Боги приходили, приходят и будут приходить на несчастную Землю с завидным постоянством. Так уж мы устроены: скучно нам и боязно в бесконечном космосе наедине с собою. И первобытный человек, подрожав пару ночей в своей пещере во время грозы, позвал, допустим, духа солнца или какого-нибудь там бога хорошей погоды, а тот взял и пришёл! Пришёл в виде затишья, в виде урожая, в виде хорошей охоты. Поэтому во время следующей грозы наш скулящий пращур не просто звал его, а звал с верой.
Вера человеческая...
Вот она, пожалуй, и движет всем и создаёт богов. В самом прямом смысле слова. Например: верю ли я в существование Иисуса Христа? В смысле, в его существование, как некоей божественной сущности? Да, бесспорно. И не только верю, я знаю, что этот бог реально присутствует и, в известной мере, управляет нашими душами, мыслями, делами и т.д. На что же опираются мои вера и знание? На Евангелие? На труды святых отцов? На рассказы и россказни обо всяческих чудесах? Отнюдь. Всё, как мне кажется, намного проще: если миллионы людей искренне верят, допустим, в Зевса - значит в мирах, недоступных человеку, появляется бог (властитель, эгрегор, сверхсущество - называйте как хотите), имя которому, соответственно, Зевс. Задумайтесь, разве может такое огромное количество энергии, которое рождается от убеждённой веры уходить в никуда? Не превращаться в какой-то иной вид энергии?
Давно исследовано и зафиксировано так называемое "чувство толпы". Если несколько тысяч человек на каком-нибудь митинге настроены на одну волну, на единое мнение по тому или иному вопросу, значит именно этот взгляд будет превалировать и у совершенно случайного человека, попавшего на этот митинг. Пусть он не имел до этого вообще никакого мнения, или даже был во многом против, но "чувство толпы" захватило его, пережевало и выплюнуло уже в таком виде, в каком это угодно...
...А кому, собственно, угодно? Толпе? В какой-то мере, да. Но люди воздействуют друг на друга несколько по иному. При хорошем раскладе - убеждением, уговорами, диспутами; при плохом - пытками и страхом. Но наш "случайный человек на митинге" был "изменён" не во время спора и не во время воплей от иголок под ногтями. Энергия пяти тысяч человек, направленная в одну сторону, на одну общую цель, воздействует и существует уже как бы сама по себе. И именно эта энергия "переделала" мнение неофита на митинге.
То же самое происходит с человеческой верой. Она первична. И она создаёт богов.
Тот великий человек, который ходил по Иудее 2000 лет назад в сопровождении учеников, приверженцев и просто слушателей, имеет только то отношение к богу Иисусу Христу, что он дал ему своё имя. После распятия (так водится после смерти истинно великих) появились десятки и сотни легенд, отражавшие путь Христа. Из этих легенд родилась вера, а вера, в свою очередь, создала бога.
По такому же или похожему сценарию появлялись и другие боги, правившие в разные времена разными народами. Человек смотрел на небо, ждал помощи (или наказания), приходили и помощь, и наказание, приносили с собою великую энергию веры, и рождались Один и Аллах, Аполлон и Ярило, Исида и Кришна.
МОЗАИЧНОСТЬ ПРАВОСЛАВИЯ
Чуть больше тысячи лет прошло со дня смерти Иисуса Христа когда единая церковь его имени распалась на две. (В 1054 году.)
Попробуйте любому православному священнику задать такой вопрос: "Почему наша (т.е., православная) церковь истинна, а учения католиков и протестантов ведут к погибели?" Думается, что абсолютным лидером будет такой ответ: "Потому что мы сохранили нашу веру и наше богослужение неизменными с апостольских времён!"
Так ли это? Можно, конечно, обложиться богослужебными книгами, и искать противоречия в решении, т.н. "Вселенских Соборов" или дотошно исследовать любую церковную службу с точки зрения разницы в её проведении в разные времена. Это - взгляд на проблему с исторической позиции, взгляд в глубь времён. Подобное исследование само по себе может дать поразительные результаты, если, конечно, исследователь не будет слепым фанатиком, упорно не замечающим тех или иных фактов.
Однако, коренное противоречие в восприятии православия, как чего-то незыблемого, монолитного и постоянного лежит не в том, насколько отличается, скажем, литургия нашего времени от первых веков. Намного важнее другое: как понимают веру, служение, религиозность, воцерковленность и прочее сами служители церкви. Автор этих строк побывал во многих епархиях нашей страны. Ни в коей мере не претендуя на однозначность и конечную объективность суждений, хочется, тем не менее, заметить: единого понимания православной веры просто не существует. Ни среди прихожан, ни среди священников, ни среди архипастырей... Более того, взгляды батюшек, (и, соответственно, их проповеди!) могут быть диаметрально противоположными. Ниже мы более детально рассмотрим эту непримиримость, существующую в рамках одной конфессии. Здесь же, как пример, достаточно упомянуть так называемую проблему ИНН. Тысячи верующих людей в разных концах страны отказываются принимать индивидуальный налоговый номер, начитавшись всевозможных псевдо-патриотических изданий и наслушавшись проповедей "борцов за чистоту веры". Более того, на ряде приходов можно услышать из уст священника, насколько страшен новый Российский паспорт: и три шестёрки там где-то спрятаны, и во власть сатаны вы сразу попадёте, ну и уж конечно, ни за что не будет спасена ваша душа, если примете вы бесовский паспорт и число зверя. (Под числом зверя здесь подразумевается пресловутый ИНН.)
Представьте себе две деревеньки, расположенные в 10 км друг от друга. В одной из них служит о. Андрей, в другой - о. Сергий. (И имена, и деревни условны, возможные совпадения - случайны. Отцу Андрею 30 лет. На приход он приехал пару лет назад, зачитывается Андреем Кураевым, купил компьютер и с воодушевлением лазает в Интернет. Естественно, у него есть мобильный телефон, в машине установлена магнитола, на которой он слушает не только проповеди и духовную музыку. Он любит посмотреть новости по телевизору, его, конечно, раздражает реклама, но он далёк от мысли, что это "проповедь сатаны"...
Отцу Сергию слегка за 50. В своей деревне он служит больше десяти лет. Он всегда хмур, ему нравится накладывать епитимью за чтение женских романов. Дьякона Андрея Кураева он зовёт сатанистом, Владыку Кирилла, который выступает на первом канале, он во всеуслышанье ругает такими словами, что даже мне стыдно...
Они оба принадлежат Русской Православной Церкви. Они служат в одной епархии. И даже в одном благочинии. Они искренне ненавидят друг друга и не скрывают этого.
Единичный случай? Исключение из правил? Вовсе нет, всё с точностью до наоборот. Зарисовка выглядит несколько утрированной, но она отражает то, что сейчас происходит в жизни людей, проповедующих православие.
Возможно, когда-то эта вера была единым целым. Может быть, многогранным, но единым. На сегодняшний день говорить о единстве просто смешно. Целое распалось на кусочки, они, конечно, связаны между собой общими словами и внешней атрибутикой. А ещё они похожи друг на друга тем, что каждый из этих кусочков считает себя истиной в последней инстанции. То, что на заре христианства и во время его развития было гранями, стало - мозаикой.
Иногда части этой мозаики невозможно даже подогнать друг к другу. Общей картины не получается: её просто-напросто не существует.
ОППОЗИЦИЯ
Описание противоречий во взглядах о. Андрея и о. Сергия, живущих в соседних деревнях, было бы неполным без упоминания того, пожалуй, единственного, что их объединяет: они оба служат делу света. Звучит это несколько пафосно, но зато позволяет провести чёткую границу между христианским богом и его оппонентом.
Стремление человечества разделить мир на белое и чёрное появилось, очевидно, вместе с самим человечеством. Величайшие философы и люди абсолютно далёкие от желания разбираться в сути вещей одинаковы в одном: у всех есть мнение "что такое хорошо и что такое плохо". (Например, желание Ф.Ницше убежать "по ту сторону добра и зла" - очередной вариант чёрно-белого разделения мира.) И не важно, что понимал под словом "хорошо" Блаженный Августин, и что было "хорошо" для де Сада. Важен принцип деления: вот мой бог, а вот бяка. Уверовав в бога, создав его для себя, сделав его реально существующим, человек следующим шагом создаёт сущность прямо противоположную. Монотеистический бог просто по определению не может не иметь оппонента. Иначе зачем он вообще нужен? Как можно быть христианином и не верить в существование ада и его хозяина? Пропадает весь смысл жизни во Христе, жизни по заповедям божьим и т.д.
Количество нечисти, которую создали верующие, может сравниться, пожалуй, только с количеством ими же созданных святых. Иоанн Богослов предпринял первые (и отнюдь не робкие!) шаги в этом направлении, написав свой "Апокалипсис", и вот уже 2000 лет каждый уважающий себя христианский мыслитель просто не может не поговорить о бесах.
Кроме того, существование бесов обусловлено извечным желанием человека сделать крайним кого угодно, только не себя. Бес в данном случае - идеальный вариант. Отсюда:
"Сын у меня опять запил - снова бес его попутал..."
"Вы только поглядите, как он матом кроет, это его бесы крутят..."
"В мужика моего вчера ну точно бес вселился. Как даст мне пониже спины за то, что я суп холодный подала..."
"И я ведь знал, что фильм мерзкий. Грязь и порнография. А бесы искушают: купи да купи. Ну я и купил. До самого конца досмотрел, страшная гадость..."
И так далее.
Когда бесов становится чуть больше, чем хотелось бы, естественным образом появляется и оружие против них. Речь идёт, разумеется, не о голливудских ужастиках, где смелый американский падре с квадратной челюстью и бесстрашием в глуповатых глазках выливает вёдра святой воды на жутких, но несчастных монстров...
Православная вера демонстрирует одну из самых, пожалуй, парадоксальных ситуаций: отчитка этих самых бесов.
В чём парадокс?
Извольте...
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
По воскресеньям все сёла выглядят одинаково. Одинаково мёртвыми.
Приехал я сюда из Благовещенска. Расстояние, по местным меркам, небольшое, около 120 км. Можно, в принципе, считать пригородом...
Первое, что бросилось в глаза - нестандартный памятник прямо в центре села, перед зданием Дома Культуры. Я настолько привык видеть бессмертного дедушку Ленина на грязных площадях российских деревень, что по-первости глазам своим не поверил: на довольно высоком постаменте стоял православный крест, и к нему прислонился якорь, символизирующий, очевидно, близость Амура.
В храм я попал к самому концу службы: священник заканчивал проповедь, прихожане подошли к кресту, я в двух словах представился о. Парфению (так и так - независимый журналист, ну и т.д., и т.п.), и дальнейшее наше знакомство происходило уже в трапезной. На обед осталось довольно много верующих, поэтому наше общение с о. Парфением трудно назвать диалогом. К тому времени за моими плечами было более двух сотен приходов по всей России, статьи во всяческих православных и неправославных газетках, естественно, это вызвало море вопросов и расспросов. Впрочем, по большей части предсказуемых: отношение к ИНН, к телевизору, к "твёрдости" православия и т.д. По одной из реплик о. Парфения я понял, что атмосфера здесь, как бы это помягче сказать, строгая что ли. Рассказав несколько историй из жизни различных областей России, я начал скучать и обдумывать способы побыстрее исчезнуть из этой деревеньки. И тут кто-то задал о. Парфению вопрос, который резко изменил мои планы:
- Батюшка, а в четверг будет отчитка?
- Непременно будет, - о. Парфений как-то весь посуровел и в глазах появился нездоровый, на мой взгляд, блеск, - наши молитвы об освобождении этих несчастных от их мук нужно считать нашим главным делом!
Прихожане примолкли и в их взглядах, которые я иногда ловил на себе, ясно читалось: вот какой у нас батюшка!
"Надо на это дело поглядеть", - подумал я и с радостью согласился, когда мне предложили погостить у них...
"Болящих" привезли в среду. Я эти дни провёл в так называемом "скиту", куда и прибыли "одержимые" бесами. Вечером мы встретились за общим столом и мне представился случай пообщаться с ними.
Подросток, лет пятнадцати, которому явно нужно элементарное стационарное лечение...
Парень, лет двадцати трёх, который, (по его словам) недавно был в Чечне... Разведчик, что ли. Стандартный набор: он слышит "голоса", он уверен, что видит как бы два мира сразу. Например, он "своими глазами видел, как затонула подводная лодка "Курск".
Я сидел и думал: "Бесы оно, конечно, бесами. А интересно, эти люди когда-нибудь слышали простое такое слово "психиатрия". Исцеление души верой - это прекрасно. Но здесь-то это при чём?"
На следующий день состоялась отчитка. Нудно и без происшествий. Никто не кричал дурным голосом, не бился в конвульсиях и не пытался укусить батюшку...
Парадокс же заключается в следующем: о. Парфений в данном случае искренне верит, что в этих людях сидят бесы. Внимание! Бесы сидят в людях, которые выбрали не попытку лечения в психиатрической больнице, а пошли в церковь...
ОППОЗИЦИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
В среде не так давно воцерковившихся людей очень популярна и в какой-то мере даже обязательна к прочтению одна книжица. Называется она "Мытарства блаженной Феодоры и страшный Суд Божий". Надо сказать, описания в этой книге явно не для слабонервных. Если снять художественный фильм по мотивам хотя бы только мытарств бедняжки Феодоры, получился бы самый что ни на есть ужастик. Заканчивается всё хэппи-эндом, но прохождение через двадцать мытарств, через двадцать типов демонов невольно впечатляют. Как же получилось, что одна из самых человеколюбивых религий мира наплодила столько страхолюдин? И наоборот: если эта религия создала сонмы бесов и демонов, призванных мучить нас после смерти, так ли она человеколюбива?
Количество вероисповеданий, базирующихся на учении о Христе, не поддаётся исчислению. Существует тьма списков, куда включены и исторические конфессии, и маленькие секты-однодневки; верующие и неверующие учёные заняты их классификацией, историей, различиями в их мировоззрении. Но далеко не во всех подобных каталогах вы найдёте одну из главных производных от христианства: сатанизм. Желающих ознакомиться со взглядами теоретиков сатанизма можно отправить по двум адресам: А. Кроули и Ла Вей. Если есть желание, можно погулять по Интернету, сатанинских сайтов там чуть ли не больше, чем христианских.
И снова встаёт вопрос: как же получилось, что тёмный бог из легенд и сказаний светлой по своей сути религии занял такое высокое место? Ответ людей верующих довольно банален, они будут долго говорить, что Сатана не дремлет, что он "князь мира сего", а чистых душою "ждёт царствие небесное", что Господь "попускает по грехам нашим"... Более фанатично (и, соответственно, более бездумно) настроенные люди не преминут сказать, что близится конец времён, страшный Суд Божий уже на подходе, а следовательно Сатана силён как никогда. (Сейчас расплодилось столько толкований "Апокалипсиса" с точки зрения привязки к сегодняшнему дню, что даже краткий их обзор составит отдельную книгу.)
Но давайте оглянемся назад. Разве Жиль де Ре, ставший прообразом Синей Бороды, разве уже упоминавшийся маркиз де Сад не были по сути своей сатанистами? А граф Дракула? А наша русская садистка-помещица "Салтычиха"!? Помилуйте, но тот же самый Жиль де Ре "натворил" поболе, чем все современные прыщавые мальчишки-сатанисты вместе взятые...
И ещё была инквизиция, которую коротко можно охарактеризовать примерно так: сатанисты по духу жгут сатанистов по букве...
Уважаемые братья и сёстры! Верующие или неверующие - не суть. Оглянитесь по сторонам и прикиньте, сколько будет на Страшном Суде праведников и сколько будет грешников, если отталкиваться от классического православного мировоззрения? Числа потрясающие: один праведник на десятки, если не сотни тысяч грешников.
Получается, что пресловутая оппозиция в лице сатаны и иже с ним "оттянули" от бога столько душ, что подумать страшно...