Ковалевская Александра Викентьевна : другие произведения.

Носом в иллюминатор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор КОСМИЧЕСКОГО ВНЕКОНКУРСА на площадке "Моя планета-2021"

  
   Носом в иллюминатор
  
   Юбилейный год первого полёта гражданина СССР в космос несёт авторам творческий подъём и полёт вдохновения. Кого-то хватит на один виток вокруг родной планеты, а кто-то доберётся до чужих миров и даже вернётся обратно.
   Сразу две номинации открылись для космических путешественников:
   номинация "КОСМИЧЕСКАЯ ЛАЙТ" собирает рассказы о землянах в Космосе и далёких планетах. Это - для любителей приключений "не здесь".
  Номинация "КОСМИЧЕСКАЯ ВНЕКОНКУРС" - расширенная. Она соберёт истории о землянах в космосе, а ещё об отношениях с инопланетянами на нашей с вами Земле. Так что лететь далеко совсем не обязательно.
  
   Именно фантастические истории про Землю и Земли - т.е., другие планеты, - я собираюсь комментировать в этом обзоре.
   Меня интересует описание мира как места развития сюжета. Оценю выше, чем описание проблем пассажироперевозок в космосе, что тоже может быть волнующе, но не здесь и не сейчас.
   Почему так?
   Причина простая. Стартовую площадку для полёта фантазии нам предоставил конкурс, годами знакомивший с экзотикой и красотой Земли. Нахожу правильным в рамках этого конкурса просто расширенно трактовать тему, включить в неё далёкие планеты. А вот если стартует конкурс авиалиний или РЖД - там и буду вычитывать тексты, как "...от Казанского вокзала ехал поезд номер шесть". То есть, не поезд, или не простой поезд, а ракета, тарелка или даже космический сервиз...
  
   Критик я не подарочный, высказываюсь по настроению, оставляю за собой право негодовать, иронизировать и стебаться, если автор дал к этому повод.
  
   Итак, разъяснялово по причине новизны номинаций исчерпало себя, и вслед за бессмертным гагаринским: "Поехали!" поедем и мы. А, возможно, телепортируемся, перенесёмся, высверкнем, шваркнемся, или просто двинемся умом - последнего вполне достаточно, чтобы очутиться где угодно. *зловещий смайлик*
  
  
  
   Мини-трилогия о Мефистофеле и других космических пришельцах
   http://samlib.ru/r/roman/minitrilog_space.shtml
  
   В иллюминаторе мелькнул парк средней полосы.
  Это не ко мне.
  Хотя все три истории ясные, изложенные хорошим русским языком, не без юмора. Но планета во всём этом как-то боком...
  
   Самая красивая планета
   http://samlib.ru/w/wolozhenko_a_a/samaiakrasivaiaplaneta.shtml
  
  
   Читаю. Ни слова в простоте. Несколько абзацев нарезок из научпоп статей. Выяснить уровень правильности использования терминов не представляется возможным. Так. Пошли куски каких-то рабочих протоколов... опять терминология. Что, если из учебников? Как знать? И снова термины. Зачем это было написано? Автор таким образом ищет на СИ себе подобных братьев по разуму? Убеждает, что знающ и компетентен? Увы, не верю. Передо мной фантастика о том, чего ещё не совершали в космосе, следовательно, автор может бесконечно ошибаться, творя собственное описание процессов. Тогда не всё ли равно, сколь умным будет текст? Возможно, это такой новый литературный приём для создания убедительного образа робота, отправленного в космос? Если последнее, то вы решились протаптывать нехоженую дорожку. Потому что литература, да и прочие виды искусств давным давно наработали способы не загромождать сюжеты узкопрофессиональной, научной, псевдонаучной терминологией. Даже если главный герой - робот. Для этого существует минимальный (это важно!)набор терминов для масс-читателя. И даже штампов - не страшно, если рассказ не о технике, а как у вас, о чувствах. В половине голливудских фильмов проблема технических неполадок обозначается так: "У нас полетела трансмиссия!" - кричат перевозбуждённые герои, и по накалу их голосов понимаешь - случилось непоправимое, которое поправится на последней секунде отсчёта таймера. Заметьте: по силе чувства понимаешь, не по длине подробных описаний, потому что трансмиссия летит у нефтяников на астероиде, и у автомобилиста на хайвэе, и в поезде - обожаю эту трансмиссию! С некоторых пор, как я натолкнулась на этот приём, я охотно использую его в быту. У меня летит трансмиссия в калитке, если примёрзнет кодовый замок, и в духовке, если вдруг затухнет, и даже на каблуках сапогов надо вовремя менять трансмиссии, не то полетят. :-))) У медиков ещё круче: "Мы его теряем!!!!" - и снова всё ясно. Итак, продравшись сквозь избыточность умнообразия, понимаю следующее. Планета Шелезяка притянула ещё одного шелезяку, летевшего не туда. Шелезяка сумел проявить свою инаковость. У шелезяки оказалась сильная эмоциональная сфера. Оставляю ответственность за сей странный-престранный и ничем не подкреплённый фантдоп на авторе. Описания планеты есть, даже двух планет. В конкурсе по праву.
  
   Вычитав этот рассказ, вернулась к своему, и удалила всё, что показалось мне наукообразным.
  
   "Чиксулубский метеорит"
  
   http://samlib.ru/editors/k/kowalewskaja_a_w/chiksulubskijmeteorit.shtml
  
  Это глава романа, которой придан максимально целостный рассказный вид. Да, бывают рассказы с открытым во все стороны сюжетом, это один из них. Кстати, здорово будоражат фантазию, потому что в возможности подумать над предысторией и пост-событиями есть своя прелесть, это, если хотите, элемент доверия к интеллекту читателя, способного достраивать сюжетные линии. Надеюсь, таких на СИ большинство. На самом деле, ничего сложного в рассказе нет: из первых абзацев понятно, что недоросли оказались в ситуации выживания, попали в некий транспорт, путешествующий во временных потоках. Потом вынуждены спасаться, будучи заброшенными в позднемеловой период чуть раньше, чем им на голову свалится воспетый рапсодами всех учёных мастей Чиксулубский метеорит. Как ребятам это удаётся - узнаете из рассказа. Описания "молодой старушки Земли", как выражается один из героев, - есть такие описания. Повадки животных - тоже есть. Экшн. Самонадеянно считаю годным для участия в конкурсе. -))))
  
   История о том, как комбайнер Шура Портвейных был коварно похищен инопланетянами и чем это, собственно, завершилось
   http://samlib.ru/t/terehow_b_w/istorija_o_tom.shtml
  
   Знаю, было: тоже однажды текст рассказа залился в окошко для названия :-))). Автор качественно проспойлерил историю. Такому названию рассказ как бы и не нужен, тем более, кончается набором банальностей.
  
   Богатство Галактики
   http://samlib.ru/k/knjazew_p_w/bogatstwogalaktiki.shtml
  
   А вот это в тему! Космично, фантастично, планетарно. Автор создал целый мир, и нас, читателей, с этим миром знакомит. Раскрываются межпланетные отношения, объясняются их тонкости и нюансы: перед нами разворачивается панорама удивительного бесконечного космоса. И всё это делается исключительно литературными способами, без привлечения научных терминов. Читала с интересом, спасибо. Занятно было проследить, как автор распорядится незатейливым фантдопом с солью? Не сверзнется ли в чушь или примитив? Нет, всё достойно, уровнево. Возможно, потому что инопланетяне и их планета ну очень экзотичные. Рассказ получился.
  
   Контакт
  
  http://samlib.ru/w/werbowaja_o_l/kontakt.shtml
  Политическая сатира. Увы, к исключительной номинации, посвящённой памяти первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос, шито белыми нитками.
  
   Манный пудинг
   http://samlib.ru/d/dimych_c/manniypuding.shtml
  
  Насквозь психологический и даже психоделический рассказ. Но я-то летаю по высокой орбите, смотрю не под крышку черепа, а в иллюминатор и, получается, ничего не вижу. Или вижу кашу манную как авторскую аллегорию путаного, управляемого и сопротивляющегося сознания. Се в иллюминатор не разглядишь. Рассказ расцвечивают смачные, точные, как всегда у Чвакова, изобретательные описания. Они настолько интересны и хороши, эти штрихи, эти приметы разного времени, внешностей, разговорного языка и даже интонаций (!), что буквально рвут сюжетную линию. И не в задумке дело - не в лит.форме, как, должно быть, утешает себя автор. Рвущееся наружу богатое и качественное бытописательство жутко мешает вычитывать фантастическую составляющую. Как только автор решается оторваться от описательности, остаться один на один с фантэлементом, сразу видна беспомощность.
   Возможно, надо браться за роман. Возможно, крупная форма обеспечит простор, примирит две непримиримые составляющие: детализацию всего, попавшего на вид, и глобальную фантастическую идею.
  
   Даёшь Альдебаран!
   http://samlib.ru/p/prudkow_w_w/aldebaran.shtml
  
  
  Мда... редкая птица долетит до середины огорода. А тем паче перелетит через забор!
   Но мыслями все герои уже давно бороздят просторы Вселенной и готовы в полёт прямо сейчас. И вот свершилось: курс - на Альдебаран! И всё было бы славно, но только опять и снова летающую тарелку сконструировали где-то в другом месте, а взросла она на российских сырьевых ресурсах. Очень символично, хотя вряд ли автор смотрел на собственную придумку с этой стороны... :-))) Написано гладко, с юморком.
  
   Три пуговицы
   http://samlib.ru/m/mushinskij_o/55_gala01.shtml
  
   Рассказ про пуговицы от жилетки без рукавов. Именно такие ритуальные жилетки носят ортодоксальные инопланетяне. Мир и даже разные миры в меру очерчены - ровно столько, сколько нужно для сюжета. Чувство меры, на мой взгляд, самое важное для автора после орфографии и стилистики. Именно чувство меры не позволяет растекаться мысью по древу и писать такие полные воздуха рассказы. В читательскую голову не вбивали гвоздей, но конструкция текста держится надёжно, я легко скольжу по сюжету и одновременно свободно достраиваю картинку мобильной густонаселённой вселенной, полной красивых девушек всех мастей, солнца (даже многих солнц) и сотрудничества. Ведь договариваются и понимают друг друга в этой вселенной чаще, чем наоборот.
   Ради такого будущего имеет смысл жить в настоящем и имело смысл стартовать в космос шестьдесят лет назад.
  
   Красные фонари
  http://samlib.ru/s/sofronowa_e_a/krasnyefonari-1.shtml
  
  За красными фонарями закрепился вполне определённый смысл, и я сначала решила, что это авторская метафора. Но чем дальше в текст, тем сильнее сюжет сдвигается в синюю часть спектра и это ничего к пониманию не добавило, даже наоборот. У спектрального синего есть вполне определённое физическое значение: ультрафиолетовая область спектра человеческим глазом неразличима. Визитка молодых горячих звёзд. В общем, не знала, что и думать, и, устав следить за буйным бегом авторской фантазии по лабиринту образов в холодных тонах, остановилась на догадке, что задумано всё гораздо проще: синие походили первыми и выиграли. Выяснилось, что это была старая, опытная цивилизация. Уестествлять земных девушек они умудрялись в газообразном состоянии, являясь к девственницам в виде облака. Счастье, что к совершеннолетним. Пока героиня маленькая была, на неё не осели. Блин. Я о чём?.. А о чём этот рассказ? Не поверите - ответить я не в состоянии. Инопланетяне были холодные, потому что синие, или наоборот, синие от холода, который они сами себе устроили, стремясь к совершенству. Время от времени они затевали Праздник настолько необычный, что эту часть рассказа читайте сами: воспроизвести у меня не получится. Картинки иномирья, иножителей, иногорода, инопраздника - есть. Кто хочет закружиться на карусели авторской фантазии до потери ориентации и понимания смысла - добро пожаловать, вам сюда.
   И, замечания для, цитирую: 'Эпилог. Проснувшееся Сознание 8591-EA, с трудом осознав себя проснувшимся, выплыло в гардеробную. Сначала надо было примерить Я . Выбор Я был не ограничен'.
  Считаю неверным и несколько вспыренным снабжать рассказ эпилогом - не та лит. форма. А у вас ещё постскриптум напоследок. Зря всё это. Как и прихотливые разрывы сюжета, вынуждающие читателя прыгать с Земли на дивную планету, с людей на нелюдей.
   Дальше. Логика действий героев мне непонятна. Критиковать с опорой на цитаты из рассказа - ночи не хватит. Пришлось утешаться тем, что это полностью другая культура и автор специально конструировала нелюдские мотивы и под них нелюдские диалоги. Что сказать, "художник так видит".
  
   Завещание
   http://samlib.ru/k/kisulja/zavesanie.shtml
  
  Возможно, имеет смыл тарабанить праздношатающихся туристов в космос, и пусть финансируют космические исследования, удовлетворяя свою жажду приключений.
  Я до сих пор не выработала отношение к этаким маленьким безделицам: написано неплохо, но что двигало автором, ради чего затевался рассказ? Всегда существует опасность начать писать просто потому, что получается складывать слова в предложения.
   Фантдоп наивный, с голубым и ясным взором автор слила фантастическую составляющую, чтобы не мешала баить сказку про старушку. В таком виде эта минька вполне годится в качестве сценария доброго мультика. Для граждан до пяти лет.
  
   Встреча
  
   Рассказ подан в параллельный конкурс "Моя планета.Этно" - туда и за отзывами.
  
  
   Игра
   http://samlib.ru/w/wasilxewa_t_n/igra.shtml
  
  Достойный рассказ, читала с интересом. Учитывая, что я подготовленный читатель фантастики, для меня сюжет просматривался наперед - именно столько, сколько надо для того, чтобы финал не оглушил, не озадачил, но оставил хорошее, крепкое такое чувство торжества вселенской справедливости. А иначе и быть не должно: жизнь слишком беззащитна перед рандомными сознаниями. Проще говоря, упорный дурак хуже злодея. Для читателя, только пробующего фантастический жанр, это великолепный рассказ с верными настройками.
  
   Химера, или посторонним вход разрешен
   http://samlib.ru/g/golikow_a_w/himera.shtml
  
   Сочетание психопатических черт с нешуточной могутностью героев обеспечивает качественный конфликт как движущую силу сюжета и сумасшедший читательский интерес. Стол накрыт: кровь, ошмётки плоти, крепко вооруженная мужская дружба, в которой нашлось место одной женщине, слепленной по канону литрпг-жанра. Больше одной "же", даже если не модифицированная, эта компания не выдержит. Бабы и особенно дети мешают стрелять, требуют особых условий, внимания. Без них мир проще, он сразу становится местом приключений человеческого мяса.
  Применительно к светлой памяти Ю. Гагарина рассказы такого плана больше комментировать не стану, не тот замес, не тот посыл.
   Гагарин - он всё-таки, не поверите, вверх летел. Приближал мечту о необыкновенном будущем. Явно не о таком будущем, как в рассказе, где звёзды и планеты сгодились лишь для того, чтобы отморозки получили доп.маршрут передвижения. Грустно всё это.
  
   Жил-был бык
   http://samlib.ru/b/batalowa_n_m/alfa.shtml
  
  Есть у меня больная мозоль: это когда в основу фантастического рассказа проложено житьё деревни Пьяново-Глупово. Рассуждаю я примерно так: двадцать первый век на дворе, братцы-товарищи, сколько можно класть в основание фант.приключений пьяную раскоряченную деревню? Тем более, если всё-таки бывать в нынешних сёлах, обнаруживаются вещи, совершенно не вписывающиеся в удобные для автора шаблоны. Чуть ли не индивидуальное школьное образование в малокомплектных школах; добрые детки; терпеливые в работе, точные в определении человеческой годности взрослые, которых на мякине не проведёшь и для которых мы, городская интеллигенция, как и сто лет назад, - вшивая. Это нам плата за мелочность суждений, непомерную спесь, житейскую неприспособленность, банальную лень, тщательно маскируемую под культурный образ жизни креативного человека. Каждый раз, когда покупаю продукты, мысленно благодарю людей, которые их для меня вырастили, чтобы я, слабая в пояснице, могла не горбатиться на грядках или в коровнике, работала исключительно верхом на стуле и не чувствовала себя человеческим обломком, шевеля пальцами по клаве и выдавая обществу продукт, который не накормил ни одного человека в этом мире, а, следовательно, с эволюционной точки зрения бес-по-ле-зен...
   Но вернёмся к конкретному рассказу.
   Автору, на мой взгляд, удалось невозможное: примирить меня с деревенским фантдопом. Есть в этом всём юмор, но незлой; ирония, но мягкая, лубочная, без желчи. Получился немного сказочный мирок, мудаковатый, но свой, родной.
  Смутное чувство, что рассказу не хватает ясности идеи, словно автор увлеклась и с улыбкой пустила перо в полёт, мало заботясь о жизни текста через годы, в отрыве от конкурсной движухи, перед взором сторонних читателей, ничего не подозревающих о постмодерне, жанре, который я представляю скорее по произведениям сишников Сфинского и Даймонда Эйса, а это совсем, совсем другой коленкор... Но в целом, хороший рассказ. Неожиданно понравился. А всё, что я написала сверху - это была увертюра.
  
   "Кто я?"
   http://samlib.ru/k/koweshnikow_s_w/sleepdoc.shtml
  
  Рассказ об инопланетном вторжении, вследствие которого на планете наступила Тотальная Муйня. (Не уверена, что пишется с заглавной буквы, но это несомненно она).
  Умелая описательность под ручку с бессодержательностью сходят за глубокомыслие. В свой иллюминатор в упор не вижу сюжета: чувственно описанные соски инопланетянки застят всё. Кроме сосков, похоже, она с собой ничего не прихватила; путешествовала налегке, так сказать. Нет, есть ещё рот. Ну, какой же контакт без рта. Рот даже важнее, чем руки, в чём автор совершенно и бесповоротно меня убедил.
  
   "12 апреля 1961 год. Жить и верить - это замечательно"
   http://samlib.ru/m/marzija_k_g/zhitxiweritx-etozamechatelxno.shtml
  
  
   Ностальгически светло, по-настоящему празднично. Воспоминания о полёте Юрия Алексеевича Гагарина, как радовался народ, как гордился Отечеством. Свет той зари нового дня до сих пор отзывается в душе, хоть я из поколения, родившегося позже гагаринского подвига, и первое внешнее, не домашнего масштаба событие, отпечатавшееся в детской памяти - это стыковка "Союз"-"Аполлон". Смею надеяться, по глубине народных чувств сравнимое с восторгом от первого полёта советского человека в космос.
   Во внеконкурсе очерк по-праву. Для того и затевалось всё - чтобы помнили, не забывали день 12 апреля 1061 года.
  
  
   "Открылась бездна"
  
   http://samlib.ru/g/gabdulganiewa_m/otkrylasxbezdna-1.shtml
  
   Маленький принц вырос, работает в космосе, заскучал и случайно оказался на Маленькой планете, на самом деле, астероиде. Они нашли друг-друга, всё обошлось. Виден авторский подход к раскрытию темы контактов, в случае с Марзиёй это гут, - она плохого не напишет. Но рассказ недожатый. Не потому, что написан намеренно просто. А потому, что гуманные сюжеты писать крайне, очень, запредельно тяжело, - так, чтобы зазвучали и оставили послевкусие. У этого рассказа послевкусия нет. Автору надо определиться с Главной мыслью и Главным героем. Всё-таки читатель ходит на литературу в поисках неординарных личностей, им сопереживают больше, даже если они попали в инопланетный пух-мох-луг блох... Чел, поддавшийся сначала жесткому сплину, а затем поэтическому настроению, профукавший навигацию из-за того, что вдруг его торкнуло сочинять вирши - на мой взгляд, не тот герой. Или не нашего времени.
  Тут есть повод сравнить сюжеты-экшн и добрые/гуманные/человечные рассказы. Сравнение чаще всего не в пользу последних. Почему? Да потому что на тройке милейших панд ни за что не догнать тройку злых лихих сработавшихся в упряжке скакунов. Автор, охотно размазывающий фарш по стенам, тем не менее, внятный в своей основной мысли: око за око, зуб за зуб. Всё подчинено этой задаче и потому легко образует смысловой ряд. Эмоции - сильные, поступки - в меру авторских сил изобретательные, ходы - неожиданные, личности - яркие, хотя и неприятные на всю голову. И ведь не прицепишься к автору, не спросишь: о чём рассказ? Ясно и ежу - рассказ о борьбе и победе. Неважно, кого над кем. Базовые эволюционные настройки читателя в глубине спинного мозга соглашаются: "Истинно так!"
  А что происходит, когда читателю попадается очередная история кота Леопольда? Первая мысль: "Это написано для детей". Если рассказ явно не для детей, вторая мысль: "О чём это?" или, перефразируя: "В чём сила, брат?"
  
  Читая, мы решаем наши внутренние проблемы. Чтение добавляет свободы, кому её не хватает. Пространства - кому стало тесно. Служит напитком смелости для трусоватых. Укрепляет тех, у кого начинают проседать базовые настройки "Не убий", "Не укради", "Не лжесвидетельствуй" и остальные, не менее важные. Сейчас плавно перейду на рассказ "Здесь и сейчас" - это как раз вступление к нему. Потому что в "Здесь и сейчас" автор (возможно, не слишком заморачиваясь философией, но тем не менее) поднял вопрос, что важнее: постулат "Не убий", или "Не лжесвидетельствуй"? И поставил героев и читателя перед выбором. И в результате рассказ получился.
  
   "Здесь и сейчас"
  
   http://samlib.ru/k/kuskow_s_j/hereandnow.shtml
  
   Именно то, что я мечтала прочитать в этом конкурсе. "Гагаринский" по духу и букве рассказ из времени первых космонавтов, конструкторов, первопроходцев, а с ними вечной, неизменяемой военщины и слухачества.
   Живо, местами озорно, легко о серьёзном и важном. Пространственно, не зажато. Автору спасибо! Получилась настоящая история, космическое приключение. Название крайне неудачное. Озаботиться бы новым. "Возвращение первопроходцев", "Груз без права передачи", "Между нами - тайна", "Без права разглашения"... автору виднее. Идея рассказа кажется мне настолько глубокой, что проблему будущих отношений трёх астронавтов, повязавших себя тайной, можно рассматривать в объёме романа - там столько всего можно притянуть в сюжет!
  
   "Беларусь ведёт космические исследования"
  
   http://samlib.ru/editors/k/kowalewskaja_a_w/belarusxwedetkosmicheskieissledowanija.shtml
  
   Название очерка говорит само за себя. Кому за фактами - сюда. Люди, неравнодушные к развитию космической отрасли, судя по всему, не перевелись, для них и написано это.
   Поскольку приём во внеконкурс ещё не закончен, буду рада почитать публицистику на тему космоса от авторов из других регионов.
  
   "Homo Erectus "
  
   http://samlib.ru/k/koweshnikow_s_w/homodoc.shtml
  
 Отлично, но не с первого прочтения. Пришлось перечитать. Земля изменилась настолько, что люди уже не вызывают сочувствия - таким странным сделалось их существование и такими странными сделали они себя. Вернее, позволили сделать. Настоящая фантастика. dd>  
   "Запах безмолвной симфонии"
  
   http://samlib.ru/b/bezbah_l_s/zapah.shtml
  
   Неожиданная экзотичная цивилизация и земляне с их вечными мелочными проблемами, которые они упорно волокут за собой в дальний космос. Это единственное слабое место сюжета. Но, увы, оно же и сюжетоопределяющее, и потому буквально отфутболивает рассказ из жанра крепкой космофантастики в жанр женской фантастики - той, что пожиже. Жаль.
  Рассказ советую к прочтению. Автор описывает очень нетривиальный способ общения разумных организмов с окружающей средой. Это, как минимум, интересно, как максимум - даёт повод для размышлений. Конфликт главных героев заместить бы покрепче! Ведь существует масса причин, толкающих человека на крайние поступки, а мелкие пакости из-за дурного характера - это обычно удел подростков. И в результате я видела гг дурными (каждый по-своему) подростками, вынужденными сосуществовать рядом, хотя они терпеть друг друга не могут. Автор же пыталась убедить, что пишет взрослых молодых мужчин. Отсюда сильнейший диссонанс и минус рассказу. Уж лучше бы рассказ был историей про подростков: детей учёных, откопавших экзотичную культуру.
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"