День девятый, четверг, 25 мая. Приехал Саша, привез модель-"летучку" на резинке, фотографии, описания и чертежи "воздухолетательного снаряда" Можайского. Совсем не трудно было достать - Александр Федорович преподавал ему в Морском училище морскую практику. Обрадовался интересу юного великого князя, а когда по секрету узнал, что и цесаревич интересуется, то взял с собой Саню в Дудергоф, что под Красным Селом, к строящемуся аппарату, показал, дал потрогать и сфотографировать. Причем Саня в тот недостроенный аппарат конечно забрался, где и был заснят для истории со стоящим возле аппарата изобретателем - весьма высоким и широкоплечим каперангом. Познакомился с подполковником Аргашаковым, помогавшим Можайскому в расчетах.
**************
Дудергоф, бывшее старинное Дудорово - дачный поселок аристократии, там и у Можайского дача. А в мое время этот Дудергоф именуется Можайский! От него до Гатчины всего пятнадцать верст по железке. Это же совсем рядом! Неизвестно, присутствовал ли в моей истории Александр III при испытаниях самолета на Военном поле, но на ежегодных больших маневрах в Красном Селе бывал обязательно. В этой истории дражайший папа посетит испытания всенепременно. Ага, провозглашать Русский Воздушный Флот. Собственно Гатчина и была колыбелью русской авиации, так и теперь будет, только раньше.
**************
Георгий возится с запуском модели, я внимательно изучаю фотографии и бумаги. Самолет производит неизгладимое, даже завораживающее впечатление: все основные элементы как в будущем, но скомпонованы экзотично - широченные, слегка выгнутые по длине крылья с большим размахом, три больших четырехлопастных винта - один в носу и два прямо в крыльях, корпус в виде лодки с транцевой кормой, к ней крепится здоровенный цельноповоротный руль высоты, который обхватывается тоже цельноповоротным рулем направления, выдающимся назад. Элеронов нет. Сверху торчат небольшая дымовая труба и две высокие мачты, от них идут расчалки по крыльям, снизу четыре колеса, к длинным стойкам которых также идут расчалки. Гибрид воздушного змея, самолета, экраноплана и паровоза. Трехвинтовой.
ЭТО не полетит! При взлетном весе почти в тонну, мощность паровых машинок всего-то 30 сил. Носовая машинка - 10, а вторая, на два винта, - 20.
Машинки сделаны в Англии по чертежам изобретателя, их там уже "разрекламировали" как движки для русского аэроплана. А это значит, что пристальное внимание английской разведки к нашему самолету обеспечено. Надеюсь, запатентовал. Носовая весит 27 кг, кормовая - 48. Хотя сами-то они уникально легкие, в среднем всего 2,5 кг на индикаторную силу, с агрегатами получается меньше 6. Интересно, что у большей машинки удельная мощность повыше. Еще интереснее, что у носовой 450 оборотов, а у кормовой 300. Надо будет узнать, почему так получилось. Котел легкий, работает на керосине.
Саня говорит, что Можайский хотел использовать нефтяные двигатели, но таких пригодных даже в штатах, куда каперанг за свой счет путешествовал, нет пока. Начал сам изобретать, совершенствуя двигатель Брайтона, но когда еще отработает в металле, а привилегию надо подтвердить до февраля следующего года. Поэтому принял паровые. А ведь действительно, хорошие параметры машин. У братьев Райт моторчик будет тяжелый - больше семи килограммов на силу, а всего двенадцать сил, правда и вес их этажерки в три раза меньше. Так что удельная мощность примерно равна.
Обшивка крыльев, руля высоты и корпуса только снизу - что дает большое сопротивление потоку всех этих торчащих ребер. Материал - плотный шёлк (фай), покрытый лаком. Причем обшивка сделана съемной, а крепится как парус - слаблинем через люверсы. Крыло имеет угол атаки в 5 градусов, но плоское и прямое в поперечном сечении.
В старой записке указано: "Испытать также при полете движение маленьких площадей на задней части крыльев на повороты аппарата, на направление его вверх и вниз." Да это же элероны! Но на чертежах и фото их нет.. Придется восстанавливать, не меняя габарит крыла.
Винты диаметром около 4 метров, составные, лопасти плоские и широкие, каркасно-дощечные. Все три винта вращаются в одну сторону, создавая приличный кренящий момент. Для управления - два морских штурвала с лебедками, спереди и сбоку летчика. Как ими управляться? А если еще штурвал для элеронов поставить?..
Причем боковые винты дополнительно, как сказано в заявке на патент, "служат для поворотов вправо и влево", это помимо руля. Странно, как же давать им разницу в оборотах, если приводы с одной машины? Планировалось и назад две машины поставить? Или дифференциал изобрести? Обороты винтов - 160 в минуту.
Блоки тросов управления стальные, шкивы медные. Крюки, планки, люверсы, обушки для проводки такелажа - медные. Баки - цинковые, три штуки, зачем-то в войлочных чехлах. Расчалки - стальные троса, 120 штук, общей длиной 500 метров. Прибавим металл машин, котла, паропроводов, охладителя, сепаратора и трубы - можно хорошо на сдаче в лом заработать. А еще приборы: компас, барометр, "спидометр", два термометра и зачем-то три креномера. И некий прибор для прицеливания. Сразу в бой собрался, каперанг? Динамит на супостата метать? А где бомбодержатели? Предусмотрено два места для людей - кроме летчика еще и кочегар-механик? Или бомбардир?
Нет, не полетит сей воздухолет, подпрыгнет и вскоре свалится, как и в моей истории.
Но может. Даже в таком виде и с такими движками. Сохранить аутентичность - дело чести. Всё "просто" - надо резко уменьшить вес и улучшить аэродинамику. Снижения веса добьемся удалением лишних деталей и облегчением оставшихся. Аэродинамику улучшим применением верхней обшивки по всему самолету и местным облагораживанием элементов, удаление лишнего также способствует обтекаемости.
Нет элеронов? И не надо. Не будем фигурять! Нам нужен короткий полет по прямой. Да и закладывать виражи наш первый в мире летчик-испытатель не готов. Поперечную устойчивость обеспечим выпрямлением бесполезного выгиба крыла до прямой V-образности в 7-10 градусов. Переднюю кромку закруглить, заднюю заострить со снижением на ширину секции - вот и появятся зачатки аэродинамического профиля.
Вместо стальных тросов для расчалок применить шелковые шнуры. Дорого, но при том же диаметре они прочнее стали и в разы легче. Хм.. если на стальные потрачено 700 рублей, то во что обойдутся шелковые? И куда девать стальные? Ладно, пока зарезервируем вариант.
Для балок корпуса, крыльев и хвоста вместо сосны лучше использовать бальзу. Все балки делать двутаврового сечения, с вырезами и ребрами жесткости, а не коробчатыми. Всякие стальные крепежи крыльев убрать - только дерево и клей.
Стоп! В записке указан угол крыла к горизонту, но он получается только на земле - за счет более высоких стоек передних колес! Угол установки крыла относительно оси самолета - НОЛЬ! Взлетит ероплан, выровняется, угол атаки обнулится, и крыло тут же потеряет подъемную силу. Или конструктор надеется выдерживать угол атаки рулем высоты? Крыло переустановить очень хлопотно, тогда что? Изменять угол установки винтов относительно оси корпуса? Впрочем, крыльевым винтам в обоих случаях надо менять угол установки относительно крыла. Делать аэродинамический профиль? Сложно, вырастет вес. Оставить как есть, понадеявшись на руль высоты? А в описании модельки указан именно угол установки, причем в 3 градуса. Смотрим еще раз фотографии. Не тот ракурс. А Саня не обратил внимания. Надо будет на месте смотреть. Уфф..
Нижняя половина вертикального руля слишком близко к земле - может зацепиться при взлете, надо ее удалить, а верхнюю увеличить в высоту и укоротить по длине. Горизонтальный руль явно великоват - укоротить в длину. Кромки рулей сделать как у крыла.
Винты - отдельная песня. Крыльевые обязательно разнести подальше, на секцию каждый - чтобы на них не шел поток от переднего. Заодно и сами крылья в полете разгрузятся. Носовой винт закрутить в противоположную сторону. Поскольку обороты низкие, то пусть останутся четырехлопастные, а лопасти широкие. Но в сечении - выпукло-вогнутые и с переменным углом установки. Делать их цельными, спаривая два двухлопастных, соединяя в ступице 'в полтела'. Дерево - лучше всего орех, но можно ясень.
Опять стоп, а почему у винтов так мало оборотов - всего 160? Ведь задняя машина дает 300, а передняя 450! Так не пойдет. У нас винты не в воде, а в воздухе, очень неплотной среде. И чтобы в такой среде получить хорошую реакцию опоры, нужна большая скорость, в случае винта - частота вращения. Вот и увеличим частоту, уменьшив шаг. Заодно облегчим винты, сделав лопасти чуть уже и короче. Тогда укоротим стойки колес - опять облегчение. И получим уплотнение "экрана"!
Для точных расчетов винтов лучше пригласить из Москвы Жуковского, он и в других расчетах поможет. Свести его с Можайским надо обязательно и как можно скорее. Параллельно заказать расчет винтов Джевецкому - он тоже этим занимался. Какие лучше, те и поставить. Здоровая конкуренция - это полезно для казны. Хм.. Можайский, Жуковский, Джевецкий - хорошее жужжание получается. А Саня при имени Джевецкого скривился. Ага, позже разберемся.
Шасси четырехколесное, высокое. Колеса неповоротные, типа тележных. Зато на "спиральных рессорах"-амортизаторах. Оси-поперечины - стальные. Колея слишком узкая - 3 метра. Вся телега служит "отвесом". Интересно, сколько ж она весит?
Стойки уже укоротили. Теперь расширим колею метров до 4. Н-да, поперечины удлиняются и тяжелеют. Работают они на растяжение, поэтому вместо прутов ставим по 2-3 тонких троса, соединяя в горизонте. Вертикальные стойки тоже несколько удлиняются и тяжелеют. Ладно, потерпим. Колеса трогать не будем, только закроем спицы шелком. А потом придется повозиться.
Теперь механизмы. Машины и котел не облегчить. Но поскольку надо лететь не дольше минуты, то убираем топливо, снимаем три бака и ставим один очень маленький, экономия минимум 50 кг. Затем снимаем охладитель и сепаратор - это еще 20 и 6 кг, с трубами и крепежом - все 30. Заодно убираем сопротивление от охладителя. Воду зальем кипящую, прогреем котел, машины, сольем и зальем снова.
Привод задних винтов - ременная передача. Не пойдет. Ставим цепную. Суммарно может получиться чуть тяжелее, зато будет передача момента без проскальзывания. Мало того, на вал задней машины поставим звезды побльше, а на валы винтов - поменьше, тогда сможем получить не 300, а 1000 оборотов. Винты еще сузим, укоротим и уменьшим шаг. На носовой винт тоже поставим цепную передачу. И еще раз укоротим стойки, чем снизим вес и снова уплотним экран. И вырезы под винты уменьшим. Какой я молодец! Не зря в пионерлагере в авиакружок ходил. Кстати, о лагерях.. Впрочем, потом.
Что еще? Котельную трубу загнуть назад и вбок - чтобы на лётчика-кочегара (хи-хи) дым не шел. И желательно немного расширить к срезу, сделав пологий конус. Это я предвосхищаю сопло де Лаваля, ну да перебьется франко-швед. Для тяги высота трубы не нужна, ибо раструб поддувала направим вперед. И выпускные патрубки машин тоже загнем назад и сопла поставим. Или лучше эжекторы?
Управление. Одно сиденье снимаем. Штурвал управления горизонтальным рулем заменяем рычагом управления с ручками. Придется на руль ставить весовые балансиры или подпружинить его. Штурвал вертикального руля заменяем педалями. Все приборы кроме термометров снимаем. И надо предусмотреть ремни бзопасности, каску и очки.
Самое главное - не взлетать выше 14 метров, то есть не выше длины хорды крыла, тогда полетим на экране, используя уникально широкие крылья.
Если выкинуть лишнее и грамотно облегчить, то ведь можно будет убрать носовой винт и его машину, а боковые вынести вперед. Вырезы под винты закроем, что увеличит полезную площадь. Тогда и выпуклый профиль крыла можно сделать. Или лучше назад, но их машину и котел сдвинуть в нос. Тогда валы будут слишком длинные... Сделать будущую классику - оставить только носовой винт и поставить к нему более мощную заднюю машину? Но ведь самое выгодное место для винтов - за крылом, когда струя не тормозится корпусом и крыльями. Вот и в первоначальном проекте боковые винты именно за крыльями. Но тогда не получится укоротить задние стойки колес. И наддув экрана уменьшится. Да уж, не простое это дело - самолет построить, особенно первый в мире. С винтами в крыльях!
Нашел! В проекте после первой машины стоит вторая весом в 48 кг, а за ней котел весом 65 кг, а за ним летчик с креслом и управлением - около 100 кг. Делаем так: летчика вперед, сразу за носовой машиной, за ним ставим котёл, а дальше заднюю машину. В результате центровка хорошо смещается вперед, а компенсируем это сдвиженем боковых винтов назад, что и требовалось! Мало того, имеем еще плюсы: летчик получает нормальный обзор вперед и даже вниз, он никак не обдувается дымом, длина паропроводов уменьшается, что дает экономию веса и снижает потери пара. И становится возможным удлинять не валы винтов, а вал задней машины, что опять же экономит вес. Если самолет еще не скомпонован, то попробуем собрать по моей схеме.
Если подумать, то Можайский рассчитал самолет, машины и винты вполне хорошо, как никто до него. И машинки шикарные. Молодец, Александр Федорович! Такое ощущение, что в нем самом попаданец, из года около 1900-го. Но вот крыло плоское. А ведь много лет за птицами наблюдал, даже завел голубятню и тушки мороженные запускал. Ну мог бы догадаться!
А если не полетит? Тогда делаем еще две машинки по 20 сил и ставим на самолет три по двадцать. Полетит!
А потом? Винты выносим назад, закрываем дырки, ставим элероны, крыло делаем уже и длиннее, придаем аэродинамический профиль и прочность, одну мачту и часть расчалок снимаем. Винты можно будет сделать двухлопастными - сокращение веса в два раза. И в два раза увеличить обороты. А как на счет крепления винтов у задней кромки? Место тонкое и слабое - вибрации будут сильные.
Ладно, делаем новый самолет по классической схеме - все винты спереди. Тогда можно будет и машины к ним поставить, и сзади обычные закрылки добавить. А еще резко укоротить задние стойки, точнее - уже одну, с поворотным колесом. Корпус сигарообразный, переходящий в хвостовую балку, на которой крепим нормальное оперение с полубалансирными рулями. Крыло сделаем полноценного профиля, без растяжек и мачт.
А можно и двумя машинами обойтись, тогда совсем классика. Позже вместо них поставим бензиновые двухтактники.. Ладно, потом помечтаем.
Узнал я еще кое что любопытное. Один из пожертвователей на самолет - сам генерал Скобелев, дал денег и шелковой материи. Не иначе как из туркестанских трофеев. Очень хорошо. Миллион у него без дела лежит - пусть еще пожертвует толику. Другой благодетель - генерал от инфантерии, командир "петровской" бригады семеновцев и преображенцев, принц Александр Ольденбургский. Третий столп русской авиации - сам министр двора граф Воронцов-Дашков, знатный, но посредственный. Вообще Воронцовых заочно ненавижу за англофильство, ну да ладно пока. Очень влиятельная компания. Вот они, умные и дальновидные люди империи. Самая верхушка элиты. Дали почти три тысячи. Ой, не с проста.. Кто ж их надоумил?!
У самого Можайского есть два сына - Александр и Николай, 19 и 17 лет. Первый уже закончил Морское, второй пока учится. Вот и продолжатели дела. Не отвертятся. Если потребуется собрать деньги - объявим через ИРТО сбор пожертвований, Сашу назначим попечителем. По смете было 20 тысяч, около 5 Можайский получил, остальные вложил свои. И еще несколько надо. Как говорили при добрейшем Алексее Михайловиче - пока не царь, деньги нужны. Ну да я цесаревич - мне положено до совершеннолетия 33 тысячи в год. Серебром. Дам Можайскому расписку. Нет, лучше напишу ему письмо с восторженными отзывами о самолете и обещанием поддержки. Пусть показывает потенциальным "спонсорам".
- А теперь, Саня, тебе ответный сюрприз. Георгий, покажи нашу модель самолета с винтом.
- Вот это да! Вы тут времени не теряли.
- Видишь разницу? Один винт, двухлопастный, крылья длинные, верхняя часть крыла выпуклая. Вот по такому образцу и надо делать самолеты. Можно и двухвинтовые, с винтами на крыльях. Но для начала сделаем безвинтовой летак-паритель - доступно и дешево. Для обучения летчиков и для развития науки и промышленности. А потом и легкий мотор поставим.
- Ники, а ведь подобную модельку один француз лет десять назад сделал, только вертикального пера нет, а сам винт сзади, за горизонтальным пером. И с двумя винтами на крыльях тоже модельку делали, на сжатом воздухе, и тоже без вертикального пера, нелетающую. Англичане по подобной схеме большой аппарат сделали, с паровой машиной, но даже подлететь не смогли. Я тебе еще журналов и газет привез, и заграничные тоже, почитай.
- Спасибо, Саша. А что там с Теслой?
- А вот что - через Можайского я вышел на Рыкачева, а он свел меня с самим Менделеевым. Тот написал Тесле письмо с предложением поработать в России, обещал принять в члены электротехнического отдела ИРТО, намекнул на высокий интерес к его персоне и субсидии для работы, и даже послал "на дорогу" полтысячи рублей.
- Саня, пиши мемуары! Ты даже не представляешь, какие исторические дела ты уже сделал!
******************************************
После обеда государь изволил прогуляться вокруг замка. Я и Саша увязались за ним. С важной целью - ускорить зарождение русской авиации.
- Папа, Можайский вложил много своих средств в постройку своего самолета, даже имение продал, прошу выделить ему тысяч пять на возмещение расходов и продолжение работ. И навес надо построить, а то дождем аппарат попортит.
- Год назад он тоже пять просил, да я ему отказал. Сам генерал Паукер, инженер, на комиссии проект "летуньи" раскритиковал, дескать не сможет полететь, тем более с неподвижным крылом, вот если махать ими - другое дело. И еще мне генералы докладывали, что один американец* лет десять назад доказал невозможность летательных машин тяжелее воздуха.
- А разве мы американцы? Разве ракеты Константинова не летают? Они ведь тяжелее воздуха, еще и заряд несут. Если им крылья приделать, то будет ракета-самолет. Полетит медленнее, но дальше. Можно летать вообще без двигателя, птицы ведь не всегда крыльями машут, иногда и парят подолгу. И ты видел мою модель с винтом - летает ведь! Если сделать ее много больше и поставить легкий двигатель, то и полетит. Раньше люди не верили, что железный корабль плавать сможет, а теперь только железные строят. Уверен, что лет через пятьдесят можно будет долететь до той Америки и побывать на могиле того ученого умника. И полететь не через океан, а короче - через Северный полюс!
- Ну ты прожектёр! Таких двигателей и нет пока, да и будут ли - неизвестно. Хорошо, дам денег. А разрешение на испытание аппарата ему мною дано и место выделено. Но для чего нам сие чудо? Сам знаешь, какие у нас прорехи и какие расходы по всем статьям.
- Сейчас построим только для престижа, застолбим первое место. А потом, когда на западе начнут свои самолеты строить, начнем и мы. Для многих дел: разведка местности и составление карт, перевозка срочной почты и грузов, наблюдение за противником, метание в него бомб. А можно аглицкие корабли топить бомбами и самодвижущимися минами. И неприятельские самолеты тоже сбивать придется.
- Ох, Коля, дай бог, чтобы это не скоро случилось. Разоримся ведь. У нас же пока и флота толком нет.
- Папа, сделаем самолет, испытаем и спрячем. Пустим слух, что не летает и вообще идея порочная. Но будем потихоньку развивать науку и промышленность. А где-нибудь в Оренбургской губернии секретно построим мастерскую и будем опыты проводить.
- Ну что ж, и так можно. Если полетит самолет у Можайского, пожалую ему следующий чин и орден.
- Давно пора, в чине каперанга он больше десяти лет ходит. И наградить сейчас можно - за создание самых легких в мире паровых машин, их на минный катер ставить хорошо и на разъездной тоже.
- На катер, говоришь? На моем место уже занято, на него другой флотский, инженер-механик Тверской, свою коловратную машину будет ставить.
- О! Можно посмотреть?
- Не знал? Ха-ха. Посмотришь еще, когда поставят и испытают.
- Папа, если машина системы Тверского легче, чем у Можайского, то лучше такую на самолет и поставить. А еще - в самоходную мину!
- Ох, изобретатель! А ведь тогда мина всплывет.
- Догрузим зарядом или баллон с воздухом увеличим.
- Догрузим и увеличим, но сначала испытаем на катере.
- Да, папа. А самолет у Можайского полетит точно. Потом заберем в казну и поставим в музей - деньги-то казенные на постройку пойдут. А Можайскому выплатим остальные расходы. Хоть из моих денег, но надо ему помочь.
- Ладно, сейчас тысячу выделю, а остальное получит после полета, из твоих. У меня и так воздухоплаватели пятьдесят тысяч просят на свои забавы.
- Воздухоплаватели?
- Вице-адмирал Соковнин, Рыкачев и прочие. Удумали построить летучую сигару с крыльями, по проекту серба Костовича. Товарищество по постройке создали. Этот Костович еще несколько лет назад прожект подводной лодки показывал, да адмиралы не пропустили.
- Читал я о том аэроскафе. Летучие сигары тоже пригодятся, но годные будут лет через десять. Без крыльев конечно. Стоить будут очень дорого - ведь им нужен водород. А еще эллинги огромные. Для войны не годятся - слишком большая мишень, и слишком взрывоопасная. Не давай на то денег, пусть "товарищи" по подписке собирают. Авось и сделают что-то полезное. Хотя бы двигатель. И лучше начать с небольшого опытного, раз в пять поменьше. Хорошо бы Сандро к тому Костовичу съездил и чертежи привез, вдруг получится что-то поправить, пока строить не начали.** И вот еще что, летательные аппараты - дело новое, многие из них будут падать, повреждаться или даже взрываться, поэтому задуманный аэроскаф лучше назвать не "Россия", а как-то иначе, например, "Опытный" или "Первый".
- Это верно. Но какой ты самонадеянный, Ники - и Можайскому помочь, и Костовича поправить. Есть у нас умники на жаловании, а тебе откуда знать, как надо?
- Журналы читаю, папа. И сам думаю. Приказывать не могу, но посоветую, вдруг поможет. Да и Сандро воздухоплаванием заинтересовался, голова у него светлая - поправит меня, если ошибусь.
- Вот-вот, будет еще один моряк-воздухоплаватель! Океанов им мало! Тратимся на их обучение, а они вместо кораблей на воздушных шарах летают!
- А что если учредить отдельный воздухоплавательный отряд?*** И по подобию флота учить для него офицеров и инженеров? Еще при Наполеоне воздушные шары в сражениях применялись, а лет через двадцать аэроскафы и самолеты весьма распространятся. На западе наверняка уже думают, как с них бомбы бросать, вот и нам надо к тому времени во всеоружии быть, да еще сможем опередить кое в чем. И наблюдение с шаров очень полезно для крепостей, особенно морских.
- Опять расходы...
- Папа, Ваше Императорское Величество! Петр Великий основал морской флот, а ты учреди воздушный!
- Хм.. Что-то такое мне генералы уже предлагали. И каждый сам норовит возглавить.
- А что если начальником Можайского поставить?
- Ладно, подумаю, пусть полетит сначала.
- А можно я с Гошей и Сандро съезжу в Красное Село, посмотрим на постройку самолета? Ну пожалуйста!
- Жоржи с тобой нельзя, мало ли что. Поговорю с Черевиным, если он устроит - поезжайте. И чтоб сами летать не вздумали!
(*21 января 1883 г. был разработан новый проект самолета. Военное министерство решило не выделять средств на "сомнительные" изобретения, тем более, что за границей подобные опыты высмеивались, поскольку знаменитый американский математик и астроном Саймон Ньюкомб в 1870-е годы научно доказал, что аппарат тяжелее воздуха не может летать).
(**Дирижабль "Россия" в 5000 м3 был заложен в августе 1882 г, заявка на привилегию на двигатель была подана в 1888 г.)
(***В декабре 1884 при Главном инженерном управлении была создана 'Комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек к военным целям', председателем которой стал генерал-майор М. М. Боресков, а секретарем-делопроизводителем - поручик А. М. Кованько, ранее окончивший Военно-инженерное училище. По заключению этой комиссии в феврале 1885 года была сформирована Воздухоплавательная команда - первое в русской армии регулярное подразделение такого рода - под началом Л. М. Кованько. К тому времени в Петербурге на Волковом поле заканчивалось строительство Воздухоплавательного парка. Опыты по наблюдению с высоты, по аэрофотосъемке и телеграфной связи привязного аэростата с землей прошли успешно. С 1885 года воздухоплаватели с аэростатами участвовали почти во всех крупных маневрах в различных военных округах. )