Обзор текстов, поданных на конкурс цыганской песни
Сначала несколько общих замечаний.
Судить о песне по тексту, все равно что судить об опере по либретто. "Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни..." - эту пародию на элегии, сочинявшиеся в те времена десятками (а сейчас уже, пожалуй, тысячами), Пушкин приписал Ленскому, тут же дав и оценку: "Так он писал темно и вяло..." И вот на основе фактически шутки Чайковский создал гениальную лирическую арию, которая, когда поет тенор масштаба Лемешева, вышибает слезу не только у экзальтированных дам, но и у вполне прагматичных мужиков.
Не секрет и то, что из всех поэтов-песенников только у двоих можно читать стихи без музыкального сопровождения, не спотыкаясь и не морщась: у М.Исаковского и у Б.Окуджавы.
Отсюда вывод: законы поэзии задевают песенные тексты только по касательной. Но делать нечего - будем судить то, что имеем: не готовое изделие, а практически полуфабрикат. Так что у автора всегда есть возможность заявить: "Ну и что, если рифмы плохие? Зато как меня принимают слушатели!.."
В поэзии, как и в фигурном катании, общая оценка складывается из двух составляющих: оценки за технику (рифмовка, ритмика, строфика и т.п.) и оценки за артистизм (стиль, подбор синонимов, композиция и пр.). Для песенного текста можно, наверно, добавить третье: оценку за эмоциональный напор. Зачастую он вывозит даже весьма корявые тексты. Вот с такими критериями я и попытаюсь подойти к присланным на конкурс текстам . Естественно, я не претендую на истину в последней инстанции. "Каждому граду свой нрав и права, всяка имеет свой ум голова".
Итак, вступление закончено. Поехали!
Светлана ФИЛАТОВА "Старый цыганский романс".
Техника на неплохом уровне. Рифмовка не без изысканности - ассонансная: кружеве - ненужная, реками - предали. Эмоциональный напор зашкаливает.
А вот с артистизмом похуже. "Сыскал бы! Долго ли? Да только предали!" - слишком уж плохо состыковано. Возможно, имитируется (а может, и не имитируется) женская истерика. Но жизнь и литература - все-таки разные вещи. В литературе даже бред должен быть хорошо отредактирован. "Свеча горелая" - по-русски так не говорят. Горелое - это то, что пригорело или обгорело: горелая каша, горелый лес. Свеча, конечно же, сгоревшая.
Но в целом впечатляет. Эмоциональный напор вывозит!
Вера АНОШИНА " Гитара-цыганка"
Сразу скажу: мне не понравилось. Ритм выдержан, но рифмовка бедненькая, а то и просто плохая (в ночи - донести). Эмоций - ноль. Похоже на упражнение хорошистки-восьмиклассницы, которая больше всего озабочена тем, чтобы все было, "как у взрослых".
Анна М "Цыганская песня"
Техника слабенькая, рифмы беда - одна и глухой - боль и не рифмы вовсе. Эмоциональный напор намного слабее, чем у С.Филатовой, соответственное и впечатление. Четверостишие "Схороните нас рядышком тогда, Чтоб жена его не пришла туда, Чтоб не видел он своей милочки, Чтоб росли цветы на могилочке" перечитал раз пять, но так и не понял, почему жена не может прийти и какой милочки он не должен видеть.
Федор ГАЙВОРОНСКИЙ
"Кончены речи..." С техникой все в порядке. Эмоций достаточно. Но есть корявые строчки ("Вот она, ты, красота отзвеневшая" - слово "ты" лишнее). Есть невнятица: "Время мчится... словно табун... несет ... утлый кораблик" - плохо представляю табун (видимо, лошадей), который несет кораблик, даже утлый. В слове согбЕнный ударение должно быть на втором слоге.
Гораздо лучше стихотворение "В белом тумане". Это, пожалуй, одно из лучших стихотворений подборки. Правда, без "блошек" не обошлось. "ПОлнится душа" - ударение должно быть на первом слоге. "Где эти волосы, где эта бровь?" - слишком напоминает "Где эта улица, где этот дом".
Петр БЕССОНОВ "Цыганская поэтическая"
По-моему, на хорошем уровне по всем компонентам. Даже придраться не к чему. Разве что строчка "А поэт за крылья его тряхнет" вызывает не совсем приличные ассоциации.
Дмитрий ВОРОНКОВ "Цыганская молдовеняска"
Написано гладко. Даже, пожалуй, чересчур гладко. И сразу вспоминается "Мчатся тучи, вьются тучи". Не знаю, может хорошая мелодия вывезет? Так себе.
Саша КРЕЧЕТ "Дорога", "Конь враной"
Техника похуже, чем у Воронкова. Рифмы судьба - меня, глаза - меня, в ночи - спасти - не годятся. Все по ритму гладко, но не хватает какой-то изюминки, чтоб душу зацепило. К тому же оба стихотворения уж слишком длинны. Мне не нравится.
Катерина АНТРОПОВА "Романс"
Какая-то уж слишком разболтанная ритмика. Не знаю, может при исполнении под музыку все сглаживется? "Гаданьем грехов не будить" - загадочная строчка. Так себе.
Светлана КОТОВА
"Песня развеселого цыгана". Мне понравилось. Задорно, действительно весело и в то же время со скрытой грустинкой. Есть пара "блошек": "не побрезгуй уж" - зачем тут уж? "Бейте туфли" - вообще-то, цыгане пляшут в сапогах.
"Шанита". Примерно на том же уровне, даже поглаже. Но первое стихотворение мне нравится больше: второе банальнее.
Екатерина ГОРШКОВА "Цыганка на картах гадала", "Я прощаюсь с тобой", "Ни рыдать, ни умолять"
Написано гладко, но уж слишком все знакомо по многим и многим подобным стихам. Своего голоса не чувствуется. Разве что хорошая музыка выручит...
Михаил УЗЛАНЕР "Песня цыганки"
Стихотворение плохо выстроено: первый куплет не стыкуется со вторым. И снова - уже сколько раз все это пето-перепето!
Василий СЫРОЕЖКИН "Игра вслепую"
Ритм довольно прихотливый, причем все куплеты по ритму разнятся. По-моему, даже для песни такой разнобой нехарактерен. Автор попытался создать нечто оригинальное, но, как мне кажется, перестарался. Получилось оригинальничанье, иногда переходящее в бессмысленный набор слов. И к тому же - причем тут цыгане?
Виталий БОТВИНОВ "Ты"
Тот же вопрос - причем здесь цыгане? - можно задать и этому автору. Хотя само стихотворение мне понравилось. Довольно прихотливое, немного сумбурное, но чем-то цепляет. А ведь это главное в поэзии - задеть сердечную струну.
Анастасия КУЛЕШОВА "Цыганская"
Задевает сердце и это стихотворение. Хотя вроде бы особых открытий в нем нет. Но, похоже, автор по-настоящему, а не по-школярски переживает ситуацию. Плохо только, что техника, особенно рифмовка, сильно хромает.
Игорь ГОРНОСТАЕВ "Молитва"
Могу дословно повторить сказанное о предыдущем стихотворении. Если бы нашелся хороший композитор, могла бы получиться отличная песня. И все равно - если хочешь называться поэтом, учись ремеслу! За такие рифмы должно быть стыдно. Или это стилизация? Тогда другое дело.
Александр КОРНИЕНКО "Эх, луна ходи-ходила"
Вот целая группа получилась. У Корниенко то же, что у двух предшествующих. Очень даже неплохо. Только, на мой вкус, длинновато. Сократить - и в народ!
Лилит МАЗИКИНА "Романи Бахт"
На мой вкус, лучшее стихотворение подборки. Все в меру, все по делу, небанальные ходы, точные рифмы, крепкая ритмика... Молодец!
Алёна ПЕРЕКАТИПОЛЕ
"Шаль цыганскую" и "Повстречались" мне понравились больше, "Отшумели метели" меньше. По технике средне, есть огрехи и в рифмовке и в ритмике, но есть искреннее чувство, есть сердечность, есть жар души. Только опять же длинновато. Подсократить бы чуточку да поправить пару рифм - было бы во!!!
Вот, пожалуй, и все. Сказал, что думал. Повторяю: это мой взгляд, мой вкус. У других может быть иное мнение. А если кого-то обидел - не обессудьте, поэзия - дело мужское, жестокое.