Кошкина Анна : другие произведения.

Еще мысли подряд: популизм, элитарность/маргинальность, воспитание и выбор, сомнительность прогресса

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    morewhisky, May 20, 2007, 13:22

  
  1.
  в последнее время я как-то забыла, что в языке имеются такие замечательные слова, как популизм и демагогия. люблю эти слова, потому что они точно обозначают то, без чего невозможен любой приход к власти, любой контроль. "интеллектуальные" элиты (а генераторы идеологий, имхо, -- всегда элиты) всегда оказываются слишком численно малы даже для того, чтобы просто успешно сопротивляться действиям карательных органов властвующего большинства. стремление выжить, а также желание вызвать изменения в желательном, по мнению интеллектуалов, направлении вызывает искушение агитировать "широкие массы". увы, чем на большую аудиторию рассчитано сообщение, тем более упрощенными становятся формулировки, упрощенными за счет потерь информации.
  
  2.
  "массы" не могут быть "аутентично против" тоталитаризма, потому что сами по себе являются питательной средой для него. однако не следует забывать, что абсолютно однородными "массы" не бывают, так указанная однородность обеспечивается размытым формулированием целей, что способствует включению (обычно, временному) в "массы" потенциальных маргиналов, интуйтивно честных, интуйтивно ищущих людей. маргиналы -- элита наоборот. элита -- признанные маргиналы. я не чувствую себя элитой, вместо этого я чувствую едва ли не абсолютную отделенность от так называемых "масс".
  
  3.
  мои точки зрения изменчивы чрезвычайно, но в данный момент я придерживаюсь мнения, что the root of all evil заключается в познавательной способности человека, в частности, в том обстоятельстве, что, появившись на свет, он оказывается перед необходимостью узнавать мир с нуля, не имея в качестве опоры никакого "врожденного опыта", что автоматически означает, что каждая человеческая личность обречена каждый раз наступать на грабли, нередко просто одни и те же. вопрос о том, этично ли сознательно формировать личность ребенка (до 10-13 лет) я решаю для себя следующим образом: да, этично, но ровно до тех пор, пока он задает тебе вопросы. любая попытка управлять его системой ценностей тогда, когда он не обращается к авторитетам и даже просто не задает вопросов, -- это не более, чем прагматически оправданная манипуляция. имхо, человек имеет право ломать себе шею, если таков его выбор, потому что свобода выбора -- это единственный вид свободы, которой в принципе доступен человеку, отнимать у него даже это было бы совсем уж нехорошо. возраст и половая принадлежность никакой роли в данном случае не играют. главный же вывод заключается в том, что "сознательных антитоталитаристов" в результате подобного эволюционного отбора оказыватеся крайне мало. узок, как грицца, круг этих революционеров...
  
  4. иногда меня посещает сомнение: а можно ли вообще говорить о каком-то прогрессе по сравнению, например, со временем расцвета византийской империи? вдруг все, что мы имеем, это только качественное изменение противостоящих сил, в то время как сумма их заимных воздействий остается прежней, что баланс сохранен? к сожалению, ответить на этот вопрос сможет только трезвомыслящий свободный неленивый маргинал с кучей времени для исследовательской работы. эта деятельность -- не для меня, поэтому приходится руководствоваться собственными досужими домыслами.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"