Бранд Гарольд : другие произведения.

Рог Хеймдалля

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сборник стихов - только условно: первые две составляющие, конечно, стихотворные, но следующие две - рассказы.

  ВИКИНГИ
  
  На лазоревом поле
  Высоких небес
  Вьются белые змии,
  Презревшие вес,
  Над ладьей быстроходной,
  С змеиной главой, -
  Над драконом, что спорит
  С соленой водой!
  Бог - везде, где есть небо,
  И водная гладь,
  Где чуть стоит забыться -
  Уже не сыскать!
  Как и в сердце, лишь стоит
  Туда заглянуть...
  Да не слишком зевайте -
  Легко утонуть!
  Кто отважился богу
  Себя поручить,
  И погибнуть со славой -
  Лишь он может жить! -
  И на этой земле,
  И в бескрайних мирах,
  И в пучине морской,
  И в гневливых ветрах!
  Кто достоин, тот жребий
  В боях изберет:
  Победит, или Один
  Его заберет!
  Этот свет - поле битвы
  За блага Земли.
  Мы - воители-викинги -
  Мы - короли!
  Мы властители мира!
  Себе мы цари!
  Нас венчают пожары
  Кровавой зари!
  Мы - сильнейшие, мчимся
  На быстрых ладьях,
  Смерть и боги нас встретят
  На наших путях!
  И под белым драконом
  Среди облаков,
  Мы единственный знаем
  Достойный нас кров!
  Страны чуждые манят
  Несытый наш дух -
  Где один только клад,
  Там не место для двух!
  Пусть один проиграет -
  Другой победит!
  Да восславим погибших -
  Смерть жизни растит!
  И отправясь в пределы
  Великих богов,
  Духи Дикой Охоты -
  Властители снов -
  Не оставим навеки
  Мы этой земли:
  Мы не люди - мы викинги -
  Мы - короли!!!
  
  19 мая 1994
  
  
  ХЕРМОД
  
  Хермод, на скакуне восьминогом,
  Куда летишь ты, куда ты скачешь?
  "В Хель тороплюсь я, дорогой многих,
  Туда сошедших без возвращенья.
  
  Хель ледяной собирает мертвых,
  Тех, кого смерть не нашла в сраженье,
  Не опаленных яростью боя
  В час свой последний, в час перехода.
  
  Павшим в сраженье - чертог небесный,
  Их собирает отец мой Один.
  Пламя сраженья - источник жизни,
  Всем остальным одна в Хель дорога.
  
  Вольно в Вальгалле живется духам
  Яростным, смелым, и злым, упрямым,
  Неукротимым, подобно ветру,
  С силой и страстью стихий начальных.
  
  Так же сражаясь, в пирах, в охотах,
  Славно они убивают время,
  И ожидают, что рог Хеймдалля
  Их призовет на Погибель мира.
  
  В Хеле нет света, огня и жизни,
  Холод и тьма, ледяной коростой
  Стены покрыты в подземном Царстве.
  Радости нет, а царит унынье.
  
  Здесь госпожою - отродье Локи,
  Мрачная Хель всем заправляет.
  Полумертвец, но жива ужасно,
  Страшный свой край стережет всечасно.
  
  Еду я к ней, чтоб избавить Бальдра -
  Брат мой любимый погиб нелепо,
  Рукой невинной слепого Хеда,
  Был поражен он прутом омелы.
  
  Одина сын, светлый бог надежды,
  Сам предрекал свой конец несчастный.
  Страшные сны он, светлейший, видел -
  В грезах блуждал он по Царству Мертвых.
  
  Ясная Фригг, наша мать - богиня,
  Мир обходила, и с каждой вещи
  Слово взяла, что они не тронут
  Бальдра, что всем на земле был дорог.
  
  Лишь одна вещь не дала ей слова -
  Нежная, гибкая ветвь омелы,
  Юная, мягкая, столь безвредной
  Она показалась царице асов.
  
  Все, веселясь, больше зла не ждали -
  Доброго Бальдра все предсказанья
  Прежде ведь никогда не сбывались.
  Но злая судьба нашла прут омелы,
  
  Брату слепому в ладонь вложила.
  И вот, спускаюсь я в Царство Мертвых,
  Хель предложить за добычу выкуп,
  Ей мы ни в чем теперь не откажем."
  
  Хермод, на скакуне восьминогом,
  Куда летишь ты, куда ты скачешь?
  "В Асгард скачу я из Царства Мертвых,
  Весть принести, что придет спасенье
  
  Милому брату, коль все оплачут
  Дух его светлый, во тьму сошедший.
  Видел его я, перескочивши
  Через врата ледяного мира
  
  На восьминогом коне Слейпнире -
  Славно отец его прежде холил.
  Видел я Хель, что ужасна видом,
  Смерти Царица давалась диву,
  
  Что я посмел к ней живым явиться,
  И, удивляясь, пообещала:
  "Что ж, покажу тебе брата, Хермод,
  Видно, и правда, что бог он света.
  
  Даже и здесь окружен почетом,
  Вот он, сидит на богатом троне,
  Даже и мертвым даря надежду,
  Мне, и то мил. Ни за что, конечно,
  
  Мне б отпускать его не хотелось,
  Но, так и быть, вот мое условье -
  Если все твари земли восплачут,
  Без исключенья - верну потерю."
  
  Видел я, брат мой сидел не троне,
  Даже и мертвым даря надежду,
  Но на меня посмотрел он грустно:
  "К вам не вернусь я, мой добрый Хермод.
  
  Это условье вам не исполнить.
  Но ты возьми Драупнир, тот перстень,
  Что наш отец на костер мне бросил.
  Пусть это будет ему приветом.
  
  Ну, а меня вам уже не видеть,
  До Рагнарек, до скончанья мира."
  Бальдра, к добру, неверны прорицанья!
  В Асгард вернусь я с доброю вестью!
  
  Всеми любимый, оплакан всеми,
  Вновь возвратится в наш мир цветущий.
  Добрым будь знаком волшебный перстень,
  Что в погребальный костер был брошен!"
  
  Можно вернуть кольцо с того света,
  Только не душу, веселый Хермод.
  Хель не тревожится - Смерть-то знает -
  Даже о Бальдре не все заплачут.
  
  Много есть разного в этом мире,
  Вечно найдется и прут омелы...
  Есть и один, что пришел из Хеля -
  Самоуверенный храбрый Хермод.
  
  20.05.1999
  
  
  КРОМЕ ШУТОК
  
  Ну, разве это не смешно?
   Что - это?
   И вы еще можете задавать такие вопросы? Вы мелко мыслите, кто бы вы ни были. Все. Конечно, все! О чем же еще могут вести речи боги? Обо всем, или ни о чем! Вопрос всегда стоит ребром. Кто примирится с меньшим?
   Не бог, уж точно.
   Мы играем по-крупному.
   Но тех, кто крупнее - не выносим.
   Или выносим вперед ногами.
   Великаны - крупнее. Они были даже прежде богов.
   Но им не нужно было все.
   Поэтому они проиграли.
   Поэтому, именно боги создали мир - из тела первого из великанов, что был больше всех, и старше всех, и сильнее всех. И туп, как вол.
   Велик был покойник. Хватило его тела и на землю, и на воды, и на небеса, и на всякую живность, и на жилища для богов, и на поле для деятельности - детскую площадку, где есть где развернуться.
   Крышка вам, великаны! Потрясный вы строительный материал!
   Ну, да впрочем, не все. Есть и среди вас поколение помельче телом, да попроворней, и амбициями побольше - никаким богам не уступят, да и сами порой становятся богами. Я, например, из таких. Иметь со мной дело, все равно, что играть с огнем.
   Почему?
   Да ведь я и есть - огонь!
   Зол я или добр?
   А каков огонь в очаге? А каков огонь, согревающий вас среди зимы? А каков огонь, что вырывается на волю и сжигает все на своем пути?
   Нет никого на этом свете живее и изменчивей меня, которого первейшие из асов считают за своего. Сила моя - им же слава. А я не даю им раскиснуть.
   Создали они как-то порядок (не без моей скромной помощи, естественно: чей, думаете, огонь страсти горит в этих наших подобиях - люди, называются?), да и носятся с ним теперь, как с писаной торбой.
   Образно говоря - женились, да остепенились.
   Дай им волю - увлеклись бы архитектурой, да и оживить забыли все эти дурацкие виньеточки. Жизнь-то, вещь непредсказуемая, не то, что дохлый великан. Тут уж мира да спокойствия не дождетесь, дорогие коллеги. Мир и спокойствие!
   Ха-ха-ха!
   Все должно гореть ясным пламенем.
   Или не ясным.
   Есть у меня приятель. Зовут его Один. Ничуть не лучше меня, но обожает командовать. Отхватил себе первое место в Асгарде, состряпал рай, как он его скудным своим умишком понимает - Вальгаллу.
   Да и развратило его довольство. Постиг этот придурок мудрость, видите ли, отдав свой глаз какой-то нечисти, да провисев на Иггдрасиле, как покинутый любовник, троллью прорву времени. Можно было и повеселее это время провести, если б мудрости хватило. Чем шашни хуже?
   Как вы думаете, а чем меня можно соблазнить?
   Ну, раз я огонь, то и потянуло меня, из чувства противоречия, на одну ледяную великаншу. Что за женщина! Мрак и безумие! И связь, понятное дело, на грани вероятного - для любителей острых ощущений. Ну, и отпрыски тоже пошли - не бей лежачего. Взять, хотя бы, дочурку нашу, зовут ее Хель, голубушку - родилась наполовину мертвой - труп, а ходячий - живее всех живых, аж жуть, поди-ка, еще такую состряпай. Другой такой не вышло, зато вторая получилась сущей змеюкой, а младшенький - волком, да и аппетит у обоих - вот подрастут малыши, всего мира им будет мало - чем не следующее поколение божеств?
   Вот и славно. Чтоб карась не дремал...
   Да и тролли с ним, с миром!
   Затей, что ли, мало?
   Короче, чмокнул я, на прощанье, свою великаншу, да и был таков.
   Что бы ни происходило, лишь бы происходило.
   Потерял Один свой глаз, да и видеть все начал как-то совсем уж однобоко.
   Ну, и пущай торчит в своей Вальгалле. Есть местечки и повеселее.
   Вот, Хель, к примеру. Называется так же, как моя дочурка. И собираются там все покойники, умершие не той славной смертью, какую выбрал этот одноглазый в своей зашоренности. Собирает-то он у себя в Вальгалле только чокнутых героев, которым мозгов хватает лишь на то, чтобы сунуться в мясорубку, да там и остаться, расшибившись в лепешку. Тоже мне, герои! Кретины! Могу доказать. Но еще рано - тсс... Законы твои, Один, хороши лишь тем, чтобы ими подавиться.
   Значит, ты хочешь, чтобы мир не менялся? А про Рагнарек ты помнишь? Вельва, эта старая ведьма, всем уже уши прожужжала, куда мы явимся, если играть все по тем же правилам. Но ты не желаешь ничего менять? Разве ты не знаешь, что сам ведешь себя и мир к погибели? Что сделал ты с моими детьми, Один? Спрятал Хель под землей, Ермундгад изгнал за край мира, где она оплетает его кольцом без конца и надежды, а Фенрира-волчонка сковал цепью на голом острове - разве не тогда впервые проявил он злость, откусив руку Тюру, обманувшему его доверие, разве алчность и злоба его не растут теперь с каждым часом? Разве чудовища были бы чудовищами, если бы судьба их не отковывала и не закаляла как меч, который обрушится потом на голову кующего его?
   Ты помнишь, как умер Бальдр, Один? Хед выстрелил в него стрелой из прутика омелы - так просто, так глупо - и твой любимый Бальдр умер, мало того, он умер совсем не той геройской смертью, которую ты установил в своих законах, и вместо Вальгаллы попал в Хель. Теперь ты должен был понять, старый дурень, куда попадают достойные. Таковы твои собственные законы, не так ли? Я ничего не имел против мальчика, когда дал слепому Хеду стрелу, и указал направление. Что такого особенного нам, богам, сделается? Мы-то знаем, что в конце времен парень вернется. А вот мы с тобой - тут еще придется многое решить.
   Твоя справедливость полна чудес, приятель. Никто, кроме меня не узнал об омеле, о том, что она не давала клятвы не причинять зла твоему сыну. Любой мог взять эту стрелу. Я дал ее слепцу, тому, чья вина заведомо исключена. И он тоже был твоим сыном. Но, "восстанавливая справедливость", по твоему прямому указанию, другой твой сын убил его, запятнав себя кровью куда более невинного Хеда.
   Так что, боги, божественные лицемеры, убийцы, развратники, подлецы, прикрывающиеся маской закона и порядочности, разве не все вы таковы? Я уже устал от вас, хотя вы думали, что я продолжаю играть по вашим правилам, и на все мне наплевать. Я видел ваши истинные лица, истинные намерения, всю грязь, которую не оправдать величием бессмертных и могучих. Я знал, что худшим оскорблением для вас будет правда. Ну, как вам мой очистительный огонь? Вы сильны? Это верно. Краденой силой, силой магических предметов, даже созданных не вами, без них вы просто трусливые, относительно вечные создания - вы создали мир по желаемому образу и подобию, но сперва он создал вас, и вы лишь часть его, неизвестно, лучшая ли. Все мы зародились в этой вселенной, так же, как появились гномы в земной тверди, как черви рождаются в мертвой плоти, или даже не в мертвой. Как поживаете, братья-паразиты, над мостом из радуги? Скрывает огрехи этот чудесный, призрачный, обманчивый свет?
   Ах, да, конечно, это не новость, что теперь мне от вас не уйти. Ишь, как раздухарились, раскудахтались. Да, глупая, конечно, была идея притворяться лососем - огню в воде не очень-то уютно. А вы опять принялись расправляться с моими детьми - наслав безумие на одного, и заставив его разорвать на части своего брата. Ах, вы были так благородны. Убивать меня вы не стали, ведь, ясное дело, я же попаду к Хель, и мы, не дай бог, споемся. Поэтому просто привязали к скале внутренностями моего же сына, что стали тверже железа. Но Скади-охотница, кое-что задумала. Она ведь тоже из породы великанов, и что-то в ней, пожалуй, пробудилось. Она повесила надо мной змею, источающую крепчайший яд. Когда яд подействует, сама смерть освободит меня. Когда это случится, кто знает? Богу нужно много яда. А обезумевшая от горя Сигюн, моя добрая, глупая жена, держит чашу над моим лицом, и не дает яду капать на мое лицо. Глупо, конечно, но, может, и это к лучшему - я приду к вам еще неожиданней. Когда Сигюн выплескивает переполнившуюся чашу, я жадно ловлю сочащийся яд, и смеюсь, смеюсь так, что содрогается земля, а вы обманываете себя, когда говорите себе, что вам только кажутся в моем крике злобное веселье и торжество.
   Яд действует медленно, но он действует, и настанет день, когда не только Хель, но и сам Бальдр будет со мною, на Нагльфаре, когда он приплывет к Асгарду по водам времени, чтобы уничтожить его, уничтожить все законы, запятнавшие себя кровью. Уничтожить с ними и весь мир? Ну, нет. Мы никогда не были всем миром, ни мы, ни наши законы!
  
   31.12.1998,
   24.01.1999.
  
  
  ДВУЛИКИЙ БЕС
  Провалы в памяти - дело наживное.
  Кажется, обычно мне было не свойственно лежать под столом, рядом с опрокинутым стулом, забавляясь язычками пламени, пляшущими джигу на кончиках моих пальцев. "Та-та-там-пам-парам-пам-парам!.." Огоньки послушно выплясывали под любую, приходящую мне в голову мелодию. Это было весело, но исподтишка вызывало тревогу. Было в этом положении вещей что-то ненормальное... Только что именно? То, что я лежу под столом, или то, какие мелодии заставляю выплясывать послушные огоньки? Наверное, огоньки отвлекали от правильной работы мысли, и я велел им погаснуть, а потом сел на полу и деловито огляделся. В комнате царил относительный порядок. Шкафы стояли на месте, горы какого-то хлама по углам тоже не вызывали ощущения неправильности. Ощущение неправильности вызывал опрокинутый стул. Я поднял его за ножку и поставил вертикально. Ага. Вот так и должно быть... Вдохновленный чувством внутреннего одобрения и ощущением, что это только начало, я поднялся на ноги и сам. Стало еще лучше. Но кажется, это было еще не все... Да, не все. "Но не совсем в этой комнате", - пришло мне в голову. И увидев дверь, я подошел к ней, толкнул створку наружу, вышел в коридор и захлопнул дверь за собой. Потом медленно повернулся и посмотрел на нее подозрительно, внезапно вспомнив, что дверь не должна была открываться ни "наружу" ни "внутрь", она должна была просто отъехать в стену. Гм... На моих пальцах снова раздраженно вспыхнули и погасли огоньки, когда я махнул рукой и направился по коридору наугад - куда-нибудь да приведет, иначе, зачем тут коридор?
  Коридор вел к сияющей двери, что тоже отчего-то вызвало во мне смутную тревогу. Что же я когда-то слышал или читал о свете в конце тоннеля? Не помню... Значит, надо проверить, что там. Когда я добрался до сияющей двери, за ней обнаружилось просторное помещение, залитое ярким, но уже не кажущимся ослепительным, светом - освещающим все уголки сверкающего белизной зала со стенами, усеянными всевозможными датчиками. А посередине, вместо центрального терминала... (так, выходит, я вспомнил, что тут должен был быть центральный терминал...) торчал здоровенный, этак в шесть или семь обхватов, древесный ствол. Шелестящая крона взмывала куда-то вверх, сквозь опалесцирующий потолок, оставляя в пределах видимости лишь несколько мощных ветвей, усеянных листьями, похожими на золотисто-зеленые полированные дощечки - плотные и твердые, мелодично позванивающие без всякого ветра.
  - Эрвин! - окликнул очень приятный голос откуда-то сверху, пока я обалдело разглядывал возникшее откуда ни возьмись сказочное дерево и пытался сообразить, куда же делся терминал. "Ух ты! - подумал я, да ведь это, кажется, мое имя!" И посмотрел вверх.
  На ветке дерева сидела девушка, завидев которую, я сообразил, что тоже знаю ее имя.
  - Антея! - удивился я. - Что ты там делаешь?
  Антея держалась за ветку обеими руками и выглядела очень сосредоточенной. Похоже, она сама не знала, что она там делает.
  - Хочешь спуститься? - спросил я, протянув руку.
  Антея кивнула и ловко спрыгнула вниз почти что и без моей помощи. Одета она была во что-то, напоминающее мундир - удобный черный китель с серебряным шнуром и золотым значком на груди и серые брюки. Что до самой Антеи, была она пышнокудрая и сероглазая, с очень правильными чертами лица. Но снова уловив какую-то "неправильность", я повнимательнее присмотрелся к ее значку. Это было золотое яблоко. А должна была быть золотая спираль, - вспомнил я. - Мы ведь историки.
  - Спасибо, - сказала Антея. В ее голосе слышалась настоящая признательность, куда большая, чем это могло быть вызвано объективными причинами. Наверное, мое появление вывело ее из какого-то умственного тупика. - Едва завидела твою рыжую голову, так и вспомнила, как тебя зовут. Да и меня заодно - уже прогресс!
  - Угу, - отозвался я рассеянно и покосился на собственный значок - уж не превратился ли и он во что-то другое. Но тут же про него забыл, наткнувшись взглядом на нечто куда более мас-сивное - на моей груди на золотой цепочке висел довольно здоровенный золоченый рог - и как я умудрился раньше этого не заметить?
  - Гьяллахорн, - сказала Антея удовлетворенно, будто припечатав, и как-то радостно ткнула в рог пальцем. - Выходит, ты здесь Хеймдалль. Ну а я - Идунн, - она дотронулась до своего значка-яблока.
  - Что-что?.. - переспросил я, не поспевая за такой прытью мысли. Кажется, недавно мы припомнили совсем другие имена. Но и в этих что-то было...
  - Мы в Асгарде, - сказала Антея, и ее губы смешливо дернулись в ответ на мой озадаченный взгляд. - Отчасти. Запутались в измерениях. И вот теперь вместо терминала у нас Иггдрасиль, а за иллюминаторами с ветки виден Биврёст. Там еще осталась моя корзинка с яблоками... Интересный эффект, правда? Но думаю, скоро это пройдет. Перед экспериментами с вероятностями всегда главное - не забыть поставить таймер!
  - Ну да... - согласился я. Теперь понятно, откуда у меня возникают странные мысли, что с нами вообще иногда случается что-то необычное, и что это даже в природе вещей. Мы ведь и историю изучаем "перемещаясь во времени", а точнее, в особого рода измерениях-вероятностях, которых бесконечное множество. Но есть способы максимально приблизить их к реальности. А если не приближать... использовать недостаточно полные и недостоверные данные, то оказаться можно, строго говоря (да - именно строго), черт знает где. Похоже, именно это и произошло... мы ведь, кажется, пытались заглянуть в будущее. Точно. Похоже, не самая удачная была попытка. Не считая того, что вообще хоть что-то удалось - и это огромный успех. Но теперь мы про это хотя бы помним.
  Из коридора послышались новые голоса. В зал вошли двое - хмурый Гамлет с нелепо сидящим на буйных черных кудрях цветочным венком и моя сестрица Линор - на ее золотых волосах такой же венок смотрелся куда более уместно.
  - Фрейр и Фрейя, - сказала Антея как нечто само собой разумеющееся.
  - А что это тут за осина? - сердито вопросил Гамлет, неодобрительно уставившись на дерево на месте центрального терминала.
  - Иггдрасиль - это ясень, - терпеливо объяснила Линор.
  Похоже, эта парочка встретилась раньше в коридоре и как-то тоже умудрилась догадаться или начать догадываться, что происходит.
  - А откуда он тут? И с нами-то что?
  - Мы пытались заглянуть в будущее, - напомнил я.
  - А... - сварливо отозвался Гамлет. - Это многое объясняет.
  - Но мы точно вернемся? - поинтересовался он, глядя то на Линор, то на Антею - в том, что касается технической стороны наших исследований, девушки у нас были признанными автори-тетами.
  - Нет, конечно, - едко отозвалась Линор, чуть насмешливо поглядывая на его венок. Кажется, ее немного раздражала одинаковость венков. - Какая еще точность в экспериментах?
  - Вопреки распространенному мнению, - в голосе Антеи зазвучали лекторские нотки, - забросить себя в будущее возможно - пара пустяков. Вот только трудно сделать этот процесс контролируемым, потому трудно обойти встроенную аварийную систему безопасности - никогда не знаешь, в какое будущее попадешь, и на что оно будет похоже.
  - Учти, мы все слышали! - послышался новый голос, и в зал вошел Олаф, как-то неприкаянно помахивающий в воздухе боевым молотом. Забавно, даже волосы у него порыжели почти как у меня. Теперь он был Тором. Сразу за ним вошли Фризиан и мой отец. Худощавый Фризиан, заинтересованно посверкивающий яркими глазами по сторонам, с обычным для себя обманчиво-меланхоличным видом поглядывал все время и на свою правую кисть, будто закованную в латную рукавицу. А у отца появилась на лице диковинная повязка с бронзовым щитком, изукрашенным странным, похожим на стилизованное солнце, узором, прикрывающим его правую глазницу. Но его левый глаз, такой же зелено-карий как и всегда, был знакомо иронично прищурен, а темно-медные усы топорщились - он явно потешался над всем происходящим.
  Оглядевшись, Олаф пристроил свой молот у стеночки.
  - Проснулся с ним в руках, - пояснил он, - решил не бросать где попало, а кого-нибудь встретить и спросить, что за дичь творится. Сперва повстречал Одина, - Олаф сделал полуреверанс в сторону отца, - а потом и Тюра, - кивок в сторону Фризиана, все-таки же уныло разглядывающего свою руку. - И мы поняли, что у нас за диагноз.
  - Это не перчатка, - со вздохом сказал Фризиан, не отрывая взгляда от "стальной рукавицы". - По крайней мере, она не снимается.
  - Найти бы тутошнего Фенрира, - сочувственно сказал Олаф, - да и дать бы ему промеж ушей!
  Его слова вызвали во мне странное чувство отторжения. Но в конце концов, какие еще Фенриры? Временный эффект, все пройдет само. А мы все еще на своей родной станции. Мы были достаточно осторожны, чтобы сохранить главный ориентир и не оказаться где-то слишком далеко или в какой-то серьезной опасности.
  - А на сколько мы обычно ставим таймер? - уточнил отец у Антеи.
  - Больше чем на два часа еще не ставили, - ответствовала Антея.
  - Хорошо, - одобрил отец. - Вряд ли за пару часов тут что-то случится.
  - Очень на это надеюсь, - проворчал Гамлет и, обиженно посмотрев на боевой молот Олафа - наверняка он казался ему более достойным божественным атрибутом, раздраженно сдернул с головы венок, и бросил его в угол.
  Я заворожено проследил за этим полетом. Было в нем что-то... неправильное?
  Едва смятый венок коснулся пола, ударил гром.
  Свет внезапно померк, все сооружение, как бы оно ни называлось, содрогнулось до самого основания, "до печенок", возможно, до корней Иггдрасиля, но каким-то чудом не раскололось. Я кинулся к ближайшему иллюминатору, отчего-то в полной уверенности, что некое космическое безобразие происходит вовсе не в коридоре. Увиденное меня захватило и потрясло - неожиданно - своей красотой.
  За иллюминаторами сверкала радуга, казалось, наша станция парила в облаках среди этого переливающегося разноцветного сияния, да и сами иллюминаторы превратились скорее в широ-кие окна. Приглядевшись, я понял, что это даже не окна, повернул медную ручку, распахнул стеклянную дверь, не обращая внимания на чей-то крик сзади, и шагнул на балкон, будто сплетенный из ажурной бронзовой паутины, впустив в легкие окутавший меня ветер - ощутив пьянящее чувство, будто стоял на носу или мачте несущегося на всех парусах корабля. Радуга плескалась под ногами как море, над "морем" дул по-настоящему радужный бриз - наполненный смесью цветочных медовых ароматов и свежестью горного потока, будто под радугой бил гигантский водопад. На лицо и руки падали мелкие радужные брызги. Биврёст - радужный мост! Я посмотрел вверх, и все опьянение с меня будто сдуло ледяным порывом ветра. Небо над нами напоминало медленно кружащийся черный водоворот с алыми всполохами. Свинцовые тучи, больше похожие на черные скалы, завораживающе вращались. Разве тяжелым тучам не место скорее под нами, чем над нами? - попробовал мысленно запротестовать я, вспомнив какие-то законы природы из совсем другого мира. Но снизу еще лилось сияние, а вверху уже была тьма.
  Поблизости, с некоторым опозданием, послышались тревожные возгласы и приглушенная ругань Олафа - это добрались до балконов остальные. Кто-то толкнул меня под локоть, похоже, это был Гамлет. Спиной я почувствовал и присутствие Линор, прежде чем услышал ее изумленный вздох.
  - Что это, черт побери? - воскликнул Гамлет.
  - Рагнарек, - спокойно ответил ему отец с соседнего балкона. Рядом с ним стояла пораженно глядящая вверх Антея. Ее волосы вдруг показались мне седыми, будто припорошенными снегом. - Что еще в таком контексте могло позиционироваться нашим "коллективным полусознательным" как будущее?
  - Конец света, - констатировал я - это был напрашивающийся ответ.
  - Но ведь Рагнарёк не просто конец света, - рассудительно подал голос Фризиан с балкона справа. - Должна быть последняя битва.
  - И гибель богов, - мрачно произнесла Антея.
  - То есть, нас всех должен кто-то поубивать, - подытожил Олаф. - Так, я на минутку, захвачу свой Мьёллнир, на всякий пожарный...
  Я с трудом оторвался от созерцания творящейся наверху психоделики и все-таки перевел взгляд вниз. На радужный мост, по которому плыла или карабкалась крошечная разлапистая черная клякса. Когда я пытался вглядеться в нее, у меня отчего-то как будто двоилось в глазах. Я попытался сосредоточиться, и...
  - Что это за штука! - выпалил Гамлет, вдруг заинтересовавшийся, куда же это я смотрю, и почему смотрю вниз, а не вверх, как другие.
  - Нагльфар, - ответил я почти автоматически. - Корабль из ногтей мертвецов...
  - Нагльфар?! - Гамлет буквально подскочил на месте. - И эта штука на самом деле плывет сюда?! Чего же ты ждешь? Ты же Хеймдалль! Ты должен протрубить в рог!..
  - Да прекрати истерику! - рявкнул я с внезапным диким раздражением. По небесам снова прокатился гром, черные тучи нависли ниже, алое зарево в них стало отчетливее, легло на искаженное гневом лицо Гамлета.
  - Ах, истерику?.. Ну, тогда я сам!.. - В образе Гамлета на мгновение отчетливо проступило что-то волчье, голос сорвался на рык, лязгнули клыки, глаза зажглись желтым огнем. Вот, стало быть, как.
  - Назад! - Я отпрянул и поднял руку, уже даже не зло, просто предупреждающе.
  - Почему? - спросил Гамлет, вдруг недоумевающе остановившись. Кажется, он понял или почувствовал, что я не шучу и не угрожаю, а предупреждаю о настоящей опасности, которой он еще не видит.
  - Вот почему! - сказал я, и на моих пальцах заплясали языки пламени.
  Кто-то сдавленно охнул.
  - Что это значит? - изумленно вопросил Гамлет. - Ты что, не Хеймдалль?.. Кто же ты?.. Локи?..
  - Думаю, что именно так.
  - Вот же, ёжкин кот, угораздило... - выразительно, но сдержанно и очень трезво сказал с соседнего балкона Олаф, снова вышедший на него со своим боевым молотом.
  - И не только. Вы все - такие же.
  - Спокойно! - сказал Олаф с искренним беспокойством. - Только не затевай "перебранку" и все будет хорошо.
  Левой рукой я неосознанно придерживался за перила и вдруг почувствовал, что они стали обжигающе холодными, будто мгновенно заледев. Я отдернул руку, мысленно отметив, что за покрытые изморозью перила продолжает, как ни в чем не бывало, ничего не заметив, держаться Линор. Вот только венок на ее голове - увял.
  - Не будет, - возразил я. - Попробуйте на минутку озвереть, только осторожно, и посмотрите, что будет.
  - Как же это сделать по заказу? - воскликнула непонимающе Линор.
  - Вот так, - я кивнул на заледеневшие перила. - Это ведь делаешь ты. Потому, что ты не только Фрейя. Ты еще и Хель.
  - Ой... - Линор поспешно отдернула руки от перил. В ее глазах мелькнуло понимание, вдруг она заговорила очень быстро: - Когда я очнулась, все кругом было во льду, а потом покрылось цветами... А Гамлет - значит, мне не показалось только что...
  - Что на мгновение он стал волком? Нет, тебе не померещилось.
  - Мать моя женщина!.. - вдруг воскликнул обескуражено Олаф. - Уф, исчезло, слава богу...
  - Что именно? - с жадным интересом спросил Гамлет.
  - Змеиная чешуя вместо кожи, - с иронией заметил Фризиан. - Надо же. А ведь по всем традициям Тор и змей Ёрмундгад должны убить друг друга.
  - Как Хеймдалль и Локи, - кивнул я.
  - Вот она - диалектика! - восхитился Фризиан и вдруг издал азартный волчий вой.
  Гамлет вздрогнул.
  - Фенрир? - произнес он неуверенно. - Но кто из нас?..
  - Скорее всего, я Гарм, а не Фенрир, - определился Фризиан. - Это он должен проглотить Тюра, насколько я помню. Мда... Забавненько!
  - Но ведь Фрейра убил огненный великан Сурт? - растерянно переспросил Гамлет.
  Слева далеко вперед вырвалась струя пламени, будто из огнемета. Я расслышал негромкий смех отца.
  - Нет, похоже, что Сурт все-таки я, - сказал он. - Что-то мне подсказывало, что лучше не открывать правый глаз в помещении...
   - Ясно, - задумчиво пробормотала Линор. - В конце концов, так или иначе, сами себя или друг друга - просто противоположности. Все равно взаимное истребление!
   - Это и будет нашим концом света, - кивнул я. - Самоубийство... Так что я предпочитаю подождать, пока сработает таймер, а не трубить в рог - понятия не имею, что при этом произойдет - раздвоимся мы окончательно и поубиваем сами себя, или даже не раздвоимся, а рассыплемся на целое "воинство мертвых", как-то не хочется рисковать. В конце концов, - я кивнул вниз, на далекую кляксу. - Там тоже плывем мы. По этому самому "морю", на этом самом "корабле".
   - А я-то тогда кто? - неуверенно проговорила Антея. - Уж извините, "озвереть" у меня не получается. Но просто интересно...
   - Вёльва, - сказал я первое пришедшее в голову, вдруг вспомнив ее поседевшие на время волосы. - "Вещать ли мне дальше?" Кто у нас самая умная? Не расстанешься с терминалом, даже если он превратится в Иггдрасиль.
   Все дружно рассмеялись.
  - А кто-нибудь помнит, как называется наша станция? - как бы между прочим полюбопытствовал отец.
  - "Янус", - ответил Гамлет. - Бог входов и выходов, всякого начала и календаря.
  - А кроме того, - прибавил отец, кивнув, - именно этот бог славится тем, что совершенно буквально двуличен. Пусть он и совсем из другого пантеона.
  - Точно! - воскликнул Олаф. - Ох уж это "коллективное полусознательное"!
  - Значит, смысл только в этом? - грустно спросил Гамлет. - Только в том, что так смешались наши воспоминания, мысли, представления и фантазии?
  - Может быть, все гораздо глубже, как во всех играх бессознательного, - сказал отец. - А может, это и есть настоящее положение вещей?
  - В каком смысле? - Гамлет удивленно поднял брови.
  - Во всех, - отец неопределенно пожал плечами и, повернувшись, вернулся с балкона в зал.
  Подумав, что таймер может сработать в любое время, мы последовали за ним, закрыв за собой все "балконные двери". Кто их знает, вдруг они станут вновь иллюминаторами, "упустив из виду", что мы еще снаружи, или просто останутся открытыми, когда все закончится - атмосферы же на Луне все еще нет, как нет.
  
  А потом был мерный гул приборов, раскрытые капсулы, похожие на яичные скорлупки мирового змея, немного головной боли и общей вялости. И как-то странно смотрелся за окнами скучный лунный пейзаж, и еще более странно выглядел появившийся на месте Иггдрасиля центральный терминал. Не хватало радужного сияния Биврёста и пляшущих огоньков, зарева на тучах, слишком явно напоминающего об опасности, и слишком явного проявления двойственности... а в остальном - в остальном все осталось на месте: и опасность, и двойственность, и удивительная легкость, с какой можно уничтожить все, вовсе того не желая, даже, может быть, желая спасти. Всегда - всего лишь в одном шаге от конца света.
  
  13.12.07 ред. 30.05.08, 2013
  
  
  Содержание:
  
  1. Викинги
  2. Хермод
  3. Кроме шуток 4. Двуликий бес
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"