Коути Катя : другие произведения.

Развод во Франции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вдогонку статье про домашнее насилие в Англии - рассказ про разводы во Франции во время Великой Французской Революции и в 19м веке.


   Впервые развод был разрешен во Франции во времена Великой Французской Революции, когда либеральные идеи были особенно популярны в правительственных кругах. Параграф 7 Конституции 1791 года гласил, что "Закон отныне рассматривает брак всего лишь как гражданский договор." Таким образом, революционные власти надеялись устранить из супружества религиозный элемент. "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Матф. 19:6) - гласит Священное Писание, но если считать брак всего-навсего общественным контрактом основанным на согласии обоих сторон, то его можно расторгнуть без каких-либо проблем, как юридических, так и моральных.
  
   Кроме того, секуляризация брака была связана с ситуацией, сложившейся во французском обществе. Новые правила для клира раскололи Католическую Церковь: согласно эти правилам, епископы должны были избираться путем голосования, как и любые другие общественные представители, а священники - присягать на верность революционному правительству. Хотя в те дни многие католики жаждали реформ, тем не менее такой жесткий контроль власти над Церковью не пришелся им по душе. Во многих приходах пары отказывались обмениваться супружескими обетами перед jureur (священником, присягнувшим новому правительству). Таким образом, путем секуляризации брака государство получило контроль над гражданскими актами (рождениями, похоронами, браками) и заменило церковь в качестве главного авторитета по вопросам семейной жизни.
  
   Помимо этих аргументов, в дебатах о разводе приводились и другие доводы: помощь несчастливым парам, освобождение женщин от мужей-деспотов, а так же свобода совести для иудеев и протестантов, потому что религиозные убеждения этих групп не запрещали развод.
   Бракоразводный закон 1792 года был на редкость либеральным. Он насчитывал 7 оснований для развода:
   - безумие одного из супругов
   - осуждение в преступлении, влекущим за собой телесное наказание или потерю гражданских прав
   - преступления, жестокость, или серьезное оскорбление, нанесенное одним партнером другому
   - аморальное поведение
   - оставление супруга на два года или больше
   - отсутствие в течении как минимум 5 лет без каких-либо вестей
   - эмиграция (считалась признаком контрреволюционных намерений)
   В таких случаях развод предоставлялся немедленно. Кроме того, супружеская пара могла развестись по обоюдному согласию приблизительно за 4 месяца, а из-за несовпадения характеров - через 6 месяцев, в течении которых пара должна была попытаться сохранить брак.
  
   Перед повторным браком нужно было подождать один год. Судебные издержки, связанные с разводом, были настолько незначительны, что эта процедура была доступна всем слоям общества. Заслуживает внимания и тот факт, что развод был доступен и мужу, и жене на одинаковых условиях. В то время это был самый либеральный закон в мире!
  
   Новым законом о разводе пользовались представители всех сословий - ремесленники, торговцы, крестьяне. Особенно часто к нему прибегали женщины - в двух третях бракоразводных процессов в Лионе и Руане инициаторами были женщины. Основными поводами для развода в 1792 годы были оставление жены или продолжительное отсутствие. Следующей по популярности причиной была несовместимость характеров. Не удивительно так же, что женщины жаловались на домашнее насилие гораздо чаще чем мужчины. Судебные записи повествуют о различных случаях, когда мужья, порою возвращаясь домой из кабака, нападали на своих жен с кулаками, метлами, а то и ножами.
  
   Различные аспекты развода - раздел имущества, права на детей и т.д. - зачастую решались с помощью семейного суда или собрания друзей и родственников, избранных мужем и женой. Попечение детей редко перерастало в конфликт между супругами, потому что у большинства разводящихся пар не было несовершеннолетних детей. Кроме того, ни родители, ни судьи не считали детей важным фактором в семье - детей редко упоминают в судебных документов, а если и упоминают, то зачастую только число детей, не удосуживаясь даже назвать их по именам.
  
   Наполеоновский кодекс не поощрял развод, хотя сам император в 1809 году развелся со своей супругой Жозефиной Богарне из-за ее бездетности и женился повторно на Марии-Луизе Австрийской.
  
   Кодекс уменьшил число оснований для развода до 3х:
   - осуждение в преступлении, влекущим за собой телесное наказание или потерю гражданских прав
   - жестокость
   - супружеская неверность
  
  
   Права женщин так же были значительно ущемлены. Муж мог требовать развода на основании неверности своей второй половины, но жена могла потребовать развод лишь в том случае, если "муж содержал любовницу в их семейном доме" (параграф 230). Более того, если женщину уличали в адюльтере, ей грозили 2 года тюремного заключения, в то время как мужчина не подвергался уголовному преследованию! Развод по взаимному согласию тоже практиковался, но с серьезными ограничениями: на момент развода мужу должно было быть как минимум 25 лет, жене - между 21 и 45; брак должен был длиться как минимум два года; на развод требовалось согласие родителей супругов. Между 1792 и 1803 гг во Франции состоялось 30 000 разводов, но их число значительно снизилось впоследствии.
  
   Развод был запрещен в 1816 году.
  
   Как мы уже упомянули, юридический статус мужчины и женщины отличался довольно сильно. Мужчина мог подвергнуться уголовному преследованию только если содержал свою любовницу под крышей своего дома, рядом с законной супругой. Такая практика приравнивалась к двоеженству и считалась угрозой институту брака. В этом случае жена могла подать в суд на мужа, которому грозил высокий штраф (что довольно нелогично, потому что этот штраф наверняка повлиял бы на семейный бюджет). Кроме того, женщина могла подать на раздельное проживание, особенно если измена мужа сопровождалась серьезными оскорблениями или насилием по отношению к ней. С другой стороны, измена жены, при каких бы обстоятельствах она не происходила, всегда была преступлением., влекущим за собой наказание в виде двух лет тюрьмы. Но муж мог ходатайстовать об отсрочке наказания и позволить неверной жене вернуться домой: в этом случае ее свобода зависела от его воли.
  
   Хотя развод и был запрещен, у супругов оставался еще один вариант - раздельное проживание. Подобный способ решения семейных конфликтов встречался нечасто: так в 1880х было зарегистрировано всего 4000 разъездов в год, или 13 случаев на каждые 10 тысяч регистраций брака. Количество случаев раздельного проживания значительно возросло после 1851 года, когда правительство предложило юридическую помощь всем желающим. Если прежде раздельное проживание было прерогативой буржуазии, теперь оно стало доступным и небогатым гражданам. Часто на раздельное проживание подавали женщины, причем пожилые, прожившие в браке не первый десяток лет. Не супружеские измены, а жестокое обращение толкало их на эту крайность (80 процентов подавших заявление женщин указывали побои в качестве главной причины). Причем мужья колотили их не за распутство, а за небрежное ведение хозяйства или за лишние траты. "Когда я вернулся домой, очаг уже потух, и обед не был готов" - так объяснил свой поступок один мужчина, до смерти забивший свою жену.
  
   После разъезда жена должна была сохранять верность супругу, в то время как тот был свободен от каких либо обязательств. Чтобы оправдать подобную несправедливость, у юристов были в запасе два аргумента: во-первых, женщина считалась низшим существом по сравнению с мужчиной, и у нее не было никакого права контролировать поведение мужа, которое считалось априори безупречным. Во-вторых, измена жены могла привести к тому, что наследство оказалось бы в руках детей другого мужчины; измена мужчины такой угрозы не несла - его дети это его дети.

Тем не менее, закон старался по возможности смягчить такое положение вещей. В частности, были случаи когда женщинам разрешалось подавать на мужей в суд из-за постоянных измен сопровождаемых насилием (1828), оставления семьи (1843), или даже отказа поддерживать сексуальные отношения с женой (1869). Между 1890 и 1914 гг женская измена фактически приравнялась к мужской, и судьи стали считать ее мелким правонарушением.

Развод был восстановлен в 1884 году. Особенно популярен он был на севере Франции, т.е. в
регионах с более высоким уровнем урбанизации и образованности. Несмотря на то, что развод дал женщинам бОльшую свободу, юридическое положение мужа и жены все равно оставалось неравным. Например, муж мог представлять компрометирующую переписку жены в качестве улики во время суда, но жена не могла проделать подобное с письмами мужа. Оскорбление мужа словами "подлец и негодяй" считались достаточным основанием для развода, а оскорбление жены словами "корова и свинья" - нет.
  
   Но в 1904 году был принят закон, позволяющий разведенной женщине выходить замуж за ее "сообщника по преступлению," а в 1908 еще один закон установил, что после трех лет раздельного проживания супруги имели право подать на развод и получить его. Несмотря на то, что Католическая Церковь приняла восстановление развода в штыки, большинство населения было довольно этой мерой. Разумеется, прежде чем развод был принят как должное, взгляды на семью должны были претерпеть серьезные изменения. В этом большую роль сыграло движение суфражисток, от Жорж Санд до Убертины Оклер (Hubertine Auclert).В течении многих лет феминистки выступали в пользу развода, а в 1880 году было открыто Общество Друзей Развода, выпускавшее газету La Liberateur. Тем не менее, когда развод все же был восстановлен, суфражистки обеспокоились, что он может стать мощным оружием в руках мужей, желавших избавится от постаревших и надоевших жен, и требовали гарантий, что женщина не будет оставлена без средств к существованию.
  
   Источник информации
   Philippe Aries, History of Private Life
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"