День шестой. Тяжелый. Понедельник. 22 мая. После завтрака ещё раз поговорил с Александром. Все дела важные. Но прежде всего - завлечь к нам Теслу. Пусть хоть весь наш флот потопнет, но чтоб Никола был тут! Деньги на работы и графский титул ему будут. Да хоть и княжеский. И вообще, род Теслы в Сербии вполне заметный, хотя всё больше в священниках. А нам для братьев-сербов ничего не жалко. Если конечно бузить не начинают.
Другое ближайшее дело - самолет Можайского. Александр Федорович еще пару лет будет возиться, но не полетит тот самолет. Надо бы точно выяснить - почему. А для того мне нужны чертежи и та летающая моделька на пружинках, кою Можайский демонстрировал ответственным господам. Должен самолет пролететь метров сто, иначе привилегия без полета уже в следующем году будет аннулирована. Да что там привилегия, нам первый самолет нужен! В прошлом году Можайский запрашивал у папа денег для работы над проектом. И получил официальный высочайший отказ. Однако деньги откуда-то нашлись, и самолет уже построен! Хм.. Тут и кроме меня умные есть, это радует.
Теперь же я, как бывший выпускник МАТИ, бывший инженер МиГа и нынешний цесаревич, внесу в проект свои правки. Полетит, куда денется. И ничего, что на паровых машинках - в начале тридцатых следующего века в штатах паровой биплан прекрасно летал, всего на двух цилиндрах и с одним винтом. Конечно, паровой двигатель на самолете перспективы не имеет, ведь кроме топлива придется возить и воду, а кроме движка - котел, но взлететь можно и нужно. А потом и бензиновые моторчики подтянутся. Впрочем, паровые самолеты тоже будем делать, как бесшумные ночные штурмовики, неприхотливые к топливу.
Саша уехал в Питер, а я остался вести свой строго размеренный образ жизни. На первом уроке Данилович порадовал новостью - командовавший корпусом в Минске генерал Скобелев приболел и получил отпуск на год для поправки здоровья и дел в имении. Молодец, Данилович! Будет тебе орден достойный. А у меня появился надежный агент влияния в военном ведомстве. Что бы ему еще поручить? Да много чего можно, когда механизм влияния мне понятен станет. И когда мне самому Данилович доверять начнет по-взрослому. А пока "придумал идею" - сделать берданку магазинной. И попросил поручить сие капитану Мосину, что в Туле служит на оружейном.*
А когда сделает - испытать, похвалить, наградить, разрекламировать, объявить о скором принятии на вооружение гвардейских полков. И продать патент на бесперспективный магазин в прикладе французам. А то в нашей истории Мосин отказался или ему запретили. Но вот эти мысли я озвучу потом, даже Даниловичу знать то преждевременно. Пока же запишу в "Особой папке", на случай моей преждевременной смерти.
*("В 1882 году С.И. Мосин самостоятельно начал работы по переделке однозарядной винтовки Бердана в магазинную винтовку. Он сделал в ней реечно-прикладной магазин на 8 патронов. В 1883-1884 годах его опытная винтовка испытывалась и "доводилась", а в следующем году, с уже улучшенным 12-зарядным магазином, была представлена "Комиссии" вместе с 119 моделями других систем. И была признана лучшей.
В 1885 г. парижская фирма "Рэктэ" предложила Мосину за право использовать изобретенный им реечно-прикладной механизм 600 тысяч франков, а затем сумма дошла до 1 миллиона, .")
После занятия отправил гонца в ближайшую аптеку за резинками. Нет, не теми, что надевают - таких пока и нет, а теми, что в виде шнуров. Буду делать из своего планера резиномоторный самолет. Если Можайский на своих модельках резинки использовал, то у меня точно получится. Остался сущий пустяк - вырезать ножичком из липы первый в мире воздушный винт правильной формы. На поиски подходящей ветки и отправились с Георгием в прилегающий лесопарк.
Надо совмещать полезное с выгодным. Поэтому отладим модели "летака" и "самолета", запатентуем и потом поставим производство наборов на поток, для особо ленивых - в собранном виде.* Но не сейчас, а лет через пять-десять. Пока же надо оформить секретный патент. Да хоть у папа завизировать "привилегию" с чертежами и описанием, печать поставить.
Когда самолет Можайского пролетит свои сто метров, поможем ему создать первую в мире авиафирму "Можайский и Ко", разумеется, с контрольным пакетом у государства. И поскольку до реальных самолетов пройдет еще лет двадцать, то фирма пока будет выпускать летающие и не летающие модели планеров и самолетов, в том числе и модельки Можайского. А сам первый в мире самолет станет надежной рекламой, будучи выставлен в особом ангаре памятником. С ним же и открытки всякие выпускать, и за деньги возле него фотографировать. В том числе иностранных шпионов. Почему нет? Пущай себе пытаются подражать. Только закрылки-элероны мы снимем и крыло в первый вариант переделаем. И конечно винты будут "оригинальные", а не правильные. Вот лет через двадцать сделаем как было.
День седьмой. Вторник. 23 мая. После первых уроков запускали с Гошей и Мишей на поле за дворцом настоящую модель самолета - с винтом, резиномоторную. Позвали фотографа, сделали фото, завизировали ее у папа, а фотопластину изъяли. Модель сложили и оставили в укромном месте.
Вечером прогулялись с Георгием до оранжерей, набрали зелени для ужина. Наказал найти и посадить мяту, эхинацею американскую, розмарин и эстрагон, он же тархун. Все же бедная у нас земля. Только елки вечнозеленые. Можно конечно не только крапиву, но и одуванчики с лопухами жевать, но это не черешня. Чем бы еще полезным меню разнообразить? Разве что орехами и пророщенными семенами всякими. Кстати о плодах и ягодах - где-то в Рязанской губернии весьма прозябает, но делает своё дело Мичурин, не помню имени-отчества. Еще один бриллиант. Вложишь в него сотню рублей, а получишь со временем сотню миллионов.
Вот Георгию сельское хозяйство вести и поручу. Рассказал ему о прививках плодовых растений и выведении новых сортов с полезными свойствами, о простейшей селекции семян. О хлорофилле и некоторых лечебных травах. А потом сорвал пару листов одуванчика и с ним на пару съел. Не вкусно? Зато полезно. А кому сейчас легко? Еще можно есть сырыми картошку и свёклу, морковку-то едим. И готовить не надо, дрова искать и жечь. Почтенная публика конечно покривится, но крестьяне слопают, и для армии пригодится, особенно для диверсантов и партизан, да и вообще... Только позеленевшую картошку есть нельзя - это уже яд.
- Ники, я бы чего послаще съел, яблоко хотя бы.
- Ах, яблочки желаем? До них долго еще, разве что засахаренные, но сахар вреден. Да, зубы портит и организм ослабляет. Разве что в меду сохраненные поискать. Вот что, слыхал я об одном ученом дворянине из обедневших, он всякие плодовые деревья выращивает и кусты ягодные, через Даниловича пошлем ему денег на покупку небольшой усадьбы для разведения сада, заодно в Гатчину саженцы приобретем. А ты будешь "вести" его, а потом и всё наше имперское сельское хозяйство, и леса, и всю живность какая есть, и рыбу тож. Все природные ресурсы.
- Многовато мне, я во всем этом мало смыслю.
- Надо, Жоржи, надо. Иначе на одних одуванчиках останемся. А зимой как быть? Кроме государя и его сыновей всяк только о себе думает и украсть норовит, а потом и за границу уехать. Как управлять делом, если сам в нем не разбираешься? Так что налегай на ботанику, биологию, географию и химию. И на кулинарию на досуге. А в кулинарии химия - важнейшая вещь! Если со знанием дела подойти, то колбасу из старых газет можно сделать. Только перца побольше положить. А водку можно из соломы гнать, даже из дров. Спиртами тебе тоже придется заняться - это вопрос стратегический.
Дошли до дворца. Поужинали всей семьей. Папаня не очень весел, явно в мыслях о внешней политике. О Тройственном союзе немцев-австрийцев-итальянцев, о намеках на дружбу от французов, о вечной проблеме с англами. Я заметил, что ко мне его отношение несколько изменилось - поглядывает с некоторым интересом. Понятное дело, о преемственности думает. Уже с некоторой надеждой. Поставил себя на его место. Содрогнулся. Предыдущий государь страну разболтал, либералов распустил, потом и был убит террористами. Страна в раздрае, армия и флот слабы, финансов мало. Помещики разоряются и требуют субсидий, крестьяне нищают и хотят просто поесть. Чиновники воруют. Внутренние проблемы и внешние угрозы. Кто виноват и что делать? Как жить дальше? Но вот наследник вроде толковый и за ум наконец взялся, уже радует.
После ужина заперлись с Гошей и начали рисовать полноценный самолет. Точнее, я рисовал и рассказывал. Начал с планёра, летака по-нашему. Тело, крылья, хвост, оперение. Это все по модели известно. Рисую большой, с летуном-летчиком в маленькой кабинке. А теперь "думаем", как сделать управляемый полет, пока без винта.
- Это просто, Ники, надо сделать хвост поворотным, как руль у корабля.
- Можно, только недостаточно, да и узел поворотный нужен будет прочный, а значит тяжелый. У корабля руль крепится к дейдвуду, вот и наш вертикальный хвост, назовем его киль, будет дейдвудом, а к нему приделаем руль, можно и полубалансирный.
- Тогда и к горизонтальному килю приделаем руль глубины - чтобы летаком вверх-вниз управлять.
- Вот тебе щелбан.
- Ай!
- Это не подводный аппарат, а летающий, поэтому у него руль высоты, а не глубины. Запомнил? Давай сначала приделаем руль направления, пока жестко под углом, и попробуем в полете.
Приделали картонный руль, пустили в широком коридоре, получилось плохо - свалился наш летак на крыло. Георгий опечалился.
- Почему же корабль не валится при повороте?
- Валится, сперва наружу поворота, поскольку подводная часть поначалу удерживается водой, а потом внутрь, когда более тяжелая подводная часть наконец преодолеет сопротивление воды. Но если на большой скорости круто повернуть, то не успеет, и корабль опрокинется.
- А нам как быть? У летака ведь все части в одной среде - в воздухе.
- А вот как - сзади крыльев приделать закрылки. Когда один отклонить вверх, а другой вниз, то летак накренится.
- Вот у нас и накренился...
- Да. Но сразу после крена надо выровнять закрылки.
- Тогда он будет стремиться лететь по спирали вверх.
- Именно. А может и снижаться, поскольку скорость уменьшится, а с нею - подъемная сила. А чтобы сделать поворот резче, руль высоты отклоним вверх.
- Зачем же тогда руль направления?
- Чтобы помогать закрылкам, слегка поправлять курс и управлять у земли без крена.
Еще 20 минут возились, приклеили закрылки и руль высоты. Центр тяжести ушел чуть назад, туда же сдвинули крыло. Сначала запускали с прямыми закрылками и отклоненным вверх рулем, добились "мертвой петли". Впервые в мире, кстати. Затем отклонили закрылки в разные стороны - получили красивый крутой поворот с элементом штопора и втыканием в стену. Затем рули поставили прямо, а закрылки отклонили вниз - летак после запуска полетел медленнее, но с набором высоты в ровном положении. Так был "открыт" эффект увеличения подъемной силы и двойного назначения закрылков. Попробовали запустить с креном, отклонив руль высоты вверх - еще более резкий поворот с мгновенным втыканием в стену, но уже без штопора. В целом, основные элементы и приемы управления самолетом были определены.
- А теперь, братец, давай думать, как водителю летака-самолета, назовем его "лётчик", управлять аппаратом. Какие рычаги и тяги нужны, как их удобнее расположить.
Еще полчаса "думали" и рисовали. Снова мне выпала честь "придумать" ножное управление рулем направления и ручное управление одной ручкой рулем высоты и закрылками-элеронами. А вот как сделать переключение оных с "разнобойного" отклонения на одинаковый угол так и не придумали - ну не знаю я, как Поликарпов на И-16 это устроил. Зато Гоша предложил сделать отдельные закрылки и опускать их своим рычагом. Ну что ж, пусть пока будет так. Теперь и он носитель секретных знаний. Если что со мной случится - не пропадут. Еще и Сане объяснить основные принципы. Завтра будем испытывать на резиномоторной модели.
Перед сном подвел итоги первой недели своей деятельности по искажению прошлого. Остался доволен.
День восьмой. Среда. 24 мая. Испытания проводились за дворцом и прошли успешно. Неоднократно погнутый проволочный вал винта заставил повозиться с изготовлением и приделыванием колес из пробки, после чего самолетик стал летать ровнее, но медленнее и ниже. Великая борьба просвещенной части человечества с сопротивлением воздуха и лишним весом была начата. Наш союзник сейчас только сосна. Бальса, фанера, перкаль, лаки, алюминий, резина, плексиглас, прочные стали, сварка, мощные моторы, бензин и масло - далеко в будущем. А наши силы - горстка невежд. Но начало положено и план примерно составлен.
А еще надо будет вооружать самолеты бомбами и пулеметами. Приборами. И конечно радиостанцией. О которой никто на планете пока и не мечтает. А летчика защитить бронеспинкой. Прочной и легкой. То есть - очень прочной... Ага, вот именно это мне и нужно - бронежилет! А также бронекарета и броневагон. И бронепаровоз. Хорошо бы и бронестекло. А как лошадей забронировать и кучера? Придется ускорять и создание автомобиля. Но для начала надо обеспечить себя и царскую семью бронежилетками, скрытого ношения. Кто у нас броней занимается? Что-то делают для кораблей на Ижорском. Какая-то стале-железная несуразица. Придется и крупповскую цементированную "изобретать", пока на гарвеевскую не перешли. Где бы еще никель взять много и дешево. Хорошо хоть цементация тонких листов невозможна - меньше забот. Но и состав тонкой брони еще уточнить опытами. Побольше углерода, кремния-марганца-хрома-никеля около одного процента каждого. Впрочем, для важных особ можно разориться и на молибден, и на вольфрам, и на ванадий, да хоть платину, если потребуется. Из металлургов помню только Чернова, Дмитрия Константиновича. На него и будем выходить.
А пулеметы? Их ведь и нет пока даже слова такого нет! Мало того, нет и бездымного пороха. А с дымным порохом ну какой пулемет, смешно. Но вот-вот всё появятся. Через года два-три Хайрем Мэксим изобретет свой пулемет, причем калибром 37 мм. А главное - запатентует и начнет грести золото, в том числе и от нас. Нехорошо это, не по-нашему, не по-изобретательски. А еще спорил с Эдисоном о приоритете лампы накаливания. Которую изобрел Лодыгин. И зачем-то соорудил многоярусный самолет и заставил его подлететь аж на несколько миллиметров, пустив по деревянному настилу и прижав сверху колеса деревянными же балками. Отметил мелом касание и был рад. Молодец! У Можайского на десять лет раньше и то выше подлет был. Так что не будет большим преступлением ограбить этого зарвавшегося плагиатора.
Итак, изобретаем и патентуем водяное охлаждение ствола, ленту для патронов, привод автоматики за счет отдачи ствола, а конус на дульный срез для усиления отдачи - это вообще наше изобретение. Осталось изобрести собственно механизм. Говорят, проще швейной машинки Зингера. Помню только геометрию подачи патрона, довольно бестолковую. Кому бы поручить? А некому. Кроме Мосина никого не знаю, а тот над дурацкой винтовкой работает, точнее - приступает к работе. Ладно, поручим ему запатентовать отдельные элементы и принцип. А за изобретение механизма пообещаем помочь с патентами за границей и половину комиссионных от иностранцев. От нас же - деньги сейчас и всякие награды в будущем. А не сможет Мосин или кто другой из наших - все равно Мэксиму без остальных элементов пулемет не сделать - патовая ситуация.
Зингер-зингер.. Вспомнил! Под крышей германского отделения американского "Зингера" была самая большая сеть немецких шпионов в России! Как интересно. И машинки швейные нам нужны, и завод в Подольске. А вот германские шпионы.. Надо бы как сейчас в США - брать с иностранцев подписку, что не шпион, а если окажется оным - пожизненное. Дезой этих ребят не накормишь - они общую информацию собирают. Ладно, пусть строят завод, но восточнее Москвы, чем Ковров плох? Или даже Вязники? А потом шпионов арестуем и заводик в казну отожмем, вот так.
Ох, сколько всего прячется за обычным боевым самолетиком. И может получиться как тогда - пару лет перед войной вбухивали в авиапром сорок процентов бюджета, а толку с той авиации считай и не было, только ресурсы пожирала - немцы смешными силами почти до конца войны в небе господствовали. А после немцев - американцы во всей красе с тысячами четырехмоторных бомберов. Что ни говори, а мировое развитие авиации для вечно отстающей России - зло двойное. Надрываемся в гонке, а противники стремительно обгоняют, да еще с возможностью игнорировать нашу главную защиту - непроходимые необъятные просторы. И никак тут на опережение не сыграешь. После первой сотни наших самолетов в той же Германии через год появится тысяча.
Да, нужна нам авиация, но спешить не будем. Зато о ПВО позаботимся заранее, чтобы крылья черные даже не мечтали долететь до середины Днепра. И предлог для папа и генералов есть - всякие там воздушные шары для военных наблюдений уже используются, а сбивать их нечем. А вдруг какой бомбист над Гатчиной полетать вздумает? А мы его из пушки противовоздухоплавательной шрапнелью дистанционной - бабах! Да, тут России-матушке весьма повезло - будущий государь в своем будущем учебном заведении пять дней в неделю учился делать самолетики, а один день - сбивать оные, на военной кафедре. Уж тут точно будем впереди планеты.