Аннотация: Встреча Иисуса Христа с самарянкой по Евангелию от Иоанна,4
Вечереет. Солнце медленно уходит за вершины холмов, отбрасывая в долину Самарийского городка Сихем длинные тени от гор. Фотина берет свой водонос и, как всегда под конец дня, отправляется в долину к Иаковлеву колодцу у горы Гаризим. Дорога кажется короче, когда о чем-то размышляешь, вспоминаешь или мечтаешь. Привычная каменистая тропинка от дома к колодцу мимо домов родственников и соседей. Городок небольшой, несколько тысяч жителей, многие друг друга знают с детства, жизнь соседей, как на ладони - ничего не скроешь, даже если захочешь. Горе и радость каждого все вместе переживаем, и поклоняемся богам тоже вместе, - так размышляла самарянка, спускаясь с горы в долину.
В сердце, сколько помнит себя Фотина, всегда ощущала, что недолюбливают ее родные, отец, мать, потом муж; не ценят они ее по достоинству, труд ее для них ничего не значит, порой унижают, и даже проклинают, обвиняя во всех смертных грехах. Конечно, Фотина понимает, что нет в ней настоящего искреннего смирения, тепла, целомудрия, любви к ним - вскипает по каждому поводу и без всякой причины, давая выплеснуться своему негодованию и постоянному ворчанию на головы ближних, непослушна ни родителям, ни мужу. А, как хотелось бы жить иначе: обычного тепла и хоть немного радости. Еще молодая женщина, полная сил, но уже пять мужей поменяла. А теперь и шестого приютила в доме у себя, и опять же, это не тот, кто нужен ей, только, как мужчину и держит его возле себя. Плохо это все, и осуждают все соседи такую ее жизнь. С юности это чувство постоянного недовольства собой мешает ей жить. Единственная отрада - дети, сыновья ее, хоть и от разных мужей, но они ее самые любимые, она мать им, ради них и живет.
На минутку останавливается, чтобы в очередной раз увидеть открывшуюся панораму Сихемской долины. Не может она равнодушно пройти мимо, хоть и каждый день видит это. Золотые поля пшеницы почти побелели, готовые к жатве, персиковые и гранатовые сады, цветущие розы и мирты, раскинувшиеся по всей долине между гор, голубое необыкновенное небо в легких почти прозрачных облаках, подсвечиваемых розовыми лучами заходящего солнца. И в этом застывшем спокойствии, где и стебелек травы не шелохнется, рождается тихий теплый вечер. Кто все это создал, так все едино, такое благолепие - чудо не преходящее! Хоть одним глазком увидеть Творца всего этого! А ведь какой подарок для потомков сделал праотец наш Иаков, когда выкопал колодец в долине, да такой глубокий и с такой чистой водой! Сколько поколений черпает воду оттуда! Что говорить, славное это место, Самария, красивый цветок среди холмов и высоких гор!
Ну, почему тогда не любят нас соседи наши - иудеи. Помню, еще дедушка рассказывал, а ему его дед, что Самария когда-то столицей северного Израильского царства была. Но, еще при царе Ахаве поклоняться стали богу Ваалу, даже школу создали пророков Ваала, ему и жертвенники ставили на горах. Как говорили пророки, блудницей большой Самария стала тогда. Бесчинства и притеснения бедных богатыми, пьянство и разврат - ведь все это было же, как рассказывают старцы. Много осад выдержала Самария от врагов, позарившихся на ее землю, но чудом была спасена в те далекие времена. И все же за грехи эти допустил Бог, что Ассирия взяла войной Самарию, и всех погнали в рабство. Отвернулся Бог Израиля от самарян, опустошена была земля и высоты ее превращены в развалины. Потомки угнанных самарян спустя многие годы возвратились сюда, в т.ч из других народов Вавилона, а позже из Персии люди из других народов пришли жить сюда. Отстроили они город заново, Самария стала краше прежнего. И снова начали самаряне поклоняться разным языческим богам. Вон там, на вершине Гаризима священники жертвенники установили для богов языческих, там и поклоняемся им. "А, сколько потом всего еще было в истории Самарии при римлянах - не переслушать, не пересказать", - говаривал дед наш. О, как же было интересно слушать его, когда он нас детей, внуков своих, собирал вместе. Так, в чем же моя вина, - спрашивала себя Фотина: предки так жили, Бога своего не чтили, вот и я так живу. Поклоняюсь, как все самаряне, но если честно, чтобы никто не слышал, то не не знаю, где и как правильно поклоняться на самом деле нужно, не верю я ничему. Она облегченно вздохнула и обрадовалась, что не заметила даже, как подошла к колодцу. Наступил шестой час после полудня.
У колодца сидел мужчина лет тридцати, одетый, как паломник иудей. Через долину проложена дорога из Галилеи в Иерусалим. Так что, паломники частые гости здесь. Самарянка сняла с плеча водонос и стала опускать его в колодец. Неожиданно мужчина заговорил с ней: "Дай мне пить!". Фотина была удивлена: иудей и просит у нее воды; а ведь, знает, что без мужа и разговаривать с женщиной нельзя, тем более, иудею с самарянкой. Кто же он такой, что закона не боится? И немного даже дерзко выпалила ему то, что подумала сейчас. А он ей в ответ:"если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую".
Нет, он, определенно, странный, этот паломник. Не пойму, чего он хочет на самом деле? Чтобы не я ему пить дала , а чтобы я у него просила воду живую? А какая же у нас тогда вода, разве не живая. Всякая вода - к жизни. Но ведь ему и почерпнуть-то нечем, потому и сидит у колодца, ждет, кто бы пришел с водоносом. А, ведь, как он говорит: независимо, как власть имеющий. Кто же он на самом деле? - подумала самарянка. А сама ему отпарировала: "Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?". Мужчина ответил: "всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную".
Как же он может говорить такое? Ведь при нем нет никаких сосудов для воды. Так о какой же воде он говорит тогда? И она представила себе, что имея такую воду, не придется каждый день, а то и по два раза, ходить сюда к колодцу. Загоревшись новой идеей, Фотина просит: "Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать".
- Пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
- Нет у меня мужа,- отвечает Фотина.
- Это ты правду сказала, ведь у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала, - заметил незнакомец.
Женщина была очень смущена и разволновалась: откуда он знает про мужей моих и в таких подробностях. Нет, он непростой, он очень необычный человек. Ведь, надо понимать, что не о воде из колодца говорит он? Давно идет спор между иудеями и самарянами, каким богам поклоняться, и где это нужно делать, может быть, он знает ответ на этот вопрос, - подумала женщина:
- Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
- Это хорошо, что ты об этом спросила. Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине,ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Знаешь, жертва Богу - сердце сокрушенное и смиренное.
- Знаю, что народ наш ждет Мессию, Христа. И когда Он придет, Он возвестит нам об этом всё.
- Это Я, Который говорю с тобою, - ответил ей Иисус.
Что он говорит? Он Мессия, Христос? Возможно ли такое, сейчас, здесь? Но ведь он человек, одет, как человек, и нет ничего неземного в Нем, разве только слова, которые Он произносит, речь его необычная. Как поверить его словам? Однако, истинно то, что всю мою жизнь сразу увидел, понял, как будто, всегда знал меня? В голове Фотины пронеслась мысль: надо бежать в город, привести людей, мужчин, пусть они определят, кто Он. Хотя я лично уже верю Ему, верю, что Он посланец Божий, Мессия, Христос, чувствует мое сердце.
Фотина бросила у колодца свой водонос и со всех ног помчалась в город. Глотая слезы, она беззвучно шептала слова молитвы: Господи, дивный, услышь меня; у Тебя правда и истина, у меня на лице стыд, прости грехи мои и беззакония, благослови детей моих, дай испить живой воды жизни вечной, научи любить меня и верить всем сердцем своим. Мысленно рассказывала Христу о самом сокровенном, что устала жить и ненавидеть, жить без веры, без любви, не видеть смысла свой жизни, не понимать, что есть истина, а что - ложь. Одновременно, какая-то неземная радость наполнила неизъяснимым восторгом все ее существо: Христос сам нашел ее, такую, какая есть, чтобы спасти от всякой неправды. Боже мой, благодарю Тебя, Господи! Верую, что жизнь моя изменится! Она бежала по улицам, стучала в ворота домов, и громко возвещала людям, что там, у колодца их ждет пророк, не Христос ли Он, ибо всю ее жизнь рассказал ей, и все, что говорил Он было правдой.
Два дня провел Иисус в Самарии. И многие сами уверовали в Него по Его слову и уже говорили самарянке: "уже не по твоим речам веруем, сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос".