Авторы, искавшие остров русов лишь в районе Таманского полуострова, почему-то совершенно не принимают во внимание слова Мухаммеда Ауфи: "Русы живут на острове в море. Остров длиной и шириной в три дня пути. На этом острове много лесов, и вокруг него море"[1]. Таким образом, они путают причерноморскую ("тмутораканских") русь и русь варяжскую (ругов).
Доводы в стиле отсылок к арабским записям о географии Северо-Запада Европы как к основанию для того, что "Балтика и земли ильменских славян и кривичей из сферы поиска территории русов должны быть исключены"[2] решительно отметаются несторовским перечислением народов в ПВЛ - в том числе и Руси - среди остальных народов Балтики. Арабы действительно были плохо знакомы с географией Северной Европы[3], но один только факт доказывает их знакомство - возможно, через третьи руки, с этнографией: с одной стороны, Ибн Мискавейх пишет о том, как мусульмане грабят погребения русов, чтобы найти их мечи[4], с другой стороны, славяне северные и балтийские до Xв не знают обычая погребения с мечом, что совершенно точно соотносится с обрядом передачи меча по наследству (упомянутому Гардизи, Ибн Русте, Марвази)[5].
Росы раскрашивали свои лица перед боем, о чём свидетельствуют арабские источники, в частности, Ибн-Русте (руги же в подобном никем и никогда замечены не были). Ибн Фадлан писал о русах, что они "подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом..."[6], Низами Гянджеви ("Искандернаме"[7]) изобразил это в стихах: "Краснолицые русы сверкали. Они Так сверкали, как магов сверкают огни". Теория о том, что русы сильно обгорали на солнце и потому ходили с красными лицами[8], не выдерживает никакой критики. Во-первых, кожа сильнее всего обгорает у блондинов, но нет никаких доказательств, что большинство северян (или, хотя бы, большинство ругов) были блондинами. Несмотря на арийский расовый тип, среди населения Варяжского Берега и Скандинавии встречались различные фенотипы, отличающиеся в том числе и уровнем пигментации. Несмотря на то, что шатены или тёмно-русые всё рано относятся к светловолосым, они куда легче блондинов переносят пребывание под солнце. Во-вторых, для того, чтобы лицо обгорело докрасна, необходимо находиться под солнцем в течение достаточно продолжительного периода времени; учитывая же традиционный головной убор в южных регионах - шапку с полями или опушкой, - это почти невозможно. Как, впрочем, невозможно и то, что русы, впервые попав под сильное солнце и обгорев, ничему из этого не научились (а именно это проистекает из данной теории). Почему русы/росы раскрашивали свои лица? Возможно, чтобы напугать врагов; возможно, по той самой причине, по которой арабы называли их "ар-рус ал-маджус", буквально - "русы огнепоклонники". Причерноморцы поклонялись огню и, видимо, красной раскраской лица старались походить на своего Бога.
Росы нередко хоронили девушек 18-25 лет с полным набором оружия, иногда с конём - а такой чести удостаивались только знатные воины; в более чем 30 процентах женских захоронений VIII- начала IXв присутствуют боевые топорики[9] - это совершенно нехарактерно для славян, которые, якобы, должны были культурно наследовать одним лишь только росам.
Несмотря на наличие руси причерноморской (совершенно не могущей, кстати, нападать на пруссов с запада, что пишет про русов Ибрагим ибн Йакуб[10]), русь балтийская также существовала и была известна арабам, хотя, по причине удалённости, куда менее, чем южная русь. Факт этот подтверждается хотя бы известием Ал-Идриси (~1154г), сообщающего о двух видах русов - ближних (Киевская Русь? Причерноморцы?) и дальних, живущих по соседству с Венгрией; это подтверждается Фомой Сплитским (умер в 1268г), который в рассказе о событиях IVв помещает на границе с Паннонией Рутению, и Бенуа де Сент-Мором в "Хронике герцогов нормандских" (1175г), называющего живущими рядом рогов (ругов) и унгров (венгров). Ряд французских поэм XII-XIIIвв ("Пантеон", "Ипомедон", "Октавиан") помещает по берегам Дуная рядом Хунгарию и Рутению[11].
[1] Новосельцев А.П., "Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв". // "Древнерусское государство и его международное значение". М., 1967г.
[2] Галкина Е.С., "Тайны русского каганата".
[3] Писать,что они не были знакомы вовсе - неверно. "Книга картины Земли" ("Географическая карта мира ал-Хорезми по книге "Сурат ал-арз". Душанбе-Сринагар, Дониш, 1985г) Мухаммеда ибн Мусы ал-Хорезми содержит также координаты, соответствующие птолемеевским островам Ирландия (Иберния - Йубарнийа), Великобритания (Альбион - Алвийа), Скандия, Туле и другим, у ал-Хорезми - безымянным, но близким по координатам Птолемея Оркнейским и Гебридским островам. Координаты не имеют полных соответствий в материалах Птолемея, но общая картина не выходит за рамки его информации.
[4] Якубовский А.Ю., "Ибн Мискавейх о походе русов в Бердаа в 332г - 933/934г." // "Византийский временник", т.XXIV. Л., 1926г.
[5] "Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: "Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь ты этим мечом"[5.1]("Вот твоё наследство, сам себе (всё) добудь мечом" - Гардизи, "Зайн ал-ахбар"[5.2]; "...всё имущество достаётся дочерям, сыновьям же дают только меч и говорят: "Отец твой добывал себе добро мечом, следуй его примеру..." - ал-Марвази, "Таба 'и' ал-хапаван"[5.3]).
[5.1] Ибн Русте, "Дорогие ценности".
[5.2] Новосельцев А.П., "Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв". // "Древнерусское государство и его международное значение". М., 1967г.
[5.3] Новосельцев А.П., "Восточные источники...".
[6] Казаков В.С., "Мир славянских Богов".
[7] Алиев Р., "Низами. Стихотворения и поэмы". Л., 1981г.
[8] Прозоров Л., "Кавказский рубеж. На границе с Тьмутараканью". М., Яуза, Эксмо, 2006г.
[9] Плетнева С.А., "Возможности выявления социально-экономических категорий по материалам погребальной обрядности" // "Российская археология", вып. IV. М., 1993г.
[10] Трухачёв Н С., "Попытка локализации прибалтийской Руси на основании сообщений современников в западноевропейских и арабских источниках X-XIIIвв" // "Древнейшие государства на территории СССР". М., 1984г.
[11] Данилевский И.Н., "Древняя Русь глазами современников и потомков (IX XII вв.)". М., Аспект Пресс, 1998г. М., Аспект Пресс, 1998г.
Назаренко А.В., "О "Русской марке" в средневековой Венгрии" // "Восточная Европа в древности и средневековье". М., Наука, 1978г.