Рысь : другие произведения.

Древняя Русь (2): два брата

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Связь между словенами и ругами доказывают такие факты, как поклонение Свентовиту в Новгороде[1], сходство гербов Новгородских и Рарожских: "...новгородцы древле герб имели воловою голову, как и мекленбургский... идола Мокоса имели с воловьею головою"[2]. Ещё долгое время имена славяно-русских князей произносились на балтийский манер: Ингорь, Свентослав[3] (как и западнославянские (совр. чешские) имена Гостомысл и Умила (Людмила) - см. стр. 56). Во "Влесовой Книге" также можно найти упоминания о Свентовите и воинском знамени "Станице". Аркона и остров Руян накрепко вошли в русские заговоры под именами Алатыря и Буяна. Также отголоски культа ружского Бога Богов можно проследить и в славянских былинах[4]:
  
  Ј боевой богатырский конь белой масти в былинах и сказках, приносящий удачу и победу своему хозяину и одновременно обладающий свойствами оракула-прорицателя;
  Ј упоминаемый в сказках богатырский "меч-кладенец";
  Ј волшебная уздечка (коня Свентовита), обладающая свойствами удержания нечистой силы;
  Ј подкова (условный символ коня Свентовита), прибиваемая к дверям "на счастье" и для отпугивания нечистой силы;
  и в славянской же мифологии:
  Ј персонаж белого коня (иногда конской головы на палке) в рождественском обряде Коляды;
  Ј святочные гадания сельских девушек о предстоящем замужестве посредством белого коня, переступающего через оглобли;
  Археология также подтверждает тесные связи славянского Поморья с землями словен:
  Ј изображение резной конской головы на крыше жилища, конёк (невоможно не вспомнить о культовом сооружении Рюрикова Городища, окружённым тыном с конскими черепами[5] и - по легенде - принявшего смерть от черепа коня Вещего Олега);
  Ј первые находки славянской керамики в Великом Новгороде относятся к фельдбергской культуре
  Ј конструкция крепостного вала Великоновгородского детинца 1116г. восходит к той же традиции,что и стены варяжских крепостей
  Ј керамика западнослвянского (фельдбергского) типа распространена не только по значительной территории Руси (до Верхней Волги и Гнездова на Днепре), но и имеет значительный же удельный вес (80% в псковском Посаде[6], 30% в Городке на Ловати[7], 50% в Городке под Лугой[8]); на X-XIвв керамика Пскова, Изборска, Старой Ладоги, Великих Лук, Великого Новгорода также представлена мощным слоем фельдбергской, имеюшей аналоги на южном побережье Балтики, в Мекленбурге[9]
  Ј данные нумизматики показывают куда более тесные и - что немаловажно! - куда более ранние торговые связи Новгородской земли с южным побережьем Балтийского моря по сравнению со Скандинавией[10]
  Ј черепа новгородцев и псковичей находят полное соответствие с черепами западных славян, населявших южное побережье Балтики[11]
  
  [1] Глинка Г., "Древняя религия славян" // "Мифы древних славян". Саратов, "Надежда",1993г.
  [2] Татищев В.Н., "История российская...".
  [3] Прозоров Л., "Святослав".
  [4] Титов В., "Варвары". Сборник статей по истории древнего мира и средневековой Европы" // "Подлинная История Русского Народа", вып. II (V). М., "Метагалактика", 1999г.
  [5] Быть может, Рюриково Городище породило и любимейшую сказку про Бабу Ягу, дом которой окружен был шестами с водруженными на них черепами; такие шесты с конскими головами окружали одну из раскопанных на Городище усадеб.
  [6] Белецкий С.В., "Культурная стратиграфия Пскова (археологические данные к проблеме происхождения города)" // "Краткие сообщения Института Археологии", вып. CLX. М., 1980г.
  [7] Горюнова В.М., "О западных связях "Городка" на Ловати (по керамическим материалам)" // "Проблемы археологии и этнографии", вып. I. Л., 1977г.
  Её же, "О раннекруговой керамике на Северо-Западе Руси" // "Северная Русь и её соседи в эпоху раннего Средневековья". Л., 1982г.
  [8] Лебедев Г.С., "Археологические памятники Ленинградской области". Л., 1977г.
  [9] Смирнова Г.П., "О трёх группах новгородской керамики X - начала XI века" // "Краткие сообщения Института Археологии", вып. CXXXIX. Л., 1974г.
  Её же, "К вопросу о датировке древнейшего слоя Неревского раскопа".
  [10] Фомин В.В., "Варяги и варяжский вопрос в судьбе России".
  Потин В.М., "Некоторые вопросы торговли Древней Руси по нумизматическим данным" // "Вестник истории мировой культуры", вып. IV. Л., 1961г; его же, "Древняя русь и европейские государства в X-XIIIвв. Историко-нумизматический очерк". Л., 1968г.; его же, "Русско-скандинавские связи по нумизматическим данным (X-XIIвв)" // "Исторические связи Скандинавии и России", вып. IV. Л., 1961г. [11] "Узколицые суббрахикефалы Новгородской земли обнаруживают ближайшие аналогии среди краниологических материалов балтийских славян... [в т.ч.] ободеритов... Весьма близки они и по другим показателям... Все эти данные свидетельствуют о том, что славяне, осевшие в Ильменском регионе, имеют не днепровское, а западное происхождение. Как и предки кривичей, они вышли, нужно полагать, из земель Среднего Повисленья..." (Гаврилов Д., "Легенда о князе Рюрике" // "Мир Истории", вып.I. Москва, 2002 г.). То же пишет и Седов: "...ближайшие аналогии раннесредневековым черепам новгородцев обнаруживаются среди краниологических серий, происходящих из славянских могильников Нижней Вислы и Одера. Таковы, в частности, славянские черепа из могильников Мекленбурга, принадлежащие ободритам" (Седов В.В., "К палеоантропологии восточных славян" // "Проблемы археологии Евразии и Северной Америки". М., 1977г.; его же, "Восточные славяне в VI-XIIIвв". М., 1982г.). Более того: антрополгические исследования 1977 года среди современного населения Псковского обозерья, отличающегося стабильностью и достаточной обособленностью, показали, что оно относится к западнобалтийскому типу, который "наиболее распространён у населения южного побережья Балтийского моря и островов Шлезвиг-Гольштейн до Советской Прибалтики (Фомин В.В., "Русские летописи и варяжская легенда". Липецк, 1999г.; "Славяне и Русь: проблемы и идеи. Концепции рождённые трёхвековой полемикой, в хрестоматийном изложении" / сост. Кузьмин А.Г. М., 1998г.).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"