еще одна мысль давно вертевшаяся в голове и наконец-то записанная (я для этого специальную тетрадку купила, чтобы ноут в постель не таскать, когда муза по ночам приходит). должна сразу оговориться, что с этой мыслью я согласна далеко не всегда =) я даже пыталась изменить некоторые формулировки, чтобы сделать мысль как бы более "универсальной", но потом плюнула и оставила как есть, потому что надо оставлять место и для внутренних противоречий =)
пора посмотреть правде в глаза: проблема чрезмерной жестокости загробного воздаяния в православии (с которой я особенно ревностно спорила в свое время) перестала быть для меня проблемой номер один, равно как и проблема снисходительности к людям и проблема степени собственной правоты. можно предположить, что это произошло вследствие закономерных личностных изменений, в результате которых я перестала быть чем-то одним и стала чем-то другим, и поэтому эта проблема перестала быть актуальной. но мне кажется что есть еще одна причина, а именно пришедшее понимание, что никто никому ничего не должен, потому что по причине и из-за особенностей мироустройства (в частности, необходимости существовать во времени, а не в вечности), мы как бы сразу и навсегда взаимно друг перед другом квиты.
это своеобразное "равенство общей вины" с необходимостью приходится признавать там, где мы во главу угла ставим свободную личность и даем ей право реализации свободы выбора. и даже если предположить существование таких условий, в которых в обществе свободных личностей не было бы ни одного "злодея", то есть человека сознательно совершающего аморальный поступок ради реализации собственных интересов, то даже в этом случае у "хороших" членов общества останется множество возможностей причинить друг другу боль и неприятности, и наиболее ярким и типичным примером могут послужить такие виды взаимоотношений как любовь, дружба, привязанность, когда они сочетаются с проблемой отсутствия взаимности. в ситуации отсутствия взаимности "хороший" человек оказывается перед выбором или ущемить права объекта, или ущемить свои собственные права и таким образом создать первую трещину в себе как свободной личности, ибо подобное действие есть признак власти морали над человеком. первый же выбор есть двигатель войны всех против всех, которая никогда, на самом деле, не прекращалась и не прекратится в обозримом будущем, хотя и бывают ситуации, когда ее разрушительная активность заметна менее, чем обычно.