Аннотация: Специально для Ирины. Почти необработанные впечатления, заброшенные из дневниковых записей.
Викинговские мемуары, часть первая.
Вернулись с Соловков (17-23 июня), впечатления буду выдавать пачками.
РЖД я не люблю: как обычно - кондиционеров нет и окна не открываются. На южном направлении такое уже привычно - ехать в раскаленной консервине, наполненной пылью и другими составляющими так что хоть боевой топор вешай, и на северном, оказывается, такая же петрушка. Что купейный вагон, что плацкартный, все одно - бомжатник на колесах, а люксовский на этом поезде отсутствовал как класс, вместе с вагоном-рестораном. А до местечка назначения пилить 27 часов. Правда, все равно аппетит РЖД отшибает почти начисто. По крайней мере, у меня.
Наконец, на наше счастье, после Беломорска (то есть, оставалось ехать до приснопамятной Кемской волости еще примерно час) погода стала улучшаться - то есть, портиться. Мы как раз оставили купе и поползли в плацкарт - из-за промашки турфирмы, часть пути от Беломорска до Кеми пришлось докупать отдельно. Что ж, хоть какое-то развлечение. Развлечений оказалось немало. В плацкарте кучковались паломники. Так что за последний час мы наслушались такого, что у нас волосы дыбом встали и не вернулись обратно - и про то, что у католиков нет обряда крещения, и про то, что кроме православия ни-ни - нет никакой жизни на Марсе, и в загробном мире всем сомневающимся полнейшие кранты, ибо они не догадались по гордому называнию "право-славие", что это течение есть самое правильное. То-то мы живем лучше всех, судя по всему и в частности, по этому замечательному поезду.
Ну, словом, за окном приятно так задождило. Что Ланкастер и отметил с философской мрачностью: "Дождь. И комарье полезло". "Ну так, места-то какие благословенные", - поддакнул я, продолжая слушать богословский диспут в соседнем купе. К тому же у нас зрело подозрение, что эта славная компания может оказаться в нашей же туристической группе.
В общем, доехали. Встречал нас с табличкой "Лукоморье" в руках этакий бритый зэк с радостной физиономией. Народу нашего с поезда собралось шесть человек, это и была вся наша группа, погрузились в машинку, и поехали до первого принимающего пункта. Нам с Ланкастером достался в коттеджике у самого порта весь второй этаж - вышло неплохо Да и компания наша вообще подобралась милейшая, адекватная и компактная.
С утра через пустошь за железными воротами, отправились в порт. Погодка была северная. Плюс три градуса и промозглый ветер. Самое соленое из внутренних наших морей Белое море выглядело именно почти белым, как жидкий алюминий. Наш гид громко сочувствовала нашей "несеверной" экипировке, хотя мы в толк не могли взять, а что еще надо было тащить, кроме свитеров и курток, не дубленки же, в конце концов.
"Как же вы будете ходить по палубе? - причитала она. - Придется сидеть внизу. Сейчас на палубу можно выпускать только финнов."
Сперва, конечно, все отправились вниз. Дождались всех пасcажиров, наконец отчалили, и пошли с Ланкастером записываться в почетные финны - на палубу. Вот это было нечто! Волны, ветер, сдувающий куда-то к бортам, и дальше, и почти ни души - все выскакивающие на минутку, тут же продрогнув уползали обратно. Так что, полезли мы на верхнюю палубу, и там на нос, как раз на самый ветерок, и чтобы видно было дальше и больше, с фотоаппаратами, и вообще - спеть какие-нибудь песенки про "флибустьерское Белое море". После чего и была идея написать все впечатления под заголовком "записки отмороженных", так как отморозили мы себе примерно все, что могли, особенно уши. Иногда, правда, все же спускались минут на пять вниз, стряхнуть иней с ушей, а потом как маньяки лезли обратно. Плыть было часа три. Народ внизу совершенно угорел и дрых вповалку. В общем, хорошо, что "им, гагарам, недоступно", а то где бы мы еще откопали кораблик в почти полное свое распоряжение, да еще в такую чУдную погодку, когда одни дракары и фьорды на уме.
Собственно, именно такое впечатление и осталось с нами до конца. А монастыри и лагеря - это все вторично и досадно.
Викинговские мемуары, часть вторая.
По прибытии нашем на Большой Соловецкий остров, как выяснилось, нас никто не встречал. Народ у причала потихоньку рассосался восвояси, мы вшестером остались в глубокой задумчивости. А ветер, как уже упоминалось, был ничего так. У одной девушки, впрочем, обнаружился номер телефона принимающей стороны. При этом, четыре сотовых телефона из шести, т.е. все би-лайновские в этих диких краях наглухо бездействовали. Однако, остальные два "рекомовских" работали, и позвонить удалось. Нас сразу же ошарашили вопросом: "А на каком вы причале?". "А их тут что, несколько? - удивились мы. - На том, где ангар для гидроплана, 1925 года, памятник архитектуры, охраняется государством". Если б мы не заметили эту деревянную табличку с вырезанными на ней письменами, гореть бы этому здоровенному сараю из почерневших досок ясным пламенем - мы уже начали искать, из чего разжигать костер. Но нам пообещали, что автобус скоро будет, и встречающие тоже. Через некоторое время, минут через 15, когда не появился ни автобус ни кто-то еще, решили перезвонить. Нам пообещали, что вот-вот появится наша девушка. И действительно, девушка появилась уже почти сразу, даже две. Нашего непосредственно гида звали Аня, а еще одну "сопровождающую" - Таня: последняя была совершенно безоблачная личность, жизнерадостно поинтересовалась, а что это мы так легко оделись (хотя как они это определяли по длинной верхней одежде, ума не приложу), при этом ее собственная пушистая курточка-свитер заканчивалась в аккурат на сантиметр выше джинсов, и этот сантиметр не прикрывался ничем кроме крайне сомнительной внутренней жировой прослойки. Автобус скоро будет, - заверили нас, а накладка случилась потому, что ждали нас у другого причала, и с другого судна, а связь с Кемью у них временно накрылась. Пока ждали автобуса, Татьяна сочно рассказывала нам о сезонных паломниках, собирающих ягоды, и бродящем в районе нашего туркомплекса (который, кстати, лучше называть местным, если потеряемся, "кирпичным заводом" или "кирпичкой", иначе не поймут) чахлом медведе, которого можно запросто отогнать, если громко материться, отчего он пугается. Наконец подъехал автобус, добросил нас до комплекса очередных деревянных коттеджиков на берегу небольшого озера с живописным названием - Варяжское, где мы побросали вещи и без передышки отправились в Спасо-Преображенский монастырь. Классическая средневековая архитектура с толстыми стенами, здоровенными трапезными залами в старом добром романском стиле с внутристенным центральным отоплением, галереи, арочки, железные кованые двери, холод как в погребе - все замечательно, но особенно, конечно, порадовали сложенные из здоровенных валунов стены и башни кремля. Наверное, через пару тысяч лет будут слагать байки, что их строили инопланетяне. Потом мы по этим булыжникам с Ланкастером полазили, не могли удержаться - в сущности, долезть до бойницы, при желании, раз плюнуть.
Наконец, отвезли нас обратно в комплекс, где устроили нам обалденный обед в помещении с жарко горящим камином. Во второй половине дня, самостоятельно пошли изучать местность, окружающую растительность, валуны, болотца, почвенный слой, местами аж в три сантиметра и прочую "лесотундру" (заодно тогда и полезли в первый раз на кремль). Вернувшись, исследовали прилегающую территорию - с озером уже все ясно, а по другую сторону стояло довольно симпатичное здание, на которое у нас и выходило окно нашего "номера" под номером 6. Татьяна на наш вопрос тут же сообщила нам, что это недостроенная тюрьма, и мы вполне можем залезть через окно и изучить ее интерьеры. Мы решили, что идея хорошая, и с еще одним персонажем из нашей группы, отправились изучать интерьеры. Интерьеры были вполне любопытные, к тому же чистые (не считая всякого строительного мусора, рулонов линолеума, каких-то труб, аккумуляторов, ржавых решеток и т.п.) и незагаженные. Однако, странно, что штуковину назвали недостроенной, тип постройкаи - не позднее тридцатых годов, классическое, даже вполне эстетичное здание, больше всего напомнившее мне мою школу. Впечатление было, конечно, с холодком. В итоге, конечно, выяснилось, что тюрьма на самом деле была действующей, годов этак еще с двадцатых, и брошенной уже после последнего ремонта. То-то там были даже местами старые батареи и прочие элементы "обжитости" - какие-то впаянные в пол столы, практически полностью оборудованная котельная. Более подробно выяснить уже не удалось.
Викинговские мемуары, часть третья.
Соловки, день второй.
Кажется, я уже упоминал, что в белые ночи спится как-то так себе. Особенно, когда этажом ниже живут французские школьники, периодически оглашающие местность дикими криками и хлопающие дверями, явно не соображая, что домик-то от этого может и упасть. Ланкастер мечтал о 1812 годе и планировал записаться в Кутузовы. С остатками я пообещал разобраться в 1815, под видом Веллингтона. Подумав немного, еще одного персонажа из группы записали в Блюхеры - без него-то никак. С комарами, правда, нам повезло - в закрытое окно никто не пролез и над ухом не жужжал. С утра, после какого-то несерьезного завтрака, забрав какой-то несерьезный "сухой паек", погрузились в автобус и отправились до экскурсионного бюро. Проторчали мы там недолго, каких-то полчаса-час, заодно опять оценив местный ветер - дует он в некоторых местах постоянно, особенно в тех, где приходится останавливаться, и продувает насквозь, а если не продувает, то кругом начинают роиться мелкие летающие людоеды. Итак, выдали нам наконец гида, и мы устремились в леса, наблюдать местную природу в виде тундры-лесотундры-болота-ягеля-ледниковых валунчиков-и прочих мхов, а также средневековых "филипповских садков" для свежей рыбы и прочих прилагающихся к монастырю сооружений вроде мест, на которых раньше стояли гостиницы. Впрочем, преображенская гостиница у монастырского причала, построенная в 1864(если точно помню последнюю цифру) еще стоит - в виде крошащихся стенок и оконных проемов. Через часок добрались до озерного причала, пофотографировались там с козами (одна из них почему-то залезла на печку, а печка почему-то стояла на улице около киоска), погрузились в две лодки, и двинулись бороздить озерные просторы и выложенные валунами каналы между озерами. В начале пути вышла заминка. Во второй лодке оказались люди, никогда не державшие в руках весел, и Ланкастер пересел туда в качестве гуманитарной помощи. К сожалению, в той же второй лодке имелся диверсант в виде экскурсоводши, которая рулевым веслом уводила лодку все время куда-то не туда, и мы в первой лодке понять не могли, чего это они ходят за нами по озеру зигзагами. Наш персональный гребец, навострившийся еще на Волге, жизнерадостно пер вперед, и нам только оставалось разыскивать указатели, так как из второй лодки никаких ЦУ не поступало. Но Ланкастер все-таки джентльмен, поэтому персидской княжны из экскурсоводши не получилось.
Каналы были живописные и узкие - как средневековые улочки, только водные, приходилось пробираться там с одним веслом, и маневрировать, по счастью, было негде, так что вторая лодка в этих местах шла почти за нами. Только в каналах и встречались.
Часа через два доплыли до конца маршрута, и тут обнаружилось, что видимо, было холоднее, чем казалось, по крайней мере, разогнуться сразу у меня не получилось, "встать и ходить", тоже, прямо скажем, через пень-колоду, на причал почти что выпал, было даже не смешно. А все потому, что некоторые жители Волги не отдавали весла, видно, знали, чем все может кончится... А именно - полным окоченением, переходящим чуть позже в тряску святого Витта.
Покантовавшись минут десять на берегу приходя в себя, опять погрузились в автобус и покатили на Секирную гору. К маяковому скиту, бывшему в недавние мрачные времена штрафным лагерным изолятором. В общем, местечко то еще. Обзорная площадка, знаменитая лестница, по которой любят подниматься богомольцы (место, с которого для быстроты скидывались трупы, а иногда еще и не совсем трупы). Вообще, довольно "милая" экзотика, во-первых, сплошная церковная милитаристика - монастырь был крепостью, скит был сигнальным маяком стратегического значения - сплошь какие-то светские функции на дальних рубежах, обычная экспансия, но с религиозным пафосом, уже как-то коробит, а во-вторых, конечно, лагеря, во времена не столь отдаленные. Как-то одно впечатление поддерживает другое, и совершенно не радостно.
Скит снова действующий, хотя одновременно и просто лагерный музей. Слева от входа стояли коробки - одна для пожертвований, другая со свечами. Свечи можно было брать с собой.
"Спасибо, не надо".
Совсем не то, если кто хочет, пусть это место отмаливает, месту это даже, пожалуй, нужно, но лучше именно там, на месте, а уносить оттуда что-то, по-моему личному ощущению, было бы все равно, что с кладбища. То, что там, пусть там и останется. Впрочем, как я уже сказал, все это глубоко субъективно. Но поскольку впечатление было странное и сильное, совсем задвинуть его "на полку" не могу.
Ну, бог с ней, с "лирикой". А мы вернулись к своему Варяжскому озеру и отправились в местную сауну, притворявшуюся русской баней (но какая же русская баня без цивилизованного душа? И веники пришлось самим делать, ободрав заповедные березы) пока утренние озера с каналами не вышли нам не тем боком, не говоря уже - прострелом.
Викинговские мемуары, часть четвертая.
Соловки, день третий.
Пожалуй, самый отличный день. С утра на катерочке отправились по морю на Большой Заяцкий остров, к курганам и приснопамятным лабиринтам. Погода тоже была отличная, что немного убавило истинно беломорской экзотики, но не слишком. До Большого Заяцкого от Большого Соловецкого идти морем немногим больше сорока минут. Островок на самом деле маленький, что-то вроде полутора километров площади, на которой теснится рядом со следами язычества Андреевский скит - деревянная церковь, поставленная Петром Первым, с парой каменных хозяйственных построек рядом и обаятельным валунным гротом - погребком-ледником, куда меня и понесло первым делом, пока не было еще видно курганов с лабиринтами. На берегу антуражно покоилась старая рыбацкая лодка, с которой так и хотелось изобразить сюжет "Похороны викинга".
Остров, на самом деле, заповедник. Кроме наезжающих периодическими небольшими экспедициями археологов, никто там не живет. И ходить рекомендуется только по специальным деревянным настилам, дабы не нарушать природно-археологическую композицию. Хотя, после глубокомысленных экзерциций располагавшегося в подсобках скита женского штрафного изолятора, представлявших собой катание камней из одной части острова в другую и обратно (ибо любой труд, даже самый идиотский, облагораживает человека), не могу сказать точно, какой именно почвенный слой или археологический срез нуждался в защите от случайного топтания. Правда, туристы, это вам не монахи-отшельники и не штрафной изолятор, эти мамонты точно все подчистую угробят, на сувениры по камешку разнесут, а островок-то маленький.
Лабиринты уже хорошо задекорированы дерном, поскольку по ним никто не ходит, но вообще-то, они каменные, и относят их к периоду около 2-го тысячелетия до н.э. Захоронений под ними нет, искали, так и не отыскали, поставили в раскопе какую-то березку для утверждения этого факта. А вот под курганами рядом захоронения имеющие место после трупосожжений, имеются, также и условные захоронения, с предметами быта - в конце концов не всякого мертвеца выловишь в море, будь оно хоть белое, хоть черное. По поводу лабиринтов есть много разных теорий, множество их них отвергнуты логически и практически, с точностью же никто пока ничего сказать не может. Хотя это довольно занятно - весьма популярный в древности знак, появляющийся и на рисунках, и в трехмерном виде, а что именно он означал, никто не помнит. Примитивные храмы Мирового Змея? Но уж точно не ловушки для рыбы и не просто тренажеры для начинающих моряков. И располагаются именно поблизости от курганов. Своеобразные "печати", вход в "Город мертвых"? Кому что нравится, презумпция неизвестности еще действует. Курганы - небольшие каменные насыпи, можно даже сказать кучки из небольших камней, располагающиеся грядами, так сразу можно и не понять, что это такое. Может, для того и нужны лабиринты? Мол, вход здесь, значит, и местность рядом - кладбище как-никак, а не просто камешки на фоне камешков. Веками жившие рядом монахи языческие сооружения не трогали, только выложили рядом для защиты каменный крест, именно выложили, примерно в том же духе, не нарушая общего ансамбля. Есть помимо курганов и лабиринтов на острове и "символические выкладки", например небольшой круг из белых камней, выложенных лучами, похожей на розу ветров, или на деления солнечных часов - а может, это и были часы.
Напоследок пробежались и к "святому источнику" - водица там ледяная и сероводородная, чистый крепкий "нарзан", как-то пробовали очень похожий в Кисловодске, в Нарзанной галерее - с освежающим запахом тухлых яиц :) Кто-то поинтересовался, а почему источник святой. Экскурсовод ответила гениально: "Потому, что освящают его регулярно" - и никаких чудес :)
И отправились мы обратно на Большой Соловецкий, где можно было на берегу отыскать и лабиринт, по которому можно и пройтись и "понизить свой энергетический уровень" (были энтузиасты, которые замеряли состояние организма человека до и после прохода и сделали выводы, что после лабиринта самочувствие ухудшается. Ну, вообще-то, если хорошенько по кругу походить или на центрифуге покататься, тоже будет наблюдаться временный легкий ступор, ничего удивительного :))
После обеда в кафе-баре "Кают-компания", отправились на поиски уже упомянутого реконструированного лабиринта, которому было от роду три года, а не 2 тысячелетия, зато топтать его можно сколько вздумается. Мы с Ланкастером и потоптали, методично пробежавшись по нему от начала до конца, вот тут нас народ почему-то не поддержал, наверное, кроме нас в компании больше не было амберитов. Вместо ступора впали в детское веселье, и поскольку за нами набежала следующая экскурсия из каких-то иностранцев, отправились бродить по берегу, на котором наблюдался отлив, пошуршали ракушками, попрыгали по камешкам с картинным видом, мол: "Тут будет город заложен", и отправились искать так называемый "Переговорный камень", опять же где-то тут на берегу, не реконструированный, оригинальный, поставленный "В память о мужественном отпоре неприятельскому флоту в кампанию 1855 года". По поводу последнего события тоже рассказы были забавные - мол, напали боевые корабли англичан на монастырь и выпустили по оному 1800 ядер, но никуда не попали. Кораблей было - 2 фрегата. Не говоря уже о том, что они почему-то никуда не попали, где они у себя держали 1800 ядер, тоже непонятно :) Как предполагают некоторые сугубо светские историки, вся эта история, кроме действительно имевшего место небольшого недоразумения и может быть пары залпов с двух сторон, была просто ярким примером успешного церковного пиара 19-го века.
Короче, камень мы в тот раз не нашли - отмахали пару километров за какое-то кладбище, народ потихоньку отставал и отваливался, дальнейших указателей по дороге не было, и на очередной развилке направлений - дорога шла в одну сторону, берег в другую, мы почесали репу, плюнули на этот камень, и пошли добывать временную сим-карту, поскольку был наконец понедельник, а без связи было как-то гнусно.
Фотографии не наши, обнаруженные в сети:
Один из лабиринтов на Заяцком острове (рассказывайте мне после этого про "Огненные пути" и "образы", в этих переводах нет ни малейшего смысла, штуковина в амберских хрониках может быть по смыслу только лабиринтом - в нормальном переводе на русский человеческий, потому, что такие штуки у нас называются лабиринтами, даже если британцы называют их "узорами", что в принципе тоже было бы невозбранимо и правильно, но уж "огненные пути" - к черту, к черту, к черту :))
Лабиринт с березкой в "раскопе":
Пресловутый переговорный камень:
Викинговские мемуары, часть пятая.
А что у нас еще осталось?
Последний день.
Наш номер оказался штабным (недаром он был номер шесть, и с видом на тюрьму), снесли в него вещички всей группы, остальные номера сдали, послонялись напоследок по территории, помянули летающих гусей, а также и того, который издавал полчаса душераздирающие крики, а потом "утопился", так что все заподозрили, что его уволокла ондатра, живущая в озере, - ондатра почти ручная, людей не боится, выходит в плавание из зарослей рядышком с пирсом у старой бани, с которого ныряют еще некоторые энтузиасты в хорошую погоду, и распугивает местную рыбу, так что рыбалка у нас, несмотря на почти ежевечерние попытки, не задалась. Зато хлеб, разбросанный для прикормки эта ондатра жрет будь здоров. Устроили на нее фотоохоту, жаль мелковата получилась, вроде бы, почти рукой достать можно, а из фотоаппаратов осталась одна мыльница, в том, что с наездом скоропостижно скончалась батарейка, и другой такой на острове не отыскалось. Но врнемся к гусю - утопленнику. Всплыл-таки, как миленький, но чуть не минут через 10. Заодно, перестал вопить. Видимо, наелся.
И поехали мы опять к кремлю-монастырю, на экскурсию по старинным ремеслам-промыслам.
Поглядели заодно на нестаринное ремесло археологов, вскрывших фрагменты старого фундамента и стен, откопавших всякие интересные предметы и прочие черепки. Прошли через живописные крытые галереи, внутренние дворики, тяжелые железные двери, проползли по подземелью с какой-то ржавой цепью, свисавшей с потолка, - несмотря на мрачную славу всего этого заведения и архипелага в целом, подозреваю, что цепь была какого-то исключительно мирного хозяйственного назначения, так что с ней можно было и пофотографироваться, главное, на шею себе не вешать. Правда, на такой исторический снимок никого из группы (а она у нас была усилена еще какой-то посторонней компанией) почему-то больше никого не пробило. Видно, чувство юмора не то. Вообще-то, довольно азартно мы с Ланкастером пошуровали на всей проходимой территории, без разрушений, конечно, и вообще вели себя прилично, некоторые даже галантно таскали папку нашей очередной экскурсоводши - милая была дама, не мешала нам возиться с дверями и разбредаться по углам. Показали нам глиняное производство с лепкой в нашем присутствии вполне аккуратного горшочка на примитивном ручном(ножном) гончарном круге, мельницу (в движущиеся части не соваться сами догадались), кузницу (тут Ланкастер чуть по потолку не забегал, хотелось тоже что-нибудь поковать, но отбивать хлеб у местных мастеров все-таки не стали, поглядели на светящуюся раскаленную часть фигурной клепки для здоровенной двери, послушали творческий грохот, приятно выбивающий барабанные перепонки, и вышли наружу абсолютно довольные.
Пока дальше блуждали уже просто так, очередной раз залезая на стены, пошло с нами знакомиться стадо коров. Собственно, по всему острову скот ходит постоянно туда-сюда небольшими группировками. Перед заходом на последнюю экскурсию, девушку, опрометчиво угостившую проходившую козу кусочком хлеба тут же радостно атаковала целая стайка коз, восторженно мемекая и помахивая хвостиками - как щенки, честное слово.
Ну, и запасшись напоследок парой-другой сувениров, вернулись в свой штабной номер, а заодно перекусить, и отправились опять в порт, на какой-то несерьезный катерок в Кемь.
Поскольку погода теперь считалась хорошая, нам не повезло. Во-первых, кораблик был на этот раз маленький, при этом набит битком, что внутри, что снаружи. Нас сперва заботливо засунули в крытое помещение, а потом стали напихивать других пассажиров. Невезучая компания норвежцев оказалась снаружи. Нет, вообще-то, здорово быть снаружи, но не все три часа на экзотическом беломорско-соловецком ветерке без передышки, даже если светит солнце. Мы, конечно, как обычно все время вылезали, запустили на свое место какого-то норвежского старичка - божьего одуванчика, но все равно как-то этот проезд был неприятней, несмотря на "пошлую" синеву моря и неба, да и при немалом количестве откровенно замороженного народу, безвылазно сидящего снаружи (вообще-то, можно было и внутрь зайти потолкаться, но народ был по большей части цивилизованный и попросту стеснялся) чувство было какое-то паршивое.
В Кеми устроили себе праздничный вечер с сидением вшестером в местном ресторанчике почти до полуночи, обменялись адресами, для высылки фотографий, и отправились подремать часов 5, перед тем, как с утра-пораньше нас катапультируют на вокзал.