, далее упомянутым и не упомянутым здесь, получившим независимость в после-дние 50 лет -- практика показала, что искусственная "демократия", даже в ее восточном варианте, не могла быть этак "построенной" в странах, которые объективно НЕ БЫЛИ ГОТОВЫ к этому экономически и социально -- на основании лишь того, что так захотелось какой-то внешней силе, или потому, что какой-либо внутренней силе, ради власти, понадобилось обманывать своих сограждан. Точно также обстоит дело и с сегодняшней искусственной "демократизацией" таких негото-вых обществ. Сегодня никто не может уверенно сказать, что перспективы Евросоюза, принявшего в свой состав страны Вос-точной Европы, четко очерчены его идеологами и исполни-телями. Дело обстоит как раз наоборот. Тревогу их ответст-венных политиков уже можно видеть. Потому что прием этих стран в ЕС пока является чисто политическим процессом.
НЕТРУДНО ВИДЕТЬ АНАЛОГИЮ наших украиских собы-тий с указанными событиями в Индонезии в 1950 - 60 гг.
Первое: наши три политические силы ("треногий конь") не дают никакой надежды на их полезное для страны единство в обозримом будущем. Нужна их трансформация, но нет пока общенациональной базовой политической силы, как и нет пока гражданского общества.
Второе: мы видим у себя ту же, так называемую "управляемую демократию", исходящую только от президентской ветви власти, которая не снисходит до согласования своих шагов не только с регионами, но даже с другими ветвями центральной власти, что гасит усилия тех и других.
Третье: та же бесправность народа, который вынужден идти на выборы и избирать власть по спискам политических партий, в большей части ничего не зная ни о внесенных в списки кан-дидатах, ни об истинных целях данной политической силы (за исключением ее стремления к власти, разумеется). Отсутствует обратная связь, подотчетность избираемой власти, т.е. избиратель фактически лишен возможности отозвать депутата, полностью лишен возможности влиять на политику всех ветвей вла-сти.
Четвертое: образ врага, созданный внешними заинтересо-ванными силами, раскол населения по признаку отношения к этому образу. В Индонезии таким образом служила Малайзия ввиду территориальных споров, у нас на Украине - родствен-ная с нами российская история и культура.
Во всех без исключения остальных колониях также создава-лись на национальной или религиозной основе противостоя-щие друг другу "фронты" (например, в последних югославских событиях - это сербы и албанцы, в иракских -- сунниты и шииты).
Пятое: Иностранные силы влияния в Украине действуют та-кже, как они действовали в бывших колониях: они инициируют цветные "майданы", поощряя наших лидеров "орденами" и ап-лодисментами как борцов за демократию (только в Африке та-кое позволялось, да и то не везде). Они требуют от президент-ской власти так называемой "государственной поддержки" тех мер, которые углубляют раскол между двумя неидентич-ными украинскими этносами. Наряду с типичными спецопе-рациями через "фонды", они поощряют влияние на нашу пре-зидентскую власть мощной украинской диаспоры в Канаде, США через родственные и другие связи в том плане, чтобы на-сильственно, с помощью государственных рычагов переписать историю Украины, веками сложившиеся исторические тради-ции и культуру. Разумеется, заокеанских политиков мало беспокоит чья-то история и культура, они используют эту диаспо-ру как посредника своего влияния чисто в своих политических целях - лишить Украину состоятельности, возможности маневра, в данном случае-- сделать ее своим оплотом противодействия России.
Шестое: страна влияния (объект действия) не должна быть конкурентом на международном рынке. Она должна лишиться такого потенциала, если он есть. По Индонезии об этом уже сказано выше. Украина пока имеет такой потенциал в части: технология авиастроения (тяжелый АН), производство и продажа оружия (третье--четвертое место в мире), бесшовных труб и металлопродукции. Страна обязательно будет лишена этих возможностей, здесь интересы США и Европы совпадают, им не нужен такой конкурент. Для этого в стране должно быть мари-онеточное правительство, в нашем случае "оранжевое", которому американские спецслужбы, наряду с прямыми денежны-ми вливаниями на государственный переворот 2004 года, пока "прощают" оранжевым лидерам их финансовые махинации (через иностранные банки -- США имеют развитый механизм отслеживания таких операций), начиная от Единых энергети-ческих систем Украины (Ю.Тимошенко) и банка "Украина" (В. Ющенко, когда "эти руки ничего не крали", а 1,8 млрд полнос-тью исчезли). На таких крючках США держали не только на-ших "лидеров". Не выполни переворота в 2004 году, они бы за-няли места рядом с П. Лазаренко. Не потому, конечно, что американцы настолько стремятся к гуманности и честности в делах-они везде использовали такие крючки. Страна влияния должна быть покладистым рынком сбыта для нестандартной продукции западных или транснациональных компаний, с по-ниженными требованиями к условиям и качеству импорта в данную страну. Именно это и происходит, а прием Украины в ВТО придает этому процессу легитимность.
Позже упомянем, чем фактически является МВФ, МБ, ВТО в современном мире.
НЕ БРОСАЙСЯ КАМНЯМИ В СТЕКЛЯННОМ ДОМЕ (анг-лийская пословица)
Почему США так старается втолкнуть Украину (Грузию) в НАТО? Да, прежде всего - геополитическое значение. Но это значение будет действенным только тогда, когда страна будет зави-симой от США и Запада экономически. При вступлении в НАТО в Украине произойдет следующее: полная остановка военно-промышленного комплекса, Россия, конечно, остановит сотру-дничество с ВПК Украины, США это выгодно-- не нужен лиш-ний конкурент (Украина -- третье место в торговле оружием); товарооборот с Россией будет сведен на нет (он сегодня самый значимый для Украины), украинский рынок сбыта освободится для импорта на условиях, которые продиктуют США и За-пад,появится огромная местная дешевая рабочая сила. При сегодняшнем внешнем долге, устаревшем промышленном обору-довании и технологиях, при отсутствии экспортных энергоре-сурсов -- это уже экономическая зависимость. США и Запад удерживает возле себя Украину еще по одной сушественной причине - они уверены, что в Украине будет снят мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения - тогда через украинские фирмы иностранцы смогут стать фактическими владельцами этих земель, и использовать их только для выгодных им рынков. Для этого им надо иметь "свое" правительство в Украине. Это будет полная экономическая зависимость. По-этому надолго заморозится нестабильность экономики. К 2030 году людской потенциал страны в 25 млн. жителей запланиро-ван всемирным "круглым столом" (главенствует там "дядя Сэм" пока), ему вторит Комитет ООН по координации развития (2001-2002гг). Так планирует бизнес-сообщество. Все остальное для него - политика, это не его дело, для нее он нанимает поли-тиков: бизнес мало интересует, скажем, внутренний раскол страны по языку, идентичности, даже по надуманной украинс-кими политиками территориальной угрозе, ибо они знают, что экономически страна никуда от них ни денется. А если на-нятые ими политики не справятся с планами бизнес- сообществ-- сменят политиков.
Почему же украинские власти будто бы рвутся сейчас в ЕС и НАТО, а Запад все пропускает как-бы мимо ушей? Потому что эти украинские власти уже зависимы от США, они не вольны, как уже отмечено, в своих действиях, и поистине бросаются камнями в стеклянном доме.
Особенно заинтересованы в этих "цветных движениях" США--они стремятся убить сразу двух зайцев: ограничить политичес-кое усиление России, и, разумеется, ослабить Евросоюз как свой противовес в Европе и в мире, вталкивая в него постсоветские неструктурированные экономики. Поэтому политикум США будет еще какое-то время настойчиво поддерживать "цветные" движения под девизами "демократии, свободы"и т.п., и будто бы активно, в основном политически, поддерживать Украину, Грузию и т.п. в их евростремлениях, показывая свои будто бы усилия повлиять на Евросоюз. Довольно потирает руки, конечно, крупный финансовый бизнес- такая политика позволяет баснословно вздувать рынки, биржевые, финан-совые и т.д., а политики все заняты своим --они торжествуют "победу" в Югославии, Грузии, Украине, Молдове, в Средней Азии. Пока - потому что они опять зарвались, как уже было 35 и 80 лет тому. Скоро рухнет многое.
Как известно, политика будет жизнеспособной и долговечной до тех пор, пока она будет полезной или хотя бы не вред-ной соответствующему большому капиталу. Как только инте-ресы разойдутся, поменяется политика -- не капитал же, конечно... Еще вернемся к этой теме в конце.
И Н Д И Я : единство многообразия
Узкая колониальная тема послевоенной истории не позволяет затронуть древнейшую индийскую цивилизацию ввиду ее несравненной емкости и глубины. Но уклониться полностью невозможно, т.к. именно особенности индийского самосознания(его составляющие -"не нарушение космического равнове-сия", "покорность карме и дхарме") позволили европейским колонизаторам внедриться в страну с 15-го века, и затем полно-стью колонизировать ее без действенного сопротивления.
Феномен индийского cознания состоит не в самом богатстве философских систем и направлений, а в том, что в основе всех
этих учений лежит одно и то же представление о мире, а именно: ЕДИНСТВО МНОГООБРАЗИЯ, сложившееся еще в третьем тысячелетии до н.э., и дающее возможность к самым высоким обобщениям. Во- вторых, оно до сих пор остается настолько совершенным и самодостаточным, что все последующие учения и религии, зарождались ли они внутри индийской культуры, как буддизм, или привносились извне, как христианство, мусульманство, перекрывались ним как "огромной шапкой", отторгались как уже известные, или переваривались в рядовые частности этого единого и неделимого учения. Его корни идут из древнеиндийской живой философии, древнеиндийского эпоса (веды, около 7-8 тыс. до н.э.). Знакомясь с древней философией, наш историк В.Бычков сказал: "Все время кажется, что это были инопланетяне".
История этого мировоззрения в развитии такая: "мир совершенен и менять его не надо", 3-е тыс. до н.э.; "человек несовершенен и обязан меняться", 2-е тыс. до н.э.; "изменения - залог спасения", 6-й--3-й века до н.э. Эта последняя философская мысль дала начало зарождению и затем развитию двух религий, весьма разных по своей природе влияния на умы людей: буд-дизм и христианство. Буддизм является развитием этой древнейшей философии, продолжая ее основы. Но христианство имеет несовместимое противоречие с основой этого философского воззрения ввиду того, что в этой живой философии нет догмы о страхе господнем, о рабстве человека перед Высшей силой, Богом. Смысл жизни человека, по этой живой филосо-фии, в познании Высшей силы и приобщении к ней. Современ-ные философы считают, что мы живем сегодня в начале переходного периода к новой эпохе. В течение предстоящих двух столетий следует ожидать четвертую часть этого учения, которая отразит дух новых времен в плане того, что индивидуальное сознание людей перестанет воспринимать те учения и ре-лигии, которые построены на основе лишь аллегорий, и принявшие за основу своего учения страх перед земной жизнью, рабство человека перед Богом: "Начало премудрости - страх Господень". Эти основы иудаизма странным образом переползли в итоге в христианство. Была цель: ввести веру о том, что ду-ховную историю человечества будто-бы породил Израиль, а средством достижения послужил фанатизм и невежество ран-них христиан, а позже - крестовые походы, утвердившие веру острием меча. Воплотится цель жизни - приобщение к Богу, к Высшему Разуму-вместо вины перед ним. Такой процесс бу-дет сопровождаться введением в оборот дискурса таких категорий, как совесть, честь, достоинство, нравственность уже не как плакатных понятий, а как эстетику осознания связи с Высшей силой.
Космонавты говорят, что из космоса ИНДИЯ НАПОМИНАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ .
Кому приходилось соприкасаться с глубокой древней культурой Индии, тот непременно отметил, что индусы живут поистине духовной жизнью, и бедность не служит основанием для неуважения, а тем более для презрения. И в этой духовной жизни они счастливы. Например, даже в ежегодном индийском карнавале они не ищут веселья, а ощущают радость от общения и от древних божественных обрядов.
Корни древней индийской культуры присутствуют во многих современных азиатских (в т.ч.и в китайской, Дзен-буддизм), европейских и славянских культурах. В Индии до наших дней сохранилось соблюдение кастовых различий по религиозно - общинному признаку. Эта общинно-кастовая социальная структура освящена индуизмом. В Индии говорят: если навстречу идет бедный брамин (дравид) -- дай ему дорогу. Имущественный ценз, богатство или бедность в данном случае не имеют значения. Сигхи, самая воинственная народность Индии, со своей культурой, стоит также особняком среди про-чих. Другими распространенными кастами считаются кшатрии, вайши, шудры. Есть и другие, в разных регионах страны, но они почитаются меньше, чем древние сословия. Кастовые различия не закреплены формально, и сегодня в условиях бурно развивающейся экономики страны они менее заметны.
Распространенные религии: индуизм, буддизм. В 12-м веке в северные районы Индии пришел ислам, в 16-м веке здесь была образована исламская империя Великих Моголов, которая распалась в процессе колонизации Индии. Она протекала по традиционной для того времени европейской методике: вначале размещение капитала - через Ост-Индские компании, за-тем военное присутствие и административное подчинение.
МАССОВОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ - путь к независимости
К середине 19-го века англичане, после двухсотлетних воен с португальцами, голландцами, французами и с местными пле- менами, закончили колонизацию всей страны, превратив ее в источник своих основных доходов и в главный бастион своего влияния на весь регион от Суэцкого канала до Индокитая. Но к концу 19-го века усилились индийские монополии, воз-никло мощное антиколониальное общественное движение, наиболее ярким из которых было движение Махатма Ганди. Следуя своей упомянутой религии, индусы не брали в руки оружие, а боролись с англичанами поистине массовым неповиновением английской администрации. Все же в заключительной стадии, после военных действий между индийскими и англий-скими войсками, в 1947 г. англичане вынуждены были пре-доставить стране независимость. Но ввиду острой религиозно-общинной розни между исламским севером и остальной ча-стью страны англичанам удалось разделить страну на два доминиона: Индийский Союз и ПАКИСТАН. В 1950 году Ин-дийский Союз провозгласил себя независимой Республикой ИНДИЕЙ. Это лишь некоторые черты длительной борьбы Индии за независимость в новейшей истории.
ПОЗИТИВНЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ
Далеко не все складывалось однозначно для Индии и после обретения независимости. Влияние в Индии означало и влияние в соседнем Непале, и вцелом в Гималаях. США не сомне-вались, что именно они имеют право на замещение англичан в Индии. СССР имел такое же намерение, поддерживал и рас-считывал на усиление роли Компартии Индии, на развитие событий по сценарию, схожим с китайским. Но к чести ин-дийской Компартии, она не пошла на обострение внутрипо-литической борьбы, и поддержала правительство Индии, которое было главным инициатором "Движения неприсоедине-ния" (1955) к политическим блокам. Это движение осудило колониализм в любой его форме, сыграло важную роль в поисках путей становления молодых государств Азии и Африки. "По-зитивный нейтралитет" -- так называли это движение. Этот уникальный для того времени (именно времени очеред-ного передела мира) опыт придется вспомнить некоторым современным новым странам, рано или поздно. Но сегодня в агонии "цветных" переворотов лидеры этих стран, похоже, еще не в состоянии осмыслить именно ту историческую роль, кото-рая предназначена их народам. А у этих народов, включая и нас, очевидно, отсутствует пока в сознании то "единство многооб-разия", которое присуще индийскому сознанию.
Несмотря на столкновения разных общинно-кастовых и этнических групп внутри страны, Индия не утратила своего потенциала единой демократической республики.
1974 год. Бомбей, Калькутта. Этническое разнообразие стра-ны столь высокое и контрастное, что не всегда даже местные власти владеют данными о народностях или этнических группах, проживающих в их регионе. Однажды, следуя на ка-тере вдоль юго-восточного побережья вблизи Кулькутты, на-ша небольшая группа из 5 человек решила отдохнуть на при-влекательном песчаном пляже одного небольшого острова, невдалеке от берега. Поднявшись на песчаный холм, обнаружи-ли небольшое поселение из примитивных шалашей, покрытых пальмовыми листьями, в нем десятка три женщин и детей в набедренных повязках, и ни одного мужчины. Вскоре мы их увидели за холмом, тащившими длинную рыбацкую сеть вдоль берега. Нас вначале удивил их бедный улов мелкой рыбешки, поместившийся в небольшой банке, в то время как их небольшие джонки покачивались у берега, а в сотне метров от берега ловилась рыба покрупнее. Позже мы узнали, что хотя джонки есть, но техникой лова сетью они еще не владеют. Затем удивление переросло в недоумение, когда че-ловек двадцать окружили нас и потребовали дать им пищу. У нас ничего не было. Наши попытки объясниться или дать им денег не воспринимались, в их глазах появилась злость, какую видишь у агрессивного голодного пса. Никакой язык они не понимали. Так прошло около получаса, их агрессивность возросла до неприятного, и они уже пытались отделить од-ного из нас (самого упитанного, позже мы шутили по этому поводу, может и зря шутили), когда их лидер понял наши жесты о том, что мы уже связались по рации со своими людьми, и что им уже везут пищу на другом катере. Получив ее, сразу освободили нас. Таким образом, побывав в кратковременном плену, мы узнали, что на южных островах и в глубине материка проживает много мелких этнических групп с неизвестными происхождением, языком, культурой, верой, многие из которых находятся на общинном уровне развития. Они нигде не зарегистрированы, и не находятся в правовом поле.
Но древняя индийская традиция: весь мир людской -- одно общество -- не ослабела за многие тысячелетия, а единство многообразия -- для Индии не пустые слова.
По индийской традиции, многие и сейчас зарабатывают на жизнь на улицах, на рынках, чем могут, в том числе традиционными индийскими аттракционами. Однажды, проходя мимо уличного йога, седого крепкого индуса на "традиционно" тонких ногах, расхаживавшего у огня и энергично размахивавшего руками, мы услышали выразительный русский мат, который он вставлял в свою экспрессивную речь, произносимую перед десятком зрителей, прежде чем стать голыми ногами на красные раскаленные угли. После сеанса, заплатив как должно по местным обычаям (индусы благодарны за сам факт оплаты, они никогда не попросят больше), мы спросили его, какую роль играют русские слова в его йоговской "препарации". Ис-кренне радуясь и улыбаясь, ничуть не смутившись, йог рассказал, что раньше у него были ученики, в том числе из советской Средней Азии, и которым эти русские слова очень помогали успешно войти в состояние йога. Помогают они и ему, их значения он не знает, но он не раз убеждался, что речь с этими русскими словами лучше действует на зрителей, чем речь без этих слов. Мы согласились с ним, что эти слова добавляют экспрессии, и продолжили свой путь, гордясь своим "великим и могучим".
ЗЕЛЕНАЯ И БЕЛАЯ РЕВОЛЮЦИИ
В течение трех десятилетий после объявления независимости уровень жизни большинства населения был еще низким, многочисленные бездомные, безработные люди, казалось, ок-купировали все города. Целые поселения из легких шалашей, с огнем меж двух камней, располагались повсеместно вокруг пор-та и на окраинах. Было похоже, что Афанасий Никитин сказал только вчера: "А люди здесь голы...".
Среди этих бездомных людей было очень много беженцев из приграничных районов с Пакистаном, позже из Бангладеш. Спящие в мешках на тротуарах люди были обычной картиной по всему городу. Лишь на центральных улицах и в местах, по-сещаемых туристами, их было незаметно. Обретя независи-мость с 500 -миллионным населением, две трети которого практически жило за чертой бедности, правительство провело так называемые "зеленую" и "белую" революции--нет, не на "майданах", а по широкому освоению агрокультуры и развитию животноводства, по формированию госсектора в энерге-тической, добывающей и военно-промышленных отраслях, по широкому введению рыночных механизмов во всех остальных отраслях.
Эти и подобные меры, т.е. понятная открытая политика пра-вительства, позволили привлечь колоссальные иностранные инвестиции. Индия к концу 20-го века добилась для своего возросшего до миллиарда населения достаточной занятости, вполне приемлемых условий жизни, хотя по официальным данным ООН, сегодня около трети населения живет еще бедно.
Но изменения за последние всего лишь два-три десятиле-тия ошеломляют: от многомиллионных поселений бездомных, нищих и голодных людей на улицах городов, в пригоро-дах и в деревне страна перешла к состоянию занятости населения, динамичного развития в городе и в деревне, она при-знана ООН как "новая индустриальная страна", приоритетом которой сегодня является развитие новейших высокотехноло-гичных производств. Политическое влияние Индии в регионе и в мире также возросло и динамично увеличивается. Индия сотрудничает с развитыми странами Запада, Россией, США, Китаем, Японией и другими.
Индия тесно сотрудничала с СССР и соцлагерем в процессе обретения независимости и становления государства. Это было взаимовыгодное сотрудничество, а безвозмездная помощь ока-зывалась лишь в определенных направлениях. В общем, можно сказать, что на то время "в нашем полку прибыло", а у со-перников, соответственно, убыло. Но под влиянием соперни-ков оставался Пакистан.
Возникновение новой страны БАНГЛАДЕШ
Антиколониальные войны в классическом смысле -- это вой-ны колоний против метрополий. Зачастую их продолжением в 20-м веке являлись гражданские войны за власть внутри коло-ний. Индия избежала гражданской войны, но особенностью независимости Индии явились межгосударственные войны с Пакистаном. Напомним о них, ибо споры еще не закончены. Первая возникла в 1965 году из-за спора о принадлежности северных пограничных провинций Кашмир и Кач. Развились полномасштабные боевые действия. Совет Безопасности ООН предложил перемирие, обе стороны приняли его, про-винция Кач отошла к Пакистану, Кашмир остался в составе Индии. Через шесть лет боевые действия возобновились.
Пакистан в то время состоял из двух частей: Западной и Восточной (провинция Восточная Бенгалия), которые не имели общей границы, были географически разделены индийской территорией. Уровень жизни в Восточной части был на более низком уровне, это вызывало недовольство населения, возник-ло движение за независимость "Лига Аван".
Но главной причиной этого движения, даже при общей религии, было существенное различие населения этих двух частей по цивилизационному признаку. Бенгальцы на востоке и пенджабцы на западе весьма отличались менталитетом, культурой, приоритетом ценностей. Восточная "Лига Аван" получила большинство голосов на выборах, западное прави-тельство не признало результаты выборов. Начались боевые действия с войсками "Лиги". "Лига" обратилась за помощью к Индии, которая была встревожена возросшим до 20 миллионов потоком беженцев на ее территорию, и стремилась навести порядок в соседней провинции. Через две недели западные пакистанские войска сдались. "Лига Аван" объявила о неза-висимости Восточной Бенгалии и об образовании нового государства БАНГЛАДЕШ.
В течение года его признали 93 государства ООН, в том числе все большие мировые державы. Это -- дружественное Индии государство. Беженцы возвращались в страну, и к кон-цу года на территории Индии их оставалось всего 9 мил-лионов. Бангладеш относится пока к развивающимся странам, но прогресс отмечается во всех областях жизни.
Вооруженное противостояние Индии и Пакистана продол-жается уже около полувека. Индия контролирует две трети спорной территории Джамму и Кашмир. Обе страны обла-дают ядерным оружием, развивают свою ядерную программу.
Индия--второе в мире по численности населения государст-во. По прогнозам международных экономических институтов, при сохранении темпов к 2020 году Индия войдет в десятку, а к 2030-му - в тройку самых развитых стран мира. Сегодня -- это ядерная и космическая держава, крупнейший производитель и экспортер программного обеспечения, проводит современную инновационную политику.
Секрета этих успехов нет - это ориентированная экономика, отсутствие грабительских влиятельных кланов у власти, умерен-ные последовательные политические силы, отсутствие экстремизма во внутренней политике и крайностей типа "прыжков" в экономи-ке, что в сочетании обеспечивает заинтересованность солидных инвесторов.
Но как бы ни выросла Индия, не верится, что индийские тра-диции исчезнут: сидящий в йоге на улице брамин, ищущий смысл жизни, или йог на красных углях, или смертельная схватка мангусты с коброй.