День десятый, пятница, 26 мая. Весь день пребываю в раздумьях о самых разных двигателях. Именно они обеспечивают развитие человечества, многократно увеличивая его силы. У какого сообщества больше лошадиных сил на человека, то и сильнее.
Двигатель. Движение вперед обеспечивает только он, всё остальное - сопротивление движению. Двигатель нужен внутреннего сгорания. В мое время бывают одно- и многоцилиндровые; рядные, оппозитные, v-образные, х-образные, н-образные и звездообразные; двух- и четырехтактные; вертикальные и горизонтальные, компрессионные и с зажиганием; бензиновые, керосиновые, соляровые, нефтяные, спиртовые и газовые; с водяным и воздушным охлаждением. А еще роторные и всякие экзотические. На текущее время уже известны двух- и четырехтактный циклы, сами моторы пока работают на светильном газе и имеют смешную мощность, совершенно дикие и чудовищно тяжелые конструкции, цилиндры почему-то у всех горизонтальные, рабочий цилиндр только один, у некоторых есть дополнительный цилиндр-компрессор для воздуха - "полудизель". Кто-то пытается использовать бензин и керосин. Поплавковый карбюратор и магнето уже изобретены, но зажигание пока от калильной трубки, а та сначала или постоянно нагревается внешней горелкой. А, нет, это только в конце следующего года Майбах сделает, а пока вообще открытым пламенем поджигают, через окошко.
Кто у нас занимается двигателями? Конечно сам Можайский. Паровые машинки изобрел отличные, керосиновый движок еще когда спроектировал. Вот голова! И есть другой гений - Костович. Затеял мегадирижабль и сам для него проектирует и делает двигатель, небывалый восьмицилиндровый! Со встречным движением поршней, аж на 80 сил! И вполне легкий - три кило на силу. Это при том, что движки пока одноцилиндровые и мощностью едва 5 сил. Но когда еще сделает. Хотя вроде уже сделал небольшой двухцилиндровый и ставил на лодку. Есть Луцкий. Но он только в этом году закончит гимназию и отправится учиться в Мюнхенский универ. Пусть сначала закончит и немного постажируется, надо будет присмотреть и деньжат подкинуть. И наконец Яковлев, опять моряк, как и Можайский, Тверской и Костович. Этот только через пару лет выйдет в отставку и начнет движки делать, керосинокалильные стационарные, потом и автомобильные. А есть ещё очень толковый Кузьминский, тоже моряк.
Но кое-кто на западе рвется вперед. Уже в этом году камрад Даймлер отпочкуется от камрада Отто с его стационарными газовыми четырехтактными движками и с младшим камрадом Майбахом устроит свою мастерскую. В следующем, 83-м, камрад Бенц учредит свою фирмочку, а камрад Даймлер запатентует газокалильный движок. В 85-м он изобретет наконец одноцилиндровый четырехтактный вертикальный бензиновый моторчик. С ходом поршня раза в два больше диаметра. И мотоцикл со смешными боковыми роликами, как у детского. Деревянный и с деревянными колесами. В 86-м Даймлер сделает трехколесный экипаж, Бенц - четырехколесный. Движки у всех четырехтактные, сзади под сиденьем. Стоп-стоп.. А ведь по некоторым сведениям это наш студиозус Луцкий и есть конструктор того первого движка Даймлера с вертикальным цилиндром! Впрочем, исторического спора не будет - сделаем раньше. Кому бы поручить?
В 89-м Даймлер зачем-то предложит V-образное расположение двух цилиндров. И только в 90-м Майбах сделает первый четырёхцилиндровый двигатель, а в далеком 1901-м построит наконец автомобиль с "классической" компоновкой - спереди двигатель, ведущие колёса задние, одинаковые с передними, мотор четырехцилиндровый, аж в 6 литров. Но всех этих изобретений они уже не сделают, увы им. Зато хорошо нам и всему остальному прогрессивному человечеству, кое получит долгожданные самобеглые вонючие и опасные тарахтелки лет на десять раньше.
В 92-м камрад Дизель докумекает до своего движка, причем в качестве топлива предложит угольную пыль. Нефти в Германии нет, зато угольной крошки навалом. И только через пять лет после патента построит образец! Едва работающий, на керосине. А всего через год, в 98-м, наш камрад Тринклер сделает свою, более продвинутую версию жидкостного мотора с воспламенением от сжатия. Первый в мире нефтяной. Это уже корабли и заводы. Но Тринклер еще ребенок..
Лет через пять наш мастер с Балтийского завода Ягодзинский спроектирует свой легкий бензомотор. Какой - не знаю, и ждать долго.
Итак, что делать? Кто будет делать? А главное - зачем? Затем, чтобы застолбить первое место и раньше начать развитие своих моторов и вообще экономики. Делать будут Можайский с сыном, Костович, Яковлев и Кузьминский. Можайский "изобретет" самый простой - двухтактный одноцилиндровый вертикальный бензиновый, сил на десять. Костовичу поручим четырехтактные многоцилиндровые - рядный, v-образный и звездообразный, а оппозитный пусть просто запатентует. Яковлеву - компрессионные с впрыском, керосиновые и соляровые.
Когда? В этом году сам составлю принципиальные схемы и завизирую у папа. Сначала двухтактник "Можайского". Пусть полностью отладит к маю следующего года. Диаметр цилиндра для начала возьмем три дюйма, точнее - 75 мм. Ход поршня около того, а вот степень сжатия придется искать опытным путем, от 5 до 10, смотря по бензину. А для самолета будем делать на спирте. Для мотоцикла тоже пойдет. Да и для первого автомобиля-самохода, императорского, сгодится. Потом разгонимся и до 100 миллиметров, на бензине. Охлаждение воздушное и водяное.
Костовичу отдадим проект тоже в этом году. Чтобы к лету следующего сделал первый в мире четырехцилиндровый четырехтактный, рядный вертикальный. Тоже с диаметром 75 мм. И тоже сначала на спирту. Впрочем, сначала пусть одноцилиндровый запатентует и сделает - тоже приоритет. Хм.. Все же хоть и серб, но иностранец, даже не папин подданный, хватит ему и его собственного оппозита. Двухцилиндровый образец он на лодке испытал - пусть патентует и наслаждается. Надо бы другого "автора" подыскать..
Ничего, найдем толкового человека, тот же Кузьминский - изобрел в будущем парогазовую центробежную турбину, один из создателей седьмого, воздухоплавательного отдела ИРТО, знаком с Можайским.. Нет, лучше его направить на паровые турбины, чтобы Парсонса опередить. Ох, кого бы назначить на бензиновый четырехтактник, время поджимает.
Яковлеву можно поручать в этом году, а можно и в следующем - продавлю через папа его повышение до лейтенанта и отставку. И ему определим диаметр цилиндра в 75 мм, и тоже сначала в один цилиндр, и тоже вертикально. А потом пусть четырехцилиндровый делает. Сначала на керосине, потом и на солярке. Да, еще и двухтактный компрессионный нужен, на нефти. И турбинку для наддува пусть "изобретет". Или все же Яковлеву сбросить бензиновый четырехтактник? Это срочно, а компрессионный подождет несколько лет. Хотя нам чем раньше, тем лучше. Еще Ильич мечтал дать крестьянам сто тысяч тракторов. Вот мы и дадим, и крестьянам тоже. Тогда все же Яковлев, а для "дизеля" можно и Луцкого, года через два, время еще есть.
Что интересно - все моряки, причем Можайский, Кузьминский и Костович знакомы, наверняка и Яковлев с ними знаком хотя бы издалека - морская каста очень небольшая. И наш Сандро из нее же. Всё сделаем по-тихому и быстро. Унификация различных моторов по диаметру цилиндра будет вполне объяснима, да и на одном заводе будут делать - Балтийском. Разумеется, привилегии у нас и в других странах оплатим из царских денег, негласно, через ИРТО, изготовление тоже. "Изобретателей" предупредим о невозможности продажи приоритета, хватит с них и наград с чинами и премиями. Доходы от лицензий пойдут в казну на особый счет.
А ведь с диаметром цилиндра я угадал. Такой был на знаменитом быстроходе Иж-планета-спорт, а еще у Москвичонка-408. Если степень сжатия сделать 10 и довести движок всякими там сплавами, продувками и лепестками, то аж 30 лошадей получим. На спирту или на смеси с бензином. Именно столько у самолета Можайского с его тремя винтами, двумя машинами, одним котлом и весом в тонну. Уф... Теперь точно полетит, даже если поставить два двухтактника по пятнадцать. А если получится три по тридцать? Тогда устроим показательный пролет по Неве. И пусть заграница пытается копировать наш трехвинтовой змей. А мы будем работать над одномоторным бипланом.
Задумался о кадрах. Это не дело - умных моряков отвлекать на изобретательства двигателей, а тем боле самолетов. Надо открывать соответствующие кафедры в университетах. Небольшие и с очень строгим отбором, со второго курса. А еще продвигать паровые турбины и движки для ракет. И привести в порядок электричество.
А как там поживает наш космический мечтатель Циолковский, Константин Эдуардович? Имя которого мой институт с гордостью носит. Лет двадцать пять ему, учительствует где-то под Калугой. Надо будет его в Москву перевести, к Жуковскому. Эх, лично открою в Москве МАИ и МАТИ. Потом ЦАГИ, ЦИАМ и ВИАМ. А еще понадобятся МЭИ, МиСИС и МАДИ. Тут главное начать, а студентов наберем. С МГУ придется повозиться, почистить от буйных и вольнослушателей, а ИТУ дадим статус универа и присвоим имя Нартова.
__________________________________________
Что там о Джевецком? Моя память подсказывает, что он спроектировал какой-то нелепый вдобронный миноносец - полуподводную лодку, а перед Первой Мировой придумал для подлодок бестолковые, но работающие наружные решетчатые торпедные аппараты. И еще делал расчет воздушного винта. Вроде дружил с самим Крыловым, корабельщиком, но тот еще совсем молодой, в Морском училище пока учится, значит, в будущем познакомились, на почве лодок наверное.
Лезут какие-то смутные обрывки колиных воспоминаний... Ба! Этот Джевецкий привозил в Гатчину свою крошечную подводную лодку с педальным приводом! Года три назад, когда еще "дед" был жив. Испытывал на озере в присутствие папа и всех прочих. Вот оно что - подвел мину под плотик и бабахнул. Так-так, что там дальше было, отчего Саня кривился? Лодочка не понравилась? Ну конечно, морскому курсанту сей поплавок бесполезен и смешон. Надо будет поговорить с ним о скором развитии "потаенных судов", эскизик какой-нибудь "Щуки" нарисовать.. Моряк он или кто? И не будем откладывать. Где он там шляется?..
- Сандро, что ты думаешь о Джевецком?
- Помнишь его ныряющий аппарат?
- Конечно! Интересная штуковина.
- Только для флота совсем бесполезная, а деньги тянуть будет.
- Согласен, пока это просто моделька, но в будущем вырастет в серьезное оружие!
- Может, в будущем и вырастет, но моделька государю понравилась, а Инженерное ведомство, на радость Джевецкому, поспешило заказать аж 50 этих грозных "наутилусов" для обороны приморских крепостей. На сто тысяч серебром. У нас в училище об этом много разговоров было.
- Вот это да!
- Половину лодок сейчас строят в Питере, другую - во Франции. И Джевецкий туда поехал, наблюдать за постройкой. Он вообще скорее француз, чем русский - во Франции с родителями жил с детства и учился там же.
- Саня, надо срочно прекратить постройку этих бестолковин, особенно заграничную, думай, как это сделать. Может дядю Алексея подключить?
- Попробую.
- Считай что это приказ. Так то.
- Есть, срочно прекратить, ваше-ство!
- Слушай, читал я где-то о нашем изобретателе подводных судов, Александровском, он еще самоходную мину изобрел, назвал ее "торпедо".
- То дело давнее и прошлое. Лет пятнадцать назад построили ту лодку, успешно испытали, а через три года успешно утопили, опустив из интереса на большую глубину, едва подняли через пару лет и сдали на слом. А мину приняли заграничную, уайтхедовскую.
- Почему?
- Мины почти одинаковые, но Александровский делал в мастерской, с помощью слесаря, а Уайтхед завод имеет, отлаженное производство.
- Очень интересно. А какой двигатель на лодке был, электрический?
- Нет, две машины типа паровых на сжатом воздухе, по 70 сил. И два винта, поставленные вертикально, наверное чтобы быстрее погружаться и всплывать при работе враздарай.
- А сжатый воздух откуда?
- Из баллонов высокого давления в виде тонких труб, там их сотни две было.
- Огромная батарея! Хорошо, что не лопнул ни один. А дальность хода какая?
- Точно не помню, но для Маркизовой лужи хватило бы. И под водой почти полтора суток с командой и самим изобретателем просидела. А чего не просидеть, если такой запас воздуха? В той лодке даже сам управляющий морским ведомством, адмирал Попов погружался.
- Если баллонов было так много и такие мощные машины, то какое же водоизмещение?
- Побольше поплавка Джевецкого, тонн 350.
- Вот это да! Ещё 15 лет назад в России была самая большая в мире подводная лодка! А мы с головастиками возимся!
- Ники, нам, морякам, нужны надводные корабли - броненосцы, крейсера и миноносцы, а подводные лодки - баловство одно, эксперименты. Для обороны портов хватит миноносок, батарей и крепостных мин.
- Саня, мне тоже очень нравятся большие корабли с большими пушками, о них отдельно поговорим. Но держава наша скорее сухопутная, чем морская, поэтому много кораблей у нас не будет, а вот много дешевых лодок построить можно. И тогда никакие просвещенные мореплаватели к нам не сунутся. Потом, когда появятся новые машины и приборы, сможем отправлять подводные лодки вместо крейсеров, прямо под нос англичанам - топить пароходы, а также броненосцы, чего ни один крейсер не может. А перехватить невидимую лодку невозможно! И ведь не смогут ответить тем же - у нас ни военного, ни торгового флотов почти нет, а в случае войны с Англией все равно оные будут в базах и портах укрываться.
- Ну что ж, к твоему царствованию авось этих лодок и настроят - покомандуешь.
- Раньше построят, дай бог здоровья государю. А вот кто строить будет? Что с Александровским?
- Старенький уже, недавно в отставку вышел. Хотя я слышал в училище, что он и потом проект лодки предлагал, ещё большей, с паровыми машинами и котлами на нефти, а в этом году просил разрешения свою утопленницу восстановить.
- Хорошо хоть жив. Надо поддержать. И лодку восстановить можно, как памятник и наглядный образец, чтобы поплавками не увлекались. Придется тебе и этим заняться. И вот что, собери сведения о всех, кто на той лодке погружался. А чтобы не просто так изобретателю деньги давать, надо устроить заказ ему на разработку новой "торпедо", калибром побольше нынешних, дюймов 18. И чтобы была быстрее и ходила дальше, чем уайтхедовская. А для этого в помощь ему пригласи инженера-механика Тверского - пусть приспособит свою машинку. Если не получится, то зови Можайского. И возьми у Александровского чертежи тех нефтяных котлов, очень любопытно. Поможем получить привилегию и покажем другим котельщикам, для общего развития.
- А ты знаешь, Тверской пару лет назад сам маленькую лодку построил со своей машиной и сам ее испытал, только не на сжатом воздухе, а на аммиаке. Может и не согласиться помогать Александровскому, захочет сам мину сделать. И в фаворе он, зачем ему с отставником связываться?
- Ничего, назовем мину двойной фамилией, деньги дадим пополам. Хорошие деньги. А Тверскому еще много заказов будет.
- Ох, Ники, нагрузил ты меня.
- Больше пока некого, Саня. А я по людям разъезжать не могу, сам знаешь. Упрашивать папа приглашать их в Гатчину немыслимо, да и лишнее внимание к этим персонам ни к чему.
- Ну что делать, согласен.
- Вот и славно. И вот что, есть у меня одна идея: построить лодку тонн на 200, вооружить парой-четверкой торпед и назвать "Малютка".
- Ничего себе малютка.
- Чтоб никто не догадался. Это будет самая большая лодка, которую можно будет перевозить по железной дороге, только еще и транспортеры специальные построить.
- Ага, и торпеды новые. И многое другое.
- Именно так. До сих пор лодки делали как вздумается, на сколько денег хватит и на существующих устройствах. А пока строили, они устаревали, да и получались бестолковые. Адмирал Попов что говорил? Корабли строятся для пушек. Мы же сначала зададим условия на торпеду и на лодку, а под эти условия инженеры пусть и конструируют.
- Что, опять Александровский? Или Джевецкий?
- Первый уже стар, второй нам чужой, да и кто ему доверит после лягушат? Надо молодых корабельщиков привлечь, того же Крылова. И присмотрись к другим в училище.
- Да все хотят броненосцы строить.
- А это им никто не отменяет. И торопиться не надо, такие лодки и механизмы для них хорошо получатся лет через 10-15. Что до маленьких головастиков, то и они пригодятся, для маленьких дел. Но эти дела сначала надо четко установить.
-------------------------------------------------
Совсем забыл о дамах! Некая Софья Ковалевская, математик. Кто она и где? Вроде за границу уехала и в потом в Швеции преподавала и умерла. Непорядок. Математиков у нас крайне мало, а женщин - только одна. Что-то придумала о вращении твердого тела вокруг некой третьей точки. Да и сама симпатичная. Хорошо бы в какое учебное заведение пристроить, на радость студентам и для повышения посещаемости. А не получится, то хотя бы в Смольный - барышням кисейным мозги поправлять.