Аннотация: Мексиканские поверья о Смерти - Санта Муэрте, День Мертвых и т.д.
Смерть играет важную роль в мексиканской культуре, причем связано это как с верованиями индейцев, так и с влиянием католической церкви. В отличие от английской традиции, где Смерть всегда мужского пола (см. книги Терри Пратчетта о Плоском Мире), мексиканцы считают Смерть дамой.
Более того, в Мексике существует культ Santa Meurte - Святой Смерти. Известно, что этот культ существовал еще в 19 веке, однако популярность он приобрел именно в веке 20 среди бедняков Мехико-сити. Верующие относятся к Смерти как к святой, возносят к ней молитвы, устраивают процессии, во время которых несут ее статуи, оставляют подарки на ее алтаре - сигареты, цветы, алкоголь, конфеты, мелкие монеты. Хотя почитатели Святой Смерти считают себя католиками, церковь негативно относится к этому культу, уж слишком очевидны в нем отголоски языческих верований, а то и примесь дьяволопоклонства. Однако ничего не поделаешь - те, кто изо дня в день сталкиваются с костлявой сеньорой, стараются с ней подружиться.
Просят ее о том, о чем не всегда можно попросить обычного святого или же Богородицу - помочь обрести любовь, нанести кому-то ущерб, наказать или даже убить врага, но только если проситель несправедливо от него пострадал. К Ночной Госпоже взывают те, кто работает по ночам - таксисты, музыканты, бармены, полицейские, проститутки. Святая защищает их от нападений, аварий, смерти в перестрелке. Особой любовью Святая смерть пользуется у бандитских группировка и наркоторговцев, знакомых с ней не понаслышке.
Смерть величают по-разному - Señora de las Sombras (Госпожа Теней), Señora Blanca (Белая Госпожа), Señora Negra (Черная Госпожа), Niña Santa (Маленькая Святая), La Flaca (Тощая), донна Себастьяна и т.д. Главная задача таких эвфемизмов - избежать употребления самого слова "смерть", чтобы не накликать ее ненароком. Как водится, Смерть предстает в облике скелета, хотя в ее изображении встречаются различные вариации. Зачастую, она облачается в белое уранство. Тем не менее, на статуях можно увидеть подвенечные платья (если просительница мечтает о свадьбе) или даже монашеские одежды. В зависимости от просьбы, облачение статуи может меняться. К примеру, голубой цвет символизирует мудрость,зеленый - справедливость, темно-желый - здоровье и богатство, красный - любовь. Встречается даже наряд радужной расцветки, чтоб уж все сразу!
В руках Смерть держит косу и глобус, иногда весы, песочные часы или масляную лампу. Согласно другой традиции, Смерть разъезжает в телеге и стреляет в людей из лука. Этот образ уже утратил было значение, однако такие скульптуры еще можно увидеть в музеях.
Фото из музея в Таосе, Нью-Мексико
Среди чикано пользуется известностью следующая городская легенда о Смерти: какой-нибудь шофер (в былые времена - кучер) заприметит на обочине женщину в белом платье. Лицо у нее скрыто или же она стоит отвернувшись. Зато уж формы такие аппетитные, что с такой грудью личико вроде как и не важно! Разумеется, галантный кавалер предлагает подвести женщину. Та забирается в машину, потом оборачивается... а вместо лица у нее череп! Бедняга-шофер падает в обморок или бросается наутек а Смерть ворует у него радио и откручивает колеса.
Кладбища в Мексике называются cementerio или же camposanto, "поле святых". В колониальные времена, покойников нередко хоронили прямо в церкви под полом, как это было принято в средневековой Испании. Такой почести удостаивались испанцы или же католическое духовенство, а индейцев или mestizos, детей от смешанных браков, хоронили на кладбище при церкви. В 18 веке из соображений гигиены католическая церковь запретила похороны в церкви, хотя богачи злоупотребляли своим положением и норовили зарыть своих покойников именно там. В былые времена отличительной чертой мексиканских погостов был огромный деревянный крест, возвышавшийся в центре кладбища. Его до сих пор можно увидеть на старинных кладбищах.
Отношение мексиканцев к кладбищам во многом близко к русскому. В прежние времена, кресты над могилами выстругивали из дерева, но поскольку они быстро гнили, их начали заменять каменными или бетонными. На надгробиях можно увидеть фотографии покойного, что в целом не характерно для американских могил. Нередко на надгробии делают нишу для статуи святого или Пресвятой Девы Гваделупской. Вокруг могилы устанавливают деревянную или металлическую оградку - опять же, этот элемент редко встретишь на кладбищах белых американцев.
Кладбища принято посещать в День Мертвых (Dia de los Muertos), украшать могилы свечами и цветами, свежими или бумажными, и оставлять угощение для душ покойников. День Мертвых, или День Всех Душ, отмечают 2го ноября. В этот день католики молятся за души в Чистилище и особенно за души умерших родственников. Впрочем, истоки праздника следует искать еще в культе предков среди индейцев доколумбовской Америки.
Мексиканцы и чикано верят, что в этот день души родных возвращаются на землю, и отправляются на кладбище, чтобы пообщаться с любимыми покойниками. Им приносят дары-ofrenda - еду и напитки, включая алкоголь, игрушки для умерших детей, фотографии и букеты бархатцев. Считается, что души, как бабочки, слетаются на эти ярко-желтые цветы. Кроме того, души любят и всевозможные сласти, особенно pan de muerto (сладкие булочки) и сахарные черепа. Дары для душ могут оставить и на домашнем алтаре.
Для многих семей это день молитвы и уединения, однако не меньшей популярностью пользуются парады и всевозможные представления. Участники парадов надевают яркие костюмы и наносят грим так, чтобы лицо напоминало череп. Именно скелеты и черепа давно уже стали самыми узнаваемыми символами Дня Мертвых. Еще в 1913 году мексиканский художник Хозе Гваделупе Посада выгравировал la calavera catrina - "элегантный череп" в широкополой шляпе. С тех пор перед Днем Мертвых магазины в Мексике и США буквально завалены картинами, открытками и статуэтками с наряженными скелетами. День Мертвых - это еще один пример того, настолько популярны мексиканские обычаи и верования в американской культуре.