Все богатейшее литературное наследие самой Византии сохранилось до наших дней в минускульных рукописях. Минускулом написаны также и произведения классической греческой литературы, переписанные византийскими писцами. Богослужебные и богословские тексты 9 - 15 вв. в подавляющем большинстве переписывались тем же письмом. Минускул был взят образцом для первых печатных книг на греческом языке в типографии знаменитого венецианского типографа Альда Мануция и в других типографиях 15 - 16 вв. Наконец, на основе минускульного письма развился современный греческий шрифт - как печатный, так и скорописный. В истории греческого письма византийского времени различаются обычно современный греческий - как печатный, так и скорописный.
Минускульное письмо представляет, таким образом, значительное явление византийской культуры, но до настоящего времени оно недостаточно еще исследовано.
В трудах по византийской палеографии разработаны некоторые приемы датировки минускульных рукописей и выяснены условия, способствовавшие возникновению минускула. История минускула (с 9 в. по 15 в.) разбита на три периода (древнего, или чистого, минускула, среднего, или смешанного, минускула и нового минускула, или книжного курсива). Этим, собственно, и ограничивается изучение минускула, что объясняется несколькими причинами.
В силу особенностей исторических судеб греческого народа византиноведение в целом и византийская палеография в частности стали предметом изучения по преимуществу не греческих ученых, а ученых европейских стран (в последние десятилетия также и американцев), что имело немалое значение для хода развития этих наук. Кроме того, изучение византийской палеографии до настоящего времени ведется на основании богослужебных рукописей. Изучались преимущественно рукописи роскошно оформленные, рукописи с миниатюрами или орнаментом, датированные рукописи, - словом, образцы хорошо сохранившейся первосортной рукописной книги. Вполне понятно, что внимание собирателей и исследователей рукописей привлекали в первую очередь лучшие памятники, например, роскошные кодексы, написанные золотом и серебром на пурпурном пергамене или снабженные миниатюрами, а также рукописи, содержащие произведения классической или византийской литературы и необходимые для изучения этих произведений. При этом методе оставались в тени, вне внимания исследователей, многочисленные рукописи, представлявшие другие виды письменности.
Возникновение минускула относится к 8 в. Период развития и становления минускула почти полностью скрыт от исследователя вследствие отсутствия памятников: первая датированная минускульная рукопись (Порфириевское Четвероевангелие) относится уже к 835 г. Письмо этого Евангелия лучший образец минускула древнего периода, так называемого "чистого" минускула, где совсем отсутствуют унциальные формы букв, а употребляются лишь минускульные формы.
Выработке нового типа письма, пришедшего на смену унциалу, способствовало удорожание и нехватка писчего материала, наступившее вследствие прекращения ввоза в Византию папируса из Египта, отторгнутого от империи в середине 7 в. Унциал, письмо раздельное и, как правило, крупное, требовал много писчего материала. В течение 8 в. вырабатывался новый тип письма, определявшийся современниками как умение "писать связно"; это определение подчеркивает важнейший отличительный признак минускула от унциала. Возник минускул в результате регулязации курсива, беглого письма, употреблявшегося для написания документов и для записей преходящего значения и хорошо известного по многочисленным образцам на папирусе; в этом курсиве имелись налицо все минускульные формы букв и многие лигатуры, широко встречающиеся позднее в минускульных рукописях.
Византийский минускул отличается от предшествовавшего ему унциала следующими чертами:
1. связностью написания;
2. своеобразными формами букв;
3. сравнительно малым размером букв;
4. регулярным употреблением надстрочных знаков;
5. более свободным применением сокращений.
Местом возникновения минускула считается Константинополь, точнее - Студийский монастырь; выработка этого нового письма связывается с деятельностью двух выдающихся игуменов Студийского монастыря - Платона и его племянника Феодора Студита.
Древнейший период истории минускула, длящийся с начала 9 в. до середины 10 в., называется периодом "чистого" минускула, т.е. минускула, свободного от унциальных форм букв. Как правило, в рукописях, написанных чистым минускулом, буквы расположены на строках. Позднее буквы минускульных рукописей обычно подвешивались к строкам; нередко писцы располагали буквы таким образом, что строки как бы пронизывали буквы.
С середины X века в минускульное письмо постепенно проникают унциальные формы буквы. Начинается период среднего и смешанного минускула, продолжавшийся до начала XIII в. XI - XII веками датируются лучшие рукописи, служащие лучшими образцамит византийской книги и обычно привлекающиеся для изучения византийской палеографии и византийской живописи (многие рукописи иллюстрированы превосходными миниатюрами, инициалами и орнаментом). Таковы, например, рукописи, принадлежавшие Арефе Кесарийскому и содержащие произведения классических авторов, и многие широко известные рукописи с миниатюрами и орнаментом, написанные в Константинополе.
С 1204 года и по конец XV в. продолжается период так называемого "нового" минускула или "книжного курсива", для которого характерны беглость начертаний, обилие лигатур и сокращений, появление некоторых своеобразных форм, полный произвол писцов в употреблении минускульных и унциальных форм. Большая часть этих рукописей написана не на пергамене, а на бумаге. Орнамент и миниатюры встречаются реже, чем в рукописях XI - XII вв., качество их хуже. Золото в миниатюрах и заставках нередко заменяются краской - красной или желтой. В качестве образцов этого письма можно привести евангелие второй половины XIII в. из селения Карахиссар. Подавляющее большинство всех византийских рукописей относится именно к периоду "нового" минускула, что объясняется, прежде всего, лучшей сохранностью более поздних рукописей по сравнению с древнейшими.
Такова в общих чертах история развития византийского минускула. К этому можно добавить, что филологами-классиками, которые прибегали к помощи византийской палеографии лишь для прочтения произведений классической греческой литературы в византийских списках и придерживались не всегда правильного взгляда на древнейшие списки, как на самые лучшие, было принято разделение ывсех минускульных кодексов на четыре группы, в соответствии с их предполагаемой ценностью, а именно:
1. Codices vetustissimi - древнейшие кодексы IX - середины X вв.;
2. Codices vetusti - древние кодексы второй половины X - XII вв.;
3. Codices recentiores - новые кодексы XIII - XV вв.;
4. Codices novelli - новейшие кодексы, т.е. все более поздние рукописи.
Эта формальная периодизация преследует только цель систематизации кодексов, содержащих произведения классической литературы и не может быть использована для истории византийского минускула, при рассмотрении которого должны быть учтены следующие обстоятельства.
При появлении нового писчего материала - пергамена - папирус не сразу уступил свое место. В первые века нашей эры для написания книг языческого содержания пригодным считался только папирус в форме свитка, а для писания христианских текстов предпочтительной была форма кодекса.
Сохранившиеся образцы византийской книги до IX в. содержат преимущественно новозаветные тексты, написанные унциалом на пергамене. Деловое письмо или курсив на папирусе VI - VII вв. представляет довольно регуляризованный курсив с установившимися формами букв и лигатур. Других памятников делового письма этого периода, кроме папирусов, почти не осталось.
Уже ко времени возникновения минускула в Византийской империи употреблялось два четко разграниченных типа письма. Первый из них - курсив на папирусе - известен лишь в виде многочисленных документов, писем и различных записей преходящего значения на папирусах, находимых в пределах византийского Египта. Известно, что в последние века до нашей эры на папирусе писали также книги, большая часть которых погибла; сохранились лишь обрывки этих книг. Книги на папирусе писали так называемым "книжным" или "красивым" письмом, почти без лигатур и сокращений; в пергаменных рукописях такое письмо называется унциалом.
Прекращение ввоза папируса, вызванное отторжением от Византии Египта, захваченного арабами в 641 г., вызвало рост потребности в пергамене и тем самым его удорожание.
Необходимо было найти более экономное (в смысле затраты писчего материала) письмо, нежели употреблявшийся для писания книг унциал. Известно, что были сделаны попытки использования курсива в качестве книжного письма. Образцами такого регуляризованного на пергамене являются:
1. Богословский трактат VII - VIII вв., в период выработки минускульного письма, именно папирус служил писчим материалом для документов и записей, не предназначавшихся для длительного хранения.
2. Гимн в честь Христа, написанный на лл. 349-349 об. Порфириевской псалтири 862 г.
Образцов регуляризованного курсива на папирусе сохранились гораздо больше, чем на пергамене, так как в VII - VIII вв., в период выработки минускульного письма, именно папирус служил писчим материалом для документов и записей, не предназначавшихся для длительного хранения.
Наиболее удачным оказалось письмо, выработанное путем регуляризации курсива в Студийском монастыре в Константинополе.
То обстоятельство, что новое письмо было выработано в Студийском монастыре, способствовало распространению этого письма особенно среди монашества. Игумен этого монастыря - знаменитый Феодор Студит - был страстным и самым ярким вождем монашества в период иконоборчества конца VIII - начала IX в. В глазах победившей партии иконодулов, в глазах победившего монашества, традиции Студийского монастыря имели особое значение, заслуживали подражания. Вдобавок этот монастырь находился в Константинополе - столице империи, которой подражала провинция, в столице, которая задавала тон всей культурной жизни страны, стиль которой превалирует в византийской живописи и лучше всего известен по памятникам.
Ко времени появления минускула письмом, пригодным для литургических текстов, был унциал, лишь постепенно уступающий свое место минускулу. В процессе этой смены одного письма другим в минускуле развиваются некоторые своеобразные черты, к XII в. дающие законченный тип минускула, пригодного для литургических текстов и применявшегося для этих целей монахами вплоть до начала XVII в. Этот вид минускула можно назвать "литургическим минускулом". В выработке литургического минускула немалое значение имели традиции и консерватизм, столь свойственные византийской живописи.
В качестве примеров можно литургического минускула можно привести следующие рукописи:
1. Евангельские чтения. 1039 г. Литургический минускул. Характерны укрупненные буквы , , манера соединять некоторые буквы (напр., с последующей или ). ГПБ, греч. Љ 289. В.Н. Бенешевич. Monumenta Sinatica, вып. II. СПб., 1911, табл. 46; Cereteli et S. Sobolevski. Exempla codicum graecorum litteris minusculis scriptiorum annorumque notis instructorum, II. M., 1913, tab. XII.
2. Псалтирь. Около 1080 г. Литургический минускул, особенности которого использованы для украшения рукописи (напр., хвосты или усики на концах строк). ГПБ, греч. Љ 214. В.Н. Лазарев. Царьградская лицевая псалтирь XI в. ВВ, т. III, 1950, стр. 211-217.
3. Евангельские чтения. 1338г. Литургический минускул. Характерны крупные, нередко манерные буквы и лигатуры (напр., , ), стремление заканчивать отдельные черточки капельками или едва заметными крючочками. Эта последняя манера свойственна также литургическому унциалу. ГПБ, греч. Љ 397. В. Н. Бенешевич. Monumenta Sinatica, вып. II, табл. 79.
4. Евангельские чтения. 1628 г. Поздний литургический минускул. Характерны лигатуры: , , , и др. В некоторых случаях нарочито увеличены буквы: , , , . ГПБ, греч. Љ 402.
Для нужд богослужения в период так называемого среднего или смешанного минускула был выработан особый вид письма для певческих рукописей. В этих рукописях знаки невменной нотации помещались над текстом, причем текст должен был находиться в строгом соответствии с этими знаками. В законченном своем виде письмо певческих рукописей имеет следующие особенности: буквы стоят на строках прямо, раздельно; лигатуры и сокращения почти не допускаются. Надстрочные знаки отсутствуют во избежание их смешения с невмами. Отдельные гласные и слоги повторяются, чтобы показать, сколько невм, а следовательно, и музыкальных звуков приходится на каждую гласную или на каждый слог.
Впервые тенденция к развитию специального письма, приспособленного к потребностям певчих, принужденных следить одновременно и за знаками невменной нотации, и за текстом, намечается в рукописях IX - X вв. В дальнейшем этот вид минускула оказался настолько удачным, настолько подходящим для певческих рукописей, что употреблялся вплоть до XIX в. Во многих библиотеках имеются многочисленные певческие рукописи разных веков, могущие служить образцами данного вида письма.
В качестве примеров можно привести следующие рукописи:
1. Стихирарь. 1106 г. Четкие, прямо стоящие буквы. Сокращений нет. Нотные знаки писаны теми же чернилами, что и текст. ГПБ, греч. Љ 789. G. Cereteli et S. Sobolevski. Exempla codicum graecorum litteris minusculis scriptorum annorumque notis instructorum, II, tab. XXII и XXII-a.
2. Октоих. 1177 г. Буквы стоят на строках прямо, разделены не всегда. Употребляются лигатуры. К пишется сокращенно, в виде значка; В. Н. Бенешевич. Monumenta Sinatica, II. табл. 58.
3. Ирмологий. XIII в. Буквы стоят прямо на строках, отделены одна от другой, надстрочных знаков нет. Текст написан тусклой киноварью, нотные знаки - черными чернилами. ГПБ, греч. Љ 121. См. рис. 10.
4. Стихирарь. 1236 г. Развитое письмо для певческих рукописей. Повторены отдельные гласные. ГПБ, греч. Љ 439. В. Н. Бенешевич. Monumenta Sinatica, II. табл. 65.
При рассмотрении минускула, применявшегося для переписки рукописей, не предназначавшихся только для богослужения и не являвшихся, следовтельно, предметами культового ритуала, следует помнить, что средневековая книга могла быть написана и ученым, и учащимся, и профессионалом-писцом, и богобоязненным монахом, рассматривавшим переписку книг как богоугодное дело. Книга, написанная писцом-профессионалом на заказ, есть продукт труда ремесленника; оформление такой книги было тщательным и законченным; этими качествами отличаются, как правило, и рукописи, переписанные монахами в монастырских мастерских письма. Иное дело книга, написанная ученым или учащимся для личного пользования и не предназначавшаяся для передачи или продажи другим лицам. Письмо в таких рукописях менее тщательное, сокращения применяются чаще и формы их разнообразнее, а орнамент и заставки служат не столько для украшения, сколько для выделения отдельных глав или параграфов текста.
Минускул, выработанный на основе широко распространенного курсива монахами Студийского монастыря, предназначался для переписки книг писцами-ремесленниками и монахами.
Наряду с этим книжным письмом широко был распространен курсив, которым писали на папирусе тексты преходящего значения. Образцы этого курсива на пергамене встречаются, хотя и в небольшом числе, уже в IX в. Видимо, эти образцы представляют собой "частные" рукописи, писцы которых копировали тексты для своих собственных занятий, для своих личных нужд.
Таким образом, эти рукописи доказывают, что книжный курсив применялся в Византии задолго до XIII - XV вв., т.е. до того периода, который принято называть периодом существования книжного курсива.
Наблюдалось разделение минускульного письма на две линии развития: письмо книжное, употреблявшееся писцами-профессионалами для писания книг на заказ, и то же письмо в более беглой, курсивной манере, употреблявшееся писцами-непрофессионалами для написания собственных сочинений или переписки текстов для собственного употребления. Этот второй вид минускула соответственно своему назначению носит более свободный, так сказать, индивидуальный характер.
Вопрос о применении различных видов или типов письма вряд ли следует рассматривать вне всякой связи с внешним оформлением всей рукописи. Выше уже упоминалось о том, что литургические рукописи нередко получали роскошное оформление, так как служили предметами культового ритуала. Певческие рукописи обычно оформлялись скромно, только киноварными заголовками и инициалами, чтобы не отвлекать ничем внимание поющих, принужденных одновременно следить и за текстом, и за нотными знаками.
Оформление рукописных книг, по всей вероятности, зависело от требований заказчиков и от цены, уплачиваемой за работу.
Книжный минускул широко известен. Лучшие образцы этого письма относятся к IX - XI вв., т.е. к периоду расцвета византийской культуры. Это изящное, стройное письмо, в котором унциальные формы букв употребляются наряду с минускульными формами, однако несколько реже последних. Число сокращений и лигатур невелико, список их и формы строго определены; в употреблении тех и других не допускается никакой свободы, никакой личной инициативы. С течением времени это письмо несколько видоизменяется; унциальные формы встречаются чаще, письмо делается менее стройным. Вероятно, это обстоятельство объясняется рядом причин, среди которых немаловажное место занимает распространение (в XII в.) нового писчего материала - бумаги. Рукописи на бумаге выглядят значительно беднее и проще пергаменных. Меняется также цвет чернил: вместо прежних коричневатых чернил появляются густые черные чернила; буквы, написанные этими чернилами, выглядят грубее.
Византийская рукопись, предназначенная для учетных занятий, почти лишена украшений. Небольшие киноварные или рисованные чернилами заставочки - обычно в виде волнистой линии или простейшего орнамента - и подобные же инициалы служат не столько для украшения этих рукописей, сколько для выделения отдельных частей текста, так сказать, для организации текста. Обилие свободно применяемых лигатур и сокращений свидетельствует о том, что рукопись писал опытный писец, хорошо разбиравшийся в содержании копируемого им текста, и что она рассчитана на подготовленного, сведущего читателя, а не на человека просто грамотного. Ниже приводится несколько образцов рукописей, предназначавшихся для ученых занятий.
1. Платон. IX в. Минускул. Схолии писаны мелким, курсивного характера, унциалом с сокращениями. Для связи текста со схолиями употребляются специальные знаки. H. Omont. Fac-similes des plus anciens manuscrits grecs de la Bibliotheque Nationale. Paris, 1892, planche 28.
2. Гесиод. X в. Текст обрамлен схолиями. Текст писан беглым минускулом, схолии - курсивом со множеством сокращений. H. Omont. Fac-similes des plus anciens manuscrits grecs de la Bibliotheque Nationale. Paris, 1892, planche 31.
3. Евангелие. 1061 г. Текст, написанный минускулом, занимает лишьнебольшое пространство в центре листа. Текст обрамлен схолиями, написанными книжным курсивом со многими сокращениями. Подлежащие толкованию фразы евангельского текста выделены в схолиях более крупным письмом, а также цветом чернил - тусклой киноварью. Евангелие снабжено не только канонами и посланием Евсевия к Карпиану, но и другими дополнительными статьями. ГПБ, греч. Љ 72. G. Cereteli et S. Sobolevski. Exempla codicum graecorum litteris minusculis scriptiorum annorumque notis instructorum, II, tab. XVII.
В перечисленных выше рукописях общим для них, как для рукописей ученого содержания, является большое число сокращений, беглость письма, подчеркнутая разница между письмом текста и письмом схолий.
Особый интерес представляет существовавшая в Византии тщательно разработанная система знаков, употреблявшихся не только для сокращения отдельных слов, но и для обозначения специальных терминов, для связи схолий с текстом, или, наконец, имеющих особое смысловое значение. Все эти элементы византийской книги свидетельствуют о высоком уровне византийской письменной культуры, раскрывают перед нами некоторые приемы работы византийского ученого, представляя еще почти нетронутую исследователями сторону византийской культуры - производство книги в Византии.
Среди рукописей ученого содержания особенно пристального внимания заслуживат рукописи "частные", написанные учеными для собственных занятий, для пользования переписанным текстом.
В качестве примеров можно привести следующие рукописи:
1. Фрагмент математического трактата (Fragmentum mathematicum Bobiense) VIII в. Рукопись написана беглым унциалом, со многими сокращениями. Некоторые из этих сокращений (например, χέντρον) встречаются, кроме описываемого фрагмента, только в рукописи Евклида 888 г.. Имя писца неизвестно, но очевидно, что он не был профессионалом, а переписал текст этого математического труда для собственного пользования. См. E.M. Thompson. An Introduction to Greek and Latin Palaeography, p. 212.
2. Бревиарий патриарха Никифора, рукопись 900 7. Иерусалим, Патриаршья библиотека, cod. 24. Текст писан смешанным минускулом курсивного типа. K. and S. Lake. Dated Greek Minuscule Manuscripts..., vol. I, plates 1-2.
3. Отрывок медицинского трактата Аэция из Амиды в списке конца X - начала XI в. ГПБ, греч. Љ 115, первые шесть листов. Палимпсест.
Несколько особняком от описанных выше видов минускула, употреблявшихся в качестве книжного письма, стоит минускул документов и особенно - минускул документов императорской канцелярии. Это письмо обычно не принимается во внимание при изучении истории минускула, однако расположение букв по четырехлинейной схеме и одинаковые формы букв и лигатур роднят это письмо и указывают на общие корни - курсив эллинистического и ранневизантийского периодов.
Это письмо известно в очень немногих образцах, так как число сохранившихся документов императорской канцелярии невелико. Императорский архив впервые был разгромлен крестоносцами в 1204 г. и вторично - турками в 1453 г. Поэтому императорские хрисовулы и дипломы сохранились преимущественно в архивах афонских и итальянских монастырей, а также в архивах некоторых итальянских городов (главным образом, Венеции и Генуи). Далеко не все сохранившиеся документы опубликованы.
Но даже немногие сохранившиеся документы дают возможность судить о своеобразии их письма. Самый значительный документ - императорский хрисовул - в начале текста нередко содержит несколько греческих слов, написанных греческими и латинскими буквами.
В хрисовулах XI - XII вв. это письмо является вполне развитым. Для него характерны: нарочито выводимые округлости одних букв (α, ο, ς, ω, δ, ε), подчас образующие как бы цепочку колечек; петли некоторых букв (δ, ε) выбрасываются наверх всегда под одним углом, старательно соблюдаемым писцом; стремление образовывать манерные хвосты у таких буквы, как ξ, ρ, ε. Иногда отдельные буквы несоразмерно велики, вылезают за уровень остальных букв (χ, τ, λ). Все этивместе взятые особенности должны были производить впечатление пышности, соответствовать торжественным выражениям документа. Эта пышность не случайна: она согласовывалась с церемониалом императорского двора, с пиететом, которым была окружена особа императора. Если формулировки, выражения, употреблявшиеся в императорском акте, подбирались с целью подчеркнуть величие и могущество императорской власти, то и внешнее оформление этих актов должно быть импозантным. Особенно торжественно оформлялись императорские акты, предназначенные для отправки за пределы империи. Это также вполне соответсвует той особо пышной обстановке, в которой византийский император принимал иноземных послов и которая неоднократно описывалась.
Акты императорской канцелярии нередко бывали написаны на пурпурном пергамене. Император подписывался пурпурными или красными чернилами; к хрисовулу подвешивалась золотая печать. Иногда эти документы украшались еще орнаментом.
Частные акты обычно писали простым книжным курсивом или беглым минускулом, со многими сокращениями. Такова запись 1246 г. на продажу участка земли, находившегося неподалеку от Диррахия.
Итак, принятая в палеографической литературе периодизация истории византийского письма соответствует не столько его подлинной истории, сколько наличию сохранившихся памятников и, следовательно, представляет письменность Византии более однообразной, чем она была на самом деле. Погибли преимущественно популярные и учебные рукописные книги, материальная ценность которых, с точки зрения их владельцев, была невелика, а текст изучался и перечитывался многими и многими читателями.
В настоящей работе лишь в самых общих чертах намечены некоторые особенности развития письма, зависящие от содержания и назначения рукописей. Не возражая принципиально против периодизации истории византийского минускула, предложенной Томпсоном и Гардтхаузеном, необходимо при изучении письма принимать во внимание не только формы букв и надстрочных знаков, число лигатур и сокращений и т.п., но рассматривать рукопись в целом, рассматривать особенности внешнего оформления рукописи в тесной связи с содержанием и назначением изучаемой рукописи, что, возможно, позволит пересмотреть классификацию уже известных памятников с новой точки зрения. Нужно подобрать и расположить в хронологическом порядке рукописи по группам: рукописи, относящиеся к богослужению, рукописи, предназначенные для чтения и изучения содержащегося в них текста, среди которых особого внимания заслуживают рукописи со схолиями, и рукописи, где встречаются знаки специального назначения или особые приемы письма. Памятники дипломатического письма должны быть исследованы отдельно, также с привлечением данных папирологии и латинской палеографии (новый римский курсив, письмо папских булл). Такое углубленное изучение византийских рукописей сделает возможной не только более точную их датировку, но и даст ценные сведения о производстве книги в Византии и - что особенно важно - о методике работы с книгой в Византии.
Наши сведения по истории византийского просвещения, по истории византийской образованности крайне скудны. Тем более желательно получить некоторые данные по этим вопросам на основании византийских рукописей, тех самых рукописей, которые являются плодом труда грамотных византийцев, по которым в Византии учились и которые изучались византийскими учеными.