Аннотация: Это исследование было моим дипломом в Хогвартсе Сириуса. Ранее размещался на сайте http://erzhebet-xs.narod.ru/
Введение
Современные магические традиции формировались на протяжении многих веков. Некоторые сохраняли множество сведений о своих аспектах посредством большого количества письменных источников и бережного сохранения знания. Некоторые же почти не дошли до нас в первозданном виде.
В прошлом веке активно начал развиваться интерес к скандинавской магии, которая продолжает находиться на волне популярности и до сегодняшних дней. Учитывая близость к Скандинавии, и у нас встречается большое количество исследователей тамошних магических техник.
Однако в большинстве своем исследователи ограничивают скандинавскую магию использованием рун, оставляя сейд, являющийся довольно большим и важным пластом скандинавского магического искусства, за пределами своего внимания.
Данная работа призвана рассмотреть сейд как магическое течение. Обозначить его составляющие, выяснить атрибутику, изучить обряды. В работе будет рассмотрено развитие сейда в сегодняшние дни, как в реальности, так и в литературе на примере популярного издания.
Работа включает в себя три главы. В первой будет представлена общая характеристика северной магической традиции, исследование сейда как вида магической практики, а также приведение к единой классификации обозначений магов - практиков сейда.
Вторая глава посвящена практической части сейда. Исследуются внешние составляющие колдовства: артибуты, обряды и заклинания.
В третьей главе рассматривается состояние сейда на сегодняшний день среди последователей северной магии, а также изучается использование его в литературе на конкретном примере.
Специальные источники, посвященные данной проблеме, практически отсутствуют. Основные материалы брались из "Старшей Эдды", "Младшей Эдды", редких глав о сейде в книгах о рунической магии и нескольких статей в интернете.
Глава 1. Характеристика сейда
1.1. Асатру
Термином Асатру в современных исследованиях называют систему верований древней Скандинавии и Исландии. Впервые это слово появилось в XIX веке для обозначения древней религии скандинавов. Переводится Асатру как "вера в асов" или "верность асам". Здесь стоит объяснить, что асами скандинавы называли своих богов. Еще одно название этой системы - одинизм, по имени верховного бога Одина. Впрочем, считается, что в древности общего термина, обозначающего эту систему верований, не существовало вовсе. Ведь вера, хотя и достаточно разнообразная, у скандинавов была одна и та же, так что и называть ее как-то по-особому не имело смысла. Так что по большей части Асатру - это название неоязыческой веры, основанной на религии древних скандинавов. Но исследователи продолжают называть так и старую систему верований.
Поэтому в работе для обозначения древней северной традиции будет использовано название Асатру, так как именно оно наиболее в ходу у современных исследователей северной магии.
Итак, попробуем выявить, что же такое Асатру, что входит в это учение и какова его концепция.
Основная проблема в изучении Асатру заключается в том, что сохранилось крайне мало источников об этом учении, за исключением свидетельств о рунах. Да и то в случае с рунами особую роль сыграло то, что этот древний алфавит использовался прежде всего как письмо, а не как часть магических ритуалов. Традиция Асатру некоторое время была почти предана забвению в связи с христианизацией Европы. Поэтому нынешние последователи Асатру стараются воссоздать все элементы этой веры и приблизиться к мировоззрению древних скандинавов с помощью сохранившихся легенд, мифов, саг, песен и различных исторических находок.
Выделяют два основных способа получения информации об Асатру. Это:
1. Исторические свидетельства, дошедшие до наших дней. К ним относятся различные археологические находки, а также литературные источники.
2. Мистический опыт. К этому способу можно отнести, например, шаманские путешествия. Правда, информация, полученная таким способом, не всегда соответствует действительности. Ведь современные шаманы опираются только на свой опыт и умения, поэтому, возможно, многое теряют из того, что знали древние скандинавские шаманы.
В северной традиции не существует каких-то священных книг, но многое из учения основывается на мифологии скандинавов. Однако даже примеры поведения и отношения к жизни, которые позиционируются в Асатру, не являются непогрешимыми. В северной традиции не существует каких-то догм о правильной и неправильной вере. Каждый человек волен сам верить в то, что ему близко. Скандинавы не были категоричными противниками других религий. Они, конечно, отрицали их, но силой переходить в свою веру никого не заставляли, что выгодно отличает приверженцев северной традиции от многих верующих, которые прямо-таки жаждут обратить в свою веру неофитов.
Согласно вероучению Асатру, в людях есть божественная сущность, которая находится вне сознания, при этом взаимодействует с человеком и материальным миром. Эта божественная сущность выражается через богов, которым скандинавы в древности поклонялись. Учитывая существование связи людей и божественной сущности, венцом духовного творения по религии скандинавов являлись люди. При достижении полной гармонии с собой, а значит и с богами, человек может стереть грань между реальным и сверхъестественным миром. Но этого достигали только опытные шаманы. В Асатру не существует понятия "абсолютное зло" или "абсолютное добро". Большое значение имеет лишь то, как ведет себя человек, во что он верит. А весь мир слишком велик и разнообразен, чтобы делить его всего лишь на две половинки - черную и белую. Скандинавы считали, что любое событие может быть и добром, и злом с разных точек зрения. При этом каждый всегда отвечал за последствия совершенных поступков. Поэтому, несмотря на относительную свободу воли в вере скандинавов, она всегда сдерживалась осознанием ответственности за свои действия.
В вере скандинавов существует и загробный мир, причем в самых разных вариациях. Сюда включены Вальхалла, куда попадают воины, павшие в бою. Царство Хель, куда отправляются умершие от старости и от болезней. А в Хель умершие обитают в разных местах, которые, однако, не зависят от того, как человек вел себя при жизни. Скандинавы считали, что за свои поступки человек отвечает еще при жизни. Впрочем, были и исключения. К примеру, насильники, убийцы, клятвопреступники живут в доме, который сплетен из змей, яд которых причиняет преступникам постоянные страдания. Некоторые понятия в северной традиции считались незыблемыми. Но это были не какие-то догматы, а больше правила жизни, такие как честь, вежливость, гостеприимство.
В то же время Асатру во многом основана на фатализме: древние скандинавы верили в судьбу, считали, что жизнь человека предначертана еще при рождении и изменить ничего нельзя. А смысл жизни древнего скандинава заключался в том, что прожить свою жизнь достойно и оставить о себе добрую память. Свидетельства этому находим в основном источнике скандинавских мифов - Старшей Эдде.
"Гибнут стада,
родня умирает,
и смертен ты сам;
но смерти не ведает
громкая слава
деяний достойных."
Речи Высокого
В настоящее время Асатру подразделяют на три направления: гальд, трот и сейд. Что они собой представляют:
1. Трот
Слово "трот" в переводе значит "вера" или "верность". По сути трот - это даже не магия, а религия, изучение, понимание и нахождение гармонии с окружающим миром. В основе его лежит изучение истории, культуры предков. В понятие трота включают верность традиции, знания о северной вере, знание ритуалов и умение проводить их, наличие системы праздников, умение совершать жертвоприношения. И осознание и использование полученных знаний в жизни и магии. То есть исследование и реализация давних традиций своего народа. Трот больше относится к мировосприятию, но использование его, то есть знаний о предках, в различных магических ритуалах позволяет относить его к магии. Мастеров трота называли годи или гидья, по сути обычные жрецы. В их обязанности как раз и входило проведение ритуалов и праздников. Часто годи становились старший мужчина или старшая женщина в семье.
2. Гальд
Вторая ветвь Асатру называется гальдом. Чаще всего под гальдом понимают магию, колдовство, присущее древним скандинавам. Смысл гальда заключен в его названии. Слово происходит от сочетания "крик ворона". Историю его возникновения можно увидеть опять же в мифах. У Одина было два ворона - Хугин и Мунин, - которые передавали ему все тайны мира. Таким образом, гальд можно обозначить как искусство слушать, понимать и открывать тайны, то есть магия.
3. Сейд
Сейдом обычно называли практики, связанные с воздействием на душу человека, впадением в транс, работой с духами. Чаще всего сейд практиковали женщины, поэтому мужчины относились к колдунам-сейдманам с презрением. Даже в Старшей Эдде есть отрывок, когда Локи называет Одина женоподобным за то, что тот изучил сейд.
"А ты, я слышал,
на острове Самсей
бил в барабан,
средь людей колдовал,
как делают ведьмы,
ты - муж женовидный".
Перебранка Локи
Магов, занимающихся сейдом, называли сейдманами, женщин - сейдконами. Тех женщин, которые занимались исключительно прорицанием, которое тоже входило в состав сейда, называли вёльвами.
1.2. Сейд как магическое течение. Общая характеристика.
Говоря о Сейде, необходимо в первую очередь обозначить, что же вообще понимается под этим словом. Изначально считается, что Сейд был магическим искусством ванов, а в Асгард пришел вместе с Фрейей, которая и обучила Сейду Одина.
Постоянно во всех источниках делается акцент на том, что сейд "темная" магия, вредоносная. Особенно негативное отношение встречалось со стороны мужчин, так как при Сейде маг впадал в транс, что сопровождалось потерей контроля и слабостью, что для мужчины-викинга было непозволительно. Поэтому занимались сейдом в основном женщины. Магия сейда довольно опасна, и в первую очередь для самого практикующего. Так как действия сейда отражаются на самом колдуне. Сейд ослабляет мага, открывает его миру духов, может сделать беззащитным.
Само слово "сейд" произошло от древнескандинавского "seidr", что в переводе может значить "кипение". Оно использовалось для характеристики человека в состоянии невменяемости, сильного возбуждения, иногда бешенства и крайней степени истерики. Воины-викинги считали позорным доводить себя до подобного состояния, так как это делало их слабыми и беззащитными, а нет ничего страшнее для воина, чем подобное ощущение.
Различают "белый сейд" и "черный сейд". "Белый сейд" основывался на прорицаниях, сведениях об урожае, природе, временах года. "Черный сейд" являлся неким скандинавским аналогом некромагии. С ним связывали ритуалы с миром смерти, проклятия, насылания болезней.
В самых первых источниках использование сейда всегда упоминается как нечто зловещее, исключением являлись лишь предсказания. Но в обозначении предсказательниц вообще нет слова сейд, их называли вёльвами или спаконами. Хотя их действия и включены в область применения Сейда. В "Саге об Инглингах" сказано: "Один познал то, что называется 'сейд' - и поэтому мог знать судьбы людей и вещей, и мог причинять смерть, болезнь или неудачи, и мог забрать у человека разум или жизнь, и отдать их другому".
Здесь можно увидеть те направления Сейда, которые были наиболее распространены.
Во-первых, пророчества, предсказания. Самая распространенная и, наверное, самая уважаемая часть сейдических практик. Скандинавские предсказательницы предсказывали погоду, урожай, а также обращались к богам, к духам умерших за ответами на свои вопросы. В связи с этим прорицательниц боялись, а церковники впоследствии обозначили их действия как некромантию или черную магию. Самая известная сага о предсказании - "Прорицание вёльвы", одна из частей "Старшей Эдды". Чуть менее известны другие саги, например, "Сага об Эйрике", в которая пророчица проводит обряд предсказания урожая. При этом она пользуется необходимой одеждой и атрибутами. При помощи пения пророчица входит в магический транс, во время которого ее душа странствует по мирам в поисках ответа. Второй распространенный вариант сейдических пророчеств заключался в вещих снах и ясновидении. Данное направление было неподконтрольным, так как сны приходили к ясновидящим вне зависимости от их воли и желания. Ясновидящие, в отличие от остальных сейд-магов, пользовались всеобщим уважением, так как считалось, что они отмечены богами. В случае с вещими снами никакой подготовки, никаких знаков и атрибутов, никаких ритуалов не было и быть не могло. Однако стоит учесть, что отдельные опытные ясновидящие сумели натренировать себя до того, что могли контролировать видения. Думая о неком событии или человеке и отрешаясь от реальности, ясновидящий мог предвидеть будущее или сказать, что происходит с конкретным человеком в это время. Единственной помощью для ясновидящего была вода. Считалось, что вода является связующим звеном между некоторыми из миров. В пользу этого приводились реки, соединяющие миры, потоки Эливагар. Чтобы вызвать видение ясновидящий долго смотрел на воду, представляя себе потоки, соединяющие миры, и у него могло получиться вызвать видение. Такие видения легко было прервать, стоило только оторвать ясновидящего от воды.
Во-вторых, возможность воздействовать на тела и души другие людей. Именно это и делало сейд такой опасной магией. Посредством сейда можно было свести человека с ума, наслать болезнь, лишить удачи, забрать у человека жизнь. Сейдконы совершали подобные действия с помощью своей магической силы, а также с помощью злых духов. Обратимся к примерам из саг. Во все том же "Прорицании вёльвы" описаны возможности колдуньи Хейд.
Хейд ее называли,
в домах встречая,
вещей колдуньей,
творила волшбу
жезлом колдовским;
умы покорялись
ее чародейству
злым женам на радость.
В "Саге о Гаральде и Сигурде" Кормака Эгмундарсона рассказывается о том, как Один выполнил сейд над Ринд, после чего на женщину нашло безумие.
В "Саге о людях из Лососьей долины" герои Коткель и Грима при помощи Сейда усыпляют семью Хрута и затем убивают его сына.
"Вскоре после этого они отправились в путь, Коткель, Грима и их сыновья. Это было ночью. Они приехали ко двору Хрута и приступили там к великому колдовству. И когда понеслись колдовские звуки, то люди, которые находились в доме, не могли понять, что это означает. Но пение их дивно было слушать. Один только Хрут знал, что это за звуки, и запретил людям выглядывать из дома этой ночью. - Пусть каждый бодрствует, - сказал он, - сколько сможет, тогда нам не будет вреда, если это будет продолжаться. Но все же они уснули. Хрут дольше всех не спал, но и он в конце концов уснул. Одного из сыновей Хрута звали Кари, ему тогда было двенадцать лет, и он был лучшим из сыновей Хрута. Хрут очень его любил. Кари почти совсем не спал, потому что колдовство было направлено против него. Он не находил себе покоя. Он вскочил и выглянул. Он пошел к тому месту, где происходило колдовство, и тут же упал мертвым".
Одним из самых жестоких воздействий сейда считается колдовство Хульд в уже упоминавшейся "Саге об Инглингах". Сначала сейдкона Хульд, преследуя Ванланди, насылает на него кошмары, а затем при помощи заклятий она душит его во сне, ломает ему ноги и убивает.
"Дрива подкупила колдунью Хульд, чтобы та заманила Ванланди в Страну Финнов либо умертвила его. Когда шло колдовство, Ванланди был в Уппсале. Ему вдруг захотелось в Страну Финнов, но друзья его и советники запретили ему поддаваться этому желанию, говоря, что оно наверно наколдовано финнами. Тогда его стал одолевать сон, и он заснул. Но тут же проснулся и позвал к себе и сказал, что его топчет мара. Люди его бросились к нему и хотели ему помочь. Но когда они взяли его за голову, мара стала топтать ему ноги, так что чуть не поломала их. Тогда они взяли его за ноги, но тут она так сжала ему голову, что он сразу умер".
В-третьих, так называемые шаманские путешествия. То есть путешествия духа сейдконы между мирами. Через пение сейдкона настраивалась на образ Иггдрасиля, причем не просто настраивалась, а, скорее, сливалась с ним, становясь его частью. Важным моментом здесь служил посох сейдконы, который символизировал Мировое Древо. Скорее всего, это не обязательный атрибут, а упрощающий работу сейдконы, помогающий представить Мировое Древо. Впрочем, более опытные сейдконы вполне могли обойтись и без посоха.
Сейдкона могла перемещать свой дух между мирами, ведь Иггдрасиль пересекает все миры. Она могла существовать вне времени, как и Мировое Древо, поэтому сейдкона могла путешествовать в любую точку времени. Но важно помнить, что при этом тело сейдконы оставалось на месте проведения ритуала, перемещался лишь ее дух. Переместить тело могла только очень могущественная сейдкона.
В-четвертых, некоторые исследователи, например, Эдред Торссон относят к практикам сейда и оборотничество, поясняя это умением Фрейи превращаться в сокола. Однако ни в каких других древних источниках не встречается упоминание оборотничества среди умений сейдкон и вёльв, поэтому утверждение остается достаточно спорным.
В-пятых, целительство. Также довольно спорное отнесение данной магии к Сейду, но многие исследователи считают, что, учитывая возможности сейда воздействовать на душу и тело человека, сменив полярность направленной магии с минуса на плюс, можно исцелить и душу, и тело.
В-шестых, активно использовалась сексуальная магия. Например, в некоторых ритуалах вхождение в транс предполагало использование некоторых сексуальных практик. Именно из-за подобных действий сейд считался "грязным" колдовством, особенно в концепции христианства. Отсюда появился один из терминов, описывающий сейд - "ergi", что значит "грязный".
Согласно данным о сейде, это была узко направленная магия, которая воздействовала только на душу и тело человека. На врагов насылались душевные расстройства, накликивали смерть, болезни. Друга могли вылечить. Но с помощью сейда невозможно, к примеру, защитить от прямой угрозы, изменить погоду, поднимать мертвецов, затушить или разжечь огонь.
И в заключение следует сказать о трех чертах, с которыми связывают сейдические ритуалы.
1. Высокая платформа или сиденье, на котором находилась сейдкона. Считается, что высокое сиденье символизирует подвешенное состояние между мирами.
2. Песнопения при вхождении в транс. Песнь сейда помогала сейдконе войти в транс, а, кроме этого, приманивала духов, которые слетались на звуки магической песни.
3. Связанность с сексуальными практиками при вхождении в транс. Что связывалось с символическим вступлением сейдконы в сексуальную связь с вызываемым божеством.
Не всегда в магии сейда использовались эти три черты, но в большинстве своем они присутствовали.
1.3. Маги, практикующие сейд
Согласно исследованиям, которые можно увидеть в работах Найджела Пенника и Яна Фрайза, магов, занимающихся сейдом, решили делить по следующим категориям:
Тула. Название тула встречается в некоторых работах в отношении поэтов и пророков. Их иногда сравнивали с кельтскими бардами. Тут может появиться некоторое сомнение в правильности определения, поскольку по сути это те же скальды. А скальды старались абстрагироваться от сейда, так как считали его не только женской, но и лживой магией. Однако некоторые исследователи утверждают, что тула, действительно, поэты, которые для получения вдохновения впадали в шаманский транс, а их стихи несли в себе пророчества.
Вёльвы. Вёльвами называли тех магов, точнее магичек, которые предсказывали будущее. По сути это прорицательницы, которые, впадая в шаманский транс, предсказывали будущее. Упоминание о вёльве встречается в "Старшей Эдде", в части "Пророчество Вёльвы". Именно Вёльва предсказала многие события из жизни северных богов, в том числе и Рагнарок. Иногда пророчиц-вёльв называли спаконами.
Берсеркеры. Берсерками в Скандинавии называли воинов, посвятивших себя Одину. Перед боем берсеркеры впадали в священную ярость, после чего они переставали чувствовать боль, их сила возрастала в разы, а кожа становилась твердой. Берсеркеры не признавали доспехов, а иногда и оружия, сражаясь голыми руками. Впрочем, сила берсеркеров была такова, что даже голыми руками они могли разорвать человека надвое. Обычно берсеркеры ходили в шкурах медведей, и собственно, само название "берсеркер" или "берсерк" произошло от старонорвежского "berserkr", что в переводе значит "медвежья шкура". Поэтому в пользу этой теории приводится то, что перед боем берсеркеры как воины-шаманы взывали к своей анимагической форме, то есть медведю, и приобретали его силу и нечувствительность к боли. Встречаются указания о том, что берсеркеры впадали в транс, таким образом пробуждая "животную память". Отсюда пошли истории о том, как берсеркеры меняли обличья и превращались в животных. Принадлежность Берсеркеров к практикам Сейда является довольно спорной, и более достоверным кажется мнение, что священная ярость Одина в данном случае не имеет отношения к скандинавскому шаманизму, так как берсеркеры были очень уважаемыми людьми среди викингов, и среди конунгов считалось почетным иметь в дружине берсеркеров. Что противоречит отрицательному отношению к Сейду среди скандинавов.
Хагзиссы. Так называли ясновидящих, которые могли общаться с богами и духами.
Сейдконы и сейдмады. Наиболее известные представители сейдических практик. Сейдконами называли женщин-ведьм, практикующих сейд, а сейдмадами - мужчин, имеющих способности к колдовству. Сейдмадов было на порядок меньше, чем сейдкон, в основном из-за предвзятого отношения к Сейду среди мужчин. Кроме посоха внешний вид сейдконы включал в себя множество деталей: широкий плащ, желательно голубого цвета, должен быть украшен драгоценными камнями, цветные бусы на шее, капюшон из шерсти черного ягненка с внутренней подбивкой из шкуры белой кошки. Также в облике сейдконы обязательно должно было присутствовать большое количество магических снадобий и предметов, которые висели на поясе, на шее. И нередко сейдкона носила стяг со шкурой лисицы или волка, который был и неким опознавательным знаком, и магическим атрибутом.
Однако подобное разделение кажется слишком подробным, так как некоторые обозначения объединяют в себе другие, а некоторые вообще сложно отнести к Сейду.
О берсеркерах уже было сказано, что наиболее вероятным представляется мнение, что они не имели отношения к Сейду, так как их священная ярость происходила от самого Одина и с трансом не связывалась. Хагзисс вообще нерационально выделять в отдельное течение, так как по сути это более узко специализированные вёльвы. Ведь вёльвы делали пророчества и на основе внешних факторов, и получая видения, и общаясь с духами и богами. Поэтому целесообразнее будет убрать хагзисс из списка. Тула тоже можно соотнести с вёльвами, так как основная деятельность тула - это все же предсказания при помощи стихосложения и впадения в транс. Единственное отличие от вёльв - это то, что пророками-тула называли мужчин.
Таким образом, логичнее выделить следующую классификацию магов, практикующих сейд: вёльвы и тула, сейдконы и сейдмады.
Глава 2. Сейд: традиции, атрибуты, обряды
2.1. Сейдические песни
Как уже упоминалось выше, маги, практикующие сейд, в качестве неизменного сопровождения своего колдовства использовали магические песни. Песни при проведении обрядов, песни при прорицательстве, песни при вхождении в транс. Песня являлась необходимым атрибутом сейдической практики.
Магические песни позволяли колдунам познавать секреты сейда. При пении сейдконы и сейдмады открывали свое сознание и впускали в себя силу духов. Есть исследователи, называющие сейдические песни песнями экстаза, при этом понимая под экстазом "состояние, в котором мы настолько отпускаем эго, контроль и убеждения, что сила вселенной мощно и беспрепятственно проходит через нас". Позволю себе не согласиться с данным утверждением. В качестве обоснования своей точки зрения обратим внимание на значение слова "экстаз". С одной стороны, это высшая степень воодушевления, восторга, иногда доходящая до исступления. С другой - это медицинский термин, означающий грань сумасшествия. В то же время вспомним, что безумцы всегда считались легкой добычей для мира духов. Поэтому логичнее будет предположить, что название "песни экстаза" допустимо к употреблению, однако обоснование должно быть другими. При пении сейдической песни сейдкона или сейдмад входили в состояние полного отрешения от реальности, тем самым становясь в некотором роде безумными. Затем, как человек, склонный к безумию, колдуны легко могли входить в контакт с духами, на общении с которыми и основывалась большая часть магии сейда.
Следовательно, можно предположить, что сейдическая песня - это не просто песнь, это заклинание, причем узконаправленное на самого заклинателя, чтобы привести его разум в состояние временного помешательства, тем самым открывая себе путь в мир духов, а духам - в мир людей.
И этот вывод приводит нас к следующему свойству сейдической песни - а именно, четкой цели. Каждая песня сейда поется не просто так, а для какого-либо колдовства. Каждая из песен имеет свою направленность: они поются для открытия дверей в мир духов, для насылания болезней, для исцеления, для связи с предками, для связи с природой. Каждая песня сейда уникальна, это еще одна их особенность. Большая проблема для исследователей сейда в том, что сейдические песни нигде не записаны. Нет конкретных письменных свидетельств и источников. Есть только устные предания и рассказы о посещении поселений сейдконами и сейдмадами. Объяснение этому феномену следующее. Каждая сейдическая песня существует только в единственном варианте, так как их не пишут заранее, не сохраняют и не передают по наследству ученикам. Сейдические песни приходят к колдунам во время творения магии, они получают их по вдохновению и начинают петь, при этом входя в транс, в экстатическое состояние, что позволяет колдуну общаться с духами.
Умелые колдуны могли даже подчинять себе людей сейдическими песнями, так как направляли действие песни не только на себя, но и на окружающих. Звуки и слова сейдических песен действовали на людей гипнотически, заставляя терять свою личность, впадать в транс и входить в полную зависимость от песен колдунов.
Из известных на сегодняшнее время песен можно назвать только "Vardlokkur". Такая песня использовалась практиками сейда для введения себя в транс, а также для связи с миром духов.
2.2. Атрибутика практиков сейда
Атрибутика магов сейда играла очень большую роль не только как опознавательные знаки (к примеру, одежда сейдконы и сейдмадра), но и являлась также важнейшим элементом сейдических обрядов.
Высокое сидение колдуна. Точного пояснения этому признаку нет, но чаще всего встречаются упоминания о том, что оно символизировало нахождение колдуна между небом и землей, между Мидгардом и прочими мирами, доступ к которым давался практику сейда во время ритуала. Также есть догадки, что высокий положение сидения сейдконы давало сравнение с троном Одина, который также возвышался над всеми в Вальгалле и с которого можно было увидеть все, что происходит во всех девяти мирах.
Синяя одежда. В костюме сейдконы обязательно должна была присутствовать часть одежды синего цвета. Чаще всего это был плащ. Синюю ткань народы севера считали признаком ведьмовства, к примеру, сам Один, по некоторым сагам, носил синий плащ. Упоминание о сейдконе в одежде синего цвета встречается в "Саге об Эйрике Рыжем". (4 глава).
Хозяин Торкель приглашает на пир сейдкону Торбьёрг. Вот ее первое появление в ритуальном наряде: "...на ней был синий плащ, завязанный спереди ремешками и отороченный самоцветными камушками до самого подола".
Магический посох или стяг, который изготавливался путем натягивания шкуры волка или лисы на длинный посох. Такой посох считался опознавательным знаком, так как всякие сейдкона или сейдмадр всегда ходили с такими посохами. При обрядах же посохом помахивали из стороны в сторону в направлении сторон света. Упоминается, что помахивание посохом в умелых руках колдуна или ведьмы производило гипнотическое воздействие. Кроме этого, деревянный посох символизировал власть, а также являлся прообразом Мирового Древа - ясеня Иггдрасиля, который объединяет все девять миров скандинавской религии. Поэтому посредством посоха сейдкона и могла совершать астральные путешествия.
К атрибутам сейдических обрядов относят также и некоторые действия, как-то: ритуальные танцы, позы, жесты, движения по кругу - посолонь и против.
Статуэтка, вырезанная из корня мандрагоры, также являлась артибутом сейдического обряда. Довольно редкий по причине того, что мандрагора не произрастала в северных областях, поэтому сделать такие статуэтки было довольно сложно. Такие статуэтки назывались альраунен. Считается, что это название произошло из готского языка, от понятия "алрон", которым обозначили потомков от браков духов и колдуний. Альраунен служили помощниками для связи колдунов с духами.
Связка медальонов служила защитой практику сейда. В основном медальоны создавались как средство защиты от существ иных миров. С их помощью практики сейда могли с чувством большей безопасности отправляться в мир духов.
Острый нож с немного загнутым кончиком лезвия, с помощью которого можно было без особого труда быстро поцарапать, вырезать необходимый магический знак и окрасить его кровью.
Психотропные препараты - растения, грибы, ароматические дымы, напитки и отвары. Использовались в первую очередь для вхождения в транс и изменения сознания. Не все практики сейда их использовали, так как о вреде таких препаратов было известно всегда. Но некоторые сейд-маги считали, что для большей результативности следует полностью отрешиться от земного сознания, и для этого принимали наркотические вещества.
2.3. Обряды
Практически все обряды сейдической магии основываются на трех принципах подготовки. Точнее это даже можно обозначить как первую фазу обряда.
В эти принципы включены транс, дрёма и ритм.
Под трансом понимается полное отключение разума над своими действиями. Сейд-маг отправляет свое сознание в астрал, полностью отключает сознательное восприятие реальности, при этом его тело может двигаться. И вот тут мы переходим ко второму пункту - дрёме. Этот пункт заключается в том, что маги не управляют своим телом. Не управляют в том смысле, что сейд-маги лежат на земле или сидят (чаще второе) на высоком возвышении, не двигаясь, словно мертвые. Фактически это похоже на сознательное отключение чувств и физических ощущений. И далее мы переходим к ритму. Ритмическая пульсация служит неким проводником сознания сейд-мага в иные миры. Постоянно выдерживающийся ритм помогает сознанию колдуна выйти из тела, открыв дорожку в астрал. Ритмическая пульсация могла задаваться в конце первой фазы обряда в том случае, если у сейд-мага есть помощник или помощники. Именно они могли напевать определенный ритм, танцевать или отстукивать. Правда, нет свидетельств об использовании сейд-магами различных инструментов, таких как бубны или барабаны. Однако некоторые исследователи предполагают подобную версию, учитывая схожесть сейда с прочими практиками шаманизма и обосновывая свои выводы тем, что другими шаманами музыкальные инструменты как раз использовались.
Как я считаю, гораздо более вероятным было задавание ритмической пульсации в начале обряда, так как далеко не всегда сейд-маги имели помощников. Тогда начало обряда выглядело следующим образом.
Сейд-маг начинал отсчитывать ритм выше описанными способами, после чего входил в транс, а затем в физическую дрёму. При этом внешний ритм исчезал, оставаясь только внутри сознания сейд-мага.
Достаточно подробного описания обрядов до нас почти не дошло. Восстанавливались они по отрывкам из саг, некоторым историческим свидетельствам и литературным источникам. Удалось найти относительно подробные описания следующих обрядов.
Вещание
Вещание представляет собой вид гадания или ясновидения. Следовательно, можно предположить, что практиковали данный ритуал в основном вёльвы. Однако не следует полностью отделять сейдкон от ритуала вещания, так как при вещании разум сейд-мага может пройти в другие миры и посредством этого спрашивать совета у иных существ, таких как дисы, норны, валькирии, альвы. При этом не обязательно сейд-маги узнавали ответ на вопрос или спрашивали о будущем. Достаточно опытный и умелый маг вполне мог заставить существо подчиниться себе и выполнять задания. С другой стороны, это колдовство весьма опасно, так как существам из иных миров не нравилось находиться в подчинении у мага, и они всеми силами пытались освободиться и, желательно, отомстить. Впрочем, сейд никогда не практиковался как светлая и безобидная магия.
Начинался ритуал вещания таким же образом, как описывалось выше. Сейд-маг посредством ритмичной пульсации входил в транс, его сознание оставляло тело и настраивалось на волну природы.
Для этого при подготовке к ритуалу сейд-маг должен был найти шесть предметов. Три из них должны быть минералами, три - принадлежащими растительному миру. Считалось, что прочувствование этих предметов помогает сознанию колдуна слиться с природной сферой и, таким образом, безболезненно и беспоследственно для себя покинуть тело.