...песнь о мыслях Вселенной, поющаяся старейшим воином в роду на Ман Саури в час захода Солнца ...
Если у вас созрела мысль жениться на красивой девушке из знатного фина-семьи, а сами вы бедны, и нет за душой ни кумала, чтобы купить полкоровы, дабы питаться третью часть лунного оборота, ступайте на остров Фалга-Мон и найдите там Мидира, сына Дагды: спросите его, что делать. Ибо Мидир знает в этом толк. Тогда встанет мудрый бог Мидир, посмотрит на вас печально-карими глазами и, глубоко вздохнув, предложит учиться друидической науке: семь лет в ранге файта, ещё семь лет в ранге барда и ещё семь лет в ранге друида - только тогда вы научитесь творить чары для отвода глаз обычным людям, и другие не менее могущественные вещи постигните. Но тогда, по окончании обучения вряд ли вы уже посмотрите на эту красивую девушку из знатной семьи, к которой хотели свататься: настоящие друиды, искушённые в тайных знаниях, смотрят на мир и на людей совсем по другому, нежели люди сами смотрят друг на друга.
Идите... Если ещё вам повезёт, и Мидир захочет, чтобы вы его нашли.
Нет больше такого желания? Очень правильно. Ибо знания радости не приносят, а человек, стремящийся жить в своё удовольствие, за ними гнаться не должен. Каждый принимает свой закон и живёт по нему, по нему и умирает, по нему и возрождается вновь.
Если вас вдруг потянет в дальние странствия, и вы решитесь оставить земли родного септа-рода, тогда найдите, если сумеете, рига Брана МакФебала, известного мореплавателя и попроситесь на борт его корабля простым гребцом. Отважный Бран не сможет предложить вам ничего кроме места на скамье у самого борта, весла в руках да куска толстой кожи длиной и шириной в размах рук, хоть как-то защищающей от происков коварно-неистового Лира МакДану, Морского Владыки. Ибо сам мореход довольствуется не большим и не стремится к удобствам на борту курраха в открытом море: он идёт на известный ему единственному зов - зов того, что не видели другие люди: других морей, других земель, других небес...
Достойным же приёмом для вас в родной земле будет полное забвение вашего имени земляками; и если попытаетесь вступить на песок отцов ваших, тотчас превратитесь в прах трупный, ибо тот, кто вышел с Браном в открытое море уже стал призраком.
Думайте, решать всё равно вам. Но знайте: неведомое постигается ценой самого дорогого в жизни. Это правило стоит выше любого закона.
Если у вас не осталось памяти о далёких, словно недоступный взору смертного берег земли Хай Брезал, годах беспечного детства, когда любое желание могло претвориться в реальность, но никто этого ни разу не замечал;
Если у вас не осталось памяти...
Идите от престольного града Темры на северо-восток, к воинственным уладам, достигните города Близнецов великой Махи, где сидит славный риг Конхобар МакНесс, найдите там могучего друида Катбада и спросите его, что делать.
Тогда встанет могучий друид-воин Катбад и споёт вам теимн лаэгда, озарение песни, дабы узнали вы год и день собственной кончины. Ибо негоже человеку непомнящему годов беспечного детства более жить на этом свете.
Ну, как, решитесь?
И не надо. Ибо не споёт вам Катбад теимн лаэгда. Никогда не споёт. Потому что эту песнь поют лишь мудрые филиды-сказители: самим себе поют.
Ибо знает Катбад год и день собственной кончины и не желает такого знания никому из смертных.
...ритуальная песнь друида, обращённая к одному или нескольким Ди во время жертвоприношений...
Жертвенный костёр отливал слепившим глаза благоговением. От костра шёл пряный аромат стеблёй ромашки. Жаркие языки пламени то с притворной смелостью, подобно бродячим собакам, бросались на невозмутимую фигуру в белом одеянии, которая, казалось их и не замечала, то, поджав хвосты, скулили и жались назад, словно боясь удара ногой под рёбра. То смирели и навязчиво ластились к ногам, то угрожающе подымались на дыбы, предоставляя глазам всю свою мощь.
Не пламя - Дикая Охота!
Фигуре в белом одеянии такая картина была не впервой, он без движения продолжал стоять лицом на восток посреди древнего кромлеха.
Ночь...
Странное сочетание символов в обряде: когда лицом на восток - значит, творишь на Свет, на созидание; но кто даже в нынешнее время раздоров и междоусобиц, когда даже верховный риг не в состоянии достойно примирить уладов и коннахтов, будет ни с того ни с сего творить на Свет ночью? Да ёще призывая сам Длиннорукий Свет!
Спросить об этом фигуру в белом одеянии? Высшим друидам - одежды цвета зимнего поля носят лишь Высшие - до замечаний со стороны... да к тому же, кто отважится!? Высшие друиды для того и прошли все ступени становления и изучили все постулаты и законы древней науки, чтобы умело сопоставлять необходимые для достижения нужной им цели. Ведь и Торах, остров-крепость Одноглазого Балора перешагнуть никто из Ди - уже молчим о смертных - не мог. А обойти на лодке - каждый дурак. Если, конечно, дорогу знал.
Да и попадёт любому после такого вопроса: и от друида, и от Длиннорукого Света. Гораздо сильней и ощутимей, чем, скажем, от пьяных фоморов, да не к ночи будут упомянуты.
...Жарко горит костёр, весело. Для Длиннорукого Света он всегда горит весело что днём, что ночью. Правда, Свет не очень любит ночные жертвы, но для дела... К тому же некоторые высшие друиды могли позволить себе на некоторое время превращать ночь в день и наоборот, но лишь в течение всего Месяца Оленя, Времени Исков, то есть за пятнадцать дней до Лугнасада, Светлой Свадьбы, и пятнадцать дней после.
Если в этом всём, конечно, есть необходимость.
В этот раз необходимость действительно была: это понимал и друид, и Ди, которому тот приносил жертву и возносил молитву. Первый в преддверии разговора получал знак от второго: лёгкое свечение, переплетённое блестящими ломанными линями, возносилось прямым колоссом вверх от костра в небо, слегка задевая гранью своей фигуру в белом одеянии, принявшуюся мерно раскачиваться из стороны в сторону. Фигура воздела руки горе, отступила на шаг от костра, опустила руки, уселась на землю, скрестив под собой ноги и склонилась в глубоко почтительном поклоне.
- Ты уже третий раз подряд приходишь ко мне с этой просьбой. Не надоело? Одного не могу понять, зачем вам это всё нужно? Хорошо, допустим, могучий фений вам действительно необходим, кровь из носу - коннахты в один прекрасный день всех вас могут перебить, всякое может случиться. Но почему именно полу-Ди и именно от меня? Ах, да, вы же до сих пор продолжаете считать, что я такой великий, что один привёл Туатха Де Дананн к победе над фоморами? Ладно, всем свойственно заблуждаться, тем более людям - им будто бы сама Великая велела...
Я знаю, ты человек умный, Кадбад, дело своё знаешь. Поэтому и держишь меня подолгу, поэтому и кормишь помногу. Знаешь, борода, что твои заслуги не позволят Ди отказать тебе. Отказ - это обида, а обида эта волну за волной бурю поднимет, не ровен час и до Великой слух дойдёт. И это ты тоже знаешь, поэтому и дожидаешься нужного тебе ответа.
А не прогадаешь, а, Кадбад? Не пустишь ли своей выходкой всех уладов фомору под хвост? Мне же долго мучиться не надо: раз-два - и готовое дитя, а вот вам всем потом расхлёбывать, коли чего не досмотрите. Или думаешь, что всё обойдётся? Я тоже когда-то так думал...
Ладно, будет вам сын. Мой сын.
Всё, доволен? Тогда чего сидишь?! Заболтался я с тобой.
...Фигура в белом одеянии неспеша поднялась с земли, снова учтиво поклонилась на огонь, сотворила несколько движений руками, и костёр начал стремительно угасать.
Фигура ещё раз поклонилась - не костру, месту - и вышла из каменного круга.
Фомор бы побрал эту овсяную кашу! Мама кормит меня ею каждое утро, скоро сниться будет. Не мама - каша.
- Ну, давай, сынок: за маму, за папу... вот молодец!...за дядю Конхобара, за дедушку Катбада, за дядю Фергуса, папиного брата, за тётю Леборхам...
- Она мне не родная тётя! - пробивалось наружу через овсяную массу, больше всего её было полно за щеками, потому что я сто раз думал, прежде чем проглотить очередную ложку в себя, а разговорами я пытался хоть на пару мгновений отсрочить следующую ложку. - Тётя Леборхам мне не нравится: она меня стихи заставляет учить...
Тётя Леборхам строго зыркнула на меня, встала из-за стола, подошла и треснула подзатыльник. Вся овсянка, которая была за щеками перекочевала вниз. В желудок, значит
- Учись уважать своих наставников, Сетанта, - она никогда не злилась, просто говорила очень строго.
А потом она сказала маме:
- А ты знаешь, как он назвал меня вчера пир мальчишках?
- Что ещё ляпнул этот него..? Сетанта, не болтай ногами!
- "Училка". Он назвал меня "училкой"! И эти сорванцы, такие же, как он, втихаря надо мной посмеивались,- у тёти Леборхам работа была такая - постоянно ябедничать на меня маме и учить меня всякой ерунде. Ну, чем не "училка"?!
- Вот как?! - мама в отличие от тёти Леборхам всегда расстраивалась, если я что-то делал не так. - Ах ты, негодник! Жуй, не чавкай, я потом с тобой поговорю. Это всё твоё воспитание, Суалтам! - теперь папу начнёт пилить (нет, не со зла, конечно, тоже... работа такая). - Вечно ты его на улицу отправляешь, вечно тебе не до него. Нет, чтобы взять сына на смотр или на охоту, например. Сетанта, заметь, растёт не по годам. Четыре зимы, а уже пешком под стол не ходит. Гости заезжие все семь зим ему дают...
Папа, как всегда выскреб всю тарелку, да ещё и добавки попросил. Я бы тоже попросил, если бы баранину с репой дали, а так овсянка...
- Не доставай с утра пораньше, - сказал он маме. - Папа всегда находил, что ответить и очень редко повышал голос. А говорил ещё спокойней, чем тётя Леборхам - Мальчику, тем более при таком быстром развитии, нужно самоутверждаться среди сверстников. А излишнее женское влияние - это я не про вас, Леборхам, - ему не нужно. Погляди: он ещё ложку самостоятельно держать не научился - вечно ты сама его кормишь.
- Зато он прекрасно держит в руках булыжники размеров с твою голову, - это опять мама.- Мне вчера половина Айрдига жаловалась, что наш сын других детей чуть не покалечил.
- Они меня фомором обзывали, - для того, чтобы сказать, мне снова пришлось проглотить очередную порцию овсянки. - Они говорят, что я большой и страшный.
- А на тётю Леборхам обзываться, значит, можно? - строго спросил папа.
- Тётя Леборхам большая, ей не страшно. Пусть бы тоже меня обозвала в ответ.
- Вот и ты их обзови и не кидайся. На дураков обращать внимания не стоит.
Но я не могу понять, как это можно не обращать внимания, когда тебя обзывают, да ещё так обидно?! Но папе перечить не стал.
- Сетанта, сегодня же ты пойдёшь к этим детям и их родителям и извинишься, - сказала мама.
- Не пойду, - с мамой я не стеснялся спорить.
- Это что ещё за разговоры с матерью?! Пойдёшь и никаких "нет"!
- А я сказал, не пойду! - слёзы от обиды подкатили к самому горлу, мешая проглатыванию остававшейся за щеками овсянки.
- Ах, так!.. Тогда будешь стоять в углу до самого вечера.
Надо было действовать, и как можно скорее. Я мигом нырнул под стол, и мама не успела "Ох!" сказать, как я был уже на пороге. Прожевал на ходу овсянку.
- Не пойду! - и побежал вниз по склону. Пронёсся по городу и выбежал за ворота.
- Сетанта-фомор! Сетанта-фомор! - кричал вслед кто-то из соседских. Да ну их всех! Я и не заметил, как очутился в лесу. Сел на траву, на склоне холма, поджал колени к подбородку. Мне было обидно: почему мама хотела, чтобы я извинился за то, что меня обзывали - это же несправедливо! Несправедливо делать то, чего делать не должен. Дураки они все! И эта мелюзга соседская - хоть и одногодки, а всё равно мелюзга - и мама с папой, и тётка Леборхам. Замучила вконец своими стихами! Иногда удаётся убежать от неё и тишком прокрасться к воинам, сидевшим на стене дуна, послушать их разговоры и песни. Хорошие у них песни. Мне особенно нравятся вот эти:
На Самайн фоморов прёт -
Здравствуй, счастье, Новый год!;
Не вешать нос, ведь мы улады,
Дурна ли жизнь иль хороша...
Или вот ещё:
А мы по локти закатаем, закатаем рукава,
И всех коннахтов раскатаем, раскатаем на дрова...
А эту песню я пока ещё не понимаю, но поют её как-то по-особенному:
Не стоит прогибаться под изменчивый гейс,
Пусть лучше он прогнётся под нас...
Есть ещё одна песня про сурового морского Ди:
Куда бы не уплыл курах,
От Лира не уплыть ему...
А эта у меня самая любимая:
Пора-пора-порадуемся мёртвому врагу..!
А все эти занудные стихи... Скукота! Мне на её, тёти Леборхам, уроках всегда спать хочется. А сейчас, без неё, не хочется. Здесь, в лесу, хорошо. Правда, некоторые уроки тоже здесь проходят, но это бывает редко, потому что тётя Леборхам говорит, что я в лесу отвлекаюсь. И ничего я не отвлекаюсь, просто хочется на всё смотреть.
И почему люди строят эти дуны, живут друг у друга под носом, когда можно жить прямо в лесу. Мне, например, деревья нравятся больше этих противных мальчишек и девчонок. А он все дураки!
- Дураки! - это я вслух сказал.
- Все дураки? - я повернулся и увидел тётю Леборхам, которая шла ко мне.
- А почему я тебя не слышал? - снова убегать мне было лень.
- Потому что я не топаю, как телёнок вроде тебя, а хожу тихо. А от твоих ног, маленький Сетанта, по всему Айрдигу пыль столбом, наверное, до сих пор стоит.
"Телёнок" - это не так уж и обидно во всяком случае, не так, как "фомор", и тётя Леборхам произнесла это так, что и обижаться не хотелось.
- А сколько я здесь сижу?
- Долго. Давай посидим вместе, - неожиданно сказало она, а я аж крякнул от такого предложения.
- Ну,.. давай. Если тебе со мной интересно. Только пусть сегодня без стихов.
- Не стихов, а сказаний.
- Хорошо, без сказаний. Договорились?
- Нет. Во всяком случае, одно из них я тебе сейчас расскажу.
- Ну вот, опять!..
- Не спеши возмущаться: я буду говорить своими словами, и ты всё быстро поймёшь.
Тётя Леборхам села рядом со мной.
- Итак, слушай. Весёлый Ди Дагда любил - а может быть, и сейчас любит - овсяную кашу. Со свининой.
При словах "овсяная каша" я весь скривился.
- Ты же сказала, что мне понравится!
- Не перебивай. Слушай дальше: и вот однажды фоморы, прознав об этом, решили зло подшутить над Дагдой. Когда весёлый Ди гостил у них, фоморы вырыли огромную, глубокую яму, налили уда овсянки с во-от такими ломтями свинины. И сказали Дагде, что пока он не съест, они его домой не отпустят. Дагда мог одним взмахом своей могучей палицы уложить всех фоморов до единого, однако решил шуткой ответить на шутку. Усмехнулся весёлый Дагда в бороду и давай овсянку черпать ложку за ложкой. И не успели фоморы глазом моргнуть, как съел Дагда всю кашу, что была в яме, до последней капли. Ложку облизал, пальцы вытер да и пошёл к себе домой, хохоча на всю округу, и тяжёлая палица его оставляла за ним глубокую борозду в земле. Ну, вот и всё.
- Тётя Леборхам, а Дагда такой сильный, потому что овсянку любит?
- Конечно! Я очень рада, что ты всё правильно понял.
Но сразу же закралось подозрение:
- А не обманываешь?
- Слово "училки"!! - засмеялась она.
- Тогда и мне нужно её кушать, овсянку-то. Я ведь тоже хочу стать сильным, таким, как, Дагда. По-другому же нельзя?
- Нельзя, - серьёзно сказала наставница.
- Ладно, буду есть я вашу овсянку. Только по-настоящему, со свининой.
- Будет тебе и со свининой.
- Спасибо, тётя Леборхам, - и я крепко прижался к своей наставнице. - Ты, оказывается, очень хорошая, ты хочешь, чтобы я стал сильным. Я больше никогда не буду называть тебя "училкой". Обещаю!
- Договорились, маленький негодник, - тётя Леборхам тоже меня обняла. - Я тебе, хоть и не родная тётка, но, уж поверь, многие и за родными так не ходят, как я за тобой. Ну что ж, за то, что ты меня так любишь, я, так уж и быть, поговорю с папой, чтобы он на следующее семиночье взял тебя на смотр.
- Правда, поговоришь?
- А я тебя когда-нибудь обманывала?
- Да я... да ты, тётя, просто..., - и я чмокнул наставницу в морщинистую щёку и припустил по лесу, пугая лесных обитателей диким, почти щенячьим визгом.
Позади довольно смеялась тётя Леборхам.
...печальная скела о сватовстве, которое может закончиться всем, и ничем, а может и вообще не закончиться
Дейрдре МакНесс из дома уладских ригов.
Колесницы приблизились к опушке священной рощи, и возница Конхобара натянул поводья, понуждая гнедую пару взрыть остановиться. Не успевшие ещё устать, молодые игривые скакуны разочарованно зафыркали, захлопали ушами. За колесницей рига натянули поводья другие возницы, кто полушутя, а кто нарочито требовательно окрикивая своих четвероногих.
Дейрдре, сестра рига уладов Конхобара, сокрушённо покачала головой. Останавливать колесничных коней искусство местами гораздо сложнее, нежели управлять им в пути. Это было известно ей не понаслышке. Три год, целых три года она сама была возницей своего брата, и кони рига под её руками дико срывались с места в неистовом ржании, неслись без устали десятки копейных бросков, молотя копытами склонны холма Эмайн-Махи. А затем кони, словно продолжение резкого движения вожжами, становились, как вкопанные в ожидании нового забега, а счастливая Дейрдре оборачивалась назад, с ехидцей взирая на лихорадочно переводящего дух Конхобара, который дрожащими руками поспешно оправлял волосы и вытирал рукавом осевшую на лице пыль. На досках колесницы стояла чаша, до краёв заполненная водой, и ни одной капли из неё не было пролито. В этом каждый раз убеждались все: и брат, и кашлявшие от попадавшей в нос пыли возницы и воины, приходившие к финальной черте гораздо позе риговой колесницы, и многочисленные зрители, наблюдавшие за соревнованием со стен Эмайн-Махи.
- Ну, девка, ну девка! - умилёно, с искоркой белой зависти ворчали старые возницы, ни один раз получавшие почётное звание "хозяин равнин". - Сущий ветер, а не девка!
- Угробишь в один прекрасный день и себя и брата! - шикал на Дейрдре её отец, верховный друид уладов Катбад и совал ей в ладонь очередной оберег. - На вот, надень, а то старый, поди уже разрядился.
Отцовы обереги были тёплыми, но не грели.
Долго ещё Дейрдре не придётся брать в руки вожжи. Может быть, больше никогда не придётся: кто знает, оценит ли будущий муж её способности, которыми Ди одаривают не каждого мужчину.
"Замуж, - думала Дейрдре, сходя с колесницы, опираясь на поданную братом руку. - Замуж за человека, которого видела в глаза разок, да и то мельком. - Ещё один завистливый взгляд на гордую осанку нового конхобарова возницы. - Месяцев семь - и рожать пора, а там пока на ноги поставлю, воспитывать стану - глядишь, и стара буду за вожжи браться. А если и не стара - пустит ли Суалтам из Айрдига свою ненаглядную жёнушку к коням, не побоится ли за её бесценное здоровье?.. Родится сын - научу колесницу водить, обязательно научу; родится дочь - тем более. Ох, если бы отец - тот слов на ветер не бросает - не пригрозил ("Не пойдёшь за Суалтама МакРойга, спою глам дицинн!"), тогда бы... Противно!"
Последнее слово она чуть не выплюнула вслух, но вовремя спохватилась: негоже во время священного празднества зло и обиду в себе таить. Но по другому не выходило. Всё в себе, в себе, потому что...
Потому что они все смотрели на тебя: справа, слева, сзади - как ты идёшь, ригова сестра, об руку со своим братом, спесиво смотрящем по сторонам, как держишься, не краснеешь ли от каждодневных людских пересудов? Иди, милая Дейрдре, иди впереди всех вместе с ригом, прямо к священному дубу, колодцу и каменному алтарю. Вот так, ещё немного, последние шаги...стоп! Дальше вас встречают.
Из-за деревьев на поляну вытягивалась бело-сине-зелёная процессия друидов во главе с верховным Рощи - Катбадом - отцом - ,опиравшимся на свой резной посох. Шею и запястья верховного и других высших, облачённых в белые одежды, украшали золотые обручи. Каждый друид нёс в руке серебряные ветви, украшенные крошечными колокольчиками. Эти ветви символизировали чудесные деревья потусторонне Эмайн-Аблах, куда хоть один из сидов нет-нет, да и приведёт.
Так пели барды и филиды. Так говорили уладские матери, укладывая детишек в постель.
Дейрдре глянула на брата, который не проронил ни слова с тех пор, как взошёл сегодня на колесницу. Конхобар - она одна могла это сейчас заметить, ибо очень хорошо его знала - немного волновался. Поэтому он специально сейчас надел на себя маску каменной невозмутимости. У брата это хорошо получалось: каждый риг (вспомнилось сказанное некогда отцом) должен владеть чертами своего лица.
"Да, - с иронией подумала Дейрдре, - каждый риг должен уметь лепить своё лицо на людях. Особенно тот, кого прочат в ард-риги Эрина. Ведь ты хочешь стать ард-ригом, Конхобар? Или больше тебя этого хочет наш отец?"
Но Дейрдре прекрасно понимала, что все эти дни, пока будущий муж Суалтам не отвезёт её в свой Айрдиг на равнине Муиртемне, что у гор Куальнге на юге уладов, ей самой придётся лепить своё лицо. Но надолго ли её хватит? Ведь если слепленную из воска личину поднести к огню, она начнёт плавиться. А где угораздит наткнуться на такой огонь?
Барды в одеяниях цвета морской волны, отбивая ритм на бадранах, в унисон пели древний гимн начала священнодействия:
Вы пришли к Священной Роще,
С чистым сердцем, чистой костью,
С чистой плотью, с чистым слухом -
Слиться с нерушимым Духом.
Вместе мы путями древних,
Люди мира, люди древа,
Сей священною порой
Возвращаемся домой!
Возврат домой - так называют любой ритуал единения с Ди, ибо когда-то одно и то же Глубинное Море исторгло из себя в Мир Живых и Ди, и людей.
Подул лёгкий ветерок, и ему отозвался еле слышный трепет колесничных парусов. Друиды торжественно описывали круг, обходя посолонь Древо, колодец, алтарь и всех прибывших. Как бы провожая взглядом процессию, Дейрдре успела мельком оглядеть собравшихся. Конечно же, прямо за спиной стояли знатные всадники, которым всегда было уготовано место в Доме красной Ветви, главном пиршественном чертоге Эмайн-Махи. Куда-то вдаль, неспеша пощипывая длинный ус, глядел Конал Кернах, Победоносный, прозванный так за то, что не имел ни одного поражения в поединках с коннахтами. Суровый Лоэгайре почему-то насупился и ковырял носком землю. Кускрайд Заика, любивший хвастаться тем, что отделался лишь царапиной от дротика в схватке с непобедимым коннахтом Кетом МакМатахом, щурился на солнце, и широкий шрам дерзко отливал цветом лепестков дикой яблони. За ними гордо держали головы Мунремур МакГерген, Менд МакСалолкан, Кельтхар МакУтхар и многие другие - нерушимая опора Эмайн-Махи и всех уладов. Многие из них ещё помнили отважную риганн Несс, мать Конхобара. Некоторые из этих воинов даже успели побывать в разбойных походах Катбада, когда тот ещё не был ни мужем Несс, ни отцом Конхобара, ни верховным друидом уладов, а всего лишь бродячим сорви-головой, у которого не было ничего, кроме двадцати лет обучения в Роще, злющей кусачей кобылы, доброго меча за спиной да целый курах глам дицинов, хулительных песней - для несговорчивых жертв ночного разбоя и более сильных противников. Но народная память, словно древесные сваи озёрного краннога, ничего подле себя не держит, и о грабежах Катбада теперь мало кто вспоминает. Вслух. Напротив - вот уже много лет все про него говорят уважительно: "Помимо того, что друид, он ещё и воин!" Редко про кого так говорят...
Далее стояли главы фин-семей и туата-риги; почётных заложников от последних немало в Эмайн-Махе. Ещё дальше - свободные ремесленники и землепашцы, в самом конце процессии кучковались рабы: пленные коннахты, лагены, муманы и те из уладов, кто по какой-то причине погряз в долгах зажиточному соседу. Кое-кто из них держался более гордо и независимо, чем остальные: наверное, скоро за них родичи дадут выкуп.
Дейрдре словила несколько взглядов: одни сразу же отвели глаза, другие продолжали смотреть. Кто-то смотрел с сочувствием, кто-то - с завистью.
Разные люди.
Разны мысли.
В одном и том же человеке - сколько людей, столько и мыслей.
В землю заострённым концом вонзилась последняя серебряная ветвь. Священный круг замкнулся. Друиды описали полный круг и выстроились дугой напротив прибывших в рощу. На лица бородатых мужчин вперемежку падала тень от листвы Дуба и солнечные блики.
Катбад выступил на несколько шагов вперёд и произнёс:
- Благородный риг уладов, знатные всадники и всадницы, свободные жители Эмайн-Махи и прочие, прибывшие в это священное место на праздник Брон-Трограйн! В сей день и час мы празднуем великое сочетание брачными узами могущественных Ди - Луга Ламфады Самилданаха и воинственной Морриган!
В недрах сложенных домиком веточек трудами файтов-послушников заалел огонёк.
И снова, как и много раз до этого Дейрдре ловила себя на мысли, что она никогда не узнает своего родителя до конца: от его бурной молодости остались одни россказни старых воинов - среди домашних эта тема вообще не поднималась. В разговоре сына один на один - Дейрдре иногда невольно слышала их совещания - Катбад был весьма авторитарен, как советчик, порою принуждая бесприкословно подчиняться его решениям. На пирах Кадбад всегда молчал. И лишь при священнодействиях, как сейчас, на него, казалось, снисходил какой-то необычно торжественный, и в то же время неприступно-загадочный, ореол, сквозь который не могла пробиться ни одна мысль извне. Отец многому научил Конхобара. Играть лицом - в первую очередь.
Из длинного рукава хламиды верховный достал небольшой колокольчик, прозвеневший девять раз.
Мы приносим жертву Земле,
Нашей Матери единосущной!
Наши стоны - на ейном челе,
Землю мы почитаем радушно.
Ты, что даришь нам жизнь каждый день,
Днесь прими приношенье детей!
Все знали, что следует делать после этих слов. Первыми опустились на колени Конхобар и Дейрдре, за ними - это было слышно - последовали и остальные. Сотни губ припали к плоти Матери-Земли, её цветам и травам. Когда Дейрдре опускалась на колени и снова вставала на ноги, Конхобар заботливо поддерживал её, как и при схождении с колесницы.
"И верно, - думала Дейрдре, - живот уже мешает. А брат действительно не просто хочет заботливым казаться. Он любит меня... по-своему. - Она украдкой оправила свободно ниспадавшее платье, не осознанно дотронулась до покоившегося на шее серебряного обруча-торквеса. - Да и что он мог поделать с этими слухами?.."
Брон Трограйн. Праздник урожая. Работа в полях приостановилась на целых тридцать ночей: так требует традиция и верность Воле Ди. Этот праздник ещё называют Лугнасад, свадьбой Света-Луга с Великой Королевой Морриган. Неслучайно Катбад хочет выдать сою беременную дочь именно в эти священные ночи.
И вспомнилось вдруг. Про ночь...
Когда Дейрдре настало четырнадцать лет, и брат накануне разрешил ей гонять на колеснице вокруг Эмайн-Махи и после захода солнца - Катбад, едва дневное светило закатилось за горизонт, сам поскакал на лошади наперерез улюлюкавшей во всю Дейрдре и приказал ей остановиться.
- Домой! - рявкнул отец.
Озорные глаза Дейрдре наполнились обидой:
- Если у меня ночь рождения, значит ночью и буду делать всё, что захочу! Сам ведь учил: ночь - продолжение дня, а не наоборот.
За это она заработала звонкую оплеуху от верховного:
- Не хами отцу! Я учил - мне и запрещать.
В слезах Дейрдре повернула коней в сторону ворот.
Это было давно, целую вечность назад. Два года - назад.
Катбад принял из рук другого друида мошну, из которой в костёр пригоршнями полетел овёс.
Мы зажгли наш костёр на зелёной груди,
На ней горят наших долгов очаги;
Матерь-Земля, нашу жертву прими!
- Матерь-Земля, нашу жертву прими!, - нестройным, но торжественным хором отозвались все присутствующие.
Друид, подававший Катбаду мошну, произнёс дребезжащее высоким голосом, сильно контрастировавшим с низкой интонацией верховного:
Царства Стихий, благословите нас,
Чтоб Священный Огонь да утра не погас!
- Благословите нас! - отозвались все.
- Благословите нас, - Дейрдре произнесла эти слова со всеми, но ей показалось, что слышен был только её собственный голос.
Ибо она слышала, но не слушала слова святых отцов -, она слушала - но не слышала - свои мысли...
В последнее время ей удавалось не слушать того, что говорили вокруг. Особенно, когда говорили о том, что молодой беспечный и падкий под хмелем на "подвиги" Конхобар сам сделал родной сестре ребёночка. Ни для кого из обитателей и гостей Красной Ветви не было секретом, что риг клал Дейрдре спать всегда рядом с собой. "возница и воин должны разделять и воинскую потеху, и праздный отдых", - любил говаривать брат, вспоминая уроки риторики, преподанные когда-то отцом. Отцовы уроки ригу вспоминались редко, да и то лишь те из них, которые в тот или иной момент были ему выгодны.
Рядом с верховным встал облэр, филид, знавший согласно своему рангу семь героических историй о Ди и героях древности. Имени облэра Дейрдре не помнила - он редко появлялся в красной Ветви. Друид воздел руки горе и, закатив глаза, начал петь заклинание Вдохновения-Имас:
Сила Великого Вдохновения,
Обрати свой взор на наши моления!
Войди в сокровение наших сердец;
Да сойдёт на наш обряд Истины венец!
В этом священном месте, в это священное время
Веди нас Путём, сила Вдохновения!
Имас! Имас! Имас!
Будь благословенна!
- Будь благословенна! - вторили остальные друиды.
- Будь благословенна! - повторил Конхобар и все, стоявшие за спиной Дейрдре.
- Будь благословенна! - сказала она.
Катбаду подали факел, и он зажёг его от уже разгоравшегося священного огня, к которому время от времени подкладывали новые поленья. К Священному Колодцу подошёл Ферхертне МакКойрпре, оллам всех уладов, всегда смешивший Дейрдре своей топорщившейся рыжей кучерявой бородой. Двое из файтов-послушников уже вытаскивали из колодца громадное каменное ведро, до краёв наполненное водой, из которого Ферхертне зачерпнул святой влаги в медную чашу.
Катбад и Ферхертне почти одновременно застыли на месте, один с зажжённым факелом, другой с полной чашей. В это время провидец, один из старших файтов, с кубком, наполненным медовым варевом, вышел из круга, едва задев две серебряные ветви, отозвавшиеся приветственным звоном. Файт шёл в южную сторону, к алтарю фоморов, расположенному по всем правилам, за пределами круга.
"Фоморы, - думала Дейрдре. - Вот уже много сотен лет, если верить друидам, они не появляются на Эрине, изгнанные Туатха Де Дананн. Но те же друиды почему-то до сих пор опасаются их, этих порождений моря, и приносят откупные жертвы, а строгие мамаши пугают фоморами своих непослушных детей. Или фоморы до сих пор чем-то опасны для людей? А может быть...ля самих Ди, Туатха Де Дананн? Но чем?..
Файт дошёл до алтаря фоморов, плоского закопчённого ракушечника, нерушимо покоившегося среди летних полевых трав. Он поднял кубок обеими руками и произнёс древнюю, как мир, формулу на Берла Фене, закрытой речи друидов, которую Дейрдре приходилось слышать и раньше, к тому же не только во время обрядов, ибо Катбад частенько в присутствии детей использовал Берла Фен в разговоре с братьями по Роще и учениками.
Фоморы, исчадия вечной Тьмы,
Вы на вечно изгнание обречены!
Вам не дано в круг священный войти,
Когда мы славим благостных Ди.
Жертву примите
В урочный час
И дальше идите,
Не трогая нас!
С этими словами содержимое кубка густым плеском вылилось на алтарь, и шальная тучка на несколько мгновений загородила Солнце, око Луга, от людских взглядов. Дейрдре - и, может быть не только ей одной - показалось, что она слышит какой-то утробный вой, донесшийся со всех сторон одновременно, в ответ которому зябко затрепетали листья священного Дуба. Словно подражая им, слегка всколыхнулись ниточки бахромы на подоле платья сестры Конхобара, неприятно щекоча лодыжки.
Такое нередко случалось во время откупного обряда, как называли эту часть священнодействия. Это явно оговорило о том, что фоморы приняли жертву.
При входе обратно в круг файта-провидца уже ждали Катбад и Ферхертне. Едва файт минул серебряные ветви, отозвавшиеся на его возвращение радостно-приветливым звоном колокольчиков, верховный принялся усердно окуривать брата по Роще дымом, исходившем от чадящего факела, а оллам - кропить его водой из чаши, произнося слова: