Ковалевская Александра Викентьевна : другие произведения.

На одной ноге с двумя костылями по трём канатам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор рассказов, поступивших на конкурс "Седая легенда" с обсуждением их на предмет исторического соответствия.

  "Осторожно: ведь это могут прочесть!"
  
  Девиз надо повесить пред глазами каждому, кто решился работать в такой конкретной теме, как история. И не потому, что можете нарваться на специалиста или, что хуже, на фаната.
  Нет.
  А потому что замахнулись на создание того, что, по большому счёту, создавать не вправе - вы являете миру свою версию прошлого.
  И когда специалист не пожалеет сил, заваливая вас горой тапок, а фанатичный любитель истории сделает это со сладострастием садиста, то, придя в себя и отдышавшись, признайся, автор: ты ещё легко отделался...
  Если рассудить здраво: тапки можно собрать, а потом исшаркать самому, в творческом волнении суча ножками под компьютерным столиком... А синяки - что? Заживут. В виртуале, если не баловаться скайпом, синяки на лице автора никак не просматриваются....
  
  
  Но вот к чему я веду: страшно другое. А вдруг прочтут невинные и несмышлёные? Прочтут, да и поверят написанному, да вдохновятся для нового творчества, накручивая вымысел на вымысел?!
  
  
  ...Однажды некий творец в Голливуде решил, что вполне симпатично будет показать красотку в кожаном лифчике и мини-юбочке рядом с Робином Гудом. Очень удобный прикид! Есть сомнения? Взгяните на экран: в средневековом Шервудском лесу даже разбойники не растеряли своего гламура. Видно, лес в те достославные времена был полон удобствами наподобие Нью-Йоркского отеля "Четыре сезона".
  
  И ведь кто-то поверил, что сие могло быть!
  И усаживает теперь молодых девушек враскорячку на широкие спины чешуйчатых драконов, даже не снабдив их минимумом нижнего белья. И приговаривает - вах, фэнтези-стиль!
  
  А другой, проникшись, чистосердечно думает, что средневековая литвинка могла сбегать в гости к солдатам-московитам, покружиться с ними в хороводе на глазах у осаждённого родного города, ублажить пяток мужиков и преспокойно вернуться в дом, чтобы жить-поживать, да добра наживать... Не верите? Сама читала в современной исторической повести. Повесть готовилась в печать. И автор восклицал вполне уверенно: "Вах, это история моего города!" И невдомёк ему было, что при самом фантастически-благополучном исходе на бесшабашную девушку, на её детей, внуков и правнуков показывали бы пальцем, как на существо негодное, низкое, недостойное. А потому не пригодное в пару никому из порядочных людей...
  
  С лёгкой руки авторов, занесённых неведомой бурей в историческую тематику, древние люди болтают "по понятиям", рассуждают глобально и мыслят категориями XXI века.
  "Спасибо за доверие" - сказали бы предки, радуясь собственному вневременному интеллекту. Но, думая о читателе, особенно молодом, что-то не хочется аплодировать таким авторам. Хоть они, определяя жанр, уверенно ставят "история" и всеми силами пытаются держать марку. Прямо как тот циркач, герой анекдота, который и в свои девяноста не мог расстаться с любимым делом. И потому ходил под куполом цирка на одной ноге, с двумя костылями. Только приходилось натягивать для него не один, а три каната...
  
  Вот и получается: если знание истории одноногое, то в ход идут костыли: или фэнтези, или мистика. Или два костыля сразу, что абсолютно естественно, учитывая информационную куцесть. А канаты - они всегда неизменные: завязка, кульминация, развязка. О сюжетах и вспоминать не будем. Как говорил один проницательный человек, их в литературе тоже всего три: любовь к женщине, возвращение, предательство. В разных вариантах, последовательности и пропорциях они работают на читателя со времён сотворения и до наших дней.
  
  И, чтобы смягчить пугающее начало, я торжественно клянусь, что тоже принадлежу к семейству авторов, совершающих паломничество в историю на одной ноге, с костылём мистикой и тростью фэнтези для равновесия.
  
  Ну, что, поколдыбаем, друзья?
  
  
  "ЯНЬ И ВОЛХВ" ВИНОГРАДОВ П.
  
  Первый рассказ в списке, логично с него и начать.
  
  Обращаю внимание всех: я ставлю перед собой одну-единственную, и отнюдь не литературную цель - обсудить, как, пользуясь силой художественного слова, писатель доносит до читателя белорусскую историю от времён язычества и до наших дней. То есть, меня волнует проблема: вернёт ли современная литература присущие ей когда-то просветительские и гуманистические черты.
  
  И если цель обзора понятна, то выводы тоже не будут неожиданными.
  
   "Янь и волхв" - плод изысканного мыслетворчества автора, пишущего исключительно ради самого процесса. Продраться сквозь цветистый слог с целью почерпнуть что-либо из истории - дело трудное. Рассказ рассчитан на читателя, в достаточной степени искушенного в истории и мифологии, к тому же приученного к цветистому авторскому слогу. Рассказ содержит описание крайне жестоких сцен, поэтому ни о какой любви к истории, о пробуждении интереса к ней здесь не может быть и речи. Подросткам и впечатлительным людям не рекомендуется. Честно говоря, было неожиданным встретить в историческом конкурсе такое откровенно буйно-фэнтезийное, с элементами хоррора, произведение.
  
  
  "ПОСЛЕДНИЕ ДНИ" автор БОРИСЕНКО Г.В.
  
  Рассказ заявлен как исторический, и потому естественно ждать от него исторической правды, полуправды, чевертьправды...
  
  "...на подводе, запряжённой волами"....
  Совершенно серьёзно говорю: за "подводу" мне настучал по мозгам даже не историк и не литератор, а просто очень разумный грамотный читатель. Да, мне повезло на бета-ридеров: люди попались сплошняком старой закалки, взращённые на добротной, проверенной временем литературе.
  После их пристрастной вычитки мне пришлось искать и найти исторический источник, который позволил оставить в тексте повести ту злосчастную подводу: оказывается, на землях нынешней Белоруссии в XVII веке наш родной воз уже НАЧИНАЛИ называть этим заимствованным у соседей словом.
  
   А дальше... дальше я подозреваю, что автор, спеша поучаствовать, не успел заклеить газеты на ближайшей стене свежими обоями. Жалко незаконченный ремонт, потому что строчки из разных статей, мелькая у него перед глазами, прямо-таки прыгнули в текст и расселись в нём самым наглым образом.
  
   Судите сами: " группа дружинников", "именно родители-книжники своими байками натолкнули сына на путь борьбы", "благородный разбойник, мечтатель и убийца в одном лице", "Светская власть его почти не интересовала", "и оказался в водовороте политики", "По всей Руси Косой гонялся за призраком единства", "Если от идеи нет пользы, то это дрянь, а не идея!", "остался бы пустым обывателем", "но вокруг рождаются прямо-таки очаги беспокойства", "Теперь твоя роль выполнена. Просто на миг наши интересы совпали", "Ах, Косой, невинная душа, как же тяжело было возиться с такими полудурками как ты!"
  
  И ещё одна любопытная с историко-этнографической точки зрения фраза:
  "Роман успел заметить литовцев. Их несложно было отличить по дрянным одеждам и бородам".
  Да? Ого! Перед глазами рисуется китайский ширпотреб на плечах литвинов (литовцев тогда ещё не было). По скатавшимся свитерам разложены завитые в аккуратные кольца крашеные бороды, как на рельефах месопотамских царей.... Тогда уж точно, спутать литвинов с другими воями становится невозможно.
  
  "Мимо подворья СПЛОШНЫМ ПОТОКОМ проходила непобедимая литовская конница" - фраза выдаёт в авторе мастера эффектных финальных сцен. Думаю, теперь я смело смогу сказать о тысяче учеников, собравшихся на первое сентября во дворе местной школки: "Человеческое море плескалось у входа и отдельными потоками, струями и каплями вливались в него новые лица..."
  
   Спасибо автору. Ну, а мы идём дальше.
  
  
  
  
   "СУДИСЛАВ" ФИЛИППОВ А.Н.
  
  Не возникает сомнений в том, что автор описывает исторические события. Имена, судьбы.
  Но, раз уж взялась обозревать... В начале текста читаю:
  "Пожилой сын плешивого горлопана, ойкнул, упал на колени и пополз к печи, а старик продолжал вещать:
   - Слава тебе Перун! Бей подлых предателей! Так их!"
   Ну, неудачно, и всё тут! Фраза горбатая, причём сразу в нескольких местах. "Пожилой сын" - нельзя ли иначе дать понять то, что человек, сын хозяина, уже сам немолод? "ойкнул" применительно к мужчине, да ещё немолодому, - нетипично. И глагол "вещать" в связке с последующей классической репликой времён ВОВ выглядит несколько... не в строчку.
  
   Заставила сомневаться фраза "Вечером около палат костры огромные разложили. Искры от них уносились в черное небо и под этими искрами крики, смех, пляски разудалые".
  В Великом княжестве Литовском со времён раннего средневековья существовали крайне суровые законы по отношению к нечаянным или умышленным поджигателям. Не думаю, что внутри деревянного города или двора кто-то решился бы на такую забаву. Обычно подобные игрища налаживали за городом на полянах у водоёма - за поджог леса тоже ждал строгий ответ.
  
  "Народ убирал последствия вчерашней бури и не обращал на седого сгорбленного старика никакого внимания. Не до него было народу" Ну-у-у, что это такое? И этот автор не удержался на своих канатах и сорвался в пафос: "Вся страна, как один человек...тра-та-та..."
  
  В целом рассказ даёт представление о сложном периоде истории Руси. Но, признаться, не зацепило. Но это уже - дело моего личного вкуса и не имеет никакого отношения к литературным или историческим достоинствам произведения.
  
  
   "БРАЧНОЕ АГЕНТСТВО "РОГНЕДА" КАПУСТИН В.
  
  Рассказ, написанный в жанре фэнтези, тем не менее хорошо выполнил свою задачу:
  
  "Великий киевский князь, продолжатель династии Рюриковичей. Три его дочери -- Елизавета, Анна и Анастасия -- королевы европейских домов. Второй сын Рогнеды - Изяслав Владимирович, герой известной легенды, погиб в возрасте двадцати лет, но успел прослыть мудрым и просвещенным правителем. Родоначальник новой полоцкой династии, дед Всеслава Чародея! Предок святой Евфросиньи. Да, - Богодан на секунду умолк, задумавшись. - Опять же гибель полоцкого князя Рогволода - вопиющая историческая несправедливость. А удайся попытка Рогнеды из мести убить мужа? Представьте себе, что покушение закончилась удачей! Тогда христианству Руси не бывать".
  
  
  Считаю, что хрестоматийная по сути сноска, органично вплетённая в рассказ, великолепно освежает память человека, подзабывшего историю. И позволяет легко войти в сюжет. Честно: понравилось, следила за развитием альтернативки с интересом.
  
  В чём осталась несогласна с автором:
  "Даже по сравнению с Китежем, назвать этот деревянный поселок городом казалось большим преувеличением".
   Нельзя, по моему, сравнивать несравнимое: амфору со скороваркой, жилище местича и современную квартиру, древнерусский торговый центр - сердце Полоцкого княжества, - с городом любой другой эпохи. Достойная цель: привлечь читателя к собстенному историческому прошлому, а не отвратить, обращая внимание на величину, скудость, скученность и т.п. Притянуто за уши упоминание русского православного комплекса. Китеж - совершенно другое историческое и культурное явление.
  
  И, в качестве отступления,- да простит мне читатель желание доверительно пообщаться... Всей силой творческого воображения представьте заметаемые снегом, непроходимые волчьи леса и дороги, суровый мороз, непроглядные ночи, и вы начнёте по-другому относиться к словам "человеческое жильё", "ночлег", "город". Вдруг приходит понимание - когда нет электричесва, газа и других благ цивилизации, а вокруг от горизонта до горизонта на полгода - сугробы и ледяной холод, размеры жилья теряют свою актуальность. И выпукло, всей кожей чувствуешь ценность человеческой общины, которая поможет выжить перед лицом грозной природы. И тогда начинаешь читать исторические произведения душой, кожей, мышцами, обонянием, осязанием, а не только умом. И величина и великолепие декораций (или полное отсуствие великолепия) не имеют значения. Остаётся самое важное - узлы человеческих судеб.
  
  Но вернёмся к рассказу.
  
  "...по каким-то древним пережиткам матриархата, дядька со стороны матери у славянских народов долго считался намного более близким родичем ее детям, чем родной отец".
  Хороший рассказ тем и хорош, что о нём можно говорить, обсуждая разные моменты. Хочу пояснить: древние пережитки потому и сохранились, что человеческая община была очень заинтересована: кто вырастит детей, если умрёт отец? Естественно, надежды возлагались на более молодого мужчину в роду - одного из братьев женщины. Поэтому традиционно (говорю о литвинах) каждый мальчик знал, что за руку поведёт сестру к венцу и передаст с рук на руки жениху. А если на тот момент отца не будет в живых, то он, брат, обязан позаботиться о приданом для сестры и о поиске жениха для неё. А если случится что-то с мужем сестры, то и дальше брат отвечает за то, чтобы племянники выросли. Вот и весь секрет почитания. И поговорка: "Жена плачет по мужу до вечерней зари, сестрица - до утренней, матушка - до смерти".
   Автору спасибо за популяризацию истории - дело нужное.
  
   Выбравшись из древнерусского периода, читала следующие рассказы, хронологически привязанные к периоду Великого княжества Литовского. Пара житейских историй, (свою работу автор комментировать не берётся), каждая по-своему интересна.
  
  
  "БАСЕНЬКА МОЯ" Автор НЕЙСМИТ М. В. Мягкая критика.
  
  Что считать мягкой критикой? Можно ли указать на исторические неточности?
  Надеюсь на понимание со стороны автора рассказа: обсуждается не литературный талант, но лишь историческая составляющая произведения. Ведь все мы здесь для того, чтобы учиться. И если автор "Басеньки" это понимает, надеюсь, всем пойдёт на пользу разобраться в том, что было, а чего не было 500 лет назад.
  "Вино действительно было хорошим, МАРОЧНЫМ".
   Лучше сказать просто: хорошее, дорогое, старое, привозное (тогда уважали почему-то венгерское).
  "- Заметьте, я вас за язык не тянул, Радзивилл" и "- Позволь мне представить тебе Жигимонта" .
   Обращение в дворянских кругах - только на "вы", в третьем лице и, если речь завели с дамой, максимально галантное. То есть, скорее всего, прозвучало бы: "Высокородная пани Барбара разрешит мне представить ей досточтимого пана Жигимонта?"
  
  "Пускай нам приготовят двух лошадей для прогулки минут через пятнадцать" и тут же "... через указанное время".
  Население ещё не мыслит категориями минуты-секунды. Все знают, сколько времени надо на то, чтобы оседлать коня, поэтому никому в шестнадцатом веке не пришо бы в голову говрить ещё о каком-то хронометраже. Князь мог лишь поторопить своего слугу.
  
  "Её распущенные золотистые волосы развевались ветром" - и это у вдовы?! Слово "распущенность" - имело вполне конкретный смысл. Скакать на лошади с распущенными волосами значило накликать беду на всю округу. Так могла поступить только ведьма и только в сказке. Несколько праздников в году, когда девушкам разрешалось распустить волосы - и всё. Остальное - Голливуд.
  
  "узнаваемая мелодия полонеза"
  У меня были сомнения: не слишком ли рано для полонеза? Пошла, уточнила. В XVI веке полонез был торжественной демонстрацией воинственности, этакий брутальный выход знатных мужчин. Женщин выведут под мелодию полонеза позже - к XVII веку.
  
   Недочёты помешали погрузиться в эпоху, в результате не смогла прочувствовать как следует трагический финал.
  
  "ЛЕГЕНДА О ВИЛЬНО" НЕБОРСКАЯ А.
  "Облака смотрелись так неуместно, словно на небе появился неумелый художник, который разукрасил его как попало".
   "...в реке камни, подчиняясь ее течению, все уплывают и уплывают вдаль".
  
  Мне кажется, или образы в контексте ИСТОРИЧЕСКОГО поветвования найдены неудачно?
  
  А вот дальше - моё чисто интуитивное видение ситуации, кто несогласен, пусть возразит:
  " - Мы не успеем до темноты обратно, - устало сказал Великий князь Гедимин. - ВИДИМО, ПРИДЁТСЯ заночевать здесь".
  Житейская логика подсказывает мне, что человек, распоряжающийся судьбами людей, правитель, оставивший след в истории, не будет говорить со своими слугами и спутниками как задумчивая бабушка с маленьким внуком.
  Рассказ больше о мистике. Притянуты из разных бестиариев персонажи: тут и Лада-дева, (хоть в тот далёкий раннехристианский период скорее всего вспомнили бы Лада - мужское божество с теми же функциями, Леля и Полеля - ловкую троицу, опекунов влюблённых. Вий (украинский бес) и дриады - а уж они вообще не наши. Желя - это да. Желю действительно мог вспомнить юный провидец.
  
  Видимо, чем ближе по шкале времени к XXI веку, тем увереннее пишут авторы, тем легче им избежать смешения языковых пластов.
  "АГНЕЦ НА ГЕРБОВОМ ЩИТЕ" МУДРОВА Т. А.
  
  "...ни соломенного капелюха с лаптями или чем там еще, что могло бы определить его как крестьянина или интеллигента"
  Забавно, что у самих белорусов живёт представление о том, что беднота носила лапти. Между тем, как раз литвинов отличала приверженность к простой, дешевой, но кожаной обуви. По крайней мере, так было до середины XIX столетия. Беднота носила постолы: кожаную обувь, подвязывавшуюся к ногам наподобие лаптей. А вот говоря о русских, литвины шутили: "Видно, видно: решета гоном гнали!"(о следах лаптей на снегу). Насчёт соломенных шляп. Не могу точно определиться, откуда этот узнаваемый стереотип? В конце XIX века - да, их носят охотно. Но тогда мода на соломенные шляпы, пришедшая из Италии и Франции, наблюдается повсеместно. То есть, дачная мода богатых посетителей пляжей становится всеобщей: соломенные брыли плетут в Беларуси, Украине, Прибалтике. А до этого о литвинах говорят русские поговорки: "Литвины - белошапошники, магерки (валяные шапки)". И ещё "У русского мужика грудь никогда не мёрзнет, у жида - пятки, а у литвина - уши". Это к тому, что шапки были более франтоватые, полагалось лихо сдвигать их.
  
  Автору спасибо, что, создав рассказ, украшенный этнографическими деталями, она, тем не менее, не вводит читателя в заблужление.: "Однако перетасовал ты эти картинки, будто шулер колоду, да еще Алексеем Николаичем Толстым сверху присыпал" - говорит герой рассказа. И это правда. Не столько история, сколько некий исторический микс.
  
  "САРМАТСКАЯ САБЛЯ" МУДРОВА Т.А.
  А вот этот рассказ произвёл незабываемое впечатление. Прекрасно! Хорошая опора на этнографический, исторический, литературный материал. Есть что почитать любознательному и неравнодушному к истории. Браво! Очень хорошо!
  
  "ДИКИЕ ГУСИ" КУЗНЕЦОВ В. А.
  
  "- Я слышал, с ним Старая гвардия" "-Да, я тоже это слышал". Вот такой разговор придворных офицеров. Гвардия, вообще-то, отряд, специально предназначенный для охраны императорского лица. Какие могут быть сомнения в том, что где Наполеон, там и его гвардия?
  А в остальном - понравилось. Мемуары и военные воспоминания вообще люблю. Проверила по "Запискам" генерала Ермолова - противоречий или неточностей не нашла. Ссылки на литературные источники говорят о честном отношении автора к теме и добавляют уверенности в том, что из рассказа мы узнаём настоящую историю. Спасибо, Вы - в теме!
  "ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ НОЯБРЯ" ГУСАРОВ И.А.
  Страшная страница истории. Как и следовало ожидать, рассказы с подобным сюжетом имеют место быть в конкурсе. И это правильно. Тема Великой Отечественной войны ещё долго будет волновать читателей, отзываясь в сердце ужасом и горечью. Пусть же "Четырнадцатое ноября" станет для кого-то поводом поразмышлять об истоках зла, пришедшего на нашу землю в роковом 41-м.
  "ВЕЗДЕСУЩИЙ" АЛЕКСАНДРОВ В. В.
  Понравилось. Житейская история, украшенная комичным началом и сказочно-благополучным финалом. Добрый, человечный рассказ при всей своей непритязательности легко завоюет любого читателя. Спасибо автору! Кстати, "Вездесущий" навёл на размышления: читателей постарше ситуация с вручением Звезды Героя не удивит. Но тем, кто молод, полезно узнать, что порой скрывается за военной наградой.
  "УНДИНА МИНСКОГО МОРЯ" АНИСИМОВ К. Ю.
  Рассказ срочно требует вычитки. Перипетии с яхтой на водах Минского моря выглядят несколько преувеличенными. Так как рассказ не имеет никакого отношения к истории, рассматривать его не сочла нужным.
  "БЕЛАЯ ВСАДНИЦА" УДОНТИЙ М.
  Обращаю внимание на проблему нынешнего конкурса: что предлагается - реальный факт,т.е. история, изложенная по законам литературного жанра, или лав-стори в исторических декорациях? Думаю, каждый автор решит, что ему важнее.
  "ВТОРОЙ ШАНС" ШРУБ Е. Ф.
  Автор смело работает с историческими и фантастическими фактурами, смешивая их. Что ж, возможно, приём способен вдохнуть новую жизнь в современную литературу. Но, на мой взгляд, в конкретном случае у коктейля получился несколько странный привкус.
  Споткнулась же на следующих фразах:
  "На это МЕРОПРИЯТИЕ взвод эсэсовцев согнал всех - стариков, баб, детей".
  "Он передал солдату, (зачем зпт.?) скрученный трубкой (XX век, кто смеет скрутить документ?) лист бумаги, текст которой РОДИЛСЯ примерно за некоторое время до этих событий, ОТПЕЧАТАВШИСЬ на гербовом бланке с орлиной свастикой".
  "Для белорусского паренька, который своим поступком не дал переломить ход войны! Ой ли?! Для современного ли читателя такая патетика?
  "САМЫЕ СООБРАЗИТЕЛЬНЫЕ из деревенских СКУМЕКАЛИ, для кого заготовлена виселица!" Действительно, нужна ума палата, чтобы догадаться, что немцы не себя любимых будут вешать.
  "Пару раз он конвульсионно дрыгнулся, но затем обмяк и повис, шатаясь из стороны в сторону". И обмяк и повис, а всё равно шатался? ................................................................................................
  Рассказы: "ГРАФИНЯ" автора МАТЕЙЧИК Н.В. и "1806, ФЕВРАЛЬ" РАКИТИНОЙ Н. объединяет близкая тема. Белорусская история преломляется через призму двух женских судеб из рода Плятер. Была счастлива заполнить собственную белую страницу - до сих пор я не удосужилась узнать хоть что-нибудь об этих особенных женщинах.
  
  И в заключение. Как человек, совсем недавно открывший для себя виртуальное писательское пространство и потому ещё не растерявшая свежий взгляд на литературное творчество, хочу сказать СИ-старожилам нечто... Возможно, непопулярное и у кого-то из авторов даже вызывающее протест. Пожалуйста, давайте не забывать: изначально литература ставила перед собой задачу ПИСАТЬ ДЛЯ ОБЫКНОВЕННЫХ ЛЮДЕЙ. Для избранных оставляли свои откровения только пророки. Поэтому, когда все мы пишем, хорошо бы ясно и чётко представлять ту категорию читателя, которой мы адресуем свои строки.
  И, поверьте мне, даже при таком подходе, если встреча Вашего текста с реальными, не виртуальными людьми состоится, Вас ожидает немало сюрпризов.
  Если же графоманский зуд неутолим настолько, что пишется вникуда, в пространство, не сетуйте на то, что нашёлся человек, который это честно перед Вами обозначил.
  Помните: тот факт, что писателей сейчас в разы больше, чем читателей - красноречиво говорит, как мы уважаем человека. Человека живого: занятого, образованного и не очень, не имеющего понятия о многих вещах, но желающего получить об этих вещах ВЕРНОЕ представление из умной, честной, грамотной и при этом уж-жасно занимательной книжки.
  Всем успехов, радостного творчества и новых поводов для размышлений.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"