Костылева Ольга : другие произведения.

Фантастика как жанр: объект, предмет, классификация

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отрывок из моего диплома, посвященного исследованию фантастической литературы. Фактическое введение в терминологию работы и обозначение границ проводившегося исследования.

  До сих пор не существует четкого определения понятия фантастики как литературного феномена. Практически каждый исследователь фантастики предлагает свое определение этого термина и его систематизацию. Зафиксируем наиболее существенные, с нашей точки зрения, позиции.
  
  В справочнике А.Н. Осипова под фантастикой подразумевается "область художественного творчества, основанного на широком использовании методов перевоссоздания и свободного преображения элементов реальной действительности, которая в рамках каждой конкретной художественной модели подчинена особенностям замысла и специфики функционального воздействия произведения на читателя".
  В "Большой советской энциклопедии" фантастикой называют "разновидность художественной литературы; ее исходный идейно-эстетической установкой является диктат воображения над реальностью, порождающий картину "чудесного мира", противопоставленного обыденной действительности и привычным, бытовым представлениям о правдоподобии".
  Н. Р. Нудельман в "Краткой литературной энциклопедии" рассматривает фантастику довольно широко: не как направление в литературе, а как "специфический метод художественного отображения жизни, использующий художественную форму-образ (объект, ситуацию, мир), в котором элементы реальности сочетаются несвойственным ей, в принципе, способом, - невероятно, "чудесно", сверхъестественно .
  
  То есть фантастика - это столкновение настоящего и того, что человеческий разум не воспринимает как нормальное и возможное. Отсюда следует вывод, что если нет событий двоякого рода - реального и нереального мира - нет и фантастики. Однако только наличие в тексте элементов нереального не должно служить основанием для отнесения произведения к жанру фантастики, ведь в этом случае большая часть всей литературы могла считаться принадлежащей к фантастической. Собрав воедино все определения, можно сказать, что в фантастике автор прежде всего должен четко осознавать, что он пишет фантастическое произведение. И реальность, описанная им в произведении, должна создаваться осознанно и целенаправленно.
  В соответствии с определениями рассматриваемого термина, формируется комплекс основных представлений и понятий фантастики.
  
  Специфический объект фантастики отличается от других тем, что он существует в потенции, в то время как остальные - в действительности. Присутствие образа несуществующего (которое, тем не менее, должно быть изображено достоверно) придает фантастическим произведениям своеобразный схематизм, изначальную условность, что не может не сказываться на художественной достоверности. В критике это свойство нередко трактуется как недостаток фантастики, в то время как очевидно, что масштабность изображаемого (главным героем фантастики часто выступает человечество, предполагается глобальность временных, социальных, научных обобщений и прогнозов), естественно, приводит к укрупнению характера до типа, раскрытию его с точки зрения доминантных черт, ярко проявляющихся при необычных обстоятельствах. При этом моделирование ситуации часто подчинено художественной задаче предметно представить и выразить обычно скрытое или существующее в тенденциях. Таким образом, фантастика преимущественно выступает в роли эксперимента интеллектуально-художественного рода, не исключающего научно-философское осмысление представленного материала .
  
  Предмет фантастической литературы можно определить как реальность, целенаправленно воссоздаваемую в форме фантастических художественных образов.
  
  Точной классификации фантастической литературы так же, как и ее определения нет.
  В практике англоязычных стран принято выделять два направления в фантастике, предложенные Хьюго Гернсбеком, - science fiction (научная фантастика) и fantasy (фэнтези). В научно-фантастических произведениях фигурируют "вещи принципиально возможные в рамках научных законов, как мы их в настоящее время понимаем"; фэнтези же имеет дело с тем, что "в нашей культуре считается невозможным или несуществующим".
  Свою классификацию предложил К. Мзареулов в своей книге "Фантастика. Общий курс". Автор отказывается от становящегося традиционным дробления жанра на более мелкие, оставляя всего три направления - научная фантастика, условная фантастика и фэнтези. В свою очереди эти каждое из этих направлений охватывает одно из трех направлений сюжета - приключенческий, производственный и любовно-бытовой.
  А.Н. Осипов подошел к классификации фантастики более углубленно, выделив большее число направлений. Весь спектр фантастики разделился на научную, приключенческую, психологическую, сатирическую, юмористическую фантастику, утопию, фэнтези и киберпанк.
  
  В статье выведена еще одна классификация фантастической литературы, подразделяющая фантастику на научную, юмористическую, остросюжетную (приключенческую), мистику (хоррор), утопию, альтернативную историю, космическую оперу, фэнтези.
  Научная фантастика - направление в фантастике, зародившееся в середине XIX века как следствие научно-технического прогресса, первых успехов и первых проблем, с ним связанных. В научно-фантастических произведениях с помощью художественных образов находят выражение "научные, социальные и эстетические гипотезы и гипотетические ситуации о прошлом, настоящем и будущем... логически проецированные из явлений современности или современного мировосприятия, и потому вероятностные или допустимые в рамках художественного эксперимента". Но и до сих пор возникает много споров о применении слова "научная" к определению фантастики. Наиболее перспективным представляется определение, сформулированное Г.Гуревичем: "Научной будем считать ту фантастику, где необыкновенное создается материальными силами: природой или человеком с помощью науки и техники" . Однако некоторые исследователи и писатели отрицают возможность спрогнозировать открытия и изобретения, тем не менее, в произведениях научной фантастики содержатся "фантастические компоненты, имеющие наукообразное обоснование, не противоречащие достоверно установленным фактам и материалистическому взгляду на природу, причем отличия описываемых событий и явлений от реальной действительности являются непосредственный следствием влияния компонент фантастичности" . Отцом научной фантастики называют Ж. Верна, который в своих книгах предсказал множество технических открытий.
  Приключенческая фантастика - направление в фантастике, произведениям которой свойственно широкое использование традиционных приемов приключенческой литературы - динамично и неожиданно развивающийся сюжет, психологическое напряжение, волевые, героические характеры персонажей, тема путешествий и т.п. Тремя основными подразделами приключенческого жанра считаются боевик, триллер, детектив. Сюжеты детективных произведений строятся по давно сформулированным правилам: расследование запутанных преступлений, причем сыщик вычисляет преступника путем логического анализа косвенных улик, на основе знаний человеческой (в фантастике - не только человеческой психологии). Боевики повествуют о борьбе персонажей положительных против персонажей отрицательных, обычно те и другие вооружены, действие сопровождается драками, погонями, сражениями. Сюжеты боевиков динамичны: само слово "боевик" на английском языке звучит как "action" - действие. Триллером обычно называют "произведение о борьбе с грозной пугающей опасностью, которую невозможно предотвратить усилиями одного человека или с помощью оружия" . Произведения приключенческой фантастики выполняют преимущественно развлекательную функцию.
  Юмористическая фантастика - направление в фантастике, в произведениях которого реалии фантастического мира становятся объектом смеха. Произведения юмористической фантастики стабильно пользуются массовым спросом. Наиболее известные авторы, пишущие в этом жанре Р. Асприн, Т. Пратчетт, А. Белянин, М. Успенский, О. Громыко.
  Альтернативная история - направление фантастики, ставящее целью описать возможные, но не состоявшиеся варианты развития истории. Жанр альтернативной истории изображает ту реальность, которая могла бы быть, если бы история в один из моментов прошлого пошла бы по другому пути развития. Случившееся может быть связано с широко известными историческими событиями или историческими личностями, а может казаться, на первый взгляд, малозначительным. Однако в результате события начинают развиваться по-другому, нежели в реальности. В одних случаях описываются события, связанные с самим "разветвлением", в других - действие акцентируется на ситуациях, необычных в силу изменения реальности, в третьих основной темой становятся попытки героев вернуть историю в изначальное русло посредством путешествий во времени. Действие часто развивается в параллельном мире. Основоположником этого жанра считается римский историк Тит Ливий, описавший возможную историю противостояния Рима и империи Александра Македонского, основанную на предположении, что Александр не умер в 33 года, а продолжал править государством.
  Космическая опера - для таких произведений характерны динамичный умеренно закрученный сюжет, действие происходит в космическом пространстве и/или на других планетах. В космических операх задействованные в сражениях стороны - как политические силы, так и отдельные персонажи - четко делятся на положительных и отрицательных, практически без полутонов. Глубокая проработка характеров обычно не используется, авторы ограничиваются стандартным набором традиционных персонажей: "неистребимый" главный герой, которому удается целым и почти невредимым выпутаться из самых тяжелых ситуаций; его верная подруга - обычно прекрасная принцесса, хотя возможны варианты; демонический злодей, замышляющий поработить галактику, самоотверженные соратники героя и безжалостные беспринципные наемники галактического диктатора.
  Утопия - жанр фантастической литературы, который описывает модель идеального, с точки зрения автора, общества. Впервые слово "утопия" в значении "модель идеального общества" встречается в книге английского священника С. Перчеса "Паломничество", написанной в 1613 году. Первым утопичным произведением считается диалог Платона "Государство". В советский период русской истории существовали разнообразные утопичные произведения, описывающие развитие социалистического общества в будущем. К таким относятся "Туманность Андромеды" И. Ефремова, "Красная звезда" А. Богданова. Существует также утопия со знаком "минус" или антиутопия. В произведениях такого жанра описывается общество, в котором преобладали негативные тенденции развития. Если утопия показывает позитивные черты в общественном развитии, то антиутопия в противоположность указывает на негативные.
  Мистика (хоррор) - жанр фантастической литературы, в котором человек сталкивается со сверхъестественным и нередко предстает беспомощной игрушкой. Мистические произведения имеют тематизированный набор персонажей, пришедшей из низовой мифологии разных народов: вампиры, демоны, оборотни, зомби, призраки и другие. На основе включения в произведения таких персонажей выделяются "вампирский роман", "роман об оборотнях", "роман о призраках", "истории демонической одержимости". Логика "ужастиков" фаталистична: оккультная мистика, могущественные потусторонние чудовища, сверхъестественные силы или катастрофические явления, практически не подвластные воле современного человека, - все эти обязательные атрибуты способствуют нагнетанию атмосферы страха и безвыходности, нередко ведут к трагической развязке.
  В комплекс "фэнтези" фантастические произведения объединяются не на основании тождественности решаемой ими художественной задачи, поскольку, на наш взгляд, фэнтезийные произведения могут быть научно-фэнтезийными, приключенческо-фэнтезийными, юмористическо-фэнтезийными. "Причиной возникновения фэнтези считаются поиск альтернативы научному мировоззрению, утвердившемуся в общественном сознании и в фантастике (классическая научная фантастика), новых форм взаимодействия с окружающим миром, новых методов решения накопившихся в обществе проблем". В ХХ веке появляется теория, что "научный взгляд на мир не абсолютен и несовершенен", "начинается кризис основ научного мировоззрения", поэтому жанр фэнтези стал литературным выражением нового мировоззрения - "мифомагического". "В фэнтэзи элемент необычайного заведомо иррационален, фантастическое здесь порождено сверхъестественными явлениями. Отличительной чертой фэнтэзи можно считать пронизывающее это жанровое направление ощущение, что человек способен управлять сверхъестественными силами и существами. Благодаря накопленным знаниям, жрецы и волшебники умело пользуются заклинаниями, и магическими амулетами, подчиняют своей воле демонов преисподней".
  
  Для написания статьи использованы следующие работы:
  
  1. Осипов А.Н. Фантастика от 'А' до 'Я': Основные понятия и термины: Краткий энциклопедич. справ. - М.: Дограф, 1999.
  
  2. Нудельман Р. И. Фантастика // Краткая литературная энциклопедия. М., 1972. Т. 7.
  
  3. Мещерякова, М.И. Что есть фантастика. - http://enrof.net/biblioteka/pages/fantasy/fantastyka.html
  
  4. Большая Советская энциклопедия
  
  5. Гуревич, Г. Карты Страны Фантазий. - М., 1967.
  
  6. Мзареулов, К. Фантастика. Общий курс. - М., 2004.
  
  7. Озерова Е. Фэнтезёры // http://www.ijp.ru/show/pr.php?failn=00506000056
  
  8. Кузнецов В. Фэнтези: Анатомия жанра // http://sp-issues.narod.ru/2/kuznets.htm
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"